Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VII 32 страница




№13

Увидев пользу исповедания своих греховных помышлений, держись этого драгоценного жительства и ежедневно исповедуй свои согрешения пред Старицею. Относительно правила: после вечерних молитв полагай 10 поклонов земных с молитвою Иису­совою, а потом твори 30 молитв Иисусовых неспешно, со внима­нием, шепотом. Затем 5 поклонов земных с молитвою: Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси мя грешную. Потом по 3 покл<она> поясных Ангелу хранителю и всем Святым. Мир тебе!

№14

Как зрение своих согрешений, так и сердечное исповедание их есть особенный дар Божий, и испрашивается усердною мо­литвою. Умоляй Милосердого Господа, чтоб даровал тебе этот дар — залог спасения, и сама понуждайся к откровенности: ибо враг рода человеческого ненавидит этого пути и всячески стара­ется воспрепятствовать рабу Божию, желающему стяжать ми­лость Божию частым исповеданием своих грехов. А для тебя этот путь необходим. Волю свою добровольно отсекай пред Стари­цей. Милосердый Господь да поможет тебе во всем. Аминь.

Бог да благословит тебя приобщиться Святых Тайн. Облег­чение, чувствуемое тобою после исповедания твоих поползно­вений, свидетельствует, что твое спасение заключается в этом делании. Принуждайся со всевозможным усилием исповедываться пред Старицей: это поможет тебе вскоре. Оттого, что ты пожила долго в других монастырях без этого делания, тебе труд­но приняться за него. Но преодолей себя!

№15

Путь твой — все открывать о себе Старице. На сновидения же твои, на разные скорби и искушения не обращай внимания, как бы они случались с другими, а не с тобою; твое дело — только о нем сказать Старице. Такое делание начнет умерщвлять в тебе мало-помалу страсти. Так жительствовал Досифей, ученик аввы Дорофея. Побеждай ложный срам на земли, и не постыдишься на небеси.

№16

Каким бы оправданием или личиною не прикрывалась борю­щая тебя ревность, ты не принимай ее. Не думай, что сравнение себя с Исавом, а ближнего с Иаковом, родилось в тебе от смирен­номудрия. Нет! Этим смиреннословием прикрылась зависть, чтоб удобнее низложить тебя. Сохраняй невменяемость[270], т. е. ни с кем не сравнивай себя, а смирения ищи единственно в откровении твоих помыслов Старице и в отсечении твоей воли перед нею. Бог да поможет тебе восприять истинное иноческое делание.

№ 17

Нисколько не смущайся действующими в тебе бранями, сопря­женными с тягостью, омрачением и унынием. Таким браням обык­новенно подвергаются все перешедшие от долговременной само­чинной жизни к послушанию. Понуждай себя к простоте и откро­венности пред Старицею; от всех же других вполне скрывай свои брани, потому что такой преступною откровенностию повредишь себе и другим, которым отнюдь не полезно слышать о твоих бранях. Понуждай себя и паки понуждай; за твое постоянное понуж­дение к сокровенности Господь даст тебе в свое время силу откры­ваться с легкостью. А твое спасение единственно от твоей откро­венности пред Старицею. Без этого делания тебе не достигнуть ничего духовного и благодатного, а пребудешь плоть и кровь. Если будешь открываться, то достигнешь чистоты, которую осеняет благодать Божия. Не принимай никакого вражеского осуждения, или смышления, или подозрения на твою Старицу. Не ищи ее любви, но ищи своего спасения. Мужайся. Благословение Божие да будет над тобою, и благодать Божия да осенит тебя.

P. S. При решительном откровении согрешений делами, слова­ми и помышлениями можно в один год преуспеть более, нежели при посредстве других подвигов, самых многотрудных, в течение десяти лет. Оттого враг и борет так сильно против этого спаси­тельного делания.

№18

Теперь ты можешь сказать с пророком Давидом: Господь, на­казу я наказа мя, смерти же не предаде мя [271]. Многими скорбьми и смертьми подобает нам наследовать Царствие Небесное, да умертвится наш ветхий человек со страстьми и похотьми его, и да соделается сердце способно к принятию Божественной благодати. Как видно из жития святых Отцов, подобным твоему искушению подвергаются те иноки, которые слабо противостоят брани само­волия и самосмышления, не исповедуя своих помышлений стар­цу и вверяясь бесу, показывающему ему в старце такие недо­статки, коих в нем вовсе нет. Узнав причину попущенного тебе искушения, направь всевозможное усилие к устранению этой причины и восприми благое иго Христова смирения, которое является в послушании и откровении своих помышлений.

№19

Милость и суд воспою Господеви. Милость за помилование, суд за то, что наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. — Благодари Господа и держи себя спокойнее. Господь да простит тебе прошедшее и укрепит на будущее. Правило с поклонами дают здоровым, а не больным. Впрочем, если хочешь, клади утром, сре­ди дня и вечером по 12-ти поклонов поясных с молитвою: Боже, очисти мя грешную. Потом твори 50 этих молитв каждый раз, пос­ле поклонов. Из больницы не выходи преждевременно.

№20

Сказал святый Иоанн Лествичник в 4-й степени: «Бес старает­ся иногда осквернить послушников телесными сквернами, и соделывает их жестокосердыми, подучая их быть — сверх обыкно­вения — тревожными, иногда же соделывает какими-то сухими и бесплодными, ленивыми к молитве, сонливыми и помраченны­ми, чтоб их отторгнуть от повиновения, как не получивших ника­кой пользы от этого подвига, но и ощутивших душевный ущерб. Он не попутает им уразуметь, что смотрительное (бывающее по Промыслу Божию) отъятие мнимых в нас благ, весьма часто бы­вает причиною глубочайшего смиренномудрия».

Что бывает с монахами послушниками, то бывает и вообще с монахами, живущими ради Бога. Враг ратует против них различ­ными бранями, чтоб привести в безнадежна и отторгнуть от мо­нашеской жизни или ввергнуть в нерадение. В особенности тяж­ка наводимая им блудная брань и преткновения, близкие к паде­ниям, как их называет преподобный Исаак Сирский. Но верный раб и воин Христов на этой брани и доказывает свою верность Христу и веру в Него: он пребывает твердым, хотя бы понес бес­численные брани. Так поступай и ты. Говори врагу: «Я отдалась Богу и решаюсь великодушно перенести все мои падения, сколь­ко бы их ни было, и как бы долго они не продолжались».

Бог да простит тебе прошедшее и да укрепит на будущее.

№21

Будь мирна; подвига как телесного, так и умственного, превы­шающего силы твои, отрицайся. Господь любит смирение, а безум­ной ревности к сверхсильным подвигам, каким бы то ни было, не приемлет, потому что в стремлении к сверхсильному подвигу — гордость и самомнение. Подвиг сверх силы, по учению святых От­цов, очень вреден и приносит или смущение, или самомнение, или то и другое попеременно, что и служит доказательством, что в сверх­сильном подвиге нет истины, но он есть ложное состояние души.

Письменные опыты ваши очень хороши, но и этим трудом надо заниматься с умеренностию. Тебе не должно утомлять ни души, ни тела.

№22

Желаю, чтоб милость Божия покрыла тебя от всех искуше­ний, наносимых врагом спасения нашего и собственными наши­ми страстями. Яко яда смертного хранись от ревности, от подо­зрений на Старицу и сестру. Искушение, тебя постигшее, долж­но показать тебе со всею ясностию, как бедственно вверяться наносимым от врага самосмышлениям и подозрениям, которых неправильность и злое происхождение познаются по производи­мому ими смущению.

№23

Очень сожалею о постигшей тебя скорби! Тебе известно, что скорбь надо потерпеть, в надежде на милосердие Божие и на по­мощь Божию. Возлагая все упование свое на Господа Бога, под­вижник Христов должен и сам стараться о уничтожении причин скорби, если это зависит от него. Такое старание прилично и тебе. Искренне желаю тебе терпения и преуспеяния духовного. Если бы обстоятельства устроились так, чтоб мне не пришлось видеть тебя во время сей земной жизни[272], то память о тебе останется неизглажденною в душе моей, и я усердно желаю помогать тебе моим убогим советом о Господе, когда такой совет мой понадобится.

Милосердый Господь да простит тебе все согрешения твои и да укрепит тебя против искушения твоего.

13-е октября 1857 г.

VI К крайне болящей инокине

№1

Милосердый Господь учредил, при посредстве Святых Сво­их Апостолов и святых Отцов, Святителей и Учителей Церков­ных, различные душеспасительные подвиги, а между ими и пост святый, коим связывается и обуздывается плоть наша. По отно­шению всех этих подвигов должно помнить, что они для челове­ка, а не человек для них, как и Господь сказал: Суббота бысть человека ради, а не человек ради субботы [273]. Сие должно разуметь и о посте. Почему, находясь в крайней немощи и не имея нужды удручать тело, а напротив, имея нужду укреплять оное, нисколь­ко не усомнитесь употреблять уху из рыбы во время нынешней Святой Четыредесятницы: ибо уха из рыбы менее даст крепости Вашему слабому телу, нежели сколько другому сильному хлеб и вода. Сердцеведец Господь, видящий немощь Вашу, ие исклю­чит Вас из числа постящихся. Так поступали многие великие угодники Божий и между прочими святый Епифаний Кипрс­кий. Св<ятый> Исаак Сирский в 10-м слове говорит: «Да не смятеши и отсечеши житие твое, еже подобно есть веризе ду­ховной и за вожделение при лога мала труда да не останешися и престанеши от всего течения твоего. Яждь умеренно, да не все­гда яси. И да простерши ноги твоея выше силы, да не отнюдь празден будеши». Этот премудрый совет великого Наставника монашествующих вполне может быть приложен к Вам; потому что воздержанием, несоответствующим силам Вашим, вы може­те привести себя окончательно в слабость, лишитесь церковной службы и обществу Вашему, которому теперь приносите неко­торую услугу, будете служить обременением.

Просящий Ваших святых молитв и любви о Господе — недо­стойный архимандрит Игнатий.

1846 года. Март 2-го д<ня>.

№2

Препровождаю Вам краткую статью о молитве Иисусовой. По болезненности Вашей Вам должно подвизаться лежа или сидя на спокойном стуле. Молитву произносите неспешно, со вниманием, заключая ум в слова молитвы, имея глаза на устах или закрывая их. Полезно Вам почитывать краткие статьи о мо­литве, имеющиеся у С<естры> Г. Они Вам будут способство­вать при этом делании, которое сначала кажется сухим, но впо­следствии оказывается самым плодоносным. Бог, дал молитву молящемуся, да дарует дар ее Вам, дабы отселе могли Вы частою молитвою встать на страшный суд Христов и испросить себе за­благовременно помилование.

Апр<ель> 23 1846 г.

№3

Несмотря на то, что Вы больны, Вы потрудились написать це­лое письмо к грешнику. Вы это сделали, движимые любовию хри­стианскою. Бог утешает меня дружбою матушки Игумений и Ва­шею, ибо дружба рабов Божиих есть истинное утешение для души, странствующей в этом кратковременном и суетном мире, враж­дебном Богу. — Да даруются Вам силы свыше, от Отца Небесно­го, наказующего всех Им любимых, и биющего всех Им приемлемых. Я часто о Вас вспоминаю; извещает меня о Вас мое сердце. Вспоминаю Вас — и желаю, чтобы вы благополучно, о Господе, преплывали житейское море. Сколько в этом море подводных кам­ней! Какими ветрами различными, действующими по различным направлениям, оно обуревается! И на нем еще, кроме опасностей, ему природных, — на нем еще привитают разбойники! Эти раз­бойники не видимы для телесных очей, а наветуют они и тело и душу; и тело и душу стараются увлечь в бездну греха и потопить в ней навеки! Увы, бедная душа человеческая! Как совершишь ты путь по морю житейскому? Как спасешься от волн, от ветров, от подводных камней, от разбойников, от плена, от смерти? — Не иначе как Христом. Он сотворит силу, Он вознесет мя, Он кре­пость моя и пение мое и будет мне во спасение. Мир вам!

Письма святителя Игнатия к игумений Вирсавии

№1

Преподобнейшая мать Вирсавия!

Простите меня за невнимательное прочтение письма Вашего, которое Вы писали ко мне в декабре. Я уничтожен болезненностию, а лечением, начавшимся с половины сентября, до конца уничтожен, — так это лечение расслабляет меня.

Приходящих к Вам за советом принимайте со страхом Божиим и, при каждом приходе их, моля Бога, чтоб Он давал Вам сказать ближнему слово полезное. Обращаясь с молитвою к Богу пред каждою беседою с ближним, Вы будете очищать Вашу бе­седу от тщеславия. Говорите с осторожностию, не вдаваясь в мно­гословие. Пустых любопытных вопросов приходящим не делайте и от разговора о делах монастыря и всех делах мира сего старай­тесь уклоняться. Если же увлечетесь и скажете что-либо не по совести, т. е. с нарушением написанных здесь правил, то мыс­ленно укорите себя и раскайтесь пред Богом. Таким образом приход ближних принесет Вам существенную пользу, открывая Вам Вашу немощь, которая без этого могла бы оставаться зак­рытою, что очень душе — вредно. Хотя Вы и недостаточны для преподавания советов, как недостаточен и я, но, по скудости на­шего времени, мы должны делиться с ближним нашим скудным знанием. Если будете совершать это дело со смирением, не по­пуская действовать своему я, то и за это дело, как оно ни недо­статочно, Божия милость осенит Вас.


Просящий Ваших святых молитв и призывающий на Вас бла­гословение Божие

Недостойный Е<пископ> Игнатий. 17 февраля 1865 года.

№2

Преподобнейшая мать Вирсавия!

Приношу Вам искреннейшую благодарность за воспомина­ние Ваше о мне и поздравление с праздниками, с которыми рав­номерно поздравляя Вас, усерднейше желаю Вам всех благ, ка­кими Господу благоугодно ущедрить Вас. Тому, что Вам нечем похвалиться, кроме немощей Ваших, весьма радуюсь: это зна­чит, что Вы приблизились к опытному познанию Искупителя.

Мое здоровье находится в обычном положении; случаются изменения к лучшему и худшему, которые в отношении к обще­му, никакого значения не имеют. Слава Богу, руководящему нас непостижимым Промыслом Своим. Вручая и себя и Вас этому всемогущему и всеблагому Промыслу, имею честь быть

Вашего преподобия покорнейшим слугою

Епископ Игнатий. 30 декабря 1865 года.

Милосердый Господь да благословит благое намерение Ваше и да благословит Вам исполнить его.

Недостойный Е<пископ> Игнатий.

№3

Преподобнейшая мать Вирсавия!

Примите мою усерднейшую признательность за воспомина­ние Ваше о мне и поздравление с Праздником Праздников, с которым равномерно поздравлю Вас, желая Вам всех истинных благ и приветствую всерадостным приветствием: Христос Воскресе!

Ныне дух времени лежит громадною тяжестью на всем хрис­тианстве и монашестве: все стонут под бременем его. Замечают, что ныне стало поступать в монастыри из мира очень-очень мало благонамеренных, неиспорченных людей. Надо понимать вре­мя, и с особенною бдительностию заботиться о своем спасении, удаляясь по возможности от общения с людьми, чтоб избежать как заразы грехом ближнего, так и осуждения греха в ближнем.


Просящий Ваших святых молитв и призывающий на Вас бла­гословение Божие

Недостойный Епископ Игнатий. 31 марта 1866 года

№4

Преподобнейшая мать Вирсавия!

Приношу Вам искреннейшую благодарность за воспоминание Ваше о мне и поздравление с праздником и Новым Годом, с кото­рыми взаимно поздравляя Вас, желаю Вам всех истинных благ.

Точно, как Вы говорите, преселение в вечность — близко для каждого из нас и необходимо покаянием омывать наше прошед­шее и покаянием же привлекать к себе милость Божию, чтоб в надежде и радости преселиться в вечность. Петр Александрович находится в настоящее время в С.-Петербурге, квартирует на Владимирской улице, в доме Лихачева, № 3, квартира № 38, в меблированных нумерах г-жи Артемьевой, — занимается наблю­дением за печатанием двух остальных томов моих сочинений. Отпечатание кончится, вероятно, к февралю или в первых чис­лах февраля. Покорнейше прошу принять от него экземпляр для Вашего келейного упражнения и поминать меня грешного в Ва­ших молитвах.

Вашего Преподобия покорный слуга

Е<пископ> Игнатий. 1 января 1867 года

№5

Преподобнейшая мать Вирсавия!

Письмо Ваше от 22 марта я получил 30-го и немедленно же отвечаю; но не знаю, скоро ли попадет мой ответ на почту, пото­му что у нас открывается уже распутица, во время которой сооб­щение с городами прекращается.

К сделанному Вам предложению я мирен и полагаю, что это предложение устроилось по Промышлению Божию о Вас. Не отказывайтесь от него. Вологда — город мирный; там много бла­гочестия. Это моя родина. В монастыре и в игуменских келлиях я был в 1832 году. Келлии каменные, удобные, двухэтажные. Воздух в городе мягкий, вода в реке здоровая, рыбы много и от­личного достоинства.


Когда человек обновится покаянием, тогда грехи юности его не препятствуют ему заботиться о душах ближних. Так понима­ла Церковь издревле и Святый Нифонт, епископ Кессарии Кип­рской, по откровению Божию, принял на себя обязанности пас­тыря, хотя в юности и подвергался тяжким преткновениям. Житие его 23 декабря.

Просящий Ваших святых молитв и призывающий на Вас бла­гословение Божие

Ваш покорнейший слуга

Епископ Игнатий. 30 марта 1867 года

Письма святителя Игнатия

к некоему иноку Леониду, озаглавленные:

«к брату, занимающемуся умною молитвою»

№1

Сердце мое говорит больше, нежели сколько может выразить слово. И странно! Едва сердце мое захочет начать беседу с тобою, как впадает в него ощущение молитвы, уносит меня в тот мрак, который служит закровом Богу, светом для разумных Его тварей. Несись туда и ты! Хорошо — забыть человека в Боге: потому что помнит его Бог. Хорошо — быть мертвым для человека в Боге: это — истинная жизнь, жизнь — Духом. Дух и мертвит и живит. Разумеющий да разумеет, а от недостойного да скроется слово духовное в неприступном для плотского ума свете своем.

Отсюда, из мрака или с неба — назови, как хочешь, — смотрю на тебя. Утешаюсь тем, что ты захотел принести сосуд свой в служение Богу, — не на другое служение, временное, пустое, тленное. — Благословляю за это Бога, славословлю его!

Взгляни: человек, отовсюду ограниченный человек, сколько придумал, сделал вещей для удовлетворения многоразличным нуж­дам и прихотям своим! — Несравненно удивительнее Премудрость Всепремудрого и Всемогущего Бога в уготованных Ею бесчислен­ных, разнообразных сосудах разумных. Каждый сосуд — с отдель­ною, ему собственно принадлежащею способностию! Всякий со­суд — вместилище какого-нибудь особенного духовного дарова­ния. Иной способен к служениям, совершаемым телом; иной — к делам милосердия; иной — к молитве и безмолвию; иной — со способностию созидать души словом Истины и Духа, — другой со способностию управлять людьми, устраивать их; иной — со способностию доставлять обществу человеков нужное для вре­менного их существования — пищу, одежду, домы и тому подоб­ное. Твой сосуд — для таинств Духа. Дух Божий — Свят, — почи­вает только в чистых, святых. Вычистись Истиною — не челове­ческою, глупою истиною, — Истиною Божественною, сошедшею к человекам с иеба, хранимою для человеков во Святом Еванге­лии. Она говорит: Научитесь от Мене яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам Вашим (Мф. 11.29). Этот по­кой — место Духа Святаго; в мире, — говорит Писание, — место Его (ср.: Пс. 131.14).

Свойство Божественной Истины — очищать, освобождать. Сказал Господь: Аще вы пребудете в словеси Моем, воистину учени­цы Мои будете. И уразумеете Истину и Истина свободит вы (Ин. 8.31,32). Он молился Отцу о учениках Своих: Святи их (т. е. запе­чатлей Духом Святым) во Истину Твою: Слово Твое Истина есть (Ин. 17. 17). А ученикам Своим сказал: Уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам (Ин. 15. 3). Посему желающий уразу­меть Истину — быть очищенным, освобожденным Ею, должен изучать разумом и деянием Евангельские заповеди, хотя бы это и было сопряжено с насилием сердца, стяжавшего грехопадени­ем Богопротивные наклонности и влечения. В заповедях — Ис­тина; в заповедях — смирение; в заповедях — любовь; в запове­дях — Дух Святый. Все это засвидетельствовано Писанием. Вся заповеди Твоя Истина, — воспевал Боговдохновенный Давид; Имея заповеди Моя, — сказал Господь, — и соблюдали их, той есть любяй Мя (Ин. 14.21). Будите в любви Моей. Аще заповеди Моя соблюдете пребудите в любви Моей (Ин. 15. 10). Глаголы яже Аз глаголах Дух суть и Живот суть (Ин. 6.63). К тому, кто исправлен, предочищен Истиною, приходит Дух Святый, как Дух Истины, неожиданно, непостижимо проникает в ум, душу и тело, обновляет, возрождает человека в жизнь духовную. Привлекох Дух, яко заповеди Твоя желах (Пс. 118.131). Евангельские запо­веди да будут предметом твоего учения, размышления, деятель­ности всей жизни. Иже будет во Мне и Аз в нем, чрез соблюде­ние Евангельских заповедей, — сказал Господь, — той сотворит плод мног. Напротив того: без Мене не можете творити ничесоже, то есть никакой духовной добродетели. Добродетели же, свойственные всему падшему человеческому естеству, — как бы ничто, не имеют никакой цены пред Богом, подлежат огню геенскому. Аще кто во Мне не пребудет соблюдением Евангельских заповедей, извержется вон, яко розга, и изсышет, и собирают ю, и во огнь ввергают, и сгорает (Ин. 15.6), несмотря ни на какие добродетели естества падшего.

В молитвах твоих погружайся весь в покаяние. Есть состоя­ние обновленное — это знаешь; а находишься в состоянии вет­хости! И потому пребывай в непрестанном сетовании, в печали спасительной. Отвергнись себя! Не имей душу свою честну себе по примеру святого Апостола. Оценивай себя только осуждени­ем себя. Будь бескорыстен пред Богом. Никак не позволь себе ожидания благодати: это состояние и учение находящихся в са­мообольщении, отпавших от Истины. Стремись узреть грех твой и возрыдать о нем: это твое дело. А Бог сделает свое дело, пото­му что Он верен, дал обетование и исполнит его. Благодать — Его! Дать ее — Его дело. Не сочти свои ризы чистыми, достой­ными духовного брачного чертога, сколько б ты их не обмывал: судия твой — Бог.

Мне понравилось служение твое родителю твоему. Пусть причиною этого служения будет не союз крови, а заповедь Ве­ликого Бога, сказавшего: Чти отца твоего и матерь твою и бла­го ти будет. Повсюду замени плоть и кровь Христом. Он отде­лит тебя от земли и вознесет к Себе на небо.

Выписываю для тебя некоторые изречения святых Отцов:

«Брат вопросил великого Сисоя: Как мне спастись, как уго­дить Богу? — И отвечал ему Старец: Если хочешь угодить Богу, отступи от мира, отступи от земли, оставь тварь, приди ко Твор­цу, совокупись с Богом посредством молитвы и плача и найдешь покой в этом и будущем веке».

«Сказал великий Варсонофий: Если оставишь попечение о вся­кой вещи, то это приблизит тебя ко граду. Если не будешь вме­нять себя в человеках — это вселит тебя во град. А если умрешь от всякого человека — этим наследуешь град и его сокровища».

«Брат спросил авву Пимена: что мне делать со страстями сму­щающими меня? — Старец отвечал: будем плакать пред благостию Божиею, доколе Бог не сотворит с нами Своей милости».

«Другой брат спросил того же великого Пимена: Что мне де­лать с грехами? — Старец отвечал: хотящий очиститься от соделанных им грехов, плачем очищается от них и хотящий сохра­ниться от впадения в новые грехи, плачем сохраняется от них. Это путь покаяния, преданный нам Писанием и Отцами, которые говорили: плачьте, потому что другого пути кроме плача, нет».

«Великий Пимен говаривал: Начало зол — рассеянность».

«Он же говаривал: Если человек во всяком обстоятельстве будет обвинять себя самого, то везде устоит».

«Еще он говорил: Если будешь молчалив, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил».

«Написал святый Иоанн Лествичник: Исходящий телом, но не исходящий словом — кроток, весь — дом любви».

«Он же написал: Затворяй дверь келлии для тела, дверь язы­ка для разговора и внутреннюю дверь для духов лукавых».

Следующее заимствую из 41-го Слова святаго Исаака Сирского, сокращая: «Более всего возлюби молчание, потому что оно приблизит тебя к плоду. Слова недостаточны, чтоб поведать о нем. Сперва понудим себя молчать; тогда от молчания родится в нас нечто, которое будет наставлять нас молчанию. Да даст тебе Бог ощутить нечто рождаемое от молчания. Если начнешь жить этим жительством, — не знаю сколько свету воссияет тебе отсюду. Не подумай, что поведуемое молчание дивного Арсения было следствием его свойства естественного. Нет! Он сперва понуж­дал себя к молчанию. При этом жительстве рождается в нас мно­жество слез и видение чудное. Велик человек, имеющий в душе обычай молчания. Молчание вспомоществует безмолвию. Нам, живущим между многими, невозможно избежать встреч с людь­ми; даже равно-Ангельный Арсений, возлюбивший более всех безмолвие, не возмог устранить от себя встречи. Невозможно не встречаться с сожительствующими нам Отцами и братиями — и нечаянно, и ходя в Церковь, и при других случаях. Видя это, достоблаженный муж приучил себя, наставляемый благодатию, ко всегдашнему молчанию».

В 20-м слове святый Исаак научает инока говорить, обраща­ясь к душе своей, так: «В безумии прожил ты жизнь твою, срамнейший человек, достойный всякого наказания. По крайней мере, сохранись в этот день, оставшийся от дней твоих, истра­ченных во тще, скудных делами благими, богатых делами злы­ми. Изшел ты из мира таинственно, вменился мертвым ради Христа; не оживай снова для мира и для всего того, что принад­лежит миру, — и предварит тебя покой, ты будешь жив о Христе. Готовься и приуготовься ко всякому поношению, ко всякой до­саде, поруганию и укоризне от всех. Прими все это с радостию, как точно достойный того. Претерпи с благодарением Богу вся­кую болезнь, скорбь и беду от бесов, которых волю ты совершал. Претерпи всякую нужду и горести естественные! Претерпи с упованием на Бога лишение телесных потребностей, долженствующих чрез краткое время превратиться в гной. Подклони выю всему этому в надежде на Бога, не ожидая ни от кого друго­го избавления или утешения, но возверзи на Господа попечение твое и во всех искушениях осуди себя самого, как причину их. Не соблазнись ничем, не укори никого из оскорбляющих тебя, потому что ты вкусил от запрещенного дерева и стяжал различ­ные страсти. С радостию прими эти горькие врачевства: пусть они потрясут тебя немного — и ты впоследствии усладишься. Увы тебе! Увы твоему смрадному тщеславию! Душу твою, ис­полненную всяких грехов, ты оставил без внимания, как бы не подлежащую никакому осуждению, а занимался осуждением других, осуждая их и словами и помышлениями»...

«Феофил, Патриарх Александрийский, посетив безмолвников горы Нитрийской, спросил их авву, великого угодника Бо­жий: Что нашел ты на пути иноческой жизни особенно важное? Духоносный Старец отвечал: то, чтоб во всем обвинять себя и непрестанно укорять себя».

Преподобный Пимен Великий называл самоукорение тою сваею (бревном, вбиваемым в землю), к которой привязывают ладию душевную во время бури.

Вот образцы и свидетельства подвигов, тебе свойственных, могущих принести душе твоей обильную пользу, доставить тебе прочное духовное воспитание. Не подумай, что для научения безмолвию необходим затвор или глубокая пустыня. Нет! Го­раздо лучше научиться ему между людьми при посредстве ду­шевного подвига. Самые падения, невидимые ближними, види­мые и ведомые Богу и совести, падения ума и сердца, послужат к пользе, соделывая тебя искусным в борьбе со грехом, откры­вая тебе всю немощь человека. Подвижник, воспитанный меж­ду людьми силою невидимого внутреннего подвига, бывает про­чен, богат знанием и опытностию духовною, исполнен смирен­номудрия, для ближнего — пристанище, сокровище. Он подобен древу, выросшему на открытом холме, подвергавшемуся ветрам порывистым и всем другим непогодам; такие древа глубоко пус­кают в землю корни, бывают особенно сочны, полны жизни и силы. Напротив того, питомец затвора и уединенной пустыни подобен цветку и древу, воспитанному и возлелеянному в оран­жерее. Ему свойственна пагубная изнеженность: при малейшем ненастье он уже страдает; ненастье — немного посильнее — он умирает. Совершенное уединение, по правилам духовного зако­на, дозволяется только тем, на подвиг которых, как выражается святый Иоанн Лествичник, низошла благодатная роса Святого Духа. Для таких точно — полезно, нужно строгое уединение, чтоб при помощи его свободно предаться учению и водительству Духа, о чем говорить — ныне не время.

Мы еще не довольно знакомы... Говорю так, чтоб не сказать: ты еще мало знаешь меня. Поэтому нужно нам условиться. Если я и недостоин называться человеком, имея в себе много скотско­го и бесовского, то ты, по любви твоей ко мне припиши мне дос­тоинство человека, или, по крайней мере, достоинство разум­ной твари, хотя и запечатленной горестным грехопадением. Сын Божий называет Себя в Евангелии Сыном Человеческим. Бог, явившись между человеками, не принял на Себя никакого вы­думанного падшими человеками титула — именует Себя наиме­нованием, данным нам Богом, Который пред нашим сотворени­ем совещался Сам в Себе таинственно: Сотворим человека. Сын Человеческий!.. Как мне нравится это наименование! Какое пре­красное наименование! Смиренное и возвышенное наименова­ние! Как наставительно и утешительно звучит оно в ушах моих!.. Люди не захотели этого наименования, им понадобилось: Высо­копреподобие, Высокоблагородие... Какая бессмыслица! И поведение их, подобно именам, сделалось бессмыслицей, ка­рикатурой уродливой, в которой гордое — в соединении с глу­пым. На конверте, позволяю, пиши какую хочешь бессмысли­цу; но в письме будь как человек с человеком, как сердце с сер­дцем, пред очами Всесвятого Бога. Пусть сердце твое беседует со мною просто, искренно; каждое слово твое пусть будет для истины. А Бог! — Будет, как и есть, свидетелем бесед наших, которых причина и цель — Он и наше в Нем спасение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.