Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Своды правил. 13 страница




 

В соответствии с п.1) ст.3 ФЗ "О коммерческой тайне" под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Согласно п.2) ст.3 указанного закона, а также ст.1465 ГК РФ к информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства), относятся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие, в т.ч. о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, о способах осуществления профессиональной деятельности):

 

которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам;

 

к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании;

 

в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

 

Следует также учитывать, что режим коммерческой тайны считается установленным только после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности информации, указанных в ч.1 ст.10 ФЗ "О коммерческой тайне". Эти меры должны включать в себя:

 

определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

 

ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

 

учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

 

регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

 

нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

 

Только с учетом всех перечисленных выше условий определенные сведения могут являться информацией, составляющей коммерческую тайну. При этом необходимо принимать во внимание, что некоторые сведения в силу признания их таковыми нормативно-правовыми актами, не могут составлять коммерческую тайну. В частности, режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений:

 

содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

 

содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

 

о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

 

о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

 

других сведений, предусмотренных ст.5 Федерального закона "О коммерческой тайне".

 

Незаконное разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, влечет за собой наступление определенного вида ответственности (в т.ч. уголовной) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку коммерческая тайна является одним из объектов гражданских прав, то в соответствии со ст.1472 ГК РФ к нарушителям применяются меры гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.

 

Помимо вышеизложенного хотелось бы добавить, что применительно закрепленного в комментируемой статье принципа, целесообразно учитывать и нормы, предусмотренные ч.5 ст.9 ФЗ "Об информации". В соответствии с этими нормами информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

 

7) Недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией. Закон четко разграничивает, что обязательное подтверждение проводится только на соответствие требованиям технических регламентов, а добровольное - может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Подмена одного другим запрещена, поскольку это противоречит сущности технического регулирования.

 

2. В комментируемой части статьи Закон устанавливает, что условия разработки и применения подтверждения соответствия равным образом распространяются и на его обязательные формы, и на добровольную форму. Закон не определяет в этом случае каких-либо исключений ни для видов (особенностей) сделок, ни для лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Правила подтверждения соответствия разрабатываются и применяются одинаковым образом и в равной мере в отношении любых объектов технического регулирования, в том числе, как для импортируемой продукции, так и для продукции отечественного производства. Закрепленные настоящей частью положения по своей сути идентичны положениям Закона в отношении применения технических регламентов (п.6 ст.7) и национальных стандартов (абз. 2 п.2 ст.15).

 

 

Комментарий к статье 20. Формы подтверждения соответствия

 

В комментируемой статье воспроизводится ранее закрепленное Законом РФ "О сертификации продукции и услуг" положение, в соответствии с которым подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может иметь обязательный и необязательный, т.е. добровольный характер. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться исключительно в форме добровольной сертификации, а обязательное - в форме обязательной сертификации и декларирования соответствия (подробнее см. комментарий к ст.21 - 27 настоящего закона ).

 

Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается в соответствующих статьях настоящего Закона, т.е. регламентируется на законодательном уровне. Что касается порядка применения добровольного подтверждения соответствия, то он определяется органами добровольной сертификации в соответствии с правилами, предусмотренными Законом.

 

Комментарий к статье 21. Добровольное подтверждение соответствия

1. В отличие от обязательного подтверждения соответствия, к порядку и условиям осуществления которого Законом устанавливаются более жесткие требования, добровольное подтверждение соответствия, как это следует уже из самого наименования, подразумевает относительную свободу действий и выбора принимающих в этом участие лиц. Об этом свидетельствует ряд следующих факторов.

 

Во-первых, добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации либо условиям договоров. Это означает, что заявитель вправе по своему усмотрению выбрать тот или иной документ, на соответствие требованиям которого он намеревается осуществить подтверждение соответствия определенного им объекта.

 

Во-вторых, объектами добровольного подтверждения соответствия может быть не только продукция, как это предусмотрено для обязательного подтверждения соответствия, но и такие объекты технического регулирования, как:

 

процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

 

работы и услуги;

 

иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

 

Таким образом, добровольное подтверждение соответствия может осуществляться в отношении продукции с целью установления ее соответствия определенным качественным характеристикам, в чем заинтересованность потребителя существует ничуть не меньше чем в ее безопасности, гарантируемой обязательным подтверждением соответствия. Кроме того, подобное условие распространяется и на другие объекты добровольного подтверждения соответствия, способствуя тем самым повышению конкурентоспособности продукции, работ и услуг на российском и международном рынках.

 

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя (изготовителя, продавца, исполнителя и др.) на договорных условиях между ним и органом по сертификации.

 

Говоря об органе по добровольной сертификации, функции которого регламентируются в настоящей части статьи, следует обратить внимание на то, что Закон не содержит по отношению к нему каких-либо конкретных указаний на необходимость его аккредитации, как это имеет место в отношении органа по обязательной сертификации. Отсутствуют такие указания и в определении, содержащемся в ст.2 Закона. Однако, исходя из положений ст.31 Закона, предусматривающих аккредитацию органов по сертификации безотносительно указания характера этой сертификации (обязательного или добровольного), полагаем, что органы добровольной сертификации также подлежат аккредитации, как и органы по обязательной сертификации. Тем более что в проведении процедуры аккредитации, в первую очередь, должны быть заинтересованы сами органы по добровольной сертификации, поскольку она является безусловным свидетельством подтверждения их компетентности в установленной области деятельности, влияющим на их статус на рынке аналогичных услуг в условиях возрастающей конкуренции.

 

Что касается непосредственно самих функций органа по добровольной сертификации, то они в целом, не претерпели особых изменений по сравнению с Законом РФ "О сертификации продукции и услуг" (ст.18).

 

2. В комментируемой части статьи Закон определяет возможность и общий порядок создания системы добровольной сертификации, а также лиц, правомочных на ее создание. Закон допускает образование системы добровольной сертификации как юридическими, так и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в отличие от Закона РФ "О сертификации продукции и услуг", которым устанавливалось, что аналогичная система может быть создана только юридическим лицом (ст.18). Система добровольной сертификации может создаваться не только одним юридическим или физическим лицом (индивидуальным предпринимателем), но и несколькими.

 

Закон предписывает лицу (лицам), намеревающемуся создать систему добровольной сертификации, выполнить ряд требований, при осуществлении которых такая система может считаться созданной. В том числе:

 

установить перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация;

 

установить правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты;

 

определить участников данной системы добровольной сертификации.

 

Помимо этого, системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

 

По данным Ростехрегулирования по состоянию на 01.07.2005 в Российской Федерации было зарегистрировано более 250 систем добровольной сертификации. Здесь следует упомянуть о таких наиболее крупных и авторитетных системах, как:

 

Система добровольной сертификации продукции Госстандарта России*;

________________

* См.: постановление Госстандарта России от 04.11.2000 N 76.

 

 

Система добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере Российской Федерации "Росжилкоммунсертификация"*;

________________

* См.: приказ Госстроя России от 13.01.2003 N 12.

 

 

Система добровольной сертификации в строительстве в Российской Федерации "Росстройсертификация"(118)

________________

* См.: приказ Госстроя России от 21.04.2003 N 63, постановление Госстандарта РФ от 20.05.2003 N 44.

 

 

Система добровольной сертификации на железнодорожном транспорте Российской Федерации*;

________________

* См.: приказ Федерального агентства железнодорожного транспорта от 17.05.2005 N 17.

 

 

Система добровольной сертификации "Медконтроль"*.

________________

* См.: приказ Росздравнадзора от 20.01.2005 г.

 

 

3-4. Комментируемая часть статьи определяет основные положения, затрагивающие порядок регистрации системы добровольной сертификации и получившее свое развитие в Постановлении Правительства РФ от 23.01.2004 г. N 32.

 

В соответствии с Законом и названным постановлением регистрацию системы добровольной сертификации осуществляет Ростехрегулирование. Лицо, создавшее систему добровольной сертификации (представитель нескольких лиц, создавших систему добровольной сертификации, действующий на основании доверенности), для регистрации системы добровольной сертификации направляет (представляет) в Ростехрегулирование следующие документы:

 

1) Копию документа (документов), подтверждающего факт внесения сведений о создании или реорганизации юридического лица (юридических лиц) и (или) приобретении физическим лицом (физическими лицами) статуса индивидуального предпринимателя в Единый государственный реестр юридических лиц или в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответственно.

 

2) Правила функционирования системы добровольной сертификации (оригинал и копия), устанавливающие:

 

перечень объектов, подлежащих сертификации, и характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация этих объектов;

 

правила выполнения предусмотренных этой системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты;

 

состав участников системы добровольной сертификации.

 

3) Документ, утверждающий изображение знака соответствия системы и порядок его применения, если применение такого знака предусматривается системой добровольной сертификации (оригинал и копия).

 

4) Документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации.

 

В помощь лицам, намеревающимся осуществить регистрацию системы добровольной сертификации, разработаны рекомендации по стандартизации Р 50.1.052-2005. В них подробно регламентируются условия оформления документов (в том числе в части содержания), которые в соответствии с Законом необходимо предоставить для регистрации.

 

Ростехрегулирование в 5-дневный срок со дня поступления вышеуказанных документов осуществляет регистрацию системы добровольной сертификации. Основанием к отказу в регистрации может служить:

 

совпадение наименования системы добровольной сертификации и изображение ее знака соответствия с зарегистрированной ранее системой добровольной сертификации и изображением ее знака соответствия;

 

несоответствие предоставленных на регистрацию документов установленным законодательством РФ требованиям.

 

Каких-либо иных, кроме указанных, оснований для отказа регистрации системы добровольной сертификации не допускается. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке. В данном отношении интересно отметить, что Закон, предусматривая основания для отказа в регистрации, указывает на непредставление соответствующих документов, в то время как в Постановлении Правительства РФ от 23.01.2004 N 32 говорится о несоответствии этих документов установленным требованиям. Полагаем, что последняя формулировка является более уместной, поскольку без документов, собственно, нет и оснований для регистрации. В этом случае еще можно было бы согласиться с формулировкой "непредставление всех необходимых документов", хотя и такая причина, на наш взгляд, не может служить достаточным основанием для отказа. В такой ситуации осуществление регистрации системы добровольной сертификации должно быть всего лишь приостановлено. По нашему мнению, необходимо внести соответствующие изменения и в Закон, и в постановление, регламентировав при этом сроки устранения недостатков. Это позволит обеспечить объективность рассмотрения вопросов, связанных с регистрацией системы добровольной сертификации.

 

Здесь следует упомянуть и о сложившейся практике регистрации систем добровольной сертификации, которая до недавнего времени осуществлялась в соответствии с постановлением Госстандарта РФ от 22.04.1999 N 18, утвердившим Правила проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации. Согласно п.3.12. данных Правил основанием для отказа в государственной регистрации системы сертификации (как добровольной, так и обязательной) и ее знака соответствия являлось:

 

несоответствие представленных документов требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области сертификации;

 

несоответствие представленных документов требованиям, установленным настоящим постановлением.

 

При этом сам Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" содержал лишь отсылочную норму о том, что системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации порядке (п.2 ст.5). Как видим, речь идет именно о несоответствии документов установленным требованиям, а не об их непредставлении.

 

В случае отказа в регистрации системы добровольной сертификации, Ростехрегулирование направляет в 3-дневный срок лицу, создавшему систему добровольной сертификации (представителю нескольких лиц, создавших систему добровольной сертификации), уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации с обоснованием принятого решения и возвращает документы.

 

Лицу, з арегистрировавшему систему добровольной сертификации (представителю лиц, создавших систему добровольной сертификации), направляются (выдаются) оригиналы представленных на регистрацию документов (в т.ч. правила функционирования системы добровольной сертификации и документ, утверждающий изображение знака соответствия системы и порядок его применения) с отметкой о регистрации и указанием регистрационного номера и даты регистрации. Копии указанных документов хранятся в Ростехрегулировании.

 

Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 23.01.2004 N 32 плата за регистрацию системы добровольной сертификации составляет одну тысячу рублей и подлежит зачислению в федеральный бюджет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.