Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О структуре субъекта труда 1 страница




"Срезовую" характеристику структуры субъекта труда в каж­дый данный момент его развития можно представить в виде уровней его возможного рассмотрения: уровень деяний, т. е. цело­стной деятельности в единстве с личностью, уровень действий, уровень макроэлементов и уровень микроэлементов действий.

Уровень деяний. Деяние — целостный цикл трудовой деятель­ности, характеризующейся полной психологической структурой (признаками, описанными в §2.1) и включающей ряд промежу­точных целей, подчиненных некоторой более или менее пер­спективной цели. Деяние — категория прежде всего субъектив­ная; она определяется иерархией целей, особенностями мыслен­ных перспектив, которые задает себе сам человек.

В состав этого уровня входят следующие основные компо­ненты: общие способности (активность, саморегуляция); ориен­тировка в человеческой картине мира, мировоззрение, жизнен­ные цели, идеалы, ценностные представления, профессиональ­ные личные планы; характер как система отношений к разным сторонам действительности; ориентировка в конкретной жиз­ненной ситуации — ее отображение в виде мысленных образов разного уровня; ориентировка в области своей непосредствен­ной деятельности; сознание своего "Я", своих возможностей, состояний в реальной ситуации; волевые качества, способности, обеспечивающие исполнение замыслов; специальные способно­сти, конкретные мотивы деятельности; общая трудоспособность, особенности соматического и нервно-психического здоровья, общей гражданской воспитанности, подготовленности.

Уровень действия. Действие — совокупность процессов по­знания и исполнения, направленных (благодаря мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели. Действие — категория субъективная; она определяется динамикой непосредственных целей. Так, например, для начинающего водителя автотранс­портного средства действием может быть переключение рычага управления коробкой передач, а для опытного, выполняющего это переключение привычным движением, здесь уже нет дейст­вия (так как нет особой цели — переключить передачу); дейст­вие опытного водителя может состоять в другом — "сменить ряд движения", "совершить обгон" и пр. Таким образом, делая одно и то же дело, разные люди могут выполнять при этом разные системы действий и разное их количество.

Основные компоненты рассматриваемого уровня: способ­ность построить адекватное "логике вещей" представление цели; способность произвольной регуляции, саморегуляции мотивов, элементов действий, актов внимания, ориентировки, контроля; способность усвоить и осуществить определенные исполнитель­ские операции на двигательном, или сенсорно-перцептивном (чувственном), или интеллектуальном (отвлеченном), или соци­ально-коммуникативном уровнях, а также на уровне самооценки своих состояний и саморегуляции их (понятно, что и социаль­ная коммуникация и саморегуляция предполагают сложные син­тезы как чувственного, так и мысленного познания).

Уровень макроэлементов действия: способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезента­тивном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов на познавательном, исполнительно-практическом уровне, уровне самооценки и саморегуляции параметров действия ("ускорить темп", "усилить нажим" и т.п.).

Уровень микроэлементов действия. Это уровень важных, но малоподотчетных, бессознательных и ускользающих от произ­вольной регуляции особенностей познавательных и исполни­тельных действий, процессов мотивации действий (изменения


 


на уровне микроянтервалов времени, микроамплитуд движений, тремора). Здесь мы сталкиваемся как с природными, так и с при­обретенными регуляторными механизмами, обеспечивающими физиологический баланс организма с внешней средой, баланс функций внутри организма, автоматическую саморегуляцию.

В общем виде под субъектом труда можно понимать систем­ную разноуровневую организацию психики, включающую ряд свойств человека как индивида и как личности, соответствую­щих социальной ситуации развития, предмету, цели, средствам и условиям деятельности (трудовой).

Допросы и темы для размышления и разработки

1. Для чего надо знать о микроэлементах действия? Не вы­думка ли это досужих исследователей?

2. Есть ли психологическая информация в "Деяниях апосто­лов" (Новый завет)? Если да, то выделите ее и соотнесите с со­временной научной психологией.

3. Каковы ваши деяния?

Тема 1. Возможные варианты системного представления структуры субъекта труда.

Тема 2. Возможные варианты анализа, группировки действий и деяний профессиональных психологов.

Тема 3. Сходство и различие психолога и инженера как субъ­ектов труда (целесообразно рассмотреть и другие варианты).

2.8. О некоторых несвязностях

в развитии и функционировании просрессионала

Сложные многофакторно обусловленные системы претерпе­вают и столкновения со средой, и внутренние противоречия; про­цессы их развития протекают не без "завихрений", не плавно.

Это нормально, диалектично, а что касается человека-"делателя", то и желательно, поскольку в некоторых пределах противоречия ведут к позитивному развитию, если вовремя осознаются и сопровождаются разумными тактиками, стратегиями выхода из складывающихся стечений внешних и внутрен­них обстоятельств (противоречия разрушают систему лишь то­гда, когда за указанные пределы выходят).

Например, человеку поручили дело по душе, но пока не по плечу — студента-первокурсника избрали председателем студен­ческой организации факультета. Тут есть некоторая несвязность, создающая, в частности, и внутренние напряжения у этого сту­дента ("Я еще плохо знаю факультет, боюсь не оправдать дове­рие..." и т.п.). Но поскольку и он, и окружающие это понимают, то происходят позитивные процессы: студент интенсифицирует процесс вхождения в курс дела, учится тому, что не умел, а окру­жающие ему содействуют, отмечают его даже малые успехи, под­бадривают; в результате новичок вырастает в хорошего лидера.

А вот другой вариант. Очень способный выпускник аспиран­туры приглашен работать сразу в три организации. Все пре­стижные. Разрешается совместительство. И человек начинает работать в трех местах. Где более интенсивно, где — менее. По­степенно привыкает не смущаться тем, что то в одном месте ра­боты, то в другом отделывается отписками, отговорками, а то и явной халтурой; привыкает не выполнять обещания, играть роль вечно занятого человека. Мобилизуется лишь в самых необхо­димых случаях. Это все же, согласитесь, не самый лучший вари­ант развития профессионала (если еще — не деградация, то и не прогресс).

Указанного рода "миллиграммы" психических фактов, сум­мируясь на жизненном пути, дают соответствующие устойчивые эффекты и в развитии, и в общественном положении профес­сионала. И их важно замечать и учитывать.

Итак, противоречия между человеком и средой и между внутри-субъектными психическими структурами могут вести не только к позитивному развитию его как профессионала, субъекта, личности, индивидуальности, но и к застою или даже к деградации.

В отношении ситуаций обсуждаемого рода нет бесспорных численных средств оценки, измерения тех или иных рассогласо­ваний, дисбалансов; полагаться приходится на "экспертное мне­ние", на здравое разумение, мудрость как самого субъекта, ока­завшегося в сложной ситуации, так и тех, кто приходит к нему с той или иной "душевной помощью". Ведь даже детям разъясня­ют, "что такое хорошо и что такое плохо". Полагаем, что не все задачи надо перепоручать электронным процессорам; то, что касается развития психики человека (в частности, и тех пределов


обострения противоречий, которые не следовало бы преступать), пусть обсуждает и оценивает человеческий интеллект.

Следовательно, разумная тактика по отношению к профес­сионалу (включая и отношение профессионала к самому себе) должна состоять в том, чтобы, как минимум, знать о возможных типичных вариантах свойственных ему противоречий, чтобы не придти к ситуации слишком острого кризиса или личной ката­строфы на профессиональном пути.

Выделим (по А.К. Марковой [207]) следующие несвязности, дисбалансы указанного рода:

Противоречия между особенностями данного специалиста, профессионала (формирующегося, функционирующего) и социальной средой:

а) между ситуацией конкурентности на рынке труда и недос­таточно развитым умением или желанием человека ориентиро­ваться в социально-экономической ситуации и своевременно делать самостоятельные выборы в профессиональной области (скажем, использовать возможности внутрипрофессионального разделения труда, повышения квалификации или приобретения смежных профессий, переквалификации).

Не согласующаяся с социальной ситуацией особенность че­ловека может состоять и в том, что он не готов к возможным своим ошибкам, не имеет продуманных запасных вариантов вы­бора на случай неодолимых непредвиденных препятствий или не умеет "подать себя" как потенциального работника на новом месте;

б) между высоким уровнем квалификации работника, "знающего себе цену", и его использованием не вполне по на­значению со стороны работодателя, администрации — ситуа­ция "забивать гвозди микроскопом можно, но лучше бы не на­до". Результатом оказывается не только потеря ценного спе­циалиста для общества, но и его отрицательное эмоциональное состояние (хроническое недовольство со всеми возможными следствиями).

Кто-то здесь должен отрефлексировать ситуацию и понять ее нелепость (либо администрация, либо сам профессионал, либо психолог-консультант), поискать конструктивные исходы.

Противоречия внутри структуры самого профессионала как субъекта:

а) в структуре компетентности (знаний, умений, осведом­ленности, подготовленности, опыта):

• между специальной компетентностью и социальной — знает свое дело, но плохо, неверно понимает людей — ру­ководителей, подчиненных, если таковые есть, коллег; не­удачно или с трудом строит с ними отношения, часто "влипает" в конфликты; не ориентирован в вопросах со­циальной психологии, не интересуется ими, как бы не видит эту реальность;

• между специальной компетентностью и личностной — знает свое дело, но плохо, неверно знает и рефлексирует себя, свои психические состояния, функции, свойства; не ориентирован на какие-либо средства сознательной само­регуляции, самоизучения, самокоррекции; заметна душе-ведческая "слепота" в отношении себя и отсутствие вы­раженного интереса к соответствующей области явлений как к ненужному "копанию в душе";

• между однобокой личностной компетентностью и соци­альной — придавая значение своим психическим состоя­ниям, переживаниям, плохо представляет себе внутренний мир других людей, приписывая им свои возможные со­стояния и принимая без заметной критики за истину то, что самому приходит в голову; человек мало способен "влезть в шкуру" другого и глянуть на ситуацию его гла­зами, с его стороны; это происходит безотчетно и поэтому человек может быть искренне убежден в правильности своих мнений о других, нимало не подвергая их пере­смотру; это закономерно ведет к затяжным и трудно одолимым межлюдским конфликтам на работе;

• между неравномерным освоением человеком отдельных уме­ний, действий и общей системой профессиональной дея­тельности — некоторые действия могут быть освоены очень хорошо, что порождает у человека на основании отдельных "точечных" успехов иллюзию своей высокой профессиональной успешности; другие умения, освоенные плохо, рано \у или поздно дают себя знать; если это недостаточно осознается, в результате получаются как бы "неожиданные" неудачи, "срывы", травмирующие самого работника, дающие задерж­ки или регресс в росте мастерства;

б) в структуре личностных ценностей, ценностных ориента­ции:

• между ориентацией "на себя в деле" и "на дело в себе" — может слишком преобладать ориентация на показ себя,


демонстрацию себя другим, тогда как реальный уровень мастерства и продукт работы могут мало волновать, по­скольку истинные причины не слишком высокого успеха могут выталкиваться из сознания и видеться ложно — "помешали", "не дают ходу" и пр.; как следствие, возни­кают снижение уровня работы над собой и достоинства самого продукта, замедление роста мастерства или даже "застой" и деградация. Если преобладает, наоборот, ори­ентация только "на дело", то это тоже имеет некоторый нежелательный "край" — сниженная забота о здоровье, о поддержании себя в порядке, что в конце концов тоже может аукнуться снижением продуктивности и качества деятельности;

· между ориентацией на результат работы и на ее процесс — преобладание плохо сознаваемой установки на резуль­тат, достижение при недооценке процессуальной стороны работы — "результат любой ценой" — ведет к развитию специалиста либо как халтурщика, либо как человека, не­осмотрительно или даже неэтично пользующегося любыми средствами, включая и недозволенные, хотя и "уголовно не наказуемые"; здесь мы имеем как бы недостаточное пси­хологическое обеспечение результата, и он в конце кон­цов оказывается не наилучшим. Если же человек слишком застревает, увязает в процессуальной стороне работы, на­ходя в этом, впрочем, удовольствие, то при обычно высо­ком итоговом качестве результата человек, как говорят, платит слишком большую "психологическую цену": им могут быть недовольны в ходе работы, его могут счесть недостаточно продуктивным, торопить, долго недооцени­вать; это, в свою очередь, его гнетет, вызывает неприят­ные переживания;

· между ориентацией на саморазвитие и самосохранение — установка на саморазвитие связана с тенденцией брать на себя все новые и новые нагрузки, ограничивать отдых, сон; эта, казалось бы, благая направленность может в пределе привести к переутомлению, невротическим со­стояниям и последующему снижению работоспособности с такими следствиями, как неудовлетворенность собой вплоть до зачисления себя в категорию неудачников и пр. Установка на преобладание самосохранения, основанная на предпосылке типа "от работы кони дохнут", на деле приводит не к сохранению себя, а к задержкам профес­сионального развития, поскольку способности, умения развиваются в напряженной, активно мотивированной деятельности, а в покое они скорее утрачиваются. При­лагая к чему-то свои физические и. духовные силы, мы отнюдь не тратим их, а именно сохраняем, развиваем, приобретаем.

· между ориентацией на профессиональные образцы, эта­лоны (результата, процесса работы, стиля жизни), за­даваемые ближайшим социальным окружением, культивируемые в нем, и ориентацией на оригинальные образцы, построенные самим человеком и не до кон­ца известные и понятные окружающим (скажем, человеку навязывают "передовой опыт" кого-то из коллег, не заме­чая, что он сам генератор оригинального и ценного опы­та); сам интересующий нас человек не может не испыты­вать при этом противоречивых переживаний, которые могут усугубляться, если он склонен считаться 6 мнением других и недооценивать себя;

· между деловой ориентацией на узкую специальность и склонностью к универсализму, выраженными интересами к многим областям жизни и деятельности. Иногда челове­ку не просто жалко тратить время на то, что прямо не связано с его узкой специальностью, но он запрещает себе посторонние занятия, что ведет к ограничениям профес­сионального развития (хотя бы в том отношении, что в голову все меньше и меньше приходят широкие мыслен­ные сопоставления, сравнения; меньше условий создается для полезного анализа через синтез, широта интересов во многих профессиях является профессионально ценным качеством (скажем, в деятельности практического педа­гога, психолога, политика, руководителя, которым важно понимать именно разных людей); но за пределами разум­ного и в сочетании со склонностью удивить других, блес­нуть осведомленностью она ведет к поверхностному все­знайству;

в) в структуре человека как субъекта деятельности:

· между стойкими особенностями психики человека, кото­рые по случайному стечению обстоятельств оказались трудно совместимыми с работой именно по данной про­фессии. Скажем, хорошая память на знаково-символи-


ческие объекты, цифры, формулы плюс общительность, непоседливость, да еще и хорошие организаторские спо­собности у человека, занятого программированием для ЭВМ и подготовленного к этому. Работа у него ладится, но переживания неудовлетворенности тут неизбежны и... постепенно он находит себя в другом деле — становится менеджером;

· между особенностями проявлений активности в профес­сиональной и внепрофессиональной областях. Например, человек находит в себе силы быть сдержанным, внима­тельным к людям на работе, но невольно "выпускает пар" дома, среди родных, где он вспыльчив, бестактен или ху­же — тиран, хам. Ситуация тоже провоцирует не только внешние, но и внутренние конфликты; нет оснований ду­мать, что это благоприятно с точки зрения совершенство­вания профессионального мастерства;

· между темпами развития мотивационных и операциональных составляющих деятельности — человек еще не овладел техникой исполнения дела, а уже хочет "хватать звезды", берет на себя творческие функции; в результате — высока вероятность неуспеха с сопровождающими это переживаниями. Возможно и обратное — человек уже технически перерос те задачи, к которым обращен, но у него еще не сложились побуждения к более сложным ви­дам деятельности, скажем, по причине заниженной само- оценки — так называемой "ложной скромности" — или из-за того, что не склонен к бескорыстной инициативе в '"условиях, когда за инициативу не ожидается поощрение; это тоже виды внутренних тормозов на пути развития профессионала;

· между процессами развития и компенсации личных ка­честв, содействующих или препятствующих успеху в рабо­те. По разным причинам человек может осознавать или не осознавать, использовать или не использовать сильные свои стороны, качества и соответственно преодолевать или оставлять без внимания слабые; скажем, он переоце­нивает свою память, которая его обычно не подводит, не создает себе хранилище внешней памяти в виде хотя бы записей, а после тратит уйму времени на поиск утрачен­ной нужной информации.

Упражнение

Ценно, если при ознакомлении с текстом параграфа у вас в созна­нии возникали критические соображения ("наоборот", "не совсем так" и пр.). Мобилизуя свой опыт:

а) приведите примеры (или контрпримеры) на описанные выше разновидности противоречий развития профессионала;

б) если есть основания, измените приведенную группировку "дисбалансов" в желательном для вас направлении (сделайте другую, возможно, лучшую).

"Вопросы и темы для размышления и разработки

1. Что-то уж слишком много тонкостей надо знать о субъек­те... не помешает ли это быть нам счастливыми ("Во многой мудрости много печали". Екклесиаст)!

2. Какие из описанных выше несвязностей в субъектном раз­витии вам довелось пережить лично?

3. Нет ли в вашем окружении людей, характеризующихся теми или иными из описанных несвязностей? Возможно, вы су­меете им помочь.

Тема 1. Типичные внутрисубъектные рассогласования сту­дентов и возможные пути "душевной помощи" им (варианты в зависимости от курса обучения специальности).

Тема 2. Типичные внутрисубъектные рассогласования начи­нающих профессионалов (молодых специалистов, новичков в сфере труда) и возможные пути "душевной помощи" им ^варианты в зависимости от специальности).

Тема 3. Типичные внутрисубъектные рассогласования про­фессионалов, завершающих трудовой путь (предпенсионный возраст, ситуация "шока отставки" и т.п.) и возможные пути "душевной помощи" им (варианты в зависимости от обществен­ного статуса, специальности, возраста).

2.9. Некоторые вопросы психологии профессии

•'V Термин "профессия" (о его происхождении см. раздел 1.6) в специальной литературе употребляется в наши дни по крайней


мере в четырех разных значения, и поэтому приходится всякий раз определять, о чем идет речь. Рассмотрим типичные выска­зывания: "Эта профессия требует от человека усидчивости", "Представители данной профессии должны быть общительны­ми", "У него есть профессия", "Чтобы описать профессию, нужно наблюдать профессионала на его рабочем месте".

В приведенных утверждениях интересующее нас слово упот­реблено соответственно в следующих значениях. 1. Область при­ложения сил человека, или, если избежать слова "силы", область, в которой человек осуществляет свои трудовые функции. 2. Общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями. 3. Подготовленность (знания, умения, навыки, ква­лификация), присущая человеку, благодаря которой он оказыва­ется в состоянии выполнять определенного рода трудовые функции. 4. Деятельность, работа профессионала, т. е. сам "живой" распределенный во времени процесс реализации тру­довых функций.

Все эти варианты понимания термина правомерны в том смысле, что каждому из них соответствует вполне определенная реальность. Более того, все обозначаемые рассматриваемым тер­мином реальные многопризнаковые системы взаимосвязаны, и, таким образом, термин всякий раз употребляется "по делу".

Профессия как социально фиксированная область возмож­ного осуществления определенных трудовых функций существу­ет в виде множества трудовых постов, распределенных в общест­ве. Каждый такой трудовой пост может быть и вакантен, т. е. может существовать как бы "без человека", но даже и в этом случае он потенциально предъявляет некоторый комплекс тре­бований к тому человеку, который намеревается этот пост занять, или к тому, кем хотят заместить соответствующую вакансию, скажем, руководители трудового сообщества.

Профессия как общность людей относительно независима от соответствующей системы трудовых постов в том смысле, что отдельные люди не перестают быть представителями данной общности профессионалов как в свободное от работы время, так и при перемене места работы. Они характеризуются определен­ным самосознанием, складом личности, ума (менталитета) с со­ответствующими социально типичными, профессионально ти­пичными и индивидуально своеобразными чертами. У каждого из нас есть интуитивное представление о типичном биологе, инженере, учителе, бухгалтере, музыканте и т.д. Психологиче­ские проблемы профессиональных общностей изучены в нашей науке пока еще мало. Разработка этих проблем имеет важное значение для информационно-психологического обеспечения практики руководства профессиональным самоопределением, воспитания будущих профессионалов. Выбрать профессию — это не только облюбовать себе будущую работу, но и влиться в определенную общность людей с их специфической субкульту­рой, принять и соответствующий образ мыслей, и образ жизни.

Вопросы подготовленности, профессиональной квалифици­рованности человека разрабатываются прежде всего в профес­сиональной педагогике (обычно — в нормативном плане, т. е. как бы безотносительно к определенным людям, — в ответ на вопрос: "как должно быть?"). Психологический подход к этому делу должен давать ответы на вопросы такого рода: "Какова пси­хологическая структура профессионального мастерства, профес­сионализма, каковы условия его формирования в зависимости от личных качеств человека?" Соответствующие проблемы ставятся и решаются в контексте психологических основ трудового обу­чения, профессионального образования, индивидуального стиля деятельности [61], [71], [109], [217], [283], [293], [305], [325], [331], [348], [355], [365], [373]; особое внимание вопросам про­фессионализма человека в возрасте зрелости уделяется в относи­тельно новой отрасли знания — акмеологии [2], [9], [33], [34], [80], [167].

Психологические проблемы деятельности на материале разных профессий представлены в нашей науке относительно полно. При этом наиболее повезло в последние десятилетия различным видам операторского труда, в связи с анализом которых возникла и бур­но развилась инженерная психология (см., например, [27], [45], [81], [101], [102], [130], [172], [188], [260 - 262], [343], [350] и др.). Она иногда даже противопоставлялась психологии труда. По вер­ному утверждению Ю.К. Стрелкова, "инженерная психология со­средоточена на проектировании, изучении и преобразовании сложных человеко-машинных систем" [318].

В тех случаях, когда профессия понимается как деятель­ность, распространенным подходом часто оказывалось рассмот­рение деятельности как самостоятельной сущности: бессубъект­ных информационных процессов, функций или функций, вы­полняемых как бы неким стандартным (усредненным) субъек­том. Важной и нелегкой задачей здесь являются, в частности, культивирование так называемого личностного подхода, рассмот­рение проблем деятельности и личности в их единстве.


Необходимым звеном профессиональной культуры работни­ка, занятого в сфере человеческих факторов труда, производства, является обзорная ориентировка в мире профессий. В связи с этим ниже будет кратко изложена одна из возможных классификаций профессий. В основание первого яруса классификации положен признак предмета (предметной области) труда. Принимая во внимание не вызывающее особых споров понимание развития форм материи и представление о типах объектных систем, с ко­торыми взаимодействует в профессиональном труде человек, можно выделить пять типов профессий. А прини­мая во внимание основные уровни профессиональной подготов­ки в каждом случае, можно в пределах каждого типа выделить по три разновидности. В результате мы полу­чим некоторое общеориентирующее системное представление мира профессий, упорядоченного в виде пятнадцати подтипов, или зон (табл. 2.1). С остальными ярусами рассматриваемой клас­сификации можно ознакомиться по литературе [140], [149], [156].

Приведем краткие примеры описаний профессий — профессиограмм (для целей общего профессионального просвещения молодежи), представляющих первые пять подтипов в соответст­вии с табл. 2.1.

1. Оператор по ветеринарным обработкам (по О.Г. Носковой и О.Н. Чернышевой [349, вып. 8, с. 15 — 18].). Одна из перспек­тив развития животноводства как отрасли сельского хозяйства — перевод его на промышленную основу. Создание индустриаль­ных комплексов по производству молока и мяса требует надеж­ной службы охраны здоровья животных. В крупных комплексах особенно опасны инфекционные заболевания.

Главная обязанность ветсанитара — помощь ветеринарному врачу или фельдшеру при всех обработках животных: осмотре, проведении прививок, операций, при переливании крови и т. д.

Очень важно умело обращаться с животными. Существуют специальные станки, в которых животных фиксируют для обра­боток (устанавливают, привязывают и пр.). Нужно знать видо­вые и индивидуальные особенности поведения, повадки живот­ных (приходится иметь дело с животными весом до полутонны и более). В работе могут быть неожиданные случаи, требующие от работника смелости, находчивости, сообразительности и расто­ропности. Так, ветсанитар должен уметь оказать животному пер­вую помощь при травмах, а в случаях, когда его нельзя вернуть к жизни, правильно забить его (мясо павшего животного непри­годно к использованию).

 

Таблица 2.1. Обзорная группировка профессий

 

  Типы профессий по признаку главного предмета труда
Разновидности необходимого профессионального образования П "Природа"— биологические системы   Т "Техника" и неживые социальные природные системы   Ч "Человек" социальные системы   З "Знак" знаковые системы   Х "Художественный образ”
Обучение непосредственно на про изводстве, в профтехучилище, про фессиональной школе Обучение в среднем профессиональном учебном заведении Обучение в высшем профессиональ­ном учебном заведении          
         
         

 


Ветсанитар должен знать назначение инструмента, готовить его к работе (например, стерилизовать шприцы для инъекций), обрабатывать раны животных, готовить их к операциям (убирать загрязнения, удалять в необходимых местах волосяной покров, дезинфицировать поверхность раны для последующей врачебной обработки).

Имеется ряд обязанностей, требующих повышенной акку­ратности, точности в работе (например, взвешивание и раздача микроэлементных добавок к корму).

Ветсанитар должен быть способен ответственно ориентиро­ваться на неявные реальности (такие, как активность вредных микроорганизмов, возможные отдаленные последствия наруше­ния правил в работе и т.п.). Кроме того, ему должно быть обяза­тельно свойственно ровное и положительное отношение к жи­вотным. Ибо они своеобразно чувствуют, например, злобность, неприязненное отношение людей к ним, и это отражается в их поведении, физиологических и хозяйственных показателях — снижается аппетит, а значит, прирост, привес, дойные коровы дают меньше молока.

Ветсанитар должен уметь преодолевать брезгливость и не бо­яться грязной работы, воспитать в себе привычку работать при неприятных запахах. Не бояться грязи — это не значит привык­нуть к ней и быть неряшливым, а толково с ней бороться. К за­ботам ветсанитара относятся создание и поддержание дезинфек­ционного барьера на входе в ферму и ее блоки (он наливает со­ответствующие растворы на специальные коврики, поддержива­ет чистоту в производственных блоках, пользуясь, в частности, средствами механизации труда, требует соблюдения чистоты от персонала фермы). От усилий ветсанитара, его тщательности в работе зависят не только производственные показатели хозяйст­ва, но и здоровье персонала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.