Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Размещение вокзалов на плане города




2.1. В условияхнепрерывного развития взаимосвязей между городом и другими населенными пунктамии регионами страны повышаются требования, предъявляемые к транспортнойинфраструктуре, к взаимодействию ее элементов в транспортных узлах. Важнейшимиэлементами транспортной системы города являются вокзалы. От рациональногоразмещения вокзалов в структуре города во многом зависят эффективностьиспользования различных видов транспорта, уровень транспортного обслуживаниянаселения.

При расположении вокзала вгороде необходимо учитывать совокупность транспортных устройств в пунктахпримыкания или пересечения соответствующих магистралей (линий, трасс) различныхвидов внешнего транспорта (железнодорожного, морского, речного, автомобильного,воздушного), а также городского транспорта, совместно выполняющих операции потранзитным, дальним, местным, пригородным и городским перевозкам пассажиров игрузов (рис.1-3).

2.2. Вокзалявляется частью вокзального комплекса (железнодорожной пассажирской станции,пассажирского района речного или морского порта, центрального автовокзала ипассажирской автобусной станции, пассажирского сектора аэропорта), в которыйвходят все функционально и композиционно взаимосвязанные здания, сооружения иустройства, предназначенные для обслуживания пассажиров и проведения билетных,багажных, почтовых и других операций.

Планировочное решениеучастка и выбор принципиальной схемы вокзала должны производиться всоответствии с требованиямиСНиП2.07.01-89* и настоящих Рекомендаций на основе схемы районной планировки игенерального плана города. Вокзалы являются структурными элементами города иего транспортного узла с обеспечением их планомерного развития ивзаимосогласованного решения основных элементов вокзального комплекса (перрон,здание, привокзальная площадь), блокировки с объектами общегородского значения,а также с учетом ряда архитектурно-художественных задач. Выполнениеградостроительных требований влияет на повышение качества обслуживанияпассажиров, прежде всего путем сокращения полных затрат времени на все видыобслуживания, создание комфорта (удобства) в получении услуг и пользованииотдельными службами и устройствами в вокзалах, а также приводит к снижениюстроительных и эксплуатационных затрат. При выборе места расположения вокзаловрекомендуется руководствоваться общими принципами их размещения, изложенными в табл. 1.

2.3. Участок длястроительства железнодорожного, морского, речного или автобусного вокзаларекомендуется выбирать, как правило, со стороны наиболее крупных застроенныхрайонов города с обеспечением относительной равноудаленности его по отношению косновным функциональным зонам (труда, быта и отдыха) данного города итяготеющего к нему региона.

Вокзалы должны быть связаныудобными транспортными путями с промышленными зонами, основными жилымирайонами, зонами и объектами массового тяготения городского или региональногозначения. Учитывая, что в любом из вокзалов пассажир не заканчивает своейпоездки, а, как правило, лишь меняет один вид транспорта на другой - чаще всеговнешний транспорт на внутригородской или наоборот, в ситуационных планах вокзаловнеобходимо показывать:

территории существующих ипроектируемых сооружений внешнего транспорта с определением местоположения всехпассажирских зданий (в том числе железнодорожных вокзалов, речных и морскихпортов и пристаней, автобусных вокзалов, аэропортов и вертолетных станций,городских аэровокзалов и транспортных агентств), а также мостов, путепроводов,тоннелей и других опорных инженерно-транспортных сооружений;

магистральные улицы и дорогиобщегородского и районного значения;

системы общественного транспорта,выделяя линии скоростного движения, с размещением существующих и проектируемыхтрамвайных, троллейбусных и автобусных депо, парков, гаражей для легковых игрузовых таксомоторов, грузовых и специальных автомобилей.

2.4. Вокзалыклассифицируются по нескольким общим для них признакам:

а) по назначению или видамиспользуемых транспортных средств, ведомственной принадлежности исоответствующим им видам пассажирских сообщений;

б) по условиям размещения наданной транспортной магистрали, линии, трассе;

в) по преобладающимкатегориям обслуживаемых пассажиров;

г) по пропускной способностии соответствующей ей единовременной вместимости.

Таблица 1

Характерные сочетания основных видов внешнего транспорта в городе Примерное расположение вокзалов, агентств и билетных касс в городах с населением, тыс. жителей
св. 1000 св. 500 до 1000 св. 250 до 500 св. 50 до 250 менее 50
1. Железнодорожный, автобусный, воздушный, речной, морской Вблизи центра возможно размещение вокзалов отдельных видов междугородного (магистрального) транспорта, нередко объединенных; в других районах города - вокзалы отдельных видов транспорта (возможно объединенных), речные и морские порты; за пределами города - аэропорт (один или несколько). В центре города и других районах размещаются транспортные агентства и их филиалы В районах города размещаются железнодорожный, автобусный вокзалы, городской аэровокзал (возможно объединенный железнодорожно-аэроавтобусный или в другом сочетании), речные или морские порты; за пределами города - аэропорт (один и более). В центре города и других районах размещаются транспортные агентства и их филиалы В районах города размещаются железнодорожный, автобусный вокзалы, городской аэровокзал, порт (возможно объединенные в рациональном сочетании); за пределами города - аэропорт. В центре города и других районах размещаются транспортные агентства и их филиалы Сочетание видов транспорта для данной группы городов нехарактерно
2. Железнодорожный, автобусный, воздушный Вблизи центра возможно размещение вокзалов отдельных видов междугородного (магистрального) транспорта, нередко объединенных; в других районах города - вокзалы отдельных видов транспорта (возможно объединенных), за пределами города - аэропорт (один или несколько). В центре города и других районах размещаются транспортные агентства, их филиалы, билетные кассы В районах города размещаются железнодорожные и автобусные вокзалы, городской аэровокзал (возможно объединенные); за пределами города - аэропорт (один и более). В центре города и других районах размещаются транспортные агентства и их филиалы В районах города размещаются железнодорожный, автобусный вокзалы, городской аэровокзал (желательно объединенные), за пределами города - аэропорт. В центре города и других районах размещаются транспортные агентства, их филиалы, билетные кассы Вблизи центра размещается аэроавтобусный вокзал с железнодорожной кассой; на периферии - железнодорожный вокзал или объединенный железнодорожно-аэроавтобусный вокзал; за пределами города - аэропорт
3. Железнодорожный, автобусный Сочетание видов транспорта для данной группы городов нехарактерно На периферии города размещаются железнодорожный и автобусный вокзалы (желательно объединенные), в центре города - транспортное агентство Вблизи центра размещается объединенный железнодорожно-автобусный вокзал или автобусный вокзал с железнодорожной кассой (в тех случаях, когда железнодорожный вокзал расположен за пределами города)
4. Автобусный, воздушный Сочетание видов транспорта для данной группы городов нехарактерно На периферии города размещается объединенный аэроавтобусный вокзал; за пределами города - аэропорт; в центре города - транспортное агентство Вблизи центра города размещается объединенный аэроавтобусный вокзал
               

Рис. 1. Схема размещениявокзала в городе-центре и системе расселения


Рис. 2. Размещение вокзаловна плане крупнейшего города

Рис. 3. Размещение вокзаловна плане зарубежного города

2.4.1. Поназначению и ведомственной принадлежности различают железнодорожные, морские,речные и автобусные вокзалы, а также аэровокзалы в аэропортах и городскиеаэровокзалы. Виды пассажирских сообщений приведены в табл. 2.

2.4.2. По условиямразмещения на транспортной магистрали различают вокзалы конечные или тупиковые,на которых основная часть пассажиров заканчивает поездку на внешнем транспорте;узловые, расположенные в местах пересечений или примыканий линий одного илинескольких видов внешнего транспорта, в которых значительная часть пассажировсовершает пересадки, и промежуточные, расположенные между конечными и узловымистанциями (портами, аэропортами).

2.4.3. Категорииобслуживаемых пассажиров соответствуют основным видам пассажирских сообщений:международным, дальним, местным, пригородным, внутригородским и различным ихсочетаниям, которые во многом предопределяют характер и очередность проводимыхопераций, состав основных помещений, соотношение их площадей,последовательность размещения и принципиальную архитектурно-пространственнуюсхему вокзала.

2.4.4. Попропускной способности и единовременной вместимости вокзалы классифицируются намалые, средние, большие и крупные в соответствии с табл. 3.

2.5. Устройствообъединенных вокзалов рекомендуется при наличии значительных потоковпассажиров, пересаживающихся в конкретном узле с одного вида магистрального,местного или пригородного транспорта на другой, с учетом соответствующихфункционально-технологических и градостроительно-планировочных предпосылок.Объединенные вокзалы возможны преимущественно в следующих сочетаниях:железнодорожно-автобусные, речные - автобусные, морские - автобусные, морские -железнодорожные (табл. 4).

Таблица2

Транспорт Вид пассажирских сообщений
дальние местные пригородные
Железнодорожный При следовании за пределы одной дороги Св. 150 км при следовании в пределах одной дороги До 150 км
Морской За пределами одного пароходства В пределах одного пароходства До 50 км (в крупных и крупнейших городах - до 100 км)
Речной Между пунктами одного или нескольких пароходств при расстоянии св. 400 км (транзитные) Между пунктами одного пароходства при расстоянии до 400 км До 100 км (при обслуживании скоростным флотом - до 150 км)
Автобусный Св. 100 км (междугородные) - До 100 км
Воздушный За пределами данного управления гражданской авиации В пределах данного управления гражданской авиации -

Таблица 3

Вокзалы Железнодорожные Морские Речные Автобусные Аэровокзалы
в аэропортах городские
Расчетная вместимость зданий, пас. Расчетная пропускная способность здания, пас/ч
Малые До 200 До 200 До 100 До 200 До 400 До 200
Средние Св. 200 Св. 200 Св. 100 Св. 200 Св. 400 Св. 200
  до 700 до 700 до 400 до 300 до 1500 до 600
Большие Св. 700 Св. 700 Св. 400 Св. 300 Св. 1500 Св. 600
  до 1500 до 1500 до 700 до 600 до 2000 до 1000
Крупные Св. 1500 Св. 1500 Св. 700 Св. 600 Св. 2000 Св. 1000
Примечание. При проектировании объединенных вокзалов их величина определяется по суммарной расчетной вместимости или расчетной пропускной способности.

2.5.1. Создание объединенных вокзалов, кроме градостроительного эффекта(экономия территории, сокращение строительных объемов и протяженностиинженерных коммуникаций, повышение архитектурно-художественной выразительностизастройки и др.), значительно повышает удобства пассажиров при поездке спересадками, даетим возможностьполучить в одном месте всю необходимую информацию, приобрести билет, сдатьбагаж и т.п. При этом исключаются затраты времени и сил пассажиров на переездыпо городу, уменьшается загрузка городского транспорта.

2.5.2. Отнесениеобъединенного вокзала к определенной группе вокзалов по вместимости (илипропускной способности) следует осуществлять по общему расчетному количествупассажиров всех видов внешнего транспорта применительно к тому из них, которыйимеет в данном узле наибольший удельный вес. При проектировании объединенноговокзала капитальные сооружения основного в данном узле вида магистральноготранспорта (пути железнодорожной станции, причалы и пирсы морского или речногопорта и др.), а также конкретная градостроительная ситуация во многомпредопределяют его принципиальную архитектурно-планировочную схему. Объединениевокзала с другими зданиями и сооружениями, входящими в состав вокзальногокомплекса, не должно противоречить нормальным условиям организациитехнологического процесса работы, а также технико-экономическойцелесообразности.

Таблица4

Поток пересаживающихся пассажиров, % от общего числа Вокзальный комплекс
Св.-50 Вокзал, обслуживающий местных и пригородных пассажиров, следует размещать в составе вокзала магистрального вида (или нескольких видов) транспорта, обслуживающего дальних и транзитных пассажиров
До 30 Вокзалы допускается размещать раздельно. У вокзала основного вида магистрального транспорта допускается предусматривать устройство промежуточных остановочных пунктов междугородных и пригородных видов транспорта
30 - 50 Следует предусматривать взаимоувязанное размещение вокзалов различных видов транспорта. В вокзале основного вида магистрального транспорта целесообразно предусматривать диспетчерский пункт, кассы, а также перроны транспорта, обслуживающего местных и пригородных пассажиров

2.5.3. В зависимостиот совокупности местных условий и технико-экономических обоснований допускаютсяразличные формы объединения вокзалов, а именно: взаимоувязанное размещениевокзалов различных видов транспорта на близко расположенных участках, ихблокировка с непосредственным примыканием объемов и участков или полноеобъединение в одном объеме с использованием пассажирами различных видовтранспорта общих сооружений, помещений и устройств, например, общихоперационных залов, залов ожидания, кафе-ресторанов, камер хранения и др.

2.5.4. Рекомендуется предусматривать блокировку вокзалов (пассажирских зданий) собщегородскими объектами культурно-бытового назначения, такими как: гостиница,транспортное агентство, почтамт, кафе, ресторан, торговый центр, киноконцертныйзал, видеосалон и др. Блокировка зданий влияет на рациональное использованиетерритории города, а также на стоимость строительства и эксплуатациитранспортных и инженерных коммуникаций. Блокированные объекты такого типасооружаются, как правило, при долевом участии заинтересованных сторон.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.