КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И 1 О л 8 страница
Мир «Золотого горшка» — мир поразительной симметрии, поразительного противостояния и противодействия антитетичных начал; земное двоеми-рие возводится в сверхреальное, получает в результате возведения к мифологическим архетипам статус закона. Каждый иерархический уровень мирового пространства представлен персонажами, связанными между собой аналогичными функциями, но преследующими противоположные цели. Земное Двоемирие — продукт, эманация сверхреального, 01 г- «архетипического» двоемирия, его вариативное отражение. Шссфор -—— Черный Дракон Линдгоргт [саламандр] — —•- Старая Лиза ]Линбаорст!арх)-Серпентина—Анс8льм| ~^ [Паульман—Вероника—Г еебромбп Подобное симметрично организованное, иерархическое пространство, в котором совершаются события и которое характеризуется универсальной разорванностью, конструирует самую суть гофманов-ского мировидения. Характерная для всех гофма-новских произведений, начиная с «Кавалера Глюка», структура пространства в «Золотом горшке» предстала во всей своей осязаемости и мифологической очевидности. Обратим внимание и на то, что в «Золотом горшке», как и в подавляющем большинстве «Фантазий в манере Калло», мир христианизирован самым незначительным образом, лишь в части, касающейся ведьмовской тематики, которая в данном случае может рассматриваться как отражение системы народных представлений, сложившихся в средневековой Европе; да и то ведьмы поставлены под знак, под контроль нехристианского Черного Дракона. Возникшее в 1813 году в творчестве Гофмана ведьмовско-сатанинское, инфернальное начало в качестве мифологизирующего реальность конечного явилось тенденцией, ведущей к пространственной структуре «Эликсиров дьявола» и некоторых «Ночных произведений». Некоей предельной, абсолютной формой позднеромантического двоемирия явля-ется двоемирие, абсолютизированное благодаря введению христианской оппозиции Бог—Сатана; добро—зло, красота—безобразие, истина—ложь, существующие в посюстороннем мире, интерпретируются как вариации, отражения, продукты потустороннего конфликта между Богом и Сатаной. Универсум объявлен полем битвы между антитетичными силами мироздания, персонифицированными в образе Бога и Сатаны; полем этой битвы становится и каждый компонент мироздания, в том числе человек. Как отмечалось выше, небо и земля, верх и низ перестают быть антитетичными, становятся одноструктурными пространствами, различие между которыми сводится к различию между инвариантом и вариантом. Художественный мир произведений этого типа утрачивает светский характер, ставится под знак христианства; христианская доктрина мира объявляется некоей безусловной моделью. Вместе с тем концепция Бога и Сатаны как едва ли не равных по могуществу субстанций, как уже говорилось, не есть каноническая христианская концепция, а концепция еретическая, восходящая к одной из могущественных раннесредневековых ересей — к манихейству, согласно которому материя, трактуемая как тьма, «выступала в качестве начала, столь же вечного и неистребимого, как и свет», что вело к утверждению «о неистребимости зла в окружающем мире»24. Именно здесь и коренится принципиальное различие между Гейдельбергом, для которого Бог есть единственная субстанция, правящая миром, единственная сверхреальная сила, и поздним романтизмом, между Арнимом и Гофманом. Отметим и еще одно важное обстоятельство. История романтизма — это история постепенного воплощения бесконечного, воплощения, завершаю- щегося своего рода персонификацией бесконечного в образе Бога. Подобная эволюция характерна и для Гофмана: от невоплощенного «царства грез» Гофман движется к Атлантиде, а через нее — к царству божьему. В условиях торжествующего конечного воплощение бесконечного означало его канонизацию, возведение в ранг абсолютных, освещенных религиозных авторитетом истин. С другой же стороны, объективация бесконечного возникает как результат общеромантического движения к конечному: романтизм не только констатирует трагическую власть реальности, но и начинает мыслить предметно-чувственными структурами, правда, высокого мифологического плана. Христианизированная позднеромантическая структура пространства получает классическое воплощение в романе Гофмана «Эликсиры дьявола».
(с.336-337, 338) двойничество
Двоемирие естественно и закономерно выдви-ает идею противоречивости человека. Двоемирие же, освещенное авторитетом Бога и Сатаны, абсолютизирует и противоречивость, которая достигает кульминации в теории и практике двойни-чества, получившего широчайшее распространение в позднеромантической культуре38. Двойни-чество коренится в самой системе позднероман-тического сознания; позднеромантическая концепция человека, литературного персонажа чревата двойничеством. Открытие реальности, совершенное поздним романтизмом, есть открытие власти реальности над человеком, прежде всего над человеческой биографией. Человеческий дух, бывший дотоле безусловным, неограниченным хозяином мира и индивидуальной судьбы, отныне ущемляется в правах тем, что оказывается бессильным в преодолении реальности. Сознание первоначально сохраняет автономию, конечное первоначально не проникает в бесконечное, но тем не менее жизнь в духе сопрягается с жизнью в материи, обществе, реальности; человек, бывший субъектом, стал и объектом. Будучи бесконечным, он погружен в конечное, из которого не видит, не знает исхода; конечное овладело его повседневным существованием; устремленный в бесконечное, его представляющий, он хлебом, бытом, телом, словно цепями, утвержден в конечном. Добровольная власть бесконечного и принудительная власть реальности рождают противоречие, которое еще не превращается в двойничество, но уже таит его в себе как тенденцию. Но по мере того как в романтический мир входит реальность во всей полноте и власти, романтический герой, энтузиаст, заключенный в конечное, постепенно допускает это конечное и в свое сознание. И это вторая стадия завоевания, порабощения личности реальностью. Закабаление образа жизни перерастаетв закабаление образа мысли. Конфликт между конечным и бесконечным перестает быть только пространственным и перемещается в сознание; герой, энтузиаст становится отныне вместилищем как прекрасного, так и безобразного, как бесконечного, так и конечного. Если прежде человек был целен или в добре, или во зле, то теперь он оказывается ареной борьбы взаимоисключающих субстанций. В каждом человеке оказываются две разновек-торных тенденции. При всем при том добро и зло остаются силами полярными, между которыми диффузия исключена. Полярность бесконечного и конечного проявляется в человеке или в его непрерывном сновании между добром и злом, в непрерывном замещении одного качества другим, так что, в сущности, действуют как бы разные личности (со знаком плюс или со знаком минус), или в расслоении, раздвоении личности, когда ее антитетичные качества персонифицируются, обретают «свободу», необходимую для «расселения» в разных сферах бытия, мироздания, космоса. Двойничество — это и есть персонификация антитетичных сторон человеческого сознания, антитетичных сторон одной личности. Наиболее прихотливое и сложное воплощение двойничество получает в «Эликсирах дьявола».
(с.362-364) готический роман и трагедия рока В 810-е годы «трагедия рока» становится массовым литературно-театральным явлением; формируется целая плеяда драматургов, заполнивших театральный и книжный рынок «трагедиями рока». Прежде всего здесь следует назвать А. Мюллнера И/74—1829), чья драма «Вина» (1813) некоторое время пользовалась в Германии неслыханной популярностью. <^Трагедия рока» генетически связана с «готи- ским» романом, в сущности, она является его Родолжательницей в новой культурно-историчес- $62 кой ситуации; литературная линия, начатая «готическим» романом, продолжена «трагедией рока>. «Готический» роман, возникший в последнюю треть XVIII столетия, демонстрирует кризис рационалистического сознания, рационалистической культуры, более того, «готический» роман выводит культуру за пределы Просвещения, чем и отличается от сентиментализма, также являющегося реакцией на рационализм. Мир «готического» романа — мир средневековья, что прежде всего и утверждает его антирационалистический пафос. Это мир, в котором господствует ужасное, таинственное, непознанное, иррационально-сверхъестественное; под знак сверхъестественного, рокового поставлены коллизии, персонажи, события, всевозможная бытовая атрибутика. «Готический» роман по своей структуре был весьма многообразен47; для «трагедии рока», как и для всей немецкой позднеромантической литературы, наибольшее значение имела его английская линия, начатая «Замком Отранто» (1764) Г. Уол-пола, продолженная Э. Рэдклифф, прежде всего в «Удольфских тайнах» (1794), и «Монахом» (1795) М. Г. Льюиса и завершенная знаменитым романом Ч. Мэтьюрина «Мельмот-скиталец» (1820). Культура позднего романтизма созвучна мироощущению, идеологии «готического» романа, что и предполагало, с одной стороны, его длительную жизнь в Европе (будучи явлением неромантической культуры, он сопровождает романтическую культуру на протяжении всей ее истории), а с другой стороны, его непременное присутствие в романтической литературе, активное использование ею его тем, мотивов, образов, повествовательных принципов. «Трагедия рока» — в некотором смысле «готическая» трагедия, только «роман-оованная», усвоившая систему романтичес-тИЗИ ценностей и прежде всего оппозицию «конеч-кИр—-бесконечное» (и «готический» роман в 800— «H)-e годы рассматривается сквозь призму позд-омантического СОЗнания). В пространственной структуре «трагедии рока» помимо посюсторонней реальности непременно присутствует реальность потусторонняя, сверхъестественная; земной мир поставлен во всеобщую зависимость от мира неземного; сверхъестественная реальность определяет и исход земных конфликтов, всегда трагический, ужасный. Высший мир, будучи миром судьбы, однозначной в своем отношении к людям, определяет и земной мир как мир единомирия, отмеченный печатью греха и грех не искупивший, из греха не вышедший. Но вместе с тем земной мир может быть миром относительного двоеми-рия, характеризующего не столько современное бытие, сколько прошлое (греховное) бытие и бытие современное (вне прошлого, безгрешное), что значительно усиливает трагический эффект. Сверхъестественная реальность, заявившая о себе в результате человеческого грехопадения и возложившая на себя функцию возмездия, идентифицирует эту функцию с временем, историей (история становится возмездием, сливается с ним), в результате чего человек, не имеющий непосредственной вины, по-прежнему оказывается объектом возмездия, что и объявляет эту сверхъестественную реальность жестокой, беспощадной судьбой, устремляющей человека к гибели.
(с.369-376) Гофман: «Песочный человек» - концепция рока
Пространственная структура, воплощенная в «трагедии рока», не есть индивидуальное качество, индивидуальная примета драмы; хотя «трагедия рока» создает весьма специфический структурно-семантический канон, подобная струк- тура характеризует особый тип сознания и тем самым становится внежанровой, точнее, наджан-ровой категорией. В 1816—1817 гг. Гофман создает «Ночные произведения», открывающиеся новеллой «Песочный человек» и тем самым обретающей статус программного произведения. Центральная проблема новеллы — Песочный человек; в процессе ее всестороннего обсуждения обнаруживается несколько точек зрения, главными из которых являются точки зрения Натанаэля и Клары. В жизнь Натанаэля Песочный человек вошел как сказочный персонаж, как герой фантастического нянюшкиного повествования («Это такой злой человек, который приходит за детьми, когда они упрямятся и не хотят идти спать, он швыряет им в глаза пригоршню песку, так что они заливаются кровью и лезут на лоб, а потом кладет ребят в мешок и относит на луну, на прокорм своим детушкам, что сидят там в гнезде, а клювы-то у них кривые, как у сов, и они выклевывают глаза непослушным человеческим детям», 37, 1, 229). Нянюшкина сказка откровенно дидактична, ужасы необходимы для устрашения, для наведения порядка и подчинения детской воли; Натанаэль не только устрашается, но и убеждается в реальности Песочного человека, тем более что нянюшкина сказка согласовывается с реальными событиями, происходящими в доме, с тяжелыми шагами по лестнице, с чадом, распространяющимся по квартире, с печальным материнским комментарием: «Ну, дети! Теперь в постель! В постель! Песочный человек идет, я уже примечаю!» (37, I, 229). Песочный человек для матери не более, чем сравнение, метафора, но в сознании ребенка сказочное, фантастическое соединяется с реальным, и реальный Коппелиус, хорошовестный детям старый адвокат, превращается инфернального Песочного человека, точнее, Песочный человек совмещается с Коппелиусом. Возникает некая неразличимость реального и ирреального. История детского сознания, рассказанная весьма подробно и достоверно, как будто указывает на ирреальное как на глубоко субъективное, ничего общего с реальностью не имеющее явление. Но одновременно Гофман как будто уверяет в реальности ирреального, максимально сближает Коппелиуса с Песочным человеком, делает допустимой их идентичность. Примечателен тщательно выписанный портрет Коппелиуса. «Представьте себе высокого, плечистого человека с большой нескладной головой, землисто-желтым лицом; под его густыми седыми бровями злобно сверкают зеленоватые кошачьи глазки; огромный здоровенный нос навис над верхней губой. Кривой рот его нередко подергивается злобной улыбкой; тогда на щеках выступают два багровых пятна и странное шипенье вырывается из-за стиснутых зубов». «Весь его облик вселял ужас и отвращение; но особливо ненавистны были нам, детям, его узловатые, косматые ручищи, так что нам претило все, до чего бы он ни дотронулся». «Он всегда называл нас зверенышами, в его присутствии нам не дозволялось и пикнуть, и мы от всей Души проклинали мерзкого, враждебного человека, который с умыслом и намерением отравлял нам невиннейшие радости» (37, I, 231—232). Портрет Коппелиуса демонстрирует возможную реальность ирреального: явившийся из сказки Песочный человек оказывается реальным существом, именуемым Коппелиусом, а позже пьемонт-ским механиком Джузеппе Копполой. Портрет, Развернутый, сосредоточенный на многочислен- ных деталях, фактах, событиях, не только утверждает реальность, но и демонстрирует сущность Песочника, равного Коппелиусу. Помимо непосредственно высказанной оценки («злобно сверкают», «злобная улыбка», «ужас и отвращение» и т. д.), значителен целый ряд ассоциаций и сопоставлений: «кошачьи глазки» и «шипенье из-за стиснутых зубов» указывают на звериное начало; здоровенный нос, нависший над верхней губой, — неизбежное свойство инфернального существа, своего рода фольклорный и литературный штамп. Осязаемость, материальность облика свидетельствует о бездуховности; наконец, издевательства над детьми (которые, как и художники, являются воплощением прекрасного) и отвращение к нему детей характеризуют Коппелиуса как личность, находящуюся по ту сторону добра и красоты. Ирреальная реальность является безобразной, дьявольской, разрушающей человеческое сознание. Существенно, что Коппелиус объявлен в начале новеллы виновником гибели отца Натанаэля, а в финале — самого Натанаэля, т. е. он однозначен и постоянен в своей разрушительной функции. Столь же существенно и то, что Коппелиус сопровождает Натанаэля в течение всей жизни под разными именами, внутренне оставаясь самим собой — Песочным человеком; Коппелиус и Коппола — лишь внешние образы одной сущности — Песочного человека. Точке зрения Натанаэля, выраженной в открывающем новеллу письме к Лотару, противостоит точка зрения Клары, невесты Натанаэля, доказывающей (как пишет потом Натанаэль), что «Коппелиус и Коппола существуют только в моем воображении, они лишь фантомы моего «я», которые мгновенно разлетятся в прах, ежели я ихтаковыми признаю» (37, I, 238). В отличие от Натанаэля Клара считает Коппелиуса—Копполу (Песочного человека) не реальностью, а фикцией, плодом болезненной фантазии; поэтому ее и сопровождает ставший едва ли не постоянным эпитет «рассудительная». Конфликт между Ната-наэлем, утверждающим реальность Коппелиуса, и Кларой, отвергающей его реальность с рационалистических позиций, становится неизбежным:;Натанаэль, очередной раз отвергнутый Кларой, /восклицает: «Ты бездушный проклятый автомат!» I (37, I, 246). Мир в представлении Клары ясен,. нефантастичен, лишен не только инфернального, / но и ирреального начала, согласуется с человеком, с его надеждами и оптимизмом; поэтому и неизбежно сопоставление Клары с автоматом, т. е. с возникающей вслед за тем Олимпией, механической куклой, искусственно сконструированной Спаланцани и Копполой. В финале рассказано об обретенном Кларой семейном счастье, «какое отвечало ее веселому, жизнерадостному нраву и какое бы ей никогда не доставил смятенный Ната-наэль» (37, I, 262). Клара, решительно отвергающая реальность ирреального, обретает жизненную удачу, благополучие, гармонию, в то время как Натанаэль гибнет. Сконструировав две противоположные точки зрения, Гофман решает вопрос и об их истинности. Неистинность точки зрения Клары не только в том, что она введена в контекст филистерского здравомыслия, филистерской этики; эта неистинность обнажается и благодаря сопоставлению ее с точкой зрения автора. Новелла распадается на две части, во многом противоположные: первая состоит из трех писем (два письма Натанаэля к Лотару и одно письмо Клары к Ната- наэлю) и может именоваться субъективной (демонстрируются личностные оценки и концепции); во второй повествование ведется от имени автора, излагающего объективную точку зрения. Автор, в начале второй части обращающийся непосредственно к читателю, говорит о «странности и необычности» «злополучной жизни Ната-наэля», о том, что «эта история нисколько не забавна» (37, I, 241); главное же, во второй части, как и в письме Натанаэля, описывается явление Коппелиуса (теперь уже Копполы) — с максимальной достоверностью. Как о реальном факте говорится о Коппелиусе и в заключительной сцене новеллы — сцене безумия Натанаэля («в толпе маячила долговязая фигура адвоката Коппелиуса, который только что воротился в город <...> Собрались взойти на башню, чтобы связать безумного, но Коппелиус сказал со смехом: «Ха-ха, — повремените малость, он спустится сам», — и стал глядеть вместе со всеми. Внезапно Натанаэль стал недвижим, словно оцепенев, перевесился вниз, завидел Коппелиуса и с пронзительным воплем: «А... Глаза! Хорош глаза!..» — прыгнул через перила», 37, I, 261). Точка зрения автора соответствует точке зрения Натанаэля. Песочный человек (Коппелиус, Коппола), исчезающий и снова являющийся, всюду присутствующий, бессмертный, есть враждебный человеку рок и как таковому человек бессилен ему противостоять. Трагедия жизни и гибель Натанаэля и определены той высшей реальностью, которая открыта для Натанаэля как человека, поэта, энтузиаста. Счастье же жизни Клары продиктовано ее филистерской сущностью, ибо Клара — механистическое и мертвое, сконструированное существо. Рок, утверждает Гоф-ан, враждебен живому и благосклонен к мерт-ому; Рок ТВ°РИТ мертвую действительность, мертвую в прямом (Натанаэль) или переносном (Клара) смысле. Констатацией рока, персонифицированного в Песочном человеке, констатацией ирреальной действительности как действительности реальной и начинаются «Ночные произведения» Гофмана. Нетрудно увидеть, что гофмановская концепция рока в несравненно большей степени, чем в «трагедии рока», включена в контекст романтической культуры; и у Гофмана, и в «трагедии рока» рок утверждается как ирреальная реальность, как некая высшая сфера бытия, враждебная человеку и человеческому миру, но у Вернера или Гриль-парцера человеческий мир в той или иной степени виновен, а рок при всей его беспощадности выполняет лишь миссию возмездия, уничтожая греховное и объективно гармонизируя мир. Рок фигурирует в неких амбивалентных качествах — как зло, но и как добро, и это последнее делает концепцию рока не только неоднозначной, но и двусмысленной: если рок есть возмездие, наказание, то и реальность есть абсолютное зло. Но с другой стороны, гибель Берты и Яромира (и особенно Берты), расплачивающихся за чужие грехи, вряд ли может быть признана актом справедливости и милосердия. У Гофмана рок преследует то, что в большей или меньшей степени. не согласовано с реальностью, не вошло в ее контекст, не растворилось в ней: рок преследует поэ- г °в, энтузиастов, их учеников; рок перемалывает, жизнь. История Натанаэля — история постелен- / [°и гибели жизни, постепенного иссякания жизни j человеке, происходящее в результате непрерыв- / г° преследования роком (Песочным человеком). В новелле принципиально важен мотив глаз, начатый в нянюшкином рассказе («Он швыряет им в глаза пригоршню песку, так что они заливаются кровью») и завершенный предсмертным воплем Натанаэля («А... Глаза! Хорош глаза!...»). Человек, лишенный глаз, оказывается во власти Копполы, перестает видеть мир. Олимпия потому и бездуховна, что лишена глаз («Натанаэль оцепенел — слишком явственно видел он теперь, что смертельно бледное восковое лицо Олимпии лишено глаз, на их месте чернели две впадины: она была безжизненной куклой», 37, I, 257). Но и у Натанаэля похищены глаза («Глаза, глаза он украл у тебя», 37, I, 258). История Натанаэля — это история постепенного изменения видения, что засвидетельствовано, в частности, в символическом акте приобретения Натанаэлем подзорной трубы, благодаря которой он и влюбляется в Олимпию («Тут только узрел Натанаэль дивную красоту ее лица», 37, I, 249). Подзорная труба дает новое зрение, оживляет бездуховное, наделяет мертвое жизнью. Натанаэль, обретший новое зрение, становится филистером, не заметившим того, что Олимпия, предмет его страстной любви, — всего-навсего кукла. Но филистерство Натанаэля и есть результат издевательства над ним высших сил, есть не добровольный, как у Клары, а принудительный акт; именно это и ведет в конечном итоге к безумию и гибели. Рок у Гофмана — это наделенная абсолютной властью реальность, наделенное абсолютной властью конечное. И конечное потому и объявлено абсолютным злом, что оно так или иначе разрушает сознание, душу, бесконечное. Гофман и продемонстрировал в «Ночных произведениях» страшнуюнеотвратимую власть обретшего статус рока конечного над бесконечным. Таким образом, действительность, утратившая перспективу и властвующая над человеком, мис-тифИцируется в образе, в идее судьбы. Категория судьбы как безликой и враждебной человеку силы становится существенной категорией позднероман-тического сознания; судьба становится той единственной высшей субстанцией, которая правит конечным, правит заключенным в конечное человеком; образ противоречивой вечности трансформируется в образ «вечности бессмысленной» (Е. А. Баратынский).
(с.393-396) Гофман: «Угловое окно»
И наконец, последнее. В 1822 году Гофман создает «Угловое окно», произведение, подводящее итог эстетическому развитию писателя, его последний эстетический документ. Художественный принцип, исповедуемый в произведении, можноназвать принципом «углового окна» в противовес «принципу Калло» в раннем творчестве. Принцип «углового окна» в том же 1822 году будет воплощен в новелле «Мастер Иоганн Вахт». Гоф-мановская, как и вообще позднеромантическая тенденция к реальности получает здесь своего рода завершение, обретает достоинство целостной художественной программы. Принцип «углового окна» — это принцип фиксации реальной жизни в ее реальных проявлениях и реальной самоценности. Серапион — человек, ушедший от мира и создавший его по своему образу и подобию. Кузен, герой «Углового окна», не только не уходит от жизни, но к ней устремлен, с ней связан, ею оживлен; благодаря видению жизни кузен обретает жизнь (в прямом смысле слова): «Но вот это окно — утешение для меня; здесь мне снова явилась жизнь во всей своей пестроте, и я чувствую, как мне близка ее никогда не прекращающаяся суетня» (37, II, 490). Жизнь рынка для кузена (и для Гофмана), отмеченная всевозможными конфликтами, — источник творческой и человеческой радости, источник вдохновения; в «Угловом окне» есть приятие реальности, приятие конечного. Рассказ Гофмана — модель творческого акта, который есть фиксация жизни; предмет искусства — реальность в ее реальных формах и границах. Гофман утверждает искусство «глаза, по-настоящему умеющего видеть» (37, II, 490), а это прежде всего необходимо, чтобы создавать «разнообразнейшие сцены городской жизни» (37, II, 490—491); рынок, по словам кУзена, «являет правдивую картину вечно изменчивой жизни» (512). Декларация Гофмана демонстрирует искусство, лишенное умозрительного, метафизического ка-нтическими темами, мотивами, но истолковы-роМа их, исходя из приятия конечного как поэтической сферы. Онтологическое равенство вечности и времени, и переключение внимания с вечности на Кпемя, с метафизической реальности на реальность сторическую, было чревато большими последствиями. В процессе познания времени, истории происходит снятие пространственно-ценностного явоемирия, что и совершает реалистическая культура. Реализм, поклоняющийся времени, истории, исповедующий историю в качестве единственной реальности и единственной ценности, не нуждается в вечности. Реалистическая культура, снявшая дихотомию вечность—время, становится культурой принципиально иного типа, чем романтизм и вообще все прежде существовавшие культуры. Так, совершившиеся в позднем романтизме разделение конечного и бесконечного, утрата синтеза и повлекли за собой не только вытеснение бесконечного конечным, но и постепенное внедрение в европейскую картину мира реальности как единственной сферы мироздания.
(с. 397-401) позднее странничество
Структура пространства неотделима от структуры времени; те существенные сдвиги, которые произошли в позднеромантической культуре, столь определенно и ярко проявившиеся в пространственной структуре мира, заявили о себе и в структуре временной, исторической. Высший, сверхреальный мир, суть которого составляет или борьба МеЖдУ Богом и Сатаной, или — что еще беспре- цедентнее — безликая к человеку враждебная Судьба, нередко персонифицированная в образе Сатаны (у Шопенгауэра так и сказано: дьявол — «персонифицированная воля к жизни»65), в результате чего высший мир перестает быть надеждой и целью, определяет и объясняет как всеобщую, так и индивидуальную человеческую историю, рождает ее дисгармонию, трагедию, из которой нет исхода («грядущей жатвы нет», — констатирует Е. А. Баратынский). Ранний романтизм тоже знал трагедию, но трагедия в нем была преходящей, временной и освещалась грядущим торжеством, верой в неизбежную победу человека и мира; человеческому духу открывался не имеющий границ путь в беспредельное, который проделывался им как лучезарный, «святой», «чудный» путь. Шатобриан в «Гении христианства» писал: «Человек нуждается в чудесном, в будущем, в надеждах, ибо сознает, что создан для бессмертия»66. Поздний романтизм отнимает у личности ее господнее могущество, отнимает основу и продукт этого могущества — свободу. Странничество, скитальчество по-прежнему свидетельствует о личности, о ее идеальной сущности, романтической первооснове, но странничество обретает теперь трагическое содержание, ибо человек непрерывно встречает непреодолимые границы. Странничество было победоносным, когда совершалось в родном мире, в контексте божественного бытия, в контексте истории, устремленной к бесконечному и вечному, к синтезу; странничество и проявляло временной, исторический процесс. В позднем романтизме странничество состоит в том, что человек мечется в пределах и границах; то, что он мечется, свидетельствует о его энтузиастической основе, о его идеальной сущности, ибо он — не остановившаяся, незамкнувшаяся в конечном личность, но его метания бесцельны, ибо лишены надежды на победу, на грядущее торжество; трагедия человека обретает абсолютную временную длительность. Его томление (Sehnsucht) не оптимистическое, не жизне-творческое, а безысходное, нетворческое; томление является его счастливой судьбой, но власть реального искажает суть томления; будучи счастливой судьбой по своему первородному содержанию, оно трансформируется в несчастную биографию. Странник, по воле истории ставший трагическим странником, становится шарманщиком. В. Мюллер, столь полно сказавший о сущности романтизма в своем «Wanderschaft» (1816—1817), столь же емко говорит о сущности позднего романтизма и позднеромантического движения в стихотворении «Шарманщик» (1822). Вот стоит шарманщик грустно за селом, И рукой озябшей он вертит с трудом, Топчется на месте, жалок, бос и сед. Тщетно ждет бедняга, — денег в чашке нет! Люди и не смотрят, слушать не хотят, Лишь собаки злобно на него ворчат. Все покорно сносит, терпит все старик, Не прервется песня и на краткий миг. х°Чешь> бУДем вместе горе мы терпеть? °чешь, буду песни под шарманку петь? (49, 525) тм становится шарманщиком, точнее, стран шарманщиком, шарманка обретает ста- тус знака, образа, символа романтического идеала. Радостная песнь романтического энтузиаста, будь то Штернбальд или Генрих фон Офтердин-ген, стала душераздирающей песнью. Примечательно, что шарманщик — герой не одного лишь В. Мюллера — он становится всеобщим позднеро-мантическим героем. Странник чаще всего и ассоциируется с шарманщиком: из странника, скитальца, путешественника едва ли не всегда проглядывает шарманщик. Тема шарманки, вошедшая в позднеромантическую культуру, и явилась выразительницей боли, страдания, бездомности художника, энтузиаста, человека. Мир был для человека домом; мир перестал быть домом, стал чужбиной; мироощущение утраченной родины и выражено через образ шарманки; и этот свой смысл шарманка сохраняла в течение всего XIX века. В эпоху реализма тема шарманки слилась с темой «униженных и оскорбленных».
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |