КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контакт с клиентом во время беседы
Кроме технических особенностей ведения консультативной беседы, психолог обязан поддерживать контакт с клиентом. Гарантией контакта является профессиональное владение не только вербальными техни-ческими средствами, но и такими важнейшими невербальными параметрами, как тон, поза тела, контакт глаз, паузы и пр. О вербальном контакте с клиентом мы подробно говорили в разделе "Этапы консультативной беседы", в параграфе об успокоении клиента. Здесь же отметим, что одним из чрезвычайно эффективных методов поддержания вербального контакта с клиентом и успокоения его является упоминание имени: "Конечно, Светлана". При этом у собеседника возникает достаточно адекватное представление о том, что его внимательно слушают, его понимают. Обращение по имени к клиенту облегчает прерывание речи клиента, инициирует его к более внимательному отношению к замечаниям психолога, к более доверительному и откровенному разговору.
Невербальный контакт
О роли невербального контакта в психотерапии написано много: ведь одно и то же слово, сказанное по-разному, может привести к различному эффекту (4,17,20,21). Невербальные реакции хуже контролируются сознанием - это позволяет использовать данные реакции в качестве диагностического, консультативного и коррекционного материала. Однако невербальное поведение самого психолога также "считывается» клиентом и, например, невольная реакция усталости и раздражения специалиста может быть отнесена клиентом на свой счет и, конечно, может существенно снизить эффективность работы. Но и невербальное доведение, в свою очередь, является многокомпонентным, многоуровневым образованием, которое включает такие структуры, как кинестетическую, такесическую, просодическую, экстра-лингвистическую и систему запахов (12). Подробно названные компоненты невербального поведения анализируются в работе В.Л.Лабунской (13). Обозначим наиболее значимые для консультативного общения сферы невербального контакта. Контакт глаз. В повседневной жизни люда не часто смотрят в глаза друг другу, так как обратное поведение рассматривается большинством из них как непрошенное вмешательство в частную жизнь другого человека. Однако взгляд "глаза в глаза" бывает нужен собеседнику, чтобы понять, что его слушают, его принимают, не осуждают, не смеются над ним. Считается, что клиент и психолог во время беседы должны находиться в поле зрения друг друга (если обратное не предусмотрено специальной процедурой) и каждый должен иметь возможность смотреть в сторону, не отводя специально глаза и не навязывая себя собеседнику.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |