Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. 1. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в со­ вершении следующих альтернативных деяний:




1. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в со­
вершении следующих альтернативных деяний:

1) сокрытия объектов налогообложения;

2) занижения объектов налогообложения;

3) уклонения от подачи декларации о доходах и имуществе;

4) внесения в декларацию о доходах и имуществе заведомо ложных сведе­
ний.

Для выполнения состава преступления достаточно совершения хотя бы одно­го из указанных действий (бездействия) при обязательном условии причинения ущерба в крупном (ч. 1 ст. 243) или особо крупном (ч. 2 ст. 243) размере (см. примеч. к гл. 25).

2. Среди объектов налогообложения в анализируемой статье названы прибыль
и доход. Как указанные, так и иные объекты налогообложения (добавленная стои­
мость, недвижимость и др.) предусмотрены специальными законами (см. Законы
*О платежах за землю*,
«О налоге на добавленную стоимость*, *Об акцизах*,
«О налоге на недвижимость*, «О дорожных фондах в Республики Беларусь* и др.) и
другими законодательными актами республики (см., например, Декрет Президента
Республики Беларусь
«О введении единого налога с индивидуальных предпринимате­
лей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), и
о некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью*).

Наряду с республиканскими, общегосударственными налогами законода­тельство республики предусматривает взимание с налогоплательщика местных налогов. Например, в соответствии со статьей 10 Закона от 29 декабря 2002 г. «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год» в 2003 г. предусмотрено введе­ние двух видов местных налогов. Так, областные, Минский городской Советы депутатов вводят на территории соответствующих административно-территори­альных единиц налог на продажу товаров в розничной торговой сети по переч-


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25___________________________________________ Статья 243

ню, утверждаемому областными и Минским городским Советами депутатов (за
исключением социально значимых товаров по перечню, утвержденному поста­
новлением Совета Министров республики от 18 июня 1999 г. № 943 (в ред.
постановлений Совета Министров от 11 октября 2000 г. № 1561, 8 июня 2001 г.
| № 858, 12 июля 2001 г. № 1035, 19 сентября 2001 г. № 1381, 27 мая 2002 г.

№ 680, 11 декабря 2002 г. № 1716 и 10 февраля 2003 г. № 149): молочные смеси, сахар и др. Минским городским Советом депутатов и Советами депутатов базо­вого территориального уровня вводятся налог на рекламу с юридических и физи­ческих лиц.

Областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базо­вого территориального уровня самостоятельно определяют базу и объекты нало­гообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, льготы, порядок исчис­ления и сроки уплаты местных налогов в соответствии с указанным законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Как представляется, уклонение от уплаты как республиканских, так и местных налогов при обстоятельствах, указанных в статье 243, должно влечь ответствен­ность именно по этой статье УК. Ни в названии, ни в диспозиции статьи 243 за­конодатель не делает каких-либо оговорок в части того, что под налогами следу­ет иметь в виду только республиканские, но не местные налоги.

3. Статья 243 устанавливает ответственность только за уклонение от уплаты
налогов. Уклонение от уплаты иных обязательных платежей (целевой сбор на фи­
нансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда,
и др.), не являющихся налогом, не влечет ответственности по данной статье. При
наличии обстоятельств, указанных в законе, уклонение от уплаты таких платежей
подлежит квалификации по статье 216.

4. Под сокрытием прибыли, доходов или иных объектов налогообложения
следует понимать невнесение в отчетные документы, представляемые в налоговый
орган, фактических данных об их наличии.

5. Занижение прибыли, доходов или иных объектов налогообложения — это
внесение в отчетные документы, представляемые в налоговый орган, сведений, за­
ведомо не соответствующих действительности, о величине объекта налогообложе­
ния, скорректированной в сторону ее уменьшения.

6. Уклонением от подачи декларации о доходах и имуществе признается
непредставление данного документа в установленный срок в налоговый орган при
наличии возможности выполнения соответствующей обязанности.

В соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда Республики Бела­русь, содержащимся в пункте 3 постановления № 5 от 13 марта 1997 г. «О практи­ке применения судами законодательства по делам о сокрытии, занижении при­были и доходов», непредставление декларации о доходах и имуществе не может рассматриваться как уклонение от ее подачи, если невыполнение указанного действия имело место в силу обстоятельств, не зависящих от воли лица. Как

1 Судовы весн1к. 1997. № 2. С. 5-6. 640


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25


Статья 243


следует из разъяснения Пленума Верховного Суда, изложенного в пункте 5 упо­мянутого постановления, иные правонарушения, связанные с непредставлением декларации о доходах и имуществе, не охватываются составом уклонения от упла­ты налогов.

Внесением в декларацию о доходах и имуществе заведомо ложных сведений следует признавать действия, выражающиеся во включении в текст указанного документа, представляемого в налоговый орган, сведений, заведомо для виновно­го не соответствующих действительности, которые влияют на исчисление упла­чиваемого им налога в сторону его уменьшения.

Внесение в декларацию о доходах и имуществе заведомо ложных сведений о величине объекта налогообложения, скорректированной в сторону ее уменьше­ния, является ничем иным как занижением объекта налогообложения. Ввиду того, что законодатель рассматривает названные действия по занижению объекта на­логообложения в качестве самостоятельного альтернативного деяния, именуемо­го «внесением в декларацию о доходах и имуществе заведомо ложных сведе­ний», в указанном случае лицу следует вменять в вину уклонение от уплаты налогов только в форме внесения в декларацию о доходах и имуществе заведо­мо ложных сведений.

7. В пункте 11 указанного постановления Пленума Верховного Суда разъясне­но, что под ущербом при уклонении от уплаты налогов надлежит понимать не ве­личину самого объекта налогообложения, сокрытого или заниженного виновным, а сумму налога, которую ему следовало уплатить. Конкретизируя это положение, необходимо указать, что ущерб от уклонения от уплаты налогов в смысле статьи 243 определяется посредством суммирования недоплат по всем видам нало­гов за весь период уклонения от их уплаты. Этот ущерб может быть представлен как:

—сумма налога (одного или нескольких), не уплаченного виновным ввиду
сокрытия или занижения одного объекта налогообложения;

—совокупная сумма налогов, не уплаченных виновным ввиду сокрытия или
занижения нескольких объектов налогообложения;

—сумма налога, не уплаченного виновным ввиду уклонения от подачи декла­
рации о доходах и имуществе;

—сумма налога, не уплаченного виновным ввиду внесения в декларацию о
доходах и имуществе заведомо ложных сведений.

Министерство по налогам и сборам включает в понятие ущерба от уклоне­ния от уплаты налогов не только сумму неуплаченных налогов, но и неналого­вые платежи (см. Правила направления налоговыми органами в органы финансо­вых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь со­общений о преступлениях против порядка осуществления экономической деятель­ности, утв. постановлением Министерства по налогам и сборам от 2 апреля 2002 г. № 41). Указанное определение понятия ущерба от уклонения от уплаты налогов представляется противоречащим налоговому законодательству и уголовному за­кону, поскольку вводит в понятие ущерба как общественно опасного последствия уклонения от уплаты налогов экономические санкции, являющиеся одним из ви-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.