КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О структуре субъекта труда 3 страница
Деятельность человечества — это прежде всего научно-технические расчеты, автоматизация технологий, создание грандиозных сооружений и миниатюризация оборудования, ориентация на мирное применение новейших достижений техники. · Если работник, занят социальными системами, людьми (с их сознанием, поведением, областью духа; тип профессий Ч), то он мир видит, усматривает его (и мир волнует его) прежде всего со стороны наполненности окружающей среды разными, разнообразными, разномыслящими, разнокачественными и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время "космическая", "природно-планетная" составляющая образа мира практически не находит заметного отображения на первых планах сознания. Это какой-то далекий смутный фон. Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего целостности, характеризующие умонастроение, поведение людей, образ их жизни, формы активности, способы привнесе- ния порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и общества. Цивилизация, культура, история человечества в представлении таких специалистов — это прежде всего народы, страны, государства, языки, культурные ценности разных народов. А международные отношения — это прежде всего политические, торгово-экономические, общекультурные взаимодействия между хорошо различаемыми, представляемыми социальными системами. Условия существования и развития человека — это памятники культуры, сеть музеев, экскурсии, общение участников специально организованного празднества, удовлетворение духовных запросов населения, общественный порядок. Остальное — некий само собой разумеющийся и кем-то обеспечиваемый фон. Деятельность человечества, людей — это прежде всего приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведение товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализированы при этом представления о разновидностях людей (и дети, и взрослые, и обезличенные лица, и индивидуально отличаемые люди, например, склонные к тунеядству и пр.). • Профессионалам типа 3 мир видится, усматривается ими и волнует их прежде всего со стороны упорядоченности, развитости, изученности, учтенности и подсчитанности разнообразных его составляющих: Вселенная — это лаборатория для изучения процессов, не воспроизводимых в земных условиях; Природа — это то, что выверило веками оптимальные размеры предметов; дерево — цилиндр, диаметр которого уменьшается с высотой, а переплетения, корней — надежный фундамент, обеспечивающий такую устойчивость, что даже не всякий ураган его свалит; приятно, что уже известен диаметр вируса; поверхность планет изучается с помощью фотографии; моря, пустыни — то, где можно сориентироваться с помощью астрономии, — вот типичные представления, отношения к миру, ходы мысли, наполнение сознания. Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостности, "гештальты" такого рода: быть в курсе всех событий современности; одним из первых узнавать о достижениях человеческой мысли; система документального и информационного обеспечения управления сложными объектами; печатные источники; цифровой материал; контроль качества печатной продукции; создание проекта документа; следование строгим правилам; тематика издательства; иностранные алфавиты; построение математических и химических формул; административно-территориальное деление страны; схемы движения транспорта; маршруты почтовых вагонов; названия и расположение предприятий, названия многочисленных улиц, переулков, площадей; законодательство страны. Цивилизация, культура, история человечества — здесь это прежде всего письменность, почтовая и иная информационная связь вплоть до современной "спутанности" всего земного шара информационными сетями; формулировки правовых норм. Страны и континенты — пункты, где были приняты первые радиосигналы или где производится то или иное количество печатной продукции, где работают специалисты по научно-технической информации. Международные отношения — это прежде всего информационно-технические связи (доставка письма в любой уголок земного шара, телефонная связь, возможность поиска за рубежом полезной информации и т.п.) Условия существования и развития человека — это увеличение количества производимой информации в геометрической прогрессии; телефон как привычный атрибут быта; книги (именно тиражи книг), газеты и журналы (большое количество названий их как достигнутое благо), количество (сотни) языков, на которых выходит печатная продукция в стране, социальные преобразования (как нечто, создающее условия для развития языка общения), чертежи (как фактор ускорения прогресса) и т.п. Деятельность человечества, людей — это прежде всего автоматизация связи, документопроизводства; обеспечение законности и правопорядка (документальными средствами); совершенствование измерений, систем единиц измерения величин; совершенствование средств фиксации фактов (такого, как, например, фотография), информационного обеспечения жизни общества. • В профессиях типа X мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого-то содержания. Космос — это то, где людям приходится жить, и, следовательно, надо подумать об интерьере космического корабля. Земля — то, на что можно мыс- ленно взглянуть с большой высоты из точки космоса, что бы, например, лучше упорядочить проектируемый населенный пункт. Природные условия (например, рельеф поверхности Земли, стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т.п.) — это то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа — не только источник впечатлений, но и красителей, а также и некоторых неприятностей (нет в природе вечных художественных материалов, время и микробы превращают холсты в прах.). Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостности такого, например, рода: художественные стили, гармония цветового решения (картины, архитектурного проекта, оформляемой витрины, театральной декорации), чувство подаренной людям красоты, "пульс дня", сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформление театрального представления, фразировка (музыкального материала), симфоническое звучание, отклонения от темпа и пр. Цивилизация, культура, история человечества — здесь это множество достижений художественного толка, причем обычно вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) — образцы крашеных тканей, найденных в египетских пирамидах, кони Клодта на мосту через Фонтанку, лаковые миниатюры мастеров Палеха, славящиеся во всем мире, и т.п. Международные отношения как таковые не акцентированы: мир людей, стран, народов предстает в сопоставительных экскурсах как лишенный придуманных людьми политических, государственных границ: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния и первобытного человека, и мастеров Италии, России или Голландии и тд. Условия существования и развития человека — это система расселения людей, жилые кварталы, парадные площади города, пространство для отдыха в проектируемом жилом помещении, пространство для рукоделия, плодородные места, которые важно принимать во внимание при проектировании селений, деревень. Деятельность человечества составляет в целом некий фон, главное же — то, что надо обеспечить, преодолевая существующие недостатки: нормы современного быта, обслуживания, обеспечения жителей села всем тем, что есть в городе (не перенося в деревню огульно, скажем, нелепую идею многоэтажной застройки). Итак, разнотипные профессионалы скорее всего неодинаково "квантуют" окрестный мир на различимые существенные целостности, события, явления. И если при этом они, сами того не замечая, недостаточно хорошо рефлексируют, например, субъектный или природный, или технический, или эстетический, или метрический и т.п. аспекты окружающей обстановки, это ставит задачи их компенсаторной информационной поддержки, задачи их взаимообогащения информацией об окружающем (последнее — ради взаимопонимания, профилактики непродуктивных конфликтов). Мы оставляем в стороне важный вопрос (он отмечен в [12]) о том, влияет ли типичная профессиональная деятельность на формирование у человека образа мира или человек, выстраивая свой профессиональный путь, предпочитает определенные виды деятельности в соответствии со своим виденьем мира и мироотношения (выбирает определенную профессию или хоть "застревает" в какой-то профессии в порядке трудовых проб, профессиональных миграций, "естественного профотбора"). Скорее всс.его, здесь мы имеем диалектику того и другого факторов. Рассмотрим кратко вариант психоэкологической гипотезы. Наше предположение: психологическое знание о разнотипных профессиях является условием не только правильного выбора каждым подрастающим человеком своего трудового пути, виденья его возможных перспектив, диверсификаций, но и необходимым условием хорошего взаимопонимания, взаимоуважения и делового объединения людей-"делателей". А это, в свою очередь, есть важное условие благополучного общественного настроения и, следовательно, психического здоровья всех и каждого. Можно предполагать, что если в обществе будет последовательно культивироваться дифференцированное, детальное знание, в частности, о менталитете, складе ума, наполнении сознания разнотипных профессионалов, это существенно минимизирует недоразумения, переживания напряженности, конфликты при взаимодействии руководителей и подчиненных, политиков и народа, представителей организаций и включенных в них "делателей". В свою очередь необходимым условием такого благоприятного состояния общественного сознания является культивирование (в системах образования, воспитания разных типов и уровней, начиная от семьи и кончая высшими формами профессиональной подготовки) уважительного отношения к своеобразию психики стороннего человека, преодоление стихийно возни- кающей иллюзии, что все должны видеть, понимать реальность именно "как я". Сложность реализации обсуждаемой задачи в том, что психика стороннего человека — реальность, как мы уже отмечали, неявная, незримая; ясные, четкие представления о состояниях и особенностях внутреннего мира сторонних людей отнюдь не легко строить и удерживать в сознании. В связи с душеведческим невежеством возможно и совершенно искреннее, "честное" варварство, "дожимание" других по своему образу и подобию, представляющемуся единственно возможным и правомерным (кому-то кажется, что решительно все надо построить по схеме рынка, другим — по принципу "твердой руки", третьи "ушиблены" идеей плюрализма или "А посиди-ка, братец" (А.П. Чехов) и пр. Но ведь каждая полезная идея имеет свою ограниченную область корректного применения, за пределами которой она становится ложной, абсурдной и даже просто вредной). Дело здесь не проще, чем, скажем, в отношении таких незримых факторов среды, как радиационная или микробиологическая опасность. Но ведь какой ценой досталось и достается сносное состояние соответствующей (гигиенической, радиаци-онно-экологической) культуры в обществе! Не следует думать, что удовлетворительный уровень психологической культуры может возникнуть сам собой. Здесь требуется именно бум специальных просветительских усилий, которому должен систематически предшествовать и бум усилий исследовательских в области научного психологического профессиоведения. И это миссия психологов труда. Значимость психоэкологических проблем начинает ясно осознаваться специалистами. Об этом свидетельствует, например, уже название "круглого стола", организованного еще в мае 1995 г. Отделением психологии Международной академии информатизации совместно с Комиссией по здравоохранению Исполкома РЗД (Российского земского движения),— "Психоэкологическая катастрофа в России". Полагаем, что систематическая работа по распространению дифференциально-профессиоведческих знаний охарактеризованного выше рода внесет необходимую лепту в преодоление неблагоприятной психоэкологической ситуации, фиксируемой специалистами (медиками и психологами)., Допросы и темы для размышления и разработки 1. Каковы ваши доводы против изложенной гипотезы? 2. Какие ваши факты подтверждают эту гипотезу? 3. Правдоподобны ли приведенные характеристики типов профессионалов (можете построить свою типологию)? Тема 1. Психологическое разнообразие и сходство профессионалов. Тема 2. Профессионально типичные психологические особенности людей. Тема 3. Индивидуальное своеобразие успешных представителей профессиональных общностей (варианты по выбору). О методах психологии труда — Но что нам делать с этим фактом, мистер Холмс? — Запомнить его. Впоследствии мы можем наткнуться обстоятельства, которые заставят нас вернуться к нему. А. Конан Доил. Шесть Наполеонов Вопрос о методах в данном, случае - это вопрос о средствах или технологиях просрессиональнои деятельности психолога в теории и практике (или деятельности специалиста-человековеда - работника в области человеческого фактора производства, как бы он ни назывался: эргономистом, акмеологом, социальными работни ком — в роли психолога). Эти средства, как и в любом, деле, могут быть внешними и внутренними, или, точнее, система средств в нашем, случае имеет как внешнюю, так и внутреннюю составляющие. Полезно различать такие понятия, как методика, процедура, метод, методология и просрессиональная идеология и просрессиональная мораль. Методика - это предназначенная для решения определенного рода задач совокупность внешних средств деятельности психолога, представленная в общепонятной для специалистов форме и пригодная к применению. ^Например, методика измерения времени двигательной реакции на видимый движущийся объект должна включать не только описание научной картины явления, условий проведения исследования, но и движущийся объект (его лабораторно-экспериментальную или естественно-экспериментальную модель), и прибор для регистрации интересующего нас времени, и средство для записи данных и т. д. Методика включает и описание порядка первичной обработки, упорядочения получаемых эмпирических данных и рекомендации по их истолкованию. У1о есть методика — это то, что можно расположить на рабочем, месте. Более того, методику можно представить в автоматизированном виде (с помощью, например, компьютерной техники). И все же, как и в любом, деле, остается непростой вопрос о распределении функций между методикой как средством деятельности и ее (деятельности) субъектом. Поскольку объект изучения (или также и воздействия, если речь идет о методике коррекции психических качеств, состояний, психологическом тренинге и т. п.) в целом, очень сложен - это всегда человеческая индивидуальность или группа людей (и любая "вырезка" из такого целого есть уже нечто лоскутное, психический "натюрморт"), любая методика должна быть дополнена и информацией о ее возможностях и ограничениях, а также профессиональным мастерством, того, кто данную методику применяет. Очень важно не упускать из вида ограничения морального порядка, вследствие которых идея "полной автоматизации", "полной компьютеризации" психологических методов неприемлема. Имея методику, нужно построить еще сложную систему внутренних средств применяющего ее специалиста-человековеда (начиная от приемов установления межличностного контакта и кончая тонким мастерством интерпретации получаемых результатов). Поэтому следует считать неправомерным заявление, с которым неспециалисты нередко обращаются к психологам,: "Дайте (продайте) нам. методики, и мы будем, изучать человека (или влиять на него)". ^Пак же? как, имея "подмышкой" хирургические инструменты, неуместно только на этом, основании полагать себя хирургом., не следует и "лазить в душу" без специальной научно обоснованной подготовки, психологические методики правомочен и должен применять только специально аттестованный работник; и некоторый ералаш в законодательстве (например, то, что разрешение -лицензию - на право, скажем., заниматься психологической практикой дают за деньги органы, не компетентные в психологии) здесь не может быть оправданием,, по крайней мере, перед потомками. Знахарство, дилетантизм, в психологии столь же неуместны, как и в медицине, педагогике. Процедура - в контексте проблемы методов психологии - реальная последовательность действий по применению той или иной методики, методических приемов, средств, включая и функциональные средства психолога — выразительные средства речи, поведения, а также и собственно внутренние средства - мысленные схемы, планы, умозаключения и т. д. Процедуры должны быть максимально полно описаны в составе методики, но, как каждому ясно, значительная часть "искусства" психолога (как теоретика, так и практикующего) неотъемлема от его опыта и личных качеств. Простой пример: психолог может быть вооружен методикой наблю- дения (инструкция, специально подготовленный бланк протокола, система условных сокращений или знаков для быстрой записи повторяющихся трудовых, приемов наблюдаемого, двухстрелочный секундомер, карандаш), но есть еще так называемая культура наблюдателя, носителем, которой является он сам. Она определяет, насколько успешно отделит наблюдатель факт от его субъективной интерпретации, насколько устойчивым будет его внимание, что он заметит, а что упустит при наблюдении (ибо внимание, восприятие всегда избирательны) и т. д. Метод — в строгом значении слова это система положений, определяющих возможности и ограничения определенной группы профессиональных средств психолога. В этом, значении слова метод есть некоторое учение о группе методик и процедур исследования человека или воздействия на него. ^Например, могут считать, что единственно подходящий путь изучения субъективного мира человека - это обозревание своим "внутренним оком." собственных переживаний, а чужая душа - "потемки"..Могут полагать, что, поскольку сознание — это какая-то невидимая "дырка от бублика", изучать можно только действующие на человека сигналы и его ответные реакции. Как известно, в истории психологии имели место соответствующие течения - интроспекционизм, бихевиоризм. Мы постараемся придерживаться более оптимальной позиции, которую заинтересованный читатель сможет себе уяснить из изданных в нашей стране учебников и пособий по общей психологии. Следует оговориться, что слово "метод" может применяться не только в значении учение, как отмечено выше, но и как собирательное обозначение всего того, к чему это учение относится. ^1оэтому говорят, например, "был применен метод эксперимента" (хотя речь идет об использовании определенных экспериментальных методик), и нам. тоже не удастся избежать употребления слова "метод" в указанном, значении. Методология (в рамках психологии) - отрасль знания, концептуально упорядочивающая достижения нашей науки, относящиеся к пониманию ее предметной области и всех методов. Профессиональная идеология — система утверждений, находящихся вне категории истины и направленных на обоснование общественного положения, статуса профессиональной группы, профессиональной группировки или даже отдельного лица (профессионала). Такого рода утверждения не должны включаться в систему научного знания, но теле не менее часто оказываются в нее вписанными без оговорок, проникают даже в учебники. Так, в одном, из учебников психологии высказана мысль, что выяснение особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет "значительно большую трудность", чем в науках, изучающих Землю - геологии и геодезии. Мысль эта, возможно, и приятна психологу, но нет сомнения, что геологи и геодезисты могли бы привести гору доводов, обосновывающих их профессиональный трудности (ну, хотя бы то, что ради изучения Земли отдали свои жизни многие первопроходцы, мореплаватели, рудознатцы и т. д.). К, категории феноменов профессиональной идеологии относятся, например, утверждения об особой сложности теоретической деятельности по сравнению с практиче- ской (в то время как. практикующий психолог должен решать задачи в ограниченное время, при неполных данных, в условиях, когда ошибка оборачивается опасностью и т. д.); это всего лишь идейное обоснование теоретиками своего положения среди людей. Явления профессиональной идеологии просачиваются в систему научного знания подчас непроизвольно (без умысла автора). Не исключено, что есть они и в нашей книге. И мы говорим здесь о них только для того, чтобы обострить внимание к собственно понятийному строю обсуждаемой в данной книге отрасли знания. Профессиональная мораль, этика — система нравственных норм., регулирующих деятельность профессионала. Регуляторы этого рода есть в любой профессии, но особенно важно их рефлектировать при работе с людьми (относительно детально разработаны врачебная этика и деонтология - учение о долге и должном, в отношении больного, педагогическая этика, находящая выражение в понятиях и принципах педагогического такта). Психолог, например, в отличие от классического естествоиспытателя или инженера не может (именно по моральным соображениям, и ограничениям) испытывать свой предмет интереса (человека) на предельную выносливость, на разного рода эмоциональные сшибки и пр. Даже само по себе вторжение во внутренний мир человека с исследовательскими или коррекционными целями — обстоятельство не бесспорное с моральной точки зрения. С человеком, нельзя затевать любые эксперименты, нельзя его отрывать от работы для исследовательских целей; требуется добровольное согласие человека на роль "кролика науки" и т. п. Исследование человека должно быть направлено на оптимизацию его психического развития и сопровождаться "душевной помощью" (выражение Н.В.Гоголя) ему. И это требование тоже вытекает не из чистой логики, которая, казалось бы, должна быть единственным, достойным, механизмом построения науки, а из профессиональной этики психологов, которая передается чаще "из рук в руки", от учителя к ученику (не только потому, что пока еще нет общепризнанного издания этического Кодекса психологов, но и потому, что здесь важна не столько буква, сколько дух моральных норм.). Методы построения теории Прогресс науки и практики связан с тремя "китами": а) творческим осмыслением методов, 6) изобретением новых методов или их модификаций, в) широким обменом опытом в этой области. Чаще у нас "на слуху" вопросы о конкретных методиках и процедурах, технологиях, техниках профессиональной практической работы с человеком, группой. Внимание к соответствующим тонкостям очень важно. И об этом речь еще пойдет впереди. Но нельзя недооценивать и методы построения теоретических объектов (новых понятий, предположений, объяснений, суждений, связных и правдоподобных мысленных моделей психической реальности). Они не просто приходят на ум, они должны сознательно строиться и применяться.
3.1. О простых теоретических объектах. Методы наименования, логического генерирования, вербального комбинирования Общеизвестно, что к области теории обычно относят знания, характеризующиеся такими признаками, как обобщенность, внутренняя логическая связность и непротиворечивость, предсказательная сила, соответствие некоторой реальности, то есть истинность (иногда, впрочем, по ряду веских причин удовлетворяются непротиворечивостью вместо обычной истинности, например, при построении систем так называемых модальных логик — логики норм, логики оценок; реальность норм, как мы отмечали несколько выше и в иной связи, не характеризуется признаком истинности, но здесь важно корректное следование мысли в рамках некоторой особой логики). Признаки научного теоретического знания взаимосвязаны. Что-либо предсказать, предвидеть можно тогда, когда знание близко к истине (соответствует реальности) и когда оно отражает нечто общее в явлениях этой реальности, действительности. Известно, что большинство обследованных взрослых людей быстро и точно могут прочитывать (считывать показания шкал приборов, например) буквы и цифры при условии, если их величина составляет не менее 35 — 40 угловых секунд [370]. Это общее знание, обоснованное фактами, позволяет нам предвидеть, что если объекты восприятия будут иметь меньшие величины (например, из-за неудачной установки того или иного прибора на рабочем месте или непродуманного оформления его шкалы), то либо возрастет количество ошибок, допускаемых соответствующим работником, либо (если он всякий раз должен будет вставать, вытягиваться или нагибаться, чтобы приблизить глаза к прибору) возникнут неоправданные явления утомления соответствующих групп мышц, либо работник придумает какое-нибудь усовершенствование для себя (например, укрепит перед прибором увеличивающую линзу или хоть по-своему "размалюет" шкалу, если это удастся). Описанного рода "пророчество" имеет веские основания и позволяет внести рекомендации по улучшению рабочего места. Особенно это существенно, если рабочее место типовое: полезный эффект рационализации будет умножен на количество занятых соответствующей работой операторов. Но вы не могли не заметить, что когда речь идет о человеке, прогноз не может быть однозначным. И это свидетельство не несовершенства примененной схемы размышления о возможном будущем, а своеобразия человека как предмета рассмотрения. Поведение воды при нагревании или серной кислоты при опускании в нее цинка можно прогнозировать вполне однозначно, неважно, где происходят эти процессы — в пробирке или в заводской емкости. Но естественно-научные и технические сте- реотипы, привычки мышления и, в частности, прогнозирования событий приходится "откладывать в сторону" и учитывать сложность, самочинность, нестандартность, уникальность человека как предмета рассмотрения. И идеал научности подхода в отношении к человеку совсем не тот, который уместен в науках о "неживом". Этот идеал обязательно включает принцип учета индивидуального своеобразия человека со всеми вытекающими из этого следствиями (и неожиданностями, неудобствами для тех, кто хотел бы человека стандартизировать, схематизировать, отображать краткими общими моделями, формулами и пр.). Очень просто: подход к человеку должен быть человечным (гуманистичным). И это признак не незрелости психологии (в частности, психологии труда) как науки, а ч е р т а ее специфики. Следует отметить, что теоретическое отношение человека к действительности обусловлено самим фактом существования естественного языка и речевой деятельностью. Способность оперировать более или менее обобщенным, истинным и имеющим "предсказательную силу" знанием усваивается каждым человеком в детстве вместе с усвоением речи. Теория в научном значении этого слова есть специально развитое понятийно-речевое образование (система), которое в зародыше встречается и необходимо человеку на каждом шагу. Обратим внимание на некоторые важные и до некоторой степени странные особенности теоретического знания. Основная — для очень многих слов (терминов) и утверждений (как в обычном языке, так и в сколько угодно строгих и "высоких" теориях) не удается указать вещи, явления, ограниченные рамками места и времени, которые (вещи, явления) соответствовали бы этим словам. Например, мы говорим "трудящийся". А в действительности не можем встретить того, о чем думаем, ибо то, что мы реально встретим, будет вполне определенный человек с именем и фамилией, женщина или мужчина определенного возраста и с несметным количеством других, в частности, чисто индивидуальных признаков. Но ведь когда мы говорим "трудящийся", то имеем в виду совсем не это, но "вообще всех" трудящихся, даже таких, которых никогда не увидим: тех, которые были в прошлом во все времена, и тех, которые появятся в будущем. И так обстоит дело, вероятно, с большинством слов. Аналогичным образом дело обстоит не только с отдельными словами, но и с предложениями, утверждениями. Таким образом, мир языка, мир слов имеет свое особое существование. И, строго говоря, объектом теории является некоторый мир словесных построений, языковых конструкций, отображающих реальные явления и их зависимости в своеобразной (идеализированной) форме моделирующего упрощения. Это прежде всего мир терминов и предложений, понятий и суждений. В соответствии с определенной философской позицией [68] будем различать простые и сложные объекты теории. Простыми будем считать те, которые соответствуют фактам (невымышленным явлениям, событиям, процессам), а сложными — те, которые соответствуют закономерным их зависимостям. Общефилософские положения мы постараемся конкретизировать на частном материале психологии труда. Рассмотрим основные разновидности простых теоретических объектов. Совершенный теоретический объект (простой) — термин, опирающийся как на эмпирическое, так и на логическое обоснование. Примеры таких объектов теории: "мотивы трудовой деятельности", "профессия" и т. п. Термин, как известно, может состоять и из одного слова, и из нескольких — быть составным. Как элемент языка термин соответствует, должен соответствовать определенному понятию — мысли, отображающей общие и существенные признаки тех или иных явлений, процессов в некоторой реальности, действительности. Поэтому, говоря об объектах теории, мы часто будем иметь в виду и термины, и понятия, как бы не различая их для простоты изложения.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |