Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Своды правил. 4 страница




 

В-третьих,следует принимать во внимание, что устанавливаемые международным договором РФ правилаподлежат применению в случаях, если:

 

Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила свое согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в ч.1 ст.6 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Согласие на обязательность может быть выражено путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения и принятия договора; присоединения к договору.

 

международный договор вступил в силу для Российской Федерации.

 

Регламентированное Законом условие об издании внутригосударственного акта, необходимого для применения международного договора, следует воспринимать с учетом принятого в теории международного права деления договорных международных норм на самоисполнимые и несамоисполнимые. Самоисполнимые нормы - это нормы прямого действия, не требующие для своей реализации принятия каких-либо дополнительных актов, обеспечивающих их исполнение. Положения международных договоров, в которых содержатся самоисполнимые нормы, не нуждаются в отдельной конкретизации, они способны самостоятельно порождать права и обязанности для субъектов национального права и могут применяться судами при осуществлении правосудия непосредственно (т.е. имеют прямое действие). К несамоисполнимым относятся нормы, которые требуют принятия дополнительных внутригосударственных правовых актов. Положения международных договоров, где присутствуют такие нормы, нуждаются в дополнительной конкретизации и применяются опосредованно.

 

В настоящем случае Закон частично отражает положения ч.3 ст.5 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", конкретизируя при этом, что применение международного договора, включающего несамоисполнимые нормы, осуществляется по правилам, установленным этим договором, а также принятым на его основе законодательством Российской Федерации.

 

Комментарий к статье 5. Особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют

государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания),

производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки,

реализации, утилизации, захоронения указанной продукции и указанных объектов

 

1. Настоящая статья, включая ее наименование, полностью изложена в новой редакции. Дополнены особенности технического регулирования в отношении объектов использования атомной энергии, продукции и объектов, для которых установлены требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, в области использования атомной энергии. Изменения коснулись условий и порядка определения обязательных требований для объектов, указанных в статье, а также компетенции органов, уполномоченных на установление этих требований.

 

2. К объектам, в отношении которых устанавливается особый порядок технического регулирования,относятся:

 

оборонная продукция (работы, услуги), поставляемая по государственному оборонному заказу;

 

продукция (работы, услуги), используемая в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа;

 

продукция (работы, услуги), сведения о которой составляют государственную тайну;

 

продукция (работы, услуги), и объекты, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии;

 

процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения соответствующие каждому из указанных выше объектов.

 

В комментируемой части следует обратить внимание на два принципиально важных момента, обуславливающих особенности технического регулирования предусмотренных статьей объектов:

 

1) В качестве объектов технического регулирования, на которые распространяются обязательные требования, наряду с продукцией и связанными с ней процессами, выступают также работы и услуги (в отличие от положений ч.1 ст.1 Закона, предусматривающей установление требований к работам и услугам только на добровольной основе);

 

2) На объекты, перечисленные в статье, наряду с требованиями технических регламентов распространяются также обязательные требования, установленные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

 

Интересно отметить, что в прежней редакции Закона право на ведомственное нормотворчество в рассматриваемой сфере возникало у федеральных органов исполнительной власти, являющихся в пределах своей компетенции государственными заказчиками, только в том случае, если обязательные требования в отношении предусмотренных статьей объектов отсутствовали в технических регламентах.

 

3)-4). Особый характер объектов, указанных в первом пункте статьи, предопределяет и особенности технического регулирования, касающиеся разработки и установления для них обязательных требований. Закон, с целью проведения единой государственной политики в обозначенной области, предоставляет право устанавливать эти особенности Президенту РФ и Правительством РФ в соответствии с их полномочиями.

 

Закон предусматривает аналогичные нормы для установления особенностей стандартизации и оценки соответствия продукции (работ, услуг) и других объектов, указанных в п.1 настоящей статьи, а также соответственно процессов их проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения. Полномочия в этих случаях переданы Правительству РФ.

 

На сегодняшний день в целях реализации положений, предусмотренных комментируемой статьей, издано постановление Правительства РФ от 08.12.2005 N 750, в котором устанавливается особый порядок разработки, принятия и применения документов по стандартизации в отношении:

 

оборонной продукции (в т.ч. оборонной продукции (работ, услуг), являющейся продукцией военного назначения и продукцией двойного применения, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу) и процессов ее разработки, производства, эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки, реализации или утилизации;

 

федеральной продукции (в т.ч. продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, поставляемой для федеральных государственных нужд вне государственного оборонного заказа) и процессов ее разработки, производства, эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки, реализации или утилизации.

 

К документам по стандартизации оборонной продукции согласно указанному постановлению относятся:

 

1) Межгосударственные военные стандарты (стандарты, принятые Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации, устанавливающие для многократного применения при осуществлении военно-технического сотрудничества Российской Федерации со странами - участниками СНГ характеристики оборонной продукции, принципы и правила ее разработки, производства, эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки, реализации или утилизации).

 

2) Государственные (национальные) военные стандарты, под которыми понимаются стандарты, принятые национальным органом по стандартизации, устанавливающие для многократного применения характеристики оборонной продукции, принципы и правила ее разработки, производства, эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки, реализации или утилизации. В состав этих стандартов также включаются дополнения к ним на период военного положения. К таким дополнениям относятся документы, устанавливающие измененные требования государственного (национального) военного стандарта, направленные на повышение производственных возможностей по выпуску оборонной продукции в период военного положения.

 

3) Государственные (национальные) стандарты военного положения - стандарты, принятые национальным органом по стандартизации, устанавливающие применяемые в период военного положения характеристики оборонной продукции, принципы и правила ее разработки, производства, эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки, реализации или утилизации и вводимый в действие по особому указанию.

 

4) Межгосударственные и государственные стандарты с едиными требованиями для обороны и народного хозяйства и дополнения к ним, принятые до 01.07.2003.

 

5) Национальные стандарты и дополнения к ним, применяемые при выполнении государственного оборонного заказа.

 

6) Отраслевые стандарты (стандарты, принятые федеральным органом исполнительной власти, устанавливающие для многократного применения характеристики оборонной и федеральной продукции, принципы и правила ее разработки, производства, эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки, реализации или утилизации) и дополнения к ним, применяемые при выполнении государственного оборонного заказа;

 

7) Стандарты организаций, применяемые при выполнении государственного оборонного заказа;

 

8) Правила, нормы и рекомендации по стандартизации и каталогизации продукции;

 

9) Классификатор стандартов на оборонную продукцию;

 

10) Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

 

11) Единый кодификатор предметов снабжения для федеральных государственных нужд;

 

12) Нормативно-технические документы системы общих технических требований к видам вооружения и военной техники.

 

В качестве документов по стандартизации федеральной продукции выступают государственные, национальные и отраслевые стандарты ограниченного распространения, в том числе принятые до 01.07.2003. Под государственным (национальным) стандартом ограниченного распространения понимается стандарт, принятый национальным органом по стандартизации, устанавливающий для многократного применения характеристики федеральной продукции, принципы и правила ее разработки, производства, эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки, реализации или утилизации и содержащий сведения, составляющие государственную тайну и (или) относимые к охраняемой в соответствии с законодательством РФ информации ограниченного доступа.

 

Все документы по стандартизации оборонной и федеральной продукции составляют подсистему национальной системы стандартизации.

 

ГЛАВА II. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ

 

 

Комментарий к статье 6. Цели принятия технических регламентов

 

1. В контексте всего Закона положения комментируемой статьи являются наиболее важными, поскольку в них регламентированы цели принятия технических регламентов. Обязательные требования к продукции или связанным с ней процессам, устанавливаемые в технических регламентах, должны обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, окружающей среды, растений и животных, а также защиту имущества субъектов права (государственного, муниципального, физических и юридических лиц). Технические регламенты должны гарантировать не только безопасность продукции и процессов, но и соответствие предоставляемой о продукции информации обязательным требованиям, с целью предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

 

2. Сформулированные в настоящей статье цели принятия технических регламентов базируются на конституционно закрепленных нормах, в соответствии с которыми в Российской Федерации охраняется жизнь и здоровье людей; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Согласно Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, равно как и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

 

В любом цивилизованном обществе жизнь и здоровье граждан представляют собой наивысшую ценность, а право на их охрану и защиту признается мировым сообществом в качестве основного неотъемлемого права, принадлежащего каждому человеку. Спектр возможностей правовой охраны жизни и здоровья граждан является одним из существенных показателей степени демократичности государства. Приоритетное обеспечение охраны жизни и здоровья людей на территории Российской Федерации является основным принципом государственной политики в области безопасности. Именно поэтому Закон в качестве первостепенной цели принятия технических регламентов указывает защиту жизни и здоровья граждан.

 

Под защитой имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества в целях комментируемого Закона следует понимать требования, направленные на недопущение угрозы его повреждения либо уничтожения (н-р, в результате пожаров, взрывов).

 

В соответствии с Руководством ИСО/МЭК 2, ГОСТ Р 1.12-2004 охрана окружающей среды означает защиту окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, работ (процессов) и услуг. Однако данное определение следует воспринимать в рамках настоящего Закона с учетом положений ст.1, согласно которой обязательные требования распространяются только на продукцию или связанные с ней процессы.

 

Охрана жизни или здоровья животныхи растений направлена на обеспечение защиты от возможных угроз конкретным видам животных, а также на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и эпизоотии.

 

Охрана жизни или здоровья растений предусматривает обеспечение предотвращения интродукции и распространения вредных организмов, повреждающих растения и растительные продукты.

 

Закон не регламентирует, какие именно действия следует рассматривать как действия, вводящие в заблуждение приобретателей. Не указывает он и лиц, которые осуществляют такие действия. В связи с этим полагаем необходимым обратиться к соответствующему законодательству.

 

Так, согласно ст.14 ФЗ "О защите конкуренции" введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей является одной из форм недобросовестной конкуренции. Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 

В качестве хозяйствующих субъектов подразумеваются индивидуальные предприниматели, коммерческие, а также некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход. Здесь следует заметить, что данный закон оперирует понятием товар, который рассматривается как объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. При этом в понятие товар включаются работы и услуги (в т.ч. финансовые).

 

В настоящем Законе понятие товар не применяется, поскольку продукция, работы и услуги выступают в качестве объектов технического регулирования, по отношению к которым устанавливаются различные требования, фиксирующиеся в различных документах. В целях настоящего Закона действия, вводящие в заблуждение приобретателей, касаются только продукции. В самом общем виде такие действия можно определить как действия хозяйствующих субъектов, создающие у приобретателей ложное впечатление о реализуемой этими субъектами продукции. Введение приобретателей в заблуждение может проявляться как в форме предоставления информации о продукции, не соответствующей ее фактическим характеристикам (н-р, составу, назначению, происхождению, безопасности), так и в форме непредставления этой информации.

 

Исходя из этого, для достижения цели, предусмотренной в комментируемой статье, в технические регламенты должны включаться правила и характеристики, позволяющие оценивать соответствие продукции установленным требованиям и направленные на защиту интересов приобретателей продукции путем обеспечения предоставления им достоверной информации о ней (в т.ч. путем маркирования, этикетирования). Указанная на этикетке продукции информация, которую изготовитель предоставляет приобретателям, является основным механизмом контроля достоверности и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Так, например, если продукция отвечает всем требованиям безопасности, предусмотренным в техническом регламенте, но по своим характеристикам не соответствует тому, что указал изготовитель на этикетке, он тем самым нарушил технический регламент, поскольку ввел приобретателя в заблуждение (см. также комментарий к п.3 ст.7 Закона ).

 

3. Установленный в комментируемой статье перечень целей принятия технических регламентов является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Это означает, что принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Таким образом, Закон закрепляет, что на государственном уровне устанавливаются только обязательные требования по безопасности, но не регламентируются требования по достижению определенного уровня качества продукции, ее потребительских свойств. С одной стороны это создает возможность повышать требования к продукции на корпоративном уровне, отражая их, например, в стандартах организаций, с другой - использовать уже достигнутый уровень качества как инструмент конкурентной борьбы между производителями. Вопросы качества продукции (например, показатели внешнего вида изделий, вкусовые характеристики, запах, качество отделки и др.) - сфера действия стандартов, требования которых применяются на добровольной основе.

 

Наиболее оптимально и доступно в этом отношении высказался Г.И. Элькин - руководитель Ростехрегулирования, пояснив, что "государство как бы говорит производителю: мое поле ответственности - защита и безопасность, а все остальное, в том числе повышенное качество и конкурентоспособность продукции, - это уже дело участников рынка"*.

________________

* Элькин Г.И. Потребитель в законе / Российская газета, Федеральный выпуск от 09.09.2004, N 3573 // http://www.rg.ru/2004/09/09/standarty.html

 

 

Комментарий к статье 7. Содержание и применение технических регламентов

 

1. Обязательные требования, которые устанавливаются в технических регламентах, должны обеспечивать одиннадцать видов безопасности, перечисленных в комментируемой статье, а также электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования и единство измерений. Приведем определения некоторых из них.

 

Биологическая безопасность - состояние защищенности людей, сельскохозяйственных животных и растений, окружающей природной среды от опасностей, вызванных или вызываемых источником биолого-социальной чрезвычайной ситуации*.

________________

* См.: ГОСТ Р 22.0.04-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения (утв. постановлением Госстандарта России 25.01.1995 N 16).

 

 

Взрывобезопасность - состояние производственного процесса, при котором исключается возможность взрыва, или в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей вызываемых им опасных и вредных факторов и обеспечивается сохранение материальных ценностей*.

________________

* См.: ГОСТ 12.1.010-76 (СТ СЭВ 3517-81). Система стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность. Общие требования. (утв. постановлением Госстандарта СССР от 28.06.1976 N 1581).

 

 

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров*.

________________

* См.: Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст.1.

 

 

Пожарная безопасность объекта - состояние объекта, при котором с регламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей*.

________________

* См.: ГОСТ 12.1.033-81. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Термины и определения (утв. постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1981 N 4084).

 

 

Промышленная безопасность - "состояние, при котором путем соблюдения правовых норм, экономических, инженерно-технических и технологических требований, а также проведения соответствующих мероприятий достигается предотвращение нарушений технологического процесса и техники безопасности, максимальное снижение вероятности возникновения аварийной ситуации на промышленных объектах и транспорте или уменьшение ущерба; область человеческой деятельности по предотвращению аварий промышленных предприятий и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных такими авариями"*.

________________

* Электронное учебное пособие "Надежность технических систем и техногенный риск".

 

 

Промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий*.

________________

* См.: Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов", ст.1.

 

 

Химическая безопасность - "состояние, при котором путем соблюдения правовых норм и санитарно-гигиенических правил, выполнения инженерно-технических и технологических требований, а также проведения соответствующих организационных и специальных мероприятий исключаются условия для химического заражения или поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений, загрязнения окружающей природной среды опасными химическими веществами в случае возникновения химической аварии"*.

________________

* Электронное учебное пособие "Надежность технических систем и техногенный риск".

 

 

Электрическая безопасность (электробезопасность) - система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества*.

________________

* См.: ГОСТ 12.1.009-76. Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Термины и определения. (утв. постановлением Госстандарта СССР от 28.05.1976 N 1349).

 

 

Ядерная безопасность - "1) система организационно-технических мероприятий на ядерно-опасных объектах в целях максимального снижения и исключения возможностей по возникновению опасных и вредных воздействий на людей и окружающую среду; 2) свойство объектов, содержащих источники ядерной опасности, не допускать их проявления с требуемой вероятностью в течении заданного времени"*.

_______________

* Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь / Под общ. ред. Ю. Л. Воробьева // http: // www.emercom.bol.ru/emercom/Law/dictionary.html

 

 

Радиационная безопасность - состояние защищенности персонала, населения и природной среды от вредного воздействия радиации*. Радиационная безопасность - "условия, при которых ионизирующее облучение и радиоактивное заражение личного состава, населения и окружающей среды не превышают установленных основных дозовых пределов и допустимых уровней"**.

________________

* См.: Словарь по естественным наукам / http: // slovari.yandex.ru/dist/gl_natural

** Электронное учебное пособие "Надежность технических систем и техногенный риск".

 

 

Радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения*;

________________

* См.: Федеральный закон от 09.01.1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", ст.1.

 

 

Ядерная и радиационная безопасность атомной станции - свойство атомной станции при нормальной эксплуатации, включая аварии, ограничивать радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду установленными пределами*.

_______________

* См.: ОПБ-88/97 НП-001-97 (ПНАЭ Г-01-011-97). Общие положения обеспечения безопасности атомных станций (утв. постановлением Госатомнадзора России от 14.11.1997 N 9).

 

 

Единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью*.

________________

* См.: Закон РФ от 02.04.1993 N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений", ст.1.

 

 

Электромагнитная совместимость - способность оборудования функционировать приемлемо в своем электромагнитном окружении без создания недопустимых электромагнитных помех для другого оборудования в этом окружении*.

________________

* См.: Директива Европейского парламента и Совета 2004/108/ЕС от 13.12.2004 о сближении законодательства государств-членов относительно электромагнитной совместимости и отмены Директивы 89/336/ЕЭС (OJ 2004 L 390/24), ст.2.

 

 

Электромагнитная совместимость технических средств - способность технического средства функционировать с заданным качеством в заданной электромагнитной обстановке и не создавать недопустимых электромагнитных помех другим техническим средством*.

________________

* См.: ГОСТ 30372-95 Межгосударственный стандарт. Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения (введен в действие постановлением Госстандарта России от 15.05.1996 N 308).

 

 

Требования безопасности устанавливаются в технических регламентах в зависимости от конкретного объекта, на который этот регламент разрабатывается. Так, например, в проекте технического регламента "О требованиях к безопасности донорской крови и ее компонентов"* требования по безопасности донорской крови и ее компонентов включают требования к механической, биологической, пожарной, термической, химической, электрической, ядерной и радиационной безопасности, включая предотвращение предполагаемого недопустимого использования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.