КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткость и точность высказывания консультанта
Приближение разговорной речи психолога к языку клиента Все, что говорит психолог, должно быть приближено к речи клиента, в этом случае речь психолога будет восприниматься им как близкая, понятная, своя. Что для этого требуется? Убрать из речи специалиста слова и выражения, которые могут быть неправильно поняты и истолкованы клиентом. Речь прежде всего идет о терминах, даже если они распространены и стали часто разго- ворной, обыденной речи (например, слова "адекватный", "паттерн", "релевантный" и пр.). Стремиться не использовать многосмысленнные - двусмысленные слова. Лучше применять слова из речи клиента, даже если они кажутся не очень удачными. Возможно, клиент видит в них какой-то свой смысл и будет настаивать именно на этом толковании слова, фактически инициируя психолога к конфронтации. Но при этом, конечно же, нельзя использовать явно неграмотные и грубые слова.
Во время приема психолог не должен говорить о чем-либо, не относящемся к теме сегодняшней беседы; не должен говорить излишне красиво, витиевато или, напротив, грубо; должен с большой осторожностью использовать метафоры и сравнения. Не следует излишне подробно объяснять клиенту, почему и как задается вопрос и обсуждается данная тема. Если есть контакт с клиентом, то многое он воспринимает с полуслова. Стремление же консультанта всякий раз что-то уточнять ведет к тому, что и клиент, подражая его манере разговора, делает то же. В конечном счете взаимные уточнения начинают выступать как сопротивление, препятствующее углублению диалога. Психолог обязан помнить, что цель комментариев и вопросов психолога - больше узнать о клиенте и значимых для него людях, а не продемонстрировать себя и собственные достоинства.
4."Правила" формулирования вопросов клиенту Вопросы должны быть ясными, доступными для понимания клиента - при этом следует учитывать пол, возраст, уровень образования, профессию, состояние здоровья клиента и другие данные о нем. Не должно быть лишних вопросов, чтобы клиент не решил, что психолог удовлетворяет свое праздное любопытство. Вопросы должны быть абсолютно понятны самому специалисту. Вопросы должны быть неизменно корректными, уважительными, осторожными и уместными. По возможности вопросы не должны нести чрезмерной эмоциональной нагрузки, пока доверие к психологу невелико. Психолог в вопросах не должен воспроизводить стереотипы и не должен направлять клиента к определенному ответу. Вопросы психолога не должны содержать мнение, ценностные ориентации и установки самого специалиста. Вопросы должны быть интересны клиенту. Как отмечалось выше, различаются вопросы и на разных этапах консультативной беседы.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |