Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обобщенный алгоритм методики развития быстроты сложных реакций 1 страница




О

 
 
 
 
 
ВО
 

40 50 60

Отрезок, м

Рис. 9.7. Динамика скорости В.Борзова (1) и А.Корнелюка (2) в финальном забеге на 100

м на Олимпийских играх 1972 г.

пе движений в других. Поэтому и методика развития частоты движений должна базироваться на целенаправленном развитии этого вида быстроты в конкретных биомеханических звеньях.

В циклических движениях, которые выполняются с максимальной ско­ростью, различают три фазы: ускорения (стартовый разгон); относительной стабилизации скорости; постепенного снижения скорости. Данные, приве­денные на рис. 9.7, могут служить классическим примером динамики ско­рости в беге на 100 м.

Показателем первой фазы является ускорение (увеличение скорости за единицу времени), второй — максимальная дистанционная скорость, а тре­тьей — замедление (снижение скорости за единицу времени). Третья фаза характеризует уровень развития скоростной выносливости. Как видно на рис. 9.7, А. Корнелюк уже на 40-м метре дистанции достиг своей макси­мальной скорости. В. Борзов достиг максимальной скорости лишь на 60-м метре дистанции. Но он стал олимпийским чемпионом благодаря тому, что максимальная скорость у него была значительно выше и он дольше мог поддерживать относительно высокую скорость.

Следует подчеркнуть, что способность набирать скорость в стартовом разгоне и способность передвигаться с большой скоростью относительно


0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2

ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ




независимы друг от друга. Собственно, все виды скоростных качеств чело­века довольно специфические. Элементарные виды быстроты относительно слабо между собою взаимосвязаны. Так, у одного и того же человека может быть высокий уровень простого реагирования и низкий — сложного реаги­рования и наоборот. Может быть также высокая быстрота одиночных дви­жений и относительно низкая частота движений.

Ограничен и перенос быстроты с одного упражнения на другое. Он воз­можен лишь при сходстве их структуры (кинематической, динамической, ритмической). Так, существенное улучшение результата в прыжках в длину с места положительно скажется на результатах в спринтерском беге, толка­нии ядра и других упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение. В то же время это практически не скажется на скорости плавания, серийных ударов в боксе и т.п. Наибольший перенос быстроты наблюдается у детей и подростков и у взрослых людей, которые физически слабо подготовлены. С ростом физической подготовленности перенос всех видов быстроты резко уменьшается. Поэтому в тренировке детей, подрост­ков и физически слабо подготовленных взрослых людей целесообразно комплексно развивать все виды быстроты с помощью разнообразных уп­ражнений. В тренировке физически хорошо подготовленных людей преиму­щество следует отдавать выборочному развитию определенных видов про­явления быстроты в соответствии с их значением в тех или иных двигательных действиях.

Факторы, обусловливающие проявление быстроты. Основными предпо­сылками высокого проявления быстроты являются: структура мышц, вну­тримышечная и межмышечная координация (Alexander, 1988; Huijing, 1992; Мак-Комас, 2001); подвижность нервных процессов, проявляющаяся в со­вершенстве протекания процессов возбуждения и торможения в разных от­делах нервной системы, и уровень нервно-мышечной координации (Narici et al., 1989; Sale, 1992); мощность и емкость креатинфосфатного источни­ка энергии и буферных систем организма (Коц, 1986; De Vries, Housh, 1994); уровень развития скоростно-силових качеств и гибкости (Caiozzo et al., 1981; Уилмор, Костилл, 2001); интенсивность волевых усилий (Плато­нов, 1986).

Подвижность нервных процессов. Возбудимость двигательных центров нервной системы лимитирует преимущественно быстроту реагирований и одиночных движений. Под лабильностью нервных процессов понимается скорость перехода от возбуждения к торможению и наоборот в двигатель­ных нервных центрах. Только при очень быстром изменении уровня воз­буждения и торможения в двигательных центрах нервной системы и соот­ветствующей регуляции нервно-мышечного аппарата может быть достигнута высокая частота движений в сочетании с оптимальным прило­жением силы. Наряду с этим следует учитывать, что процессы торможения протекают значительно медленнее, чем процессы возбуждения. Вследствие этого при весьма высокой частоте движений может возникать скоростная напряженность (совпадает возбуждение мышц-синергистов и антагонис­тов). Чтобы предупредить это отрицательное явление следует выполнять



0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page

 


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ




 
80 60

скоростные упражнения с вариатив­ной частотой движений.

\
g 40 + > 20 +
\
 
>
 
0 2 4 6 8 10 12 14 Время, с Рис.9.8. Изменения в мышце АТФ (1) и КФ (2) в течение первых секунд работы максимальной интенсивности (Wilmore, Costill, 2001)

Наиболее благоприятные пред­посылки для совершенствования подвижности нервных процессов складываются в детском и подрост­ковом (до 12—13 лет) возрасте во время формирования типологичес­ких свойств ЦНС (Фомин, Филин, 1972 и др.). Это свидетельствует о необходимости целенаправленного развития скоростных качеств уже в детском возрасте.

Мощность и емкость креатин-фосфатного источника энергии и бу­ферных систем организма. Наиболее подвижным энергетическим про­цессом является ресинтез АТФ за счет креатинфосфата (КФ). Эта реакция достигает своего максимума на 2—3-й секунде от момента начала високоин-тенсивной работы. Быстрое включение этого процесса сочетается с его большой мощностью (количество образования энергии в единицу времени), что обеспечивает возможность выполнять работу с очень высокой интен­сивностью (рис. 9.8). Но емкость этого энергоисточника небольшая. Уже на 6—8-й секунде высокоинтенсивной работы скорость образования энергии начинает снижаться, а на 30-й падает почти вдвое. Вследствие высокой ин­тенсивности скоростной работы возникает значительный кислородный долг. Он может составлять до 95 % кислородного запроса, что приводит к значительному накоплению молочной кислоты в мышцах и крови. Поэто­му способность к погашению кислородного долга и мощность буферных си­стем также имеют важное значение для достижения высоких результатов в упражнениях скоростного характера.

Для развития подвижности и мощности креатинфосфатного источника энергии и буферных систем организма следует выполнять упражнения с предельной и околопредельной интенсивностью продолжительностью от 2—3 до 6—8 с. Для расширения емкости этого же источника энергии и воз­можностей буферных систем организма целесообразно выполнять упражне­ния продолжительностью от 8—10 до 20—30 с, но с несколько меньшей ин­тенсивностью.

Уровень развития скоростной и взрывной силы. Скорость в целостных движениях зависит не только от уровня развития собственно быстроты, а и от других факторов. Например, скорость бега зависит от частоты и дли­ны шагов. Длина шагов, в свою очередь, зависит от длины ног, силы и ско­рости отталкивания и амплитуды движений нижних конечностей. Поэтому методика развития быстроты должна органически включать в себя и разви­тие скоростно-силовых качеств. Высокий уровень взрывной силы содейст­вует улучшению способности к быстрому началу движений, возрастанию


0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2

ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ




скорости в стартовом разгоне. Возрастание скоростной силы положитель­но влияет на частоту движений и максимальную скорость циклических ло-комоций.

Уровень развития гибкости. Эластичность мышц и связок и рациональ­ная межмышечная координация являются необходимой предпосылкой вы­полнения движений с большой амплитудой и меньшими затратами энергии. При недостаточном развитии гибкости и межмышечной координации не может быть достигнута необходимая амплитуда движений. Мышцы-синер-гисты вынуждены будут преодолевать чрезмерно большое сопротивление мышц-антагонистов по ходу движения и в особенности в крайних точках его амплитуды. Поэтому упражнения на растягивание и расслабление мышц, а также упражнения по совершенствованию межмышечной коорди­нации в конкретном движении должны быть органической составной час­тью тренировки, которая направлена на развитие быстроты.

Концентрация волевых усилий. При выполнении скоростных упражне­ний на человека не влияет непосредственно какой-нибудь посторонний раздражитель, как, например, при поднимании тяжелой штанги (сопротив­ление массы штанги) или в прыжках в высоту (планка). Поэтому необходи­мо создавать у людей установку на сознательную концентрацию волевых усилий при выполнении скоростного упражнения с максимальной интен­сивностью (Платонов, 1997). Наряду с этим целесообразно создавать специ­альные внешние раздражители, которые стимулируют максимальные воле­вые напряжения. Например, бег с гандикапом, эстафетный бег и т.п. Для повышения эмоционального фона тренировок и мобилизации волевых уси­лий целесообразно широко применять игровой и соревновательный методы упражнения.

Возрастная динамика естественного развития быстроты. Быстрота во всех ее проявлениях прогрессирует на протяжении жизни значительно меньше и раньше подвергается возрастным инволюционным изменениям, чем другие двигательные качества, даже при условии ее специального раз­вития. Прогрессивное естественное развитие быстроты наблюдается до 14—15 лет у девушек и до 15—16 лет у юношей. В дальнейшем скорость це­лостных движений у девушек даже ухудшается, а у юношей очень медлен­но возрастает до 17—18 лет и потом стабилизируется (Москатова, 1983; Л. Волков, 2002; и др.). Таким образом, с окончанием пубертатного пери­ода практически прекращается и дальнейшее биологическое развитие быс­троты. Это не означает, что после 15—16 лет невозможно добиться сущест­венного улучшения быстроты за счет специализированной тренировки. Но индивидуальные достижения будут значительно выше, если начать целена­правленное развитие быстроты в период активного ее биологического раз­вития.

Возрастной период от 7—8 до 11—12 лет наиболее благоприятный для избирательного развития быстроты двигательных реакций и частоты движе­ний. В дальнейшем темпы биологического развития быстроты реагирований и частоты движений замедляются. В 13—14-летнем возрасте показатели этих видов быстроты приближаются к величинам, характерным для взрослых



0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page

 


       
   



РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

людей. Возрастной период от 7—8 до 11—12 лет отмечается и наивысшими в онтогенезе темпами развития координационных качеств. Поэтому имен­но в этом возрасте необходимо акцентировать внимание на совершенство­вании межмышечной координации в скоростных движениях.

В возрасте от 11—12 до 14—15 лет у девушек и до 15—16 лет у юношей наблюдаются высокие темпы прироста скорости целостных движений (максимальная скорость одиночного движения и скорость передвижений в циклических локомоциях). Исходя из биологических закономерностей развития быстроты в подростковом возрасте необходимо сосредоточить внимание на комплексном ее развитии в целостных двигательных дейст­виях. Следует также отметить, что в этом возрасте значительно возрастает взаимосвязь быстроты в целостных двигательных действиях с уровнем раз­вития скоростно-силовых качеств. Поэтому именно в этот период целесо­образно комплексно развивать собственно скоростные и скоростно-сило-вые качества.

В заключение необходимо подчеркнуть, что указанные возрастные пе­риоды касаются не паспортного, а биологического возраста человека.

Средства развития быстроты. Общим требованием относительно упраж­нений по развитию быстроты является возможность их выполнения с око­лопредельной и предельной скоростью. Поэтому эти упражнения должны быть относительно простыми по координации работы нервно-мышечного аппарата. Вместе с тем, прежде чем выполнять их с околопредельной и пре­дельной скоростью, необходимо уделить внимание совершенствованию ко­ординации работы мышц (межмышечная координация) на умеренных и субмаксимальних скоростях. Это необходимо для того, чтобы занимающи­еся сосредоточивали внимание не на способе (технике) их выполнения, а на интенсивности движений.

Для избирательного развития быстроты двигательных реакций следует применять упражнения в срочном повторном реагировании на раздражи­тели в условиях, которые моделируют реальную двигательную деятель­ность. Для комплексного развития двигательных реакций в сочетании с другими видами быстроты наиболее эффективны подвижные и спортив­ные игры по упрощенным правилам и на меньших, относительно стан­дартных, площадках.

Хороший эффект дает также выполнение циклических упражнений с резким изменением по команде темпа, направления, вида движения и т.п.

Для развития быстроты ациклических одиночных движений применя­ют именно те упражнения, в которых необходимо улучшить быстроту, и по­добные им по координации работы нервно-мышечного аппарата. Выпол­нять их следует с вариативной скоростью (большой, околопредельной, предельной) и в вариативных условиях (стандартных, облегченных, услож­ненных). Облегчение или усложнение условий (уменьшение или увеличение внешнего сопротивления) не должно приводить к нарушениям структуры движений основного упражнения. Усложнять условия выполнения упраж­нений целесообразно лишь в работе с физически хорошо подготовленными людьми.


0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2

ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ




На развитие быстроты в ациклических движениях положительно влия­ет развитие взрывной силы с помощью упражнений, которые подобны с ос­новным по координации работы нервно-мышечного аппарата.

Развитие быстроты в циклических локомоциях осуществляют с приме­нением таких средств:

1. Подвижные игры.

2. Спортивные игры по упрощенным правилам и на меньших, чем
стандартные, площадках.

3. Эстафеты.

4. Бег, плавание с гандикапом (шансы на победу уравновешивают на
старте расстановкой участников забега на определенном расстоянии один
от другого в соответствии с уровнем развития быстроты).

5. Имитация движений руками или ногами при беге, плавании с мак­
симальной или вариативной частотой и из разных исходных положений
(стоя, лежа, сидя).

6. Бег, плавание с максимальной или вариативной частотой движений.

7. Бег, плавание с ускорением.

8. Бег, плавание "с хода" — преодоление короткого отрезка (продолжи­
тельностью 2—4 с) с максимальной скоростью после предшествующего раз­
гона.

9. Выполнение циклических упражнений со старта (стартовый разгон)
без команды или по команде стартера.

 

10. Бег, плавание с вариативной скоростью в пределах 70—100 % инди­
видуального максимума в конкретном упражнении.

11. Скоростной бег, езда на велосипеде по рельефной волнообразной
поверхности.

12. Упражнения с резким изменением темпа, длины шага и направле­
ния движения.

13. Скоростные упражнения в облегченных относительно обычных ус­
ловиях (плавание или гребля по течению, бег по ветру или под гору, плава­
ние на буксире и т.п.). Облегчение условий должно быть таким, чтобы не
приводило к нарушениям структуры движений основного упражнения.

14. Скоростные упражнения в усложненных относительно обычных ус­
ловиях (бег в гору, гребля с гидротормозом и т.п.). Усложнение не должно
нарушать структуру движений основного упражнения.

15. Скоростные упражнения с применением дополнительных предме­
тов. Они способствуют лучшему расслаблению мышц, принимающих учас­
тие в выполнении конкретного упражнения, и совершенствованию коорди­
нации работы мышц, не несущих основной нагрузки. Например, если при
выполнении скоростного бега взять в руки мягкие картонные трубочки, то
станет значительно легче контролировать напряжение мышц рук. Это поз­
волит быстрее избавиться от чрезмерной координационной и скоростной
напряженности мышц рук и плечевого пояса и окажет содействие улучше­
нию координации напряжения и расслабления мышц ног.

16. Выполнение скоростных циклических упражнений с применением
звуколидеров темпа движений.


0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2




РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

17. Скоростно-силовые упражнения: прыжки с ноги на ногу; скачки
на одной ноге; прыжки через набивные мячи, установленные на разном
расстоянии; прыжки (влево—вправо) через гимнастическую скамейку с
продвижением вперед; выпрыгивание из полуприседа; прыжки через ска­
калку и т.п.

18. Упражнения на растягивание мышц, связок и сухожилий для увели­
чения амплитуды движений.

В заключение следует подчеркнуть, что для развития быстроты необхо­димо:

1. Применять разнообразные средства;

2. Учитывая специфичность проявления быстроты, следует подбирать
адекватные упражнения относительно конкретного вида быстроты, структу­
ры и условий выполнения движения, в котором развивается быстрота;

3. Развивать быстроту в комплексном сочетании с другими физичес­
кими качествами.

Методика развития быстроты простых реакций. Методику развития ло­кальных проявлений быстроты (время реагирования, одиночные движения, частота движений) и методику совершенствования комплексных скорост­ных качеств необходимо дифференцировать. Элементарные формы прояв­ления быстроты лишь создают предпосылки для качественной скоростной подготовки. Поэтому работу над развитием скоростных качеств человека целесообразно разделить на два взаимосвязанных этапа: этап дифференци­рованного развития элементарных форм проявления быстроты и этап инте­грального развития скоростных возможностей. Понятно, что это деление довольно условно, однако оно позволяет обеспечить единство и взаимо­связь аналитического и синтезирующего подходов при развитии быстроты (Платонов, 1997).

На начальном этапе развития общей быстроты реагирований (как про­стых, так и сложных) хороший эффект дают занятия подвижными и спор­тивными играми. Присущие им скоростные действия на фоне повышенно­го эмоционального состояния способствуют развитию быстроты движений и быстроты реакций. К методическим особенностям применения спортив­ных игр для развития быстроты двигательных реакций относятся:

1. Небольшая продолжительность непрерывной игры (до 10—15 мин),
чтобы не возникла значительная усталость.

2. Создание условий дефицита пространства и времени (уменьшенные
размеры площадки; большее, чем по правилам соответствующей игры, ко­
личество участников; упрощенные правила; введение дополнительных пра­
вил и т.п.).

3. При необходимости применяют несколько кратковременных игровых
таймов.

4. Продолжительность отдыха между таймами — до полного восстанов­
ления оперативной работоспособности (ЧСС 90—100 удПмин"1).

5. Характер отдыха — комбинированный. В качестве средств активного
отдыха применяют упражнения на восстановление дыхания, расслабление
мышц, умеренные растягивания мышц.


0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2

ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ




При развитии быстроты простых реагирований стандартными движени­ями на стандартные раздражители следует учитывать, что перцептивные и двигательные процессы относительно независимы один от другого. А это означает, что между быстротой протекания нервных процессов, лежащих в основе распознавания сигнала и передачи нервных импульсов на исполни­тельную систему (соответствующие мышцы), и быстротой протекания нерв­ных процессов, лежащих в основе двигательного действия, не существует прямой зависимости. Поэтому методика развития быстроты реакций долж­на базироваться на аналитическом подходе (Келлер, 1977; Келлер, Плато­нов, 1993 и др.). Сначала необходимо качественно выучить двигательную структуру моторного компонента реакции (техника ответного движения на раздражитель). Параллельно или после этого осуществляют развитие быст­роты реагирования (улучшение латентного периода реагирования) в неспе­цифичных, относительно этого реагирования, условиях. Это могут быть об­легченные, относительно обычных, условия реагирования (например, бег с высокого старта у спринтеров) или упражнения с применением технических устройств, которые моделируют перцептивный компонент двигательной ре­акции (например, спринтер нажимает ногами на выключатель хронореакци-ометра в ответ на звуковой или световой сигнал).

Когда техника движения-ответа качественно усвоена и достигнут опре­деленный успех в улучшении латентного времени реагирования путем тре­нировки в неспецифичных условиях, следует перейти к третьему этапу. Он состоит в совершенствовании координационного взаимодействия латентно­го периода реагирования и моторного компонента реакции в соответствии с условиями конкретного двигательного действия. Но следует учитывать, что чем больше мы будем выполнять это упражнение в относительно стан­дартных условиях, тем скорее организм к нему адаптируется и не будет от­вечать адекватными приспособительными реакциями. Поэтому в дальней­шем развитие быстроты простой реакции целесообразно осуществлять в вариативных условиях пространства, времени, величины и вида раздражи­теля. Например, при развитии быстроты реагирования спринтера на стар­товый выстрел сначала в отдельности овладевают техникой бега с низкого старта и тренируют быстроту реагирования на слуховые или зрительные раздражители в неспецифичных условиях (в занятиях подвижными и спор­тивными играми, на тренажерах, в беге с высокого старта и т.п.). В даль­нейшем перейти к бегу с низкого старта в соответствии с правилами сорев­нований (совершенствование координационного взаимодействия латентного периода и моторного компонента реакции в специфических ус­ловиях). На следующем этапе тренировок применяют старты из разных ис­ходных положений, старты с вариативной продолжительностью паузы меж­ду подготовительной и исполнительной командами, с вариативной силой стартового раздражителя и т.п.

Алгоритм методики развития быстроты простых реакций должен состоять из четырех этапов.

1. Овладение структурой моторного компонента двигательной реакции-ответа (тех­ника соответствующего упражнения), рациональным ее темпом и ритмом.


0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2




РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

2. Выполнение разнообразных упражнений (в занятиях подвижными и спортивны­
ми играми, на тренажерах, в облегченных условиях и т.п.) соревновательного характера,
направленных на улучшение показателя латентного времени реагирования в неспеци­
фичных условиях.

3. Комплексное совершенствование быстроты латентного времени и моторного
компонента реакции в специфических условиях выполнения конкретного двигательно­
го действия.

4. Комплексное совершенствование быстроты реагирований в вариативных услови­
ях пространства, времени, изменения вида раздражителя и силы его влияния.

При этом следует руководствоваться такими методическими положени­ями.

1. Реагирование выполнять с максимально возможной быстротой.

2. Концентрировать внимание на быстром начале движения-ответа (мо­
торный компонент реагирования), а не на восприятии сигнального раздра­
жителя. Это дает возможность сократить латентный период реагирования.

3. После подготовительной команды целесообразно немного напрячь
мышцы, которые несут основную нагрузку в движении-ответе. Повышение
их тонуса оказывает содействие улучшению оперативной готовности к на­
чалу движения.

4. Количество реагирований в одной серии должно быть таким, чтобы
в очередных попытках не было тенденции к увеличению времени реагиро­
вания. В среднем это составляет от 4—6 до 15—20 повторений.

5. Количество серий реагирований зависит от состояния тренированно­
сти конкретного человека, сложности и энергоемкости моторного компо­
нента (движения-ответа) и составляет в среднем 3—6.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.