Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контакт с клиентом во время беседы




Кроме технических особенностей ведения консультативной беседы, психолог обязан поддерживать контакт с клиентом. Гарантией контак­та является профессиональное владение не только вербальными техни-ческими средствами, но и такими важнейшими невербальными парамет­рами, как тон, поза тела, контакт глаз, паузы и пр.

О вербальном контакте с клиентом мы подробно говорили в раз­деле "Этапы консультативной беседы", в параграфе об успокоении кли­ента.

Здесь же отметим, что одним из чрезвычайно эффективных методов поддержания вербального контакта с клиентом и успокоения его является упоминание имени: "Конечно, Светлана". При этом у собесед­ника возникает достаточно адекватное представление о том, что его внимательно слушают, его понимают. Обращение по имени к клиенту облегчает прерывание речи клиента, инициирует его к более внимате­льному отношению к замечаниям психолога, к более доверительному и откровенному разговору.

 

Невербальный контакт

 

О роли невербального контакта в психотерапии написано много: ведь одно и то же слово, сказанное по-разному, может привести к различному эффекту (4,17,20,21). Невербальные реакции хуже контро­лируются сознанием - это позволяет использовать данные реакции в качестве диагностического, консультативного и коррекционного мате­риала. Однако невербальное поведение самого психолога также "счи­тывается» клиентом и, например, невольная реакция усталости и раз­дражения специалиста может быть отнесена клиентом на свой счет и, конечно, может существенно снизить эффективность работы.

Но и невербальное доведение, в свою очередь, является много­компонентным, многоуровневым образованием, которое включает такие структуры, как кинестетическую, такесическую, просодическую, экстра-лингвистическую и систему запахов (12). Подробно названные компонен­ты невербального поведения анализируются в работе В.Л.Лабунской (13).

Обозначим наиболее значимые для консультативного общения сфе­ры невербального контакта.

Контакт глаз. В повседневной жизни люда не часто смотрят в глаза друг другу, так как обратное поведение рассматри­вается большинством из них как непрошенное вмешательство в частную жизнь другого человека. Однако взгляд "глаза в глаза" бывает нужен собеседнику, чтобы понять, что его слушают, его принимают, не осу­ждают, не смеются над ним. Считается, что клиент и психолог во вре­мя беседы должны находиться в поле зрения друг друга (если обратное не предусмотрено специальной процедурой) и каждый должен иметь возможность смотреть в сторону, не отводя специально глаза и не навязывая себя собеседнику.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.