Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VII 29 страница. Относительно правила молитвенного — знайте, что оно для вас, а Вы не для него, но для Господа




Относительно правила молитвенного — знайте, что оно для вас, а Вы не для него, но для Господа. Почему имейте свободу с рас­суждением. При немощи убавляйте, при силе прибавляйте — то и другое с умеренностию и осторожностию, потому что мы край­не немощны и окружены татями и убийцами отовсюду. Когда Вы не бываете в церкви, то читайте правило, прописанное Вами: я его одобряю, по крайней мере до времени, когда окаянному моему сердцу, в случае вопрошения Вашего, известится — что изменить.

О еретиках воспрещено молиться, как бы о членах, принад­лежащих к Церкви, почему и вынимать о них частицы, как изоб­ражения участия в Церкви, — не должно; молиться же о обраще­нии их — можно. Имеющий своего мертвеца о нем плачет, о нем молится. Заключенные в темницу преступники не могут прини­мать на себя ходатайства о других преступниках. Господь есть Любовь, и столько желает спасения всех, что мы и постичь не можем. Предоставим этой Любви спасение наше — и всех, а с своей стороны постараемся о том, что зависит от нас, — о очище­нии себя. Тогда этого достигнем, когда умрем ко всему. — Богу нашему слава!



№4

Если Вы находите, что дальнейшее пребывание в Старо-Ла­дожском Никольском монастыре для Вас невозможно по уси­лившимся браням до превышения сил Ваших, то Господь, ради Которого я советовал Вам пребывание и противление браням, да благословит «исход» Ваш и «вход» в иную обитель, где бы Вы могли в мире душевном обрести «пажить» спасительную. Но исход Ваш да будет о Господе. Он будет таковым, когда Вы со­вершите его со смирением, обвиняя единственно себя, приводя в причину исхода единственно свою немощь и укоряя себя, что не могли поступить так, как святые Отцы признают за лучшее, т. е. выдержать и победить душевные брани на месте. Тогда вход Ваш в иную обитель может привлечь на себя благословение Гос­пода, «не уничижающего сокрушенных и смиренных сердцем, а гордым противляющегося»

О. Исайя в настоящее время гостит у меня, и я утешаюсь, видя в нем обильную благодать Божию. — Не вздумаете ли проехать до Твери? Там игумения В. благонамеренная и имеющая духов­ное знание. И климат там получше, а климат, по замечанию свя­тых Отцов, имеет сильное влияние на тех особенно, которые проводят жизнь безмолвную. — И паки — Бог вас да благосло­вит совершить намерение Ваше, если оно совершится с миром и смирением! Если же Вы желаете моего грешного благословения, то и я заочно благословляю Вас благословением от Господа, от Него же всякое даяние благо. Прошу Ваших святых молитв о мне недостойном.

10 февр<аля> 1844

№5

Письмо Ваше я получил. Вижу Ваше желание поместиться в Сяндебской обители. Хотя оно и представляется мне несбыточ­ным... мало этого! Мне представляется, что если Вы и получите желаемое, то должны будете оставить Сяндебскую обитель: та­кие неожидаемые Вами неприятности там встретят Вас, такие попечения, такая молва, такое беспокойство! Однако, чтоб мог­ли Вы достовернее узнать волю Божию, советую Вам написать Преосвященному Венедикту, который, точно, самый добрый че­ловек. Вы можете указать в письме Вашем на меня, сказать, что я Вас знаю, и что Вы просите услышать ответ его чрез меня. — Вы подумали, что Вы там будете хозяйкой, что о всякой безделице Вас будут спрашивать, что все попечения о всем веществен­ном лягут на Вас? Даже в минуты спокойствия и уединения мысль Ваша будет уклоняться от Бога в размышления о веще­ственном. Впрочем, я не связываю Вашей свободы. О. Исайя советует Вам путь, который он сам проходил, на котором Гос­подь покрыл его, но который вне общего закона и на котором многие могут преткнуться. — Жительство в обители Сырновской уже несравненно будет превосходнее этого; там попечения житейские мало Вас будут касаться. Если же Вы хотите не встре­чаться с людьми, то это желание неправильное. Когда об этом спрашивал Преподобный Дорофей своего старца Авву Иоанна Пророка, то Иоанн отвечал, что удаление от встречи с людьми весьма вредно для не достигшего совершенства, потому что скры­вает от него его немощи, открываемые людьми, и по этой причи­не делает его бесплодным.

Относительно правила Вашего нахожу нужным, чтоб Вы, чи­тая как кафизмы, так и каноны, равно и молитву Иисусову, про­износили слова помедленнее, напрягая больше внимание, чтоб ни одно слово не было произнесено без внимания. Переходя, таким образом, от количества к качеству, можете из вечернего правила убавить кафизму и несколько поклонов, чтоб умноже­ние количества не уменьшило качества Будьте свободны, зная, что правило для человека, а не человек для правила.

Мир Божий да водворяется в Вас богатно! Перст Божий да направит пути Ваши по премудрой и всеблагой Божественной воле!

Келейнице Вашей — мое грешное благословение.

№6

Воздадим благодарение Милосердому и Премудрому Промыслителю, остановившему Вас в перемещении Вашем из Ус­пенской Ладожской обители! Если Вы рассмотрите мои письма к Вам, то увидите, что я был вполне против Вашего перемеще­ния; наконец, видя непреклонное намерение Ваше переместить­ся, желал, чтоб Вы его совершили, по крайней мере, со смирени­ем, осуждая себя. Нет ничего лучше мысли о распятии себя. Ибо таковые — Христовы! Мир вам!

19 июля 1844 г.


 


II

К инокине Варваре, пожелавшей вступить под духовное руководство святителя Игнатия

№1

Спаситель мира, Господь Иисус Христос, простивший сына, который сперва сказал: не иду, потом жераскаявся иде, да простит и Вам то, в чем просите прощения. Пишете, что по прочтении кни­ги Святого аввы Дорофея, Вы увидели, сколько отклонились Вы от пути истинного. Но это бывает со всеми, кто переходит от жиз­ни самочинной к Христоподражательному послушанию. Таковый, по словам св. Иоанна Л ествичника, «слеп бе и прозре». — Я вас не только не отвергаю, но и призываю: «приидите чада, послушайте мене, страху Господню научу вас», не потому, чтоб доволен я был сам по себе научить кого чему-либо, но потому, что учение мое несть мое, но заимствовано от святых Отцов, пером которых во­дил Дух Святой. — Относительно Вашего нового знакомства с Матушкой А., то да не озабочивает вас различие характеров: еди­номыслие о Христе не только двух инокинь сильно соединить, но в первенствующей Церкви весь верующий народ соединило в сер­дце и душу едину. — Вы говорите о привычках, усвоенных дол­гим временем. На это отвечает Лествичник: «истинные иноки вся да оплюют! Всех да отвергнутся, т. е. пристрастий!» Хотя же этого вдруг невозможно сделать, но с постепенностию можно. Боитесь строгости! Но можем ли мы быть строгими, когда слы­шим Господа, нам обещающего: в тоже меру мерите, возмерится вам [246]. Почитайте книгу святого аввы Дорофея и, если произ­воление Ваше шествовать по стези отсечения воли не прекра­тится, но возгорится еще сильнее, и пламень небесных желаний обымет Вашу душу, то благоволите приехать, дабы пространнее услышать учение о пути этом и принять некоторые правила, ко­торые, как стены высокие и твердые, оградят душу Вашу. — Вы желаете соделаться моею дщерью? Я в восторге духа, взирая на сонм духовных чад моих, которых несть достоин назваться от­цом, но рабом, — говорю душе моей: возвеселись неплоды не рож­дающая, возгласи и возопий не чревоболевшая, яко многа чада пустыя, паче нежели имущая мужа [247]. Наконец призыванием на вас милости Божией оканчиваю эти строки.

Марта 10, 1842 г.



№2

Если Вы приписываете моему грешному сердцу единствен­ную радость в том, когда я слышу, что чада мои во истине ходят; то зачем же приписывать скорбь за молчание Ваше, за неполу­чение от вас благодарственных слов, которые принадлежат Еди­ному Богу и к Нему да возлегают на крыльях молитвы, на кры­льях воздыханий сердечных. Истина — Господь наш Иисус Хри­стос, предстоявшая в смиренном виде Пилату, вопрошавшему о Истине, смотревшему на Нее и Ее не познавшему, как и ныне все рабы мира, видяще ее, не видят, и слышаще ее, не слышат, — Эта Небесная Истина, сошедши на землю к падшим и немощ­ным человекам, ихже сердце от юности прилежит на зло [248], нача­ла учение Свое с этих слов: покайтеся\ Доколе же каяться не­мощному, непрестанно падающему, если не телом, то мыслию и сердцем? — Доколе он подвержен необходимо изменяемости, этому следствию падения праотеческого, даже до последнего издыхания: ибо не видно, чтоб Истина, завещавая покаяние, по­ложила ему на земли другой предел, или окончание, кроме есте­ственного конца его с кончиною земной жизни человека. Итак, не дивитесь, видя в себе непрестанную изменяемость, не надей­тесь избавиться от нее до смерти или лучше не обольщайтесь этою надеждою; а иначе треволнения всегда будут заставать вас врасплох, и потому несравненно сильнее на вас действовать, даже ниспровергать. Подивитесь и поклонитесь Истине, которая не­престанную изменяемость человеческую врачует заповедию не­престанного покаяния. Ложась на одр, кайтесь, и, вставая, кай­тесь; как в цепи звено держится за звено, так в жизни Вашей воздыхание да следует за воздыханием. Так проводите дни, ме­сяцы и годы. Предметом рассматривания Вашего да будут немо­щи Ваши. В чувстве сердца Вашего будьте подобною ввергну­той до конца жизни в темницу, подобною прокаженному, изгнан­ному вне стана. Тогда окончатся страдания, когда окончится жизнь: последнее стенание испустится с последним вздохом. Для инока утешение на земли есть плач и умиление. Что плач? Это действие благодати, данной при крещении, это ходатайство Духа, в нас вселившегося при святом крещении, о грешнике; потому-то святой плач неведущим Христа и еретичествующим неизвес­тен. — Хочешь ли ощутить облегчение от борющих тебя страс­тей? Хочешь ли найти умиление в твоей келлии, без которого, как ладья без якоря, мысль, восхищенная свирепым ветром, но­сится по волнам мечтания и низвергается в глубину уныния? Хочешь ли увидеть свет от Света? Хочешь ли вкусить любовь, от Любви исходящую и в Любовь ведущую? — Возьми мысль твою и повергни к ногам братии и сестер, не различая худых от добрых; скажи помыслу твоему и как можно чаще повторяй, чтоб от мысли родилось чувство: это Ангелы Божий, а я одна грехом и мраком подобна диаволу. Суждено вам найти облегчение для души у ног братии; определена молитва мытарева, а не Иисусо­ва. Отверзет для Вас Царствие Небесное исповедание разбой­ника, а не святыня Иоаннова. Изъемлем из сердца и глаголем: слыши дщи и приклони ухо твое, и когда украсишься покаянием, тогда Царь царей и Господь господий возжелает доброты твоея [249], яже от покаяния.

Пишете о помыслах и желаете разбирать их и узнать, что ра­зумеет Апостол под словами: несть наша брань [250] и проч. Это для вас неполезно и не нужно. Довольно вам знать, что ежеминутно могут на вас восстать и страсти собственные, и духи лукавствия, жаждущие погибели всем, что вам, как немощнейшей, непрестан­но должно вопить к Господу: -«помилуй мя, яко немощна есмь!» Господь, когда по надежде Вашей на Него будет Вашею крепостию, а по занятиям Вашим — будет Вашим пением, — тогда Гос­подь будет и спасением Вашим. Крепость моя и пение мое Гос­подь, и бысть мне во спасение [251]. Тогда Вы не умрете, но живы буде­те покаянием и поведаете дела Господни, как Он грешников изъемлет из ада и вводит в рай. О! Когда бы Господь этого сподо­бил! Уготовьтесь на скорби, и скорби облегчатся; откажитесь от утешения, и оно придет к тому, кто считает себя его недостой­ным. — Прошу святых молитв о глаголющем и не творящем.

9 октября 1842



№3

Господь, пришедший спасти грешников, из которых я пер­вый, а вторая Вы, да отверзет нам отеческие объятия Свои и да при и мет нас, как упоминаемый в Евангелии отец принял сына, расточившего имение его. Успокоение сердца нашего да будет для нас извещением, что Милосердый Отец Небесный прини­мает покаяние наше. Вы мне не писали пером, но писали серд­цем и умом, а в книге преподобного Исайи видели ответы, мною заблаговременно вам написанные. Говорю это потому, что, ус­мотрев отчасти устроение души Вашей, я Вам советовал при­лепиться особенно к чтению упомянутой книги, — в которой отпечатывается душа, испытавшая много болезней и узревшая множество немощей своих, — душа, предавшаяся плачу о са­мой себе, ищущая отрады и пристанища в милосердии Божием. — Не смущайтесь Вашими заботами о бедных земледель­цах, или крестьянах, или Христианах; делайте им возможное добро, до тех пор, когда Господь снимет с вас эту заботу. — Я утешился, увидевши из письма Вашего, что Вы уже не так умны, как были прежде. А что пишу к Вам так откровенно, то из этого можете видеть, как я к Вам близок сердцем моим и как искрен­но желаю Вам преуспеяния о Господе. Мир Божий да почиет над Вами богатно. Аминь.

1843 г.

№4

Богу угодно, чтоб я был вестником пред вами о кончине Ва­шего брата, последовавшей в день Богоявления. Он исповедал­ся в полной памяти и приобщился Святых Тайн, после чего че­рез два часа лишился языка. Вот все, что сердце Ваше наиболее требует знать. Сегодня были у меня П. Н. с супругою и с Т. Н., похоронив вчера нашего и своего брата. Они просили меня, чтоб я принял на себя написать Вам известие об этом событии, и преж­де чем они меня попросили об этом, сердце мое мне сказало, что я должен это сделать. Лейтесь, токи слезные, в отраду и утеше­ние оставшимся и почившим! В слезных каплях да светится мо­литва, как в каплях дождя разноцветная радуга, этот образ или, правильнее, символ мира между Богом и человеками. Разными цветами в молитве да будут: исповедание, сокрушение сердца, раскаяние, умиление, радость. Сейчас, как пишу, пришло мне на мысль, что слово «радуга» происходит от радости — это радостная дуга. Такою дугою да будет Ваша молитва; один конец ее да касается Вашего сердца, а другой — неба. Свет надежды и упова­ния да светится в душе Вашей, свет от Света — Христа, который грехи наши омыл и искупил нас от тьмы греховной. Ему сами себя и друг друга вручаем. Ему вручаю и Вас, яко милость Его почивает над Вами. Аминь.

10 января 1843 г.

№5

Мы, исшедшие из среды мира в недро святых обителей, этим самым предначали нашу смерть по плоти и жизнь о Христе. Бы­вают кончины скоропостижные; бывают кончины при продол­жительных болезнях. Мы, с того времени как оставили мир, уми­раем ежедневно, по свидетельству святаго апостола Павла. В этой смерти видим непременное условие истинной жизни. Минута преселения нашего с земли, рождения нашего в вечность для нас не так странна и чужда, как для тех, которые живут посреди мира, оглушены его шумом, пригвождены к нему умом и сердцем, за­были, что есть смерть, не думают о вечности, долженствующей непременно быть и их уделом.

Узнав о смерти ближнего Вашего, не предайтесь тем неуте­шительным рыданием, которым обыкновенно предается мир, доказывающий тем, что надежда его — только во плоти. Ваша надежда — во Христе! Пролейте о умершем слезы молитвенные, обратитесь сердцем и мыслями к Тому, Кто Один может вас уте­шить, пред Которым Вы должны предстать в предназначенное Вам время. Не увлекитесь чем-нибудь: плод такого увлечения, которое — обманчивая, обольстительная мечтательность, — тле­ние. Мир имейте в Боге, предавайтесь с полной покорностью Его святой Воле. В этой Воле полнота Благости и Премудрости. Ей поклонимся, припадем к стопам ее, вручая души и тела наши Господу. Аминь.

1843 г.

№6

Хотя Вы и не извещали меня, что находитесь в некотором смущении, но сердце мое мне это сказывало. Вот ответ моего грешного сердца Вашим сокровенным помыслам: Вы предо мною всегда одинаковы, потому что отношение мое к Вам — ради Гос­пода. Мир вам!


...Вижу в Вас плод духовный, который состоит в познании немощей своих, о них святый апостол Павел сказал: благоволю в немощах моих, да вселится в мя сила Христова [252]. Хорошо бы вам прочитать ответы Великого Варсонофия Андрею. (Эту кни­гу можете списать тогда, когда она в обители нашей переведет­ся на русский язык, а это дело перешло уже за половину.) Знай­те, что я не присваиваю себе никакой власти над Вами, но, по­давая Вам совет, предоставляю Вашей воле, исполнить его или не исполнить. В том и другом случае будьте мирны. Так и от­носительно келейницы Вашей: я совершенно буду мирен, если Вы ее отстраните от себя, потому что в отношениях моих к Вам имею главною целью — пользу души Вашей. Руководствуйтесь Вашею совестию. По прочтении этого письма рассмотрите, ка­кое ощущение будет в душе Вашей. Если прольется в нее мир и спокойствие, то знайте, что сказанное Вам сказано о Господе; совесть ваша будет свидетельствовать, что сказанное о Госпо­де должно исполнить, хотя бы исполнение сопряжено было со скорбию. Святые Отцы сказали, что добродетель без скорби не есть добродетель. Господь говорит в Евангелии (Лк. 8. 15), объясняя притчу о семени, упавшем при сеянии на различную почву: А иже на добрей земли, сии суть, иже добрым сердцем благим слышавше слово держат и плод творят в терпении. Ска­зав это, Господь добавил страшными словами: Имеяй уши слышати, да слышит. — Еще прошу — вникните в себя — и Вы найдете, что в вас было сокровенное желание принести по силе Вашей душевную пользу какой-либо сестре. Судьбами Божиими это устроилось, но не тем путем, какой рисовала наша меч­тательность, а путем Божиим, так что представлявшееся нам полезным осталось бесплодным, а представляющееся нам вред­ным и немощию принесло обильный плод, и слава в плоде при­надлежит Единому Богу, а мы находимся при одних наших не­мощах, в долгу неоплатимом пред Богом! Приглашаю Вас с со­бою: разумениями нашими и сердечными ощущениями снидем в ничто, да возвеличится в нас Христос. Умертвим себя: мерт­вец — без жизни и без действия. Умертвим себя, чтоб в нас жил и действовал Христос. Будьте снисходительны к душе Вашей в ее немощах: излишняя строгость отвлекает от покаяния, при­водит в уныние и отчаяние. Будьте мирны и к обстоятельствам Вашим, прилагая, впрочем, старание о окончании Вашего уп­равления имением: этого требует от Вас заповедь Христова, уверяющая вас живущею в ней истиною, что вкупе невозможно работать Богу и мамоне. Мир вам. Аминь.

28 июня 1844 г.

№7

Так! Скончалась на руках Ваших А<лександра> В<асильевна> или, правильнее: окончила земное странствие и начала жи­тельство вечное там, где нет печали и воздыхания, но радость бесконечная! Все мы такие кратковременные гости на земли! То и дело, что кто-либо отъезжает в дальний путь. Очень хорошо сравнивает Георгий Затворник жизнь нашу с пребыванием зак­люченных в темнице, из которых то тот, то другой требуются к суду и окончательному приговору. Будем приготовляться к это­му суду, чтоб приговор был для нас благоприятный. Праведные представят свои правды, как жертвы тучные пред престол Су­дии: а мы, грешные, принесем туда хотя покаяние и слезы! — Господь да благословит вас и да подкрепит продолжать и окон­чить во славу Его течение Ваше. Мир вам.

16 сентября 1844 г.

№8

Письмо Ваше я получил и сердечно утешился, видя с какою прямотою и откровенностию Вы открыли Вашу душу мне недо­стойному. Господь да воздаст вам по вере Вашей и да устроит временное жительство Ваше к пользе для жизни вечной! — Я удостоверяюсь, что Келейнице жить при вас невозможно. Гос­подь не дал ей того благопокорливого разума, как ее брату, при мне живущему и жительством своим, назидающему себя, меня и многих. Вы ее отпустите совсем и будьте мирны. Мы веруем, научаясь так веровать от святых Отец, что если кому Господь, по недоведомым нам, а Ему Единому известным причинам, не даст уразуметь пути послушания, тот от человеков ничего не примет, и хотя бы имел пред собою самых святых Апостолов, то и на них будет метать камнями. Отпустите эту девицу, должную вам двумястами динарий, с миром, без всяких упреков, помня, что мы все должны тьмами талантов Господу, Который тогда только оставит нам долг наш, когда мы оставим должникам на­шим. Если же хотите пожать обильный плод духовный, то унизьте себя пред ближним в сердце Вашем и скажите сами себе: «в том, что это дело не устроилось, я виновата по недостатку ду­ховного разума и терпения, которыми стяжавается ближний». Помолитесь обо мне, чтоб Господь даровал мне обвинить себя, как главную причину этого беспокойства. Я винюсь и прошу вас простить меня ради Господа, ради Которого Вы расположились внимать моему грешному слову, произносимому о Господе. Гос­подь да благословит Вас; будьте мирны и спокойны.

2 апреля 1845 г.

№9

Господь да утешит скорбящее сердце Ваше! Пока мы на пути, пока не взошли в пристанище неизменяемой вечности, мы дол­жны ожидать в себе и в своих обстоятельствах изменений, пе­реворотов, скорбей обыкновенных и нечаянных. Некоторый пре­подобный Отец сказал: «За все слава Богу, — за самые немощи наши; потому что лучше быть грешником и видеть себя тако­вым, нежели быть по наружности праведником и почитать себя таковым». Эти слова святого Отца крайне утешительны для нас, немощных и грешных, для нашего времени и племени, могуще­го похвалиться только немощами своими. Они не подают пово­да грешить произвольно, но утешают таких, которые при неко­тором внимании к себе ощущают, что души их находятся в не­вольном плену у греха.

Размышляя это и видя себя оскудевающею в делах правды, стяжите мытарево смирение; то сердце сокрушенное и смирен­ное, которое Господь не уничижит. Не обвиняйте в немощах Ваших никого, ни даже обстоятельства и развлечения, в кото­рые Вы поставлены. Обвиняйте единственно себя. Царь Давид, святый Пророк и Боговидец Моисей, святый Пророк Даниил угодили Богу среди множества разнородных занятий, среди все­возможного развлечения. Преподобные общежития египетско­го, описанного святым Иоанном Лествичником, говорили ему: «среди молв стяжи безмолвную мысль, что преславно». Укоряйте себя, укоряйте свое немощное произволение, потому что сила произволения и в немощных производит великое. В обвинении себя найдете утешение. Обвините себя и осудите себя, а Бог вас оправдает и помилует. — Когда Феофил, Патриарх Александрий­ский, прибыл в Нитрийскую гору, то спросил у игумена горы, под руководством которого спасались до десяти тысяч монахов: «Что, Отец, нашел ты особенно важного на пути монашеском?» — «Уко­рять и осуждать себя непрестанно», — отвечал святой и смирен­ный Игумен. — «Да, — сказал Патриарх, — другого средства к спасению нет». — И Вы стяжите это легкое делание, могущее ввести в душу Вашу смирение, а вместе с ним утешение и мир святый от Господа, в Котором почивает от сердечных трудов сво­их всякий обремененный ими. Мира, духовного утешения и спа­сения Вам желаю.

12 сентября 1845 г.

№10

Если Вы видите в себе, что Вы только слышатель слова Божия, а не творец, то мыслями Вашими встаньте пред этим Сло­вом Божиим, имеющим судить нас в последний день, — как осуж­денная, и постарайтесь стяжать дух сокрушен и сердце сокрушен­но, а когда можно, то и поплачьте при таком размышлении — и Господь помилует Вас. Не вдавайтесь в безнадежие, но при безнадежии на себя тем тверже уповайте на Бога.

Если рассудите — что списать для пользы Вашей и для благо­честивого препровождения времени в труде и вместе в Богомыслии, то спишите. Есть у нас на русском языке Лествичник моего убогого перевода. Если угодно, то можно Вам доставить; книга эта принадлежит не мне, но одному из братии, который охотно усердствует одолжить ею вас. Переписывание книг святых было рукоделием многих преподобных Отцов, между прочими наше­го преподобного Нила Сорского. Таким образом, оно есть дела­ние засвидетельствованное, как делание Угодников Божиих, и не может не быть соединено с обильною пользою. — Мир вам!

28 марта 1846 г.

№11

Письмо Ваше я получил и увидел из него, что путь жизни Вашей пролегает по теснинам и скорбям, как это обещано всем, желающим последовать Христу. Кто последует Христу, как вер­ховный Петр и первозванный Андрей, тому предназначен Крест. Кто обращается ко Христу, как разбойник, того удел — опять Крест. В первом случае крест соделывается венцом, во втором он бывает лествицею. Но каковы бы ни были наши обстоятель­ства, к какому бы образцу мы ни подходили, — невозможно быть Христовым без Креста, «еже есть», говорится при пострижении в монашество, — «готову присно быти к подъятию всякой скор­би, которую Промыслитель нам попустит». Господь да укрепит Вас.

Мая20-го,<18>46г.

№12

Соедините милость с Вашею пользою. Если вас смущает мысль, что Ваша милостыня не вполне чиста, но с примесью своекорыс­тия, то знайте, что хлебы наши и не могут быть вполне чисты. Добродетели наши должны непременно иметь примесь нечисто­ты, происходящую от немощей наших. Не должно с души своей, с своего сердца требовать больше, нежели сколько они могут дать. Если потребуете сверх сил, то они обанкротятся, а оброк умерен­ный могут давать до кончины Вашей; довольствуясь им, Вы буде­те совершать себя до смерти и не умрете с голода.

Мир Вам!

17 февраля 1847 г.

№13

Не только относительно тела, но и относительно души не все бывает так, как мы хотим, а большая часть зависит от обстоя­тельств. Почему, по возможности, отклоняя причины расслабле­ния, зависящие собственно от нас, надо пребывать мирным, по­вергая себя с немощами своими в пучину милосердия Божия.

20 февраля 1848 г. Бабайки

№14

По вопросу о девицах, обратившихся к Вам за душеполезным советом, — назидайте их по силам Вашим, не давая хода сердеч­ному пристрастию и зная, что Един Бог есть врач душ их, равно как и Вашей. Такое устранение от пристрастия сохранит вас в са­моумерщвлении, при котором удобно действует память смертная.

Извините мою ошибку! Я не понял, что Вы желаете перепи­сать «Цветник» священноинока Дорофея, а полагал, что Вы хо­тели заняться книгою аввы Дорофея, для большего впечатле­ния ее в памяти. Я столько уважаю эту книгу, что и доныне не перестаю перечитывать ее для назидания моего и братии моих. Относительно же «Цветника» скажу вам то же, что и относи­тельно святого Исаака: эти книги принадлежат более отшельникам, и глубоким отшельникам. 4 Цветни к» переводится ныне на российский язык по благословению Митрополита ученым иеромонахом Ионою, проживающим в Валаамском монастыре. Почему и советовал бы я вам лучше переписать Исаака, а «Цвет­ник», может быть, будет скоро напечатан на русском языке. Исаак же имеет такое достоинство аскетическое в переводе Паисия, что его никакой другой перевод заменить не может. — Впрочем, если Вы рассудите и «Цветник» иметь на Славянском языке, на кото­ром он написан священноиноком, то это благо. Книга эта и те­перь редка, а впоследствии еще будет реже.

Января 25,1851 г.

№15

Благодарю Вас за письмо Ваше, что Вы вступаете в море ино­чества на ладье веры. Этою же верою переноситесь чрез волны иноческого моря: волны его — многоразличные скорби, попус­каемые Божиим Промыслом для спасения нашего, воздвигае­мые собственными нашими немощами и врагом нашим диаволом. Очень утешаюсь мыслию, что Вы принимаете постриже­ние. Господь да благословит вас и да укрепит Вас!

2 апреля 1858 г.

№16

Продолжительное жительство наше в монастыре приносит нам хотя тот плод, что мы начинаем зреть наши немощи и все упование наше возлагать не на себя, но на Искупителя нашего.

30-го апреля <18>59 г.

№17

Господь да помянет любовь Вашу!

Заповеди Евангельские суть свет наш во время странствова­ния нашего в нощи земного жития. На них надо неуклонно смот­реть, чтоб не сбиться с пути, и по ним выходить на путь, когда собьемся с него. Такого жительства себе и Вам желаю.

Ставрополь, 4-го января 1861 г.

№18

Милосердый Господь, дарующий путь спасения и самое спа­сение произволяющим спастись, да укажет Вам подобающий путь. В наше время предоставлено спасаться наиболее терпени­ем скорбей.

Вообще здоровье мое очень расстроено. Приехал сюда полу­мертвым. На все свое время. Было время, когда я большую часть его отдавал ближним, а теперь пришло другое время — время, в которое должно обратить внимание особенно строго на себя, чтоб приготовиться покаянием к переходу из сей жизни.

28-го ноября, 1861 г.

№19

Что нахожу полезным для себя, то нахожу полезным и для Вас, а именно: благодушное терпение внешних и внутренних скорбей и благовременное приготовление себя покаянием к пе­реходу в вечность.

№20

Благо иноку и инокине, долго жившим в монастыре и достиг­шим преклонных лет, остаток дней своих провести во внимании себе, в безмолвии, в приготовлении себя к переходу в вечность. Желающему благочестно и успешно безмолвствовать надобно в основание жительства своего положить постоянное самоукорение, как сказал некоторый великий Старец горы Нитрийской Феофилу Патриарху Александрийкому.

Прошу Ваших святых молитв о мне ко Господу, чтоб и мне даровалось то делание, которое Вам указываю, и без которого невозможно душе успокоиться и выйти из состояния смятения и развлечения.

17 марта 1862 г.

№21

Море, взволнованное ветрами, и после того, как ветры утих­нут, в течение значительного времени продолжают волновать­ся. Так и ум, подвергшийся влиянию развлечения, продолжает чувствовать это влияние и по удалении от развлечения в тече­ние значительного времени. Надобно переносить такое положе­ние благодушно и стараться отвлекать ум от развлечения в па­мятовании смерти и суда Божия.

Милосердый Господь да осенит Своею милостию подвиг Ваш.

29 апреля 1862 г.



№22

Вы хорошо сделали, отказавшись (от игуменства) на первый раз по сознанию немощи и недостоинства. Далее — что Бог даст. Святый Симеон Новый Богослов сказал, что всякое служение в недре Церкви, когда оно проходится с целию угождения Богу, преблаженно. Поступите по воле Божией, умолив Бога, чтоб Он даровал Вам поступить благоугодно Ему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.