КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И 1 О л 6 страница
Столь жалкий, столь растерянный на вид, Что было стыд глядеть! Не ожидала, Чтоб человек, умеющий войти В историю героем, мог настолько Позорно опуститься! Посмотри. Я — женщина. Могу отпрянуть в страхе От червяка, ползущего в траве; Но до низин такого малодушья Меня бы даже смерть от ловких лап Не довела! Так вот как мало значит Величие и слава человека! (43, 582) «Унижение» Гомбурга необходимо Клейсту для безусловного унижения философии «сердца», философии личности, Гомбургом исповедуемой; личность, проверенная смертью, не выдерживает проверки, распадается. Идеология личности чревата для государства трагическими последствиями. Дворянство во главе с принцессой Наталией Оранской не только устраивает противозаконное собрание, не только обращается с требованием освободить Гомбурга, но и вводит в Фербеллин войска; движение дворянства воспринимается как «восстание», а командир полка — как «дерзкий бунтовщик». Так оно и есть: выступление в пользу принца — вопреки суду и князю — выступление против «закона» и «отечества». Защищая Гомбурга, дворянство защищает право личности на свободу, защищает право на личность, превращаемую государством в «колесико и винтик». Курфюрст требует абсолютного повиновения, растворения личности в приказе, в долге, в законе, что означает растворение в отечестве и в божьей воле. Принц и его защитники исповедуют право и волю личности, некую самостоятельность ее в государственной жизни. Конфликт достигает той предельной черты, за которой очевидна угроза существованию государства. Конфликт, в самом деле, перерастает в бунт, тем более значительный, что возглавляем он принцессой Наталией и брандербургским генералитетом. Государство, призванное быть организмом и системой, в результате усвоения идеологии личности перестает быть таковыми, утрачивает жизнеспособность. Самоутверждение личности имеет результатом самоликвидацию государства. В кризисной ситуации курфюрст проявляет глубочайшее знание человеческого сознания, в качествеверховного судии приглашая Гомбурга — того самого Гомбурга, в пользу которого развернуто движение, который является воплощением, знаменем чувства, свободы, инициативы. Личность как будто объявляется суверенной, единственной властительницей своей судьбы; на самом же деле принц, для которого священен дворянский кодекс чести, даже уверенный в своей правоте, будет унижен просьбой о помиловании (Наталия, вручившая послание, «бледнеет»: «О боже! Он теперь погиб», 43, 590). Полученная принцем — человеком дворянской этики — свобода может иметь результатом только добровольную смерть; обращение к Гомбургу («Он зовет меня Быть судией во всем», 43, 590) и производит переворот в сознании Гомбурга, предполагает его переход на позиции курфюрста. По воле Клейста принц неоднократно, как урок, повторяет усвоенную им доктрину курфюрста, для того чтобы она была усвоена зрителем, читателем, всеми клейстовскими современниками. Драма круто разворачивается от конфронтации принца и курфюрста к их согласию, к усвоению принцем всех уроков государя. Воззвав к рыцарской чести, курфюрст добивается от Гомбурга абсолютного повиновения, абсолютного растворения в законе («Ботфорт с ноги к дверям тюрьмы поставлю. И будь покоен, узник будет цел», 43, 597). Прошедший через искушение свободой и от свободы отрекшийся, принц объявляется курфюрстом идеальным носителем долга; знамя дворянства, он отныне противопоставляется бунтующему дворянству. Но тем не менее ломку Гомбурга курфюрст доводит до крайней точки: принца выводят в сад с завязанными глазами, будто на расстрел, барабаны бьют похоронный марш. Прежний Гомбург — человек «сердца» и свободы — испытание смертью не выдерживает; Гомбург же, отрекшийся от «сердца» и свободы, перешедший на позиции разума, долга, закона, готовится к смерти как герой. Драма завершается апофеозом. Гомбург, в сущности переставший быть Гомбургом, усвоивший философию курфюрста, вознаграждается жизнью, любовью Наталии, всенародно объявляется героем. Примечательно, что в двух заключающих драму явлениях действие происходит в том же саду, что и в начале драмы; мир финала уподоблен миру начала. Греза принца свершается, Наталия Оранская возлагает на него лавровый венок, обвитый золотой цепью; звучит «Слава!» и «Да здравствует наш фербеллинский вождь!» (43, 613). Принц, растворившийся в курфюрсте, снимает в свою очередь конфликт между курфюрстом и дворянством. Происходит превращение разомкнутых индивидов в единое целое, объединение нации: в последнем явлении всех объединяет возглас «В поле! В бой!», которым и завершается драма; все стали одно, и только благодаря этому государство становится способным противостоять врагу. Безусловно, «Принц Гомбургский» был продиктован военно-политической ситуацией в Германии. Залогом победоносной борьбы против наполеоновского господства. Клейст, как и все гей-дельбержцы, объявляет безусловный отказ от личного во имя общего, добровольное растворение индивида в общегосударственной задаче. Итак, продемонстрировав катастрофическое состояние мира, Клейст демонстрирует и исторический процесс, результатом своим имеющий гармонию, Золотой век, установившийся в результате слияния человека, государства, мироздания в единое целое, в единый организм, в результате усвоения всем частным и индивидуальным обей, божьей задачи.
(с.273-275) гейдельбержцы: выводы
Немецкая романтическая культура в течение 800-х годов претерпела значительные изменения. Эволюция романтизма была стремительной. Ран-неромантический мир, каким он явлен в иенской школе, это мир, лишенный исторической конкретики, — вневременной, внеисторический. Приметы той или иной эпохи, вводимые в повествование (прежде всего средневековье и Ренессанс), имелиосновополагающей задачей символизацию мира, создание некоего «романтического», идеального колорита. Продиктованный историей, исповедующий «движение», иенский романтизм явно внеистори-чен; он погружается в сферу нормы, в сферу идеала, практически не покидая их, а если и покидает, то эти впады мгновенны, легко преодолимы, как это происходит, например, в комедиях Л. Тика. Иенское жизнеутверждение — не что иное как вечностеутверждение. Все это определяет и особый характер иенских героев: все они поэты, художники, посланцы бога, посланцы бесконечного; более того, все они вмещают в себя бесконечное, в каждом из них растворен Бог. Язык иенской культуры — это язык знаков, всегда таинственных, ибо каждый из них скрывает бесконечное, которое и постигается человеческим духом, которое вторгается в бытие, всегда это бытие преобразовывая. \Тейдельбергский романтизм в качестве основополагающих категорий бытия сохраняет категории «бесконечное—конечное», но если у иенцев они носили умозрительно-философский характер, то теперь они устремлены в сторону конкретно-исторического бытия, в сторону земных, посюсторонних отношений. Художественный мир из вневременного превращается в исторический: гейдельбержцы — апологеты истории, исторической конкретики, проявившейся прежде всего в исповедуемом ими национальном, историческом, этнографическом колорите. История для гейдель-бержцев — не экзотика, а реальность; исторический мир у них откорректирован миром внеистори-ческим, метафизическим. Для гейдельбержцев бесконечное — это сфера Бога, и Бога прежде всего: бесконечное и вечное христианизировано, "о существенно, что бесконечное не отделено от конечного, а включает в себя семейное и национально-государственное образования: бог—государство—семья образуют ценностную триаду; входя друг в друга, ее компоненты представляют ту сферу, которая является исходом и целью истории; структура универсума, таким образом, обретает иное, чем у иенцев, содержание. Вместе с тем Гейдельберг при всей его тяге к истории сохраняет мышление образами-символами, образами-мифами. Художественный мир гейдельбержцев — мир мифологизированных предметно-чувственных образов, мифологизированных абстракций; именно поэтому едва ли не все персонажи укладываются в систему определенных мифологических или историко-культурных архетипов. Гейдельбергское мышление значительно отличается как от ранне-романтического, так и от позднеромантического; но Гейдельберг оказался крайне существенным этапом в развитии художественного сознания и художественной культуры как переходная эпоха от раннего к позднему романтизму. Если к раннему романтизму Гейдельберг тяготеет своим историческим оптимизмом, то с поздним романтизмом он связан пристальным рассмотрением истории; в его рамках и пределах была познана реальность как субстанция, не только подвластная сознанию, духу, но и не подвластная им.
(с.276-282) поздний романизм История романтического сознания — история постепенного снятия индетерминизма. По мере того как французская революция отодвигалась в прошлое, падал энтузиазм, вызванный иллюзиями о миротворческой сущности личности; главное же, во весь голос заявили о себе «мировые события» (А. В. Шлегель), не поддающиеся волевым преобразованиям, заявила о себе реальность, не только не преодолеваемая в духовном"""акте, но и подчиняющая себе личность, ее биографию," ее сознание. Мировоззрение, утверждавшее абсолютную свободу человеческого духа, уступает место мировоззрению, утверждающему не менее абсолютную зависимость духа от объективной реальности, от текущей истории. Романтизм в равной степени является продуктом как революции, так и послереволюционного опыта. Абсолютная свобода личности, провозглашаемая как норма, и абсолютная несвобода личности, провозглашаемая как антинорма, есть крайние фазы романтического сознания, романтической идеологии1. Мироощущение ранних и поздних романтиков не только различно, но и противоположно (на смену естественному оптимизму приходит не менее естественный пессимизм, чувство катастрофы); не только различны, но противоположны раннеромантическая и поздне-романтическая картины мира. Тем не менее ранний и поздний романтизм, как и гейдельбергский, расположенный между ними, — не разные культуры, а единая романтическая культура, утверждающая духовное, определенным образом понимаемое (как бесконечное), в качестве высшей этической и эстетической ценности, отказывая в этом конечному, реальности, историческому бытию. Несмотря на весьма напряженные споры, которые вели романтики, это были споры внутри движения, внутри культуры, утверждающей и защищающей «дух» как доминантную субстанцию, как единственную ценность. Поздний романтизм в качестве особой стадии романтической культуры возникает с осознания реальности как объективной, вне человеческого сознания существующей и, главное, человеческим сознанием не снимаемой субстанции. Возникший практически одновременно с гейдельбергским романтизмом, поздний романтизм в отличие от Гейдельберга не видит путей преобразования реальности. Реальность для Гейдельберга столь же значима и столь же духу враждебна, как и для поздних романтиков, но тем не менее она подвержена преобразованию. Гейдельберг использует последний шанс духовного преображения бытия — религиозный, христианский. Поздний романтизм каких-либо действенных способов и методов в своем арсенале не содержит — ни духовных, ни тем более реальных. В этом смысле история романтизма есть история исчерпания духовных, волевых способов и методов построения идеального мира, есть история катастрофы духа. В позднеромантической картине мира бесконечное, прекрасное, идеальное столь же значимо, столь же непременно, сколь' и в раннеромантической, причем в некотором смысле оно еще более актуализировано, доведено до предельной субстанциональной чистоты. Бесконечное у поздних романтиков не «нечто», не «туманная даль», не цель, располо-1 женная за горизонтом, а то представляемое с пре-| дельной отчетливостью и мифологической конкрет-1 ностью «божье царство», или «царство духа»,! которое определяет совершенство личности, ее | идеальную, божественную первоприроду (будучи | продуктом сознания и одновременно его характе- j ристикой, бесконечное объективируется, обретает ' статус особого типа реальности — реальности идеала, нормы* если это не объективное, вне сознания существующее, но в сознании отраженное «царство божье»). В плане актуализации бесконечного поздний романтизм идет в ногу с гейдель-бергским, так же как и в плане актуализации конечного. Первая реакция на ранний романтизм заключалась именно в развитии конечного и бесконечного как антитетичных пространственно-ценностных субстанций. Как говорилось, раннеромантический мир — мир синтеза, существующего благодаря органическому единству, слиянности конечного и бесконечного, пантеистический в своей основе или устремленный к пантеизму мир; идея синтеза в некотором смысле предполагала, делала неизбежным пантеизм. Каждый предметно-чувственный образ в раннеромантическом мире содержал в себе запредельное, бесконечное, в крайнем случае в нем хранилась память бесконечного и яростное том- ление по нему, ожидание его; в этом смысле в раннеромантическом мире конечное было псевдоконечным. В позднеромантическом сознании конечное выходит из зоны контакта с бесконечным, объявляет себя самостоятельной субстанцией, самостоятельной ценностью, противоположной бесконечному, существующей вне его. Утратив духовное, запредельное, божественное содержание, конечное обретает статус «чистой» материи, как и бесконечное, в свою очередь, — «чистого» духа. В результате конечное в сознание поздних романтиков входит как зло, безобразие, ложный мир. Будучи этической и эстетической антинормой, реальность абсолютно не приемлется, пронизывается пафосом безусловного отрицания, но одновременно осознается непреодолимость реальности через сознание. г Раннеромантический мир был единым миром, (божественным по своей первоприроде. Позднеро-/ мантический мир раскалывается, распадается на \ два мира, друг другу противостоящих, друг друга / пытающихся «снять», уничтожить, — на мир S конечного и мир бесконечного. Но противопоставляя конечное и бесконечное как норму и анти-' норму, поздний романтизм мыслит мир как нерасторжимое единство конечного и бесконечного. Будучи миром абсолютной разорванности, абсо-лютного__разъединения^ он един как структура._ \ —Нбзднеромантическии мир — мир единства анти- \ тез, единства этических и эстетических полюсов,, друг без друга невозможных, но друг с другом/ не сливающихся. Мир, в котором конфликт между духовным и материальным, бесконечным и конечным как этически и эстетически неравноценными, но равными, так сказать, по «силе» субстанциями обретает абсолютный характер, не может бытьпреодолен в гармонии, согласии, слиянии: он оформляется как двоемирие. Причем двоемирие распространяется не только на земной мир и есть структура не только земного пространства. Подобного типа двоемирие характерно и для гей-дельбержцев (Изабелла Египетская — окружающий ее реальный мир; Кетхен из Гейльброна — германский социум; и т. д.). Двоемирие у поздних романтиков распространено и на высший, небесный мир. И именно это обстоятельство радикально меняет картину мира, радикально «разводит» гейдельбергский и поздний романтизм. Сверхреальный мир у гейдельбержцев — непременно божественый мир, и как таковой он — мир абсолютных позитивных ценностей, абсолютной истины и абсолютной власти, что и определяет движение земного мира к своеобразному с ним воссоединению, во всяком случае, к созданию земного мироустройства по небесной модели. Сверхреальный мир, будучи миром вечным, надысторическим, у поздних романтиков становится ареной борьбы между добром и злом, красотой и безобразием, истиной и ложью. Позитивный ряд ценностей нередко оформляется в мифологическом образе Бога, негативный ряд — в образе Сатаны. Сатана объявляется субстанцией, равной Богу по власти и могуществу, но антибожественной по сущности, по цели и характеру деятельности; бесконечное воплощается в Боге; конечное — в Сатане. При этом существенно, что конечное выходит из под власти времени, становится вечным. \ Строго говоря, с точки зрения канонического! христианства поздний романтизм демонстрирует не \ христианскую, а еретическую, именно манихей-! скую картину мира, согласно которой Бог и : Сатана равновелики как субстанции. Суть небес- \ \ ного мира, суть вечности и составляет, с точки ^зрения позднего романтизма, абсолютно неразрешимый конфликт между добром и злом. Поздний ^романтизм, усомнившись в миротворческих возможностях личности и осознавший беспредельные возможности обстоятельств, в отличие от Гейдель-берга, земные человеческие конфликты проецирует на вечность. Сфера вечности перестает быть антитезой сфере времени, истории: вечность «времени-зируется», не обретая времени, истории, она усваивает их содержание. Время и вечность входят в контекст друг друга, становятся «равносо-держательными» мирами. Переосмысление небесного мира, явившееся результатом глубоких мировоззренческих сдвигов, вызванных падением раннеромантического индивидуализма и осознанием детерминизма, и постулировало пессимизм как центральную философско-этическую доктрину эпохи. Расширяя в картине мира сферу текущей истории и предоставляя ей неограниченные права, поздний романтизм, в сущности, мифологизирует историю, вводит ее в определенный канон, имеющий абсолютный смысл; если вечность «времени-зируется», то время, история, наоборот, мифологизируются. f Позднеромантическая культура — это во многих отношениях культура дедукции: реальность, история вводятся в прокрустово ложе созданных мышлением схемы, канона, провозглашенного в мифе о-£верхреальном мире как поединке Бога и Сатаны. Но вечность и время, хотя и вошли в контекст друг друга, сохраняют статус антитез, полюсов. Только антитетичность вечности и времени проявляется в безусловной власти вечности над временем, над историей. Сфера вечности — это сфера инварианта, архетипа, который вовремени, истории проявляется в бесчисленных вариантах; вечность становится сферой мировых архетипов. Необходимо сказать, что небесный мир, интерпретируемый как поединок персонифицированных сил добра и зла, — не единственная модель небесного мира. В равной степени для позднего романтизма значимо и представление о сверхреальном, высшем мире как всегда однозначно враждебном земному миру, как о мире слепой, безликой судьбы. Нет надобности говорить, что позднеромантическая пространственная структура неотделима от структуры временной, утрачивающей характерный как для Иены, так и для Гейдельберга прогрессивный характер.
(с.288- 319) Гофман: «Кавалер Глюк», «Золотой горшок»
Начальная форма двоемирия явлена Гофманом в его первом сборнике «Фантазии в манере Калло» (1814), включающем произведения 1809—1814 годов. Мир «Фантазий» — это мир, в котором оппозиция бесконечное—конечное воплощена как оппозиция художник—филистер и в целом искусство—филистерство. В этом смысле земное пространство может быть разделено на два противоположных по своей значимости топоса: топос художника и топос филистера, социума. Художник («музыкант», «поэт», «энтузиаст» и т. д.) —главный нормативный герой Гофмана, и как таковой он заявляет о себе уже в «Кавалере Глюке» (1809) — первом произведении писателя, становится предметом всестороннего изображения в «Крейслериане» (1810—1814), а затем в «Житейских воззрениях Кота Мурра» (1819—1821). Мир искусства у Гофмана генетически связан с раннеромантическими концепциями искусства, прежде всего музыки; в свою очередь и в гофмановском художнике узнаваемы художники Ваккенродера, Тика, Новалиса. Опыт раннего романтизма, видимо, важен дляГлюка, в то время как портреты берлинцев, его окружающих, отсутствуют, они лишь названы, обозначены. Глюк — лицо, личность, обыватель — безлик, потому что лишен духа, души; лицо же определяет именно дух. Оппозиция лицо—безличность, намеченная в начале новеллы, по мере развития действия кладется в основу системы персонажей и идеологической системы, обретающей завершенность в финальной фразе «Я — кавалер Глюк». И здесь существенно одно обстоятельство. Незнакомец, встреченный рассказчиком в Берлине, действительно, Христофор Виллибальд Глюк, гениальный композитор, дважды в новелле исполняющий свои произведения и дважды вносящий в них изменения («он вносит в мелодические ходы изменения, поразительные по силе и новизне», 37, I, 51; «он вносил от себя столько новых гениальных вариантов, что мое изумление неуклонно росло», 37, I, 57), что и свидетельствует о равновеликости человеческого и творческого «я» незнакомца и Глюка. Но Глюк умер в 1787 году, подзаголовок же новеллы гласит «Воспоминание 1809 года»; Глюк является в Берлин через 22 года после смерти. Суть не в мистике, суть в гофмановской структуре персонажа, в структуре образа кавалера Глюка. Для понимания этой структуры необходимо обратить внимание на расставленные Гофманом временные вехи. Поскольку главным героем является Глюк, действие относится к XVIII веку (до 1787 г.), а подзаголовок указывает на 1809 г. и на какое-то более позднее время, из которого вспоминают прошлое. Примечателен и костюм Глюка: он одет в современный редингот и в старомодный камзол («Мы вошли в залу; садясь, он распахнул редингот, и я был удивлен, увидев, что на нем — шитый длиннополый камзол, черные бархатные панталоны, а на боку миниатюрная серебряная шпага. Он тщательно вновь застегнул редингот», 37, I, 50—51); Глюк объявлен человеком двух эпох — настоящего и прошедшего. Наконец, значима композиция: между первой и второй встречей рассказчика и незнакомца проходит несколько месяцев, и важны не столько месяцы, сколько возникший эффект временной дистанции, позволивший сконструировать прошлое (первая половина новеллы) и настоящее (вторая половина новеллы), являющееся одновременно и прошлым, ибо оно «вспоминается». Временные вехи существуют как знаки различных исторических эпох, сведенных воедино образом кавалера Глюка, который в данном смысле — своего рода знак равенства между прошлым, настоящим и будущим. По Гофману, время движется, не меняясь, меняются лишь костюмы; время же, история постоянны в своем антагонизме между бесконечным и конечным, между музыкой и филистерством. Объект изобра* жения, таким образом, не то или иное историческое время, а Время. Исходя из сказанного, Глюк — уже не только композитор, живший с 1714 г. по 1787 г., а «музыкант» вообще, обобщенный, внеисторический образ художника. Особенное (Глюк) трансформировано в общее («музыкант»). Глубоко прав был А. И. Герцен, утверждавший: «Читайте Гофмановы повести: они вам представят самое полное развитие жизни художника во всех фазах ее. Возьмем его Глюка, например: разве это не тип художника, кто бы он ни был — Буонарроти или Бетховен, Дант или Шиллер?»8 Образ Глюка — это образ-идея, образ-символ, образ-миф. Необходимо вернуться к шеллинговой теории мифа, как она изложена в «Философии искусства». В мифе, как и в символе, которые у Шеллинга идентичны, конститутивным принципом является «изображение под знаком полной неразличимости, т. е. именно такое, чтобы общее всецело было особенным, а особенное, в свою очередь, всецело было общим, а не только обозначало его» (54, ПО). Мифология, являющаяся, с точки зрения Шеллинга, непременным условием искусства, демонстрирует универсум, в котором «прошлое и будущее суть одно» (54, 113); «мифология должна не только изображать настоящее или прошедшее, но также и охватывать будущее» (там же). Но универсум в разные исторические эпохи созерцается по-разному, а так как новый мир отличен, например, от античного, то «использование древней мифологии в новом искусстве» «не более как формализм» (54, 146). Отсюда следует чрезвычайно важная мысль о том, «что всякий великий поэт призван превратить в нечто целое открывшуюся ему часть мира и из его материала создать собственную мифологию» (54, 147). Исходя из этого положения, Шеллинг рассматривает дан-товские, шекспировские, сервантесовские образы как «вечные мифы»; «Фауст» Гете объявляется «подлинно мифологическим произведением» (54, 148). Концепция Шеллинга дает ключ не только к гофмановскому, но и ко всему романтическому искусству. Создавая тот или иной образ, в данном случае образ Глюка как образ, в котором особенное одновременно есть всеобщее, историческое есть универсальное, внеисторическое, Гофман создает образ-миф; и каждое произведение осуществляется как «мифологическое», с точки зрения Шеллинга, произведение, действительно, изображает универсум, исходя из позднеромантиче-ской его интерпретации. Таким образом, земной исторический мир представлен, прежде всего, Глюком, являющимся символико-мифологическим воплощением музыки, искусства, судьбы художника; топос Глюка — символико-мифологический топос нормы. В земном пространстве кавалеру Глюку противостоят берлинцы; оппозиция Глюк—берлинцы — центральная в новелле. Обывательский мир Берлина, эскизно зарисованный, нерасчлененный, данный как будто глазами стороннего наблюдателя, объективно, введен в экспозиции: это — щеголи, бюргеры, духовные особы, референдарии, гулящие девицы, ученые, модистки, танцоры, военные. Авторская оценка, на первый взгляд отсутствующая, тем не менее совершенно откровенна и содержится именно в перечислении, обнаруживается в син-тактико-композиционном монтаже, ибо столкновение в одном лексическом ряду столь неоднородных явлений, как ученые и модистки, гулящие девицы и и судейские особы, и заключает в себе комический эффект. Перечисление, с другой стороны, утверждает и однородность берлинцев, их равенство: щеголи — те же бюргеры, референдарии — те же гулящие девицы, ученые — те же модистки и т. д. И даже если они ведут беседу о войне и мире, т. е. проблеме для Германии 1809 г. первостепенно важной, то и это не свидетельствует о глубине их мысли, об их духовности. Отождествление нетождественного («спорят о войне и мире, о том, какие в последний раз были на мадам Бетман башмачки — серые или зеленые», 37, I, 47—48) низводит до уровня банального то, что само по себе актуально и значительно («война и мир» вводятся в контекст «башмачков»). Подобный прием, восходящий к Стерну, строящему повествование на «противоречии, несоответствии двух моментов»9, —один из излюбленных приемов Гофмана-стилиста. Берлинское общество, продемонстрированное в экспозиции, и не покидает ее пределов. Основное внимание писателя сосредоточено на Глюке, но тема берлинцев присутствует, отраженная в композиторе, его репликах и судьбе. Глюк потому и отторгнут от берлинцев (мироощущением, поведением, характером, судьбой им противоположен), что они враждебны музыке, составляющей его сущность, они не слышат музыки, они изъяты из «царства грез», из бесконечного. Берлинцы, живущие в конечном, в конечном и замкнуты. Глюк, живущий в конечном, открыт для бесконечного. Берлинцы — это мир внешних, утилитарных интересов, активно демонстрируемых, мир банальных разговоров и действий. Глюк — это мир духа, бесед, ведомых с запредельным, с «царством грез». Так земное пространство поделено на два топоса, как и у Арнима: топос Глюка и топос берлинцев. Так же, как и у Арнима в «Изабелле Египетской», топос нормы включен в топос антинормы. Глюк, Берлину враждебный, обречен на Берлин, житейски, биографически замкнут в Берлине; «музыкант» замкнут в чужом мире. Высший, «небесный» мир, так же как и земной, разграничен на два топоса. Прежде всего это «царство грез», «царство духов», это запредельное, сверхреальное, божественное, это «музыка сфер». Глюк — это и есть человек из «царства грез», он — единственный, «царство грез» постигший, в нем находящийся, его представляющий. Подобно тому как Изабелла представляет систему божественных ценностей, «царство божье», Глюк представляет «царство грез». Но суть в том, что в высшем мире «царство грез» — не единственное царство, здесь и кончаются контакты Гофмана с Арнимом. «Царству грез» противопоставлено «царство ночи», непосредственно изображенное. Осенний день переходит в вечер; в сумерках рассказчик встречается с Глюком; в финале абсолютное господство тьмы (точнее, еле выступающая из тьмы, освещенная свечой фигура значительного человека — Глюка). Действие в новелле — постепенное раскрытие трагедии искусства и трагедии художника в мире берлинцев, но одновременно это и процесс наступления ночи, тьмы; функция берлинцев («поглощение», уничтожение искусства) сближена с функцией ночи («поглощение» человека, мира). Отметим, по ходу дела, и исторический процесс, изображенный Гофманом: от дня, света, праздника к ночи, охватывающей Берлин и мир. Особенное (берлинцы) на глазах читателя возводится в общее; берлинцы «расширяются» до их сущности (ночь). Подобно тому как Глюк изображен в качестве символа «музыки», ночь изображена как символ материи, «материализованного» социума. Ночь в «Кавалере Глюке» — не только сущность бездуховного бытия, но и высшее, внечеловеческое, небесное бытие. Земная пространственная оппозиция художник-берлинцы трансформирована в сверхреальную, «небесную» пространственную оппозицию «царство грез»— ночь. И движение в художественном мире новеллы — не только горизонтальное, но и вертикальное: из сферы реального бытия в сферу бытия ирреального. Между «царством грез» и ночью проложена безусловная граница, ибо она пролегает между антитетичными ценностями. Примечательно, что «царство грез», будучи универсальным, всеохватным, вселенским, — незримо; будучи таковым в мире материи, зримости, оно исчезло из картины мира, как бы пересталосуществовать: его отстаивает лишь одиночка, «музыкант». Парадокс современного мира заключен в том, что он посягнул на небесный мир духа; вселенский мир духа как бы сжался до масштабов отдельной человеческой души, души «музыканта». Царство же ночи — зримо, оно активно демонстрирует себя; в мире стало царить видимое, конечное, которое обрело статус непреложной космогонической силы. Царство ночи затмило «царство грез», берлинцы затмили Глюка, но не растворили в себе, не подчинили себе; идет великое противостояние, противоборство субстанций, в котором моральный перевес на стороне субстанции духа, «материальный» — на стороне субстанции материи.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |