Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Своды правил. 10 страница




Методическое руководство работой ТК и координацию их деятельности осуществляет национальный орган по стандартизации. Технический комитет по стандартизации возглавляет председатель, ответственный за все виды деятельности ТК. В состав ТК входят также секретариат, возглавляемый ответственным секретарем, и рядовые члены. Для решения задач в более узкой области, чем область деятельности всего ТК, могут быть образованы подкомитеты или рабочие группы, руководители которых назначаются председателем ТК. Структуру конкретного ТК, его задачи, порядок деятельности и вопросы финансирования определяют Положением о техническом комитете по стандартизации.

Положениями ГОСТ Р 1.1-2005 уточняется, что членами технических комитетов по стандартизации (п.5.1) могут быть федеральные органы исполнительной власти или их уполномоченные организации, организации - потребители продукции или услуг, научные организации, предприятия - разработчики и изготовители продукции или поставщики услуг, общества потребителей, научно-технические общества, органы государственного надзора, испытательные центры, другие заинтересованные организации, частные лица.

Организация, желающая взять на себя ведение секретариата, разрабатывает проект Положения о ТК, составляет предварительный бизнес-план, в котором характеризует текущее состояние стандартизации в предполагаемой области деятельности, предполагаемые направления работ и обосновывает возможность привлечения ресурсов (финансовых и экспертных) для выполнения этих работ. К бизнес-плану прилагают перечень действующих национальных и межгосударственных стандартов, ответственность за актуализацию которых готов взять на себя создаваемый ТК.

 

После этого организация подает заявление о регистрации ТК по установленной форме в национальный орган по стандартизации вместе с оригиналами писем от организаций, выражающих поддержку создания ТК и согласие участвовать в его работе. Отказ в регистрации возможен по следующим основаниям:

 

технический комитет по стандартизации с областью деятельности, аналогичной заявленной, уже существует;

 

обоснования целесообразности работ по стандартизации в данной области и возможности привлечения к ним ресурсов, изложенных в бизнес-плане, недостаточны;

 

к заявлению не приложен необходимый комплект документов (бизнес-план, перечень национальных и межгосударственных стандартов в области деятельности ТК, письма организаций в поддержку создания ТК), заявление выполнено не по форме или в нем приведены не все сведения;

 

у национального органа по стандартизации имеются обоснованные сомнения в том, что организация, претендующая на ведение секретариата, способна обеспечить равный учет всех членов ТК.

 

Оформление создания ТК (регистрация), закрепление за ним объектов стандартизации (областей деятельности), утверждение председателя и ответственного секретаря, утверждение структуры и состава ТК, осуществляют приказом национального органа по стандартизации.

 

Обозначение технического комитета по стандартизации включает в себя буквы ТК, идентификационный номер и наименование. Краткое обозначение включает в себя буквы ТК и идентификационный номер. Сведения о ТК вносят в АИС "Технические комитеты" национального органа по стандартизации. Информацию о создании ТК публикуют в печатных органах национального органа по стандартизации и на его официальном сайте в сети Интернет.

 

На сегодняшний день на территории Российской Федерации функционирует значительное множество самых разнообразных технических комитетов по стандартизации. За последнее время были созданы такие технические комитеты, как: ТК "Стеклянная тара и посуда" (приказ Ростехрегулирования от 20.08.2007 N 2205); ТК "Лесоматериалы" (приказ Ростехрегулирования от 07.05.2007 г. N 1381); ТК "Никель. Кобальт" (приказ Ростехрегулирования от 06.04.2007 N 966) и другие.

 

Что касается положений о технических комитетах по стандартизации, в соответствии с которыми они осуществляют свою деятельность, то здесь можно привести следующий пример. Так, в Положении о техническом комитете по стандартизации ТК 465 "Строительство", утвержденном Ростехрегулированием 14.06.2005., регламентируются основные задачи, функции и порядок деятельности данного ТК. Кроме того, в Положении определяются перечни ТК (в т.ч. ТК, созданных национальным органом по стандартизации; ТК Международной организации по стандартизации (ИСО); ТК Европейского комитета по стандартизации (СЕН)), с которыми сотрудничает ТК "Строительство".

 

Комментарий к статье 15. Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации

 

1. В комментируемой части статьи содержится ряд принципиально важных дополнений. Во-первых, в состав документов в области стандартизации, образующих национальную систему стандартизации, добавлены правила по стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, а также своды правил. Во-вторых, в число элементов, составляющих национальную систему стандартизации, включены участники работ по стандартизации.

 

Вместе с тем следует отметить, что Закон, хотя и включает понятие "участники работ по стандартизации" в определение национальной системы стандартизации, но не конкретизирует, кто имеется в виду под такими участниками. В связи с этим, полагаем, необходимо более подробно осветить данный вопрос.

 

В 2003 г. в целях обеспечения эффективной государственной политики в области стандартизации был представлен к публичному обсуждению проект документа "Национальная система стандартизации Российской Федерации. Общие положения", разработанный в соответствии с комментируемым Законом, Руководством ИСО/МЭК 2, Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле. Настоящий документ установил общие положения, цели, основные направления, принципы стандартизации в национальной системе стандартизации, а также организационную структуру этой системы, функции, права и обязанности ее участников, финансовые основы деятельности. В соответствии с указанным проектом участниками национальной системы стандартизации являются (п.5.1.):

 

Федеральный орган по техническому регулированию (ФОТР);

 

Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ);

 

Межведомственный совет по стандартизации (МВС);

 

Национальный орган по стандартизации Российской Федерации (НОСт);

 

Технические комитеты по стандартизации (ТК);

 

Разработчики национальных стандартов;

 

Организации-изготовители и потребители продукции;

 

Научные организации, проводящие работы по стандартизации;

 

Эксперты, работающие в научных организациях по стандартизации, ТК;

 

Организации, осуществляющие информационное обеспечение национальной системы стандартизации.

 

В целом, предложенная проектом организационно-функциональная структура национальной системы стандартизации представляется верной, однако в Концепции развития национальной системы стандартизации данная структура была сужена до следующего состава:

 

национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);

 

научно-исследовательские организации по стандартизации;

 

технические комитеты по стандартизации;

 

разработчики стандартов.

 

Исходя из общего содержания положений гл. 3 "Стандартизация" настоящего Закона, следует, что в работах в области стандартизации принимают участие следующие субъекты:

 

1) Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (п.1 ст.14);

 

2) Технические комитеты по стандартизации. В состав таких комитетов на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций (п.4 ст.14);

 

3) Разработчики стандартов. Согласно п.2 ст.16 ими могут быть любые лица (в т.ч. и федеральные органы исполнительной власти).

 

Кроме того, к участникам национальной системы стандартизации следует отнести лиц, заинтересованных в разработке стандартов (ст.12; ст.16; ст.43), поскольку они наряду с указанными выше субъектами также принимают участие в работах по стандартизации. Закон напрямую предусматривает обеспечение максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц и регламентирует, что разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных от них в письменной форме замечаний (п.4 ст.16). В качестве заинтересованных лиц могут выступать изготовители, продавцы, исполнители, а также сами приобретатели продукции, работ и услуг.

 

2. В рассматриваемой части статьи закрепляется, что порядок разработки национальных стандартов определяется на законодательном уровне - в соответствии с положениями настоящего Закона. Утверждение же национальных стандартов осуществляется на ведомственном уровне - национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации.

 

В настоящее время действуют правила по стандартизации ПР 50.1.074-2004, в которых устанавливается порядок подготовки проектов национальных стандартов РФ и проектов изменений к ним к утверждению национальным органом Российской Федерации по стандартизации и к регистрации, а также порядок проведения регистрации, опубликования (издания) утвержденных стандартов, внесения поправок в действующие стандарты и подготовки документов по отмене стандартов.

 

Правила распространяются на проекты стандартов, прошедших экспертизу и представленных техническими комитетами по стандартизации в национальный орган по стандартизации на утверждение в соответствии со ст.16 Закона (п.7, 8), и подлежат применению структурными подразделениями национального органа по стандартизации и уполномоченными научными организациями по стандартизации.

 

Национальные стандарты, как и технические регламенты, подлежат применению равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции и связанных с ней процессов, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Однако в отличие от аналогичной нормы, затрагивающей условия применения технических регламентов (п.6 ст.7), в данном случае упоминаются также работы и услуги, обязательные требования к которым в технических регламентах не устанавливаются.

 

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту. Требования к изображению знака соответствия национальным стандартам РФ и условия его применения определяются в соответствии с положениями настоящего Закона (см. комментарий к ст.22 ) и ГОСТ Р 1.9-2004.

 

3. Общероссийские классификаторы относятся к категории нормативных документов, в которых соответствующая информация (технико-экономическая и социальная) распределяется в соответствии с ее классификацией, в частности, по классам, группам, видам, а также иным параметрам. Данная категория документов по стандартизации, является обязательной (Закон особо подчеркивает это) для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

 

Закон закрепляет, что порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области устанавливается Правительством РФ. На сегодняшний день такой порядок предусмотрен в Постановлении Правительства РФ от 10.11.2003 N 677. Кроме того, этим постановлением также утвержден Перечень общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области. Данный Перечень на сегодняшний день включает 32 общероссийских классификатора.

 

Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Минпромэнерго, Ростехрегулированием, Федеральной службой государственной статистики и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Общероссийские классификаторы разрабатываются по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемой при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией.

 

Разработка общероссийских классификаторов включает в себя создание и экспертизу проектов классификаторов и вносимых в них изменений, соответствующих правил стандартизации, а также методическое обеспечение ведения и применения классификаторов.

 

Требования к составу, содержанию работ и мероприятий, выполняемых при разработке общероссийских классификаторов, обоснованию необходимости их создания и гармонизации с международными и региональными классификациями и стандартами по классификации, выбору методов классификации и кодирования информации в общероссийских классификаторах, устанавливаются Ростехрегулированием по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

 

Ростехрегулирование в соответствии с установленной в данной области компетенцией:

 

обеспечивает проведение создаваемым в установленном порядке техническим комитетом по общероссийским классификаторам экспертизы проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, рассмотрение проектов общероссийских классификаторов и других касающихся их документов;

 

определяет при принятии общероссийского классификатора совместно с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку, ведение и применение этого общероссийского классификатора, дату введения его в действие;

 

обеспечивает включение принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов;

 

осуществляет официальное опубликование общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений;

 

обеспечивает представление в Федеральную службу государственной статистики принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений.

 

Ведение общероссийских классификаторов включает в себя представление в установленном порядке изменений, внесенных в общероссийские классификаторы, для включения их в информационно-вычислительную сеть Федеральной службы государственной статистики, в федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, для их официального опубликования, а также внесение изменений в автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов.

 

Федеральная служба государственной статистики обеспечивает ведение автоматизированной базы данных общероссийских классификаторов (банка данных классификаторов) и использование информационно-вычислительной сети Службы для предоставления текстов общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, другой информации, касающейся общероссийских классификаторов, органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, разрабатывает необходимые для этого инструктивно-методические документы и программно-технологические средства.

 

Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений. Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем:

 

прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;

 

включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.

 

Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов правовых актов, связанных с созданием государственных информационных систем и информационных ресурсов, согласовывают с Федеральной службой государственной статистики эти проекты в части обязательного применения общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.

 

Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

 

Информация, предоставляемая органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам и касающаяся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, включает в себя:

 

библиографическую информацию об общероссийском классификаторе, в том числе дату введения в действие, федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение общероссийского классификатора, и наличие изменений;

 

текст общероссийского классификатора и внесенных в него изменений.

 

Библиографическая информация об общероссийских классификаторах предоставляется бесплатно. Тексты общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений предоставляются в порядке, устанавливаемом Минпромэнерго РФ совместно с Федеральной службой государственной статистики по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

 

Комментарий к статье 16. Правила разработки и утверждения национальных стандартов

 

Устанавливая правила разработки и утверждения национальных стандартов, в комментируемой статье, Закон отражает лишь основные, наиболее существенные этапы и особенности, более подробная регламентация которых, содержится в соответствующих ГОСТах, Правилах по стандартизации, Постановлениях Правительства РФ. В том числе: ГОСТ Р 1.2-2004, ГОСТ Р 1.5-2004, ГОСТ Р 1.13-2004, ГОСТ Р 1.6-2006, ПР 50.1.074-2004, в Постановлении Правительства РФ от 31.07.2003 N 458 "Об опубликовании и размере платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта". Исходя из этого, комментарий к настоящей статье будет изложен с учетом вышеназванных документов.

 

1. Программу разработки национальных стандартов разрабатывает и утверждает национальный орган Российской Федерации по стандартизации в соответствии с установленными им правилами. Для разработки данной программы национальный орган Российской Федерации по стандартизации возлагает функции по подготовке работ по национальной стандартизации на компетентную в этой области научно-исследовательскую организацию по стандартизации.

 

Для обеспечения доступности этой программы ее размещают в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет. Так, в частности, на сайте Ростехрегулирования размещена для всеобщего ознакомления Программа разработки национальных стандартов РФ на 2007 г., утвержденная Протоколом заседания Коллегии Ростехрегулирования от 22.11.2006 N 7.

 

Концепцией развития национальной системы стандартизации поставлена задача ежегодного обновления фонда национальных стандартов в среднем на 10 %, что составляет 2500 документов в год. Анализ программ разработки национальных стандартов последних лет показывает, что эту задачу невозможно выполнить за счет выделяемых объемов бюджетного финансирования и средств бизнес-сообщества, финансирующего, в основном, разработки, направленные на решение собственных корпоративных интересов.

 

На заседании Совета Безопасности Российской Федерации 13.07.2006 (протокол N Пр-1184, утвержденный Президентом РФ) была рассмотрена "Перспективная программа разработки национальных стандартов, унифицированных с международными стандартами в научно- технической и производственной сферах". Поручением Председателя Правительства РФ от 28.07.2006 г. N МФ-П7-3582 реализация этой программы намечена с 2008 г.

 

Тематика программы направлена на:

 

разработку новых гармонизированных национальных стандартов и пересмотр действующих стандартов, которые могут использоваться для выполнения требований технических регламентов и обеспечивать нормативную поддержку национальных проектов;

 

активизацию работ по стандартизации в международных организациях ИСО, МЭК, СЕН и других;

 

актуализацию и обновление фонда межгосударственных стандартов для сохранения единого нормативно-технического пространства в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП;

 

повышение качества экспертизы стандартов, в том числе разрабатываемых в инициативном порядке;

 

развертывание работ по стандартизации оборонной и федеральной продукции в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 г. N 750;

 

анализ и перевод отраслевых стандартов по отдельным направлениям и секторам промышленности в национальные стандарты.

 

2. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо, юридическое или физическое, компетентность которого в отношении разработки данного стандарта определяет заказчик этой работы. В качестве заказчика разработки национального стандарта может выступать национальный орган Российской Федерации по стандартизации (Ростехрегулирование), федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию (Минпромэнерго), юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.

 

Для разработки национального стандарта может быть создана соответствующая рабочая группа, в состав которой могут войти представители различных заинтересованных сторон и (или) соисполнителей разработки.

 

3-8. Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:

 

организация разработки стандарта;

 

разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;

 

разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза (научно-техническая, правовая, патентная, терминологическая и метрологическая);

 

подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.

 

1) Организация разработки национального стандарта.

 

В случае необходимости или заинтересованности в разработке национального стандарта органы власти, юридические и физические лица направляют соответствующие заявки или предложения в секретариат технического комитета по стандартизации или его подкомитета, за которым закреплен данный объект стандартизации. В случае отсутствия технического комитета - в научно-исследовательскую организацию, выполняющую функции головной организации по планированию работ по национальной стандартизации, или непосредственно в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

 

В заявке (предложении) приводят:

 

обоснование технической, экономической, социальной целесообразности разработки национального стандарта;

 

информацию о связи предлагаемого к разработке национального стандарта с техническим регламентом и (или) международным стандартом или иным документом;

 

сведения о возможных источниках финансирования (о необходимости привлечения средств федерального бюджета);

 

сведения об ориентировочной стоимости разработки стандарта, о заказчике, исполнителе и соисполнителях.

 

Если после принятия национальным органом по стандартизации программы разработки национальных стандартов заинтересованное юридическое или физическое лицо намеревается осуществить инициативную (т.е. за счет собственных сил и (или) средств) разработку стандарта, то оно может направить в научно-исследовательскую организацию по стандартизации, выполняющую функции по планированию работ по национальной стандартизации, запрос о рассмотрении целесообразности разработки данного стандарта.

 

В этом случае в запросе излагают собственное обоснование целесообразности разработки стандарта и краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, а также сведения об использовании при разработке международного или регионального стандарта. Вместе с запросом могут быть представлены любые материалы, подтверждающие целесообразность разработки данного стандарта, в том числе и аутентичный перевод на русский язык используемого международного (регионального) стандарта.

 

Научно-исследовательская организация по стандартизации, выполняющая функции по планированию работ по национальной стандартизации, рассматривает поступивший запрос, проверяет обоснованность приведенных в нем аргументов, оценивает актуальность разработки стандарта и целесообразность ее проведения на российском национальном или межгосударственном уровне и сообщает лицу, направившему запрос, свое решение.

 

С запросом о рассмотрении целесообразности разработки стандарта заинтересованное лицо может обратиться также в секретариат технического комитета (его подкомитет), за которым закреплен данный объект стандартизации.

 

2) Разработка первой редакции проекта национального стандарта и ее публичное обсуждение.

 

Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к ней. При разработке национального стандарта разработчик руководствуется положениями ГОСТ Р 1.0-2004, а также использует в качестве рекомендаций общие требования к содержанию межгосударственных стандартов, которые установлены ГОСТ 1.5-2001 (раздел 7), если иное не обусловлено требованиями технического регламента.

 

При разработке национального стандарта разработчик использует или учитывает:

 

требования действующих или разрабатываемых в Российской Федерации технических регламентов;

 

результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно - технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и (или) аспекту стандартизации;

 

международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;

 

прогрессивные национальные стандарты и технические регламенты других стран;

 

иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии;

 

предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.

 

В пояснительной записке к первой редакции проекта национального стандарта указывают сведения, приведенные в п.4.2.1.6 ГОСТ Р 1.2-2004. Пояснительную записку подписывают руководитель разработки стандарта и исполнитель, подготовивший пояснительную записку. Если разработчиком национального стандарта является физическое лицо, то пояснительную записку подписывает только разработчик.

 

Разработка первой редакции проекта стандарта завершается подготовкой уведомления о разработке проекта стандарта, которое направляется в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

 

Подготовку уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении его публичного обсуждения (п.5) осуществляют с целью информирования всех заинтересованных сторон (включая зарубежных пользователей) о разработке, содержании и завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта, и предоставления им в результате этого таких возможностей, как:

 

принятие при необходимости непосредственного участия в разработке соответствующего проекта национального стандарта;

 

получение экземпляра проекта национального стандарта и направления разработчику этого проекта замечаний и предложений по нему;

 

заблаговременного планирования и осуществления мероприятий, необходимых для соблюдения требований национального стандарта.

 

Подготовка уведомлений направлена на обеспечение принципов доступности и открытости национальных стандартов и процессов их разработки для всех заинтересованных сторон. Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления, и, кроме того, обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.112 сек.