![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И 1 О л 3 страница
Детство не только у Шлегеля, но и у поздних романтиков (например, у Гофмана) являлось выражением свободы, раскованности, истинного (потому что непосредственного) познания мира. Но есть еще одно важное для Шлегеля обстоятельство: ребенок характеризуется свободой от предрассудков, от условностей, взрослыми именуемых ' приличием, а по существу являющихся ханжеством и лицемерием. Любовники освобождаются от условностей, и в этом следуют детям (той же Вильгельмине), что и рождает свободу, признанную романтиками идеалом красоты и нравственности. Тем самым Шлегель выговаривает себе моральное право изображать то, что не принято изображать вследствие моральных обязательств, но иного, ложного типа, — интимные отношения. Поместив «Характеристику маленькой Вильгельмины» вслед за «Дифирамбической фантазией о прекраснейшей ситуации», Шлегель_не только еопоставид_любовь_-.с._ детством, но и освятил ее детством, его наивностью, чистотой,, первозданно-етью. Принципиально. зажна в шлегелевском возведении философии, -религии, любви глава «Метаморфозы».., «Любовь — не только^,тайная внутренняя потребность в бесконечном <...> Она не просто смешение, не переход от смертного к бессмертному, но также и полное единство того и другого»' (42, I, 181). (Земное, смертное, человеческое через любовь..обретает достоинство небесного, бессмертного, божественного; с другой стороны, божественное пронизывается человеческим; «единство» противоположностей и есть тот высший синтез, в котором человеческое, становясь божественным, в то же время остается человеческим. Шлегелевский мир — это не божественное и не человеческое, это -божественно-человеческое, смертно-бессмертное. И одна из величайших метаморфоз, рожденных любовью^ Не менее значительна и другая. «Не ненависть, как говорят мудрецы, а любовь разделяет отдельные элементы и создает вселенную, и только в свете любви можно их обнаружить и увидеть. Только в ответе своего «ты» может каждое «я» полностью ощутить свое бесконечное единство») (42, I, 182). Только любовь создает личность, равную вселенной и тем самым противостоящую «пепельно-серым фигурам, лишенным движения», филистерам. Но шлегелевское «я» всегда предполагает.другое «я», процесс-рождения...«я» всегда связан с аналогичным процессом в другом человеке (Юлий — Люцинда). Вселенную в «Лю-цинде» образует сообщество личностей, именно поэтому и в «Люцинде», и в романтической культуре в целом утверждается идея дружбы, идея некоего гармонического коллектива. В этой же связи для Шлегеля, как и для его собратьев по движению, важна проблема женщины; шлегелев-ский коллектив состоит из равнозначных «я» муж-, ского и «я» женского: мировой синтез вне этого единства немыслим. Люцинда — не только объект, но и субъект любви, как личность она равна Юлию. И Юлий боготворит Люцинду, и боготво-рение — не метафора, а действительность, ибо Люцинда в восприятии героя — Дева Мария, Мадонна, прародительница святости; любовь Юлия — своего рода богослужение, и любовный акт — это тоже богослужение.,«Все одухотворилось для меня, все говорит со мной,~и все мне свято. Когда любят так, как мы, человеческая природа вновь обретает свою изначальную божественность. Наслаждение, испытываемое в уединенном объятии двумя влюбленными, вновь стано- вится тем, чем оно является в великом целом, — священнейшим чудом природы; и что для других нечто, чего они справедливо стыдятся, для нас вновь то, что оно и есть само по себе, —| чистое горение благороднейшей жизненной силщи (42, I, 188)ЛЛ.ю-бовь--Лк>цинды и Юлия несет в себе все признаки божественности, так как\в основе своей это созидающая, творящая—сил*г^Шлегель даде-ляет эту любовь основной функцией самого господа — творчеством.) Тема сладострастия и призвана символизировать то единение мужского и женского начал, в результате которого создается новая жизнь, новый мир. В этой связи выявляется и вторая функция темы ребенка (Вильгельмины), беременности, Мадонны с младенцем. Ребенок и есть символ новой жизни, возникающей из любви и освящающей собой половой акт. Отсюда и энергичная проповедь деяния, творчества (особенно значимая в главе «Юлий и Антонио»). Любовь — это не только жизнь, но и религия, точнее, это некая" религиозная жизнь, религиозное деяние. Библейские имена, религиозные сравнения, всевозможные ссылки на Господа проходят через «Люцинду», образуя важнейший повествовательный план, обнажая важнейшую мысль романа. Весьма существенно, что с защитой «Люцинды» от врагов и друзей выступил не кто иной, как автор «Речей о религии» Ф. Шлейермахер, опубликовавший в 1800 г. «Доверительные письма о «Люцинде» Фридриха Шлегеля». Растолковывая суть «Люцинды», он писал: «Бог должен быть в любящих, их объятие есть собственно его объятие, которое они одновременно в одно и то же мгновение чувствуют и потом снова хотят чувствовать»166. Греза о смерти («Два письма») доводит дологического конца идею о богоподобии любящих, ибо греза о смерти — не что иное, как вариант гибели Христа и его воскресения. Понимание любви как религии и завершает возведение шлеге-левской идеологии, освобождает ее от сомнительности и малейшего намека на аморализм. Соотнесенность истории Юлия и Люцинды с евангельской историей, проходящая через «Люцинду», и утверждает любовь как религиозное в основе своей чувство и деяние. И как евангельская история есть не легенда и не сказка, а миф, так и «Люцинда» конструирует миф, т. е. отвергает метафорическую основу для интерпретации и уверяет в подлинности всего в ней изображаемого. Такова в основных чертах созданная Ф. Шлеге-лем религия любви, концепция, сохранявшая значение в течение всей романтической культуры как образец, как предмет переосмысления, как предмет отрицания: в этих разных ипостасях «Люцинда» существовала в романтическом сознании. И именно Шлегелем было.....завершено построение раннеромантической концепции любви как синтеза конечного и бесконечного и как способа его достижения, как цели и средства одновременно..^ Таким образом, шлегелевский роман, начатый картиной бесконечного, картиной бесконечного и завершен: картиной некоего универсального синтеза, единства, достигнутого любовью, соединившей в себе конечное и бесконечное, физическое и духовное. Вторая часть «Люцинды» («Ученические годы возмужалости») противостоит как первой, так и третьей частям как по структуре картины мира, так и по характеру повествования, максимально приближенному к просветительскому роману. Многочисленные любовные истории, здесь изобра- жаемые, контрастируют любви Юлия.и..Люцинды, как будто извлечены из фривольного романа, из «Ардингелло» например, все они — результат и проявление чувственности. Партнер и его. бесконечные партнерши руководствуются безудержной чувственностью, чувственность хозяйничает в людях," в мире. Чувственность и свидетельствует о замкнутости человека, о господстве в нем телесного, посюстороннего интереса; ^система духовных ценностей изъята из мира чувственности," что и делает этот мир ущербным, однозначным. Все это уводит личность от ее подлинного предназначения, разрушает ее целостность: «бушующая неудовлетворенность раздробляла его воспоминания, и никогда еще представления о совокупности своего «я» не были столь недостаточными»; «он презирал мир и все сущее и был этим горд» (42, I, 165, 166). Отсутствие единства личности рождает не только «неудовлетворенность», но и мысль о смерти. То, что во фривольном романе, в какой-то степени в «Ардингелло», являлось предметом поэтизации, в «Люцинде» объявлено несостоятельным, ущербным, ведущим к гибели. Фабула в «Ученических годах возмужалости», как и во многих романах XVIII века, построена по принципу многократного повторения одной ситуации: любовная история — глубокое разочарование. Но если любовные истории в романе XVIII века (в том же «Вильгельме Мейстере») ведут героя к зрелости, к выявлению его сущности, то в «Люцинде» они имеют обратный результат: растворяют героя в конечном, опустошают его духовно. Фабула «Люцинды» и воспроизводит фабулу просветительского романа (линейно расположенные события), и немедленно ■его опровергает. Сфера конечного оказывается несостоятельной как с точки зрения этической, таки эстетической. Заметим, кстати, что фривольное, чувственное изображено лишь в «Ученических годах возмужалости», и суждения опровергателей романа могли бы быть отнесены к этой главе, хотя фривольное, чувственное и здесь изображено с отрицательным знаком. Как и в подавляющем большинстве рациона-листическо-просветительских романов, в «Ученических годах возмужалости» повествование строится на разграничении субъекта и объекта; изображается действительность, являющаяся внешней по отношению к повествователю. Используя традиционный принцип объективного повествования, Шле-гель решал двойную задачу: указывал, с одной стороны, на разделенность позиции автора и его героя, с другой — на растворенность героя в материальном, антидуховном; его внутренний мир еще не стал универсумом, каким он станет после встречи с Люциндой, после чего и будет осуществлена «передача» повествования Юлию (Юлий первоначально — «он», позже — «я»). Объективная действительность сменяется действительностью субъективной, и последняя признана идеальной, гармоничной. Бесконечное и достигается благодаря духу, через дух. Субъект, творящий бесконечное, объявлен господом. Поэтому и завершается «Люцинда» главой «Причуды фантазии», являющейся гимном душе, «фантазии». Старый спор между разумом и фантазией (чувством) решен Шлегелем в пользу фантазии, наделенной миротворческими качествами, единственно способной постигнуть тайны бытия:, «Высшее проявление разума заключается в том, чтобы замолкать по своему желанию, предаваться всей душой фантазии...» (42, I, 202). Порожденный и утвержденный фантазией мир Дмир. синтеза) и. объявлен подлинным миром, миром идеала и гар-мрнии<£«Люцинда», таким образом, заканчивается изложением идеи, сконструированной структурой романа («Люцинда» представляет собой исповедь, т. е. изложение жизни души, сознания, благодаря которому и вершится постижение и преобразование мира). Нетрудно увидеть, что «Люцинда» несравненно более языческий вариант романтической культуры по сравнению с тогда же возникшими «Странствованиями Франца Штернбальда» и «Генрихом фон Офтердингеном», в которых актуализировано духовное начало при определенном примате духа над плотью, в то время как в «Люцинде» есть примат плоти над духом, упоение материей, плотью, яростное переживание жизни в ее полноте и целостности. Именно это последнее обстоятельство и определяет шлегелевскую пространственно-временную концепцию, его утверждение бесконечного как настоящего, как не ожидаемого, а свершившегося события. Пафос «Люцинды» — пафос свершения, достигнутого и переживаемого идеала, пафос жизни в бесконечном. «Люцинда» строит мир, в котором время трансформировано в вечность, конечное в бесконечное, демонстрируется процесс обретения вечности. В романтической культуре изначально возникает антично-ренессансная традиция, противостоящая традиции христианской с ее томлением духа, экзальтированной верой в завтрашний день, счастьем ожидания. Вместе с тем та и другая традиции существуют в пределах одной культуры, символизирующей конечное, конкретно-чувственное, интерпретирующей все материальное как запредельное, сверхчувственное, утверждающей синтетическую целостность бытия как этико-эстетическую норму. Концепция, проявившаяся в «Люцинде» ранее, чем в других европейских культурах, заявила о себе и в России, в частности, в некоторых произведениях Пушкина. Если тиковско-новалисовский вариант получил классическое воплощение в лирике Жуковского, то шлегелевский вариант наиболее последовательно утверждает ранняя лирика Н. М. Языкова, частично лирика К. Н. Батюшкова. Творчество Пушкина, отмеченное «катастрофичностью»167 развития, не укладывается всецело в рамки той или иной концепции, той или иной культуры. Но некоторые его стихотворения первой половины 20-х годов классически воплощают ран-неромантическую пространственно-временную концепцию. Это относится прежде всего к знаменитому стихотворению 1825 г. «К***» («Я помню чудное мгновенье»)168. Стихотворение, состоящее из шести строф, распадается на три равные части, каждая из которых демонстрирует определенную картину мира. Начальная картина мира образована «чудным мгновеньем», рожденным «явлением» героини («ты»), представляющей собой небесное, бесконечное, идеальное (о чем свидетельствует ее портрет, характеризующийся отсутствием «портрет -ности», «зыбкостью», «истонченностью», «бесплотностью» образа169). «Чудное мгновенье» — это: И божество, и вдохновенье, \ И жизнь, и слезы, и любовь. Нетрудно увидеть, что все категории, расшифровывающие «чудное мгновенье»,---основополагающие романтические категории. Идеальная жизнь есть жизнь в любви, в творчестве (как и у Жуковского в стихотворении «Я Музу юную, бывало...», через «вдохновенье» совершается «откровение», познание бесконечного и его объективация в поэтическом тексте), в боге, в чувстве, знаком которого являются «слезы». Идеальная жизнь, обретенная в «чудном мгновенье», это и есть «жизнь», потому что жизнь вне бесконечного, вне идеала, вне «ты», жизнь в конечном — нежизнь. Второй период жизни, вторая картина мира — это жизнь без любви, без «ты»; она строится как абсолютная антитеза жизни первого периода. Характеристики даны через систему отрицаний; это жизнь, противоположная «чудному мгновенью», что и декларирует четвертая строфа: В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви.
(с.166-167) – контекст для гейдельбержцев (с.168-188) – гейдельбергские романтики
Распад иенского сообщества не был результатом личных столкновений и разногласий; они, видимо, явились результатом мировоззренческого разброда, начавшегося в начале нового века. Под влиянием «мировых событий» в недрах романтизма происходит значительная идеологическая трансформация; \|прежде всего рушится то необыкновенное выдвижение личности, которое в большей или меньшей степени являлось основой раннеро-мантической системы воззрений. Личность, наделенная господними функциями, столкнулась с «мировыми событиями» и ощутила бессилие, иллюзорность и умозрительность этих господних функций. В сознание романтиков постучалась реальность, история во всей своей зримости и всевластности/ Идея неограниченной свободы, являющаяся продуктом революционного энтузиазма, сменяется V/осознанисм человеческой несвободы — следствием послереволюционного опытаУ Смена культур, происшедшая в рамках романтической культуры, прежде всего и продиктована сменой представлений о характере взаимоотношений человека и окружающего его мира, переоценкой сущности личности и реальности. Личность, полагавшая себя творцом универсума, отныне вводится в контекст универсума. Германская история конца XVIII — начала XIX века отмечена событиями, преодоление которых было невозможно в сознании за счет предельной актуализации человеческого «я». Французская революция с беспредельной остротой поставила вопрос о немецкой государственности, о формах ее дальнейшего существования, ибо совершенно очевидной стала политическая и социальная анормальность раздробленной, отсталой Германии. Судьба германских государств теснейшим образом оказалась связанной с тогдашней судьбой Франции; с 1792 г. многие из них, и прежде всего Австрия и Пруссия, участвовали в нескольких антифранцузских коалициях; бесчисленные военные поражения лишь на время успокаивали немецких монархов. Особенно драматический характер события обрели после 1804 г.: в грандиозной битве под Аустерлицем в декабре 1805 г. было покончено с Австрией, поддерживаемой Россией. Летом 1806 г. Наполеон создает профранцузский Рейнский союз, куда постепенно вошли все германские государства, за исключением Пруссии и Австрии; Священная Римская империя перестает существовать. Осенью того же 1806 г. новую войну провоцирует Пруссия, одно из великих государств тогдашней Европы. Одержимая милитаристским и антинаполеоновским (в сущности, антиреволюционным) пылом, Пруссия грозила в короткий срок разгромить Францию. Война началась 8 октября, а через неделю — 14 октября — прусская армия была уничтожена в знаменитых сражениях под Иеной и Ауэрштедтом; в стране воцарилась паника: «полки, крепости сдавались при виде первого французского разъезда»7; 27 октября Наполеон въехал в Берлин; Пруссия перестала существовать. Летом 1807 г. был заключен Тильзитский мир между Францией и Россией, в результате которого Пруссия теряла более половины территории, остальная же сохранена была «из уважения к его величеству императору всероссийскому». Пруссия должна была уплатить огромную контрибуцию; вее пределах оставались французские войска; страна, в сущности, была оккупирована. Но именно вслед за разгромом Пруссии и особенно новым разгромом Австрии в 1809 г. в немецких государствах начинается освободительное движение. Тиль-зитский мир, писал В. И. Ленин, «был величайшим унижением Германии, и в то же время поворотом к величайшему национальному подъему»8. В 1808 г. в Кенигсберге возникает Тугенбунд, задача которого — освобождение Германии из-под наполеоновского господства. Повсеместно создаются спортивные союзы, которые исповедуют воспитание сильной личности, необходимой для борьбы с захватчиками. С 1811 г. в Берлине действует Христианское немецкое общество застольных бесед. В различных районах оккупированной Германии вспыхивают восстания. Особенно интенсивным освободительное движение становится в 1812— 1813 гг., после поражения наполеоновской армии в России. Со второй половины 800-х годов острейшей проблемой становится не та или иная перспектива германской государственности, а германская государственность как таковая, судьбы германской нации9. Все это и были те «мировые события», которые продекларировали «ничтожность» раннего романтизма и необходимость нового культурного движения, отвечающего духу времени, откорректированного текущей историей. Катастрофа раннего романтизма выдвинула в немецком романтическом движении две тенденции, причем та и другая возникли практически одновременно. Одна из тенденций представляет куль-ТУРУ» характеризующуюся некоей антитетичностью раннему романтизму, радикальным переосмыслением мира; возникшая в начале века, эта культура кульминационной стадии развития достигла в 810— 820-е годы, это — поздний романтизм. Наряду с поздним романтизмом формируется и другая тенденция, строящаяся не на отмене раннеромантиче-ской культуры, а на ее коррекции, переосмыслении в свете требований, выдвигаемых временем; эта система воззрений как целостная оформляется в так называемом гейдельбергском кружке. И поздний, и гейдельбергский романтизм, существующие до некоторых пор параллельно, взаимно друг на друга влияют, друг друга обогащают/Но в историко-литературном процессе гейдельбергский романтизм естественно и закономерно выдвинут романтизмом ранним: ранний романтизм перерастает в гейдельбергский, во всяком случае контакты раннего романтизма с гейдельбергским более тесны и определенны, чем с поздним.^ Термин «гейдельбергский романтизм» («гейдельбергский кружок») в еще большей степени условен, чем «иенский романтизм». Гейдельбергский кружок, функционирующий в 1805—1808 гг., в качестве центральных личностей имел Ахима фон Арнима (1781—1831) и К- Брентано (1778—1842); активную роль в его жизни играли филолог и публицист И. Гёррес (1776—1848), филолог Ф. Крейс-лер (1771 — 1858), юрист К- Савиньи (1779—1861); тесно были связаны с Гейдельбергом в то время также Я- Гримм (1785—1863) и В. Гримм (1786— 1859); в Гейдельберге вступил в литературу Й. ЭйХендорф (1788—1857). Рупором гейдельберг-ской идеологии была «Газета для отшельников», издававшаяся Арнимом в 1808 г., но значение ее было гораздо более скромным, чем иенского «Ате-нея». Идеи, получившие воплощение в Гейдельберге, стали формироваться в начале века, до того, как в Гейдельберге поселились Арним и Брентано. С 1809 г. едва ли не все представителигейдельбергского кружка переселяются в Берлин: идеология, сформировавшаяся в Гейдельберге, экспансирует прусскую столицу; идеология так называемых берлинских романтиков, и тех, кто был связан с Гейдельбергом, и тех, кто с Гейдель-бергом прежде связан не был, прежде всего таких, как Г. Клейст (1777—1811) и А. Мюллер (1779— 1829), есть гейдельбергская по своему характеру, хотя многие выдающиеся ее памятники были созданы после Гейдельберга или вне его. Гейдельбергская культура (в чисто условном и расширительном смысле) является чрезвычайно важным фактором немецкой романтической культуры до середины 1810-х годов, но она не исчезает и в позднейшие годы. Как видно, ее пространственный и временной диапазон был шире диапазона иенской культуры. Гейдельбергская идеология — новый этап немецкой романтической идеологии. Иена и Гейдельберг чаще всего вели резкую полемику, точнее говоря, Гейдельберг вел полемику с иенским сообществом, уже ушедшим в историю. v/Для Гейдельберга, в частности, был решительно неприемлем иенский субъективизм, иенское пере-черкиванье исторической реальности, иенское «язычество», но не менее, чем расхождение, существенно их родство.^Скажем здесь только о том, что Гейдельберг исповедует некую грандиозную синтетическую утопию, только возводимую не на духовной, как в Иене, а на абсолютно реальной основе; гей-дельбержцы прежде всего и наследуют иенский утопизм, иенскую всемирность, хотя и осмысляют их иначе. В. М. Жирмунский гейдельбергский романтизм назвал «переходной эпохой между ранним и поздним романтизмом»10, и это определение бесспорно. Подчеркнем только, что «переходность» ни в коей мере не означает отсутствия собственной системы воззрений: Гейдельберг в высшей степени наделен «лица необщим выраженьем»!/ ^уГейдельбергский романтизм переносит центр внимания на конечное, на историческое бытие; постоянная сфера его забот — Германия, ее прошлое, настоящее и будущее, ее судьбы и ее сущностьУ «Мировые события», о которых писал А. В. Шле-гель, актуализировав реальность, историю, актуализировали и гердеровские идеи исторического процесса, и прежде всего «Идеи к философии истории человечества». Дело не только в том, что Гердер поставил природу и социум под знак исторического процесса, пропустил через них время, историю, но и в том, что каждый исторический период, будучи частью мировой истории, является относительно замкнутым, относительно самостоятельным целым. «Для Гердера, — писал В. М. Жирмунский, — в органической природе каждое явление одновременно и цель и средство, звено цепи, но в то же время самостоятельное звено, и для себя — средоточие своего существования; так и в историческом процессе каждый этап имеет самостоятельное значение, содержит «свой идеал добродетели и счастья», соответствующий разнообразным модификациям исторической жизни»11. «В этом едином процессе, согласно учению Гердера, каждый отдельный этап — одновременно и цель и средство, не только служит переходным звеном к последующему, но в то же время имеет самостоятельное значение: чтобы на земле могло осуществиться все, что может на ней осуществиться по условиям места и времени и по прирожденному или сложившемуся характеру данного народа»; «Гердер приходит к своеобразному синтезу учения об историческом прогрессе и концепции самостоятельных в своем развитии культурных миров»12. Человечество, поГердеру, едино, «один на Земле род человеческий», но в зависимости от органического строения и климата возникают различные народы и нации; общее (человечество) существует в особенном (народах, нациях): «В природе не бывает двух совершенно одинаковых листьев дерева, и тем более не бывает двух одинаковых человеческих лиц и одинаковых органических строений»13; «Ибо каждый народ — это народ, и у него есть и язык, и особое, присущее только ему строение. И широты накладывают на народы свою печать или накидывают легкое покрывало, однако изначальное племенное строение народа не исчезает и не разрушается»14. Отсюда вытекает и чрезвычайно важная мысль Гер дер а о том, что исторический процесс не есть нечто единообразное: «Народы видоизменяются в зависимости от места, времени и внутреннего характера; всякий народ несет на себе печать соразмерности своего, присущего только ему и несопоставимого с другими совершенства. Чем чище и прекраснее достигнутый народом максимум, чем более полезны предметы, на которых упражняются совершенные силы его души, чем тверже и яснее узы, связывающие все звенья государства в их сокровенной глубине, направляющие их к добрым целям, тем прочнее существование народа, тем ярче сияет образ народа в человеческой истории»15. «А потому одна цепь культуры соединяет своей кривой и все время отклоняющейся в сторону линией все рассмотренные у нас нации, а также все, которые только предстоит нам рассмотреть. Эта линия для каждой из наций указывает, какие величины возрастают, а какие убывают, и отмечает высшие точки, максимумы достижимого. Некоторые из величин исключают друг друга, но, наконец, в целом достигается известная соразмерность, и крайне логичным выводом было бы на основании совершенства, достигнутого нацией в одном, заключить, что совершенна она во всем»16. «Даже у одной и той же нации максимум, достигнутый ее трудами, не всегда может и не всегда должен длиться вечно, потому что максимум — это только точки в линии времен»17>История человечества, по Гердеру, есть не что иное как история соединенных «кривой и все время отклоняющейся в сторону линией» народов, наций. История человечества обрела у Гердера национальную окраску, национальный характер; история человечества освещается сквозь призму истории нации. Тот или иной национальный культурный мир и есть определенное качественное состояние нации; смена культурных миров есть, естественно, смена качественных состояний. Гердеровский историзм — это развитие и многообразие; Гердер решительно порывает с метафизикой, утверждавшей неподвижность, всеобщность идеала, обретенного в классической античности. V На почве гердеровских идей и начинается изучение национальной истории, национальной культуры, национальной специфики. Штюрмерская культура открывает немецкое средневековье не только как своеобразную историческую эпоху, но и как эпоху, заложившую основы современной немецкой культуры и истории, а не как «темные» века, провал в культурной жизни Европы, как полагали Ренессанс и вслед за ним классицизм. Мир средневековья для «бури и натиска» — обжитой, родной мир; в него погружались с той предельной страстью, на которую способны неофиты. Но вместе с тем штюрмерское средневековье таило в себе конфликты современного мира, мир, каким его мыслили просветители, опрокидывался всредневековье; лицо средневековья было преимущественно современным лицом. Национальное прошлое оказывалось не менее фетишистским образом, чем античный мир; точнее говоря, на смену мифологизированной античности пришло мифологизированное национальное прошлое, хотя оно и не интерпретировалось как норма, идеал, совершенство. Потому и был сравнительно бесконфликтен новый поворот к классике и у Гете, и у Шиллера, и у других современников, происшедший на грани 80— 90-х годов XVIII столетия, что историзм еще продолжал корректироваться метафизикой. «Мировые события», в особенности начала XIX века, превратившие Германию едва ли не во французскую провинцию, с предельной остротой поставили проблему немецкой государственности, германской истории, национального самосознания. Проблема немецкой нации и государства перестала быть умозрительной, а явилась актуальнейшей общественной, политической, культурной проблемой; перестав быть отстраненной, она стала личной проблемой каждого немца. Именно в этот период чрезвычайно важную роль в немецкой культуре суждено было сыграть Ф. К. фон Савиньи. В 1803 г-Савиньи издает книгу «Право владения» («Das Recht des Besitzes»), которой суждено было стать событием не только в юриспруденции (обосновывалась историческая школа права), но и в духовной жизни тогдашней Германии. Один из современников утверждал: «Она появилась как метеор в темной ночи, и Савиньи, двадцатичетырехлетний, предстал как великан среди карликов»18; еще более существенно суждение Ф. Крейцера, крупного ученого, писавшего в 1804 г.: «Савиньи — великий человек, этот человек как богатая содержанием, глубокая книга, которую можно долго изучать, без того чтобы полностью постигнуть»19. Свидетельств, подобных только что приведенным, — бесчисленное множество. Савиньи оказывает едва ли не определяющее воздействие на всех представителей гейдельбергского романтизма; процитируем утверждение современного автора, относящееся к деятельности братьев Гримм: «Имя Фридриха Карла фон Савиньи относится к числу тех, кто оказал наибольшее влияние на братьев Гримм, их жизнь и творчество»20. Идеи, провозглашенные в «Праве владения», получили дальнейшее развитие в таких фундаментальных сочинениях, как шеститомная «История римского права в эпоху средневековья» («Geschichte des romischen Rechts im Mit-telalten», 1815—1831) и трехтомная «Система современного римского права» («System des heutigen romischen Rechts», 1840). В основу права Савиньи кладет понятие «народный дух»; право — это продукт «народного духа», народного сознания, его слово и воплощение. Позволим себе пространную цитату из «Системы современного римского права»: «Если мы спросим о субъекте, в котором и для которого существует позитивное право, то в качестве такого мы назовем народ. Во всеобщем сознании народа живет позитивное право и поэтому мы можем называть его также народным правом. Но ни в коем случае нельзя думать, будто право порождалось через произвол отдельных членов народа; произвол отдельных людей мог бы, возможно, случайно избрать это право, но мог бы, вероятнее всего, избрать и нечто совершенно иное. Скорее всего это живущий и действующий в каждом отдельном члене общества народный дух, который создает позитивное право, являющееся тем самым не случайно, но неизбежно для сознания каждого человека одним и тем жеправом». «Но форма, в которой право живет во всеобщем сознании народа, есть не абстрактный закон, но живой образ правовых инстинктов в их органической целостности. Так что когда возникает потребность осознать закон в его логической форме, эта логическая форма извлекается из целостного образа только искусственным путем. Та форма открывается через символические действия, которые зрительно изображают сущность правовых отношений и в которых первоначальные народные права в большинстве случаев выражаются яснее, чем в законах»21. «Однако и там, где единство народа несомненно, внутри его границ мы находим более частные образования, которые наряду с всеобщей связью объединены и более узкими связями, а именно: города и деревни, гильдии, корпорации всех видов, которые представляют народообразные части целого. Но если мы рассматриваем народ как естественное единство и в этом смысле как носителя позитивного права, то мы при этом должны думать не только о составляющих его отдельных индивидах; скорее всего это единство определяется сменяющими друг друга поколениями, связывающими настоящее с прошлым и будущим»22.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |