Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шииты при режиме Саддама Хусейна 1968-2003 гг. 2 страница




Сказывались также и результаты последовательной полити­ки иракского режима, направленной на недопущение какой-либо конкурирующей с действующей властью оппозиционной силы. В этом русле режим прилагал много усилий, направленных на ослабление шиитского религиозного общества как структуры. Ее подрыву во многом способствовала линия на устранение его ду­ховных авторитетов. Результаты этой политики дали о себе знать в ходе ирано-иракской войны. Правящему режиму удалось пре­дотвратить распространение исламской революции на Ирак, где ее вначале встретили с энтузиазмом. В результате боевых дей­ствий настроения изменились, и среди иракских шиитов не было широкомасштабных выступлений в поддержку иранской рево­люции или массового дезертирства из армии. Иракский «арабизм» оказался сильнее, а попытки Хомейни проявить себя ли­дером шиитов Ирака вызывали раздражение у шиитских автори­тетов в Наджафе и у племенных лидеров. Наряду с этим произо­шел рост иракского «шиитского» самосознания, которое госу­дарство стремилось всячески подавлять.

Ирано-иракская война стоила обеим странам огромных че­ловеческих (около 1 млн. человек) и материальных жертв, а ее последствия ощущаются и сегодня. Но война в конечном счете укрепила правящие режимы в Багдаде и в Тегеране, хотя Иран понес более тяжелые для него потери: бесславно закончившаяся война имела своим следствием падение популярности иранского фундаментализма.

В условиях чрезвычайного военного положения правящей партии Баас удалось установить полный контроль над иракским обществом и укрепить свои позиции в стране. В результате жес­ткой и одновременно гибкой политики, сочетавшей методы тер­рора, репрессий, строгого контроля над политической и эконо­мической жизнью в Ираке с уступками, Баас смогла устранить опасность со стороны оппозиционных сил и добиться монопо­лии на власть в стране. Саддам Хусейн считал себя «победите­лем» в войне с Ираном, принявшим к тому же на себя тяжелую миссию «спасителя» арабских стран региона от иранской экс­пансии. А это воспринималось Саддамом Хусейном как доста­точное основание для притязаний на лидерство в арабском мире, на установление своей гегемонии в регионе. Итогом этих амби­циозных устремлений стал захват иракскими войсками в августе

1990 г. соседней братской арабской страны Кувейт. Эта военная авантюра иракского лидера получила осуждение всего мирового сообщества. Отклонение Саддамом Хусейном мирных вариантов Урегулирования конфликта имело своим результатом военную операцию «Буря в пустыне», осуществленную в январе-феврале

1991 г. силами антииракской коалиции, получившей мандат ООН и объединившей более 30 стран во главе с США. Многонацио­нальные силы коалиции нанесли поражение армии Саддама, ос­вободили территорию Кувейта и заняли иракские южные райо­ны. Наступление войск коалиции послужило сигналом для выcтупления против диктаторского режима оппозиционных сил Ирака.

27 февраля 1991 г. завершились наземные военные действия союзников в рамках операции «Буря в пустыне», а на следую­щий день премьер-министр Великобритании Дж. Мейджор при­звал иракцев свергнуть режим Саддама Хусейна. Ранее, 15 фев­раля, еще до начала наземной операции, с таким же призывом обратился к иракскому народу президент США Джордж Буш -старший. Открыто побуждаемые союзниками почти одновременно на борьбу против Багдада поднялись шииты на юге и курды на севере.

Первые признаки волнений на юге появились еще в середи­не февраля, когда в городах Басра и Диванийя прошли демонст­рации под антибаасистскими, антисаддамовскими лозунгами, со­провождавшиеся, как сообщалось, убийствами ряда баасистских функционеров. Волнения быстро перекинулись на другие пре­имущественно шиитские города - Амара, Насирийя, Кут, а так­же втянули в свою орбиту и главные шиитские святыни — Наджаф и Кербелу. Оплотом повстанцев стали южные города. Что касается сельских районов, то видные шейхи крупных племен призывов не поддержали и даже оказывали помощь правитель­ственным войскам в восстановлении порядка. Повстанцы жес­токо расправлялись с теми, кого они считали «агентами» режима и их «пособниками». Без суда они казнили баасистов и членов их семей.

Движение развивалось спонтанно, оно сразу приобрело ха­рактер народной интифады, в которой нашло свой выход копив­шееся десятилетиями недовольство шиитов своим социальным и экономическим положением, политической дискриминацией, на­циональным унижением. Восстание не имело единого руковод­ства, не обнаруживались и признаки какого-либо влияния зару­бежной шиитской оппозиции. Не было также связи и координа­ции действий между поднявшимся на борьбу курдским севером и шиитским югом. Но к вспыхнувшим в Ираке беспорядкам про­являли самый живой интерес Иран, администрация США, неко­торые арабские страны, представители светской зарубежной иракской оппозиции. Опираясь на свои связи с различными группи­ровками в шиитской среде Ирака, все они стремились использо­вать антисаддамовское движение для достижения собственных целей.

Восстание шиитов вдохновлялось и поддерживалось Ираном.

Накануне выступления иракцев в Иране были подготовлены два боевых подразделения в помощь повстанцам. Одно было сфор­мировано из иракских военнопленных, оставшихся в Иране пос­ле обмена пленными между обеими странами в 1990 г. Другим был отряд «Корпуса Бадр», в который вошли иракские шиитс­кие беженцы, покинувшие Ирак или изгнанные из него в раз­ные годы баасистскими властями. В составе этих групп были и иранцы — офицеры связи, координировавшие действия повстан­цев на юге.

В тот момент, когда шииты развернули широкую борьбу про­тив Саддама, в иранских СМИ стала активно муссироваться идея исламско-фундаменталистской направленности иракской шиит­ской интифады. Такое развитие событий никак не устраивало ни США, ни их европейских союзников: перспективе получить на Ближнем Востоке еще один исламский фундаменталистский «Иран» они предпочли сохранение ослабленного режима Садда­ма Хусейна как противовес исламской шиитской угрозе в Ираке.

Власти Багдада оказались в чрезвычайно сложной ситуации: стремительно нарастало движение и курдов, и шиитов. Вести од­новременно борьбу против повстанцев и на севере и на юге пра­вительство было не в состоянии. На помощь ему пришли союз­ники, позволившие разгромить как курдскую, так и шиитскую оппозицию. Впоследствии США взяли курдов под свою защиту, обеспечив выход Курдского Автономного Района (КАР) из-под контроля Багдада, в то время как юг страны подвергся особенно жестоким репрессиям. Американцы, например, открыто заяви­ли, что запрет на полеты боевых иракских самолетов на юге страны не касается вертолетов, которые сбивать никто не будет. Запрет­ной для полетов являлась зона южнее 32-й параллели, т.е. райо­на расселения шиитов. Такое заверение развязало режиму Саддама руки. Отряды Республиканской гвардии, самой боеспособной и беспощадной в расправе с мирным населением части ар­мии, вытеснили повстанцев из всех занятых ими городов. Шии­ты обратились к командованию многонациональных сил, нахо­дившихся недалеко от Басры, с просьбой о поддержке, но ответа не последовало. Правительственные войска тем временем учи­няли расправу над местным населением. На танковой броне кра­совались надписи: «С сегодняшнего дня — никаких шиитов». Войска нанесли удары по важнейшим шиитским святыням и мечетям, где собирались повстанцы. Западные журналисты, по­бывавшие в Кербеле после акций по «умиротворению», свиде­тельствовали: «На расстоянии пятисот ярдов от двух святынь (гробниц Хусейна и его единокровного брата Аббаса, погибшего вместе с Хусейном в битве при Кербеле в 680 г. — Н. С.) разруше­ния напоминали Лондон на пике его бомбардировок германской авиацией во время второй мировой войны».

21 марта власти заставили аятоллу Сейида аль-Касима аль-Хоу'и заявить о своей поддержке Саддама Хусейна и призвать шиитов к прекращению восстания.

К концу марта 1991 г. восстание было разгромлено. Спрово­цированное во многом союзниками, оно было потоплено в кро­ви. Десятки тысяч мирных жителей были убиты, но еще большее их число было вынуждено покинуть свои дома. Более 50000 бе­женцев устремились через границу в Саудовскую Аравию, а ты­сячи других нашли прибежище в Иране или укрылись в болоти­стых районах юга Ирака. В течение лета 1991 г. выступления повстанцев-шиитов против режима Саддама Хусейна продолжа­лись. Они носили в основном характер террористических актов, диверсий против властей и политических убийств. Отряды бое­виков базировались на территории Ирана и не могли предпри­нимать какие-либо серьезные действия без санкции Тегерана.

На протяжении 90-х гг. шиитское население юга Ирака было поставлено под жесткий контроль саддамовских спецслужб, под­вергалось постоянным преследованиям, экономической блокаде и систематическим бомбардировкам иракских военных. Но на­ряду с карательными мерами иракское правительство в эти годы осуществляло мероприятия социального, политического и экномического порядка, направленные на ослабление влияния оп­позиции и сохранения лояльности режиму шиитской части на­селения страны. Шииты демонстративно привлекались в управ­ленческие структуры.

23 марта 1991 г. Саддам Хусейн произвел реорганизацию сво­его кабинета и впервые за 22 года баасистского правления на­значил премьер-министром Саадуна Хаммади, шиита, выходца из Кербелы, демонстрируя тем самым свою готовность предос­тавить шиитам более значимое место в политике. Правда, скорее это был тактический ход, а не реальное намерение изменить дйштское представительство в центральной власти: за то корот­кое время, что Хаммади был у власти, принятие решений остава­лось монополией Саддама и его ближайшего окружения. Уже в сентябре Хаммади был смещен. К этому времени иракский ли­дер почувствовал себя вновь достаточно прочно. Новым премье­ром стал Мухаммад Хамза аз-Зубейди, тоже шиит, хотя менее влиятельный, но известный своими прочными связями с шиит­скими племенами. В районах, где проживает большинство ши­итского населения, на административные и управленческие дол­жности также назначались шииты.

Большой шум в начале 90-х гг. был поднят вокруг проекта «Третьей реки» — «Речного ирригационного проекта Саддама», который должен был стать самым могущественным символом обновления Ирака после войны 1990-1991 гг. Новая «река», а точнее канал, протяженностью 350 миль прокладывался от Махмудийи до Персидского залива. Это сооружение должно было, по замыслу его творца, нейтрализовать возложенные на Ирак международные санкции за счет существенного расширения об­рабатываемых земель уже летом 1993 г. Комитет ООН по правам человека назвал этот проект «экологическим преступлением века». По мнению большинства экспертов, строительство «Третьей реки» - проект прежде всего политический. Хотя он действительно уве­личивает площади, пригодные для возделывания сельскохозяй­ственных культур, его главная направленность — расчленение шиитского общества и установление над ним жесткого постоянного контроля. Канал прокладывался таким образом, чтобы отделить главные священные города шиитов от сельской местнос­ти и тем самым ослабить идеологическое влияние Наджафа и Кербелы на рядовых шиитов.

Одновременно в 90-е гг. были начаты широкомасштабные работы по осушению болот на юге Ирака, что официально пре­подносилось как проявление доброй воли власти, направленной на улучшение положения живущих здесь испокон веков болот­ных арабов. Более реальной представляется все та же цель: обес­печение контроля правительства над населением страны. Огром­ные по площади заболоченные районы Ирака, где в течение сто­летий сложился особый уклад жизни общины болотных арабов, оставались отдаленными от центра и недоступными для властей территориями страны. Здесь укрывались бандиты и преследуе­мые по политическим мотивам, сюда бежали солдаты-дезертиры (например, во время ирако-иранской войны). Несмотря на то, что группы сопротивления в районах болот в 1991 г. не имели отношения к местному населению, Саддам принял решение ликвидировать болотных арабов как особую общину. Одним из поводов к осушению болот относится также предположение о на- личии в этом районе обширных месторождений нефти.

Правительство возвело в южных провинциях несколько го­родков для расселения шиитов. Многих болотных арабов переселили в район специально прорытых водоотводных каналов или на дамбы, построенные для отделения одного канала от другого. Значительная часть болотистых территорий Ирака уже осушена. Вместе с тем власти не прекращали и силовых акций. В июле 1994 г. атаки военных на различные общины болотных арабов привели к разрушению целых деревень и массовому бегству оби­тателей болот в Иран. Против мирных жителей использовались ракеты и танки.

Одной из задач правительственной политики после 1991 г. было ослабление шиитского религиозного общества, подчине­ние себе его главного духовного центра - Наджафа, использова­ние тактики «разделяй и властвуй» в отношении ученых улемов. Опала или ликвидация одних улемов сопровождалась выдвиже­нием новых, обычно из конкурирующих фамилий.

Когда восстание 1991г. началось, верховный аятолла Абу аль-Касим аль-Хоу'и был помещен под домашний арест, члены его и советники из ближайшего окружения были отправлены тюрьму, и некоторые из них убиты. После смерти аятоллы в 1 992 г. за его сыном и другими шиитскими религиозными деятелями был установлен жесткий контроль.

Решая вопрос о преемнике аль-Хоу'и, Багдад сделал ставку на выпущенного из тюрьмы Мухаммеда Садика Садра, арабско­го шиитского неполитического духовного лидера, выходца из язвестной в исламском ученом мире семьи, рано проявившего с ебя в качестве мусульманского авторитета в Наджафе. Он не поддерживал идею прихода к власти в Ираке исламистского пра­вительства и осудил шиитскую интифаду 1991 г. Мухаммед Садр был двоюродным братом убитого в 1980 г. Мухаммеда Бакира Садра.

Власти предложили аятолле свободу религиозной деятельности, поддержку со стороны правительства и возможность развивать«арабское» шиитское крыло в обмен на отказ от политичес­кой деятельности и идей исламской революции, разрыв отношений с Ираном. Садр-второй принял эти условия.

В 90-е гг. государство продолжало линию на ослабление ре­лигиозного общества в Ираке. В 1993 г. все религиозные струк туры были национализированы и прикреплены к министерству вакуфов и по делам религии. Возникла парадоксальная ситуац ия: шиитская иерархическая система превратилась в официальную организацию, относящуюся к государству, ведущему политику, направленную против религиозных авторитетов. Одним из проявлений этого курса была поддержка традиционных умеренных исламских течений с «арабским лицом» в противовес революционным и проиранским. Однако попытки властей контровать внутришиитские финансовые потоки, вмешиваться в мирование религиозной идеологии, выдвижение духовных лидеров и принятие фетвы продолжали вызывать скрытое сопротивление улемов. Несмотря на имевшуюся развитую сеть спецслужб и доносителей, государство не могло полностью контролировать шиитскую среду.

Мирное и «взаимовыгодное» сосуществование верховного аятоллы и режима не могло продлиться слишком долго. Попу­лярность М.Садра росла стремительно, а его активная религиоз­ная деятельность вызывала раздражение властей и пресекалась. Аятолла пытался осуществлять массовые мероприятия, такие как молитва на могиле имама Хусейна в Кербеле, возрождение зап­рещенного С.Хусейном 50-мильного марша между Наджафом и Кербелой с участием сотен тысяч шиитов. В адрес М.Садра ста­ли раздаваться угрозы. Противостояние между багдадским режи­мом и верховным аятоллой усилилось с введением М.Садром в 1998 г. обязательной для шиитов коллективной пятничной мо­литвы. В проповедях аятоллы звучала критика в адрес государ­ства, осуждалась коррумпированность чиновников, которых при­зывали «вернуться к исламским ценностям в повседневной жиз­ни и в работе». Власти потребовали от М.Садра отменить соот­ветствующую фетву, а также ограничить массовый приток веру­ющих к святыням в Наджафе и Кербеле. Верховный аятолла от­казался. В ответ на это власти осуществили массовые аресты его векилей (заместителей и представителей на местах). М.Садр от­крыто потребовал освободить их, что было расценено как его выход из-под контроля. Садр, осудивший в 1991 г. антисадда-мовскую интифаду шиитов на юге Ирака, в 1998-1999 гг. стал неудобен для властей. 18 февраля 1999 г. он вместе с двумя сы­новьями был расстрелян в автомобиле «группой неизвестных». Багдадские власти выразили соболезнование оставшемуся из трех сыновей М.Садра. Вскоре было объявлено об успешном рассле­довании преступления, однако большинство в Ираке и за его пределами не поверило в непричастность режима к убийству аятоллы. По данным оппозиции, 22 векиля Садра сразу после ареста были казнены или приговорены к пожизненному заклю­чению по обвинению в подрывной деятельности, их дома были эазрушены. Убийство М.Садра вызвало демонстрации и выступ-гения иракских шиитов на юге страны и в столице, приведшие к сровавым столкновениям.

М.Садр не занимался антиправительственной деятельноситью, не поддерживал отношений с Ираном (где с подачи лидера ВСИРИ М.Б.Хакима его считали саддамовским агентом). Его устранили так же, как в свое время его родственника Му­хаммеда Бакира Садра, а в 1998 г. убили духовных авторитетов Гарави и Барджурди. Репрессии ужесточились после англо-аме­риканских бомбовых ударов в декабре 1998 г., когда власти почувствовали брожение в войсках и даже элитных частях Рес­публиканской гвардии, что грозило повторением выступлений образца 1991 г. В декабре 1998 г. шиитская оппозиция провела широкую диверсионно-террористическую кампанию на юге страны и в ее центральной части. Багдадские власти смогли восстановить контроль над ситуацией лишь в сентябре 1999 г. Последующие 3 года прошли относительно спокойно, прежде всего из-за постепенного сближения Багдада и Тегерана, что сильно ограничивало деятельность шиитской оппозиции. Од­нако она не отказывалась от своей цели свержения режима С.Хусейна и создания демократического Ирака, связывая ре­шение этой задачи с совместными действиями других иракс­ких оппозиционных сил и поддержкой извне.

Менял свою тактику ВСИРИ: от полного отрицания вме­шательства в иракские дела иностранных государств его лиде­ры признали оптимальным вариантом в сложившихся на нача­ло XXI в. в Ираке условиях международную интервенцию для поддержки «народных сил», которые и уничтожат власть С.Ху­сейна. Этим признавалось, что без внешнего военно-политичес­кого давления на багдадский режим народные массы Ирака бес­сильны. Однако шиитские оппозиционеры были против одно­сторонних действий США и американской оккупации страны. Они не хотят замены одной диктатуры на другую и выступают за взаимодействие в организации власти в постсаддамовском Ира­ке с остальными оппозиционными группами.

90-е гг. для шиитов, как и для всех иракцев, явились годами тяжелейших испытаний: находясь в жестких, бессрочных и раз­рушительных рамках международных санкций, страна пережи­вала настоящую гуманитарную катастрофу. В конце 90-л*г. си­туация вокруг Ирака приобрела кризисный характер, усугублен­ный событиями 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке. Причислив Саддама Хусейна к пособникам международного экстремизма и ерроризма, США стали готовиться к нанесению удара по ирак-кому диктаторскому режиму, ликвидация которого должна была тать важной вехой в реализации американской геополитичес­ки идеи построения «Нового Ближнего Востока», демократи-еского, свободного, развивающегося.

20 марта 2003 г. войска США, Англии и Австралии начали ак называемую «гуманитарную» операцию в Ираке, направлен-ую на «освобождение» народа этой страны от «баасистской ти-ании». Союзники за несколько недель овладели Багдадом и ок­улировали практически всю страну. Режим С.Хусейна был свергнут, и 1 мая Джордж Буш-младший объявил кампанию завер­енной.

Вопреки ожиданиям американцев военнослужащие-шииты не только не дезертировали из правительственной армии, но и окзаа­ли длительное сопротивление войскам коалиции. Самые упорные бои шли в южных курдских районах, что внесло свою лепту в срыв планов командования союзников, рассчитанных на молноеносную войну.

Что касается основной массы шиитов, то на сей раз они заняли выжидательную позицию и не приняли участия в боевых йствиях на чьей-либо стороне: в их памяти еще свежи были споминания о предательстве американцев, побудивших шиитов к активным антисаддамовским выступлениям, а в итоге предоставивших властям свободу рук для расправы с повстанцами. Но они приветствовали свержение Саддама Хусейна силами коалиции. Перед шиитами впервые открывалась новая ситуация: возможность претендовать на приход к власти в Ираке демократическим путем — через прямые всеобщие выборы. Чтобы продемнстрировать американцам свою силу и способность мобилизовать население, лидеры иракских шиитов организовали в ще апреля 2003 г. около трех миллионов человек на религиоз-э процессию в Кербеле в память о мученической смерти има-Хусейна, что при баасистах было категорически запрещено.. Образовавшийся в Ираке вакуум власти на местах был быстро заполнен шиитскими авторитетами, которые наладили снабжение населения продовольствием и обеспечили функционирова­ние больниц и учебных заведений.

Американцы слишком поторопились объявить об окончании военной операции: война в Ираке только начиналась. С проти­водействием иракцев оккупационные войска столкнулись прак­тически сразу же после свержения режима С.Хусейна. Против военнослужащих американо-британской коалиции и сотрудни­чающих с ними иракцев, имеющих прежде всего отношение к создаваемым оккупационными силами новой иракской армии и служб безопасности, ведут повседневную и нарастающую по ин­тенсивности борьбу группы, включающие сторонников Саддама Хусейна (активистов партии Баас, «фидаинов Саддама», бывших сотрудников спецслужб, военнослужащих, Республиканской гвар­дии и других элитных вооруженных формирований прежнего режима, военнослужащих иракской армии), а также радикально настроенные слои местного мусульманского населения, придер­живающиеся антиамериканских настроений, и обычные крими­нальные элементы. Действия этих групп или отдельных лиц не координируются и не направляются каким-либо единым цент­ром. Многие террористические акции совершаются не иракца­ми, а прибывающими в Ирак мусульманами из других арабских стран.

Крушение баасистского режима активизировало политичес­кую деятельность шиитов. Оппозиционные шиитские лидеры стали возвращаться в Ирак. Открыто стала действовать ад-Даава.; В начале мая 2003 г. американцы дали разрешение руководителю | Высшего совета исламской революции в Ираке аятолле Мухам­меду Бакир аль-Хакиму, заявившему о своей готовности обсуж­дать с Вашингтоном планы послевоенного устройства страны, вернуться в Ирак.

Американцы, убедившись в невозможности управлять окку- х пированной страной силами военной администрации, присту­пили в соответствии с резолюцией 1483 СБ ООН, определившей подходы к послевоенному обустройству Ирака и принципы орга­низации его политической системы, к формированию структур управления на переходный период с участием представителей политических сил Ирака. Основу этой структуры составил Вре­менный управляющий совет (ВУС) из 25 человек, принявший американский план поэтапного продвижения Ирака по пути к передаче власти иракцам. Бакир аль-Хаким принял предложе­ние включить в его состав представителей ВСИРИ. В августе 2003 г. обсуждался персональный список временного переход­ного правительства, объявленный 31 августа. И ВУС, и утверж­денный им кабинет по численности и по конфессиональному принципу подбора их членов были идентичны. Каждый из них включал 13 шиитов, пять суннитов, пять курдов, одного этни­ческого туркмена и одного ассирийца-христианина. Это были иракцы, лояльность которых в отношении коалиции не вызы­вала сомнений.

Позиция, занятая лидером ВСИРИ, разделялась далеко не всеми входившими в эту организацию. Внутри ВСИРИ никогда не было единства взглядов. Новая ситуация, возникшая с окку­пацией страны войсками Запада, обострила имевшиеся противо­речия. Все активнее проявляли себя воинствующие религиозные лидеры, вокруг которых группировались недовольные присутстви­ем иностранных войск в стране. В Ираке и вне его предостаточ­но сил, заинтересованных в дестабилизации здешней обстанов­ки, в дискредитации тех или иных идей и их носителей. Целе­направленно велась борьба против шиитов, равно как и между самими шиитскими группировками. Исламисты-экстремисты рассчитывали на то, что шииты объявят оккупантам джихад. Однако духовные лидеры шиитов выбрали курс на сотрудниче­ство с оккупационными властями, используя этот исторический шанс для освобождения от многовекового господства суннитов. Их расчет строится на том, чтобы как можно скорее пройти про­цесс восстановления государственности и экономики и уже за­тем добиться гегемонии шиитов в новых органах власти. Сорвать этот процесс, не допустить стабилизации обстановки в Ираке — вот цель экстремистов. 29 августа 2003 г. в Наджафе был убит виднейший духовный лидер шиитов, глава ВСИРИ Мухаммед Бакир аль-Хаким, вместе с которым погибли 126 человек. Пре­емником Бакира аль-Хакима стал его младший брат Абдель Азиз аль-Хаким, вошедший в состав ВУС. В своих проповедях он осуждалвооруженные нападения на коалиционные войска, призывал своих сторонников к ненасильственному сопротивлению окку­пации.

Американцы, нуждаясь в поддержке влиятельных и автори­тетных сил в Ираке, вступали в диалог с ВСИРИ до и после свержения Саддама Хусейна, но при этом они сохраняют доста­точно настороженное отношение к этой организации из-за ее связей с Ираном и наличием у ВСИРИ вооруженных отрядов «корпуса Бадр». На требования американцев разоружиться шии­ты ссылаются на прецедент курдов, которым сохранили их воо­руженные отряды «пешмерга».

Вслед за убийством Мухаммеда Бакирагаль-Хакима произошла целая серия новых антишиитских актов, которые воспринима­лись в шиитской среде как слабость американцев, как их неспо­собность обеспечить стране стабильность и безопасность. Шии­ты приходили к выводу о необходимости создания «сил шиитс­кой самообороны» и перехода к активным действиям. Ответствен­ность за гибель Бакира аль-Хакима шииты возлагали на «Аль-Каиду», а также и на США, которые отклонили ряд предложе­ний ВСИРИ по обеспечению безопасности в шиитских районах Ирака.

Взвешенная позиция в отношении временного сотрудниче­ства с американцами, занятая ВСИРИ и ее лидером Абдель Ази-зом аль-Хакимом, а также главным духовным авторитетом ирак­ских шиитов аятоллой Али Систани, категорически отрицается группой экстремистски настроенных молодых шиитских поли­тиков, наиболее заметной фигурой среди которых является трид­цатилетний Муктада ас-Садр. Своей популярностью он обязан отцу — великому аятолле Мухаммеду Садику ас-Садру, убитому в 1999 г. вместе с двумя старшими сыновьями, но и сегодня ос­тающемуся одной из самых популярных фигур среди иракских шиитов. В апреле 2003 г. Муктада возглавил движение в контро­лируемом им районе Багдада Садр-Сити (бывший Саддам-Сити), где проживает около двух миллионов шиитов — почти половина населения города. Радикальный Муктада ас-Садр популярен среди беднейшей части шиитов, особенно молодежи. Его движение открыто выс­тупало против оккупации Ирака силами коалиции и не призна­вало учрежденный ею Временный управляющий совет. В проти­вовес ему Муктада ас-Садр сформировал исламское правитель­ство в Ираке и еще ранее создал собственные вооруженные силы - «Армию имама Махди».

Главная проблема послевоенного Ирака — легитимация вла­сти, создание постоянных национально-государственных струк­тур. Обещанные сроки решения этой задачи не соблюдались, затягивались, что вызывало естественное недовольство у ирак­цев, связывающих установление постоянной национальной вла­сти с выводом иностранных войск с территории Ирака, с реше­нием самых насущных проблем повседневной жизни людей.

В начале апреля 2004 г. ситуация в Ираке резко обострилась. Американцы запретили газету «Хауза», издававшуюся движени­ем Муктады ас-Садра и призывавшую положить конец оккупа­ции. В шиитских районах начались массовые антиамериканские демонстрации и митинги. Коалиционные власти объявили ас-Садра вне закона и приняли решение о его аресте. 3-4 апреля в Наджафе и Багдаде произошли вооруженные столкновения меж­ду сторонниками ас-Садра и испанцами и американцами. Мук­тада ас-Садр призвал иракский народ к интифаде против амери­канского военного присутствия. Эта народная революция, зая­вил он, будет продолжаться до «победного конца».

«Армия Махди», возглавляемая М. ас-Садром, начала боевые действия против коалиционных сил практически во всех шиитс­ких районах Ирака, а это половина территории страны. В ответ американские войска штурмовали священный шиитский город Эн-Наджаф и нанесли серьезный ущерб гробнице имама Али.

В это же время боевые действия шли и в суннитских населен­ных пунктах. Возникла новая тенденция в иракском сопротивле­нии, правда, уже имевшая место в истории Ирака: совместные выступления шиитов и суннитов. Такое случилось во время вос­стания 1920 г. В 2004 г. сунниты и шииты совместно штурмовали здания администрации, полицейского управления и военной базы США. Это проявилось в Багдаде, Баакубе и особенно в Эль-Фал-рке. Началась война оккупантов с местным населением.

Срочно принятые США и Англией меры военного, финан­сового и политического характера дали возможность изменить ритуацию, остановить вооруженные действия иракских боевиков Против иностранных войск. К 2005 г. США и Англия стабилизи­ровали свои позиции. Пока они сохраняют относительный кон­троль над политической ситуацией в Ираке. Их важным такти­ческим достижением стала договоренность с шиитской общиной И ее лидером аятоллой Али ас-Систани о предоставлении шии­там приоритета в будущей правящей администрации страны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 181; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.