Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О структуре субъекта труда 3 страница




Деятельность человечества — это прежде всего научно-технические расчеты, автоматизация технологий, создание гран­диозных сооружений и миниатюризация оборудования, ориен­тация на мирное применение новейших достижений техники.

· Если работник, занят социальными системами, людьми (с их сознанием, поведением, областью духа; тип профессий Ч), то он мир видит, усматривает его (и мир волнует его) прежде всего со стороны наполненности окружающей среды разными, разнообразными, разномыслящими, разнокачественными и разнонаправленными людьми, группа­ми, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время "космическая", "природно-планетная" составляющая образа мира практически не находит заметного отображения на первых планах сознания. Это какой-то далекий смутный фон. Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего целостности, характеризующие умонастроение, поведение людей, образ их жизни, формы активности, способы привнесе-


ния порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и об­щества. Цивилизация, культура, история человечества в пред­ставлении таких специалистов — это прежде всего народы, страны, государства, языки, культурные ценности разных наро­дов. А международные отношения — это прежде всего полити­ческие, торгово-экономические, общекультурные взаимодейст­вия между хорошо различаемыми, представляемыми социаль­ными системами.

Условия существования и развития человека — это памятни­ки культуры, сеть музеев, экскурсии, общение участников спе­циально организованного празднества, удовлетворение духовных запросов населения, общественный порядок. Остальное — не­кий само собой разумеющийся и кем-то обеспечиваемый фон.

Деятельность человечества, людей — это прежде всего при­общение широких слоев населения к освоению культурных цен­ностей, культурно-просветительная деятельность, доведение то­варов до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализированы при этом представления о разновидностях людей (и дети, и взрос­лые, и обезличенные лица, и индивидуально отличаемые люди, например, склонные к тунеядству и пр.).

• Профессионалам типа 3 мир видится, усматривается ими и волнует их прежде всего со стороны упорядоченности, развитости, изученности, учтенности и подсчитанности разнообразных его составляющих: Вселенная — это лабо­ратория для изучения процессов, не воспроизводимых в земных условиях; Природа — это то, что выверило веками оптимальные размеры предметов; дерево — цилиндр, диаметр которого уменьшается с высотой, а переплетения, корней — надежный фундамент, обеспечивающий такую устойчивость, что даже не всякий ураган его свалит; приятно, что уже известен диаметр вируса; поверхность планет изучается с помощью фотографии; моря, пустыни — то, где можно сориентироваться с помощью астрономии, — вот типичные представления, отношения к миру, ходы

мысли, наполнение сознания.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целост­ности, "гештальты" такого рода: быть в курсе всех событий со­временности; одним из первых узнавать о достижениях челове­ческой мысли; система документального и информационного обеспечения управления сложными объектами; печатные источ­ники; цифровой материал; контроль качества печатной продукции; создание проекта документа; следование строгим правилам; тематика издательства; иностранные алфавиты; построение ма­тематических и химических формул; административно-террито­риальное деление страны; схемы движения транспорта; маршру­ты почтовых вагонов; названия и расположение предприятий, названия многочисленных улиц, переулков, площадей; законо­дательство страны.

Цивилизация, культура, история человечества — здесь это прежде всего письменность, почтовая и иная информационная связь вплоть до современной "спутанности" всего земного шара информационными сетями; формулировки правовых норм. Страны и континенты — пункты, где были приняты первые ра­диосигналы или где производится то или иное количество пе­чатной продукции, где работают специалисты по научно-технической информации. Международные отношения — это прежде всего информационно-технические связи (доставка письма в любой уголок земного шара, телефонная связь, воз­можность поиска за рубежом полезной информации и т.п.)

Условия существования и развития человека — это увеличение количества производимой информации в геометрической про­грессии; телефон как привычный атрибут быта; книги (именно тиражи книг), газеты и журналы (большое количество названий их как достигнутое благо), количество (сотни) языков, на которых выходит печатная продукция в стране, социальные преобразова­ния (как нечто, создающее условия для развития языка общения), чертежи (как фактор ускорения прогресса) и т.п.

Деятельность человечества, людей — это прежде всего авто­матизация связи, документопроизводства; обеспечение законно­сти и правопорядка (документальными средствами); совершен­ствование измерений, систем единиц измерения величин; со­вершенствование средств фиксации фактов (такого, как, на­пример, фотография), информационного обеспечения жизни общества.

• В профессиях типа X мир видится, усматривается работ­ником и волнует его прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму како­го-то содержания. Космос — это то, где людям приходит­ся жить, и, следовательно, надо подумать об интерьере космического корабля. Земля — то, на что можно мыс-


ленно взглянуть с большой высоты из точки космоса, что бы, например, лучше упорядочить проектируемый насе­ленный пункт. Природные условия (например, рельеф поверхности Земли, стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т.п.) — это то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа — не только источник впечатлений, но и красителей, а также и некоторых неприятностей (нет в природе вечных художественных материалов, время и микробы превращают холсты в прах.).

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целост­ности такого, например, рода: художественные стили, гармония цветового решения (картины, архитектурного проекта, оформ­ляемой витрины, театральной декорации), чувство подаренной людям красоты, "пульс дня", сценическая речь, вера в происхо­дящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформление театрального представления, фразировка (музыкального материала), симфоническое звучание, отклонения от темпа и пр. Цивилизация, культура, история человечества — здесь это мно­жество достижений художественного толка, причем обычно вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) — образцы краше­ных тканей, найденных в египетских пирамидах, кони Клодта на мосту через Фонтанку, лаковые миниатюры мастеров Палеха, славя­щиеся во всем мире, и т.п. Международные отношения как таковые не акцентированы: мир людей, стран, народов предстает в сопостави­тельных экскурсах как лишенный придуманных людьми политиче­ских, государственных границ: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния и первобытного человека, и мастеров Ита­лии, России или Голландии и тд.

Условия существования и развития человека — это система расселения людей, жилые кварталы, парадные площади города, пространство для отдыха в проектируемом жилом помещении, пространство для рукоделия, плодородные места, которые важно принимать во внимание при проектировании селений, деревень. Деятельность человечества составляет в целом некий фон, глав­ное же — то, что надо обеспечить, преодолевая существующие не­достатки: нормы современного быта, обслуживания, обеспечения жителей села всем тем, что есть в городе (не перенося в деревню огульно, скажем, нелепую идею многоэтажной застройки).

Итак, разнотипные профессионалы скорее всего неодинако­во "квантуют" окрестный мир на различимые существенные це­лостности, события, явления. И если при этом они, сами того не замечая, недостаточно хорошо рефлексируют, например, субъектный или природный, или технический, или эстетиче­ский, или метрический и т.п. аспекты окружающей обстановки, это ставит задачи их компенсаторной информационной под­держки, задачи их взаимообогащения информацией об окру­жающем (последнее — ради взаимопонимания, профилактики непродуктивных конфликтов).

Мы оставляем в стороне важный вопрос (он отмечен в [12]) о том, влияет ли типичная профессиональная деятельность на фор­мирование у человека образа мира или человек, выстраивая свой профессиональный путь, предпочитает определенные виды дея­тельности в соответствии со своим виденьем мира и мироотношения (выбирает определенную профессию или хоть "застревает" в какой-то профессии в порядке трудовых проб, профессиональных миграций, "естественного профотбора"). Скорее всс.его, здесь мы имеем диалектику того и другого факторов.

Рассмотрим кратко вариант психоэкологической гипотезы.

Наше предположение: психологическое знание о разнотипных профессиях является условием не только правильного выбора ка­ждым подрастающим человеком своего трудового пути, виденья его возможных перспектив, диверсификаций, но и необходимым условием хорошего взаимопонимания, взаимоуважения и дело­вого объединения людей-"делателей". А это, в свою очередь, есть важное условие благополучного общественного настроения и, следовательно, психического здоровья всех и каждого.

Можно предполагать, что если в обществе будет последова­тельно культивироваться дифференцированное, детальное зна­ние, в частности, о менталитете, складе ума, наполнении созна­ния разнотипных профессионалов, это существенно минимизи­рует недоразумения, переживания напряженности, конфликты при взаимодействии руководителей и подчиненных, политиков и народа, представителей организаций и включенных в них "делателей".

В свою очередь необходимым условием такого благоприят­ного состояния общественного сознания является культивирова­ние (в системах образования, воспитания разных типов и уров­ней, начиная от семьи и кончая высшими формами профессио­нальной подготовки) уважительного отношения к своеобразию психики стороннего человека, преодоление стихийно возни-


кающей иллюзии, что все должны видеть, понимать реальность именно "как я".

Сложность реализации обсуждаемой задачи в том, что пси­хика стороннего человека — реальность, как мы уже отмечали, неявная, незримая; ясные, четкие представления о состояниях и особенностях внутреннего мира сторонних людей отнюдь не легко строить и удерживать в сознании. В связи с душеведческим невежеством возможно и совершенно искреннее, "честное" варварство, "дожимание" других по своему образу и подобию, представляющемуся единственно возможным и правомерным (кому-то кажется, что решительно все надо по­строить по схеме рынка, другим — по принципу "твердой руки", третьи "ушиблены" идеей плюрализма или "А посиди-ка, братец" (А.П. Чехов) и пр. Но ведь каждая полезная идея имеет свою ограниченную область корректного применения, за предела­ми которой она становится ложной, абсурдной и даже просто вредной).

Дело здесь не проще, чем, скажем, в отношении таких не­зримых факторов среды, как радиационная или микробиологи­ческая опасность. Но ведь какой ценой досталось и достается сносное состояние соответствующей (гигиенической, радиаци-онно-экологической) культуры в обществе! Не следует думать, что удовлетворительный уровень психологической культуры мо­жет возникнуть сам собой. Здесь требуется именно бум специ­альных просветительских усилий, которому должен системати­чески предшествовать и бум усилий исследовательских в области научного психологического профессиоведения. И это миссия психо­логов труда.

Значимость психоэкологических проблем начинает ясно осознаваться специалистами. Об этом свидетельствует, напри­мер, уже название "круглого стола", организованного еще в мае 1995 г. Отделением психологии Международной академии инфор­матизации совместно с Комиссией по здравоохранению Исполкома РЗД (Российского земского движения),— "Психоэкологическая ка­тастрофа в России". Полагаем, что систематическая работа по распространению дифференциально-профессиоведческих зна­ний охарактеризованного выше рода внесет необходимую лепту в преодоление неблагоприятной психоэкологической ситуации, фиксируемой специалистами (медиками и психологами).,

Допросы и темы для размышления и разработки

1. Каковы ваши доводы против изложенной гипотезы?

2. Какие ваши факты подтверждают эту гипотезу?

3. Правдоподобны ли приведенные характеристики типов профессионалов (можете построить свою типологию)?

Тема 1. Психологическое разнообразие и сходство профес­сионалов.

Тема 2. Профессионально типичные психологические осо­бенности людей.

Тема 3. Индивидуальное своеобразие успешных представите­лей профессиональных общностей (варианты по выбору).


О методах психологии труда

— Но что нам делать с этим фактом, мистер Холмс?

— Запомнить его. Впоследствии мы можем наткнуться обстоятельства, которые заставят нас вернуться к нему.

А. Конан Доил. Шесть Наполеонов

Вопрос о методах в данном, случае - это вопрос о средствах или технологиях просрессиональнои деятельности психолога в теории и практике (или деятельности специалиста-человековеда - работ­ника в области человеческого фактора производст­ва, как бы он ни назывался: эргономистом, акмеологом, социальными работни


ком — в роли психолога). Эти средства, как и в любом, деле, могут быть внешними и внутренними, или, точнее, система средств в нашем, случае имеет как внешнюю, так и внутреннюю составляющие.

Полезно различать такие понятия, как методи­ка, процедура, метод, методология и просрессиональная идеология и просрессиональная мораль.

Методика - это предназначенная для решения определенного рода задач совокупность внешних средств деятельности психолога, представленная в общепонятной для специалистов форме и пригод­ная к применению.

^Например, методика измерения времени двига­тельной реакции на видимый движущийся объект должна включать не только описание научной картины


явления, условий проведения исследования, но и движу­щийся объект (его лабораторно-экспериментальную или естественно-экспериментальную модель), и прибор для регистрации интересующего нас време­ни, и средство для записи данных и т. д. Методика включает и описание порядка первичной обработки, упорядочения получаемых эмпирических данных и рекомендации по их истолкованию. У1о есть мето­дика — это то, что можно расположить на рабочем, месте. Более того, методику можно представить в автоматизированном виде (с помощью, например, компьютерной техники).

И все же, как и в любом, деле, остается непростой вопрос о распределении функций между методикой как средством деятельности и ее (деятельности) субъектом. Поскольку объект изучения (или также и воздействия, если речь идет о методике коррекции психических качеств, состояний, психологическом тренинге и т. п.) в целом, очень сложен - это всегда человеческая индивидуальность или группа людей (и любая "вырезка" из такого целого есть уже нечто лоскутное, психический "натюрморт"), любая ме­тодика должна быть дополнена и информацией о ее возможностях и ограничениях, а также профессио­нальным мастерством, того, кто данную методику применяет.

Очень важно не упускать из вида ограничения мо­рального порядка, вследствие которых идея "полной автоматизации", "полной компьютеризации" психо­логических методов неприемлема. Имея методику, нужно построить еще сложную систему внутренних средств применяющего ее специалиста-человековеда (начиная от приемов установления межличностного контакта и кончая тонким мастерством интерпретации получаемых результатов).

Поэтому следует считать неправомерным за­явление, с которым неспециалисты нередко обра­щаются к психологам,: "Дайте (продайте) нам. методики, и мы будем, изучать человека (или вли­ять на него)". ^Пак же? как, имея "подмышкой" хи­рургические инструменты, неуместно только на этом, основании полагать себя хирургом., не следу­ет и "лазить в душу" без специальной научно обос­нованной подготовки, психологические методики правомочен и должен применять только специально аттестованный работник; и некоторый ералаш в законодательстве (например, то, что разрешение -лицензию - на право, скажем., заниматься психоло­гической практикой дают за деньги органы, не ком­петентные в психологии) здесь не может быть оп­равданием,, по крайней мере, перед потомками. Знахарство, дилетантизм, в психологии столь же неуместны, как и в медицине, педагогике.

Процедура - в контексте проблемы методов психологии - реальная последовательность дейст­вий по применению той или иной методики, мето­дических приемов, средств, включая и функциональные средства психолога — выразительные средства речи, поведения, а также и собственно внутренние средства - мысленные схемы, планы, умозаключе­ния и т. д.

Процедуры должны быть максимально полно опи­саны в составе методики, но, как каждому ясно, значительная часть "искусства" психолога (как теоретика, так и практикующего) неотъемлема от его опыта и личных качеств. Простой пример: психолог может быть вооружен методикой наблю-


дения (инструкция, специально подготовленный бланк протокола, система условных сокращений или знаков для быстрой записи повторяющихся трудовых, приемов наблюдаемого, двухстрелочный секундомер, карандаш), но есть еще так называе­мая культура наблюдателя, носителем, которой является он сам. Она определяет, насколько успеш­но отделит наблюдатель факт от его субъектив­ной интерпретации, насколько устойчивым будет его внимание, что он заметит, а что упустит при наблюдении (ибо внимание, восприятие всегда изби­рательны) и т. д.

Метод — в строгом значении слова это система положений, определяющих возможности и ограничения определенной группы профессиональных средств пси­холога.

В этом, значении слова метод есть некоторое учение о группе методик и процедур исследования человека или воздействия на него. ^Например, могут считать, что единственно подходящий путь изуче­ния субъективного мира человека - это обозревание своим "внутренним оком." собственных пережива­ний, а чужая душа - "потемки"..Могут полагать, что, поскольку сознание — это какая-то невидимая "дырка от бублика", изучать можно только дейст­вующие на человека сигналы и его ответные реак­ции. Как известно, в истории психологии имели ме­сто соответствующие течения - интроспекционизм, бихевиоризм. Мы постараемся придержи­ваться более оптимальной позиции, которую заин­тересованный читатель сможет себе уяснить из изданных в нашей стране учебников и пособий по об­щей психологии.

Следует оговориться, что слово "метод" может применяться не только в значении учение, как отмечено выше, но и как собирательное обозначение всего того, к чему это учение относится. ^1оэтому говорят, например, "был применен метод экспери­мента" (хотя речь идет об использовании опреде­ленных экспериментальных методик), и нам. тоже не удастся избежать употребления слова "метод" в указанном, значении.

Методология (в рамках психологии) - отрасль знания, концептуально упорядочивающая достиже­ния нашей науки, относящиеся к пониманию ее предметной области и всех методов.

Профессиональная идеология — система утвер­ждений, находящихся вне категории истины и на­правленных на обоснование общественного положе­ния, статуса профессиональной группы, профессиональной группировки или даже отдельного лица (профессионала).

Такого рода утверждения не должны включаться в систему научного знания, но теле не менее часто оказываются в нее вписанными без оговорок, прони­кают даже в учебники. Так, в одном, из учебников психологии высказана мысль, что выяснение особен­ностей явлений, изучаемых психологией, представ­ляет "значительно большую трудность", чем в нау­ках, изучающих Землю - геологии и геодезии. Мысль эта, возможно, и приятна психологу, но нет сомне­ния, что геологи и геодезисты могли бы привести гору доводов, обосновывающих их профессиональный трудности (ну, хотя бы то, что ради изучения Зем­ли отдали свои жизни многие первопроходцы, море­плаватели, рудознатцы и т. д.). К, категории феноменов профессиональной идеологии относятся, на­пример, утверждения об особой сложности теоре­тической деятельности по сравнению с практиче-


ской (в то время как. практикующий психолог дол­жен решать задачи в ограниченное время, при не­полных данных, в условиях, когда ошибка оборачива­ется опасностью и т. д.); это всего лишь идейное обоснование теоретиками своего положения среди людей. Явления профессиональной идеологии проса­чиваются в систему научного знания подчас непро­извольно (без умысла автора). Не исключено, что есть они и в нашей книге. И мы говорим здесь о них только для того, чтобы обострить внимание к соб­ственно понятийному строю обсуждаемой в данной книге отрасли знания.

Профессиональная мораль, этика — система нравственных норм., регулирующих деятельность профессионала.

Регуляторы этого рода есть в любой профессии, но особенно важно их рефлектировать при работе с людьми (относительно детально разработаны вра­чебная этика и деонтология - учение о долге и должном, в отношении больного, педагогическая эти­ка, находящая выражение в понятиях и принципах педагогического такта).

Психолог, например, в отличие от классического естествоиспытателя или инженера не может (именно по моральным соображениям, и ограничениям) ис­пытывать свой предмет интереса (человека) на предельную выносливость, на разного рода эмоцио­нальные сшибки и пр.

Даже само по себе вторжение во внутренний мир человека с исследовательскими или коррекционными целями — обстоятельство не бесспорное с мораль­ной точки зрения.

С человеком, нельзя затевать любые эксперименты, нельзя его отрывать от работы для исследовательских целей; требуется добровольное согласие человека на роль "кролика науки" и т. п. Исследование человека должно быть направлено на оптимизацию его психиче­ского развития и сопровождаться "душевной помощью" (выражение Н.В.Гоголя) ему.

И это требование тоже вытекает не из чистой логики, которая, казалось бы, должна быть единст­венным, достойным, механизмом построения науки, а из профессиональной этики психологов, которая передается чаще "из рук в руки", от учителя к уче­нику (не только потому, что пока еще нет общепри­знанного издания этического Кодекса психологов, но и потому, что здесь важна не столько буква, сколько дух моральных норм.).


Методы построения теории

Прогресс науки и практики связан с тремя "китами": а) творческим осмыслением методов, 6) изобретением новых методов или их модификаций, в) широким обменом опытом в этой области. Чаще у нас "на слуху" вопросы о конкретных методиках и процеду­рах, технологиях, техниках профессиональной практической работы с человеком, группой. Внимание к соответст­вующим тонкостям очень важно. И об этом речь еще пойдет впереди. Но нельзя недооценивать и методы построения теоретических объектов (новых понятий, предположений, объяснений, суждений, связных и правдоподобных мысленных моделей психической ре­альности). Они не просто приходят на ум, они долж­ны сознательно строиться и применяться.

 

3.1. О простых теоретических

объектах. Методы наименования, логического генерирования, вербального комбинирования

Общеизвестно, что к области теории обычно относят знания, характеризующиеся такими признаками, как обобщенность, внутренняя логическая связность и непротиворечивость, предсказательная сила, соответствие некоторой реальности, то есть истинность (иногда, впрочем, по ряду веских причин удовлетво­ряются непротиворечивостью вместо обычной истинности, на­пример, при построении систем так называемых модальных логик — логики норм, логики оценок; реальность норм, как мы отме­чали несколько выше и в иной связи, не характеризуется при­знаком истинности, но здесь важно корректное следование мыс­ли в рамках некоторой особой логики).

Признаки научного теоретического знания взаимосвязаны. Что-либо предсказать, предвидеть можно тогда, когда знание близко к истине (соответствует реальности) и когда оно отража­ет нечто общее в явлениях этой реальности, действительности. Известно, что большинство обследованных взрослых людей бы­стро и точно могут прочитывать (считывать показания шкал приборов, например) буквы и цифры при условии, если их ве­личина составляет не менее 35 — 40 угловых секунд [370]. Это общее знание, обоснованное фактами, позволяет нам предви­деть, что если объекты восприятия будут иметь меньшие вели­чины (например, из-за неудачной установки того или иного прибора на рабочем месте или непродуманного оформления его шкалы), то либо возрастет количество ошибок, допускаемых со­ответствующим работником, либо (если он всякий раз должен будет вставать, вытягиваться или нагибаться, чтобы приблизить глаза к прибору) возникнут неоправданные явления утомления соответствующих групп мышц, либо работник придумает какое-нибудь усовершенствование для себя (например, укрепит перед прибором увеличивающую линзу или хоть по-своему "размалюет" шкалу, если это удастся). Описанного рода "пророчество" имеет веские основания и позволяет внести рекомендации по улучше­нию рабочего места. Особенно это существенно, если рабочее место типовое: полезный эффект рационализации будет ум­ножен на количество занятых соответствующей работой опе­раторов.

Но вы не могли не заметить, что когда речь идет о человеке, прогноз не может быть однозначным. И это свидетельство не несовершенства примененной схемы размышления о возможном будущем, а своеобразия человека как предмета рассмотрения. Поведение воды при нагревании или серной кислоты при опус­кании в нее цинка можно прогнозировать вполне однозначно, неважно, где происходят эти процессы — в пробирке или в за­водской емкости. Но естественно-научные и технические сте-


реотипы, привычки мышления и, в частности, прогнозирования событий приходится "откладывать в сторону" и учитывать сложность, самочинность, нестандартность, уникальность чело­века как предмета рассмотрения. И идеал научности подхода в отношении к человеку совсем не тот, который уместен в науках о "неживом". Этот идеал обязательно включает принцип учета индивидуального своеобразия человека со всеми вытекающими из этого следствиями (и неожиданностями, неудобствами для тех, кто хотел бы человека стандартизировать, схематизировать, отобра­жать краткими общими моделями, формулами и пр.). Очень просто: подход к человеку должен быть человечным (гуманистичным). И это признак не незрелости психологии (в частности, психологии труда) как науки, а ч е р т а ее специфики.

Следует отметить, что теоретическое отношение человека к действительности обусловлено самим фактом существования ес­тественного языка и речевой деятельностью. Способность опе­рировать более или менее обобщенным, истинным и имеющим "предсказательную силу" знанием усваивается каждым челове­ком в детстве вместе с усвоением речи. Теория в научном значе­нии этого слова есть специально развитое понятийно-речевое образование (система), которое в зародыше встречается и необ­ходимо человеку на каждом шагу.

Обратим внимание на некоторые важные и до некоторой степени странные особенности теоретического знания. Основная — для очень многих слов (терминов) и утверждений (как в обычном языке, так и в сколько угодно строгих и "высоких" теориях) не удается указать вещи, явления, ограниченные рам­ками места и времени, которые (вещи, явления) соответствовали бы этим словам. Например, мы говорим "трудящийся". А в дей­ствительности не можем встретить того, о чем думаем, ибо то, что мы реально встретим, будет вполне определенный человек с именем и фамилией, женщина или мужчина определенного воз­раста и с несметным количеством других, в частности, чисто ин­дивидуальных признаков. Но ведь когда мы говорим "трудящийся", то имеем в виду совсем не это, но "вообще всех" трудящихся, даже таких, которых никогда не увидим: тех, кото­рые были в прошлом во все времена, и тех, которые появятся в будущем. И так обстоит дело, вероятно, с большинством слов. Аналогичным образом дело обстоит не только с отдельными словами, но и с предложениями, утверждениями. Таким обра­зом, мир языка, мир слов имеет свое особое существование. И, строго говоря, объектом теории является некоторый мир словесных построений, языковых конструкций, отображающих реальные яв­ления и их зависимости в своеобразной (идеализированной) форме моделирующего упрощения. Это прежде всего мир терминов и предложений, понятий и суждений.

В соответствии с определенной философской позицией [68] бу­дем различать простые и сложные объекты теории. Простыми будем считать те, которые соответствуют фактам (невымышленным явле­ниям, событиям, процессам), а сложными — те, которые соот­ветствуют закономерным их зависимостям. Общефилософские положения мы постараемся конкретизировать на частном мате­риале психологии труда.

Рассмотрим основные разновидности простых теоретических объектов.

Совершенный теоретический объект (простой) — термин, опирающийся как на эмпирическое, так и на логическое обос­нование. Примеры таких объектов теории: "мотивы трудовой деятельности", "профессия" и т. п. Термин, как известно, может состоять и из одного слова, и из нескольких — быть составным. Как элемент языка термин соответствует, должен соответство­вать определенному понятию — мысли, отображающей общие и существенные признаки тех или иных явлений, процессов в не­которой реальности, действительности. Поэтому, говоря об объ­ектах теории, мы часто будем иметь в виду и термины, и поня­тия, как бы не различая их для простоты изложения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.