Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданско-правовая ответственность органов по сертификации (их должностных лиц). 2 страница




 

Комментарий к статье 24. Декларирование соответствия

 

1. Как уже упоминалось, обязательное подтверждение соответствия продукции посредством принятия декларации о ее соответствии было впервые (в полной мере) предусмотрено в 1998 г. после внесения в Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" соответствующих дополнений (см. комментарий к ст.2 ). В целях реализации предусмотренных норм, Правительство РФ в 1999 г. приняло Постановление*, которым были утверждены:

_______________

* См.: Постановление Правительства РФ от 07.07.1999 N 766 "Об утверждении Перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации".

 

 

Перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия;

 

Порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации.

 

Указанный Перечень был сформирован путемвыборки отдельных видовпродукции из Номенклатуры продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, утвержденной постановлением Госстандарта РФ от 23.02.1998 N 5. Позднее взамен данной Номенклатуры постановлением Госстандарта РФ от 30.07.2002 N 64 были введены:

 

"Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация" - Номенклатура N 1;

 

"Номенклатура продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии" - Номенклатура N 2 (взамен введенных в действие постановлением Госстандарта РФ от 19.10.1999 N 53 изменений и дополнений "Номенклатуры продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация").

 

Номенклатура N 2 является самостоятельным документом, построенным по единым принципам с номенклатурой продукции, подлежащей обязательной сертификации. Основанием для ее разработки послужило Постановление Правительства РФ от 29.04.2002 N 287, которым были внесены изменения в Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии. Введение данной Номенклатуры было обусловлено необходимостью сокращения избыточности обязательной сертификации путем перевода ряда видов продукции из сферы сертификации в сферу декларирования. В целом Номенклатура N 2 представляет собой упорядоченную совокупность позиций, содержащих сведения о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и о подтверждаемых требованиях конкретных нормативных документов.

 

В настоящее время указанные Номенклатура N 2 и Постановление Правительства РФ от 07.07.1999 N 766 являются действующими документами. До вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство РФ ежегодно уточняет и утверждает единый Перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия (п.3 ст.46 Закона).

 

В отличие от обязательной сертификации, при которой соответствие продукции установленным требованиям подтверждает исключительно третья сторона (орган по сертификации), декларирование соответствияосуществляется первой стороной (заявителем) по одной из предусмотренных Законом схем:

 

на основании собственных доказательств;

 

на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны - органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

 

Схемы декларирования соответствия, как и схемы обязательной сертификации, устанавливаются техническим регламентом (п.2 ст.23 Закона), однако схема декларирования соответствия с участием третьей стороны предусматривается в техническом регламенте только в том в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия. По сути, такая оговорка означает, что схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте, когда представленных заявителем собственных доказательств будет недостаточно для того, чтобы достоверно установить подтверждение соответствия либо в силу особого характера предъявляемой к декларированию соответствия продукции.

 

В качестве заявителей при декларировании соответствия могут выступать зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации:

 

1) Юридические и физические лица (индивидуальные предприниматели), являющиеся непосредственными изготовителями или продавцами продукции.

 

2) Юридические и физические лица (индивидуальные предприниматели), представляющие интересы соответствующих иностранных изготовителей и продавцов продукции на территории РФ. Закон именует их лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя, предусматривая, что выполнение таких функций осуществляется на договорной основе. При этом Закон для данного случая сразу оговаривает вопросы ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов - ответственность возлагается на лицо, принявшее на себя обязательства в части обеспечения соответствия продукции требованиям технических регламентов, т.е. лицо, которое приняло декларацию о соответствии.

 

Конкретный круг заявителей устанавливается в соответствующем техническом регламенте.

 

Применительно положений рассматриваемой части статьи также следует упомянуть о том, что согласно п.4 ст.46 Закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов схема декларирования соответствия на основе собственных доказательств допускается для применения только изготовителями или только лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя.

 

2-4. В комментируемых пунктах регламентируются вопросы, касающиеся доказательной базы, применяемой при декларировании соответствия.

 

При первой схеме декларирования соответствия (на основании собственных доказательств) доказательная база формируется самим заявителем. В нее включаются: техническая документация (н-р, технические условия, паспорта или свидетельства качества и др.); результаты собственных исследований (испытаний) и измерений (н-р, протоколы) и (или) другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

 

В случае выбора второй схемы декларирования (с участием третьей стороны) доказательная база формируется из доказательственных материалов, используемых при первой схеме, в дополнение к которым заявитель по своему выбору включает:

 

протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре);

 

сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.

 

Точный состав необходимых документов, являющихся доказательной базой (доказательственные материалы), определяется соответствующим техническим регламентом на данную продукцию. Относительно сертификата системы качества Закон делает оговорку о том, что данный документ может использоваться в составе доказательственной базы при принятии декларации о соответствии любой продукции, кроме случаев, когда эта продукция в соответствии с техническими регламентами подлежит обязательной сертификации.

 

5. В комментируемой части Закон, устанавливая, что декларация о соответствии оформляется на русском языке, определяет ее конкретное содержание, предусматривая при этом, что перечень указываемых в декларации сведений не является исчерпывающим. Срок действия декларации о соответствии, как и сертификата соответствия (ст.25 Закона), определяется соответствующим техническим регламентом.

 

Что касается формы декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов, то на сегодняшний день она утверждена приказом Минпромэнерго России от 22.03.2006 N 54, в котором также приводятся и рекомендации по ее заполнению.

 

6-7. В комментируемых положениях Закон, закрепляя, что оформленная заявителем декларация о соответствии должна быть зарегистрирована в едином реестре деклараций о соответствии в течение трех дней, уполномочивает Правительство РФ определять:

 

федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение указанного реестра;

 

порядок формирования и ведения единого реестра деклараций о соответствии;

 

порядок регистрации деклараций о соответствии;

 

порядок предоставления сведений, содержащихся в едином реестре деклараций о соответствии, и оплаты за эти сведения.

 

Закон предусматривает, что один экземпляр декларации о соответствии хранится у самого заявителя, другой - в федеральном органе исполнительной власти, организующем формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии. Заявитель также обязан обеспечивать сохранность документов, составляющих доказательственные материалы. Срок хранения у заявителя таких документов и декларации составляет три года с момента окончания срока действия декларации.

 

Применительно рассматриваемых пунктов настоящей статьи следует отметить, что изначально Закон указывал на единственный федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию, ответственный за регистрацию и хранение деклараций о соответствии. При этом нельзя было однозначно определить, о каком именно органе идет речь, поскольку согласно Указу Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 09.03.2004 N 314 (с последующими изменениями) в области технического регулирования можно выделить два таких органа - Минпромэнерго России и Ростехрегулирование.

 

Учитывая возможное количество заявителей, их территориальную рассредоточенность, а также ряд других факторов, предположение о том, что в качестве такого органа может выступать Минпромэнерго, просто не представлялось возможным. Это способствовало бы созданию дополнительных барьеров для заявителей, находящихся в отдаленных регионах, и тем самым снижению оперативности регистрации деклараций о соответствии.

 

В действующей редакции обозначение "федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию" изменено на "федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии". Аналогичные изменения (в отношении ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия) коснулись и положений п.3 ст.26 Закона.

 

Государственная функция по формированию и ведению единого реестра деклараций о соответствии на основании предоставленных полномочий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" подлежит осуществлению Ростехрегулированием или (в части предоставления информации по сведениям, включенным в единый реестр) его территориальными органами, а также федеральными государственными учреждениями - центрами стандартизации, метрологии и сертификации с использованием автоматизированной информационной системы в соответствии с положениями о них. При выполнении названной государственной функции Ростехрегулирование взаимодействует с организациями, осуществляющими регистрацию деклараций о соответствии продукции установленным требованиям технических регламентов, и органами государственного контроля (надзора).

 

В настоящее время в целях исполнения указанной государственной функции, Ростехрегулированием разработан соответствующий Административный регламент, которым предусматривается опубликование содержащихся в едином реестре сведений о зарегистрированных декларациях о соответствии на официальном сайте Ростехрегулирования, что позволит организовать доступ к информации для широкого круга потребителей. Помимо этого Административный регламент определяет формы контроля за полнотой и достоверностью сведений о зарегистрированных декларациях, соблюдением сроков и требований к выполнению административных процедур по актуализации и систематизации сведений в едином реестре, предоставлению и официальному опубликованию этих сведений.

 

Принятие Административного регламента позволит обеспечить открытость и прозрачность действий по формированию и ведению единого реестра деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов, недопустимость ограничения доступа к информации, оперативность работы по предоставлению сведений в органы государственной власти, органы местного самоуправления.

 

Комментарий к статье 25. Обязательная сертификация

 

1. В рассматриваемой статье Закон конкретизирует отдельные положения проведения работ по обязательному подтверждению соответствия (см. комментарий к ст.23 ) в части, касающейся обязательной сертификации. Во-первых, Закон уточняет, что обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Во-вторых, регламентирует, что схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующимтехническим регламентом. В-третьих, закрепляет, что соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается особым документом - сертификатом соответствия, который выдается заявителю органом по сертификации по итогам проведения обязательной сертификации.

 

2. Закон не регламентирует конкретных положений относительно формы сертификата соответствия, он лишь ограничивается упоминанием о том, что эта форма утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Основное внимание акцентируется на содержании сертификата соответствия. Положение о сроке действия сертификата соответствия также является отсылочным - такой срок, согласно Закону, определяется соответствующим техническим регламентом, на соответствие требованиям которого проводится обязательная сертификация.

 

В целях реализации предусмотренных комментируемой частью статьи положений Минпромэнерго РФ был издан приказ от 22.03.2006 N 53, утвердивший форму сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов и рекомендации по ее заполнению. Согласно данному приказу форма сертификата соответствия заполняется печатным способом (на пишущей машинке, принтере и т.п.) без исправлений, подчисток и поправок. Бланки сертификатов соответствия изготавливаются и выдаются органам по сертификации в установленном порядке и подлежат строгому учету.

 

В отличие от Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" настоящим Законом не предусматривается создание федеральными органами исполнительной власти системы обязательной сертификации, функционирующей наряду с системой добровольной сертификации (см. комментарий к ст.2, 21 ). В связи с этим возникает вопрос о правомочности ранее созданных систем обязательной сертификации, продолжающих осуществлять свою деятельность и в настоящее время. Для решения этого вопроса необходимо обратиться к нормам ст.46 Закона, из которых следует, что в переходный период деятельность по обязательной сертификации соответствующих систем сертификации осуществляется в соответствии с настоящим Законом. С момента вступления в силу соответствующих технических регламентов продукция, на которую распространяется этот технический регламент, должна исключаться из системы обязательной сертификации.

 

Что касается нормативной базы обязательной сертификации продукции, то в переходный период с учетом положений ст.46 Закона ее составляют документы (в т.ч. принятые до 01.07.2003), которые в соответствии с законодательством РФ устанавливают обязательные требования к продукции. Однако здесь следует в очередной раз сделать оговорку о том, что применение документов, принятых до дня вступления в силу комментируемого Закона осуществляется не только с учетом норм ст.46, а также п.2 ст.4 Закона.

 

Наиболее крупной и авторитетной системой обязательной сертификации является Система сертификации ГОСТ Р, имеющая собственные формы сертификатов и знаков соответствия и объединяющая (по данным Ростехрегулирования)* более 1100 органов по сертификации и около 2500 испытательных лабораторий. Структура и правила функционирования этой системы отражены в соответствующем положении, утвержденном постановлением Госстандарта России от 17.03.1998 N 11.

________________

* См.: http://www.gost.ru/wps/portal/pages.root.Activity?

 

 

Комментарий к статье 26. Организация обязательной сертификации

 

1-2. Комментируемые положения, определяя, что обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ, раскрывают функции этого органа. Большинство предусмотренных Законом прав органа по сертификации одновременно являются и его обязанностями. Итак, орган по сертификацииуполномочен:

 

1) Привлекать для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованные испытательные лаборатории (центры). Правоотношения между органом по сертификации и указанными субъектами регулируются соответствующим договором.

 

2) Осуществлять контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором.

 

3) Выдавать сертификаты соответствия и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Данное право было упущено в прежней редакции Закона, теперь этот пробел восполнен.

 

4) Приостанавливать или прекращать действие выданных им сертификатов соответствия. Данному праву корреспондирует аналогичная обязанность в том случае, если для приостановки или прекращения действия сертификатов соответствия будут соответствующие основания.

 

5) Определять стоимость работ по сертификации, выполняемых по договору с заявителем. Указанное право изложено в новой редакции с учетом изменений, внесенных в п.4 ст.23 Закона.

 

6) Принимать решение о продлении срока действия сертификата соответствия, в том числе по результатам проведенного контроля за сертифицированными объектами. Порядок принятия такого решения устанавливается соответствующим техническим регламентом. В прежней редакции Закон не предусматривал такой функции. Она была внесена в целях упрощения работы органов по сертификации и снижения затрат заявителя на повторное проведение сертификации. Представляется, что в связи с введением этой функции орган по сертификации также должен информировать соответствующие органы о продлении сроков действия сертификатов соответствия.

 

7) Вести реестр выданных им сертификатов соответствия.

 

8) Информировать соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее.

 

9) Информировать о приостановлении или прекращении действия выданных им сертификатов соответствия федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов. Эта обязанность также была упущена в прежней редакции Закона.

 

10) Обеспечивать предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации.

 

11) Не менее важной обязанностью органа по сертификации, о которой Закон не упоминает в настоящей статье, но, тем не менее, предусматривает в ст.41 ответственность за ее неисполнение (ненадлежащее исполнение), является обеспечение органом по сертификации соблюдения установленных правил сертификации при выполнении им работ по сертификации.

 

3. Положениями комментируемой части статьи* относительно рассматриваемой сферы деятельности предусматриваются соответствующие полномочия Правительства РФ. Правительство РФ определяет:

________________

* Прим.: обоснование законодательных редакционных изменений данного пункта см. в комментарии к п.п.6-7 ст.24 Закона.

 

 

федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия;

 

порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия;

 

порядок предоставления содержащихся в едином реестре сертификатов соответствия сведений и оплаты за их предоставление.

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.01.2008 N 41,*организацию формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия осуществляет Ростехрегулирование. Порядок формирования и ведения этого реестра, а также предоставления содержащихся в нем сведений и оплаты за их предоставление определяется в соответствующем Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.04.2006 N 201**.

________________

* Прим.: см. также п.5.4.17.5. Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.

**Прим.: в настоящее Положение постановлением Правительства РФ от 30.01.2008 N 41 были внесены изменения, вступившие в силу с 12.02.2008.

 

 

Настоящим Положением конкретизировано, что единый реестр является федеральной информационной системой, обладателем информации которой является Российская Федерация, а формирование и ведение этого реестра осуществляется Ростехрегулированием при непосредственном взаимодействии с органами по сертификации. Для создания целостного восприятия предусмотренных комментируемой статьей положений проанализируем отдельные аспекты указанного Положения:

 

1) Порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия.

 

Формирование и ведение единого реестра включает в себя сборРостехрегулированием переданных ему органами по сертификации сведений о сертификатах соответствия, приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении их действия, внесение в единый реестр сведений о сертификатах соответствия, их хранение, систематизацию, актуализацию и изменение. Кроме того - защиту содержащейся в едином реестре информации. Основанием для внесения в единый реестр сведений о сертификатах соответствия является решение о выдаче сертификата соответствия, о приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении его действия, принятое в установленном порядке.

 

В единый реестр не передаются и не вносятся сведения о сертификатах соответствия на продукцию (работы, услуги), поставляемую для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, а также на продукцию (работы, услуги), используемую в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ информации ограниченного доступа, и на продукцию (работы, услуги), сведения о которой составляют государственную тайну.

 

Сведения о сертификатах соответствия передаются органами по сертификации в Ростехрегулирование в электронном виде по каналам связи:

 

в течение 3 рабочих дней - с даты принятия решения о выдаче сертификата соответствия;

 

в течение 1 рабочего дня - с даты принятия решения о приостановлении, возобновлении или прекращении действия выданного сертификата соответствия.

 

Сведения о сертификатах соответствия вносятся в единый реестр в течение 3 рабочих дней с даты их поступления в Ростехрегулирование в виде записи, содержащей:

 

наименование и местонахождение заявителя;

 

наименование и местонахождение изготовителя продукции;

 

наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;

 

фамилию, имя, отчество руководителя органа по сертификации;

 

информацию об объекте сертификации, позволяющую его идентифицировать;

 

информацию о технических регламентах, на соответствие требованиям которых проводилась сертификация;

 

информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательства соответствия продукции требованиям технических регламентов;

 

информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;

 

регистрационный номер выданного сертификата соответствия, срок действия, учетный номер бланка, на котором оформлен выданный сертификат соответствия;

 

дату и причину приостановления, возобновления или прекращения действия сертификата соответствия;

 

дату, срок продления действия сертификата соответствия и основания для его продления.

 

Формирование и ведение единого реестра осуществляется в условиях, обеспечивающих предотвращение несанкционированного доступа к нему. Для предотвращения утраты сведений о сертификатах соответствия, содержащихся в едином реестре, формируется его резервная копия.

 

2) Порядок предоставления сведений, содержащихся в едином реестре сертификатов соответствия.

 

Сведения о сертификатах соответствия, содержащиеся в едином реестре, предоставляются Ростехрегулированием и подведомственными ему территориальными органами, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иным юридическим лицам, а также физическим лицам.

 

Органам государственной власти и органам местного самоуправления сведения о сертификатах соответствия, содержащиеся в едином реестре, предоставляются бесплатно.

 

Запрос на получение сведений о сертификатах соответствия, содержащихся в едином реестре, направляется в произвольной форме на бумажных носителях или в электронном виде. Одновременно представляется документ, подтверждающий оплату.

 

Предоставление сведений о сертификатах соответствия, содержащихся в едином реестре, осуществляется в течение не более 5 рабочих дней с даты поступления соответствующего запроса. Срочное (в день поступления соответствующего запроса) предоставление сведений о сертификатах соответствия, содержащихся в едином реестре, осуществляется по запросам органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Использование сведений о сертификатах соответствия, содержащихся в едином реестре, в ущерб интересам органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных юридических лиц, а также физических лиц влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 

3) Порядок оплаты за предоставление сведений, содержащихся в едином реестре сертификатов соответствия.

 

Сведения о сертификатах соответствия, содержащиеся в едином реестре, предоставляются за плату по запросам физических лиц, а также юридических лиц, не относящихся к органам государственной власти и органам местного самоуправления.

 

Размер платы за предоставление сведений о сертификатах соответствия, содержащихся в едином реестре, не может превышать размер расходов на копирование и предоставление информации.

 

Средства, полученные за предоставление сведений о сертификатах соответствия, содержащихся в едином реестре, зачисляются в федеральный бюджет.

 

В целях реализации предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 10.04.2006 N 201 положений, Минпромэнерго РФ издал приказ от 26.07.2006 N 175, утвердивший Порядок передачи органами по сертификации сведений о выданных ими сертификатах соответствия в единый реестр выданных сертификатов соответствия. Позднее совместным приказом Ростехрегулирования N 3086, Минпромэнерго РФ N 311, Минфина РФ N 170 н от 11.12.2006 г. был установлен размер платы, зачисляемой в федеральный бюджет, за предоставление по запросам сведений, содержащихся в едином реестре выданных сертификатов соответствия. Он составил 26 рублей за информацию об одном сертификате соответствия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.117 сек.