КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И 1 О л 1 страница
■тизацию человеческой личности...»ш* Тенденция, начавшаяся в эпоху Ренессанса, осуществляется в «наукоучении» Фихте и в совершенно бескомпромиссном виде у ранних романтиков. Именно романтики абсолютное Я Фихте идентифицируют с индивидуальным Я, Я художника прежде всего. Человеческая личность наделяется абсолютной необусловленностью и мирот-7 ворческими способностями; человек становится | равновеликим Господу, вселенной» универсуму. [ «Истинный поэт, — утверждает Новалис, — все-> ведущ; он действительно вселенная в малом преломлении» (47, 96). Абсолютизация личности теснейшим образом связана с теорией универсальной иронии; эта последняя и является одним из важнейших способов трансформации личности в абсолют. Определение иронии содержится в ряде фрагментов. «Ирония, — пишет Шлегель, — есть форма парадоксального» (47, 52). Определение это существенно потому, что предполагает иронию одновременно как отрицание и созидание, ибо такова природа парадокса. Парадокс, отрицая общепринятую, установившуюся истину, противопоставляет ей истину иную, новую; ставит предмет под знак относительности; в парадоксе демонстрируются разные уровни познания, разные этапы постижения истины. По мысли Шлегеля, ирония имеет своим адресатом конечное, созданное, предметный, вечный мир, мир здравого смысла, и этот внешний и традиционно-понятийный мир и в целом, и в каждом его компоненте становится предметом иронического воздействия, иронического переосмысления. В результате традиционное, конечное утрачивает свою традици- онность, конечность, мир утрачивает формы, становится миром поп formata, т. е. бесконечным. «Сократовская ирония есть единственный случай, когда притворство и непроизвольно, и в то же время совершенно обдуманно. Одинаково невозможно как и вызвать ее искусственными ухищрениями, так и выпасть из ее тона. <...> В иронии все должно быть шуткой, и все должно быть всерьез, все простодушно откровенным и все глубоко притворным. Она возникает, когда соединяются чутье к искусству жизни и научный дух, когда совпадают друг с другом и законченная философия природы, и законченная философия искусства. В ней содержится и она вызывает в нас чувство неразрешимого противоречия между безусловным и обусловленным, чувство невозможности и необходимости всей полноты высказывания. Она есть самая свободная из всех вольностей, так как благодаря ей человек способен возвыситься над самим собой, и в то же время ей присуща всяческая закономерность, так как она безусловно необходима. Нужно считать хорошим знаком, что гармонические пошляки не знают, как отнестись к этому постоянному самопародированию, когда непременно нужно то верить, то не верить, покамест у них не начнется головокружение, шутку принимают всерьез, а серьезное принимают за шутку» (46 (175—176). Пафос универсальной иронии — пафос протеста против метафизики с ее логикой тезиса и антитезиса, с ее принципом «или-или»; в шлегелевской иронии намечен динамический синтез антитез, «абсолютный синтез абсолютных антитез» (47, 56). Ироническое мышление и ироническое бытие — это качественно новое явление культуры, продукт той свободы, благодаря которой человекпреодолевает свою конечность; ирония дарует ту свободу, которая необходима для демиурга. Ирония положена Шлегелем и в основу искусства. «Существуют древние и новые произведения, во всей своей сути проникнутые духом иронии. В них живет дух подлинной трансцендентальной буффонады. Внутри них царит настроение, которое с высоты оглядывает все вещи, бесконечно возвышаясь над всем обусловленным, включая сюда и собственное свое искусство, и добродетель, и гениальность» (46, 176—177). Художественный мир, по Шлегелю, — мир «трансцендентальной буффонады», которая и снимает конечное, его обусловленность, вводит его в движение, в творчество, в процессуальность; мир становится «странно знакомым». «Знакомость» конечного преодолевается «чуждостью», таинственностью, странностью бесконечного. Но под знак иронии ставится и само создание художника. Текст, будучи формой, структурой, обретая законченность, обретает и неидеальность, неполноценность — эстетическую и этическую. Поэтому ранний романтизм тяготеет к структурам как бы незавершенным, фрагментам, к произведениям с ослабленной, «рыхлой» интригой. Это и ставит такие произведения под знак характерной для творчества незавершенности. П. П. Гай-денко пишет: «Итак, ирония здесь понимается Шлегелем как способ выражения трансцендентального, то есть обнаружения бесконечного превосходства творца над всем, что создано им, бесконечного превосходства субъективности над созданным ею объектом — в данном случае над собственным произведением. Художник иронически относится ко всему изображаемому, ибо он постоянно сознает несоответствие замысла и его реализации, несоответствие бесконечности своей субъек- тивности и ее конечного выражения в произведении. Ирония тем самым, по замыслу Шлегеля, должна как бы снимать эту конечность, ибо резко подчеркивает несоответствие, не давая забыть о нем, не давая «успокоиться в конечном». Первый важный момент, характеризующий принцип иронии, — это превосходство субъективности над ее предметным выражением, а тем самым свобода художника по отношению к своему произведению»105. Художник у Шлегеля обретает функцию Господа (не в метафорическом, а в прямом смысле); художник-Бог — высшая субстанция, равная бесконечному; сотворенное же художником произведение содержит в себе божественное начало, но, подобно миру, оно сотворено из «ничего», из «конечного» материала. «Конечность» мира определяет и «конечность» художественного мира; и эта «конечность» преодолевается только через иронию, которая и свидетельствует о «божественном» происхождении текста. Ирония является единственным знаком «божественности», бесконечности конечного мира. Оппозиция «художник—текст», в сущности, является вариацией оппозиции Бог— мир. И как это ни парадоксально на первый взгляд, именно ирония указывает на важность христианских построений для романтического сознания. Но дело не только в оппозиции «художник—текст». Религиозно-художественное сознание, которое определяло прорыв из конечного в бесконечное в «Странствованиях Франца Штернбальда», имеет ту же природу, ту же функцию, что и универсальная ирония «Кота в сапогах» и в концепции Шлегеля. Религиозно-художественное сознание и сознание ироническое оказываются не только родственными, но и едва ли не синонимичнымиявлениями. И в этом тоже проявляется некая амбивалентность, синтетичность раннеромантическога сознания, его игровой, антидогматический характер; в основе такого сознания лежит «абсолютный синтез абсолютных антитез». Все сказанное о романтической иронии определяет ее особый характер. «По своей форме, по исполнению, — пишет Ф. Шлегель, — это мимическая манера хорошего обыкновенного итальянского буффо» (46, 177). В отличие от позднеромантиче-ской иронии, функционирующей на пересечении саркастического смеха и ужаса, субъектом которой является негодующий и гибнущий человек, раннеромантическая ирония предполагает клоунаду, игру, веселье. В основе иронии — не сарказм, не сатира, а юмор. Мир раннего романтизма — мир безудержной игры ума и сердца; универсум и все его фрагменты охвачены игрой. Игровые принципы положены в основу всех событий и конфликтов; герои этого мира — не проста актеры, а буффо, каждый жест и каждое слово которых непредсказуемы. Этой непредсказуемостью они и разрывают стандарт, творят радость; «итальянский буффо» — менее всего «несерьезное отношение ко всему изображаемому»106, игра буффо — прежде всего импровизация, отсутствие канона, штампа. Импровизация — это «чистое», абсолютное творчество (именно поэтому в эпоху романтизма возникает культ импровизации и импровизатора, ярко продемонстрированный Ж- де Сталь в ее романе «Корина, или Италия», а затем Г. X. Андерсеном в «Импровизаторе» и Пушкиным в «Египетских ночах»). Через книгу с ее импровизацией и совершается разрушение «конечного»,, формы, замкнутости. Театр буффо — это безусловно и комедия дель арте, и фьяба Гоцци; в этот контекст введена и шекспиро^кая комедия, в то время чтимая едва ли не больше, чем трагедия. Игра, по Шлегелю, есть следствие определенного психологического контекста, главным качеством которого является свобода, возможность действий, не обусловленных внешними факторами. Игра, ведомая буффо, это никем не навязанная, добровольная игра, являющаяся жизнью. Игра с ее импровизацией, с ее необусловленностью и демонстрирует гения, художника — преобразователя мира. Клоунада — не «несерьезный» смех, а смех, имеющий серьезное задание. Каждый «конечный» предмет преображается в клоунаде, обретает атмосферу первозданной неоформленности, детскости, радости, свободы; каждый «конечный» предмет обретает статус бесконечного. «Ирония есть ясное осознание всеобщей изменчивости, бесконечного полного хаоса» (47, 61). Созидательная функция иронии, игры, возводящая конечное к бесконечному, к «хаосу», и позволяет Шлегелю иронию, игру ввести как непременный компонент в мифологию, мыслимую им как «поразительное вечное чередование энтузиазма и иронии» (56, I, 391). На этой же основе возникает и проповедь арабески как нормативного жанра, более всего воплощающего «искусно организованный беспорядок» (56, I, 391) истинного мира («арабеска является древней и изначальной формой человеческой фантазии», 56, I, 391).
(с.119-139) время в «Генрихе фон Офтердингене» «Генрих фон Офтердинген», незавершенный роман Новалиса (1799—1801), «самое чудесное и самое таинственное, по словам Г. Гессе, произведение, какое только знает история немецкой литературы», демонстрирующее «все глубины (Abgriinde) духа»121, будучи самым новалисовским произведением, есть одновременно классическое, бескомпромиссное воплощение раннеромантического сознания. С предельной определенностью здесь изложена и раннеромантическая система пространственно-временных представлений. Роман Новалиса, безусловно, генетически связан с романом Л. Тика «Странствования Франца Штернбальда». Как и Тик, Новалис в центр романа ставит художника, для которого существенно экстатическое томление по идеалу, постоянный духовный порыв, напряженное стремление за горизонт настоящего. И Франц Штернбальд, и Генрих фон Офтердинген находятся в пути, в скитальчестве, обречены напуть, являющийся их жизнью, их судьбой. Художественный мир как Тика, так и Новалиса — это мир истории, но еще более дальней, чем в «Странствованиях», — мир XII века. Но XII век, век классического средневековья, у Новалиса мало отличен от XVI века Тика; ^исторические вехи у Новалиса еле-еле расставлены; история существует лишь как экзотика, как нечто невероятное, «знакомо-чуждое», и необходима для трансформации конкретно-исторического в абстрактно-обобщенное.!/' История служит преодолению истории. У Тика и у Новалиса она является знаком особого, «натурфилософского», «пантеистического» мира, в котором растворена «мировая душа». Наконец, у Новалиса, как и у Тика, система событий строится как система встреч центрального героя, являющихся вехами в его постижении бесконечного, идеала. Вместе с тем в «Генрихе фон Офтердингене» более значительна философская ориентация; это роман философско-эстетической символики; не только каждое событие, но и каждый персонаж, каждый предметно-чувственный образ представляют собой символ, миф. Символическое начало не скрыто под предметно-чувственной стихией, а наоборот, выдвинуто, актуализировано (поэтому, кстати говоря,, у Новалиса значительно меньше персонажей, чем у Тика); это, действительно, «иероглифическое выражение» (Ф. Шлегель) бытия. У Новалиса нет ни единого компонента в художественном мире, который бы не заключал философской, мифологической значимости, в котором бы не было самоощущения этой значимости, в то время как у Тика господствует язык непосредственности. Тик как бы погружается в стихию природы и общества, в ко-. торой интуитивно постигаются романтические; каноны и формулы; у Тика спрятано то, что у Новалиса выдвинуто. Тик как бы исходит из недр романтического переживания жизни, Новалис строит обдуманную, рационалистически четкую символико-мифологическую картину. В «Генрихе фон Офтердингене» не только воплощен, но и непосредственно провозглашен первый вариант раннеромантической пространственно-временной структуры. (В романтическом повествовании всегда теми или иными путями совмещаются сфера явлений и сфера сущности; система идей строится не только через конфликты, события и т. д., но и непосредственно провозглашается; в повествование вводится идеологический комментарий к изображаемому. Читателю вручается своего рода идеологический ключ, причем точка зрения повествователя, как правило, идентична точке зрения автора-демиурга.) «Он пел, — пишет Новалис о певце, и слова эти становятся ключом к роману, — о начале мира, о происхождении звезд, растений, животных и людей, о всемогущем взаимовлечении всех вещей в природе, о древнем Золотом веке и о властительницах его — любви и поэзии, о возникновении ненависти и варварства и об их распрях с этими добрыми богинями и, наконец, о грядущем торжестве последних, о конце печали, обновлении природы и возвращении золотого века навсегда» (42, I, 236). Итак, временная триада обозначена весьма определенно: Золотой век как начальная и как финальная эпохи мироздания; настоящее же есть время противоречий, борьбы, хаоса — Железный век. Новалис весьма тщательно изображает мифическое прошлое и мифическое будущее; но то и другое присутствует преимущественно в мифах, рассказываемых персонажами и выступающих в тексте в качестве своего рода «вставныхновелл». Основное, на чем сосредоточен Нова-лис> _ это настоящее. Действие в романе пролегает между прошедшим Золотым веком и будущим Золотым веком, и это необходимо Новалису, чтобы продемонстрировать процесс обретения будущего, трансформации времени в вечность. Роман Нова-лиса — модель жизнестроения, миростроения, вечностестроения. Чрезвычайно существенная для Новалиса соотнесенность времен (прошедшего, настоящего и будущего) и предполагает движение из прошлого в будущее — историю. Роман задуман и осуществлен именно как роман об истории: об истории свидетельствуют названия частей: первая — «Ожидание», вторая — «Свершение». Генрих — главный герой романа — человек истории, человек в истории, человек пути. Система событий строится как путешествие: путешествие Генриха — своего рода овеществление истории — ее путешествие, ее странствие. В «Генрихе фон Офтер-дингене» и проявляет себя романтическая культура как культура актуализированной истории, актуализированного чувства времени. Христианство, заключившее человечество между грехопадением и Страшным судом, обрекло человечество на историю, поставило его под знак процесса; в христианском мире «смена и движение господствуют как закон» (54, 147). Романтизм доводит это мироощущение до той крайней точки, за которой следует отмена внеисторического, вневременного идеала, что совершает реалистическое сознание, истоком и целью, смыслом сущего объявившее время, историю. Подобно тому как путешествие новалисов-ского героя имеет цель, так и «путешествие» истории имеет цель; точнее говоря, цель Генриха и цель истории тождественны, это — Золотой век, вечность. Тема ожидания, явленная с первых строк романа и открыто обнародованная в названии первой части («Ожидание»), и вводит будущее, которое должно свершиться в финале (на что указывает название второй части «Свершение»). В этом смысле путешествие, история Генриха — это движение из настоящего в будущее, это завоевание будущего. Будущее — та цель, которая влечет и ведет Генриха, та цель, которая и определяет экстатическое напряжение сегодняшнего дня, которая делает сегодняшний день днем едва ли не религиозно переживаемого движения, времени, истории. Но отношения настоящего и будущего, времени и вечности в раннеромантическом (в том числе и в новалисовском) мире, как и в мире христианском, — отношения не только горизонтальные, совершающиеся в истории, развернутые во времени; они строятся и по вертикали. Будущее (вечность) не оторвано, не отграничено от настоящего (времени), оно присутствует в настоящем. Настоящее, находящееся во власти времени, истории, тем не менее тронуто вечностью; историческое время постоянно контролируется вечностью, в вечность глядится, пока, наконец, в финале вечностью не поглощается. Человек экстатически переживает историю и столь же экстатически — вечность, с которой связан интимными отношениями, которая, как и история, составляет его плоть и кровь, которая, как и история, есть его жизнь. Раннероман-тический человек, как и человек средневековья, живущий во времени, в тварном мире, постоянно ощущает вечность как некую сверхреальную, высшую реальность. («Человеческая судьба есть не только земная, но и небесная судьба, не только человеческая, но и божественная судьба, не только человеческая драма, но и божественная драма»122; «История с этой средневековой точки зрения не что иное, как проекция вечности на экран времени»123.) J Романтический мир, как и христианский, не односферичен, а двусферичен: он состоит из сферы истории (времени) и сферы вечности, и они соотнесены как реальность и норма (тоже реальность, но высшего типа), как несовершенство и совершенство, как дисгармония и гармония, как зло и добро, как безобразие и красота, как ложь и истинау История квалифицируется этически, эстетически, гносеологически как мир неполноценного; но, с другой стороны, в «Генрихе фон Офтер-дингене» история — мир не столько зла, сколько неполного добра, не столько безобразия, сколько неполной красоты, не столько лжи, сколько относительной истины. Это мир, в различных локусах в большей или меньшей степени преобразованный вечностью. Каждый миг несет в себе частицу вечности. История, разыгравшаяся в реальном мире, есть одновременно история высшая; земная история введена в контекст небесных предначертаний: раннеромантический мир — это мир, в котором вечность отражается в истории, во времени. Роман Новалиса и начинается обнаружением будущего в настоящем, вечности во времени; будущее, вечность обнаруживаются как явленный в сновидении голубой цветок: «увидеть голубой цветок — вот о чем я тоскую. Он неустанно занимает мои мысли, ни о чем другом не могу я ни думать, ни складывать песни. Никогда не бывало со мною такого: точно все прежнее было сном, или точно я перенесся во сне в другой мир» (42, I, 207). Голубой цветок, символ Золотого века, «блаженной страны», наполняет Генриха ожиданием, томлением, этим доминантным свойством романтиче- ского энтузиаста. Томление заполняет сознание движением, вечным стремлением к свершению, к достижению цели; томление и выводит человека из замкнутого мира, как выводит оно Генриха из Эйзенаха, на разомкнутую дорогу жизни; томление обрекает на странничество, скитальчество. Романтические герои — люди дороги, путешествия. Как только человек покинул замкнутый мир и вступил на дорогу, он прикоснулся к вечности. Подобно тому как в эпоху средневековья «всякое перемещение в географическом пространстве становится отмеченным в религиозно-нравственном отношении»124, в эпоху романтизма путешествие является не только этико-эстетическим, но и — часто, например, у Новалиса, — религиозным, космологическим актом. Томление и связывает будущее с настоящим, преобразует мир без будущего в мир слитности настоящего и будущего. Голубой цветок отделяет Генриха от мира, его окружающего, замкнутого в настоящем («В том мире, в котором я живу, никто бы не стал думать о цветах...», 42, I, 207). Голубой цветок, преобразовывающий Генриха, заявляет о Генрихе как художнике, как поэте, в способность которых к высшим деяниям свято верила романтическая эпоха. «Нет спора, — писал, например, Шеллинг, — философия достигает величайших высот, но в эти выси она увлекает лишь как бы частицу человека. Искусство же позволяет целостному человеку добраться до этих высот, до познания высшего, на этом основываются извечное своеобразие искусства и все свойственное ему очарование» (52, 396)125. Будущее, т. е. вечность, бесконечность, Золотой век, явившееся Генриху в сновидениях, в рассказах, выводит Генриха за пределы дома, начинается его реальное и духовное странствие. Дорога из Эйзенаха в Аугсбург — это дорога встреч; каждый человек, Генрихом встреченный (от купцов до Матильды и Клингсора), воплощает определенную систему знаний, определенный духовный опыт, каждый рассказывает историю, легенду, миф, свидетельствующие о мере постижения им бесконечного, Золотого века. Эта система знаний, этот опыт, это постигнутое бесконечное некими концентрическими кругами ложатся в сознание Генриха. Встречи Генриха не хаотичны, они построены Новалисом по принципу все более углубляющегося постижения встречными бесконечного. Генрих, подобно Данте в раю, поднимается по духовным сферам; путь Генриха — путь духовного роста, духовного совершенствования, путь становления «целостного человека» (Шеллинг). А. В. Гулыга в связи с философией истории Шеллинга этой же поры пишет (что относимо и к роману Новалиса): «Действующее лицо истории — человек, наделенный свободой воли. Но, подчеркивает Шеллинг, разумное существо, пребывающее в полной изолированности, не может подняться до свободы, не в состоянии дойти даже до осознания объективного мира. Лишь наличие других индивидов и никогда не прекращающееся взаимодействие индивида с ними ведет к завершению самосознания»126. Путь в физическом пространстве есть символическое воплощение пути духовного; * путь Генриха — история его духа, история постепенного преодоления конечного и обретения бесконечного. Первая часть романа — школа Генриха, обретение им знания о вечности, о Золотом веке, о бесконечном, обретение им знания собственного предназначения, собственной миссии в мире. Будущее (вечность), явленное первоначально как снови- дение, рассказ, метафора, по мере движения романа становится реальностью, из метафоры трансформируется в миф. Путь Генриха — это путь от сновидений (интуитивных, бессознательных открытий будущего) в обретенный реальный мир будущего. Будущее стучится в Генриха то как сон, то как новелла, то как рассказанный миф, пока, наконец, не воплотится, не свершится. Вторая часть романа и должна была продемонстрировать свершение; на основе достигнутых знаний происходило реальное построение будущего.] Путь же в будущее тем более важен, что это путь в век мирового синтеза, мировой гармонии, в мир вечности со всеми ее ценностями. Как справедливо писал В. М. Жирмунский: «Вся жизнь слагается для него (романтического героя. — Ф. Ф.) в цепь внутренне обусловленных, одинаково необходимых событий, в путь, ведущий к божественной цели»127. «Путешествие Генриха — это путь, назначенный избавителю природы, земная жизнь ожидаемого миром Мессии»128. ,. Путь Генриха — это своего рода и путь в прошлое, «ожидание» и «свершение» не только будущего, но и прошедшего. Генрих наполняется одновременно прошедшим и будущим. В книге отшельника, романе об удивительных судьбах одного поэта, Генрих находит историю своей прошедшей жизни. История в романе Новалиса — это путешествие как в будущее, так и в прошедшее, ведомое из настоящего, это движение по противоположным векторам. Устремленный в будущее, Генрих открывает прошедшее, которое оказывается равным настоящему, а по мере погружения в него — и будущему. Временные полюсы — прошлое и будущее — идентичны, тождественны. Генрих — человек настоящего, который постепенноосознает себя как человек прошедшего и человек будущего. Мир Генриха, осознаваемый сначала как мир определенного времени и определенного пространства, становится миром всех времен и всех пространств; в Генрихе смыкаются времена и пространства, смыкаются всевозможные явления бытия. В Генрихе объединяются Запад и Восток, война и мир, поэзия и проза, купеческое и дворянское, он проходит через всё, это всё впитывая, усваивая. Мейстер Экхарт, знаменитый средневековый философ, восклицал: «Если бы кто-нибудь обладал искусством и властью стянуть в одно настоящее мгновение время и все, что когда-либо произошло ' за шесть тысяч лет или еще произойдет до конца мира, это было бы свершением времен»129. В Генрихе фон Офтердингене, герое Новалиса, и происходит то «свершение времен», которое означает переход Генриха из времени в сферу бесконечного. «<...> в романе Новалиса, — проницательно писал Р. Гайм, — не столько метафизика превращается в историю, сколько история получает характер метафизики»130. Идея преодоления истории, продемонстрированная Новалисом, была одной из животрепещущих германских идей конца XVIII—начала XIX века и получила воплощение не только в литературе, но и в философии и теософии, в частности в таких классических сочине-нях, как «Система трансцендентального идеализма» Шеллинга (1800) и «Речи о религии» Ф. Д. Шлейермахера (1799), в связи с которыми А. Швейцер писал: «Первой задачей человека является, по Шлейермахеру, пережить единение с бесконечным и узреть в нем мир»131. По мере становления Генриха как синтетической личности мир романа все более становится миром синтеза. Каждая частица мира вмещает в себя мир; будучи частью космоса, она одновременно есть космос, «Abbreviatur des Universums», «вселенная в малом преломлении» (47, 96). Отсюда равенство, тождество персонажей. Особенно отчетливо оно обнажено в оппозиции Матильда—Киана. Киана заменяет для Генриха умершую Матильду, потому что Киана равна Матильде, как и Матильда была равна Киане. Во второй части указано, что такую же функцию должна была иметь и восточная женщина («Он счастлив с Матильдой, которая одновременно и восточная женщина, и Киана», 42, I, 342); они тождественны. Каждый человек — не только образ и подобие других людей; жизнь каждого человека образована бесконечной цепью человеческих жизней, точнее говоря, жизнь одного человека есть жизнь всех живших, живущих и тех, кто будет жить; все присутствуют в одном, и один растворен во всех; есть некое «общественное родовое «Я»»132. С другой же стороны, тождество людей и событий означает тождество времен. Мир новалисовского романа — мир истории, движущейся из настоящего в будущее, из,, времени в вечность, и в этом смысле время у Новалиса линейно, одновекторно, необратимо. Но по мере этого движения будущее все более заявляет о себе как прошедшее; путь в будущее как бы накладывается на путь в прошедшее, и именно это определяет тождество людей, предметов, событий, делает необходимой в романе платоновскую идею возвращения, вторичной жизни: нова-лисовская история тронута платоновским палингенезисом133, который вводит в мир романа как будто бы абсолютно чуждую ему временную цикличность. Европейская культура, со времен Нового заветаи Августина отвергавшая античный циклизм, тем не менее косвенно этот циклизм сохраняла вплоть до реалистической культуры, хотя он и имел неантичную структуру и в каждую культурную эпоху приобретал специфические функции. «В самом деле, — писал А. Я. Гуревич, характеризуя христианскую концепцию истории, — поскольку время было отделено от вечности, то при рассмотрении отрезков земной истории оно предстает перед человеком в виде линейной последовательности, — но та же земная история, взятая в целом, в рамках, образуемых сотворением мира и концом его, представляет собой завершенный цикл: человек и мир возвращаются к творцу, время возвращается в вечность»134. Раннеромантическое время, как и христианское, имеет предел, — начавшееся в эпоху распада Золотого века, оно завершается его новым обретением. В основе времени, истории и находится томление по гармонии, по синтезу; томление по будущему есть не что иное, как томление по прошедшему. Помимо цикличности, восходящей к восточной и античной культуре, Новалис, как и весь ранний романтизм, исповедует идею мировой истории не как беспредельного процесса, а как некоего цикла, с обеих сторон замкнутого вечностью135. С другой стороны, изображая жизненный путь Генриха фон Офтердин-гена, Новалис строит миф о достижении Золотого века. Творимая художником мифология обнажает в нем черты мифологического сознания. Нельзя не отметить и того, что романтический историзм делает неизбежным при рациональном построении мифа реконструкцию мифологических структур. А «мифологическое сознание, — как писал Ю. М. Лотман, — характеризуется замкнуто-циклическим отношением ко времени <...> Универсальным законом такого мира является подобие всего всему, основное организующее структурное отношение — отношение гомеоморфизма. <...> Это мощное уподобление, лежащее в основе сознания данного типа, заставляет видеть в разнообразных явлениях реального мира знаки одного явления, а во всем разнообразии объектов одного класса просматривать Единый Объект»136. Если же говорить о Генрихе фон Офтердингене, носителе новалисовской идеи истории, что благодаря всевозможным тождествам, «возвращениям», Генрих уподобляется сосуду, в который вливается вечность; можно сказать иначе: Генрих «расширяется» до вечности. «Свершение» и означало обретение той целокупности, которая есть совмещение всего в одной точке; в финале он должен был предстать не как объект вечности, не как нечто, от вечности отграниченное, а как та точка вечности, которая и есть вечность. Как известно, для мировоззрения Новалиса принципиально значима была философия Плотина, значительно повлиявшая и на концепцию «Генриха фон Офтердингена»137. Единое, одна из основополагающих категорий Плотина, «представляет собою охват всего существующего в одной неделимой точке, которая настолько полно и всесторонне охватывает все сущее, что кроме него уже больше ничего не остается другого...»138 И в этом своем качестве единое сближается с новалисов-ским Золотым веком. И путь Генриха во многом предопределен плотиновской концепцией гения, через интуицию постигающего Единое.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |