КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Манипулятивные методы
С.И.Поварнин все многообразие манипулятивных уловок делит на механические и психологические. Из механических манипулятивных приемов наиболее часто встречаются такие, как: попытки не давать собеседнику говорить, не слушая, перебивая, напевая, даже организовывая "хор одобрения, неодобрения", либо демонстративный уход из помещения. К этой группе приемов относятся высказывания типа "не понимаю", "вы толково не объясняете, чего хотите", "это слишком учено (умно) для меня"; «п р и з ы в к городовому» - обращение к власть предержащим с указанием опасности тезиса для государства, общества, семьи и т.д. "п а л о ч н ы е д о в о д ы " - не только прекращение спора, но и "убеждение" противника, запугивая его. "Значит, Государь император ошибается?!". Доводы руководителей (хозяев) часто действуют сильнее цицероновского красноречии, особенно если известно, что "начальник признает людей других убеждений; "чтение в сердцах" - анализируется не содержание написанного (сказанного), а тайные мотивы, которые, по мнению манипулятора, двигали собеседником: "На самом деле вы думаете по-другому", "Это ты из желания угодить матери говоришь" и т.д.; инсинуация - использование безответственных намеков; когда сказать нечего, делают вид, что могли бы сказать многое: "Вы знаете, почему я не могу вам возразить" или "Вы понимаете, что я хочу сказать"; "ложный отвод довода": "Это к делу не относится!".
Психологические манипулятивные уловки основаны на знании свойств личности человека и некоторых человеческих слабостей, помогающих вывести человека из себя, ослабить и расстроить работу его мысли: раздражать человека, оскорбляя, глумясь над ним, несправедливо обвиняя, а з а т е м спокойно или с укором, заметить: "Стоит ли так горячиться!" либо "Ты сердишься - значит ты не прав!". мыслящего медленно "ошарашивают" быстрым темпом речи, что особенно травматично при свидетелях: и, не дав опомниться, обвиняют себя победителем. отвлечение внимания от мысли, которую хотят провести без критики: эту мысль умалчивают либо она высказывается кратко, серо, обыденно. Перед ней приводят, что-то, явно притягивающее к себе внимание, например, заведомо ошибочную мысль. При этом слабость "подставки" искусственно демонстрируют, используя разные "фиоритуры": тон, паузы, пафос и пр; использование "ложного стыда", стремление человека казаться лучше, грамотнее, "не уронить себя", "не упасть лицом!". Типичные слова, используемые в этих целях: "давно установлено наукой, что", "неужели вы не знаете?" Для этой же цели часто ссылаются на авторитет лица, уважаемого собеседником; "подмазывание аргумента" - недоказательный довод выражается в туманной, запутанной форме и обязательно сопровождается комплиментом собеседнику: "Конечно, человек необразованный такого довода не поймет!" или "Умный человек не станет отрицать этого!"; использование элементов внушения - говорить громко, внушительно, спокойно, самоуверенно, авторитетно и пр.; тактика "двойной морали" (двойственность оценок) - одна мерка в оценке своих действий и того, что вам полезно, другая - в оценке действий и аргументов собеседника; техника преувеличения - обобщения любого рода, преувеличения, составление преждевременных выводов; метод анекдота - остроумное или шутливое замечание, снимающее любую аргументацию; техника дискредитации собеседника: если не удается опровергнуть собеседника по существу, то ставят под сомнение его личность, вплоть до прямого оскорбления; Метод "изоляции"- "выдергивание" отдельных фраз из выступления, изоляция и преподнесение в урезанном виде, чтобы они получили значение, противоположное первоначальному. При этом изолируются не главные, не ключевые части, которые не имеют самостоятельного значения, сами по себе не понятны и вне контекста имеют извращенный смысл; техника изменения направления - аргументы собеседника не анализируются, манипулятор тут же переходит к другому вопросу, который не существенен либо не имеет отношения к дискуссии; техника введения в заблуждение - сообщение путаной информации, полуистины, переход к спору, который может стать самоценным; техника апелляции - это особо опасная форма "вытеснения" процесса рассуждения. При этом клиент единственно взывает к сочувствию: "Вы должны понять меня как мать. Я в ужасе от дневника дочери! У меня волосы поднялись дыбом, когда я случайно все это прочла!» Техника направлена на чувства собеседника и призвана блоки- ровать логические рассуждения, воспоминания о морально-этических нормах и пр; метод искажения - неприкрытое искажение сказанного собеседником, перестановка акцентов. Абсолютное большинство манипулятивных техник явно неприличны, демагогичны, проистекают из неуважительного отношения к собеседнику. Относиться к их использованию клиентом в общении с психологом можно по-разному: в зависимости от жалоб клиента; проблемы, которую он предъявляет, его состояния. Для психолога они, как правило, не при-емлимы - разве что как методический материал для демонстрации клиенту ошибочного выбора средств организации общения.
Тактические приемы аргументации приведем н иже:
применение аргументов: главные аргументы излагаются при удобном случае, по возможности всякий раз в новом свете; выбор техники определяется психологическими особенностями клиента, уровнем его образования, возрастом, полом, культурой, профессией и т.д.; избегание обострения конфронтации за счет временного прекращения разговора на "больную" тему, успокоения собеседника и продолжения беседы только в том случае, если клиент к этому готов; "стимулирование аппетита":* клиенту предлагают варианты решения проблемы и информацию по возможным последствиям принятия каждого из вариантов. При этом сначала спрашивают варианты у самого клиента. * Вначале вместе с клиентом описывают состояние дел, подчеркивая негативные стороны, затем, "спровоцировав аппетит", обсуждают вместе с клиентом возможные варианты решения, используя "двустороннюю аргументацию" (позитивные и негативные аргументы); "очередность преимуществ и недостатков": при двусторонней аргументации начинать следует с положительных аргументов - в противном случае клиент может прервать обсуждение, испугавшись негативных следствий; персонификация аргументации - выявление позиции клиента, а затем включение ее в конструкцию аргументации; составление заключения - обобщение выявленных фактов и сведений, оптимальный результат бывает при совместной работе с клиентом; прием контраргументации используется при активном возражении клиента.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |