Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование интерпретаций




Уточняющие и углубляющие форму­лировки

Вернемся к приведенному выше диалогу:

Пс*: Молчите, когда свекровь несправедлива к вам...

Почему?

Кл.: А что я могу сказать ей? Что она не очень умна? Или что

гово­рит ерунду?

Пс: Почему бы вам не сказать это, если вы так действительно

дума­ете?

Кл.: Ну, это грубо, а главное, она все равно ничего не поймет.

Пс: А что бы вы хотели, чтобы она поняла?

Кл.: Что я тоже человек, что я не такая уж плохая...

Пс: То есть вы хотели бы, чтобы ваша свекровь поняла, какая вы

хо­рошая, чтобы она, наконец оценила вас по достоинству.

Кл.: Ну да, только это вряд ли возможно.

В данном диалоге - пошаговый переход к глубоким переживаниям клиентки. Именно пошаговость комментариев предупреждает сопротив­ление клиента, позволяет более точно охарактеризовать его состояние и переживания, расширить область осознаваемого и понимаемого.

"Какая вы хорошая" и "оценила бы Вас наконец, по достоинству» - близкие, связанные фразы; но вторая фраза сильнее, в ней явно при­сутствует свекровь, звучит эмоционально негативное отношение жен-

шины к матери мужа. Но так как прямо характер этих отношений не называется, то клиентка не вступает в конфронтацию с психологом, а, напротив, соглашается.

Словом, психолог будто "заманивает" клиентку в "глубину" его собственных переживаний" и готовит ее к восприятию интерпретаций;

Вразличных школах и направлениях психологической психотерапии интерпретируется определенная продукция (материал) клиента, так, в психоанализе - интерпретируются сны и ассоциации, оговорки и пословицы; в телесно-ориентированной психотерапии - жесты и движения те­ла; в семейной психотерапии - "семейное дерево", то есть схема род­ственных связей и т.д.

Интерпретация - это основное содержание психокоррекционного воздействия, позволяющее клиенту по-новому увидеть и понять собственное поведение и поведение других людей, понять се­бя и этих других.

Из чего исходить начинающему психологу?

Многие авторы сходятся на мысли о том, что человеческие проя­вления могут быть сведены к двумерному пространству: к системе ко­- * Обозначения: Пс. - психолог, кл. - клиент.

ординат с осями "любви" и «власти» (22,43,44). Ведь большинство человеческих стремлений и, следовательно, трудностей связано с проявлениями потребности в большей любви и большей власти. В этой схеме нет места экзистенциально-гуманистическим целям: потребнос­ти в индивидуализации, поискам смысла или попыткам самоактуализации (20). Но с этими проблемами к психологу обращаются редко и ча­ще они бывают лишь камуфляжем других, менее выигрышных и более при­земленных трудностей.

 

Главные признаки интерпретации:

а) иной взгляд на поведение человека, опирающийся на ранее скрытые и малоосознаваемые для него эмоции и стремления;

б) связывание различных проявлений поведения и переживаний.

Пс: Значит вы хотите, чтобы ваша свекровь вас больше любила и

ценила, но в ответ на ее замечания и предложения вы обычно

молчите. Разве это лучший способ добиться ее любви?

Кл.: Но не могу же я унижаться перед ней, выпрашивать ее хорошее отношение?

Пс: То есть вы боитесь унизиться перед свекровью, оказаться в бо­лее зависимой и слабой позиции по отношению к ней. Ваше мол­чание по сути - это выражение борьбы и конкуренции с ней; по­пытка не унижаться, а, напротиз, возвыситься над ней.

 

Интерпретация - это сложная техника, которая должна учитывать как минимум два момента:

I) клиент должен быть готов ее услышать и

2) момент ее использования должен быть адекватным.

Психолог должен так строить разговор, чтобы определенная ло­гика происходящего была очевидной клиенту. В о п т и м а л ь н ом варианте клиент сам формулирует и н т е р п р е т а ц и ю как вывод из беседы. И часто это самооткры­тие воспринимается как инсайт, сопровождается Обычно тяжелыми переживаниями. В этом случае задача психолога будет состоять в уточ­нении и подтверждении, одобрении ее.

Ранняя интерпретация свидетельствует о том, что психолог не понимает и не чувствует клиента - это ведет к неизбежному сопроти­вление клиента, к активизации его психологических защит. И, напро­тив, запоздалая интерпретация вызывает у клиента скуку и монотонию, чувство впустую потраченного времени, желание поскорее завершить беседу или заговорить о другом. В этом случае будет отсутствовать и ощущение инсайта, проникновения, необходимого для лучшего воспри­ятия интерпретации. Задумавшись, клиент может пропустить важные ша­ги - фразы психолога - тогда интерпретация психолога тоже будет несвоевременной. В этом случае придется психологу вернуться к тому, с чем связана интерпретация одной-двумя фразами, и только после них можно предложить интерпретацию.

В любом случае интерпретация должна быть краткой, понятной, на языке клиента, чтобы он сразу, без дополнительных усилий "схва­тил" ее, понял. Уточнения, разъяснения могут спровоцировать меха­низмы защит к снижению эффекта интерпретации;

5) перефразирование -изменение психологом жалоб клиента таким образом, чтобы негативное в них, основания для беспокойства и переживаний, стало причиной положительных эмоций, способных если не снять отрицательные переживания, то значительно уменьшить их значимость и интенсивность.

Кл.: Я случайно узнала, что сын бросил институт и открыл свою фир­му.

Пс: Почему он так поступил?

Кл.: Говорит, что учиться не интересоно и что сейчас самое время зарабатывать деньги.

Пс: Почему это вас так беспокоит?

Кл.: Но другие-то учатся, даже если им это и не нравится.

Пс: Но это значит, что ваш сын более сильный и независимый чело­век, чем его друзья. Он не просто страдает, терпит и ждет -он как мужчина и зрелая личность принимает решения. При этом он берет на себя ответственность не только за себя, но и за людей, открывая собственное дело. Мне кажется, в этом его по­ступке вы можете увидеть свою заслугу: ведь именно вы воспи­тывали его под флагом двух идей: "Ты-мужчина" и "Держи хвост пистолетом!";




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.