КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ограничение речи консультанта в диалоге
Оптимальное пространственное взаимное расположение собеседниковв ходе консультации - консультант и клиент сидят под углом, чутьнаискосок, что и обеспечивает их ненавязчивый контакт глаз. Выражение лица. Профессионал обязан отслеживать свое физиогномическое поведение, и по возможности оно должно выражать доброжелательное внимание. В сложных ситуациях выражение лица и голос не должны все же выражать растерянность и смятение. Выражение уверенности и спокойствия на лице психолога само по себе имеет психотерапевтический эффект, способствуя ощущению, что все нормально, ничего страшного или из ряда вон выходящего не происходит, что со всем можно справиться. Поза тела не должна быть напряженной, закрытой - он не должен сидеть на краешке стула, не должен сжимать ручку кресла. У него не должны быть скрещены руки или ноги. Нужно помнить, что ощущение отстраненности собеседника складывается и в том случае, когда он слишком откидывается на кресле или отодвигается от клиента; если же слишком придвинуться к собеседнику или сильно наклониться вперед, то у него сложится впечатление, что на него давят,нарушают его личностное пространстве. При глубокой вовлеченности в беседу люди склонны, не осознавая этого, зеркально отражать позу друг друга, поэтому исходное напряжение психолога может передаться клиенту и наоборот. Об этом помнить тем более важно, что достоверно известно: изменение позы тела влечет за собой и изменение психологического состояния (телесно-ориентированная терапия) (45). Тон и громкость голоса. Важен тон, которым говорят с человеком: он должен быть доброжелательным, должен соответствовать содержанию сказанного, чему способствует тренинг сензитивности (17,21). Оптимален в консультировании приглушенный голос, что само по себе создает атмосферу доверительности, интимности. Изменяя громкость, темп, тон голоса можно также влиять на клиента. Например, клиента можно успокоить, начав говорить медленнее и тише - собесед-ник автоматически подстроится, нормализовав таким образом свое состояние. Использование паузы - один из важнейших профессиональных навыков психолога (20). Соблюдая паузу, психолог стимулирует монолог клиента, создает у него впечатление неторопливости, продуманности беседы, подчеркивает значение сказанного собеседником. Консультанту рекомендуют выдерживать паузу после каждого высказывания клиента, кроме тех, которые содержат вопрос. Пауза позволяет уточнить, лучше обосновать уже сказанное, избежать конфронтации и соревновательного момента в беседе; помогает обдумать и понять услышанное, чуть отдохнуть обоим; а клиенту - собраться, подготовиться. Можно использовать паузу для демонстрации чувств по поводу услышанного и сказанного, для последующей смены направления беседы. Обычная пауза длится 30-40 секунд, более длительная - может вызвать агрессию в адрес ведущего беседу. В психоанализе длительная пауза служит специальным средством инициации монолога клиента, средством проникновения в его бессознательное (33,37). Рассказ о технологии ведения консультативной беседы может быть бесконечно длинным. У каждого психолога есть свои приемы и "уловки", помогающие вести беседу с разными клиентами. Специалист должен стремиться к осознанию этих приемов, к обогащению своего методического инструментария. Сделать это поможет работа под руководством преподавателя или супервизора.
Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1993. 2. Алешина Ю.Е., Данилин К.Е., Дубовская Е.М. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование. - М., 1989. 3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980. 4. Атватер И. Я вас слушаю. - М., 1984. 5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988. 5. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере энуреза) ~ Вестник Московского университета. Психология. - 1985. - № 4. 7. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи //Вопросы психологии. - 1988. - № 5. 8. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. -М., 1982. 9. Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники.//Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - № I. 10. Копьев А.Ф. 0 диалогическом понимании психотерапевтического контакта //Общение, и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации /Под ред. А.А.Бодалева. - М., 1987. 11. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации. - Вопросы психологии. - 1990. - № 3. 12. Лабунская В.А. Введение в психологию невербального поведения. Методические указания к спецкурсу "Психология экспрессивного поведения". - Ростов-на-Дону, 1994. 13. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов-на-Дону, 1986. 14. Лейтц Г. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. - М., 1994. 15. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. - Воронеж, 1993. 16. Мицич П. Как проводить деловую беседу. М., 1984. 17. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы со-циально-психологического тренинга; М., 1982 18. Поварнин С.И. Искусство спора. 0 теории и практике спора. - Петербург, 1923. 19. Проблемы психологического консультирования семьи. Тезисы /Под род. А.И.Тащевой. - Ростов-на-Дону, 1991. 20. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994. 21. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М., 1990. 22. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992. 23. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования /Ред. А.А.Бодалев, В.В.Столин. - М., 1989. 24. Современная семья: проблемы и перспективы: Тезисы /Под. ред. А.И.Тащёвой. - Ростов-на-Дону, 1994. 25. Тащёва А.И. Активное обучение психологическому анализу дефектного педагогического общения.//Психология педагогического общения: Тезисы. - Кировоград, 1990. 26. Тащёва А.И. Вопросы деонтологии в деятельности преподавателя, психологии.//Психологические исследования. - Саратов, 1992. 27. Тащёва А.И. Методическое пособие к курсу "Основы психологического консультирования семьи". Часть I. - Ростов-на-Дону,1994. 28. Тащёва А.И. Организация обучения студентов-психологов практике психологического консультирования граждан //Организационно-управленческая психология. Проблемы и перспективы. - Ростов-на -Дону, 1990. 29. Ташёва А.И. Психологическое консультирование в практике подготовки будущего педагога //Проблемы обновления содержания общего образования. Выпуск 3. - Ростов-на-Дону, 1992. 30. Тащёва А.И. Психологическое консультирование граждан в студенческой аудитории как форма активного обучения студентов //Деловые игры и методы активного обучения. Часть I. - Челябинск, 1992. 31. Тащёва А.И. Психологическое семейное консультирование //Семья и личность. - Ч.З. - 1986. - С.1-127. (Рукопись деп. в ИНИОК в сентябре 1986, Л 26777 Деп.) 32. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. 33. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1991. 34. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1989. 35. Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий //Психолого-педагогические проблемы общения. - М., 1981. 36. Фишер Р., Ури У. Путь к согласию. Или переговоры без поражения. - К., 1990. 37. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 1993. 38. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. -Л.. 1990. 39. Эрнст 0. Слово предоставлено вам. - М., 1988. 40. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М., 1994. Выше отмечалось, что во время консультативного процессаговоритьв основном должен клиент, а высказывания психолога по возможностидолжны быть краткими и редкими. Это требование объясняется как минимум тремя обстоятельствами(1,4,11,16,31,38). Во-первых, время консультации ограничено, ионо должно бытьпотрачено рационально: за сравнительно небольшое время консультантдолжен лучше понять клиента, узнать его; клиент должен большепережитьи осознать во время приема. Следовательно, уклиента должнобытьбольше времени для сообщения всей этой информации. Во-вторых, только выговорившись в присутствии доброжелательного, воспитанного слушателя, рассказчик испытает ощущение облегчения, освобождения от напряжения и беспокойства. Вбыту человеку, попавше- му в беду, близкие и друзья советуют: "Выговорись, выплачись - легче станет". Этот механизм облегчения состояния, разрядка после сильного эмоционального переживания известен с времен Древней Греции. Аристотель назвал его "катарсисом". Механизм катарсиса - важнейший механизм в классическом психоанализе; потребность в выговаривании - одна из самых распространенных причин ("первичных симптомов") обращения за психологической помощью. В-третьих, к психологу часто обращаются люди с «симптомом уникальности", то есть с чрезвычайно тяжелыми, тягостными, негативными, сложными переживаниями и проступками, о которых стыдно и неприятно рассказывать другим людям. В этом случае немногословность психолога поможет клиенту меньше обращать на него внимание, меньше заботиться о том, чтобы произвести на психолога хорошее впечатление. Но как бы молчалив ни был психолог, он всегда рискует сказать что-то лишнее, что будет своеобразно истолковано клиентом. Например, слово "конечно", сказанное психологом в знак согласия с позицией клиента, может быть истолковано как осуждение его позиций, его личности в целом и пр. Подобное ложное представление о позиции психолога вызывает у клиента сопротивление и мешает беседе, так как клиент считает, что "и здесь его не поняли"... В ходе беседы может возникнуть и конфронтация, когда клиент пытается что-то уточнить, на чем-то настоять. Это потребует много времени и усилий, не укрепит доверия. Если психолог не знает, что именно и к а к с л е д у е т с п р о с и т ь или оказать, ему лучше промолчать или стараться говорить максимально кратко и просто. Однако только молчанием консультативной задачи не разрешить, поэтому придется обсудить то, как следует говорить с клиентом.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |