КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности формирования направленности личности боксера
Целенаправленное воспитание боксеров осуществляется в процессе многолетней тренировки и соревнований на всех уровнях спортивной подготовленности. JB спортивной психологии комплекс средств, методов и мероприятий, которые способствуют формированию общих и специально-спортивных психических качеств личности спортсмена (т. е. качеств, необходимых для овладения спортивным мастерством), принято называть психологическими основами воспитания и тренировки (или средствами общей психической подготовки). Систему средств психолого-педагогических воздействий, направленную на выработку психической готовности к соревнованию и воспитание специальных психических качеств, необходимых для успешного выступления в состязаниях, называют системой психической подготовки к соревнованию (или средствами специальной психической подготовки спортсмена). Система психолого-педагогических воздействий предполагает: а) формирование направленности личности советского боксера; б) развитие и. совершенствование волевых качеств боксера; в) развитие и совершенствование специализированных психических качеств боксера; г) воспитание способности к саморегуляции психического состояния. Естественно, все «упомянутые качества могут развиваться в известной степени сами по себе в результате занятий боксом, под влиянием таких факторов, как специфические упражнения, условия тренировки, влияние коллектива и партнеров. Однако -степень «спонтанного» развития психических качеств и процессов весьма незначительна и, кроме того, влияние факторов занятий бывает двояким: или положительным, или отрицательным. Необходимым условием правильного и эффективного формирования личности спортсмена, развития его воли и других психических качеств является правильная организация педагогического процесса, умелый подбор специалистов — тренеров, педагогов, психологов. Однако и этого недостаточно: формирование свойств личности и психических процессов не будет происходить достаточно эффективно, если боксер сам не желает активно совершенствовать свои психические качества, учиться психической саморегуляции. Он должен захотеть воспитать свой характер, закалить волю, научиться управлять своими эмоциями и поведением в любых условиях, мобилизовывать силы для победы, совершенствовать внимание и мышление, активно стремиться к самовоспитанию. Опыт показывает, что боксеры, которые осуществляли это стремление, добивались в боксе выдающихся успехов. Причем в самовоспитании большую роль играет тренер, от которого во многом зависит, сумеет ли спортсмен правильно настроиться и сможет ли он продолжать самовоспитание при неудачах. Если рассматривать понятие «самовоспитание» широко, то в него надо включить и самопознание и самоусовершенствование способности сознательно управлять своими действиями, поступками, мыслями и чувствами. Основу самовоспитания составляет самопознание — анализ и самооценка своих сил, возможностей, поведения. Чтобы направленно воздействовать на себя, необходимо прежде всего знать самого себя, уметь хорошо разбираться в совершаемых поступках, видеть свои положительные и отрицательные стороны, критически оценивать свое поведение, исходя из общественных интересов, быть политически грамотным. В процессе подготовки спортсменов можно использовать различные средства, пути и методы самопознания: информацию, получаемую спортсменами от окружающих, об особенностях своих движений, стиля, тактики, морального поведения, волевых качеств, особенностях организма и психики и т. п.; самонаблюдение, как составную часть самоконтроля своего физического и психического состояния; анализ своей деятельности, поступков, обусловивших их факторов; выявление причин успехов и поражений; самоучет результатов тренировок и соревнований; самоотчет о выполненной деятельности; критику и самокритику; самооценку работы по самоусовершенствованию физических, моральных, волевых, интеллектуальных и других качеств; ведение личного дневника, где не только фиксируются внешние факторы, события, данные, но и анализируются и описываются переживания, мысли, стремления и т. п. Ряд этих средств и методов самопознания и самовоспитания может быть с успехом использован для самовоспитания боксера. При этом тренер должен систематически контролировать проделанную спортсменом работу, знакомиться с его дневником, откровенно беседовать о трудностях, мешающих самоусовершенствованию. На формирование системы взглядов, убеждений, интересов боксера влияет коллектив, в котором от тренируется. Очень важно, чтобы в клубе или в команде были лидеры, которые пользовались бы авторитетом большинства членов группы и на которых тренер мог бы опираться, сплачивая спортсменов. Для того чтобы создать дружный коллектив, надо стремиться увеличить общность интересов у всех занимающихся на основе интереса каждого спортсмена к результатам совместных тренировок, предстоящим соревнованиям. Необходимо укреплять между боксерами отношения взаимного доверия, взаимной требовательности, взаимопомощи, которая проявляется в советах, указаниях, исправлении ошибок во время тренировки, в психологической поддержке перед выступлением на соревнованиях и т. д. Взаимное доверие позволяет более слабым спортсменам спокойно, без скованности и напряжения боксировать в парах. В сплочении коллектива большую роль играют полезные традиции: чествование победителей соревнований, проведение показательных тренировок, организация занятий за городом, поздравления боксеров с торжественными датами их жизни, выпуск стенгазет и др. Коллектив играет большую роль в формировании у спортсменов положительных мотивов тренировки и участия в соревнованиях. Знание тренером мотивов его воспитанников имеет немалое практическое значение, так как позволяет оценить некоторые свойства личности спортсмена, проявляющиеся в этих мотивах (тщеславие, любознательность, коллективизм, целенаправленность и др.), дает возможность использовать эти мотивы для повышения активности спортсмена во время обучения и тренировок, для совершенствования некоторых моральных и волевых качеств, а наиболее значимые мотивы — для успешного выступления в соревнованиях. Одна из задач тренера — способствовать воспитанию в коллективе боксеров общественно важных интересов, которые, во-первых, побуждали бы спортсменов активно тренироваться и выступать в соревнованиях, а во-вторых, обогащали бы их духовный мир, способствовали развитию важных интеллектуальных, моральных, эстетических чувств, правильного отношения к труду и т. д. Для того чтобы выработать у спортсмена правильные интересы, тренер должен: — подробно разъяснять спортсменам сущность искусного бокса, его влияние на организм боксера; раскрывать сущность эстетики бокса, проявляющейся в динамичных координированных действиях, легкости передвижений, мгновенных реакциях в затруднительных положениях, умении избегать ударов, корректности поведения и т. п.; — анализировать с каждым боксером перспективы его спортивного роста и пути совершенствования мастерства; — творчески проводить занятия, ставя каждый раз разные задачи, чтобы избежать стандарта и однообразия; — соблюдать на занятиях принципы сознательности, активности, постепенности, последовательности, доступности, прочности, наглядности, индивидуальности; — позволять боксерам творчески, индивидуально совершенствовать технику, тактику и физические качества; — не допускать в вольных боях грубого обмена ударами или сильных ударов; — специально отводить время для личного совершенствования боксера на лапах; — заявлять боксера для участия в соревнованиях лишь после того, как он достигнет необходимого уровня тренированности; — активно участвовать в подготовке спортсмена к соревнованиям, в секундировании, обсуждать с ним ход и результаты выступлений; — интересоваться личной жизнью боксера, его работой, учебой.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |