Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга (по А.Р. Лурия)




Названия блоков мозга Мозговые структуры блоков Функции блоков мозга
1й блок - регуляции тонуса и бодрствования (энергетический) включает верхние отделы мозгового ствола и ретикулярной (сетевидной) формации и образования древней коры.   Поражение этого блока мозга приводит к снижению тонуса коры, что проявляется в неустойчивости внимания, повышенной истощаемости, человек быстро впадает в сон. Нарушается аффективная сфера – человек может стать либо безразличным, либо патологически встревоженным.
2й блок - приема, переработки и хранения информации включает задние (теменно-височно-затылочные) отделы коры.   При поражении этого блока мозга нарушается приток поступающей информации и ее переработка. Нарушения эти специфичны. Если поражены теменные отделы коры, у человека наступает нарушение кожной или проприоцептивнойчувствительности; если поражена височная доля мозга, то может пострадать слух; если поражена затылочная область, то нарушается процесс получения и переработкизрительной информации.
3й блок - программирования, регуляции и контроля психической деятельности включает все отделы больших полушарий, расположенные впереди от передней центральной извилины.   При поражении этого блока нарушения проявляются в сфере движений, действий и организованной по определенной программе деятельности человека. Если поражена передняя центральная извилина, у человека могут нарушаться произвольные движения руки или ноги; если оно располагается в премоторной зоне, то движения теряют свою плавность, ранее приобретенные навыки распадаются. Если поражены лобные области, то действия человека перестают подчиняться заданным программам, и заменяются либо импульсивными реакциями, либо инертными стереотипами (персеверациями) – бессмысленным повторением движений. Кроме того, лобные доли обеспечивают сличение эффекта действия с исходным намерением и поэтому человек перестает критически относится к результатам своего действия.

 

Литература:

1. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.

2. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник.- М.: УМК «Психология», 2002.

Дополнительная литература:

1.Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М., 1994.

2.Нейропсихология сегодня / Под ред Е.Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

3. Нейропсихология индивидуальных различий. Учебное пособие. Авторы: Е.Д.Хомская, И.В. Ефимова, Е.В.Будыка, Е.В.Ениколопова. М., 1997.

Семинар 3.

Тема 3. Три основные уровня организации межполушарного взаимодействия в онтогенезе.

 

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Охарактеризовать этапы развития мозга в онтогенезе.

2. Раскрыть структуру трехмерной модели формирования мозговой организации психических процессов в онтогенезе.

3. Охарактеризовать уровни организации межполушарного взаимодействия в онтогенезе и роль в развитии ребенка.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Дать характеристику концепции эквипотенциальности Э.Леннеберга, М. Газзанига.

2. Описать концепцию прогрессивной латерализации М. Кинсборна.

 

Методический материал




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.