Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ эмоциональных переживаний клиента




Каждая из психотерапевтических ориентаций по-своему структу­рирует реальность, по-разному понимает то, что происходит или мо- жет произойти с клиентом.

Так, транзактный аналитик прежде всего ориентируется на сце­нарии, которые человек неосознанно проигрывает в своей жизни (Бе­рн Э., 1988); сторонник гуманистической психологии склонен обсуж­дать проблемы смысла и понимания окружающих (Роджерс К., 1994) и т.д.

Каждый из них по-своему прав, так как реальность многогранна и столь же многогранны и многолики проблемы клиентов. Однако пси­холог примерно за час работы должен выбрать и достойно, понятно для клиента сформулировать что-то одно. При этом нужно выйти за пределы рационализации, за пределы того, что человеку давно изве­стно о себе и о других; нужно шагнуть несколько глубже, ближе к его сокровенным и часто неосознанным желаниям и стремлениям.

 

В том, что рассказывает клиент о себе и о других, можно условно выде­лить два плана (1,11).

Первый - это оправдания, объяснения, логически выстро­енные детали рассказа. Независимо от его желания содержание этого плана направлено на доказательство и иллюстрацию мыслей и оценок клиента. В подобных рассуждениях содержится элемент социальной же­лательности, стремление поддержать свой авторитет и престиж в собственных глазах и в глазах консультанта. Эти рассуждения меняются в зависимости от настроения клиента, отношений его со значимыми людьми, личности собеседника и т.д.

Второй план- это эмоции, чувства, переживания, свя­занные с ситуацией и качеством межличностных отношений клиента.

Объяснить, почему те или иные слова были сказаны в тот или иной момент, можно по-разному, но пережитые при этом чувства оста­нутся неизменными, порожденными определенными факторами, даже ес­ли для самого человека причины этого остались непонятными и неза­меченными. Именно к плану эмоциональных переживаний следует обратиться, чтобы помочь клиенту разобраться в том, что с ним в дейст­вительности происходит, научиться по-другому реагировать и контро­лировать себя.

О чем бы ни рассказывал клиент, психолог должен стараться как можно больше узнать, что он переживал и чувствовал в соответ­ствующие моменты времени. Этому способствуют вопросы типа: "А что вы чувствовали, когда...?", "Как вы на самом деле относитесь к...?

Понять и проанализировать свои переживания сложно. Часто лю­ди затрудняются отвечать на подобные вопросы, ссылаясь на собст­венную забывчивость, неумение разобраться в себе.

И многим действительно нужна помощь профессионала, так как у них нет привычки к самоанализу, нет адекватного представления о чувствах, об их роли в жизни человека.

Назовем техники, которые позволяют психологу проанализировать эмоцио­нальные переживания клиента: альтернатив­ные формулировки, акцентирование эмоциональных переживаний, испо­льзование парадоксальных вопросов, уточняющие и углубляющие форму­лировки, использование интерпретаций, перефразирование и т.д.

 

Охарактеризуем кратко эти техники:

 

1) альтернативные ф о р м у л и р о в к и: используются для того, чтобы помочь клиенту представить себе, что можно чувствовать в той или иной ситуации.

Таких альтернатив должно быть не больше двух-трех и не важно, как именно они звучат.

Цель формулирования альтернатив - не поиск правильного вариан­та ответа, а стимулирование поиска, демонстрация клиенту некоторых образцов, отталкиваясь от которых, он сможет сам описать свои чув­ства. Умение формулировать альтернативы - важный профессиональный навык, который зависит от теоретической ориентации психолога, так как каждая из них предлагает свои варианты глубинной детерминации причин поведения человека.

Так, согласно К.Хорни, любой поведенческий паттерн может быть отнесен к одной из трех условных групп: от людей, то есть уход от межличностных отношений и контактов; к людям, то есть ориентация на взаимодействие и межличностные отношения; против людей, то есть стремление к разрушению контактов и межличностных отношений (37).

Как использовать эту схему?

Варианты поведения и отношений К.Хорни исчерпывают практичес­ки все возможные варианты. Например, мать ругает ребенка за какой -то проступок. Что может ребенок сделать в ответ? Обидеться, повер­нуться и убежать от нее - позиция от людей; почувствовать вину, при­ласкаться к ней, попросить прощения, обещать больше не совершать таких проступков - позиция к людям; наконец, разозлиться, начать скандалить, грубить, обвинять в чем-то мать - позиция против людей.

Ребенок непосредственен, он обычно ведет себя так, как он дей­ствительно чувствует. Со взрослым сложнее, его поведение и чувства обычно далеки друг от друга. Предлагая альтернативные объяснения, психолог стимулирует клиента на размышления; на понимание собствен­ных эмоций;

2) акцентирование эмоциональных состояний используется для того, чтобы клиент смог осоз­нать о каких именно переживаниях может идти речь.

В рассказе клиента всегда присутствуют эмоции: более поверх-ностные, которые легко осознаются, и более глубокие, скрытые от рассказчика. Скрытые эмоции и должен помочь клиенту выявить психо­лог.

Своеобразными символами эмоций в речи являются обстоятельства образа действия, выраженные наречиями, прилагательными, глаголами, которые обозначают отношение к чему-либо и качество действия.

Например: "Когда они между собой ругаются,я обычно молчу".

За этим "молчу" скрыты сложные эмоциональные переживания, ко­торые можно помочь клиенту воспроизвести для осознания вопросом: "Молчите... отчего?"

Акцентирование эмоционально окрашенных слов осуществляется по­шагово, всякий раз все больше приоткрывая наиболее значимые слова.

Если клиент действительно настроен на работу, то подобное ра­звитие диалога поможет проникнуть в глубину личностно значимых пе­реживаний;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.