Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Своды правил. 2 страница




_________________

* Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 03.04.2001

 

 

Таким образом, в настоящее время осуществляется последовательный переход от собственно сертификации, как деятельности, осуществляемой третьей стороной, к более общему контролю безопасности - оценке и подтверждению соответствия. При этом в рамках последнего предусмотрена возможность использования (наряду с сертификацией) декларирования соответствия - подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов непосредственно самим заявителем, т.е. первой стороной или в комбинации первой и третьей сторон. Также следует напомнить, что сертификация может быть обязательной и добровольной. Обязательная сертификация осуществляется только в отношении продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации.

 

20. Термин "сертификат" известен в России еще с 19 века. Так, в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1890-1907 гг.) дается несколько определений этого понятия, в одном их которых под сертификатом понимается удостоверение. В толковом словаре русского языка Ушакова "сертификат" - это:

 

"1) удостоверение, письменное свидетельство;

 

2) заемное финансовое обязательство государственных органов;

 

3) название билета некоторых государственных займов"*.

________________

* Толковый словарь русского языка Ушакова.

 

 

Большой юридический словарь придает этому термину также несколько значений:

 

"1) письменное свидетельство, удостоверяющее определенный факт;

 

2) заемное финансовое обязательство государственных органов, а также документ, подтверждающий внесение вклада в кредитную организацию;

 

3) во внешнеторговой практике - документ, выдаваемый Торгово-промышленной палатой, лабораториями или центрами сертификации или другими аналогичными учреждениями, о качестве и происхождении товара"*.

________________

* Большой юридический словарь.

 

 

В экономической сфере под сертификатом понимается:

 

"1) письменный финансовый документ, свидетельство, удостоверяющее факт внесения его владельцем определенной суммы денежных средств и предоставляющее ему вытекающие из этого права;

 

2) разновидность облигаций;

 

3) документ, удостоверяющий качество товара;

 

4) документ, свидетельствующий о наличии у обладателя определенных знаний и умений"*.

________________

* Современный экономический словарь.

 

 

В истории отечественной сертификации* содержатся сведения о том, что производители товаров издавна гарантировали качество своих изделий, в том числе в письменной форме, т.е. с точки зрения современной терминологии - снабжали товары "заявлениями о соответствии". Диапазон таких заявлений был весьма широк, и охватывал даже произведения искусств. Сохранились также свидетельства о том, что знаменитые художники эпохи Возрождения гарантировали сохранность своих картин на протяжении трехсот лет**. И как показало время, такие гарантии во многих случаях оказались вполне реальными. Указанные факты являются наглядным примером сертификации первой стороной (т.е. декларированием соответствия).

________________

* См.: Метрология, сертификация и стандартизация. Коллектив авторов: Марусина М. Я., Тихановский А. Б., Ткалич В. Л., Ушаков О. Ю., Черняев А. А., СПбГУ ИТМО, факультет ТМиТ, кафедра ИТиКТ / http: // de.ifmo.ru/ bk_netra/page.php?tutindex=1&index=76** Там же.

 

 

В первоначальной редакции Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" под сертификатом соответствия подразумевался документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям (ст.6). И следует заметить, что это определение оставалось неизменным на весь период действия указанного закона. Позднее было лишь дополнено, что обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности (см. Федеральный закон от 27.12.1995 N 211-ФЗ ).

 

В Руководстве ИСО/МЭК 2 понятие "сертификат соответствия" означает документ, выданный в соответствии с правилами системы сертификации и удостоверяющий то, что должным образом идентифицированная продукция, работа (процесс) или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

 

Комментируемый Закон при формулировке рассматриваемого понятия ограничился упоминанием о том, что с ертификат соответствия является документом, удостоверяющим соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Представляется, что это определение является наиболее адекватным применительно к современной национальной системе сертификации, поскольку оно отражает как смысл самого понятия, так и основное содержание термина "сертификация".

 

21. Сертификация продукции, а также иных объектов технического регулирования осуществляется только в определенной системе, именуемой системой сертификации, под которой понимается совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Приведенное в Законе определение позволяет установить общую структуру системы сертификации, однако не содержит указаний на возможный характер самой сертификации, осуществляемый в этой системе (добровольный или обязательный).

 

В соответствии с Законом РФ "О сертификации продукции и услуг" система сертификации подразделялась на две основных системы: обязательную и добровольную, в рамках которых могли создаваться уже отдельные системы, определяемые в зависимости от области распространения сертификации либо объектов сертификации. Системы обязательной сертификации создавались федеральными органами исполнительной власти РФ. Первой из таких систем (наиболее крупной) явилась система ГОСТ Р (см. постановление Госстандарта РФ от 17.03.1998 N 11 ). Системы сертификации подлежали обязательной государственной регистрации в установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации порядке (см. постановление Госстандарта РФ от 22.04.1999 N 18 ).

 

Настоящий Закон в ст.21 предусматривает условия, порядок создания и функционирования только системы добровольной сертификации, и упоминания о системе обязательной сертификации не содержит. Такое положение обусловлено тем, что основы системы обязательной сертификации и составляющие ее правила уже предусмотрены самим Законом, а отдельные условия, регламентирующие конкретный порядок функционирования будут детализироваться в технических регламентах, имеющих обязательную силу для всех участников системы сертификации. Следовательно, отдельных документов, регулирующих порядок деятельности и правила системы обязательной сертификации, не требуется.

 

22. Термин "стандарт" имеет давнюю историю. С конца 19 века и до наших дней его смысловое определение претерпело ряд значительных изменений. Обратившись к энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, мы увидим, что первоначально стандарт рассматривался как узаконенная мера. Так, в частности, при отпуске досок из Архангельска и балтийских портов в Англию учет производился стандартами: в каждом стандарте содержалось 10 английских или стандартных дюжин, каждая в 165 кубических футов*. Позднее понятие стандарта наполнилось новым смыслом, и под ним стал пониматься образец, в том числе: "типовой образец, которому что-либо должно удовлетворять по размерам, форме, качеству"**; "типовой образец, которому должно удовлетворять изделие по размерам, форме и качеству"***.

________________

* См.: Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / http: // slovari.yandex.ru/dist/brokminor.

** Толково-словообразовательный словарь / ***.

 

 

В советский период под стандартом в широком смысле слова понимался "образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других объектов"*. В узком смысле стандарт обозначал "нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом"**. Стандарты разрабатывались на материально-технические предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила, требования организационно-методического и общетехнического характера. Область распространения стандартов практически не ограничивалась и охватывала почти все сферы человеческой деятельности: науку, технику, промышленное и сельскохозяйственное производство, строительство, здравоохранение, транспорт и другие сферы.

_________________

* Большая советская энциклопедия / http: // slovari.yandex.ru/dist/bse.** Там же.

 

 

В современном экономическом словаре термин "стандарт", в первую очередь, рассматривается как "официальный государственный или нормативно-технический документ отрасли, предприятия, фирмы, устанавливающий необходимые качественные характеристики, требования, которым должен удовлетворять данный вид продукции, товара"*.

________________

* Современный экономический словарь.

 

 

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в каждом конкретном случае значение термина "стандарт" следует рассматривать с точки зрения сферы его применения, поскольку его понятие относительно отдельно взятой отрасли деятельности может дополняться иным содержанием.

 

В Российской Федерации первая официальная формулировка термина "стандарт" была закреплена в ГОСТ Р 1.0-92. Под стандартом понимался нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием). К данному определению было дано примечание, из которого следовало, что стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

 

Спустя несколько лет термин "стандарт", наряду с другими применяемыми в области стандартизации терминами и понятиями, наполнился новым содержанием. Изменения понятийного аппарата были обусловлены необходимостью обеспечения гармонизации национальной терминологии с терминологией, применяемой на международном уровне (в частности, ИСО), и устранения технических барьеров в международной торговле.

 

В соответствии с ГОСТ Р под стандартом стал пониматься нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и принятый признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. При этом "консенсус" означал общее согласие, характеризующееся отсутствием серьезных возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и достигаемое в результате процедуры, стремящейся учесть мнения всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Настоящее определение практические полностью продублировало определение, содержащееся в Руководстве ИСО/МЭК 2. Позднее такое понятие стандарта (в аналогичной формулировке) нашло свое отражение и на межгосударственном уровне - в ГОСТ 1.1-2002.

 

Определение термина "стандарт", сформулированное настоящим Законом, было заимствовано из Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. В указанном соглашении стандарт - это документ, принятый признанным органом, который содержит предназначенные для общего и многократного использования правила, руководства или характеристики применительно к товарам или связанным с ними процессами и методами производства, соблюдение которых не является обязательным. Он может также включать или исключительно содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке и этикетированию в той степени, в которой они применяются к товару, процессу или методу производства.

 

В пояснительном замечании к данному определению, в том числе, указано, что стандарты, определенные в Руководстве ИСО/МЭК 2, могут быть обязательными или добровольными. Для целей же настоящего соглашения (как и настоящего Закона) стандарты определяются как добровольные, а технические регламенты - как обязательные документы.

 

Таким образом, приведенное в Законе понятие "стандарт" распространяется на две категории: национальные стандарты и стандарты организаций. Основным критерием, определяющим правовой статус стандартов, является добровольность их применения, и это в целом соответствует установившейся международной практике. Во многих странах мира национальные стандарты применяются как технические правила, признанные обществом, но добровольные для использования. Стандарты во многих случаях только способствуют соблюдению обязательных требований, устанавливаемых законодательно в технических регламентах.

 

Также следует заметить, что в отличие от Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, в стандартах согласно Закону могут устанавливаться характеристики не только продукции, правила осуществления и характеристики связанных с ней процессов, но и правила выполнения работ или оказания услуг.

 

В действующей редакции Закона уточнено, а, скорее, приведено в соответствие с реально существующим положением, что стандарт может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов. Подобное дополнение является весьма важным, особенно в контексте применения норм п.11 ст.7 Закона.

 

23. По сравнению с Законом РФ "О стандартизации" понятие "стандартизация", употребляемое в настоящем Законе, претерпело ряд значительных изменений. Раньше под стандартизацией понималась деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

 

безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

 

технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

 

качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

 

единства измерений;

 

экономии всех видов ресурсов;

 

безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

 

обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

 

Из определения, закрепленного в данной статье Закона, исключены указания на нормативный характер деятельности по стандартизации, что является отражением ее нового места на современном этапе развития рыночной экономики. Кроме того, отсутствует детальная регламентация целевой направленности: цели и задачи стандартизации сформулированы в виде отдельно закрепленных положений в ст.11 Закона.

 

Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизациина сегодняшний день составляют:

 

Конституция Российской Федерации, которая относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации (ст.71);

 

настоящий Закон, определивший правовые основы стандартизации, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов;

 

нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам стандартизации;

 

основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.

 

В 2006 г. распоряжением Правительства РФ от 28.02.2006 N 266-р была одобрена "Концепция развития национальной системы стандартизации" (далее по тексту - Концепция развития национальной системы стандартизации), установившая стратегические цели, принципы, задачи и направления развития этой системы. В контексте Концепции стандартизация рассматривается как ключевой фактор поддержки государственной социально-экономической политики, способствующий развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, и обеспечивающий охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов.

 

В международном аспекте под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области, посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов. Такая дефиниция сформулирована органами Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссией и отражена в Руководстве ИСО/МЭК 2.

 

Комментируемый Закон, ориентируясь в целом на международное определение стандартизации, тем не менее, на первое место выдвигает принцип добровольного применения правил стандартизации, подтверждая тем самым, что стандарты должны применяться исключительно на добровольной основе.

 

24. Рассматривая определение понятия "техническое регулирование", приведенное в настоящей статье, можно отметить, что в целом оно совпадает с содержанием п.1 ст.1, определяющего три основных области (сферы) законодательного регулирования: обязательные требования, добровольные требования и оценка соответствия. Однако в отличие от положений указанного пункта статьи в понятие "техническое регулирование" не включены:

 

а) вопросы о разработке обязательных требований;

 

б) вопросы о разработке и исполнении добровольных требований.

 

Если термин "установление" с точки зрения семантики русского языка в одном из его возможных значений еще можно рассматривать как адекватный термину "принятие", то касательно соотношения совпадения смысловых значений термина "установление" и терминов "разработка", "исполнение" такая допустимость не возникает. Подобные "неточности" в понятийном аппарате Закона порождают противоречия с его основными положениями, а порой искажают и саму суть некоторых терминов.

 

25. Анализируя положения комментируемого Закона, ряд авторов* указывает на появление в нем принципиально нового понятия "технический регламент". Однако "новизна" этого понятия весьма условна, поскольку возникло оно не само по себе - в условиях правового вакуума, а сложилось на существующей многолетней базе отечественной и международной практики в области технического нормирования. Поэтому в данном случае уместнее будет сказать о смысловой новизне содержания понятия "технический регламент", которую придал ему настоящий Закон. При этом следует заметить, что по сравнению с остальными понятиями, присутствующими в Законе, понятие "технический регламент", является одним из наиболее спорных и вызывающих ряд существенных нареканий к его смысловому значению. Причин к тому несколько.

________________

* См.: Гусева Т. А., Чапкевич Л. Е. Комментарий к Федеральному закону "О техническом регулировании" (постатейный) // ЗАО "Юстицинформ", 2006 г.

 

 

Так, в частности, М. М. Гельман, ссылаясь на традиционное значение "технического регламента" как правила обслуживания техники, отмечает, что авторы Закона исказили суть данного понятия, "записав в его определении общепринятые признаки стандартов"*. По мнению ученого это явилось следствием неправильного перевода англоязычного термина " technical regulation", приведенного в Руководстве ИСО/МЭК 2, поскольку "технический регламент" по смыслу, общепринятому в русскоязычной профессиональной литературе, означает "техническая норма", что равноценно понятию "стандарт". Далее, автор указывает, что в Законе "подменили "правовое регулирование" и "техническое нормирование" или "нормирование технических характеристик" совершенно иным понятием - "техническим регулированием", а стандарты - соответственно техническими регламентами"**.

________________

* Гельман М. М. Указ. соч.

** Там же.

 

 

Аналогичной точки зрения придерживается и Ю. С. Волков - член Бюро Российского научно-технического общества строителей. Указывая на несовместимость содержащегося в Законе определения понятия "технический регламент" русскоязычной семантике терминов "регламент" и "технический", он предлагает составителям Закона "подумать о более семантически значимой терминологии, а не заимствовать ее без перевода из зарубежных документов"*.

______________

* Волков Ю. С. Приватизация стандартизации (комментарий Российского научно-технического общества строителей / Строительный эксперт, N 22 /

 

 

О том, насколько правы в своих мнениях указанные выше авторы, позволит судить семантический анализ терминов "технический регламент" и "стандарт".

 

В большинстве толковых словарей под "регламентом" в качестве первого из значений понимается: "порядок или правила какой-либо службы, разъясненные на письме"*; "свод правил, касающийся какой-либо отрасли"**; "свод правил, устанавливающий порядок работы или деятельности"***; "правила, регулирующие порядок какой-либо деятельности"****.

___________________

* Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля / http: // slovari.yandex.ru/dist/dal

** Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

*** Толковый словарь русского языка Ушакова.

**** Толково-словообразовательный словарь // http://dic.gramota.ru/

 

 

Прилагательное " технический" - широко употребляемый как в устной, так и письменной речи термин, связанный с устойчивым восприятием его в отношении какой-либо техники, правил ее эксплуатации, обслуживания и так далее. И подтверждением тому является закрепленное в толковых словарях понятие этого термина. В первоначальном значении "технический" подразумевает: "соотносящийся с техникой, связанный с ней"*. В одном из вариантов "технический" также понимается как: "связанный с обслуживанием, использованием, эксплуатацией техники (спец.)"**; "связанный с обслуживанием техники какого-нибудь производства, какого-нибудь дела"***; "связанный с соблюдением условий выработки какой-нибудь продукции"****.

________________

* См.: Толково-словообразовательный словарь,/ http://dic.gramota.ru/.

** Толково-словообразовательный словарь.

*** Толковый словарь русского языка Ушакова..

**** Там же.

 

 

Проведенный анализ позволяет установить, что "технический регламент" в основном его значении - это свод правил, регулирующих деятельность, связанную с использованием, обслуживанием, эксплуатацией какой-либо техники. В качестве специального термина "технический регламент" может означать свод правил, содержащих технические условия к процессам выработки продукции. Разумеется, данные определения нельзя рассматривать как единственно возможные, они - лишь отражение вышеуказанных значений, причем без каких-либо дополнительных смысловых нагрузок.

 

Понятийная сущность термина "стандарт" уже была рассмотрена нами выше, однако для большей наглядности приведем еще один из вариантов, упоминающийся в Российском энциклопедическом словаре. В широком смысле слова "стандарт" здесь также рассматривается как "образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов"*. В качестве второго значение "стандарт" - это нормативно-технический документ, которым устанавливается комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации. Стандарт может быть разработан "как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования в различных областях"**.

________________

* Российский энциклопедический словарь / http://enc.mail.ru/article/1900444688

** Российский энциклопедический словарь.

 

 

В Законе "технический регламент" - это документ, который устанавливает требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

 

Даже не углубляясь в смысл данного Законом определения (мы намеренно опустили часть слов), становится видно, что высказывания отмеченных нами авторов о подмене стандарта техническим регламентом не лишены основания. Как известно, настоящий Закон был инициирован подготовкой к вступлению во Всемирную торговую организацию, одним из основополагающих документов которой является Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле. Разумеется, это потребовало гармонизации российского законодательства, в котором содержатся требования к продукции и связанным с ней процессам производства, с правилами ВТО.

 

Гармонизируя терминологический аппарат Закона, законодатель при формулировке понятия "технический регламент" обратился к вышеупомянутому Соглашению ВТО. В этом соглашении под техническим регламентом понимается документ, в котором устанавливаются характеристики товара или связанные с ними процессы и методы производства, включая применимые административные положения, соблюдение которых является обязательным. Он может также включать или исключительно содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке или этикетированию в той степени, в которой они применяются к товару, процессу или методу производства.

 

Таким образом, законодатель перенес данное определение в настоящий Закон, установив собственный порядок принятия технического регламента, подменив "товар" "продукцией". Ссылка на требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, из определения самого термина "технический регламент" была исключена. Хотя, следует отметить, что согласно абз. 1 п.3 ст.7 Закона, технический регламент должен содержать помимо прочего требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

 

В дополнение к этому хотелось бы добавить выдержки из Резолюции Международной конференции "Международная стандартизация: Путь повышения экономической эффективности предприятий нефтегазового комплекса". В ней, в частности, указывается, что в отличие от европейских директив, где приводятся только общие требования к безопасности продукции, а все конкретные характеристики приводятся в стандартах, гармонизированных с данной директивой, в Российской Федерации предлагается метод "распаковки стандартов". Это означает, что существенная часть конкретных норм изымается и переносится из стандартов в технические регламенты, что приведет в дальнейшем к многократным переписываниям регламентов и необходимости принятия их федеральными законами каждый раз, когда данные нормы будут меняться при появлении новой продукции или новых технологий.

 

Приведенные замечания, конечно же, небезосновательны, и являются отражением тех законодательных норм, что были изложены в исходной редакции Закона. Однако справедливости ради следует отметить, что после внесения в мае 2007 года в Закон ряда изменений, замечания Резолюции уже не столь актуальны, поскольку Закон пусть и не в полной мере, но стал "работоспособным", и наметились первые сдвиги по реализации на практике законодательных установлений. Закон отошел от намеченной ранее концепции "распаковки" стандартов либо сводов правил, однако возможность делать прямые ссылки на них в технических регламентах так и не предусмотрел, хотя это и не противоречит международной практике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.