КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Использование интерпретаций
Уточняющие и углубляющие формулировки Вернемся к приведенному выше диалогу: Пс*: Молчите, когда свекровь несправедлива к вам... Почему? Кл.: А что я могу сказать ей? Что она не очень умна? Или что говорит ерунду? Пс: Почему бы вам не сказать это, если вы так действительно думаете? Кл.: Ну, это грубо, а главное, она все равно ничего не поймет. Пс: А что бы вы хотели, чтобы она поняла? Кл.: Что я тоже человек, что я не такая уж плохая... Пс: То есть вы хотели бы, чтобы ваша свекровь поняла, какая вы хорошая, чтобы она, наконец оценила вас по достоинству. Кл.: Ну да, только это вряд ли возможно. В данном диалоге - пошаговый переход к глубоким переживаниям клиентки. Именно пошаговость комментариев предупреждает сопротивление клиента, позволяет более точно охарактеризовать его состояние и переживания, расширить область осознаваемого и понимаемого. "Какая вы хорошая" и "оценила бы Вас наконец, по достоинству» - близкие, связанные фразы; но вторая фраза сильнее, в ней явно присутствует свекровь, звучит эмоционально негативное отношение жен- шины к матери мужа. Но так как прямо характер этих отношений не называется, то клиентка не вступает в конфронтацию с психологом, а, напротив, соглашается. Словом, психолог будто "заманивает" клиентку в "глубину" его собственных переживаний" и готовит ее к восприятию интерпретаций; Вразличных школах и направлениях психологической психотерапии интерпретируется определенная продукция (материал) клиента, так, в психоанализе - интерпретируются сны и ассоциации, оговорки и пословицы; в телесно-ориентированной психотерапии - жесты и движения тела; в семейной психотерапии - "семейное дерево", то есть схема родственных связей и т.д. Интерпретация - это основное содержание психокоррекционного воздействия, позволяющее клиенту по-новому увидеть и понять собственное поведение и поведение других людей, понять себя и этих других. Из чего исходить начинающему психологу? Многие авторы сходятся на мысли о том, что человеческие проявления могут быть сведены к двумерному пространству: к системе ко- * Обозначения: Пс. - психолог, кл. - клиент. ординат с осями "любви" и «власти» (22,43,44). Ведь большинство человеческих стремлений и, следовательно, трудностей связано с проявлениями потребности в большей любви и большей власти. В этой схеме нет места экзистенциально-гуманистическим целям: потребности в индивидуализации, поискам смысла или попыткам самоактуализации (20). Но с этими проблемами к психологу обращаются редко и чаще они бывают лишь камуфляжем других, менее выигрышных и более приземленных трудностей.
Главные признаки интерпретации: а) иной взгляд на поведение человека, опирающийся на ранее скрытые и малоосознаваемые для него эмоции и стремления; б) связывание различных проявлений поведения и переживаний. Пс: Значит вы хотите, чтобы ваша свекровь вас больше любила и ценила, но в ответ на ее замечания и предложения вы обычно молчите. Разве это лучший способ добиться ее любви? Кл.: Но не могу же я унижаться перед ней, выпрашивать ее хорошее отношение? Пс: То есть вы боитесь унизиться перед свекровью, оказаться в более зависимой и слабой позиции по отношению к ней. Ваше молчание по сути - это выражение борьбы и конкуренции с ней; попытка не унижаться, а, напротиз, возвыситься над ней.
Интерпретация - это сложная техника, которая должна учитывать как минимум два момента: I) клиент должен быть готов ее услышать и 2) момент ее использования должен быть адекватным. Психолог должен так строить разговор, чтобы определенная логика происходящего была очевидной клиенту. В о п т и м а л ь н ом варианте клиент сам формулирует и н т е р п р е т а ц и ю как вывод из беседы. И часто это самооткрытие воспринимается как инсайт, сопровождается Обычно тяжелыми переживаниями. В этом случае задача психолога будет состоять в уточнении и подтверждении, одобрении ее. Ранняя интерпретация свидетельствует о том, что психолог не понимает и не чувствует клиента - это ведет к неизбежному сопротивление клиента, к активизации его психологических защит. И, напротив, запоздалая интерпретация вызывает у клиента скуку и монотонию, чувство впустую потраченного времени, желание поскорее завершить беседу или заговорить о другом. В этом случае будет отсутствовать и ощущение инсайта, проникновения, необходимого для лучшего восприятия интерпретации. Задумавшись, клиент может пропустить важные шаги - фразы психолога - тогда интерпретация психолога тоже будет несвоевременной. В этом случае придется психологу вернуться к тому, с чем связана интерпретация одной-двумя фразами, и только после них можно предложить интерпретацию. В любом случае интерпретация должна быть краткой, понятной, на языке клиента, чтобы он сразу, без дополнительных усилий "схватил" ее, понял. Уточнения, разъяснения могут спровоцировать механизмы защит к снижению эффекта интерпретации; 5) перефразирование -изменение психологом жалоб клиента таким образом, чтобы негативное в них, основания для беспокойства и переживаний, стало причиной положительных эмоций, способных если не снять отрицательные переживания, то значительно уменьшить их значимость и интенсивность. Кл.: Я случайно узнала, что сын бросил институт и открыл свою фирму. Пс: Почему он так поступил? Кл.: Говорит, что учиться не интересоно и что сейчас самое время зарабатывать деньги. Пс: Почему это вас так беспокоит? Кл.: Но другие-то учатся, даже если им это и не нравится. Пс: Но это значит, что ваш сын более сильный и независимый человек, чем его друзья. Он не просто страдает, терпит и ждет -он как мужчина и зрелая личность принимает решения. При этом он берет на себя ответственность не только за себя, но и за людей, открывая собственное дело. Мне кажется, в этом его поступке вы можете увидеть свою заслугу: ведь именно вы воспитывали его под флагом двух идей: "Ты-мужчина" и "Держи хвост пистолетом!";
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |