Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая преамбула. элементов имеет верхнюю границу




элементов имеет верхнюю границу. Эта верхняя граница была названа бъемом зрительной кратковременной памяти, который — по разным энным — составляет от 2–3 до 6 знаков. Было принято простое объяс-нение этой границы: существуют заданные природой ограничения на скорость восприятия и/или объем хранения знаков. (Отметим, что ника­кого реального обоснования это объяснение не имело). Но вот когнити­висты разрабатывают методы, позволяющие утверждать, что испытуе-мый способен к более быстрому восприятию и более объемному хранению информации. Перечислю некоторые примеры таких методов: в заранее известном испытуемому наборе знаков не предъявляется только один из них. Задача испытуемого — определить этот отсутствующий знак (экспериментальная парадигма Г. Бушке); об элементе, предъяв­ленном после экспозиции, следует сказать, был он или не был предъяв­лен (парадигма С. Стернберга); после предъявления информации спе­циальный маркер показывает позицию элемента, подлежащего воспроизведению (парадигма Э. Авербаха) и т.д. С помощью этих ме­тодов было показано, что человек на самом деле хранит в памяти суще­ственно больше знаков, чем можно было бы предположить по измерен­ному у него объёму кратковременного запоминания.

Дж. Сперлинг предъявлял своим испытуемым матрицы: три ряда букв и цифр по три или четыре элемента в каждом ряду (т.е. 9 или 12 знаков) со временем экспозиции от 15 до 500 мс. При обычном задании, требу­ющем воспроизводить все знаки, испытуемые правильно припоминали 4 или около того знаков. Но Сперлинг изобрел новую эксперименталь­ную парадигму. Он использовал метод частичного воспроизведения: ин­струкция, даваемая после окончания экспозиции, сообщала испытуемо­му принцип выбора знаков, подлежащих воспроизведению, а именно: сразу после предъявления матрицы испытуемому предъявлялся высо­кий (2500 гц), низкий (250 гц) или средний (650 гц) тон, в соответствии с которым испытуемый должен был воспроизводить верхний, нижний или средний ряд матрицы. Сперлинг рассуждал так: поскольку испыту­емый заранее не знает, какой ряд ему предстоит воспроизвести, то ве­роятность воспроизведения знаков ряда, объявленного после предъяв-ления, есть реальная вероятность воспроизведения знаков любого ряда матрицы. Тогда, умножив предъявленное число знаков на эту вероят-ность, мы получим объем зрительной кратковременной памяти по ме-тоду частичного воспроизведения. Результат: испытуемые помнят от 8 до 11 знаков. Из этого, казалось бы, с очевидностью следует, что изме-ренный обычным способом объем памяти не может быть границей воз-жностей мозга! [окончание cтраницы 229]


Раздел второй

Однако обычно делался другой вывод. Например: объём кратко­временной памяти определен возможностями мозга по хранению инфор. мации в течение нескольких секунд; с помощью методов типа частич­ного воспроизведения мы измеряем объём другой памяти — например ультракороткой; этот объём определен таким устройством органов чувств что в течение нескольких миллисекунд они автоматически сохраняют поступившую информацию, а не способный запомнить эту информа­цию мозг все-таки может в течение этого ультракороткого времени её считать 1. Так сохраняется точка зрения о неспособности мозга, хотя никаких прямых оснований для этого нет: результаты экспериментов Сперлинга и его последователей констатируют лишь факт ограниче­ний при применении той или иной парадигмы, но не их причину.

Пример второй. Невозможность сознательно отслеживать всю одновременно поступающую информацию вела многих исследователей, начиная с Вундта, к идее структурно предопределенной ограниченно­сти «поля сознания». В экспериментах, однако, выяснилось, что ин­формация, не попадающая в поле сознания, может, тем не менее, обра­батываться мозгом и влиять на последующие процессы переработки, доступные сознанию. Ага! — решили когнитивисты. Значит, по анало­гии с компьютером, переработкой информации у человека занимается некий центральный процессор, обладающий ограниченной пропускной способностью. Когнитивные психологи ввели метафору «узкого буты­лочного горлышка», определяющего возможности такого процессора. Поскольку, уверяли они, в процессоре не может перерабатываться вся информация, то должен быть механизм отбора (селекции) наиболее су­щественной (релевантной) части информации. Такой отбор может про­исходить либо сразу на входе при её поступлении (теории ранней се­лекции), либо на выходе — при попытке попасть в узкое горлышко центрального процессора (теории поздней селекции).

Когнитивисты поставили море остроумных экспериментов, что­бы предпочесть ту или иную из двух теорий. Вот, например, А. Трейс-ман и Дж. Геффен предъявляют испытуемым отдельно на каждое ухо разные сообщения (дихотическое предъявление). Задача испытуемого [окончание cтраницы 230]

________________________

1 «Сетчатка обладает высокой способностью к накоплению зрительной информа­ции... Информация, превышающая объем мгновенного запоминания (т. е. кратковремен­ной памяти — В. А.), представлена в форме быстро исчезающего зрительного образа объекта. Если испытуемым получено больше информации, чем он способен (?!) запом­нить, то он должен выбрать для запоминания её часть». — СперлингДж. Информация, получаемая при коротких зрительных предъявлениях. // Инженерная психология за рубе­жом. М, 1967, с. 55-57.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.