КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О структуре субъекта труда 2 страница
Работать ветсанитарами могут юноши и девушки. Получить подготовку для работы ветсанитаром можно непосредственно на производстве или в некоторых сельских учебных заведениях типа профтехучилищ. Продолжить образование можно в средних и высших учебных заведениях зоотехнического, зооветеринарного, зооинженерного профиля (в связи с изменениями в системе профессионального образования целесообразно обращаться к периодически переиздаваемым справочникам). 2. Наладчик гибких производственных систем (по Г.П. Кузьмину [349, вып. 9, с. 17 — 24]). Гибкое автоматизированное производство — завтрашний день машиностроения. ("Гибкость" здесь означает идею относительно легкого переналаживания технологических систем на новую продукцию — за счет не "выламывания" их звеньев, а за счет перепрограммирования управляющих блоков). Гибкая производственная система — это, например, участок станков с числовым программным управлением, соединенных единой транспортно-накопительной системой. Этот комплекс управляется головной электронной вычислительной машиной. Кроме того, в гибкую производственную систему входит автоматически управляемая система складирования заготовок и деталей, система автоматической технической диагностики, контроля износа инструмента, параметров изделий. Поскольку в целом гибкая производственная система очень сложна, ее обслуживает группа, бригада наладчиков разных специализаций (электронщики, механики, гидравлики, электрики и др.). Они не находятся неотлучно при данной системе, но могут быть заняты на других участках, приходя по сигналу вызова. Наладчик должен отличаться большим интересом к технике, иметь четкое представление о расположении и функциях скрытых от глаз элементов обслуживаемой системы, хорошо удерживать в уме разнообразные схемы поиска причин сложных неисправностей, уметь правильно применять измерительные приборы и мысленно проигрывать разные пути поиска, предусматривая их последствия, прежде чем фактически осуществлять те, которые наиболее правдоподобны в конкретной ситуации. Это важно, чтобы не тратить лишнее время на ненужную, быть может, разборку-сборку узлов, снятие кожухов и пр. Важное качество, требуемое от наладчика, — способность быстро входить в деловой контакт и взаимопонимание со специалистами разных технических профилей. Ведь наладчика могут вызвать к обслуживаемой системе и вместе с электронщиком, и с механиком (а сам он, скажем, электрик). В иных случаях вызывается не бригада, а один определенный специалист-наладчик; надо уметь работать и в одиночку, самостоятельно ориентироваться в конкретной обстановке. Работа по обслуживанию труднодоступных мест предполагает и неудобные позы, и ручные действия вслепую, а для этого нужны хорошо развитые двигательные навыки, ручная умелость. Оборудование "говорит" с наладчиком на языке, в частности, своих рабочих шумов, поэтому важна хорошая сенсорная трени- рованность (и слуховая, и вибрационная, кожно-температурная и др.), которая приходит с опытом. Приобрести подготовку можно непосредственно на предприятии на базе квалификации наладчика, полученной в соответствующем профессиональном учебном заведении. Продолжить образование можно во многих средних и высших профессиональных учебных заведениях машиностроительного, электротехнического, радиоэлектронного профиля. 3. Проводник пассажирского вагона дальнего следования (по Р.Д. Кавериной [349, вып. 2, с. 95 — 102]). Рабочая смена проводника начинается задолго до отправления поезда. В назначенное время бригада проводников (12 — 15 человек) собирается, чтобы выслушать новые приказы, распоряжения руководства, отметить положительный и отрицательный опыты прошлого рейса, обсудить пути повышения культуры обслуживания пассажиров (здесь мы обратим внимание на нормативный вариант деятельности проводника и обойдем те ее стороны, которые порождены культивируемыми некоторыми людьми идеями личного обогащения и соответственно искусством "как ободрать клиента", в данном случае — пассажира. — Е. К.). После инструктажа проводник нового рейса принимает назначенный ему вагон от проводника предшествующего рейса; затем он получает необходимое пассажирам постельное белье, чай, сахар, возможно, другие продукты, а также свежие газеты, журналы, которые он должен реализовать во время рейса. Под-' готовленный состав вагонов за 30 — 40 мин до отправления поезда подается на платформу посадки. Проводник занимает место на платформе у входа в вагон, уточняет по билетам необходимые данные (например, номер вагона, поезда), поскольку, например, малоопытные или, скажем так, слишком "предприимчивые" пассажиры могут занять места не в своем поезде или вагоне. Окончательная проверка билетов производится уже в пути следования. При этом проводник собирает билеты в специальную папку с ячейками, чтобы хорошо ориентироваться, кто из пассажиров и до какого пункта следует, какие места в вагоне оказались свободными. Это важно и для того, чтобы сообщить необходимые сведения на ближайшую станцию (о свободных и освобождающихся местах), и для того, чтобы, если необходимо, разбудить тех пассажиров, которым нужно выйти из поезда ночью, напомнить рассеянным пассажирам о необходимости своевременно собрать вещи и т.п. Проводник в ответе за жизнь пассажира. Это обязывает его быть наблюдательным, предупредительным, заботливым, а в необходимых случаях требовательным. Он должен вовремя включать и выключать вентиляцию, следить за чистотой в вагоне. Бывают случаи, что в кассе продадут билет на верхнюю полку женщине с ребенком или старому человеку. Здесь проводник должен проявить чуткость, внимание, такт, чтобы уладить взаимоотношения пассажиров, организовать обмен местами, если необходимо. У пассажиров возникают деловые вопросы: "Как закомпостировать билет?", "Где ближайшая гостиница в городе?", "Куда прибывает поезд?" и пр. В хороших бригадах проводников организуются своего рода справочные бюро "добрых услуг" — имеются справочные пособия о движении поездов, а также других видов транспорта на узловых станциях пути следования поезда. Современный вагон — достаточно сложная техническая система, требующая грамотной эксплуатации (иногда даже случается некоторый "перегиб" в построении подготовки проводников — их готовят как "эксплуатационников", не уделяя должного внимания вопросам общения с пассажирами, обслуживания их). Проводник должен знать устройство и работу электрооборудования, вентиляции, водоснабжения и правила их использования. Он наблюдает за работой тормозов, ударно-тяговых устройств вагона (при подозрительном громыхании, скрежете и пр. он должен немедленно сообщить механику-бригадиру). Предметом внимания проводника является и поведение пассажиров (достаточно сказать, что из-за их небрежности может возникнуть пожар). Проводник заботится о чистоте в вагоне, проводит влажную уборку, заправляет вагон водой и в необходимых случаях топливом (углем). На стоянках заботится о безопасной высадке пассажиров и посадке, о своевременном возвращении в вагон тех,кто решил погулять по платформе. По завершении рейса проводник окончательно наводит чистоту в вагоне и в установленном порядке сдает его сменщику. От работника этой профессии требуются хорошее здоровье (нерегулярность нагрузки, "ломаный" режим сна и т.п.), ровное положительное отношение к разным людям, навыки вежливого обращения с людьми, "отстройка" от чисто личного плана общения и фиксация на деловой его стороне (ведь и пассажиры могут быть отнюдь не безупречными с точки зрения вежливости, корректности обращения друг с другом и с проводником). Проводник обеспечивается форменной одеждой, имеет ряд льгот. Получить необходимую подготовку можно в соответствующих профессиональных учебных заведениях типа профтехучилищ (в частности, для проводников вагонов международных сообщений предусматривается квалификация со знанием иностранного языка). Продолжить образование можно в средних и высших учебных заведениях железнодорожного профиля. 4. Корректор (по Г.Т. Гвоздецкой [349, вып. 1, с. 120 — 126]). Каждый день в нашей стране с типографских конвейеров сходят миллионы экземпляров книг, не говоря уже о неисчислимой газетной продукции. Чтобы все, что мы читаем, точно соответствовало издательскому оригиналу — отредактированной рукописи, правилам грамматики и требованиям технологии полиграфического производства, в издательствах и типографиях тщательно и многократно проверяются оттиски с печатной формы будущего издания. После того как авторская рукопись отредактирована, набрана и сверстана с помощью современных автоматизированных систем, верстка попадает к корректору издательства. Он исправляет обнаруженные грамматические и синтаксические ошибки, ошибки набора, проверяет подписи под рисунками, схемами, диаграммами, соответствие их ссылкам в тексте, правильность нумерации (страниц, таблиц и пр.), следит, чтобы соблюдалось единообразие в сокращении слов и пр. Корректор обращает внимание на длину строк, на расстояние между словами и между буквами в слове, на точность воспроизведения таблиц, формул, рисунков, фотографий, на правильность постановки скобок, расположения заголовков, даже на наличие так называемых "коридоров" (случайно получающихся конфигураций пробелов, бросающихся в глаза). Все эти погрешности не улавливаются компьютерными программами проверки текстов — спеллерами. После исправления верстка поступает на правку, и корректор еще раз внимательно читает оригинал-макет, который и поступает в типографию. С полученной в результате набора печатной формы делают пробный отпечаток — корректурный оттиск, который с этого момента станет основным объектом труда корректора типографии. Какие ошибки могут быть в печатной форме? Может случайно оказаться стертая литера (буква), не дающая четкого отпечатка, может вкрасться "чужая" (другого рисунка, размера, "полужирная" вместо "светлой" и пр.). После того как корректор специальными знаками укажет замеченные недостатки на оттиске, последний возвращается в цех для исправления печатной формы. Затем снова оттиск и снова работа корректора. Таким образом, корректоры прочитывают подготавливаемый к публикации текст несколько раз, прежде чем он увидит свет. При печати тиража корректор просматривает отпечатанные листы через каждые пять-десять тысяч экземпляров (контроль качества печати). Считку корректурного оттиска (сличение его с оригиналом) делают как в одиночку, так и вдвоем ("подчитчик" читает оригинал вслух, а корректор следит по оттиску; от того и другого требуются хорошее понимание тонкостей дела, взаимопонимание, бдительность). Чтобы контролировать текст на иностранных языках, надо знать иноязычные алфавиты, наиболее употребительные сокращения и пр. Из сказанного ясно, что корректор должен прежде всего иметь интерес к работе над текстом, любить корпеть над его тонкостями, видеть в нем множество — целый мир — интересных признаков, особенностей. Только в этом случае он может быть собранным, предельно внимательным в своей работе (внимание само по себе не существует в человеке; одни внимательны к поведению, манерам детей, как например учителя, другие — к тонкостям технических шумов, например автомеханики, и т.д.). Профессию можно приобрести в учебном заведении типа профтехучилища полиграфического профиля, а продолжить образование — в соответствующих средних и высших профессиональных учебных заведениях. 5. Маляр по художественной отделке зданий и помещений (по А.И. Смирнову [349; вып. 5, с. 141 — 146]). Сравнительно несложно вымазать или обрызгать по инструкции помещение, здание, сооружение, чтобы получить влагозащитный, противопылевой или иной технический эффект. Но есть причины, вследствие которых искусство украшения жилища, общественных зданий всегда было одним из важнейших видов эстетической деятельности человека. Результат, который должен быть получен "альфрейщиком" (так прежде называлась рассматриваемая профессия — от итал. аl fгеsсо), — эстетическое воздействие помещения, здания на человека (помимо отчасти упомянутых технических эффектов). Сначала альфрейщик тщательно анализирует поверхность, подлежащую обработке, определяет ее состояние. Затем удаляет старую краску, выступившие известковые соли. Если необходи- мо, удаляет ослабевший слой старой штукатурки, шпаклюет, грунтует поверхность (она может быть сложной, на ней могут быть лепные украшения, очертания которых важно сохранить). Для правильного выбора красочных составов требуются и опыт, и умение мысленно соотнести их с назначением обрабатываемого помещения, особенностями его освещения и др. Маляр по художественной отделке может по эскизам художника выполнять орнаментальные и изобразительные композиции, а также разделку поверхности под ценные породы дерева, камня, под ткани и пр. Выполняя роспись или разделку, альф-рейщик постоянно анализирует ее декоративное решение, форму и пропорции деталей оформления, особенности используемых материалов, фактуру поверхности. В соответствии с задачей он может сам готовить необходимые трафареты, картоны. Технология нанесения фона и рисунка достаточно сложна. Инструменты — ручные и механизированные (кисти, пульверизаторы). Высоки требования к зрительно-двигательной координации поведения и действий. Необходимы хороший художественный вкус, эстетическая культура. Получить профессию можно в соответствующих учебных заведениях типа профтехучилищ, а продолжить образование — в средних и высших учебных заведениях строительного, художественного, художественно-конструкторского профиля. * * * Описание профессии (профессиограмма) в зависимости от той цели, ради которой оно составляется, может быть разным как по структуре, так и по объему. Выше мы привели описания профессий, которые могут оказаться полезными для предварительной обзорной ориентировки в мире профессий, например, в связи с начальным обдумыванием выбора будущей профессии. Для целей профессионального отбора нужны иного рода описания, содержащие указания о допустимых пределах варьирования тех или иных профессионально ценных качеств, выраженные в показателях какой-либо измерительной шкалы. Для построения педагогической системы (обучения профессии, воспитания будущего профессионала) описание должно быть обстоятельным, детализированным. Традиционно считались и считаются важными вопросы о методах изучения профессий и вопросы классификации, группировки профессий для разных целей (для профориентации молодежи, для совершенствования систем профессионального образования). Более подробно с указанными вопросами можно ознакомиться по литературе [4], [38], [43], [47], [53 - 55], [56], [58], [60], [70], [73], [82], [97], [107], [ПО], [114], [115 - 118], [120], [124], [133], [205], [215], [216], [218 - 223], [235], [265], [267], [270], [280], [285], [314],[323],[341],[354]. Упражнения 1. Разберитесь в приводимом ниже наборе высказываний (из кн. Профессиональная ориентация молодежи. М., 1978) и укажите, в каких случаях профессия понимается как "область", в каких — как "общность", в каких "подготовленность" или "деятельность": а) "Существенной составной частью профпросвещения является пропаганда среди молодежи тех профессий, в которых ощущается большая нехватка..."; б) "Современное производство — это сложная система разделения труда с большим разнообразием профессий, изменчивым по своей природе"; в) "Профессиональное просвещение ставит перед собой цель — ознакомить трудоспособное население... с формами и сроками овладения профессией"; г) "Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях"; д) "Данные профессиографии дают возможность... определить требования профессии к работающему"; е) "Следует особенно подчеркнуть, что профпросвещение не должно ограничиваться ознакомлением учащихся с различными... способами и путями обучения... профессиям"; ж) "Используя местный материал, они... показывают значение конкретных рабочих профессий в решении поставленных задач"; з) "... наиболее прогрессивной отраслью профессиографии является ее раздел, посвященный конструированию новых профессий взамен стихийно переходящих к нам из прошлого". 2. Ниже перечислены некоторые известные вам по житейскому опыту области приложения сил трудящихся (обозначены заглавными буквами) и названия профессий (обозначены строчными буквами). Приведите в соответствие названия профессий с типами областей труда. А. Биологические системы (растения, животные, их среда). Б. Технические системы, предметы материалы. В. Социальные системы (люди, их группы). Г. Знаковые системы (естественные и искусственные языки, тексты, таблицы, формулы). Д. Системы художественного отображения действительности и художественного оформления среды обитания человека: а) слесарь-сборщик, б) плиточник-мозаичник, в) продавец, г) калькулятор предприятия общественного питания, д) плодоовощевод, е) ткачиха, ж) лаборант государственной семенной инспекции, з) программист для ЭВМ, и) бортпроводник воздушного флота, к) гравер. Допросы и темы для размышления и разработки 1. Разве может психолог труда сносно знать о всем мире профессий (ведь профессий тысячи, и профессионалы уделяют каждый своему делу лучшее время жизни)? 2. Как представить ориентировочную основу решения человека, выбирающего будущую профессию? Реализуемо ли это? 3. Неосведомленность о мире профессий не есть ли неосведомленность об обществе? Или культурному человеку достаточно знать о сникерсах, памперсах, политических фигурах? Тема 1. Компьютерные средства информационной поддержки психолога-профконсультанта. Тема 2. Профессиоведческая осведомленность как составляющая общей культуры человека (о пингвинах, белых медведях знать важно, и о множестве профессий — не менее того). Тема 3. Психолого-профессиоведческая информация в контексте истории культуры (кстати, боги, созданные людьми, лепили горшки, ловили рыбу, шили одежду, учили, лечили, занимались вопросами организации и вообще отнюдь не бездельничали). 2.10. Профессиональный менталитет и одна психоэкологическая гипотеза Несмотря на то, что мир (в данном случае понимаемый как универсум, а не как покой) процессуален и в этом смысле всегда нестабилен, наш разум делает "стоп-кадры" действительности, выхваченные из процесса устойчивые предметы рассмотрения, условные целостности, "гештальты", "кванты", которые, в частности, порождают и некоторое необходимое человеку сознание относительной устойчивости среды, объемлющих систем. Вместе с тем творчески ориентированный интеллект постоянно преодолевает, переделывает ранее созданные стереотипы представлений, акцентирует не "стопкадровую", а "фильмовую" природу реальности, порождая вместе с тем и не всегда приятные переживания нестабильности мира, которые в предельных случаях могут приводить, в частности, к душевным состояниям острой неудовлетворенности человека. Несмотря на то, что люди в конце концов придумывают и ценности, и идеалы, и образы самих себя, им важно сознавать факт существования каких-то реальных объемлющих систем, чего-то противолежащего им, объективного и достаточно устойчивого; более того, как показывает В. Франкл [337, с. 292 — 293], соответствующие переживания совершенно необходимы для душевного здоровья человека; надо, чтобы для субъекта именно был внешний мир, где можно реализовать себя и осуществить некоторый смысл жизни. В противном случае возникает опасность особого рода нервно-психических заболеваний. Напомним верную, на наш взгляд, мысль, что, выдумки, будучи неуязвимы для пушек, несравненно долговечнее их (М. Горький). Мысленные продукты разума, воображения, включая и фантомные образы (не соответствующие чему-то во внешнем мире), "воздушные замки", "состояние умов" — это важная реальность, регулирующая поведение, деятельность людей, их групп, народов. В связи со сказанным вопрос об особенностях образа мира в сознании людей как представителей тех или иных сообществ (и в частности, профессиональных общностей) является не просто академическим, а насущно практическим. Образ мира у разнотипных профессионалов. Разумеется, через сознание современного специалиста, имеющего ряд лет не только профессиональной, но и общеобразовательной школы и, возможно, опыт межкультурных (кросскультурных) контактов, прошли тысячи уроков и других порций информации, транслирующих и утверждающих, в частности, и общечеловеческие, общекультурные ценности (как известно, содержание общего образования имеет тенденцию быть изоморфным культуре); кроме того, в системе профессионального образования также есть, как правило, немало общенаучных, общезначимых включений. И вполне вероятно, что каждый взрослый работник каким-то образом знает существенные вещи общекультурного свойства и, быть может, способен их актуализировать в сознании (скажем, за пределами своих профессиональных функций). Но хотя это, возможно, существует, нам это неизвестно: материал, которым мы располагали, дает основание утверждать, что актуализируемые профессионалами представления универсума, реального целостного мира, существенно и не случайно различаются в зави- симости от типа профессии, выделяемого по признакам предметной системы, с которой имеет дело профессионал как субъект деятельности (эти типы были выделены и кратко охарактеризованы в §2.9). Парадокс тут в том, что хотя деятельность, вообще говоря, — важное условие именно адекватного знания о мире, в то же время оказывается, что "делатели", профессионалы очень по-разному представляют и объектную и субъектную реальности. Сама по себе мысль, что разные люди по-разному воспринимают, представляют и понимают одни и те же вещи или других людей, банальна. Но надо признать, что практически каждый человек может оказаться в пределах некоторой иллюзии: окружающий мир, универсум (включая и его субъектную составляющую), полагает он, и есть то, что я сам воспринимаю, представляю, знаю, а другие люди почему-то часто делают это "неправильно", "неполно" и пр. (хорошо сказано у Н.В. Гоголя: "... и все, чего он не видит сам, то для него ложь". Светлое Воскресение). А профессионалы, "делатели" — это многомиллионное ядро общества. И с этим нельзя не считаться Нас далее будет интересовать профессиональная специфика соответствующих представлений. Человек как субъект — часть окружающего мира, поэтому мы принимали во внимание особенности представлений профессионалов как об объектной, так и о субъектной составляющих мира (универсума). Были взяты по 25 примерно одинаковых по объему и по структуре описаний профессий (профессиограмм) каждого из типов (П, Т, Ч, 3, X), выделенных в предшествующем тексте (§2.9, табл. 2.1). Описания профессий были предназначены не для специалистов, а для юношества. Но поскольку авторы описаний — специалисты и привержены к тому или иному типу профессий, их письменная продукция, полагаем, отображает черты профессионального склада ума, менталитета [218 — 223]. Из профессиограмм были выделены смысловые единицы, характеризующие представления о субъектном и объектном факторах окружающего мира. Сразу же отметим, что словарь описания субъекта профессионалами-непсихологами существенно не совпадает с тем, что мы видим в учебниках, словарях по психологии, но это особый вопрос. Из 3194 смысловых единиц, так или иначе описывающих субъекта, 48±0,9% характеризуют его черты (например, особая осторожность, техническая смекалка, доброжелательность, внутреняя организованность, смелый полет фантазии и пр.); остальные смысловые единицы акцентируют отнесенность черт субъекта к предметному миру (37%) и те или иные градации (15%) их выраженности (примеры предметной отнесенности черт субъекта: "он любит все живое", "любит могучие машины", "ему по-настоящему интересно с детьми", "предпочитает порядок и четкость", "любит малые формы в искусстве" и пр.; что касается градаций черт субъекта, то это такие "житейские" шкалы, как "самозабвенно предан избранному делу", "предельно внимателен", "работа физически не тяжелая", т. е. "ему не тяжело" и т.п.). Характеристики черт субъекта неравномерно распределены по отмеченным выше типам профессий: наибольшее их количество (16±0,6% из 48±0,9%) приходятся на профессии типа Ч ("человек — человек"), наименьшее (7±0,5) — на тип Т ("человек — техника"). Если принять во внимание, что профессии типа Т, по-видимому, наиболее многочисленны по составу занятых в них людей, это делает здесь вопрос о профессиональной специфике восприятия другого человека достаточно острым. Если принять во внимание 863 случая распределения предметных реальностей, которые мыслятся в профессиограммах, то приоритеты (частоты) располагаются, например, так: "хозяйство, производство" отмечается в 11% случаев в описаниях профессий типа Т и только в 2% — в Ч; идея "человечества, населения" как бы всплывает в сознании профессионалов типа Т только в 5% случаев, но в 10% случаев — в сознании профессионалов типа Ч; соответственно "сознание и деятельность общества": 2% — Т и 1% — Ч; "космос, планета": 1% — Т и 0% — Ч; "живая природа": 0% - Т и 0% - Ч, но все же 4% - П, 2% - X и т.д. Далее, чтобы не затруднять восприятие предлагаемого здесь материала, приведем для сравнения краткие описательные (неколичественные) характеристики разных типов профессионалов (подробнее см. [154]). · Работник, занятый явлениями живой природы (тип профессий П), усматривает мир (мир волнует его) прежде всего со стороны имеющих место биотических (связанных с жизнью в биологическом смысле этого слова) и абиоти-' ческих явлений, обретений и утрат в этой области. Земля в его сознании — носитель биосферы, всего живого и условий его существования. Более детальные представления здесь такого, например, рода — площади, занятые лесами, посевами, биомасса чего-либо (почвенных червей, леса ци т.д.), круговорот веществ; леса — это защита полей, они |; же синтезаторы значительной биомассы. Профессионалы этого типа выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, в которых нуждаются микроорганизмы, растения, животные. Выделяют и удерживают в сознании многие представления о растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях динамики, "судьбы" чего-либо живого. Цивилизация, культура человечества — это, с их точки зрения, прежде всего культура сельскохозяйственного производства, земледелия, животноводства, пчеловодства, коневодства и т.п. Люди — это потребители "даров" природы и производители продукции, истоки которой находятся в природе же. Международные отношения — это прежде всего то, что делается в человеческом мире в связи охраной природы или использованием ее "даров" и профессиональных достижений в области растениеводства, животноводства, микробиологии. Условия существования и развития человека — это то, что связано с пищей, питанием, обеспечением и соблюдением научно обоснованных норм питания, обеспечением человека одеждой; истоки всего перечисленного надо видеть в недрах сельскохозяйственного производства. Деятельность человечества, людей — это прежде всего то, что связано с использованием ресурсов природы и что влияет на нее и ее судьбу на планете. · Работник, занятый техническими системами (тип Т), видит мир, усматривает его (и мир волнует его) прежде всего со стороны того, как наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой. Космос видится как то, освоение чего невозможно, например, без электроэнергии. Околоземная орбита может видеться как нечто, что неплохо бы оснастить вертикальным транспортом — лифтом. Планета Земля видится как источник тепла, энергии. Более детальные представления здесь такого рода: поверхность земли — это места для прокладки кабелей, возведения сооружений, площади, занятые производственными и жилыми корпусами, где есть тепло и электросети, внутренний транспорт, оборудование. Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, как реализованные полезные вещественные придумки, усиливающие возможности человека в полезной деятельности, высвобождающие его от рабочих нагрузок и даже превосходящие человека в реализации многих его функций (в приложении физических усилий, в быстроте, точности, ловкости, неутомимости не только физических, но и умственных действий). Цивилизация, культура, история человечества — это прежде всего достижения научно-технической революции, создание придумок указанного выше рода — электродвигателей, радио, ЭВМ. Страны и континенты, местности на земле — это как бы недетализированные зоны, точки, между которыми пролегают ясно представляемые линии связи, электропередач, нити газопроводов, теплотрассы и т.п. Зато сами технические объекты детализированы. Тут и жилы кабеля, и строгая логика работы механизмов, и грозоразрядники, и следы коррозии на контактах, и незначительные повреждения изоляции, которые важно замечать и пр. Условия существования и развития человека — это здания, сооружения, транспортные средства, технические средства связи, обеспеченность теплом и элетроэнергией; в частности, больницы, учебные заведения, жилые дома — это прежде всего объекты, которые нужно обеспечить теплом, светом, энерговооруженностью, вертикальным транспортом и пр.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |