Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разгадка эпиграфа




На фоне того, что мы знаем о религиоцентристских обществах как обществах определенности, действительность, безусловно, могла ощущаться людьми клеткой в силу того, что жестко ограничивала пространство возможного и допустимого за счет категорического, непримиримого исключения из жизни ложного, неподлинного, пустого.

«Клетка» логически требовала от человека императивного поведения, т.е. поведения, полностью соответствующего «образу истинности». Любая попытка своеволия, «обмана судьбы» грозила не просто порицанием или наказанием, а потерей главного – неразрывной связи человеческой жизни с Абсолютом, причастности к высшей истине, высшему порядку. И ценой человеческой свободы оказывалась необратимая бессмысленность существования. А «возвращение в клетку» было возвращением к истине, смыслу. Признание организующих и одновременно ограничивающих полномочий Абсолютной Истины проступает сквозь метафорическое молитвенное обращение Мурсилиса П.

Эффективное преодоление неопределенности существования и ее власти над человеком, на наш взгляд, является недооцененным качеством религиоцентристских древних обществ, потому что оно базировалось не на обеднении восприятия мира, а, напротив, на вычленении сущностного, нерелятивного, вечного в чередующихся параметрах бытия.

 

Примечания

 

1. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. – М., 1997. С. 22.

2. Там же. С. 24.

3. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. – М., 1993. Т. 1. С. 266- 267.

4. См.: Бурдье П. Социология политики. – М., 1993; Он же. Начала. – М., 1994.

5. Нарочницкая Н.А. Историческая Россия и СССР в мировой политике XX в. // Новая и новейшая история. 1998. №1. С. 120.

6. Тиллих П. История и Царство Божие // Философия истории: Антология. – М., 1995.

7. Сорокин П.А. Кризис нашего времени //Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. С. 485.

8. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. – М., 1990. С. 596.

9. Ли-цзи //Древнекитайская философия. – М., 1973. Т.2. С. 101.

10. Там же. С. 191.

11. Дугин А. Пути абсолюта. – М., 1991. С. 143.

12. См.: Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. – М., 1995. С. 192 - 193.

13. Вебер М. Социология религии: (Типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994. С. 195.

14. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории // Всемирно- исторические перспективы. – М., 1998. С. 358.

15. Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века. – М., 1985. С. 583.

16. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль: Тексты. – М.,1996. С. 506.

17. Сорокин П. А. Указ. Соч. С. 497.

18. Контекст глобального поведения // Медведь. 1997. №6-7 (21). С. 51.

19. Астафьев П. Е. Вера и знание в единстве мировоззрения // Астафьев П. Е. Философия нации и единство мировоззрения. – М., 2000. С. 388.

20. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.2. Три века христианства на Руси (XII – XIV вв.). – М., 1998 С. 73-74.

21. См.: Шодкевич М. Модели совершенства в исламе и мусульманские святые // Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. – М., 1993. С. 217.

22. Цит. по: Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит С.-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа: Очерки русского самосознания. – СПб., 1994. С. 93.

23. Льюис К. С. Письма Баламута // Льюис К. С. Письма Баламута. Баламут предлагает тост. – М., 1991. С. 133.

24. Плутарх. Изречения спартанцев // Плутарх. Застольные беседы. – Л., 1990. С. 298.

25. Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ // Книга самурая. – СПб., 1998. С. 75.

26. Чжуан-цзы // Древнекитайская философия. Т.2. С. 283.

27. Климент Александрийский. Педагог // Антология педагогической мысли христианского образования в трудах отцов церкви и мыслители Раннего Средневековья. – М., 1994. С. 37.

28. Св. Григорий Богослов, архиеп. Константинопольский. Слово 10. О человеческой добродетели / Св. Григорий Богослов, архиеп. Константинопольский: Собр. Творений. В 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 2. С. 41.

29. Плутарх. Указ. Соч. С. 297.

30. Завещание Тории Мототада // Идеалы Самураев. – СПб., 1999. С. 162.


Д.В. Чарыков




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.