Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О развитии субъекта труда




Возрастное развитие человека как субъекта труда можно представить в виде некоторых этапов. Обозначим их для удобст­ва в терминах, имеющих отношение к видам деятельности.

Допрофессиональное развитие

1. Стадия предыгры ("эпоха раннего детства" — по Д.Б. Элько-нину [368]) — интервал от рождения приблизительно до 3 лет, т. е. около 5% времени, если принять за 100% "юридический" цикл развития субъекта трудовой деятельности (от рождения до пенсионного возраста в нашей стране).


В это время происходит овладение ребенком в процессе об­щения со взрослыми сенсорно-перцептивными функциями и движениями, речью, усвоение некоторых манипулятивных, со­относящих, орудийных действий с общественно выработанными предметами, важнейших правил поведения и моральных оценок.

2. Стадия игры ("период дошкольного детства" [368]). Ин­тервал примерно от 3 до 7—8 лет; 7% от указанного выше ус­ловного цикла развития субъекта деятельности.

В это время происходит овладение ребенком "основными смыслами" человеческой деятельности, межлюдскими отноше­ниями и соответствующими действиями в системе организуемых в той или иной степени взрослым сюжетных, ролевых, символи­ческих, коллективных игр с правилами, дидактических игр, а также в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конст­руирование) и при выполнении отдельных трудовых и учебных заданий (развитие дошкольника как субъекта труда обстоятель­но изучено В.И. Тютюнником [327 — 329]).

Уже в этот период, как известно, в частности, появляются и развиваются на основе развития речи способность мысленно предвосхищать, планировать практические действия, поведение. Появляется и развивается (при условии правильного, хорошего воспитания) соподчинение мотивов, развивается способность к волевым усилиям, направленным на достижение привлекатель­ных целей. Появляется и развивается способность к самооценке.

Происходит дальнейшее усвоение правил поведения, мо­ральных норм, начинает складываться индивидуальный стиль деятельности, основой развития которого являются типичные формы реагирования ребенка как индивида и личности. Уже в играх проявляется то, что ребенок хочет быть кем-то (то шофе­ром, то поваром, то космонавтом и т.п.) и узнает, что для этого надо будет учиться. Формируется готовность к школьному обу­чению.

3. Стадия овладения учебной деятельностью ("период млад­шего школьного детства" [368]). Интервал от 7—8 до 11—12 лет; около 7% от "юридического" цикла развития субъекта труда.

В это время интенсивно начинают развиваться способности самоконтроля, самооценки, самоанализа, произвольной регуляции деятельности, способность действовать "про себя" (воображение, планирование). Происходит освоение новых социальных требо­ваний и межлюдских отношений, связанных со школьным ре­жимом дня, включенностью в системы "учитель — ученик", "ученик — соученик", "ученик младшего класса — ученик старшего класса" и т. д.

Происходит дальнейшее усвоение правил и моральных норм поведения (уже не в виде разрозненных фрагментов, а в виде четко сформулированной и весьма развернутой системы требо­ваний). Все более активно формируются навыки общественного взаимодействия школьников. Воспитываются чувство личной и групповой, коллективной ответственности за дело, понятие и чувство долга и другие морально-политические понятия и чувст­ва (коллективизм или индивидуализм, интернационализм и т.д.).

Наряду с учением важную роль в формировании младшего школьника как субъекта деятельности играют труд, общественно полезная деятельность.

Развитие в период "выбора профессии" (проектирования про­фессионального "старта" и жизненного пути)

4. Выделим стадию оптанта, или оптации (осознанной под­готовки к "жизни", к труду, планирования, проектирования профессионального жизненного пути; от лат. орШю — желание, избрание; в соответствии со сказанным подрастающий человек выступает по отношению, например, к психологу-профкон-сультанту уже не как учащийся, а как оптант — выбирающий, делающий более или менее самостоятельный и сознательный выбор). Этот период примерно соответствует подростковому возрасту и ранней юности. Приблизительность связана с тем, что некоторые дети уже с 15 лет приступают к профессиональ­ному обучению, переходят на основе неполного общего образо­вания в систему среднего специального, профтехнического, профессионального образования, а некоторые делают это после окончания полной средней школы; впрочем, в последнем случае учебная деятельность уже в старших классах приобретает смысл 'подготовки к будущей профессии и становится своего рода учебно-профессиональной. Интервал от 11—12 до 14—18 лет.

В данный период происходит (при правильно поставленном воспитании) овладение системой социально значимых (для "мира взрослых") ценностных представлений, идеалов (мысленных об­разцов построения жизни, деятельности, профессионального пути), активное и действенное усвоение системы должных ("взрослых") отношений со сверстниками и старшими, актив­ный самоанализ и соотнесение своей личности с миром взрос­лых, попытки реального планирования своего будущего. В этот период особенно интенсивно и активно формируются информа


ционные основы моральной, социальной, а следовательно, и профессиональной направленности личности.

Центральным и специфическим новообразованием в лично­сти подростка психологи считают возникновение у него пред­ставления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости), он стремится быть и считаться взрослым. Собственно учебная дея­тельность в том виде, в каком она предлагается в традиционной школе, отступает у подростка на второй план по сравнению с деятельностью освоения "мира взрослых". Последняя, в сущно­сти, тоже частный случай обучения, самообразования в области практической ориентировки в системах межлюдских отношений. Приобретение соответствующих знаний, умений, навыков ак­тивно происходит и вне школы, самостоятельно и целенаправ­ленно. Этот период характеризуется все более активными по­пытками самосовершенствования: самовоспитания, самообразо­вания, самоорганизации, стремлением подготовить себя к буду­щему (в меру того, как соответствующее совершенство и пути его достижения понимаются подрастающим человеком). Интен­сивно развивается способность осознания, контроля операций мышления и произвольного управления ими.

В подростковом возрасте детские мечтания о будущем сме­няются более или менее реалистическими размышлениями о нем с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни.

Стадия оптанта завершается оформлением специфического" для нее психического новообразования в структуре субъекта дея­тельности (в его самосознании) — реалистического представле­ния о некоторой "референтной" профессиональной общности, в которую он включает себя в перспективе. Формируются профес­сиональные планы, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные конкретные и достаточно твердые решения.

Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала

5. Стадия профессиональной подготовки в разных случаях приходится на возраст от 15 — 18 до 16 — 23 лет. Человек вы­брал учебное заведение или форму обучения и психологически стал более или менее выраженным приверженцем (адептом) не­которой профессиональной общности. Поэтому этот период можно назвать для краткости стадией или фазой адепта. Сюда отнесем учащихся разных типов и уровней профессионального образования: и учащихся профтехучилищ (или аналогичных им по-новому названных учебных заведений, и студентов техникумов, профессиональных школ, вузов, а также "слушателей", "курсантов", "учеников" мастера-наставника и др.). Понятно, что в зависимости от профессии речь может идти в связи с этой фазой и о многолетнем, и о совсем кратковременном процессе (скажем, в форме простого инструктажа).

Если речь идет о многолетней подготовке профессионала, то приходится в свою очередь различать тех, кто находится на пер­вом, на втором и т.д. годах обучения: здесь от года к году проис­ходят очень существенные изменения самосознания, направлен­ности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть здесь и свои специфические "кризисы развития", и потребность в психологической поддержке станов­ления профессионала. Эти вопросы мы оставляем, отсылая чи­тателя к литературе (например, [61], [62], [109], [243], [305]).

В целом в это время происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профес­сиональную общность, культивируемых в ней, овладение специ­альными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными для будущей профессиональной деятельности, "для жизни", для успешного "профессионального старта". Развива­ются профессионально важные личные качества, структуриру­ются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация субъекта и объекта (субъекта в специфической профессиональной среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-професси­ональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избран­ным путем.

6. Стадия или фаза адаптанта: адаптации, "привыкания" молодого специалиста (адаптанта) к работе. Как бы ни был хо­рошо налажен процесс подготовки того или иного профессио­нала в учебном заведении, он никогда не подходит "как ключ к замку" к производственной работе. Если в технической системе выбывший из строя блок, требующую ремонта деталь можно, как правило, заменить, и она сразу будет работать, новый чело­век на новом месте — даже квалифицированный — нуждается в определенном периоде привыкания к новым условиям. Дело здесь в том, во-первых, что социальные, деятельностные нормы учебного заведения или привычного уже производственного коллектива нетождественны нормам нового места работы. И, например, молодой специалист должен найти в себе разумение и возможности саморегуляции, чтобы распознать, понять, по-


чувствовать новые, непривычные для него нормы, регулирую­щие и поведение, и образ жизни, и манеры, и внешний облик профессионала, не говоря уж о собственно "технологических" тонкостях дела, и должен суметь "вписаться" в контекст этих норм. Пословица, обобщая опыт межлюдских отношений, верно говорит: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят"; в рас­сматриваемом случае дело осложняется тем, что среди социаль­ных, профессиональных норм есть немало и "неписаных зако­нов", характерных для "вот этого" трудового коллектива. Адап­тации, привыкания требует также вхождение в многие тонкости работы, которые молодой специалист, возможно, и знал со слов своих преподавателей, но опять же права пословица: "Дружком дорожку не изведаешь".

7. Стадия или фаза интернала. Перед нами уже опытный, что называется, "наторевший" в своем деле работник, который и устойчиво любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессио­нальными функциями на данном трудовом посту. И это при­знают товарищи по работе, по профессии. Он здесь уже "свой", "наш", как бы уже внутри профессии, вошел в нее вполне опре­деленно (как в самосознании, так и в сознании других).

8. Стадия или фаза мастера, мастерства. (Она будет про­должаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы до­бавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу. Он выделяется или ка­кими-то специальными качествами, умениями, или универса­лизмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой определенный индивидуаль­ный, неповторимый стиль деятельности, его результаты ста­бильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то не­заменимым (во всяком случае — невоспроизводимым) работни­ком. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание).

9. Стадия или фаза авторитета. (Она, как и фаза мастерства, суммируется с последующей). Это мастер своего дела, хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в ртра-не). В зависимости от принятых в данной профессии форм атте­стации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, "чин", звание,

ученую степень и пр.). О его успехах могли уже сообщать на со­браниях, в прессе; возможно, он уже имеет награды, знаки от­личия. С мнением его уже заметно считаются и коллеги, и руко­водители.

Возможно, сил и энергии у него сейчас стало меньше, чем когда он был моложе (биологический возраст, потери здоровья дают себя знать), но профессионально-производственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.

10. Стадия или фаза наставника, наставничества в широком смысле. Перед нами человек, у которого и коллеги готовы по­учиться, перенять опыт.

Авторитетный мастер своего дела в любой профессии "обрастает" единомышленниками, подражателями в самом хо­рошем смысле, перенимателями опыта, учениками, последова­телями (независимо от того, имеют ли они официальный статус учеников). И это одно из обстоятельств, которые делают его жизнь наполненной осмысленной перспективой. Несмотря на приближающийся "срок дожития", обусловленный биологиче­скими обстоятельствами, жизнь, связанная с передачей опыта молодым, с отслеживанием их успехов, а также посильным включением в их дела, может быть полной смысла.

Основные фазы, стадии жизненного пути, начиная от ситуа­ции выбора профессии и далее, обзорно представлены на схеме:

            Наставник
Авторитет
Интернал Мастер
Адепт Адаптан  
Оптант  

Кстати говоря, человек после вынужденной перемены труда (в связи с ситуацией безработицы или частичной утратой тру­доспособности) или выхода на пенсию может оказаться или намеренно поставить себя в какой-то мере в позицию оптанта — заново выбирающего подходящую профессию, специаль­ность, вид трудовой занятости. Так что выделенные стадии, или фазы развития профессионала связаны с календарным возрастом

нежестко.

 


Добавим еще, что, научно-технический прогресс тоже задает людям ситуации профессиональной реориентации даже при со­хранении прежних названий профессий (в связи с появлением новой техники приходится несколько раз в течение трудовой жизни доучиваться, переучиваться, переходить на другие трудовые посты пусть даже в рамках одной профессии).

"Вопросы и темы для размышления и разработки

1. Не слишком ли скучна перспектива — стать и быть субъ­ектом труда?

2. Что может соответствовать выражениям "группа как субъ­ект" или "групповой субъект" труда? Не шутка ли это?

3. В чем причины наивысших достижений субъекта труда?

Тема 1. Субъект труда и идея его разностороннего развития.

Тема 2. Идеи рыночных отношений и бескорыстного обмена профессиональным опытом в перспективе прогресса общества.

Тема 3. Культ рынка, бескорыстная интеллектуальная ини­циатива и социальный прогресс: всему свое место.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.