Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая преамбула. Победа когнитивизма, обернувшаяся его поражением — отказом от собственных постулатов




Победа когнитивизма, обернувшаяся его поражением — отказом от собственных постулатов

Бурной когнитивной революции как таковой, собственно, не было. Предыстория когнитивизма весьма длинна, её можно просле­дить от Платона и Декарта. Исследования в духе того, что позднее стало называться когнитивной психологией (т. е. психологией позна­ния), также велись давно — со времен Вундта, Фехнера и Эббингауза. И в 20-е, и в 40-е гг. XX в. были великие ученые, которые готовили почву для этой революции: Э. Толмен, Р. Вудвортс, Ф. Бартлетт, Ж. Пиа­же. Безусловный крен в когнитивную проблематику всегда наблюдался в [окончание cтраницы 222]



 

следованиях гештальтистов. Огромное влияние на последующие со- е. ттия оказали работы Н. Винера по кибернетике и К. Шеннона по ста­тической теории связи и теории информации.

Однако к концу 50-х гг. существенно меняется методологическая атмосфера.. Уходит в прошлое позитивизм. Серая научная масса, с лёгкос-тью приняв позитивизм, уже давно превратила его из рафинированно­го учения в трюизм и залила его эвристический огонь океаном ничего не значащих экспериментов. Позитивизму начинают противопостав­ляться другие рациональные методологические позиции. Работы К. Поп-пера, М. Полани, И. Лакатоса, Т. Куна произвели революцию в методо­логии науки. Идеи Шеннона были подхвачены в экспериментах У. Хика, р. Хаймена, Д. Бродбента и созданном их стараниями представлении о человеке как канале связи с ограниченной пропускной способностью. Дж. Брунер разрабатывает «новый взгляд» на познавательные процес­сы, а лингвист Н. Хомский порождает новое направление в психолин­гвистике.

В 1960 г. выходит в свет монография Дж.Миллера, Е.Галантера и К.Прибрама «Планы и структура поведения» –– её позднее назовут библией когнитивных психологов. Авторы опираются в своих рассуж­дениях на «кибернетическую гипотезу»: основным элементом построе­ния нервной системы является петля обратной связи 1. Дж.Миллер и Дж.Брунер создают при Гарвардском университете Центр когнитив­ных исследований, даже в самом названии противопоставив себя бихе­виоризму. (В 1960 г. этому центру было предоставлено специальное помещение — дом, где раньше жил У.Джеймс). На начало 60-х гг. прихо­дятся и исследования Дж. Сперлинга, с которых, как полагают В.П. Зин-ченко и А.И. Назаров, «всё началось» 2. Так называемый эмерджент-ный материализм вновь вводит в психологию «ментальные процессы», "ставшие на его позицию физиологи принимают представление о со­знании как о важнейшей и не сводимой к нейродинамике составляю­щей мозговых процессов. Р.Сперри поясняет метафорой, почему со-нание, как сложное целостное (эмерджентное) образование, может лиять на мозг: не атомы, входящие в состав молекулы, определяют её поведение, говорит он, а наоборот, «молекула во многих случаях явля-ется хозяином входящих в нее атомов»; катящееся под гору колесо несет с собой находящиеся в нем молекулы и атомы,«независимо от того, [окончание cтраницы 223]

_____________________________

1 Миллер Дж. и др. Планы и структура поведения. М., 1965, с. 41. Стоит заме-тить, что эта гипотеза была хорошо подготовлена двухсотлетней работой физиологов.

2 Зинченко В. П., Назаров А. И. Когнитивная психология в контексте психологии. Вступительная статья к кн.: Солсо Р. Когнитивная психология. М, 1996, с. 11, 19.


Раздел второй

нравится ли это отдельным молекулам и атомам» 1. Наконец, в 1967 г У. Найссер публикует книгу, название которой — «Когнитивная психо­логия» — было приписано всему направлению. А о свершившейся ре­волюции, приведшей когнитивизм на смену бихевиоризму, активно на­чали говорить в начале 70-х.

Главным событием, которое определило возникновение когнитив­ной психологии как таковой, стало создание компьютеров. Впервые в истории человечества появился автомат, который, как и человек, ока­зался способным перерабатывать информацию. Компьютеры позволяли посмотреть на информационные процессы у человека с неожиданной стороны. Дж. Миллер с соавторами сформулировали: компьютер мож­но использовать «для иллюстрации действия различных психологичес­ких теорий» 2. Позднее мозг вообще стал рассматриваться как вычис­лительный механизм, сходный с компьютером. Мол, разум по своим программам на мозге-компьютере производит вычисления, традицион­но называемые познанием 3. Первые эксперименты были во многом вдохновлены вопросами: что общего между процессами переработки информации у человека и компьютера? чем эти процессы отличаются друг от друга? Поиск ответов порождал необычные идеи и чаще всего выражался на языке блок-схем, которые когнитивисты заимствовали у инженеров.

Когнитивные психологи ввели постулаты, в которых, собственно, и содержится зерно их позиции:

1. Процесс познания определяет все аспекты психической жизни.

2. Этот процесс должен рассматриваться как процесс переработки
информации, аналогичный тому, который мог бы происходить в
компьютере.

3. Человек перерабатывает информацию поэтапно. При этом
стимульная информация при переходе от одного этапа к другому
подвергается существенным преобразованиям.

4. Система переработки информации на каждом этапе обладает
ограниченной ёмкостью или ресурсом. Поэтому человек постоянно
принимает решения, какую информацию перерабатывать, а каку!°
отбросить, исключить из информационной системы. [окончание cтраницы 224]

_______________________

1 Сперри Р. Перспективы менталистской революции и возникновение новог ного мировоззрения.//Мозги разум. М., 1994, с. 32-33.

1Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., 19" '

с. 66.

' МакКормак Э. Когнитивная теория метафоры. // Теория метафоры. М., 1' ' с. 367.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.