![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига: Зинатне, 1988. 3 страница
Идеи Шеллинга были активно, «энтузиастиче-ски» поддержаны иенским кругом молодых и очень талантливых естествоиспытателей — Риттером, сочетавшим преклонение перед Шеллингом с преклонением перед Бёме, Стеффенсом, издавшим целый ряд шеллингианских сочинений, из которых назовем «Основы философского естествознания» (1806), и Хюльзеном, высоко ценимым Ф. Шлеге-лем. Наконец, упомянем Ф. К. фон Баадера (1765—1841), «глубокомысленного философа» (Ф. Шлегель, 56, II, 26), в 1797 г. издавшего «Вклад в элементарную физиологию», в котором обосновано понятие «мировой души» в качестве принципа, определяющего природу как единый, целостный, живой организм. Судя по всему, идея Баадера оказала воздействие как на Шеллинга, так и на Новалиса76, создавшего учение о соотношении части и целого в мировом организме, некоторым образом объясняющем структуру романтической природы: «Любой член мирового организма является «одновременно членом и не-членом». Он выступает как член (т. е. какая-то часть целого), ибо представляет собой нечто отличное от целого; но в то же время и не как член, ибо выражает собой целое, или принадлежит ему. «Мое тело» как часть целого (мира) представляет собой не специфически отличное от целого, а «вариации» целого»77. «Вся природа, — писал В. М. Жирмунский, излагая романтическую натурфилософию, — одушевлена; все части ее — члены одного громадного тела; все гармонично в ней и связано, потому что одна душа оживляет это тело, одна жизнь проявляется во всех его движениях, во всей природе мы видим единого вечного Бога»78. Натурфилософия различного характера становится душой эпохи, душой раннего романтизма; натурфилософия входит в литературу, в живопись, даже в музыку. От имени всего романтизма сказано впоследствии Ф. И. Тютчевым, мюнхенским знакомым Шеллинга: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Круг воззрений, связанных, с одной стороны, с руссоизмом, а с другой — с пантеистической натурфилософией, и определил тиковскую концепцию природы (леса) в «Странствованиях Франца Штернбальда». Лес Тика внушает самые просветленные, восторженные чувства; лес — это поэзия, изображенная языком поэзии, точнее говоря, языком поэтического восторга. Согласно романтикам, природа (и все ее явления) есть, естественно, конечное, но поскольку природа — это Бог, то она не что иное, как бесконечное. Романтическая природа — это радикальное преодоление дихотомии «материя—дух», «конечное—бесконечное», это слияние, синтез того и другого. Если рассматривать материю как тезис, а дух как антитезис, то в романтическом пантеизме осуществлен синтез. В результате слияния конечного и бесконечного романтическая природа и становится миром бесконечного, бесконечное, растворившееся в материи, трансформирует материю в бесконечное. Не только тиковская, но и общеромантическая система воззрений выдвигает пантеизм как объективную необходимость. Лес Тика — это «Зримый дух». И здесь необходимо иметь в виду v одно обстоятельство: природа — это как бы «удвоенный» мир, «двойное бытие», как бы удвоенное по вертикали пространство; каждое явление природы (конечное) не есть нечто замкнутое в себе самом, нечто самоценное, себя самого исчерпывающее; каждое явление природы есть знак другого, запредельного, бесконечного, есть слово «мировой души», Бога. «Удвоенность» природы — это зримое (материя) и незримое (Дух), это индивидуальное, особенное и всеобщее, это временное и вечное; будучи определенным телом, то или иное явление природы не похоже на другие тела, но будучи духом, оно равно всем другим телам; наконец, это познанное и непознанное. И что чрезвычайно существенно, «удвоенность» природы и проистекает в результате ее непознанности, в результате ее аналитического истолкования, познанность же природы предполагает ее синтетическое единство, ее ! синтетическую целостность79. Лес Тика расположен к людям, которые ему доверяют, в нем живут, его чувствуют; лес — родной мир. Но лес может внушать и страх; в романе «Странствования Франца Штернбальда» эта тема не воплощена, лишь в начале второйчаста ночные чащобы ужасают Штернбальда, но ужас, им пережитый, хотя и безмерен, но мгнове-нен; взошедшая луна снимает враждебность леса и восстанавливает его обычное дружелюбие, обычное родство. Заметим, что тиковский лес, как правило, освещен солнцем или луной, и освещенность в данном случае означает освященность; это — дружественная, потому что святая, божественная природа.
(с.91-96) мотив странствий, пути, томлений •уфранц Штернбальд, как и иные романтические герои, — человек дороги, странствия, путешествия; но «внешнее» путешествие есть одновременно путешествие внутреннее, духовное; в физическом движении воплощено движение духа. Как известно, центральное свойство раннеромантической личности — томлщце (Sehnsucht)V' Гофман в «Крейсле-риане» томление справедливо определил как «сущность романтизма» (37, III, 25). Фр. Шлегель в «Развитии философии в двенадцати книгах» (1804— 1805) создал своего рода философикцчшления, положив томление в основу создания мира мировым Я- «В сознании бесконечного единства, в чувстве внутренней простоты и пустоты бесконечное мировое Я стремится к бесконечной полноте». «Бесконечное томление, рассматриваемое как деятельность, — это бесконечное распространение во все стороны и во всех направлениях. <...>*/1Томление в его изначальной форме — это неопределенное бесконечное влечение, неопределенная деятельность, распространяющаяся во все стороны и во всех направлениях в бесконечность./Даже в человеке томление в его изначальной форме—это духовное распространение во все стороны и во всех направлениях, неопределенное бесконечное влечение, не направленное на определенный предмет, но имеющее бесконечную цель, неопределимое духовное развитие и формирование, бесконечную полноту духовного совершенства и завершенности». «Стремление в безмерную смутную даль, томление по неведомому благу, хотя и неопределенное и смутное, однако совершенно верное предчувствиебесконечного величия и блаженства» (56, II, 184). Томление в романтической культуре — томление отдельной личности (Шлегелем распространенное на мировое Я), томление наполняет сознание движением, вечным стремлением к воплощению, к совершению, томление выводит человека на дорогу, обрекает на «странствование». В. М. Жирмунский писал: «И проходят по земле романтические странники, идущие не по своей воле, но влекомые какой-то чужой силой. Нет им нигде ни покоя, ни отдыха. Их цель — это призрак, который уходит от них по мере приближения к нему; потому что нет последнего удовлетворения, и не вместить бесконечного до конца. Это — счастье, вечно далекое, вечно зовущее через всю жизнь»90. Бесконечное потому и бесконечно, что никогда не имеет предела, никогда не воплощается, не обретает законченной формы; и постижение бесконечного должно быть бесконечно. Штернбальд, будучи художником, обречен на томление, на вечный поиск, на вечное скитальчество. В романтической культуре возникает своего рода мифология, сакрализация пути; сакральный характер пути определяется тем, что имеет сакральные цели — бесконечное, Царство Божие, Золотой век, но, с другой стороны, тем, что он мыслится как нечто непременное, общеобязательное, как внутренний закон. В романе Тика чрезвычайно велика роль поэзии; Тик осуществляет синтез прозы и поэзии, лирики; жанровый синтез строит мировой синтез. Но обратим внимание на следующее: помимо многих функций, лирика тиковского романа абсолютизирует историю Штернбальда, возводит ее в достоинство непреложного закона, мифа. Из ранга конкретной, индивидуальной истории, истории Штернбальда, онприсутствует как нечто пунктирное, малозначащее. Человек легко покидает дом: поскольку в ранне-романтическом мышлении все конечное одновременно и бесконечное, то это относимо и к дому, который перестает быть замкнутым пространством, утрачивает ту систему значений, которую он имел в европейской культурной традиции. Дом (а значит, и семья) ставится под знак непрерывной изменчивости, неуловимости. Поздний романтизм на доме сосредоточен самым тщательным образом, но дом объявляется знаком негативного мира, негативного сознания, классическим воплощением конечного. Одна из самых знаменитых апологий движения — стихотворение В. Мюллера «В путь» (1818), обретшая всемирную известность благодаря Ф. Шуберту, сочинившему к нему музыку, — как раз и построена на антитезе дома и пути, движения. В движенье мельник жизнь ведет, в движенье. Плохой тот мельник должен быть, Кто век свой дома хочет жить. Всё дома, всё дома. Вода примером служит нам, примером. Ничем она не дорожит. И дальше, дальше все бежит Всё дальше, всё дальше. Движенье — счастие мое, движенье. Прости, хозяин дорогой, Я в путь иду вслед за водой. Далёко, далёко. (49,524) (Перевод И. Тюменева) ^Благодаря апологии движения, религии пути романтизм и является своего рода культурой -движения. Культ движения, утвержденный Тиком, будет снят только с катастрофой романтизма; в этом смысле крайней точкой антиромантического мировоззрения станет гончаров-ский Илья Ильич Обломов, пространство которого сузится до масштабов не только дома, но и дивана. Одно из наиболее значительных созданий ранне-романтической культуры, оказавшее большое воздействие на современников, — изданные в 1799 году «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим» Ф. Шлейермахера. Ф. Шлейермахер сопоставляет романтическое сознание с его конститутивным свойством — апологией движения с религиозным сознанием: «... религиозное размышление есть лишь непосредственное сознание, что все конечное существует лишь в бесконечном и через него, все временное — в вечном и через него. Искать и находить это вечное и бесконечное во всем, что живет и движется, во всяком росте, во всяком действии, страдании, и иметь и знать в непосредственном чувстве саму жизнь лишь как такое бытие в бесконечном и вечном — вот что есть религия» (57, 36). На этой основе не только строится религия пути и движения, но происходит действительное сближение романтического сознания с религиозным. Мир, окружающий романтика, — это мир, в котором все материальное, конечное заключает в себе духовное, бесконечное, божественное; в реальном пространстве есть мистическое чувство присутствия сверхреального; человек устремлен к тому высшему, что находится за границей оформленного; «он с бесконечным жаждет слиться». «Странствование» — это форма этого слияния, своего рода паломничество к «святым местам» духа; это путь к откровению, путь-откровение.
(с.104-113) концепция иронии
Концепция иронии, провозглашенная в комедиях Тика, представляет собой художественный аналог теории универсальной иронии, созданной Ф. Шле-гелем в 1797—1798 гг. «Кот в сапогах» был создан одновременно и независимо от теории Шле-геля, но является ее классическим воплощением. В принципе иначе и быть не могло, потому что как «Кот в сапогах», так и теория Шлегеля — продукт и объективация раннеромантического соз- нания. Скажем и о том, что теория Шлегеля и драмы Тика свидетельствуют, что наука и искусство в конце XVIII века шли в ногу, что романтизм был универсальным явлением. «Остроумие, — утверждает Ф. Шлегель (и это один из главных его постулатов), — это взрыв связанного сознания» (46, 177). «Взрыв связанного сознания» означает освобождение от границ, от власти, от детерминизма, от любого типа оков (прежде всего оков, существующих в сознании), обретение неограниченной свободы, ставящей личность над всем конечным, обусловленным, «связанным». «Взрыв связанного сознания», «остроумие» есть акт творения бесконечного. П. П. Гайденко в «Трагедии эстетизма» справедливо утверждает, что «принцип иронии был сформулирован Шлегелем под влиянием философских идей Фихте»101, и убедительно это доказывает. Как известно, «наукоучение» Фихте было воспринято ранним Ф. Шлегелем, как и его сподвижниками по романтизму, с необычайным энтузиазмом, прежде всего тезис Фихте об абсолютном Я, творящем не-Я, а также утверждение о несовершенстве реальности, не-Я. Как уже говорилось, «наукоучение» Фихте было объявлено одним из источников романтической культуры102. Абсолютное Я Фихте «как нечто совершенно безусловное и ничем не определимое»103 не тождественно индивидуальному Я, тем не менее абсолют у Фихте необычайно личностей. Генезис фихтевской философии четко определяет А. Ф. Лосев: «Человеческая личность, воспитанная в течение полутора тысяч лет на опыте абсолютной личности, захотела ^теперь сама быть абсолютом. Но такой универсальный субъективизм будет достигнут только в конце XVIII века в творчестве раннего Фихте. Ренессанс еще не был способен на такую абсолю-
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |