Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объемно-планировочные и конструктивные решения здания идругих элементов вокзального комплекса




5.1. Объемно-планировочные решения зданий вокзалов должны соответствовать следующимобщим требованиям:

а) обеспечиватьвзаимосогласованную организацию движения пассажиров и посетителей сразделением, главным образом, в больших и крупных вокзалах потоков прибытия иотправления, а также потоков дальних, местных, транзитных и пригородныхпассажиров;

б) предусматриватьрасположение операционных помещений и устройств (справочное бюро, билетные ибагажные кассы, камеры хранения и др.) приближенно к главным путям движенияосновных потоков пассажиров;

в) предусматриватьрасположение помещений, предназначенных для ожидания пассажиров, а такжепредприятий общественного питания и торгово-бытового обслуживания пассажировприближенно к перрону с отделением соответствующих помещений и зон от главныхпутей движения пассажиров;

г) предусматриватьрасположение комнат длительного ожидания, в том числе предназначенных дляинвалидов, а также комнат матери и ребенка изолированно от наиболее шумныхпомещений и зон вокзала, возможно даже с устройством для соответствующихкатегорий пассажиров специальных выходов на перрон;

д) обеспечивать удобстваэксплуатации для персонала, а также перронных бригад с устройством для нихотдельных выходов на перрон.

5.2. Помещениявокзалов различного назначения подразделяются на три группы:

а) пассажирские основногоназначения;

б) дополнительногообслуживания пассажиров;

в) служебные ивспомогательные.

5.3. Пассажирские помещения основного назначения включают вестибюль, кассовый зал,зал ожидания, комнаты для пассажиров с детьми, кассы билетные и багажные,справочное бюро, камеры хранения ручной клади.

5.3.1. Операционныепомещения - вестибюли-конкорсы и распределительные залы, кассовые залы,багажные отделения - рекомендуется группировать преимущественно со стороныгорода. Эти помещения должны иметь достаточный фронт устройств для проведениясоответствующих операций, а также удобные взаимосвязи с залами ожидания,привокзальной площадью и перроном. Почтовые отделения с телеграфом,междугородными и внутригородскими телефонами, торговые прилавки и киоскирасполагаются рядом с основными пассажирскими помещениями (рис. 21, 22).

5.3.2. Билетныекассы целесообразно располагать группами, объединяя их по категориямпассажиров. В больших и крупных вокзалах билетные кассы оборудуютсябилетопечатающими машинами и диспетчерской связью. Расстояние между осямибилетных касс, как правило, не должно превышать 2 м, а для пригородных касс -1,8 м. Перед билетными кассами необходимо предусматривать свободную зонунакопления пассажиров (глубиной не менее 3-4 м). Автоматы для продажи билетовустанавливаются по пути следования пассажиров отправления.

5.3.3. Залыожидания рекомендуется проектировать удобно связанными с вестибюлем-конкорсом,рестораном (кафе-буфетом) и выходами на перрон, как правило, в одном с нимиуровне, а также с залами, размещенными в подземном уровне и на втором(антресольном) этаже. Такие приемы должны быть оправданы расчетными объемамидвижения, рельефом или композиционными соображениями и требуют устройстваспециальных тоннелей для пассажиров или галерей, балконов, мостиков и траповдля обеспечения удобного перехода на платформу железнодорожного или автобусноговокзала, на борт речного или морского судна или в кабину самолета безнеоправданных перемещений пассажиров по вертикали.

В больших и крупных вокзалахможет быть оправдано устройство одного или нескольких залов ожидания дляразличных категорий пассажиров (например, транзитных пассажиров,военнослужащих, пассажиров с детьми и др.).

5.3.4. Операционныепомещения и помещения для ожидания часто объединяют в едином пространстве(зале) с обеспечением его функционального зонирования при помощи стационарныхили передвижных рекламных стендов, кабин телефонов-автоматов, торговых киосков,секционной мебели, декоративного озеленения и других приемов.

5.3.5. В вокзалах,расположенных в южных климатических районах (IIIА, IIIБ, IIIВ, IVГ), как правило, используют открытые пространства(плоские кровли, балконы, террасы, навесы, солнцезащитное озеленение) дляотдыха и ожидания пассажиров в наиболее напряженные по пассажиропотоку летниедни. Такие пространства и устройства обычно рассчитываются не менее чем на 25%сверх общего расчетного числа пассажиров и посетителей.

5.3.6. Камерыхранения ручной клади рекомендуется располагать вблизи путей следованияпассажиров прибытия в местах, удобных для использования пассажирами.

В малых и средних вокзалаххранение ручной клади,как правило,обеспечивается преимущественно в автоматических камерах хранения; хранение громоздкихвещей - в багажных помещениях. В больших и крупных вокзалах не менее 80% ручнойклади, как правило, должно обеспечиваться автоматическими камерами хранения,которые по возможности должны располагаться в одном помещении.

Багажные помещения рекомендуетсяпроектировать с учетом удобства сортировки, комплектования, погрузки и выгрузкибагажа, складских, почтовых и других аналогичных операций. Багажные помещенияобычно имеют подъезды для грузовых и специальных автомобилей со стороныпривокзальной площади и для электрокар или других средств перемещения багажа игрузов со стороны перрона (причала, аванперрона) и оборудуются специальнымиустройствами для механизации погрузоразгрузочных работ. В малых вокзалахрекомендуется совмещение камеры хранения и багажного отделения в одномпомещении.

Багажные кассы и автоматыдля оплаты за хранение ручного багажа должны размещаться вблизи от местхранения.

1 - вокзал-мост; 2 - площадь-мост; 3 - административно-гостиничные корпуса; 4 - бюро; 5 - станцияметро; 6 - автовокзал; 7- библиотека; 8 - улица Ля-Вийетт, 9 - бульварВивьер Мерль; 10 - тоннели

Рис. 21.Железнодорожный вокзал Пардье в Лионе, Франция

ФАСАД СО СТОРОНЫ ПУТЕЙ

ПЛАН ПЕРВОГО ЭТАЖА

1 - пассажирский зал; 2 - зал ожидания; 3 - кафе; 4 - кассы; 5 - багажноеотделение; 6 - почта; 7-хозяйственный двор; 8 - платформы; 9 - привокзальная площадь; 10 -автостанция

Рис. 22. Железнодорожный вокзал вг.Сольнок, Венгрия
(архитектор В.Шнеллер)

5.4. В помещениядополнительного попутного обслуживания пассажиров включают помещения дляпосетителей предприятий общественного питания, буфетные стойки, пассажирскиезалы, комнаты длительного пребывания пассажиров, медицинский пункт, отделениесвязи (почта, телеграф, телефон), торговые киоски, парикмахерские, уборные,курительные.

5.4.1. Залыресторана, кафе, столовых-закусочных или буфетов должны проектироватьсянепроходными и располагаться, как правило, смежно с залами ожидания. В малыхвокзалах следует предусматривать преимущественно буфеты, в средних и большихвокзалах - кафе и столовые-закусочные, в крупных вокзалах (помимо перечисленныхпредприятий) - рестораны.

Площади помещений (обеденныхзалов) предприятий общественного питания следует принимать в соответствии со СНиП2.08.02-89* в зависимости от вместимости (пропускной способности) вокзала,его места расположения, контингента обслуживаемых пассажиров и принятых навокзале видов учреждений питания.

5.4.2. Комнатыдлительного отдыха пассажиров, комната матери и ребенка, а также помещения дляотдыха эксплуатационного персонала размещаются изолированно от основных потоковпассажиров и, как правило, на втором или третьем этаже. Комнаты отдыха пассажиров,размещаемые в вокзале, следует проектировать в соответствии с нормамитехнологического проектирования вокзалов.

5.4.3. В больших икрупных вокзалах необходимо предусматривать медицинский пункт с удобнымивходами в него со стороны перрона.

5.4.4. Размещениепомещений отделений связи (почта, телеграф, телефон), транспортных агентств,справочных бюро, как правило, определяется технологическими требованиями.

5.4.5. Торговыекиоски для продажи минеральной воды, чая, кофе, бутербродов, книг, газет, журналов,кондитерских и аптекарских товаров, сувениров должны примыкать к основному залуожидания или располагаться непосредственно в нем.

5.4.6. Впассажирских зданиях предусматриваются раздельные санитарные узлы (мужские иженские). Санитарные узлы должны располагаться так, чтобы изних не было непосредственного выхода впассажирские залы. В больших и крупных вокзалах кроме умывальников следуетпредусматривать душевые кабины размером 100х200 см. Площади и размерысанитарных узлов рекомендуется соотносить с нормами (как справочным материалом)отмененного СНиП 2.08.02-85, а также действующего СНиП 2.09.04-87.

На территории железнодорожной станции, пассажирского района морского или речногопорта, перрона автовокзала рекомендуется устройство дополнительных наружныхсанитарных узлов для летнего периода. В тех случаях, когда на прилегающей кперрону территории вокзала невозможно запроектировать общественные туалетные,санитарные узлы вокзала рассчитывают по максимальному суточномупассажиропотоку.

5.4.7. Парикмахерские, подсобные, курительные и другие помещения бытового обслуживанияпассажиров размещаются вблизи пассажирских залов и имеют удобную с ними связь.

5.4.8. Курительныекомнаты (одна или несколько) располагаются рядом с санитарными узлами и недолжны быть проходными.

5.4.9. В больших икрупных вокзалах предусматриваются помещения для срочного ремонта обуви,одежды, часов, заправки авторучек и других услуг.

5.4.10. В крупныхвокзалах, обслуживающих транзитных пассажиров, а также в больших и крупныхаэровокзалах устраивают согласно заданиям на проектирование залы для просмотракинофильмов и телепередач, лекционные и читательские залы, видеосалоны и др.Эти помещения рекомендуется приближать к зоне ожидания.

5.4.11. В вокзалах городов, являющихсяадминистративными центрами, допускается предусматривать представительские идепутатские комнаты. В вокзалах, расположенных в городах, имеющихкультурно-историческое значение, как правило, предусматривают помещения длятуристов, включая иностранных. Проектирование таких помещений в вокзалахосуществляется индивидуально в соответствии с заданием на проектирование.

5.5. Служебные и вспомогательные помещениявключают производственные, складские и вспомогательные помещения предприятийобщественного питания.

5.5.1. Административные помещения, связанные собслуживанием пассажиров, рекомендуется приближать к вестибюлю и заламожидания; служебные помещения, связанные с работой касс, помещения отдыхакассиров и комнату старшего кассира размещают при билетных кассах; другиеадминистративные и служебно-технические помещения вокзала проектируют, какправило, а одном блоке. Служебные помещения станции, порта проектируются вкомплексе вокзала с отдельным входом; помещение дежурного по станции и портурекомендуется размещать, как правило, в одном уровне с пассажирскимиплатформами.

5.5.2. Диспетчерскую нередко размещают в зданиивокзала, а также в отдельно стоящем здании, преимущественно в больших вокзалах,для возможно более полного обозрения из нее перрона (железнодорожных путей,пассажирских причалов и акватории морского или речного порта, перронаавтовокзала, территории аэропорта).

5.5.3. Блокировка зданий вокзалов сослужебно-техническими, вспомогательными зданиями, помещениями, транспортнымиустройствами (багажными отделениями, постами электрической централизации,тепловыми пунктами, гаражами для автокар и легковых автомобилей,трансформаторными подстанциями и др.) рекомендуется во всех случаях, когда этоне противоречит эксплуатационным, санитарно-гигиеническим требованиям иусловиям планировки и застройки вокзальных комплексов.

5.5.4. На пассажирской станции (в пассажирскомрайоне) следует размещать гараж малой механизации, который может быть встроен вздание вокзала или сблокирован с другими зданиями.

5.5.5. Вспомогательные сооружения(трансформаторные подстанции, насосные, вентиляционные устройства и т.п.), какправило, встраивают в здание вокзала. В случае необходимости строительства длявокзала самостоятельной котельной ее размещают в удалении от основныхпассажирских помещений на расстоянии не более 200 м.

5.5.6. Для хранения мелкого уборочногоинвентаря необходимо устраивать на каждом этаже вокзала кладовые из расчета 1,2м2 на каждые 100 м2 полезной площади. Кладовые оборудуютмойками с подводкой холодной и горячей воды.

5.5.7. Подсобные помещения ресторана, кафе,столовой-закусочной или буфета, как правило, имеют самостоятельный вход (желательнос торцевой стороны здания вокзала) для подвозки продуктов и вывозки отходов итары.

5.5.8. Бытовыепомещения для работников вокзала располагают обособленно от основныхпассажирских помещений.Их следуетпроектировать в соответствии со СНиП 2.09-04-87 и штатнымрасписанием.

5.6. Конструктивные схемы вокзалов должнысоответствовать совокупности конкретных градостроительных и природных условий,содержанию основных технологических процессов и наиболее прогрессивным методаминдустриального строительства.

5.6.1. Основные пассажирские помещениярекомендуется проектировать с минимальным количеством опор, обеспечивающихорганизацию беспрепятственного движения основных потоков пассажиров идопускающих изменения при эксплуатации отдельных помещений и залов с ихмноговариантным зонированием и трансформацией, а также достройку или надстройкуздания вокзала в случае возникновения такой необходимости.

5.6.2. Высоту этажей зданий вокзалов (от поладо пола вышележащего этажа или условного верха чердачного покрытия)рекомендуется принимать кратной модулю:

300мм в пределах высот до 3,6 м;

600 мм в пределах высот св. 3,6 м.

5.6.3. Минимальная высота помещений в вокзалахот пола до низа выступающих конструкций перекрытия или покрытия рекомендуетсяне менее, м:

а)дляпассажирских помещений и залов,в том числе и подземных - 3,6;

б)для машинных залов систем кондиционирования воздуха в малых и средних вокзалах- 4,5;

в)для машинных залов систем кондиционирования воздуха в больших и крупныхвокзалах - 6,5;

г)дляостальных надземных помещений,включая технические - 2,5;

д) для вентиляционных камерприточных установок, размещенных в подвале, - 4,2.

При этом общий строительныйобъем пассажирского здания независимо от величины отклонения от норм площадей ивысот отдельных помещений не должен превышать объема, устанавливаемогоутвержденным заданием на проектирование.

5.7. Длястроительства вокзалов применяют в основном сборные конструкции заводского изготовления.Сборные изделия, как правило, принимаются по каталогам типовых индустриальныхстроительных конструкций и изделий для транспортного, а также жилищного,гражданского и промышленного строительства с учетом максимальной унификации,сокращения типоразмеров и обеспечения взаимозаменяемости строительныхконструкций.

5.7.1. Сборно-монолитные и монолитные железобетонные конструкции применяются взависимости от совокупности местных условий, необходимости достижения высокой архитектурнойвыразительности здания вокзала с учетом технико-экономических обоснований.Металлические конструкции в виде металлических ферм или пространственныхрешеток применяют, как правило, для перекрытий с пролетами свыше. 18 м.

5.7.2. Местныестроительные материалы (дерево, кирпич, естественный камень и пр.)рекомендуется применять для улучшения их архитектурно-художественных качеств.

5.7.3. Унификацияи типизация строительных конструкций и деталей должны допускать возможностьмонтажа из них не только зданий вокзалов, но и всех других служебно-техническихи подсобно-вспомогательных зданий и сооружений, входящих в состав вокзальныхкомплексов.

5.7.4. Нормативныевременные нагрузки на перекрытия рекомендуется принимать согласно СНиП 2.01.07-85.

5.8. Характервнутренней отделки основных пассажирских помещений и залов устанавливают взадании на проектирование с учетом следующих общих требований:

а) ограждающие поверхностивестибюлей, операционных и кассовых залов, залов ожидания, торговых заловресторанов, а также тоннельных переходов и надземных залов-конкорсов должнывыполняться из высококачественных, прочных, стойких, гигиеничных и экономичныхв эксплуатации материалов;

б) должна быть обеспеченахорошая обозреваемость всех помещений и устройств, в которых нуждаютсяпассажиры и посетители, в том числе и видимость операционных и кассовых залов спривокзальной площади и перрона из залов ожидания;

в) отделка основныхпассажирских помещений и залов должна решаться со скрытым размещениеминженерных коммуникаций (водопровод, канализация, вентиляция, отопление,электропроводка, радио, связь и др.).

5.8.1. Покрытиеполов, облицовку стен и колонн в операционных залах, зонах ожидания и движенияосновных потоков пассажиров, а также ступени главных лестниц целесообразнопредусматривать из естественного камня твердых пород или из другихвысокопрочных материалов.

5.8.2. Впомещениях, предназначенных для хранения и перемещения багажа или грузов,рекомендуется защита колонн, выступов стен и проемов дверей или ворот отповреждения средствами транспорта и механизации.

5.8.3. В производственных помещенияхресторанов (буфетов), в санитарных узлах и других помещениях с влажным режимомработы полы, стены и перегородки выполняют из влагостойких материалов; стены иперегородки следует облицовывать на высоту не менее 2 м стойкими, прочными игигиеничными материалами.

5.8.4. Стеновыеограждения основных пассажирских помещений и залов, а также помещений основноготехнологического назначения проектируются с учетом обеспечения возможностиобзора перрона и привокзальной площади.

5.8.5. Конструктивные решения витражей должны обеспечивать возможность мойки стекол иочистки пространства между ними вручную или механическими устройствами.

5.8.6. Светопрозрачные ограждения вокзалов рекомендуется проектировать так, чтобы шум,проникший в помещение извне, не превышал установленных норм. Для повышениязвукоизоляции остекленных наружных ограждений необходимо предусматриватьвитражи и окна с двойными раздельными переплетами, притворы которых уплотняютсядругими прокладками.

5.8.7. В проектахдолжна быть предусмотрена возможность скрытой проводки внутренних коммуникацийи обеспечен легкий доступ к ним путем устройства подвесных потолков, сквозныхшахт и подобных устройств. При этом расстояние от низа несущей конструкции доплоскости подвесного потолка, над которым размещаются вентиляционные короба,составляет, как правило, не менее 0,8 м.

5.8.8. В больших икрупных вокзалах, расположенных в административных и других центрах, оправданоиспользование средств монументального и декоративного искусства и синтезаархитектуры, скульптуры и живописи с целью повышения художественно-эстетическихи эксплуатационных качеств вокзалов, выявления их функционально-техническойсущности и роли в данном городе и в единой транспортной сети страны.

5.8.9. Наружнуюотделку зданий вокзалов и других объектов, входящих в состав вокзальныхкомплексов, как правило, предусматривают из материалов заводского изготовления.Для наружной отделки рекомендуется применение естественного камня (известняки,туфы, ракушечники, мраморы и др.).

5.8.10. Покрытиязданий вокзалов предусматривают совмещенными с кровлей и внутреннимиводостоками. Применение наружных водостоков допускается только для вокзалов спропускной способностью до 100 пас/ч.

5.8.11. Наружнуюотделку зданий морских и речных вокзалов, а также всех других вокзалов,строящихся в неблагоприятных климатических условиях и в районах КрайнегоСевера, предусматривают из высокопрочных материалов, защищающих здания отвлияния неблагоприятной окружающей среды (влаги, изморози, наледи).

5.8.12. В проектахвокзалов, расположенных в южных районах (III и IV климатических районах),необходимо создавать солнцезащиту помещений путем устройства конструкций исквозного проветривания основных пассажирских помещений.

5.8.13. В проектахвокзалов, расположенных в районах Крайнего Севера (климатические подрайоны 1А,1Б, 1Г), необходимо предусматривать защиту основных пассажирских и служебныхпомещений от господствующих ветров.

5.9. Приемыархитектурной композиции зданий вокзалов в основном зависят от принятойтехнологической схемы их эксплуатации и пространственно-планировочнойорганизации движения пешеходов и транспорта на привокзальной площади и перроне.В связи с этим и в зависимости от характера расположения пассажирских зданий поотношению к перрону различают централизованные, блокированные и павильонныекомпозиции вокзальных комплексов:

а) централизованные,компактные решения характерны для отдельно стоящих зданий(рис.23, 24);

б) блокированные, состоящиеиз нескольких связанных между собой объемов, - преимущественно для объединенныхвокзалов, кооперированных с административно-служебными, техническими илиобщественными зданиями (рис. 25, 26);

в) павильонные композиции,отличающиеся большой площадью застройки и растянутыми пешеходными и инженернымикоммуникациями, в городах используются относительно редко.

5.9.1. Наиболеераспространены, с точки зрения взаимного расположения пассажирских помещений,решения вокзалов с залами, вытянутыми вдоль перрона. Этот традиционный приемхарактерен для всех вокзалов - железнодорожных, речных, морских, автобусных иавиационных и позволяет приблизить пассажирские помещения к перронам инаходящимся на них транспортным средствам. При этом на смену широкораспространенным ранее симметричным анфиладным композициям нередко приходятновые приемы организации пространства, вытекающие из характера проводимых ввокзалах операций (рис. 27, 28).

5.9.2. Дляпассажиров отправления наиболее нужныеимпомещения - кассы, справочные бюро, отделения связи, камеры хранения ручнойклади и багажа, залы ожидания и учреждения попутного обслуживания -располагаются в такой последовательности, чтобы избежать возвратного движения,не допустить образования пересечений основных потоков, разделить главные путидвижения пассажиров прибытия и отправления. Особенно важным являетсяобеспечение расчетного числа пассажиров отправления необходимым количествомбилетных касс и камер приема и выдачи ручной клади и багажа, исключающимвероятность образования больших очередей.

5.9.3. Дляпассажиров прибытия необходимы наиболее короткие и удобные пути выхода костановочным пунктам городского транспорта, чтобы исключить столкновения спотоками пассажиров отправления и миновать основные помещения вокзала. Прибольшой протяженности пассажирских зданий для удобства выхода с перрона напривокзальную площадь могут быть оправданы открытые проемы, исключающиенеобходимость обхода здания по его периметру.

5.9.4. Перпендикулярное расположение помещений вокзала по отношению к перронуоблегчает связь с островными платформами, превращает корпус вокзала или его частьв своеобразный мост-переход. Такой прием часто применяют при строительствекрупных вокзалов (рис. 10).

5.9.5. Компактноецентрическое решение при большой ширине корпуса несколько удлиняет путьпассажиров внутри здания и относительно увеличивает в здании зону транзита, атакже проходов. Центрические решения могут быть наиболее оправданными приперронах, охватывающих здание вокзала с двух или нескольких сторон.

5.9.6. Главнымкритерием функциональных качеств вокзалов (вытянутых вдоль перрона, поперекперрона или компактных) можно считать общую длину пешеходного пути отподвозящего транспорта до магистрального и в обратном направлении. Как правило,длина пешеходного пути пассажиров от остановочных пунктов городскогообщественного транспорта до входов в вокзал не должна превышать 100 м, а вкрупных вокзалах - не более 150 м.

АЭРОВОКЗАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

1 - аэровокзал; 2-автостоянки;. 3 - служебно-технические сооружения

ГЕНПЛАН

1 - аэровокзал; 2 - стоянки самолетов; 3 -взлетно-посадочные полосы; 4 -техническая зона;
5 - производственная зона

АЭРОВОКЗАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ВРАЗРЕЗЕ

Расчетная пропускная способность - 8 млн. пас/год. Предусматривается 90стоянок самолетов. Доставка пассажиров в самолеты осуществляется передвижнымизалами-автобусами с переменной высотой подъема. Подъезды к вокзалу решены втрех уровнях: верхний - отправление, промежуточный - прибытие;нижний - зона автостоянок на 6000автомобиле-мест.

Рис. 23.Аэровокзал Вашингтон - Даллас (архитекторы Э.Сааринея,Амман, Уитни, Бернс и др.)

ГЕНПЛАН

1 -главный операционный зал; 2 -железнодорожный перрон; 3 -полуподземная открытая пешеходная площадь; 4- учреждения обслуживания; 5 - подземный перрон; 6 -автомобильная стоянка;
7-стоянка автобусов; 8 -административный корпус

Рис 24. Южный железнодорожный вокзал в г.Будапешт (архитектор Д. Кэвари)

ФРАГМЕНТВОКЗАЛА У ГЛАВНОГО ВХОДА

ПЛАН ПЕРВОГОЭТАЖА

1 - операционный зал; 2 - зал ожидания пассажиров, пользующихся автобусами; 3 -зал пригородных пассажиров; 4 -камеры хранения; 5 - зал пассажиров сдетьми; 5 - зал туристов; 7 - багажно-технический блок; 8 - внутренний дворик

Рис. 25. Проект железнодорожно-автобусного вокзала в г.Тольятти (архитекторы В.Батырев, А. Сухорукова, инженеры И.Ухлина, В.Тарабрин, Ю.Майков)

1 - центральное зданиеаэровокзала с гаражом на крыше; 2 -подъездная автодорога;
3 - посадочный сателлит; 4 - ближний перрон

Рис. 26. Общий вид застройкиаэровокзального комплекса в
аэропорту Шарль де Голль, Франция

ОБЩИЙ ВИД

РАЗРЕЗ ПОВЕРТИКАЛИ

Рис. 27. Аэровокзал Улан-Батор, Монголия (архитекторы Л.Урман, Ю.Устинов,Б.Талесник, инж. Б. Журавлев и др.)

1 - аэровокзал (1300 пассажиров,строится); 2 - аэровокзал второй очереди строительства; 3 - командно-диспетчерский пункт; цех бортового питания; 4 - подъездная автодорога; 5 - привокзальная площадь

Рис. 28. Генеральный план аэровокзальногокомплекса аэропорта Казань-2

5.9.7. Взависимости от взаимного расположения основных объемов и их взаимосвязей зданиювокзала может быть придано ощущение компактности или расчлененности,статичности или динамики. При этом в равной мере успешно могут бытьиспользованы приемы контраста или нюанса, например, резкое противопоставлениенескольких объемов (вертикальных и горизонтальных), поверхностей разных фактурили, наоборот, мягкая пластика с перечисленными объемами, с использованиемтонких вертикальных, горизонтальных или криволинейных членений.

5.9.8. При поискахобраза вокзала весьма перспективно активное использование элементов конкретногоприродного и городского окружения, вплоть до включения в принятую архитектурнуюкомпозицию исторических памятников или их фрагментов. Соседство нового истарого взаимно обогащает оба сооружения, способствует усилению художественно-эстетическойвыразительности современной архитектуры. Практически любые композиционныеприемы могут быть оправданы при непременном условии их соответствия сущности иназначению объекта, характеру его природного и городского окружения, егосоответствия принятой технологической схеме эксплуатации, в том числе главнымнаправлениям и характеру движения основных потоков пассажиров прибытия иотправления и последовательности совершаемых ими операций.

5.9.9. Наобъемно-планировочную структуру вокзалов большое влияние оказывают особенностиорганизации их внутреннего пространства. Наряду с традиционно громоздкимисооружениями с массивными несущими стенами все чаще строятся легкие,прозрачные, лаконичные по форме здания - павильоны. Жесткиекомпозиционно-планировочные схемы уточняются решениями, основанными натщательном изучении современных функциональных процессов.

5.9.10. Впротивовес традиционной тенденции разгораживать вокзал множеством стен иперегородок на относительно мелкие ячейки в современных сооружениях заметностремление к укрупнению помещений, к использованию большепролетных конструкций,обеспечивающих свободное движение концентрированных потоков пассажиров идопускающих, в случае необходимости, возможность беспрепятственного измененияранее принятых технологических схем. Открытые конструкции зальных помещений приэтом могут быть успешно использованы в качестве основных средств художественнойвыразительности.

5.9.11. Выразительность образа современного вокзала достигается также зрительнымвыявлением его основных материалов и конструкций, контрастирующих объемов иповерхностей. При этом наряду с новыми успешно могут быть использованыотносительно недорогие традиционные материалы, такие как кирпич, штукатурка,дерево, естественный камень различных фактур. Можно утверждать, что безсовременных инженерных конструкций не может быть подлинно современнойархитектуры пассажирских сооружений.

5.9.12. Тяжелыеглухие стены вокзалов нередко заменяются отдельными широко расставленнымиопорами, чаще всего каркасом с легким заполнением, ликвидируются лишниеперегородки, возникает эффект сложного переливающегося пространства. Интерьеродного помещения как бы сливается со смежными объектами, а также оказываетсявизуально взаимосвязанным с городским и природным окружением. В транспортныхсооружениях такое решение особенно оправданно, так как способствует ориентациипассажиров, обеспечивает хорошие зрительные и функциональные взаимосвязипривокзальной площади, пассажирского здания и перрона.

5.9.13. Принципырешения интерьеров являются общими практически для всех вокзалов. Стремлениенаиболее полно удовлетворить потребности пассажиров с минимальными затратамиприводит к созданию помещений универсального назначения, как бы объединяющихнесколько зон в едином общем пространстве. При этом целесообразно четкоефункциональное зонирование большого помещения либо трансформация его при помощипередвижных перегородок, экранов, стендов или мебели. Этим достигается лучшееиспользование полезной площади и объема здания, обеспечиваются условиябеспрепятственного движения или спокойного ожидания и отдыха.

5.9.14. В поискахсредств выразительной архитектурной композиции, как целой, так и деталей,успешно используются декоративные средства: наружное и внутреннее озеленение,акцентирующее внимание пассажиров в нужном направлении, цветовые плоскости,местное и общее освещение, реклама и указатели.

5.9.15. Вкомпозиции вокзальных комплексов исключительно большую роль играют элементы благоустройстваи архитектуры малых форм, а также творчески осмысленное использованиеприродного и городского окружения, например, раскрытие из интерьеров вокзаловречных берегов или морских просторов, силуэта гор или группы деревьев, а такжеценной в культурно-историческом или художественно-эстетическом отношениисуществующей или проектируемой застройки.

5.9.16. Перспективно, особенно в крупных вокзалах, расположенных в южных районах,устройство мест ожидания на открытом воздухе, использование световых двориков,декоративного озеленения и обводнения, вплоть до создания террас-садов и садовна крышах зданий вокзалов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 3415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.