Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VII 30 страница. Состояние моего здоровья похоже на Ваше: даже на Святую Пасху не мог выйти в Церковь




29-го декабря 1863 г.

№23

Состояние моего здоровья похоже на Ваше: даже на Святую Пасху не мог выйти в Церковь. Надо благодарить Бога за по­сланное наказание во время земной жизни: оно подает надежду избавления от казней в вечности, составляющих необходимое последствие греховности.

20 апреля 1864 г.

Письмо инокини Варвары к святителю Игнатию[253]

Как много виноватая, Батюшка, не предусмотрев заранее всех затруднений, встретившихся теперь относительно будущей моей келейницы, и не предуведомив Вас заблаговременно. Для ма­тушки была новость неожиданная, когда пришла я просить по­зволения взять келейницу из посторонних, хотя я и объяснила ей обстоятельства, вынуждающие меня отказаться от собствен­ных. — Я сказала матушке, будто бы сестры мои по рекоменда­ции тетушек предлагают мне желающую вступить в монастырь и ко мне в услугу; не без затруднений, однако же позволила взять, но с условием, чтоб прослужить три года в мирском платье, не одеваясь в рясу, полагая, может быть, что такое продолжитель­ное испытание устрашит каждого; впрочем, в извинение такой предосторожности, матушка представила мне несколько приме­ров, против которых нет возражений, и если я не знала, кого и откуда получаю, была бы с нею согласна. Меня не устрашает, Батюшка, трехгодичный срок испытания, если Господу угодно будет, он может сократиться на трехмесячный и даже трехне­дельный, но затрудняет еще непредвиденное; тетушки и сестры живут в Петербурге, следовательно, и та, которую рекомендуют, петербургская, когда же она приедет, то паспорт ее и самый вы­говор покажут другое, а между тем весьма легко может дойти до сведения матушки, что и брат ее у Вас, тогда не было бы хуже. Итак, Батюшка, не знаю, просить ли мне Вас отпустить ее с моим человеком, который доставит Вам и письмо мое, если решитесь, то прикажите только доставить ее к сестре моей Яхонтовой, где человек мой будет ожидать Ваших приказаний, или, если благо­детельная княгиня не потяготится подержать ее еще у себя, то подождать, покуда можно будет мне приехать, не навлекая но­вых подозрений, то есть в первых числах января. В таком случае покорнейше прошу Вас, Батюшка, известить сестру мою, чтоб не останавливалась отпускать человека.

С любовью жду нареченную келейницу, в надежде, что с нею придет в мою келлию мир и благословение, как с словом Вашим приходят они в мою унылую душу. Когда в душе мир, не страш­ны наружные брани, надобно и мне готовиться, может быть, и моя очередь не далеко. С благословения Вашего, Батюшка, я на­чала писать книгу Аввы Варсонофия, в ней нахожу вопросы, в которых я нуждалась и не умела сделать, благословите руковод­ствоваться ею? Мать Августа начала писать с моих тетрадей, потому что я уже несколько впереди, помоги ей Господи, вели­ки ее скорби настоящие; ее скорбь для меня не легче моей! Бо­лит сердце, а помочь не умею, враг сильно вооружился на нее, недостает рассудка, как поступить в некоторых случаях. Прося матушку о келейнице, я упомянула о тетушках с намерением, чтоб в случае, когда откроется, что моя келейница родственница Вашим, сложить на них, а Вас и себя оправдать незнанием этого обстоятельства, если я буду в Петербурге, попрошу и их помочь мне в этом случае, матушка с ними незнакома.

Итак, Батюшка, какое будет Ваше распоряжение, повинуюсь ему, как Божию, прошу Вашего благословения, молитв и настав­ления многогрешной душевно уважающей Вас Варваре

9 декабря 1844

III К инокине, имя которой скрыто за инициалами Н. Д.

№1

Новый Завет всюду именует христианина храмом, домом, сосудом. Цель этого храма, с которою создал его Создатель, цель этого сосуда, с которою устроил его Великий Художник, — в том, чтобы он был жилищем Бога, вместилищем даров Святого Духа. Бог, по неизреченным — Любви Своей и Смирению, не восхотел быть насильственным обладателем храма, сооруженного Им для Себя. Он даровал словесному храму свободу, власть принадле­жать или не принадлежать своему Зиждителю, чтоб пребыва­ние Бога в человеке было единственно по любви человека к Богу. Но храм этот, сосуд, удалив из себя Бога, не может не быть тем, чем создан, то есть храмом, сосудом. Тогда, по словам Писания, он принимает в себя грех — яд, ввергнутый в естество наше диаволом, — соделывается вместилищем страстей. Если же христи­анин опять захочет быть обителию Бога, то покаянием изгоняет из себя грех, а хранением заповедей опять привлекает к себе Бога. Впрочем, возможность этих изменений продолжается только во время земной жизни, по окончании которой тот, кто был после­дним владетелем храма, остается его владетелем на всю вечность, и Бог составляет Собою вечное блаженство Своего жилища, а грех — вечное мучение своего логовища.

Судьба наша в вечности зависит от того образа жизни, который будем проводить во время нашего краткого на ней пребывания. Хотите ли быть храмом Божиим? — Желаете ли, чтоб сердце Ваше было сосудом даров Благодати? — Вручаю Вам Евангелие, пусть оно будет правилом Вашей жизни. Веруйте в него Вашими делами, Вашею жизнию — не только мыслию, сердцем и устами. — Когда читаете эту Божественную книгу, книгу жизни, — представляйте себе, что невидимо стоит пред Вами Сам Христос и говорит Вам глаголы, которые «Дух суть, и Живот суть!» — Не должно начертывать в воображении вида Христова — нет, должно лишь живо и благоговейно ощущать Его Всесвятое присутствие.

Что желающий любить Спасителя обязан исполнять все Его заповеди, изложенные во Святом Евангелии, — это ясно засви­детельствовал Сам Спаситель. Кто любит Меня, — сказал Он, — тот Слово Мое соблюдет... <...>

Нелюбящий Меня, словес Моих не соблюдает [254]. Любовь к Богу проистекает от хранения Евангельских заповедей и соблюдает­ся в сердце этим хранением. Если заповеди Мои соблюдете, пре­будете в любви Моей. — Какой же плод любви к Спасителю? — Кто любит Меня, — отвечает Он, — тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и являюся ему Сам. Ученик, которо­го мысль была еще пригвождена к земле, услышав о явлении Спасителя возлюбившему и возлюбленному, думая, что обещающий явиться будет зрим очами телесными, вопрошает: Госпо­ди, отчего это, что Ты хочешь явиться нам, а не миру? — Иисус говорит ему в ответ: Кто любит Меня, тот слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его и Мы придем к нему и обитель у него сотворим [255] . Это явление — в сердце. Это то явление, о котором сказал апостол Павел: Уже не я живу, но живет во мне Христос! Это то явление, то пребывание Господа, которое должны ощу­щать все христиане, если они точно христиане! Или вы не по­знаете самих себя, — говорит Апостол Коринфянам, — что Иисус Христос в вас, разве только вы не то, что должны быть? [256] Все­ление Господа в сердце — плод любви; любовь — плод хранения заповедей; хранение заповедей — плод знания их; знание их при­обретается чтением Евангелия и молитвою. — В заповедях Твоих поучуся [257], — говорит Пророк Духом Святым; и в другом месте молится: Не скрый от мене Заповеди Твоея [258]. От молитвы возсиявает при чтении просветление.

Отец Небесный Сам подает все нужное для временной жиз­ни тому, кто ищет Царствия Небесного, почему преподобные Отцы наши, оставив все прошения о земном, молились только об одном — об очищении от грехов. А как Господь, преподавая после Тайной вечери ученикам Своим высочайшие заповеди, повелел призывать в молитвах Свое Всесвятое Имя, то святые Отцы присовокупили прошение об отпущении грехов к имени Господа, и их молитвою были краткие, но Небо отверзающие слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя греш­ного». Эта молитва делалась их непрестанным, почти единствен­ным мысленным занятием. «Имя Иисусово, — сказал один из них, — да соединится с дыханием твоим». Сам апостол Павел говорит о себе: Я рассудил ничего не знать в вас, кроме Иисуса Христа, и притом распятого [259]. Но чтоб вселился в нас Христос, это дело не одного дня или двух, сказал святой Иоанн Златоустый, но многих лет и годов. Притом, желающий стяжать Христа, должен отречься от всего: нельзя работать миру и вместе Богу. Желающие приучиться к молитве именем Господа, обыкновен­но называемой Иисусовою, первоначально приучаются по пре­данию Отцов, соединяя ее с поклонами. Это правило увеличи­вается или сокращается сообразно силам каждого. Для многих бывает достаточным следующее.

Восстав от сна, старайтесь, чтоб первая Ваша мысль была о Боге и Его благодеяниях, которые на Вас излиты Богом без Ва­шего сведения и желания, по Его единой милости. Особеннейшим же благодеянием почитайте то, что Вы просвещены истин­ною христианскою верою, в недре истинной Церкви; потом на­чинайте правило так:

20-ть земных поклонов; при каждом поклоне молитва: «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

20-ть поясных поклонов с тою же молитвою.

10-ть земных поклонов; при каждом поклоне молитва:«Пре­святая Владычице моя Богородице, спаси меня грешного».

10-ть поясных поклонов с тою же молитвою.

5-ть поясных с молитвою: «Ангеле Божий Хранителю мой святый, моли Бога о мне грешнем».

5-ть поясных с молитвою: «Все Святые, молите Бога о мне грешнем».

Итого 70 поклонов, из которых 30 земных и 40 поясных. Если найдете, что этих поклонов для Вас мало, то можно прибавить соответственно силам Вашим несколько поклонов с молитвою Иисусовою. Но должно правило соразмерить так, чтобы оно ежедневно было одинаковое. Святые сказали: «Лучше неболь­шое делание, но постоянное, нежели большее, но в скором вре­мени прекращающееся».

После этого читаются утренние молитвы и, если хотите, помянник, который Вам нравится по особенным причинам; после помянника читайте Евангелие, главы по две или по три. Когда будете читать о слепых, хромых, прокаженных, беснующихся, мертвых, то думайте, что Вы подобны им, и молите Спасителя о спасении Вас. Затем должны следовать обыкновенные Ваши за­нятия со страхом Божиим, молитвою, полезными мыслями и воспоминаниями. Для чтения одобряю книгу: «Les saints peres des deserts de L'Orient. Но и эту книгу должно читать с умерен­ностью. Советую приучаться к чтению на Русском и Славянском языках, для чтения книг святых Отцов. Если для нужд приходя­щего мира Вы приучались к разным иностранным языкам, — то отчего не потрудиться и не приучиться к родному языку для Христа и для блага души своей? — Начните читать на Русском и Славянском — хотя Евангелие.

Если в продолжение дня выпадет свободный часок, то можно повторить правило с поклонами или только положить 20 покло­нов земных и 20 поясных с Иисусовой молитвою. Если же не будет свободного времени, то правило оставляйте и пребывайте мирны.

Вечером должно начинать опять с поклонов в вышеопреде­ленном порядке и числе, после них читать вечерние молитвы и Евангелие. Легши на постель должно вспоминать о смерти, ко­торой образ — временный сон, и, отрекшись от всех помыслов и мечтаний, засыпать с молитвою Иисусовою.

Если желаете идти истинным путем Божиим и увидеть ду­ховный плод в душе Вашей, то довольствуйтесь смиренным и простым образом духовного подвига. Не ищите наслаждения в восторгах мечтательности, которые возбуждаются иностранны­ми писателями. Отрекитесь от них. Вскоре Вы убедитесь в прочности пути Вашего тем душевным миром и спокойствием, которые прольются в Ваше сердце. В Отцах пустынь Востока Вы увидите, что Евангелие и Псалтырь были по большей части единственными их книгами. «Христос, — сказал один из них, — сокрыт во Евангелии, желающий найти Христа, может найти Его во Евангелии. Христос есть Божия Сила и Божия Премуд­рость». — Нашедший Божию Премудрость нуждается ли в пре­мудрости человеческой? Не уничижите Премудрость Божию за то, что наружность ее так проста и смиренна. Оставьте, ос­тавьте, повторяю Вам, все иностранные молитвы и чтения, ко­торые Вам так нравились, казались так прекрасными. После­дуйте тому, что Вам советуется пред Богом и ради Бога, когда сердце Ваше очистится вкушением истинно Святого и Духов­ного, тогда оно получит отвращение к поддельно-духовному, тогда возрадуетесь и возблагодарите Бога, что уклонил Вас от челюстей лжи и прелести, которых не могут понять обманутые и омраченные ими. Вспомните слова Христовы: Узки врата и тесен путь, ведущие в жизнь и немногие находят их. Береги­тесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные [260].

Если при жизни по заповедям Христовым благодать Святого Духа прольется в сердце Ваше и будет ознаменовывать свое при­сутствие в нем различными духовными плодами, как-то: необык­новенным миром, кротостию, благостию ко всем, терпением, — тогда будете сосудом, благоприятным Богу, сосудом спасения.

Если же захотите быть совершеннее, то после полного само­отвращения погрузитесь в глубину смирения. Тогда благодать может Вам преподаться обильнее, тогда можете ощутить вселе­ние Христово, соделаться храмом Божиим; опытом узнаете — что такое Христианское совершенство на земле, называемое Апостолом: совершенство отчасти [261].

Господь, призывающий всех в вечное блаженство, Господь, Которому известны избранные Его, Господь испытующий сердца и утробы, да призрит свыше на желание Ваше работать и благоугождать Ему Единому, да примет это желание, да ниспошлет Вам свою помощь! Без Мене, — сказал Он, — не можете делать ничего [262] душам вашим полезного и Богу приятного. Аминь.

 

№2

Письмо Ваше я получил и благодарю Господа Бога, отверз­шего ушеса сердца Вашего к принятию словес живота вечного, кои Дух Святый нам предал, при посредстве избранных сосудов Своих — Отцов святых. В особенности важен путь духовного совета, которым проходили святые иноки и достигали сперва очищения страстей, а потом и благодатных дарований. Горе же единому, сказал святый Иоанн Златоуст, заимствовав слова эти у Екклезиаста. Вифсаидский расслабленный, хотя и лежал по­среди множества других больных, однако жаловался на свое оди­ночество, говорил пришедшему к нему Спасителю мира: челове­ка не имам. Подобно этому и состояние тех иноков и инокинь, кои, живя посреди многолюдного братства, не имеют, к кому прибегнуть для совета во время душевной напасти. Совет же — тот только может преподать, кто в душевных искушениях сове­товался с искусным и ощутил облегчение в душевных болезнях. Так утверждает преподобный Кассиан Римлянин, научившись сему от великих Египетских Отцов. Почему благо вам будет, если вникните в наставления святаго аввы Дорофея, превосходно описывающего путь этот и доказывающего, что им шествовали все святые иноки и что кроме его спасение крайне затруднитель­но. К этому чтению присовокупите теплые молитвы Господу Богу, дабы путь неправды отставил от тебя и сказал тебе путь в онь же пойдеши. Позанявшись довольно книгою и понявши дух ее (а толкущему и просящему Господь дает понятливость), не худо приехать Вам сюда. Когда Богу изволяющу приедете, тогда о том, о чем сказано Вам в малых словах, можно подробно объяснить. — Если Господь влагает Вам в сердце послушаться греш­ного моего совета, то и я, уповая на Господа, умудряющего мла­денцев, не отказываюсь Вам служить, тем более, что на мне ле­жит обязанность такового служения.

1842 г. Март, 10-е.

№3

Письмо Ваше от 24 апреля получил; сердечно благодарю за поздравление с Праздником Праздников, взаимно поздравляю Вас, желаю Вам и себе сподобиться участия в праздновании нескончающейся Пасхи, в невечернем свете Царствия Христова, чего сподобятся все потрудившиеся здесь воскресить души свои от греховного умерщвления животворящими Евангельскими заповедями.

Буди Вам по вере Вашей! В древнем, еще христианском Егип­те было много женских многолюдных монастырей. В один из таких монастырей пришел разбойничий атаман, чтоб, осмотрев­ши, привести всю свою шайку разбойничью и ограбить. Дабы удобнее произвести осмотр, он одел монашеское платье. — Игу­менья и сестры, увидев старца, пригласили в гостиницу. Игуме­нья своими руками умыла ноги разбойника, мнимого инока, и помоями окропила инокинь. Одна из инокинь была слепа. При­вели и ее. Когда вода, коею омыты были ноги разбойника, кос­нулась очей слепой, — то она немедленно прозрела. — Вот сила веры. Старшина разбойников покаялся и, приняв пострижение, угодил Богу. Так Ваша вера и многих других, послужив Вам во спасение, да послужит и мне возбуждением к оставлению нера­дения моего и расслабления. Почему поступайте, как ныне по­ступаете, имея на Ваш поступок свидетельство аввы Дорофея. Мы научаемся наставлением великого Антония допускать толь­ко те поступки в круг нашей деятельности, кои имеют свиде­тельство от священного Писания и святых Отцов. Ваше жела­ние послушать моих грешных советов ради Бога — приемлю. И Ваше намерение и мое да благословит Господь Иисус Христос, сказавший: без Мене не можете творити ничесоже. На сих дня выезжает в Ладогу нашей Обители монах Иларион, мой духов­ный и ближний ученик. Надеюсь на милость Божию, что Вам не неприятно будет увидеть в нем, какие плоды разума и благонра­вия произрастают от послушания. Благословение Божие да по­чиет над Вами. — Сам Господь да оставит от Вас путь неправды, и святым законом Своим да помилует Вас, заповедью Своею да просветит очи Ваши, да уразумеете чудеса от закона Его, яко заповедь Его — живот вечный есть.

№4

Милосердый Господь наш Иисус Христос, приемлющий в лице меньшей братии Своей даяния человеков, да приимет Ваше повержение к грешным стопам моим и да благословит Вас, да подкрепит и да наставит на пусть святых заповедей Своих. — Если Вы чувствуете, что от назначенного числа поклонов не ут­руждается Ваше тело, то прибавьте несколько, дабы тело ощу­тило некоторую усталость, которая способствует сокрушению сердца, помня и следующие слова святаго Исаака Сирина: «смот­ри, чтоб, желая приумножить несколько труды, тебе не остано­виться вовсе и не пресечь всего течения твоего. Не простирай ноги твоей свыше силы, чтоб не соделаться совершенно празд­ным» (Сл<ово> 10-е). А и следующие слова принадлежат также Исааку: «Всякая молитва, в которой не утрудится тело и не утес­нится сердце, вменяется отверженною: ибо таковая молитва без души» (Сл<ово> 11-е). Сколько эти последние слова справед­ливы, столько и первые важны и основательны: они были сказа­ны брату, особенно занимавшемуся поклонами. Святый Исаак говорит в 40-м Слове: «Возлюби в молитве более поклоны, не­жели упражнение в стихословии», т. е. в чтении псалмов и кано­нов. Количество поклонов пусть назначается удовлетворением цели их. Цель их согреть тело, при чем разгорячается и дух. При этом хорошо вспомнить слова Святителя Димитрия, сказанные им от опыта и принадлежащие к келейному пребыванию: «Луч­ше краткая и частая молитва, чем продолжительная с продол­жительными промежутками». — Вы спрашиваете, что значит телесная молитва? — Это вообще молитва новоначальных, в осо­бенности же клиросное пение, а наипаче нотное, где все внима­ние обращено на голос. От этой молитвы, сопровождаемой силь­ною наружною ревностию, также плотскою, переходит человек к сердечному и умственному вниманию, при чем ревность дей­ствует с тихостью и благообразием. Вы это можете уразуметь из Вашего сердечного опыта. Пишете, что при начале упражнения в Иисусовой молитве бороли Вас только уныние и его порожде­ния: отчаяние, недоумение, сон и проч. Это хороший признак. «Пользу молитвы, — сказал святый Иоанн Лествичник, — мож­но заметить из бесовских препятствований, возникающих во время собрания», т. е. молитвенного. Вы, конечно, помните, что я Вам завещал внимать умом языку, тихо произносящему мо­литву, отнюдь не позволяя себе самочинно вдаваться в художе­ство, описанное в Добротолюбии и превосходно сокращенное святым Нилом Сорским в следующие слова: во время Иисусо­вой молитвы тихо дыши, а не сильно: это способствует к собра­нию ума, что покажет самый опыт. — Вы начали читать книгу «Брань духовная» и ее оставили. Почему оставили? — Потому что ощутили в сердце сомнение, Вас обеспокоившее. — И я Вам завещаваю довольствоваться чтением святых Отцов, коих Богодухновенность не подвержена никакому сомнению, а переводов с новейших языков крайне охраняться: они едва ли не все напи­саны духом лестчим, как и апостол Павел сказал (2 Кор. 11.13-15). Читающий их сообщается сатане; ум такового и сердце пре­любодействуют. К таковым относится пророческого слово: Погубиши всякого прелюбодействующаго от Тебе... Сказали Отцы: «Кто хочет достичь до Царствия кратким путем, тот да не вне­дрит в сердце свое милость». Милостию преподобные Отцы наши уподобились Богу и носили немощи человеческие.

№5

Милость и благословение Господа нашего Иисуса Христа, чрез меня недостойнейшего служителя Его, да осенит Вас, да укрепит Вас в деле благом спасения, едином на потребу! — Пи­шете, что не всегда исполняете правило, то по слабости, то по причине посещения ближних, и потом чувствуете скорбь. На это Вам повторяю, что не человек для правила, а правило для челове­ка. И потому, в чем согрешили по немощи тела, или души, или рассуждения, вся сия да простит Вам Премилосердый Господь Бог, пред Коим и правды наши нечисты. И я, многогрешный, именем Господним Вас прощаю и разрешаю и впредь завещаваю в таких случаях держаться рассуждения, т. е. когда замечаете, что немощь естественная, происходящая от занятия с посетите­лями или от недуга, обнаруживающегося уменьшением аппети­та, бессонницею и тому подобным, тогда полезно послабить телу, дабы оно до конца не изнемогло и не повредилось, будучи по­нуждено сверх сил. — Тогда поклоны оставьте и, прочитав сооб­разно немощи сполна или не сполна вечерние молитвы, пребы­вайте мирны. — Не дивитесь, что услыхали стук; это страхование, а страхованию не должно предаваться, зная, что диавол весь во власти Божией и только то сделать и делает, что Бог ему попущает для нашей пользы. — Кто бывающий на брани бранных труб и стука неприятельских оружий не слышит? — Заслышавши их, храбрый воин веселится, ибо зрит и заключает, что близко сраже­ние и близок конец. Некоторая девица, мне известная, шла по уеди­ненной дороге недалеко от нашего монастыря; переходя через мост, вдруг из-под мосту выскакивает разбойник с огромными усами и, приставляя пистолет к ее груди, кричит: «Убью!» Деви­ца обнажает грудь и отвечает, знаменуясь крестным знамением: «Если есть на то воля Божия — убивай». Едва она произнесла эти слова, как страшилище исчезло. Это пишу Вам, дабы Вы мужа­лись и страхом Божиим побеждали страх бесовский. У нас с кем случится страхование, тот приходит и сказывает, и страхование уничтожается благодатию Божиею, покрывающею смиренных, т. е. открывающихся, ибо смирение новоначального состоит в том, когда он с охотою, свободно открывает свои помыслы. — Что ды­хание удерживаетесь вводить по художеству, изложенному в Добротолюбии, — хорошо делаете. Это художество превосходно со­кращено преподобным Нилом Сорским в следующие слова: «Не дыши борзо, ибо сие способствует к собранию ума». Этим и Вы довольствуйтесь, т. е. дышите тихо при молитве. Умиление и любовь к ближним, кои все, без изъятия, кажутся яко Ангели, суть плоды истинные и непрелестные молитвы. А встречающи­еся искушения, уныние и сон служат доказательством, сколько молитва нам полезна. Предаю Вас благодати Божией; она Вас да наставит, да укрепит и да руководствует, яко без Мене не може­те творити ничесоже, — рече Господь.

И паки! От художества о ноздренном дыхании уклонитесь! Когда Богу изволяющу, придет время, то скажу. Этим художе­ством, в свое время полезным, некоторые неисцельно себя повре­дили. Непарительность, немечтательность, умиление, любовь к ближним — вот истинные признаки истинной молитвы.

9 октября

№6

Тесен и прискорбен путь, ведущий в Царство Небесное. Из числа скорбей его суть и болезни, которыми тело и душа очища­ются от греховного тления. Тот, пред очами которого — крест Христов, утешается в болезнях своих болезнями Искупителя. Тот, кто, взирая на грехи свои, счел себя достойным вечных мук, радуется, когда ему приключаются болезни в этой жизни. После такого рода болезней, как ныне у Матушки А., обыкновенно чув­ствуется особая легкость по телу и душе. При возложении пол­ного упования на Господа Бога нужна строгая диета при упот­реблении чая из Александрийского листа; если же можно полу­чить разводящую микстуру, то это — еще лучше.

Что Вам сказать, Н. Д.? — То, что Вам не должно удивляться множеству помыслов, волнующих Вас, от которых происходят в душе различные болезненные ощущения. Научитесь смирению. Где? — в Евангелии. От кого? — От разбойника, от мытаря, от жены грешной. Сочтите себя слепою, прокаженною, вполне нуж­дающеюся в помощи от Господа. Тогда Вы ощутите спокойствие и утоление страданий, когда от сердца сокрушенного и смирен­ного, из глубины Ваших болезней, будете взывать молитвою ко Господу, тогда Он невидимо приидет и поможет Вам. Если жизнь наша на земле имеет свой конец, после которого проведшие в занятиях ради Бога наследуют вечное утешение, то Вы должны благодарить Господа Бога, приведшего Вас в святую Обитель Свою, где славословится Святое Имя Его, где рабы Его пребы­вают в различных скорбях вдали от всех мирских увеселений, в чаянии воздаяния и утешения вечного, которое они непременно получат, если пребудут верою и смирением в терпении, чего Вам искренне желаю. Если сердце Ваше не имеет благодарения, то принуждайте себя к благодарению; вместе с ним внидет в душу успокоение. Не подражайте тем, которые, находясь ради Бога и ради надежды наследовать землю обетованную в пустыне, по­желали возвратиться в Египет и за это отвергнуты Богом. Смерть близка, час ее неизвестен. Суд Христов ожидает — да грешники покаются, мука готова, пламень геенны жаждет жертв своих! Об­ращайте взоры Ваши туда: ибо те могут избежать геенны, кото­рые часто вспоминают о ней. Иноки и инокини! Возблагодарим Бога, избравшего нас в служение Себе, несмотря на то, что мы отребие миру. Зрите, братия звание ваше (1 Кор. 7.20) — Бог из­брал худородных, немощных, буих! — Братия наши миряне велицы и высоцы[263] именами и богатством и мудростию, но не благово­лил в них Бог. Слепотствующая и неразумная Н.! Благодари Бога, благодетельствующего тебе! Попри, смири мятежные порывы тво­его гордого сердца! — И мир Божий, истекающий из смирения, прольется в твое сердце. — Милосердый Господь да укрепит Вас и помилует по неизреченной Своей милости.



IV К инокине, нуждающейся в успокоении

№1

Если б не было поношающих, оскорбляющих и гонящих нас, то мы никогда не возмогли бы прийти в любовь к врагам, запо­веданную Евангелием, составляющую высшую заповедь между заповедями, данными нам по отношению к ближнему. Отсюда входим в чистоту сердечную, которой является и которою лю­бится Бог. Но сколько плодовита эта заповедь, столько и трудно стяжать ее. Молитесь Господу Иисусу, и он пошлет в Ваше сер­дце благодатное и разумное чувство, которым возлюбите врагов и обижающих, как орудия правосудия Божия. Ибо Он, Сын Бо­жий, пролил за нас, бывших врагами Его, кровь Свою, предвидя притом, что, и по совершении искупления, редкие из нас захо­тят последовать Его Всесвятой воле. Успокоить Игум<ени>ю, сходив к ней, нахожу я полезным. Если примет Ваше оправда­ние — хорошо, если же не примет, то совесть Ваша будет мирна. Конечно, люди, судящие по наружности, почитают за великое — игуменство и прочие земные приобретения, но узнавшие Хрис­тово учение считают все земные приобретения потерями, как отвлекающие от того, что едино на потребу. Я Вам не желаю игу­менства, как ввергающего в земные попечения, наполняющего сердце бревнами, кирпичами, известкою, а что еще хуже — гордостию, сварами и прочим, Господу противным. И я не имел желания быть начальником, но приведен к этому обстоятель­ствами, и теперь как величайшее благодеяние приму от руки Божией удаление от начальнической должности, дабы принес­ти покаяние Господу Богу и оплакать грехи мои прежде смерт­ного часа. На искушение Ваше, пришедшее ныне, и на те, кото­рые впредь могут придти, не обращайте особенного внимания, а внимайте тому, чтоб искушение перенесть с терпением и благо­дарением, молясь за оскорбивших и призывая их молитвы. Бо­яться искушений не должно, ибо Тот Бог, Который нам их по­пускает, Тот нас в них и хранит. К искушениям надо иметь рас­положение и горячность, ибо ими изображается на душах наших Крест Христов, ими предохраняемся от пороков, ими сохраня­емся в добродетели, и при них только дается благодать. Пред сестрами излишне не оправдывайтесь, ибо и Господь, Самая Истина и Самая Правда, стоя пред Иудейскими архиереями и Пилатом, не скрывал от них истины, чтоб не подать им причины к заблуждению, но, сказав ее в кратких словах, далее не оправ­дывался, но с молчанием переносил клеветы и мучения, нам по­давая образ, как себя отвергаться и как носить Крест Господень, т. е. скорби, Господом посылаемые.

Желаю, чтоб вы имели любовь к Господу Богу, любовь жи­вейшую, а к ближним одинаковую и равную, как к образу Божию. Да сподобит Вас Господь узреть в каждом ближнем образ Божий. Святый Марк Подвижник сказал: «Егда человек чело­века вое пользует словесы или делы, Божию благодать да разу­меют оба» (гл. 74, Доброт<олюбие>. Это и Вам должно соблюс­ти и не позволять своему сердцу входить в любовь человечес­кую излишне: ибо многие, пренебрегши этою осторожностию отпали от любви Божией. Преосвященный Филарет, Митропо­лит Киевский, пастырь, имеющий помазание благодатное, ска­зал мне следующие достопримечательные слова: «Те наставни­ки похвальны, которые приводят не к себе, а к Богу». — Милость Божия да укроет Вас.

№2

Не вижу я в Н. Д., что видите Вы. Вижу не отчаяние, а раздра­жение, произведенное домашними неприятностями. Читала она многих иностранных писателей, от чего осталась в ней некото­рая восторженность. И восторженность и раздражительность могут усилиться от жительства в монастыре. Если возьмете ее на краткое время, то это не может повредить душе Вашей. — Относительно приезда Вашего сюда — как хотите, время ныне у нас шумное; окружены многими, ищущими в нас недостатков, которые есть по самой вещи. Поэтому лучше Вам ехать в Вашу мирную Обитель, не заезжая к нам, как и Писание говорит: Идеже вой, нейди, не уснут бо, дондеже не сотворят зла. Вместо лич­ного зрения и беседы примите мое искреннее слово, в котором открывается душа моя. Поражение одного воина не есть уже побеждение всего войска. Так и Ваше согрешение словом не есть уже падение души. О таковых ежедневных и ежечасных падени­ях не должно безмерно печалиться: ибо это хитрость врага, хотя­щего безмерною печалию ввести в душу расслабление. О таких-то прегрешениях говорит Серафим Саровский, что не должно себя осуждать, когда случится преткновение, но, думая о себе, что мы способны ко всем грехам, что наше преткновение не есть новость и необычайность, ходить пред Богом в сокрушении духа, испол­ненного мыслей покаяния. Это-то Бог не уничижит, т. е. сердце сокрушенное и смиренное поставит превыше преткновений, сколько человеку можно быть выше их. Аминь!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.