Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О структуре субъекта труда 2 страница




Работать ветсанитарами могут юноши и девушки. Получить подготовку для работы ветсанитаром можно непосредственно на производстве или в некоторых сельских учебных заведениях ти­па профтехучилищ. Продолжить образование можно в средних и высших учебных заведениях зоотехнического, зооветеринарного, зооинженерного профиля (в связи с изменениями в системе профессионального образования целесообразно обращаться к периодически переиздаваемым справочникам).

2. Наладчик гибких производственных систем (по Г.П. Кузь­мину [349, вып. 9, с. 17 — 24]). Гибкое автоматизированное производство — завтрашний день машиностроения. ("Гибкость" здесь означает идею относительно легкого переналаживания технологических систем на новую продукцию — за счет не "выламывания" их звеньев, а за счет перепрограммирования управляющих блоков). Гибкая производственная система — это, например, участок станков с числовым программным управле­нием, соединенных единой транспортно-накопительной систе­мой. Этот комплекс управляется головной электронной вычис­лительной машиной. Кроме того, в гибкую производственную систему входит автоматически управляемая система складиро­вания заготовок и деталей, система автоматической техниче­ской диагностики, контроля износа инструмента, параметров изделий.

Поскольку в целом гибкая производственная система очень сложна, ее обслуживает группа, бригада наладчиков разных спе­циализаций (электронщики, механики, гидравлики, электрики и др.). Они не находятся неотлучно при данной системе, но могут быть заняты на других участках, приходя по сигналу вызова.

Наладчик должен отличаться большим интересом к технике, иметь четкое представление о расположении и функциях скры­тых от глаз элементов обслуживаемой системы, хорошо удержи­вать в уме разнообразные схемы поиска причин сложных неис­правностей, уметь правильно применять измерительные прибо­ры и мысленно проигрывать разные пути поиска, предусматри­вая их последствия, прежде чем фактически осуществлять те, которые наиболее правдоподобны в конкретной ситуации. Это важно, чтобы не тратить лишнее время на ненужную, быть мо­жет, разборку-сборку узлов, снятие кожухов и пр.

Важное качество, требуемое от наладчика, — способность быстро входить в деловой контакт и взаимопонимание со спе­циалистами разных технических профилей. Ведь наладчика мо­гут вызвать к обслуживаемой системе и вместе с электронщи­ком, и с механиком (а сам он, скажем, электрик). В иных случа­ях вызывается не бригада, а один определенный специалист-наладчик; надо уметь работать и в одиночку, самостоятельно ориентироваться в конкретной обстановке.

Работа по обслуживанию труднодоступных мест предполагает и неудобные позы, и ручные действия вслепую, а для этого нужны хорошо развитые двигательные навыки, ручная умелость. Оборудование "говорит" с наладчиком на языке, в частности, своих рабочих шумов, поэтому важна хорошая сенсорная трени-


рованность (и слуховая, и вибрационная, кожно-температурная и др.), которая приходит с опытом.

Приобрести подготовку можно непосредственно на предпри­ятии на базе квалификации наладчика, полученной в соответст­вующем профессиональном учебном заведении. Продолжить об­разование можно во многих средних и высших профессиональ­ных учебных заведениях машиностроительного, электротехниче­ского, радиоэлектронного профиля.

3. Проводник пассажирского вагона дальнего следования (по Р.Д. Кавериной [349, вып. 2, с. 95 — 102]). Рабочая смена проводника начинается задолго до отправления поезда. В назна­ченное время бригада проводников (12 — 15 человек) собирает­ся, чтобы выслушать новые приказы, распоряжения руководства, отметить положительный и отрицательный опыты прошлого рейса, обсудить пути повышения культуры обслуживания пасса­жиров (здесь мы обратим внимание на нормативный вариант деятельности проводника и обойдем те ее стороны, которые по­рождены культивируемыми некоторыми людьми идеями лич­ного обогащения и соответственно искусством "как ободрать клиента", в данном случае — пассажира. — Е. К.).

После инструктажа проводник нового рейса принимает на­значенный ему вагон от проводника предшествующего рейса; затем он получает необходимое пассажирам постельное белье, чай, сахар, возможно, другие продукты, а также свежие газеты, журналы, которые он должен реализовать во время рейса. Под-' готовленный состав вагонов за 30 — 40 мин до отправления по­езда подается на платформу посадки. Проводник занимает место на платформе у входа в вагон, уточняет по билетам необходимые данные (например, номер вагона, поезда), поскольку, например, малоопытные или, скажем так, слишком "предприимчивые" пассажиры могут занять места не в своем поезде или вагоне. Окончательная проверка билетов производится уже в пути сле­дования. При этом проводник собирает билеты в специальную папку с ячейками, чтобы хорошо ориентироваться, кто из пас­сажиров и до какого пункта следует, какие места в вагоне оказа­лись свободными. Это важно и для того, чтобы сообщить необ­ходимые сведения на ближайшую станцию (о свободных и осво­бождающихся местах), и для того, чтобы, если необходимо, раз­будить тех пассажиров, которым нужно выйти из поезда ночью, напомнить рассеянным пассажирам о необходимости своевре­менно собрать вещи и т.п.

Проводник в ответе за жизнь пассажира. Это обязывает его быть наблюдательным, предупредительным, заботливым, а в не­обходимых случаях требовательным. Он должен вовремя вклю­чать и выключать вентиляцию, следить за чистотой в вагоне. Бывают случаи, что в кассе продадут билет на верхнюю полку женщине с ребенком или старому человеку. Здесь проводник должен проявить чуткость, внимание, такт, чтобы уладить взаи­моотношения пассажиров, организовать обмен местами, если необходимо.

У пассажиров возникают деловые вопросы: "Как закомпо­стировать билет?", "Где ближайшая гостиница в городе?", "Куда прибывает поезд?" и пр. В хороших бригадах проводников орга­низуются своего рода справочные бюро "добрых услуг" — име­ются справочные пособия о движении поездов, а также других видов транспорта на узловых станциях пути следования поезда.

Современный вагон — достаточно сложная техническая сис­тема, требующая грамотной эксплуатации (иногда даже случает­ся некоторый "перегиб" в построении подготовки проводников — их готовят как "эксплуатационников", не уделяя должного внимания вопросам общения с пассажирами, обслуживания их). Проводник должен знать устройство и работу электрооборудо­вания, вентиляции, водоснабжения и правила их использования. Он наблюдает за работой тормозов, ударно-тяговых устройств вагона (при подозрительном громыхании, скрежете и пр. он должен немедленно сообщить механику-бригадиру). Предметом внимания проводника является и поведение пассажиров (достаточно сказать, что из-за их небрежности может возникнуть пожар). Проводник заботится о чистоте в вагоне, проводит влажную уборку, заправляет вагон водой и в необходимых слу­чаях топливом (углем). На стоянках заботится о безопасной вы­садке пассажиров и посадке, о своевременном возвращении в вагон тех,кто решил погулять по платформе.

По завершении рейса проводник окончательно наводит чис­тоту в вагоне и в установленном порядке сдает его сменщику.

От работника этой профессии требуются хорошее здоровье (нерегулярность нагрузки, "ломаный" режим сна и т.п.), ровное положительное отношение к разным людям, навыки вежливого обращения с людьми, "отстройка" от чисто личного плана об­щения и фиксация на деловой его стороне (ведь и пассажиры могут быть отнюдь не безупречными с точки зрения вежливости, корректности обращения друг с другом и с проводником). Про­водник обеспечивается форменной одеждой, имеет ряд льгот.


Получить необходимую подготовку можно в соответствую­щих профессиональных учебных заведениях типа профтехучи­лищ (в частности, для проводников вагонов международных со­общений предусматривается квалификация со знанием ино­странного языка). Продолжить образование можно в средних и высших учебных заведениях железнодорожного профиля.

4. Корректор (по Г.Т. Гвоздецкой [349, вып. 1, с. 120 — 126]). Каждый день в нашей стране с типографских конвейеров сходят миллионы экземпляров книг, не говоря уже о неисчислимой газетной продукции. Чтобы все, что мы читаем, точно соответ­ствовало издательскому оригиналу — отредактированной руко­писи, правилам грамматики и требованиям технологии поли­графического производства, в издательствах и типографиях тща­тельно и многократно проверяются оттиски с печатной формы будущего издания.

После того как авторская рукопись отредактирована, набрана и сверстана с помощью современных автоматизированных систем, верстка попадает к корректору издательства. Он исправляет обнаруженные грамматические и синтаксические ошибки, ошибки набора, проверяет подписи под рисунками, схемами, диаграммами, соответствие их ссылкам в тексте, правильность нумерации (страниц, таблиц и пр.), следит, чтобы соблюдалось единообразие в сокращении слов и пр.

Корректор обращает внимание на длину строк, на расстоя­ние между словами и между буквами в слове, на точность вос­произведения таблиц, формул, рисунков, фотографий, на пра­вильность постановки скобок, расположения заголовков, даже на наличие так называемых "коридоров" (случайно получаю­щихся конфигураций пробелов, бросающихся в глаза). Все эти погрешности не улавливаются компьютерными программами проверки текстов — спеллерами.

После исправления верстка поступает на правку, и коррек­тор еще раз внимательно читает оригинал-макет, который и по­ступает в типографию. С полученной в результате набора печат­ной формы делают пробный отпечаток — корректурный оттиск, который с этого момента станет основным объектом труда кор­ректора типографии. Какие ошибки могут быть в печатной форме? Может случайно оказаться стертая литера (буква), не дающая четкого отпечатка, может вкрасться "чужая" (другого рисунка, размера, "полужирная" вместо "светлой" и пр.).

После того как корректор специальными знаками укажет за­меченные недостатки на оттиске, последний возвращается в цех

для исправления печатной формы. Затем снова оттиск и снова работа корректора. Таким образом, корректоры прочитывают подготавливаемый к публикации текст несколько раз, прежде чем он увидит свет. При печати тиража корректор просматрива­ет отпечатанные листы через каждые пять-десять тысяч экземп­ляров (контроль качества печати).

Считку корректурного оттиска (сличение его с оригиналом) делают как в одиночку, так и вдвоем ("подчитчик" читает ори­гинал вслух, а корректор следит по оттиску; от того и другого требуются хорошее понимание тонкостей дела, взаимопонима­ние, бдительность). Чтобы контролировать текст на иностран­ных языках, надо знать иноязычные алфавиты, наиболее упот­ребительные сокращения и пр.

Из сказанного ясно, что корректор должен прежде всего иметь интерес к работе над текстом, любить корпеть над его тонкостями, видеть в нем множество — целый мир — интерес­ных признаков, особенностей. Только в этом случае он может быть собранным, предельно внимательным в своей работе (внимание само по себе не существует в человеке; одни внима­тельны к поведению, манерам детей, как например учителя, другие — к тонкостям технических шумов, например автомеха­ники, и т.д.).

Профессию можно приобрести в учебном заведении типа профтехучилища полиграфического профиля, а продолжить об­разование — в соответствующих средних и высших профессио­нальных учебных заведениях.

5. Маляр по художественной отделке зданий и помещений (по А.И. Смирнову [349; вып. 5, с. 141 — 146]). Сравнительно несложно вымазать или обрызгать по инструкции помещение, здание, сооружение, чтобы получить влагозащитный, противопылевой или иной технический эффект. Но есть причины, вследствие которых искусство украшения жилища, обществен­ных зданий всегда было одним из важнейших видов эстетиче­ской деятельности человека. Результат, который должен быть получен "альфрейщиком" (так прежде называлась рассматри­ваемая профессия — от итал. аl fгеsсо), — эстетическое воздей­ствие помещения, здания на человека (помимо отчасти упомя­нутых технических эффектов).

Сначала альфрейщик тщательно анализирует поверхность, подлежащую обработке, определяет ее состояние. Затем удаляет старую краску, выступившие известковые соли. Если необходи-


мо, удаляет ослабевший слой старой штукатурки, шпаклюет, грунтует поверхность (она может быть сложной, на ней могут быть лепные украшения, очертания которых важно сохранить). Для правильного выбора красочных составов требуются и опыт, и умение мысленно соотнести их с назначением обрабатывае­мого помещения, особенностями его освещения и др.

Маляр по художественной отделке может по эскизам худож­ника выполнять орнаментальные и изобразительные компози­ции, а также разделку поверхности под ценные породы дерева, камня, под ткани и пр. Выполняя роспись или разделку, альф-рейщик постоянно анализирует ее декоративное решение, фор­му и пропорции деталей оформления, особенности используе­мых материалов, фактуру поверхности. В соответствии с задачей он может сам готовить необходимые трафареты, картоны. Тех­нология нанесения фона и рисунка достаточно сложна. Инстру­менты — ручные и механизированные (кисти, пульверизаторы). Высоки требования к зрительно-двигательной координации по­ведения и действий. Необходимы хороший художественный вкус, эстетическая культура.

Получить профессию можно в соответствующих учебных за­ведениях типа профтехучилищ, а продолжить образование — в средних и высших учебных заведениях строительного, художест­венного, художественно-конструкторского профиля.

* * *

Описание профессии (профессиограмма) в зависимости от той цели, ради которой оно составляется, может быть разным как по структуре, так и по объему. Выше мы привели описания про­фессий, которые могут оказаться полезными для предваритель­ной обзорной ориентировки в мире профессий, например, в связи с начальным обдумыванием выбора будущей профессии. Для целей профессионального отбора нужны иного рода описа­ния, содержащие указания о допустимых пределах варьирования тех или иных профессионально ценных качеств, выраженные в показателях какой-либо измерительной шкалы. Для построения педагогической системы (обучения профессии, воспитания бу­дущего профессионала) описание должно быть обстоятельным, детализированным.

Традиционно считались и считаются важными вопросы о ме­тодах изучения профессий и вопросы классификации, группиров­ки профессий для разных целей (для профориентации молодежи, для совершенствования систем профессионального образования).

Более подробно с указанными вопросами можно ознако­миться по литературе [4], [38], [43], [47], [53 - 55], [56], [58], [60], [70], [73], [82], [97], [107], [ПО], [114], [115 - 118], [120], [124], [133], [205], [215], [216], [218 - 223], [235], [265], [267], [270], [280], [285], [314],[323],[341],[354].

Упражнения

1. Разберитесь в приводимом ниже наборе высказываний (из кн. Профессиональная ориентация молодежи. М., 1978) и укажите, в каких случаях профессия понимается как "область", в каких — как "общность", в каких "подготовленность" или "деятельность":

а) "Существенной составной частью профпросвещения является пропаганда среди молодежи тех профессий, в которых ощущается большая нехватка..."; б) "Современное производство — это сложная система разделения труда с большим разнообразием профессий, измен­чивым по своей природе"; в) "Профессиональное просвещение ставит перед собой цель — ознакомить трудоспособное население... с формами и сроками овладения профессией"; г) "Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях"; д) "Данные профессиографии дают возможность... опре­делить требования профессии к работающему"; е) "Следует особенно подчеркнуть, что профпросвещение не должно ограничиваться озна­комлением учащихся с различными... способами и путями обучения... профессиям"; ж) "Используя местный материал, они... показывают значение конкретных рабочих профессий в решении поставленных за­дач"; з) "... наиболее прогрессивной отраслью профессиографии явля­ется ее раздел, посвященный конструированию новых профессий вза­мен стихийно переходящих к нам из прошлого".

2. Ниже перечислены некоторые известные вам по житейскому опы­ту области приложения сил трудящихся (обозначены заглавными буква­ми) и названия профессий (обозначены строчными буквами). Приведите в соответствие названия профессий с типами областей труда.

А. Биологические системы (растения, животные, их среда). Б. Технические системы, предметы материалы. В. Социальные системы (люди, их группы). Г. Знаковые системы (естественные и искусствен­ные языки, тексты, таблицы, формулы). Д. Системы художественного отображения действительности и художественного оформления среды обитания человека:

а) слесарь-сборщик, б) плиточник-мозаичник, в) продавец, г) каль­кулятор предприятия общественного питания, д) плодоовощевод, е) ткачиха, ж) лаборант государственной семенной инспекции, з) про­граммист для ЭВМ, и) бортпроводник воздушного флота, к) гравер.


Допросы и темы для размышления и разработки

1. Разве может психолог труда сносно знать о всем мире профес­сий (ведь профессий тысячи, и профессионалы уделяют каждый своему делу лучшее время жизни)?

2. Как представить ориентировочную основу решения чело­века, выбирающего будущую профессию? Реализуемо ли это?

3. Неосведомленность о мире профессий не есть ли неосве­домленность об обществе? Или культурному человеку достаточ­но знать о сникерсах, памперсах, политических фигурах?

Тема 1. Компьютерные средства информационной поддерж­ки психолога-профконсультанта.

Тема 2. Профессиоведческая осведомленность как состав­ляющая общей культуры человека (о пингвинах, белых медве­дях знать важно, и о множестве профессий — не менее того).

Тема 3. Психолого-профессиоведческая информация в кон­тексте истории культуры (кстати, боги, созданные людьми, ле­пили горшки, ловили рыбу, шили одежду, учили, лечили, зани­мались вопросами организации и вообще отнюдь не бездельни­чали).

2.10. Профессиональный менталитет

и одна психоэкологическая гипотеза

Несмотря на то, что мир (в данном случае понимаемый как универсум, а не как покой) процессуален и в этом смысле всегда нестабилен, наш разум делает "стоп-кадры" действительности, выхваченные из процесса устойчивые предметы рассмотрения, условные целостности, "гештальты", "кванты", которые, в част­ности, порождают и некоторое необходимое человеку сознание относительной устойчивости среды, объемлющих систем.

Вместе с тем творчески ориентированный интеллект посто­янно преодолевает, переделывает ранее созданные стереотипы представлений, акцентирует не "стопкадровую", а "фильмовую" природу реальности, порождая вместе с тем и не всегда прият­ные переживания нестабильности мира, которые в предельных случаях могут приводить, в частности, к душевным состояниям острой неудовлетворенности человека.

Несмотря на то, что люди в конце концов придумывают и ценности, и идеалы, и образы самих себя, им важно сознавать факт существования каких-то реальных объемлющих систем, чего-то противолежащего им, объективного и достаточно устой­чивого; более того, как показывает В. Франкл [337, с. 292 — 293], соответствующие переживания совершенно необходимы для душевного здоровья человека; надо, чтобы для субъекта имен­но был внешний мир, где можно реализовать себя и осу­ществить некоторый смысл жизни. В противном случае возника­ет опасность особого рода нервно-психических заболеваний.

Напомним верную, на наш взгляд, мысль, что, выдумки, будучи неуязвимы для пушек, несравненно долговечнее их (М. Горький). Мысленные продукты разума, воображения, включая и фантомные образы (не соответствующие чему-то во внешнем мире), "воздушные замки", "состояние умов" — это важная реальность, регулирующая поведение, деятельность людей, их групп, народов.

В связи со сказанным вопрос об особенностях образа мира в сознании людей как представителей тех или иных сообществ (и в частности, профессиональных общностей) является не просто академическим, а насущно практическим.

Образ мира у разнотипных профессионалов. Разумеется, через сознание современного специалиста, имеющего ряд лет не толь­ко профессиональной, но и общеобразовательной школы и, возможно, опыт межкультурных (кросскультурных) контактов, прошли тысячи уроков и других порций информации, трансли­рующих и утверждающих, в частности, и общечеловеческие, об­щекультурные ценности (как известно, содержание общего об­разования имеет тенденцию быть изоморфным культуре); кроме того, в системе профессионального образования также есть, как правило, немало общенаучных, общезначимых включений. И вполне вероятно, что каждый взрослый работник каким-то обра­зом знает существенные вещи общекультурного свойства и, быть может, способен их актуализировать в сознании (скажем, за пределами своих профессиональных функций). Но хотя это, возможно, существует, нам это неизвестно: материал, которым мы располагали, дает основание утверждать, что актуализируе­мые профессионалами представления универсума, реального це­лостного мира, существенно и не случайно различаются в зави-


симости от типа профессии, выделяемого по признакам пред­метной системы, с которой имеет дело профессионал как субъ­ект деятельности (эти типы были выделены и кратко охаракте­ризованы в §2.9).

Парадокс тут в том, что хотя деятельность, вообще говоря, — важное условие именно адекватного знания о мире, в то же вре­мя оказывается, что "делатели", профессионалы очень по-раз­ному представляют и объектную и субъектную реальности.

Сама по себе мысль, что разные люди по-разному воспри­нимают, представляют и понимают одни и те же вещи или дру­гих людей, банальна. Но надо признать, что практически каж­дый человек может оказаться в пределах некоторой иллюзии: окружающий мир, универсум (включая и его субъектную состав­ляющую), полагает он, и есть то, что я сам воспринимаю, пред­ставляю, знаю, а другие люди почему-то часто делают это "неправильно", "неполно" и пр. (хорошо сказано у Н.В. Гоголя: "... и все, чего он не видит сам, то для него ложь". Светлое Вос­кресение). А профессионалы, "делатели" — это многомиллион­ное ядро общества. И с этим нельзя не считаться

Нас далее будет интересовать профессиональная специфика соответствующих представлений. Человек как субъект — часть окружающего мира, поэтому мы принимали во внимание осо­бенности представлений профессионалов как об объектной, так и о субъектной составляющих мира (универсума).

Были взяты по 25 примерно одинаковых по объему и по структуре описаний профессий (профессиограмм) каждого из типов (П, Т, Ч, 3, X), выделенных в предшествующем тексте (§2.9, табл. 2.1). Описания профессий были предназначены не для специалистов, а для юношества. Но поскольку авторы опи­саний — специалисты и привержены к тому или иному типу профессий, их письменная продукция, полагаем, отображает черты профессионального склада ума, менталитета [218 — 223].

Из профессиограмм были выделены смысловые единицы, характеризующие представления о субъектном и объектном фак­торах окружающего мира. Сразу же отметим, что словарь описа­ния субъекта профессионалами-непсихологами существенно не совпадает с тем, что мы видим в учебниках, словарях по психо­логии, но это особый вопрос.

Из 3194 смысловых единиц, так или иначе описывающих субъекта, 48±0,9% характеризуют его черты (например, особая осторожность, техническая смекалка, доброжелательность, внутреняя организованность, смелый полет фантазии и пр.); осталь­ные смысловые единицы акцентируют отнесенность черт субъ­екта к предметному миру (37%) и те или иные градации (15%) их выраженности (примеры предметной отнесенности черт субъекта: "он любит все живое", "любит могучие машины", "ему по-настоящему интересно с детьми", "предпочитает поря­док и четкость", "любит малые формы в искусстве" и пр.; что касается градаций черт субъекта, то это такие "житейские" шка­лы, как "самозабвенно предан избранному делу", "предельно внимателен", "работа физически не тяжелая", т. е. "ему не тяже­ло" и т.п.).

Характеристики черт субъекта неравномерно распределены по отмеченным выше типам профессий: наибольшее их количе­ство (16±0,6% из 48±0,9%) приходятся на профессии типа Ч ("человек — человек"), наименьшее (7±0,5) — на тип Т ("человек — техника"). Если принять во внимание, что профес­сии типа Т, по-видимому, наиболее многочисленны по составу занятых в них людей, это делает здесь вопрос о профессиональ­ной специфике восприятия другого человека достаточно острым. Если принять во внимание 863 случая распределения пред­метных реальностей, которые мыслятся в профессиограммах, то приоритеты (частоты) располагаются, например, так: "хозяйство, производство" отмечается в 11% случаев в описаниях профессий типа Т и только в 2% — в Ч; идея "человечества, населения" как бы всплывает в сознании профессионалов типа Т только в 5% случаев, но в 10% случаев — в сознании профессионалов типа Ч; соответственно "сознание и деятельность общества": 2% — Т и 1% — Ч; "космос, планета": 1% — Т и 0% — Ч; "живая при­рода": 0% - Т и 0% - Ч, но все же 4% - П, 2% - X и т.д.

Далее, чтобы не затруднять восприятие предлагаемого здесь материала, приведем для сравнения краткие описательные (неколичественные) характеристики разных типов профессиона­лов (подробнее см. [154]).

· Работник, занятый явлениями живой природы (тип про­фессий П), усматривает мир (мир волнует его) прежде всего со стороны имеющих место биотических (связанных с жизнью в биологическом смысле этого слова) и абиоти-' ческих явлений, обретений и утрат в этой области. Земля в его сознании — носитель биосферы, всего живого и ус­ловий его существования. Более детальные представления здесь такого, например, рода — площади, занятые лесами,


посевами, биомасса чего-либо (почвенных червей, леса ци т.д.), круговорот веществ; леса — это защита полей, они |; же синтезаторы значительной биомассы. Профессионалы этого типа выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, в которых нуждаются микроор­ганизмы, растения, животные. Выделяют и удерживают в

сознании многие представления о растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях динамики, "судьбы" чего-либо живого.

Цивилизация, культура человечества — это, с их точки зре­ния, прежде всего культура сельскохозяйственного производства, земледелия, животноводства, пчеловодства, коневодства и т.п. Люди — это потребители "даров" природы и производители продукции, истоки которой находятся в природе же. Междуна­родные отношения — это прежде всего то, что делается в чело­веческом мире в связи охраной природы или использованием ее "даров" и профессиональных достижений в области растение­водства, животноводства, микробиологии.

Условия существования и развития человека — это то, что связано с пищей, питанием, обеспечением и соблюдением науч­но обоснованных норм питания, обеспечением человека одеж­дой; истоки всего перечисленного надо видеть в недрах сельско­хозяйственного производства. Деятельность человечества, людей

— это прежде всего то, что связано с использованием ресурсов природы и что влияет на нее и ее судьбу на планете.

· Работник, занятый техническими системами (тип Т), видит мир, усматривает его (и мир волнует его) прежде всего со стороны того, как наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техни­кой. Космос видится как то, освоение чего невозможно, например, без электроэнергии. Околоземная орбита может видеться как нечто, что неплохо бы оснастить вертикальным транспортом — лифтом. Планета Земля ви­дится как источник тепла, энергии. Более детальные представления здесь такого рода: поверхность земли — это места для прокладки кабелей, возведения сооруже­ний, площади, занятые производственными и жилыми корпусами, где есть тепло и электросети, внутренний транспорт, оборудование.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, как реализованные полезные вещественные придумки, усиливающие возможности человека в полез­ной деятельности, высвобождающие его от рабочих нагрузок и даже превосходящие человека в реализации многих его функций (в приложении физических усилий, в быстроте, точности, лов­кости, неутомимости не только физических, но и умственных действий).

Цивилизация, культура, история человечества — это прежде всего достижения научно-технической революции, создание придумок указанного выше рода — электродвигателей, радио, ЭВМ. Страны и континенты, местности на земле — это как бы недетализированные зоны, точки, между которыми пролегают ясно представляемые линии связи, электропередач, нити газо­проводов, теплотрассы и т.п. Зато сами технические объекты детализированы. Тут и жилы кабеля, и строгая логика работы механизмов, и грозоразрядники, и следы коррозии на контактах, и незначительные повреждения изоляции, которые важно заме­чать и пр.

Условия существования и развития человека — это здания, сооружения, транспортные средства, технические средства свя­зи, обеспеченность теплом и элетроэнергией; в частности, боль­ницы, учебные заведения, жилые дома — это прежде всего объ­екты, которые нужно обеспечить теплом, светом, энерговоору­женностью, вертикальным транспортом и пр.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.