КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шииты при режиме Саддама Хусейна 1968-2003 гг. 2 страница
Сказывались также и результаты последовательной политики иракского режима, направленной на недопущение какой-либо конкурирующей с действующей властью оппозиционной силы. В этом русле режим прилагал много усилий, направленных на ослабление шиитского религиозного общества как структуры. Ее подрыву во многом способствовала линия на устранение его духовных авторитетов. Результаты этой политики дали о себе знать в ходе ирано-иракской войны. Правящему режиму удалось предотвратить распространение исламской революции на Ирак, где ее вначале встретили с энтузиазмом. В результате боевых действий настроения изменились, и среди иракских шиитов не было широкомасштабных выступлений в поддержку иранской революции или массового дезертирства из армии. Иракский «арабизм» оказался сильнее, а попытки Хомейни проявить себя лидером шиитов Ирака вызывали раздражение у шиитских авторитетов в Наджафе и у племенных лидеров. Наряду с этим произошел рост иракского «шиитского» самосознания, которое государство стремилось всячески подавлять. Ирано-иракская война стоила обеим странам огромных человеческих (около 1 млн. человек) и материальных жертв, а ее последствия ощущаются и сегодня. Но война в конечном счете укрепила правящие режимы в Багдаде и в Тегеране, хотя Иран понес более тяжелые для него потери: бесславно закончившаяся война имела своим следствием падение популярности иранского фундаментализма. В условиях чрезвычайного военного положения правящей партии Баас удалось установить полный контроль над иракским обществом и укрепить свои позиции в стране. В результате жесткой и одновременно гибкой политики, сочетавшей методы террора, репрессий, строгого контроля над политической и экономической жизнью в Ираке с уступками, Баас смогла устранить опасность со стороны оппозиционных сил и добиться монополии на власть в стране. Саддам Хусейн считал себя «победителем» в войне с Ираном, принявшим к тому же на себя тяжелую миссию «спасителя» арабских стран региона от иранской экспансии. А это воспринималось Саддамом Хусейном как достаточное основание для притязаний на лидерство в арабском мире, на установление своей гегемонии в регионе. Итогом этих амбициозных устремлений стал захват иракскими войсками в августе 1990 г. соседней братской арабской страны Кувейт. Эта военная авантюра иракского лидера получила осуждение всего мирового сообщества. Отклонение Саддамом Хусейном мирных вариантов Урегулирования конфликта имело своим результатом военную операцию «Буря в пустыне», осуществленную в январе-феврале 1991 г. силами антииракской коалиции, получившей мандат ООН и объединившей более 30 стран во главе с США. Многонациональные силы коалиции нанесли поражение армии Саддама, освободили территорию Кувейта и заняли иракские южные районы. Наступление войск коалиции послужило сигналом для выcтупления против диктаторского режима оппозиционных сил Ирака. 27 февраля 1991 г. завершились наземные военные действия союзников в рамках операции «Буря в пустыне», а на следующий день премьер-министр Великобритании Дж. Мейджор призвал иракцев свергнуть режим Саддама Хусейна. Ранее, 15 февраля, еще до начала наземной операции, с таким же призывом обратился к иракскому народу президент США Джордж Буш -старший. Открыто побуждаемые союзниками почти одновременно на борьбу против Багдада поднялись шииты на юге и курды на севере. Первые признаки волнений на юге появились еще в середине февраля, когда в городах Басра и Диванийя прошли демонстрации под антибаасистскими, антисаддамовскими лозунгами, сопровождавшиеся, как сообщалось, убийствами ряда баасистских функционеров. Волнения быстро перекинулись на другие преимущественно шиитские города - Амара, Насирийя, Кут, а также втянули в свою орбиту и главные шиитские святыни — Наджаф и Кербелу. Оплотом повстанцев стали южные города. Что касается сельских районов, то видные шейхи крупных племен призывов не поддержали и даже оказывали помощь правительственным войскам в восстановлении порядка. Повстанцы жестоко расправлялись с теми, кого они считали «агентами» режима и их «пособниками». Без суда они казнили баасистов и членов их семей. Движение развивалось спонтанно, оно сразу приобрело характер народной интифады, в которой нашло свой выход копившееся десятилетиями недовольство шиитов своим социальным и экономическим положением, политической дискриминацией, национальным унижением. Восстание не имело единого руководства, не обнаруживались и признаки какого-либо влияния зарубежной шиитской оппозиции. Не было также связи и координации действий между поднявшимся на борьбу курдским севером и шиитским югом. Но к вспыхнувшим в Ираке беспорядкам проявляли самый живой интерес Иран, администрация США, некоторые арабские страны, представители светской зарубежной иракской оппозиции. Опираясь на свои связи с различными группировками в шиитской среде Ирака, все они стремились использовать антисаддамовское движение для достижения собственных целей. Восстание шиитов вдохновлялось и поддерживалось Ираном. Накануне выступления иракцев в Иране были подготовлены два боевых подразделения в помощь повстанцам. Одно было сформировано из иракских военнопленных, оставшихся в Иране после обмена пленными между обеими странами в 1990 г. Другим был отряд «Корпуса Бадр», в который вошли иракские шиитские беженцы, покинувшие Ирак или изгнанные из него в разные годы баасистскими властями. В составе этих групп были и иранцы — офицеры связи, координировавшие действия повстанцев на юге. В тот момент, когда шииты развернули широкую борьбу против Саддама, в иранских СМИ стала активно муссироваться идея исламско-фундаменталистской направленности иракской шиитской интифады. Такое развитие событий никак не устраивало ни США, ни их европейских союзников: перспективе получить на Ближнем Востоке еще один исламский фундаменталистский «Иран» они предпочли сохранение ослабленного режима Саддама Хусейна как противовес исламской шиитской угрозе в Ираке. Власти Багдада оказались в чрезвычайно сложной ситуации: стремительно нарастало движение и курдов, и шиитов. Вести одновременно борьбу против повстанцев и на севере и на юге правительство было не в состоянии. На помощь ему пришли союзники, позволившие разгромить как курдскую, так и шиитскую оппозицию. Впоследствии США взяли курдов под свою защиту, обеспечив выход Курдского Автономного Района (КАР) из-под контроля Багдада, в то время как юг страны подвергся особенно жестоким репрессиям. Американцы, например, открыто заявили, что запрет на полеты боевых иракских самолетов на юге страны не касается вертолетов, которые сбивать никто не будет. Запретной для полетов являлась зона южнее 32-й параллели, т.е. района расселения шиитов. Такое заверение развязало режиму Саддама руки. Отряды Республиканской гвардии, самой боеспособной и беспощадной в расправе с мирным населением части армии, вытеснили повстанцев из всех занятых ими городов. Шииты обратились к командованию многонациональных сил, находившихся недалеко от Басры, с просьбой о поддержке, но ответа не последовало. Правительственные войска тем временем учиняли расправу над местным населением. На танковой броне красовались надписи: «С сегодняшнего дня — никаких шиитов». Войска нанесли удары по важнейшим шиитским святыням и мечетям, где собирались повстанцы. Западные журналисты, побывавшие в Кербеле после акций по «умиротворению», свидетельствовали: «На расстоянии пятисот ярдов от двух святынь (гробниц Хусейна и его единокровного брата Аббаса, погибшего вместе с Хусейном в битве при Кербеле в 680 г. — Н. С.) разрушения напоминали Лондон на пике его бомбардировок германской авиацией во время второй мировой войны». 21 марта власти заставили аятоллу Сейида аль-Касима аль-Хоу'и заявить о своей поддержке Саддама Хусейна и призвать шиитов к прекращению восстания. К концу марта 1991 г. восстание было разгромлено. Спровоцированное во многом союзниками, оно было потоплено в крови. Десятки тысяч мирных жителей были убиты, но еще большее их число было вынуждено покинуть свои дома. Более 50000 беженцев устремились через границу в Саудовскую Аравию, а тысячи других нашли прибежище в Иране или укрылись в болотистых районах юга Ирака. В течение лета 1991 г. выступления повстанцев-шиитов против режима Саддама Хусейна продолжались. Они носили в основном характер террористических актов, диверсий против властей и политических убийств. Отряды боевиков базировались на территории Ирана и не могли предпринимать какие-либо серьезные действия без санкции Тегерана. На протяжении 90-х гг. шиитское население юга Ирака было поставлено под жесткий контроль саддамовских спецслужб, подвергалось постоянным преследованиям, экономической блокаде и систематическим бомбардировкам иракских военных. Но наряду с карательными мерами иракское правительство в эти годы осуществляло мероприятия социального, политического и экномического порядка, направленные на ослабление влияния оппозиции и сохранения лояльности режиму шиитской части населения страны. Шииты демонстративно привлекались в управленческие структуры. 23 марта 1991 г. Саддам Хусейн произвел реорганизацию своего кабинета и впервые за 22 года баасистского правления назначил премьер-министром Саадуна Хаммади, шиита, выходца из Кербелы, демонстрируя тем самым свою готовность предоставить шиитам более значимое место в политике. Правда, скорее это был тактический ход, а не реальное намерение изменить дйштское представительство в центральной власти: за то короткое время, что Хаммади был у власти, принятие решений оставалось монополией Саддама и его ближайшего окружения. Уже в сентябре Хаммади был смещен. К этому времени иракский лидер почувствовал себя вновь достаточно прочно. Новым премьером стал Мухаммад Хамза аз-Зубейди, тоже шиит, хотя менее влиятельный, но известный своими прочными связями с шиитскими племенами. В районах, где проживает большинство шиитского населения, на административные и управленческие должности также назначались шииты. Большой шум в начале 90-х гг. был поднят вокруг проекта «Третьей реки» — «Речного ирригационного проекта Саддама», который должен был стать самым могущественным символом обновления Ирака после войны 1990-1991 гг. Новая «река», а точнее канал, протяженностью 350 миль прокладывался от Махмудийи до Персидского залива. Это сооружение должно было, по замыслу его творца, нейтрализовать возложенные на Ирак международные санкции за счет существенного расширения обрабатываемых земель уже летом 1993 г. Комитет ООН по правам человека назвал этот проект «экологическим преступлением века». По мнению большинства экспертов, строительство «Третьей реки» - проект прежде всего политический. Хотя он действительно увеличивает площади, пригодные для возделывания сельскохозяйственных культур, его главная направленность — расчленение шиитского общества и установление над ним жесткого постоянного контроля. Канал прокладывался таким образом, чтобы отделить главные священные города шиитов от сельской местности и тем самым ослабить идеологическое влияние Наджафа и Кербелы на рядовых шиитов. Одновременно в 90-е гг. были начаты широкомасштабные работы по осушению болот на юге Ирака, что официально преподносилось как проявление доброй воли власти, направленной на улучшение положения живущих здесь испокон веков болотных арабов. Более реальной представляется все та же цель: обеспечение контроля правительства над населением страны. Огромные по площади заболоченные районы Ирака, где в течение столетий сложился особый уклад жизни общины болотных арабов, оставались отдаленными от центра и недоступными для властей территориями страны. Здесь укрывались бандиты и преследуемые по политическим мотивам, сюда бежали солдаты-дезертиры (например, во время ирако-иранской войны). Несмотря на то, что группы сопротивления в районах болот в 1991 г. не имели отношения к местному населению, Саддам принял решение ликвидировать болотных арабов как особую общину. Одним из поводов к осушению болот относится также предположение о на- личии в этом районе обширных месторождений нефти. Правительство возвело в южных провинциях несколько городков для расселения шиитов. Многих болотных арабов переселили в район специально прорытых водоотводных каналов или на дамбы, построенные для отделения одного канала от другого. Значительная часть болотистых территорий Ирака уже осушена. Вместе с тем власти не прекращали и силовых акций. В июле 1994 г. атаки военных на различные общины болотных арабов привели к разрушению целых деревень и массовому бегству обитателей болот в Иран. Против мирных жителей использовались ракеты и танки. Одной из задач правительственной политики после 1991 г. было ослабление шиитского религиозного общества, подчинение себе его главного духовного центра - Наджафа, использование тактики «разделяй и властвуй» в отношении ученых улемов. Опала или ликвидация одних улемов сопровождалась выдвижением новых, обычно из конкурирующих фамилий. Когда восстание 1991г. началось, верховный аятолла Абу аль-Касим аль-Хоу'и был помещен под домашний арест, члены его и советники из ближайшего окружения были отправлены тюрьму, и некоторые из них убиты. После смерти аятоллы в 1 992 г. за его сыном и другими шиитскими религиозными деятелями был установлен жесткий контроль. Решая вопрос о преемнике аль-Хоу'и, Багдад сделал ставку на выпущенного из тюрьмы Мухаммеда Садика Садра, арабского шиитского неполитического духовного лидера, выходца из язвестной в исламском ученом мире семьи, рано проявившего с ебя в качестве мусульманского авторитета в Наджафе. Он не поддерживал идею прихода к власти в Ираке исламистского правительства и осудил шиитскую интифаду 1991 г. Мухаммед Садр был двоюродным братом убитого в 1980 г. Мухаммеда Бакира Садра. Власти предложили аятолле свободу религиозной деятельности, поддержку со стороны правительства и возможность развивать«арабское» шиитское крыло в обмен на отказ от политической деятельности и идей исламской революции, разрыв отношений с Ираном. Садр-второй принял эти условия. В 90-е гг. государство продолжало линию на ослабление религиозного общества в Ираке. В 1993 г. все религиозные струк туры были национализированы и прикреплены к министерству вакуфов и по делам религии. Возникла парадоксальная ситуац ия: шиитская иерархическая система превратилась в официальную организацию, относящуюся к государству, ведущему политику, направленную против религиозных авторитетов. Одним из проявлений этого курса была поддержка традиционных умеренных исламских течений с «арабским лицом» в противовес революционным и проиранским. Однако попытки властей контровать внутришиитские финансовые потоки, вмешиваться в мирование религиозной идеологии, выдвижение духовных лидеров и принятие фетвы продолжали вызывать скрытое сопротивление улемов. Несмотря на имевшуюся развитую сеть спецслужб и доносителей, государство не могло полностью контролировать шиитскую среду. Мирное и «взаимовыгодное» сосуществование верховного аятоллы и режима не могло продлиться слишком долго. Популярность М.Садра росла стремительно, а его активная религиозная деятельность вызывала раздражение властей и пресекалась. Аятолла пытался осуществлять массовые мероприятия, такие как молитва на могиле имама Хусейна в Кербеле, возрождение запрещенного С.Хусейном 50-мильного марша между Наджафом и Кербелой с участием сотен тысяч шиитов. В адрес М.Садра стали раздаваться угрозы. Противостояние между багдадским режимом и верховным аятоллой усилилось с введением М.Садром в 1998 г. обязательной для шиитов коллективной пятничной молитвы. В проповедях аятоллы звучала критика в адрес государства, осуждалась коррумпированность чиновников, которых призывали «вернуться к исламским ценностям в повседневной жизни и в работе». Власти потребовали от М.Садра отменить соответствующую фетву, а также ограничить массовый приток верующих к святыням в Наджафе и Кербеле. Верховный аятолла отказался. В ответ на это власти осуществили массовые аресты его векилей (заместителей и представителей на местах). М.Садр открыто потребовал освободить их, что было расценено как его выход из-под контроля. Садр, осудивший в 1991 г. антисадда-мовскую интифаду шиитов на юге Ирака, в 1998-1999 гг. стал неудобен для властей. 18 февраля 1999 г. он вместе с двумя сыновьями был расстрелян в автомобиле «группой неизвестных». Багдадские власти выразили соболезнование оставшемуся из трех сыновей М.Садра. Вскоре было объявлено об успешном расследовании преступления, однако большинство в Ираке и за его пределами не поверило в непричастность режима к убийству аятоллы. По данным оппозиции, 22 векиля Садра сразу после ареста были казнены или приговорены к пожизненному заключению по обвинению в подрывной деятельности, их дома были эазрушены. Убийство М.Садра вызвало демонстрации и выступ-гения иракских шиитов на юге страны и в столице, приведшие к сровавым столкновениям. М.Садр не занимался антиправительственной деятельноситью, не поддерживал отношений с Ираном (где с подачи лидера ВСИРИ М.Б.Хакима его считали саддамовским агентом). Его устранили так же, как в свое время его родственника Мухаммеда Бакира Садра, а в 1998 г. убили духовных авторитетов Гарави и Барджурди. Репрессии ужесточились после англо-американских бомбовых ударов в декабре 1998 г., когда власти почувствовали брожение в войсках и даже элитных частях Республиканской гвардии, что грозило повторением выступлений образца 1991 г. В декабре 1998 г. шиитская оппозиция провела широкую диверсионно-террористическую кампанию на юге страны и в ее центральной части. Багдадские власти смогли восстановить контроль над ситуацией лишь в сентябре 1999 г. Последующие 3 года прошли относительно спокойно, прежде всего из-за постепенного сближения Багдада и Тегерана, что сильно ограничивало деятельность шиитской оппозиции. Однако она не отказывалась от своей цели свержения режима С.Хусейна и создания демократического Ирака, связывая решение этой задачи с совместными действиями других иракских оппозиционных сил и поддержкой извне. Менял свою тактику ВСИРИ: от полного отрицания вмешательства в иракские дела иностранных государств его лидеры признали оптимальным вариантом в сложившихся на начало XXI в. в Ираке условиях международную интервенцию для поддержки «народных сил», которые и уничтожат власть С.Хусейна. Этим признавалось, что без внешнего военно-политического давления на багдадский режим народные массы Ирака бессильны. Однако шиитские оппозиционеры были против односторонних действий США и американской оккупации страны. Они не хотят замены одной диктатуры на другую и выступают за взаимодействие в организации власти в постсаддамовском Ираке с остальными оппозиционными группами. 90-е гг. для шиитов, как и для всех иракцев, явились годами тяжелейших испытаний: находясь в жестких, бессрочных и разрушительных рамках международных санкций, страна переживала настоящую гуманитарную катастрофу. В конце 90-л*г. ситуация вокруг Ирака приобрела кризисный характер, усугубленный событиями 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке. Причислив Саддама Хусейна к пособникам международного экстремизма и ерроризма, США стали готовиться к нанесению удара по ирак-кому диктаторскому режиму, ликвидация которого должна была тать важной вехой в реализации американской геополитически идеи построения «Нового Ближнего Востока», демократи-еского, свободного, развивающегося. 20 марта 2003 г. войска США, Англии и Австралии начали ак называемую «гуманитарную» операцию в Ираке, направлен-ую на «освобождение» народа этой страны от «баасистской ти-ании». Союзники за несколько недель овладели Багдадом и окулировали практически всю страну. Режим С.Хусейна был свергнут, и 1 мая Джордж Буш-младший объявил кампанию заверенной. Вопреки ожиданиям американцев военнослужащие-шииты не только не дезертировали из правительственной армии, но и окзаали длительное сопротивление войскам коалиции. Самые упорные бои шли в южных курдских районах, что внесло свою лепту в срыв планов командования союзников, рассчитанных на молноеносную войну. Что касается основной массы шиитов, то на сей раз они заняли выжидательную позицию и не приняли участия в боевых йствиях на чьей-либо стороне: в их памяти еще свежи были споминания о предательстве американцев, побудивших шиитов к активным антисаддамовским выступлениям, а в итоге предоставивших властям свободу рук для расправы с повстанцами. Но они приветствовали свержение Саддама Хусейна силами коалиции. Перед шиитами впервые открывалась новая ситуация: возможность претендовать на приход к власти в Ираке демократическим путем — через прямые всеобщие выборы. Чтобы продемнстрировать американцам свою силу и способность мобилизовать население, лидеры иракских шиитов организовали в ще апреля 2003 г. около трех миллионов человек на религиоз-э процессию в Кербеле в память о мученической смерти има-Хусейна, что при баасистах было категорически запрещено.. Образовавшийся в Ираке вакуум власти на местах был быстро заполнен шиитскими авторитетами, которые наладили снабжение населения продовольствием и обеспечили функционирование больниц и учебных заведений. Американцы слишком поторопились объявить об окончании военной операции: война в Ираке только начиналась. С противодействием иракцев оккупационные войска столкнулись практически сразу же после свержения режима С.Хусейна. Против военнослужащих американо-британской коалиции и сотрудничающих с ними иракцев, имеющих прежде всего отношение к создаваемым оккупационными силами новой иракской армии и служб безопасности, ведут повседневную и нарастающую по интенсивности борьбу группы, включающие сторонников Саддама Хусейна (активистов партии Баас, «фидаинов Саддама», бывших сотрудников спецслужб, военнослужащих, Республиканской гвардии и других элитных вооруженных формирований прежнего режима, военнослужащих иракской армии), а также радикально настроенные слои местного мусульманского населения, придерживающиеся антиамериканских настроений, и обычные криминальные элементы. Действия этих групп или отдельных лиц не координируются и не направляются каким-либо единым центром. Многие террористические акции совершаются не иракцами, а прибывающими в Ирак мусульманами из других арабских стран. Крушение баасистского режима активизировало политическую деятельность шиитов. Оппозиционные шиитские лидеры стали возвращаться в Ирак. Открыто стала действовать ад-Даава.; В начале мая 2003 г. американцы дали разрешение руководителю | Высшего совета исламской революции в Ираке аятолле Мухаммеду Бакир аль-Хакиму, заявившему о своей готовности обсуждать с Вашингтоном планы послевоенного устройства страны, вернуться в Ирак. Американцы, убедившись в невозможности управлять окку- х пированной страной силами военной администрации, приступили в соответствии с резолюцией 1483 СБ ООН, определившей подходы к послевоенному обустройству Ирака и принципы организации его политической системы, к формированию структур управления на переходный период с участием представителей политических сил Ирака. Основу этой структуры составил Временный управляющий совет (ВУС) из 25 человек, принявший американский план поэтапного продвижения Ирака по пути к передаче власти иракцам. Бакир аль-Хаким принял предложение включить в его состав представителей ВСИРИ. В августе 2003 г. обсуждался персональный список временного переходного правительства, объявленный 31 августа. И ВУС, и утвержденный им кабинет по численности и по конфессиональному принципу подбора их членов были идентичны. Каждый из них включал 13 шиитов, пять суннитов, пять курдов, одного этнического туркмена и одного ассирийца-христианина. Это были иракцы, лояльность которых в отношении коалиции не вызывала сомнений. Позиция, занятая лидером ВСИРИ, разделялась далеко не всеми входившими в эту организацию. Внутри ВСИРИ никогда не было единства взглядов. Новая ситуация, возникшая с оккупацией страны войсками Запада, обострила имевшиеся противоречия. Все активнее проявляли себя воинствующие религиозные лидеры, вокруг которых группировались недовольные присутствием иностранных войск в стране. В Ираке и вне его предостаточно сил, заинтересованных в дестабилизации здешней обстановки, в дискредитации тех или иных идей и их носителей. Целенаправленно велась борьба против шиитов, равно как и между самими шиитскими группировками. Исламисты-экстремисты рассчитывали на то, что шииты объявят оккупантам джихад. Однако духовные лидеры шиитов выбрали курс на сотрудничество с оккупационными властями, используя этот исторический шанс для освобождения от многовекового господства суннитов. Их расчет строится на том, чтобы как можно скорее пройти процесс восстановления государственности и экономики и уже затем добиться гегемонии шиитов в новых органах власти. Сорвать этот процесс, не допустить стабилизации обстановки в Ираке — вот цель экстремистов. 29 августа 2003 г. в Наджафе был убит виднейший духовный лидер шиитов, глава ВСИРИ Мухаммед Бакир аль-Хаким, вместе с которым погибли 126 человек. Преемником Бакира аль-Хакима стал его младший брат Абдель Азиз аль-Хаким, вошедший в состав ВУС. В своих проповедях он осуждалвооруженные нападения на коалиционные войска, призывал своих сторонников к ненасильственному сопротивлению оккупации. Американцы, нуждаясь в поддержке влиятельных и авторитетных сил в Ираке, вступали в диалог с ВСИРИ до и после свержения Саддама Хусейна, но при этом они сохраняют достаточно настороженное отношение к этой организации из-за ее связей с Ираном и наличием у ВСИРИ вооруженных отрядов «корпуса Бадр». На требования американцев разоружиться шииты ссылаются на прецедент курдов, которым сохранили их вооруженные отряды «пешмерга». Вслед за убийством Мухаммеда Бакирагаль-Хакима произошла целая серия новых антишиитских актов, которые воспринимались в шиитской среде как слабость американцев, как их неспособность обеспечить стране стабильность и безопасность. Шииты приходили к выводу о необходимости создания «сил шиитской самообороны» и перехода к активным действиям. Ответственность за гибель Бакира аль-Хакима шииты возлагали на «Аль-Каиду», а также и на США, которые отклонили ряд предложений ВСИРИ по обеспечению безопасности в шиитских районах Ирака. Взвешенная позиция в отношении временного сотрудничества с американцами, занятая ВСИРИ и ее лидером Абдель Ази-зом аль-Хакимом, а также главным духовным авторитетом иракских шиитов аятоллой Али Систани, категорически отрицается группой экстремистски настроенных молодых шиитских политиков, наиболее заметной фигурой среди которых является тридцатилетний Муктада ас-Садр. Своей популярностью он обязан отцу — великому аятолле Мухаммеду Садику ас-Садру, убитому в 1999 г. вместе с двумя старшими сыновьями, но и сегодня остающемуся одной из самых популярных фигур среди иракских шиитов. В апреле 2003 г. Муктада возглавил движение в контролируемом им районе Багдада Садр-Сити (бывший Саддам-Сити), где проживает около двух миллионов шиитов — почти половина населения города. Радикальный Муктада ас-Садр популярен среди беднейшей части шиитов, особенно молодежи. Его движение открыто выступало против оккупации Ирака силами коалиции и не признавало учрежденный ею Временный управляющий совет. В противовес ему Муктада ас-Садр сформировал исламское правительство в Ираке и еще ранее создал собственные вооруженные силы - «Армию имама Махди». Главная проблема послевоенного Ирака — легитимация власти, создание постоянных национально-государственных структур. Обещанные сроки решения этой задачи не соблюдались, затягивались, что вызывало естественное недовольство у иракцев, связывающих установление постоянной национальной власти с выводом иностранных войск с территории Ирака, с решением самых насущных проблем повседневной жизни людей. В начале апреля 2004 г. ситуация в Ираке резко обострилась. Американцы запретили газету «Хауза», издававшуюся движением Муктады ас-Садра и призывавшую положить конец оккупации. В шиитских районах начались массовые антиамериканские демонстрации и митинги. Коалиционные власти объявили ас-Садра вне закона и приняли решение о его аресте. 3-4 апреля в Наджафе и Багдаде произошли вооруженные столкновения между сторонниками ас-Садра и испанцами и американцами. Муктада ас-Садр призвал иракский народ к интифаде против американского военного присутствия. Эта народная революция, заявил он, будет продолжаться до «победного конца». «Армия Махди», возглавляемая М. ас-Садром, начала боевые действия против коалиционных сил практически во всех шиитских районах Ирака, а это половина территории страны. В ответ американские войска штурмовали священный шиитский город Эн-Наджаф и нанесли серьезный ущерб гробнице имама Али. В это же время боевые действия шли и в суннитских населенных пунктах. Возникла новая тенденция в иракском сопротивлении, правда, уже имевшая место в истории Ирака: совместные выступления шиитов и суннитов. Такое случилось во время восстания 1920 г. В 2004 г. сунниты и шииты совместно штурмовали здания администрации, полицейского управления и военной базы США. Это проявилось в Багдаде, Баакубе и особенно в Эль-Фал-рке. Началась война оккупантов с местным населением. Срочно принятые США и Англией меры военного, финансового и политического характера дали возможность изменить ритуацию, остановить вооруженные действия иракских боевиков Против иностранных войск. К 2005 г. США и Англия стабилизировали свои позиции. Пока они сохраняют относительный контроль над политической ситуацией в Ираке. Их важным тактическим достижением стала договоренность с шиитской общиной И ее лидером аятоллой Али ас-Систани о предоставлении шиитам приоритета в будущей правящей администрации страны.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |