КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И 1 О л 5 страница
Клейст демонстрирует средневековье как художник, следующий теории «местного колорита», рожденной романтическим историзмом и в полную меру заявившей о себе в гейдельбергском сообществе, в частности в прозе Арнима. Иенцы, обращавшиеся к истории, видели в истории прежде всего экзотические миры, миры осуществленного или осуществляющегося синтеза, миры, конститутивным принципом которых являлся пантеизм, все особенное растворяющий в божественном, идеальном содержании. История была сферой построения нормативных миров мифологического типа; в Иене почиталась история, но история внеисторическая. Гей-дельберг, постигший власть действительности, эту действительность призван был изучать, решение мировых проблем призван был переносить в историческую реальность. Местный колорит предполагает верность быту, нравам, образу действий и мыслей, национальное, историческое и этнографическое своеобразие изображенного. «Местный колорит, — писал В. Гюго, — должен быть не на поверхности драмы, но в глубине ее, в самом сердце произведения, откуда он распространяется на поверхность сам собой, естественно, равномерно проникая, если можно так выразиться, во все уголки драмы, как сок поднимается от корня дерева до самого последнего листка его. Драма должна глубоко проникнуться этим колоритом эпохи; чтобы он, так сказать, носился в воздухе, чтобы, только вступая в драму и покидая ее, вы могли заметить, что переходите в другой век и Другую атмосферу»57. Сказанное В. Гюго в полной мере относится к Клейсту, при всей обращенности его произведений к современности, всегда тщательным образом фиксировавшей дух изображаемого времени. Итак, средневековье Клейста — эпоха насилия, крови, сословных предрассудков, трагедии. Социум Клейста «политизирован», в отличие от всецело этического социума «Изабеллы Египетской», но, как и у Арнима, — это социум, изъятый из духовности, лишивший себя ее, отпавший от божественных предначертаний. Такова точка исторического отсчета в «Кетхен из Гейльброна». И так же, как у Арнима, в мире вражды и насилия неожиданно вспыхивает любовь. Кетхен, дочь оружейника Теобальда Фри-деборна, полюбила графа Фридриха фон Штраля; любовь неожиданная, «поразившая словно молния», всецело заполнила ее жизнь, вырвала ее из окружающего мира, миру противопоставила. «Безумной» своей любовью Кетхен взорвала естественное состояние явлений; она, как и большинство клейстовских героев, не человек среды, а нарушительница устоев. «С того дня ходит она за ним с места на место, в какой-то слепой покорности, как распутная девка. Сердце ее тянет к сиянью его лица словно канатом, сплетенным из пяти проволок. Над голыми ногами, что каждый камешек ранит, развевается по ветру юбчонка, едва прикрывающая бедра, и только соломенная шляпа защищает ей голову от солнца или от ярости непогоды. Куда бы ни устремился он в погоне за приключениями — в сырые ущелья, в пустыню, налитую полдневным жаром, во мрак густых лесов — всюду она за ним, как собака, над которой много трудился ее хозяин. Привыкшая спать на мягких подушках, ощущавшая малейший узелок на простынях, ее же рукой случайно туда затканный, лежит она теперь, как служанка, в его конюшнях, а ночью засыпает, усталая, на соломе, которую подстилают его гордым коням» (43, 322—323). Полюбив графа, Кетхен решительно порвала с привычным миром, спривычным образом мыслей и действий, решительно предпочла равновесию, покою, традиции — страдание, не только физические, но и нравственные лишения: грубость со стороны графа, переходящую в жестокость (срывая со стены хлыст, он в ярости кричит: «Неужто от беспутной этой девки / Мне у себя покоя не найти?» 43, 377), оскорбления его невесты Кунигунды фон Турнек («Прочь, обезьянья рожа!», 43, 392). Мир, уклад которого взорван Кетхен, обрушивает на нее всю силу этических догматов; любовь уводит Кетхен из общества, ставит по ту сторону законов, догматов, уклада. Всеми отвергнутая (и прежде всего любимым человеком), погруженная в одиночество, добровольно покинувшая отца, дом, среду, переживающая бездну физических и нравственных лишений, она, как и Изабелла, не знает тем не менее внутреннего раскола, духовного хаоса: ни на мгновенье не сомневается она в любви, в праве своем на любовь. Граф фон Штраль принадлежит чужому миру, любовь Кетхен безответна, но она и не требует ответа, награды, ибо счастлива живущей в ней любовью. Мера счастья не в ответе, а во внутреннем его переживании, в ощущении не чужого, а собственного отклика. Кетхен не только живет жизнью графа: она растворяется в нем; всегда и везде он для нее — «высокий господин»; она во власти некоего гипноза любви; ведомая им, она повсюду, осыпаемая насмешками и бранью, сопровождает графа, служит ему, оберегает его, выполняет все его распоряжения, предупреждает об опасности, спасает от смерти. Эта не требующая вознаграждений любовь настолько уникальна, что миру (в том числе и Веттеру фон Штралю) представляется явлением странным, невероятным, колдовским. «Это не просто сердечное влечение, — размышляет граф, — это какое-то адское наваждение играет ее душой» (43, 397). «Я обвиняю его (графа. — Ф. Ф.), —■ утверждает отец, мыслящий подобно графу, — в гнусном колдовстве, во всех ухищрениях черной идеи и в побратимстве с самим Сатаной!» (43, 318). Кетхен — это цельная личность, это образ любви самоотверженной и самоотреченной, возведенной в первоосновы бытия. Мир любви Клейст объявляет антитезой реальности; именно в любви человек преодолевает тираническую власть быта, среды, этики, обретает свободу, абсолютную духовную раскованность. Любовь не только рождает прекрасное, она сама и есть прекрасное. Концепция любви, провозглашаемая Клейстом, так же как и у всех гейдельбержцев, противопоставлена иенской «языческой» концепции. У Шлегеля любовь — кипение плоти, являющееся одновременно кипением духа; она, если так можно сказать, пантеистична, введена в контекст пантеистического бытия, объявлена его компонентом. Именно поэтому бесконечное у Шлегеля обретается в половом акте; кульминация телесной близости — половой акт — становится кульминацией духовной близости; половой акт мыслится как откровение, как религиозное действо. У Арнима и Клейста любовь утрачивает шлегелевское единство, шлегелевскую синтетическую структуру, раскалывается на физическую и духовную. Физическая любовь у Арнима, как уже говорилось, становится первоосновой греха, ввергает человека и человечество в грехопадение; физическая любовь выходит из-под власти духа, бога, становится апофеотикой тела, материи. Пафос Арнима — в преодолении материи через дух; это распространено и на любовь, которая есть прежде всего духовный порыв. Нечто подобное характерно и для Клейста в «Кетхен из Гейльброна». Вместе с тем ни у Арнима, ни у Клейста нет абслоютного запрета на физическую любовь, как это будет у поздних романтиков, например у Гофмана. Физическая любовь введена ими в контекст брака, семьи, освящена браком, «заключаемым на небесах», но и в браке она не актуализирована, и ее свидетельством являются только дети. Так, в «Изабелле Египетской» зачатие будущего повелителя цыган происходит как бы вне полового акта, в то время как связь Карла и голема акцентируется всевозможными средствами. Физическая любовь оправдана как средство высокой божественной цели; в противном случае она превращается в самоцель и в таком качестве является грешной, ибо означает апофеотику материи, плоти. Любовь, протекающая в земных и чрезвычайно гиперболизированных формах, но не стремящаяся к воплощению, к удовлетворению, по Клейсту, — любовь духа; духовным внефизическим содержанием она противостоит физическому миру, миру торжествующей плоти, торжествующей материи. Мир Клейста — посюсторонний, объятый расколом, и в этот объятый катастрофами мир себялюбия вторгается любовь, своим самоотречением обретающая статус высшей, религиозной любви. Кетхен — это воплотившаяся сущность любви, какой она представляется Клейсту. Кетхен как норме противопоставлена Кунигунда фон Турнек. Красота Кунигунды вызывает всеобщее поклонение. Затеявшая распрю с графом фон Штраль, но неожиданно освобожденная из плена, она покорностью, непосредственностью, благородством трогает сердце и графа, и его матери; граф оказывается женихом Кунигунды. Если первое действие посвящено Кетхен, ее праистории, необычности судьбы, являющейся организатором событий. духовным центром созданного мира, то во втором действии хозяйничает Кунигунда. Кетхен же из действия полностью исключена, выведена за пределы событий; первое и второе действия демонстрируют Кетхен и Кунигунду как исключающие друг друга характеры, миры. В основе отношений между центральными персонажами находятся некие антитетичные реакции, движения наоборот: безмерно любящая графа Кетхен графом отвержена, поругана; идущая на графа войной Кунигунда, таящая на него злобу, графом спасена, вознесена, объявлена невестой. Прекрасная и царственная Кетхен явлена как не разгаданная еще Золушка; безобразная же Кунигунда воспринята как «солнце среди планет», как «царица амазонок». Вместе с тем события, происходящие с Кунигундой, строятся на тайне, недоговоренности. Кунигунда длительное время существует на пересеченности взаимоисключающих оценок: хору славословий, в котором ведущую роль начинает играть граф фон Штраль, весьма активно противостоит хор ниспровергателей; о ней говорится как об «архиблуднице» (43, 372), «пустой оболочке» (43, 344) и т. д. Ниспровергателям известна некая ее тайна, до поры до времени скрытая. Драма движется, как постепенное постижение сущности Кунигунды, одновременно с читателем (зрителем) постигаемой и графом — от слухов о Кунигунде к объективной точке зрения. Кунигунда раскрыта как существо, всецело преданное материальному интересу, и одновременно как существо кровавое, преступное, как новоявленная леди Макбет, но лишенная мук совести. Только в пятом акте с Кунигунды снимается тайна, над ней тяготеющая. Поражающая красотой, Кунигунда оказывается механизмом, сборной конструкцией, подделкой. «Она — мозаичная работа, в составлении которой участвовали все три царства природы. Зубы ее принадлежат одной мюнхенской девушке, волосы выписаны из Франции, свежесть ее щек происходит из рудников Венгрии, а стройностью стана, которой все так восхищаются, обязана она рубашке, которую один кузнец выковал ей из шведской стали» (43, 416). Кунигунда строится на антитезе сущности и кажимости: внешняя и внутренняя ее красота — подделка, средство для достижения корыстных целей, во имя которых попирается все человеческое. Красота ее — только маска на службе порока, безобразия. «Сделанность» Кунигунды, свидетельство ее искусственности, механистичности, несовместима с романтическим культом природного, целостного; «сделанность» и ставит Кунингундупо ту сторону природы и, значит, по ту сторону красоты; Кунигунда — это подобие арнимовского голема. Кунигунда обладает гротескным характером. Сущность гротеска, как известно, романтики видели в механистическом сочленении разнородного, контрастного. Кунигунда, сделанная из разнородных элементов, осуществляет, так сказать, «гротес-кизацию», дьяволизацию мира. Клейст, много говоривший о непознанности мира, через Кунигунду вскрывает конфликт между внешним и внутренним, кажимостью и сущностью, демонстрируя их принципиальное несоответствие. «Кетхен из Гейльброна» — драма ошибок, заблуждений, недоговоренности, загадочности. Заблуждения, совершаемые героями, происходят от поверхностности их видения, от скольжения по внешнему, от неумения проникнуть в сущность; красота кажимости принята за красоту сущности. Размышляя о современном человеке (и современном мире), Клейст обнаруживает его постоянный ма- скарад; обворожительную внешнюю сторону и безобразную оборотную, подлинную. Конфликт между кажимостью и сущностью составляет, по Клейсту, важнейшее свойство человеческого общества, таким же свойством является и непонимание этого конфликта. На примере графа фон Штраля сказано о запутанности человека в перипетиях отношений между видимостью и сущностью, о блужданиях его среди крайностей. Конфликт Кетхен—Кунигунда — это конфликт сущности мира, в основу которого положена любовь, проистекающая из самоотречения, и кажимости мира, в основу которого положена корысть, проистекающая из себялюбия. Граф же фон Штраль, скользящий по кажимости и потому пленившийся Кунигундой, ни на минуту не выходящий из канонов общества, откровенно зауряден, характеризуется отсутствием индивидуальности. Граф фон Штраль, представляющий человеческое общество, и объясняет его противоречия, слепоту, ущербность. Человечество не столько мечется между сущностью и кажимостью, сколько предпочитает кажимость, объявляя сущность подозрительным «колдовством». Граф фон Штраль демонстрирует близорукость человеческого видения: он значителен не сам по себе, а лишь любовью Кетхен: он избран Кетхен и тем отличен, но это божье веление, а не результат его достоинств. Граф фон Штраль подобен арнимовскому Карлу. В человеческий мир, объятый противоречиями, насилием, корыстью, близорукостью, этически и эстетически неполноценный, вводится любовь. Любовь Кетхен — это не столько рок, сколько предопределение, голос свыше, божье веление. Кетхен не организовывает свою жизнь; организация жизни была бы проявлением себялюбия, претензиейиенского пошиба. Кетхен управляема, влекома, растворена в предопределении; свобода ее воли не в противодействии божьей воле, а в слиянии с нею, с объективными, высшими силами, определенными тенденциями бытия; и это не унижение человека, а его возвышение, обретение статуса божьего человека, «святого». Через Кетхен высший мир заявляет о себе в земном мире, дух заявляет о себе в материи; функция Кетхен аналогична функции Изабеллы. И как Изабелла, представляя небесный мир в мире земном, Кетхен обретает Христову функцию спасительницы человечества, через Кетхен происходит искупление мира, погрязшего в грехе. s. Клейстовское пространство, как и пространство ( у Арнима, двусферично как по горизонтали, так и, по вертикали. Материальному топосу исторического ) бытия противопоставлен духовный топос Кетхен, ' связующий земной мир с небесным, внеисториче-ским пространством Бога. Отношения между земным и небесным мирами конфликтны, ибо в земном мире унижен дух, едва ли не изгнан из него. Тем не менее небесный мир предопределяет судьбы мира земного. Отметим в этой связи одно обстоятельство: клей-стовский мир, как уже говорилось, — это мир тайны, загадки, «вещь в себе», и таковым он представляется вследствие человеческой недальновидности, человеческого скольжения по материальной кажимости. Отсюда непонимание миром ни Кетхен, ни Кунигунды, отсюда и предпочтение, отдаваемое Кунигунде как натуре родственной. Графу фон Штраль отведена роль Эдипа, но в отличие от Эдипа он не решает загадку. Мир решает загадки вопреки субъективной воле. Вопреки субъективной и всечеловеческой воле дискредитируется Куни- гунда и торжествует Кетхен. Мир не постоянен в своей антидуховности, в него внесено движение, внесена история. Человеческая история, утверждает Клейст, диктуется божественным предопределением; в этом смысле драма Клейста есть драма предопределения как индивидуальной, так и мировой жизни. Примечателен финал драмы и прежде всего чудесное превращение Кетхен из Гейльброна в Катарину Швабскую — дочь императора. Грамота комментируется императором, и слова его — ключ к событию, решающему конфликт: «Возвысилась она перед людьми, как высоко стояла перед богом» (43, 423). Кетхен, бросающаяся в горящее здание по велению Кунигунды и тем самым охраняющая графа фон Штраля, — предел самопожертвования и самоотречения. В самоотречении более всего и демонстрируется любовь, проявляется человеческий дух; это не только поднимает Кетхен на невероятную нравственную высоту, но и вводит в круг абсолютной идеальности, святости, в божественный круг. Кетхен как бы преодолевает законы материального мира, становится созданием мира небесного; ведомая высшей силой, херувимом, она не только спасает портрет графа, но и выходит невредимой из пламени, из рухнувшего дома; херувим, ее спасший, перед тем как исчезнуть, «касается ее головы пальмовой ветвью» (43, 389). Клейст создает миф о святости, божественности любви. Херувим — посланец Господа — «посвящает» Кетхен, изымает из человеческого мира, ставит «перед богом». Фантастика имеет своим заданием овеществление, материализацию метафоры, смысл которой заключен в декларации любви как чувства, руководимого и покровительствуемого Господом, высокого и бессмертного. Благодаря введению библейской темы эта мысль обретает статус закона, не подвергаемой сомнению истины. Декрет императора — результат божественного веления, земной знак исключительности, продиктованный знанием небесным. Любовь возвысила Кетхен над миром, что и получило оформление в факте ее превращения в императорскую дочь. Последние явления драмы наполнены величественностью и лучезарностью; драма превращается в мистерию во имя любви, самоотречения и самопожертвования; это всенародное, вселенское чествование Кетхен. При этом Клейст следует нормам средневекового мира, его сословной иерархии и этике: возведение бюргерши в ранг принцессы — дочери императора и демонстрирует, с тогдашней точки зрения, ее высоту, ее положение в мире как положение «превыше всех»; подобно императору, она возносится на вершину социума. Чествование Кетхен — это и преображение бытия. Мир финала — мир достигнутого, обретенного синтеза, преодоления дисгармонии, постижения сущности, воздаяния по заслугам. Финальный синтез имеет весьма сложную структуру, продиктованную гейдельбергской идеологией. Некими концентрическими кругами входят друг в друга, образуя единство, семья (Кетхен — фон Штраль), государство, возглавляемое императором, мироздание, управляемое Господом. Кетхен и фон Штраль образуют единство; возле императора сходятся все, в том числе и противники, прежде друг с другом враждовавшие. Любовь введена в контекст государственных и мировых тенденций. Она пронизывает все сферы мироздания: от личных, семейных до государственных и общемировых; любовь, объявленная центральной идеологией мироздания, и определяет гармонию мира. Таким образом, мир «Кетхен из Гейльброна» движется от дисгармонии к гармонии, и это движение есть объективная необходимость, есть воля Господа. Кетхен, воплощающая любовь, движется вместе с миром, но Кетхен, воплощающая любовь, движет мир, совершенствует, формирует его. Любви Клейст отдает истинно романтическую функцию преобразовательницы бытия. Кетхен, всходящая в огонь, подобна Христу, распинаемому на кресте; мученичество, принимаемое во имя людей, их спасает и преобразовывает. Клейстовская модель истории отлична от иен-ской, отлична и от гейдельбергской; мир Клейста не замкнут в бесконечном, но движется от конечного к бесконечному, от хаоса к космосу; он абсолютно линейный и абсолютно прогрессивный. В этой модели есть актуализация истории, исторического мышления; но с иенцами и с гейдельбер-жцами Клейста сближает оптимизм, вера в реальное достижение бесконечного, констатация этого свершения. Весьма значителен «Принц Гомбургский» — последняя драма Клейста, резко отличающаяся от «Кетхен из Гейльброна». В противовес шекспировской структуре «Кетхен», «Принц Гомбургский» — драма классической (софокловской или расинов-ской) ориентации, логической четкости и симметрии. Художественный мир ее построен как некая гелиоцентрическая система; конфликт, развернутый в пространстве и времени, втягивает в себя все элементы мира, заставляет их вращаться вокруг себя, сам же стремительно устремляется к финалу, точнее, к кульминации, вслед за которой немедленно следует развязка. Ф. Геббель, знаменитый немецкий драматург, говорил о «триумфе композиции»58 в последней клейстовской драме. В центре многолюдного мира драмы находится конфликт курфюрста Вильгельма и принца Гом-бургского. Курфюрстом разрабатывается план сражения при Фербеллине, который обязаны неукоснительно выполнять все военачальники (он исходит от монарха, владеющего истиной, продиктован высочайшими соображениями). Но план нарушается принцем: не дождавшись дополнительного распоряжения (а дело именно в дополнительном распоряжении), вопреки воле офицеров, принц бросается в атаку и наголову разбивает противника. Курфюрст, оценивший победу как «блестящую», тем не менее принца арестовывает, а затем санкционирует приговор о смертной казни («он непослушаньем / Заслуживает смерть», «я хочу, чтоб слушались закона», 43, 561). Курфюрст и принц — люди одной цели (победа над шведами, могущество Пруссии), самоотверженное служение которой составляет их честь и славу, но вместе с тем они являются центральными идеологическими противниками, носителями антитетичных мировоззрений. Курфюрст представляет философию и идеологию государства, принц — философию и идеологию личности, и в этом смысле центральный конфликт может быть истолкован как конфликт между государством и личностью. Курфюрст изображен Клейстом как идеал, норма — политическая и одновременно этическая, как своего рода модель государственного устройства. Созданный драматургом характер преисполнен романтической величавости, поднят над обстоятельствами, окружен героикой, чудесами, как будто сошел с парадно патриотических картин, тронутых рыцарским миропредставлением: на поле брани под градом ядер и картечи государь, скачущий на белом коне в сопровождении спод- вижников. Во втором действии, являющем курфюрста, царит атмосфера героического величия, всеобщего почитания, некоей растворенности всех и каждого в курфюрсте, охваченности единым гражданским порывом. Рожденная вторым действием героика проходит через всю драму, сопровождая и обозначая курфюрста, наделенного всевозможными человеческими добродетелями. Это — собрание достоинств, непогрешимости, этики: нежный супруг, внимательный родственник, глубокий психолог, дальновидный политик и т. д. и т. п. Но все в курфюрсте подчинено и посвящено долгу, закону, отечеству, которые он и олицетворяет собой. По убеждению Клейста, родившемуся в годы освободительной борьбы, государство лишь тогда жизнеспособно, когда в нем царит единый, непререкаемый закон, растворение в котором есть долг и необходимость всех и каждого. Как и у А. Мюллера, идеальное государство у Клейста представляет собой организм, систему, «машину», каждый компонент которой имеет строго определенную функцию. Личность настолько сливается с государством, что становится как бы его персонификацией. Долг личности — абсолютное самоотречение во имя государства, сосредоточенного в монархе, в данном случае в курфюрсте. Система воззрений Клейста, как нетрудно увидеть, аналогична гейдельбергской системе воззрений с ее апологией общего, в результате чего высшей человеческой ценностью и становится самоотречение; особенное, индивидуальное сливается с общим, государственным. Принц Гомбургский воплощает идеологию и философию личности, утверждающей право на свободу мысли, действия и воли, личности, посвящающей себя государству, но в государстве нерастворяющейся. Драму открывает немецко-роман-тическая природа: ночь, сад, в глубине сада — замок; на переднем плане — дерево, под которым принц «с непокрытой головой и расстегнутым воротом сидит в сонном оцепенении» и «плетет венок» (43, 523). Ремарки у Клейста, афористически краткие и емкие, существенны; характеризуя костюм принца, они свидетельствуют о его сущности — раскованности, свободе, выключенно-сти из окружающего бытия. Подобно Кетхен, принц сомнамбулически предан внутренней жизни, ею всецело охвачен, пребывает не во власти обстоятельств, а во власти духа и подсознательных сил; Гомбург отгорожен от общества и своими грезами, «оцепенением», обществу противостоит. Не только начальная немая сцена демонстрирует принца как существо странное, взрывающее общепринятые нормы, «сноброда»; о принце как нарушителе дисциплины свидетельствует и диалог: обязанный быть в походе, он находится в саду, погруженный в отнюдь не солдатское занятие. В этой же первой сцене среди многого другого обнародовано честолюбие Гомбурга, позже неоднократно отмечаемое. Принц явлен на сцену плетущим венок, что справедливо откомментировано так: «Бьюсь об заклад — он видит звездочетов, / Плетущих для него венец из солнц» (43, В «Принце Гомбургском» более, чем в других произведениях Клейста, духовное овеществлено, метафоры материализованы. Материализация метафоры — характерный для романтизма художественный принцип, рожденный его мифологическими устремлениями. В финале первого явления венок, сплетенный принцем, оказывается в руках Наталии, постепенно отступающей в замок. Принц, все так же во власти внутреннего порыва, устремляется за венком — за славой и величием; и эта устремленность к славе соединена с устремленностью к Наталии. Поведение принца — своего рода модель рыцарского (и романтического) поведения; подобно Кетхен, Гомбург движим любовью, что обретает общественный смысл. Слава продиктована любовью, любовь продиктована славой; они неразделимы. Апофеозом Кетхен становится ее финальное провозглашение Катариной Швабской; апофеоз Гомбурга — победа при Фербеллине: «Итак, о Цезарь, Я ставлю лестницу к твоей звезде!» (43, 560). Принц, руководствующийся духовными импульсами, не воспринимает не только курфюрстов план битвы; и язык курфюрста непонятен, чужд для принца; это — разные миры и разные языки. Погруженность в себя в мире курфюрста оценивается как «рассеянность», постоянно отмечаемая в драме («Я часто видел, — говорит фельдмаршал, вспоминая Гомбурга накануне сражения, — Его в рассеянности. Но таким Отсутствующим не видал ни разу», 43, 606). Победа при Фербеллине — апогей удачи продиктован апогеем «рассеянности», отсутствием в мире курфюрста, своеобразным к нему пренебрежением, бессознательной демонстрацией своего независимого, свободного «я». Во время битвы принцем всецело правят интуиция, внутренний голос, «сердце». Комплекс идей, воплощенный в Гомбурге, связан с той концепцией интеллектуальной интуиции, которую исповедовали Фихте и особенно Шеллинг и которая была принципиально важна для ранне-романтической теории познания. Познание, по Шеллингу, возникает «из опыта, созданного нами самими и независимого от какой бы то ни былообъективной причинности», «когда мы перестаем быть для самих себя объектом, когда обратившись внутрь себя, созерцающее я тождественно с созерцаемым»59. Интеллектуальной интуицией, по Шеллингу, обладают лишь избранники, в то время как большинство мыслит традиционно, стандартно — с помощью рассудка. Категория интуиции, «сердца» — определяющая в мышлении Гом-бурга, доминанта его сознания; взятый под арест и приговоренный к казни, он в казнь не верит, непрерывно апеллирует к человечности, к «сердцу» («Князь поступил, как заставляет долг. Теперь черед за повеленьем сердца», 43, 567—568); решения, диктуемые разумом, но не «сердцем», кажутся ему непонятными, жестокими и неприемлемыми. Через второй, третий, четвертый акты проходят монологи принца во славу «сердца», гимны чувству и интуиции. Благодаря «сердцу» и интуиции принц выламывается за рамки установлений, узаконенных доктрин, демонстрирует себя как избранник, как личность. Итак, интуиция и «сердце» как средства достижения цели, которой являются любовь и слава, и образуют идеологию личности. Гомбург, как уже говорилось, подобен Кетхен, но далеко не во всем; их сближает любовь, чувство как доминанта внутреннего мира. Но Кетхен является личностью лишь в том смысле, что противостоит окружающему ее бездуховному бытию, и не является личностью в том смысле, что растворена в предопределении, что ею руководит вне ее находящаяся воля, подсознательно ею усвоенная. Гомбург же утверждает именно свою индивидуальную волю как высшую; суть же в том, что его воля не есть божья воля, ибо божьей волей руководствуется курфюрст, и вступая в конфликте курфюрстом, Гомбург вступает в конфликт с богом, с объективной необходимостью, с истиной, в боге сосредоточенной. Сомнамбулизм Кетхен — погружение в бога; сомнамбулизм Гомбурга — погружение в себя самого. С этим связано и переосмысление любви, чувства: в Кетхен они — свидетельство связи с небесным миром, в Гомбурге — становятся способом изоляции от небесного мира, ибо в лице курфюрста небесное существует на земле. Появление в «Принце Гомбургском» такой субстанции, как государство, сосредоточенное в курфюрсте и являющееся центром преломления божьей воли, и имеет своим результатом переосмысление таких внешне родственных персонажей, как Гомбург и Кетхен, проявляющееся в торжестве Кетхен и в катастрофе принца. Катастрофа принца предуказана в первом явлении первого акта, в уже упомянутой сцене с венком: Наталия, держащая венок, по сигналу, организованному курфюрстом, ускользает за дверь; «дверь с лязгом захлопывается перед принцем» (43, 527); жаждущий любви и славы, Гомбург остается без них; «таких вещей не достают во сне» (43, 527), — комментирует курфюрст. Битва при Фербеллине, результат философии принца, им самим обозначенная как кульминация, торжество, достижение славы и любви, оказывается катастрофой. Самоутверждение, тщеславие, жажда славы обернулись бесславием и чреваты позорной смертью. Драма Клейста исповедует не чувство, но долг, не сердце, но разум, не тщеславие, а самоотречение, не личность, но государство. Именно поэтому Гомбург и дискредитируется как личность, ставится по ту сторону общечеловеческих этических представлений; казнь, осознанная им как реальныйфакт, приводит его в ужас, разрушает как человека; постоянно находящийся во власти чувства, растворившийся в его стихии, он воспринимает смерть именно как человек чувства — без достоинства, с ужасом. Человек самоутверждения, он воспринимает смерть как катастрофу; им руководит уже не страсть к подвигу, но столь же могущественная (и слепая) страсть к жизни; он цепляется за жизнь, пренебрегая достоинством, честью, утрачивая романтический ореол («Я жить хочу, и только. А с честью, нет ли — больше не вопрос», 43, 576). Спасая жизнь, он отрекается от любви: «Во мне совсем угасла нежность к ней» (43, 576), — говорит он о Наталии. Гомбург, таким образом изображенный, не трагичен, а жалок. Как это свойственно Клейсту (и в целом романтикам), оценка персонажа осуществляется не только опосредованно (через систему событий и т. д.), но и непосредственно; демонстрируются не только те или иные события, высвечивающие действующее лицо, но и их оценка, разделяемая автором. Характеристика Гомбурга вдвойне выразительна и объективна, так как вложена в уста любящей его Наталии.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |