КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обобщенный алгоритм методики развития быстроты сложных реакций 1 страница
О
40 50 60 Отрезок, м Рис. 9.7. Динамика скорости В.Борзова (1) и А.Корнелюка (2) в финальном забеге на 100 м на Олимпийских играх 1972 г. пе движений в других. Поэтому и методика развития частоты движений должна базироваться на целенаправленном развитии этого вида быстроты в конкретных биомеханических звеньях. В циклических движениях, которые выполняются с максимальной скоростью, различают три фазы: ускорения (стартовый разгон); относительной стабилизации скорости; постепенного снижения скорости. Данные, приведенные на рис. 9.7, могут служить классическим примером динамики скорости в беге на 100 м. Показателем первой фазы является ускорение (увеличение скорости за единицу времени), второй — максимальная дистанционная скорость, а третьей — замедление (снижение скорости за единицу времени). Третья фаза характеризует уровень развития скоростной выносливости. Как видно на рис. 9.7, А. Корнелюк уже на 40-м метре дистанции достиг своей максимальной скорости. В. Борзов достиг максимальной скорости лишь на 60-м метре дистанции. Но он стал олимпийским чемпионом благодаря тому, что максимальная скорость у него была значительно выше и он дольше мог поддерживать относительно высокую скорость. Следует подчеркнуть, что способность набирать скорость в стартовом разгоне и способность передвигаться с большой скоростью относительно 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2 ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ независимы друг от друга. Собственно, все виды скоростных качеств человека довольно специфические. Элементарные виды быстроты относительно слабо между собою взаимосвязаны. Так, у одного и того же человека может быть высокий уровень простого реагирования и низкий — сложного реагирования и наоборот. Может быть также высокая быстрота одиночных движений и относительно низкая частота движений. Ограничен и перенос быстроты с одного упражнения на другое. Он возможен лишь при сходстве их структуры (кинематической, динамической, ритмической). Так, существенное улучшение результата в прыжках в длину с места положительно скажется на результатах в спринтерском беге, толкании ядра и других упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение. В то же время это практически не скажется на скорости плавания, серийных ударов в боксе и т.п. Наибольший перенос быстроты наблюдается у детей и подростков и у взрослых людей, которые физически слабо подготовлены. С ростом физической подготовленности перенос всех видов быстроты резко уменьшается. Поэтому в тренировке детей, подростков и физически слабо подготовленных взрослых людей целесообразно комплексно развивать все виды быстроты с помощью разнообразных упражнений. В тренировке физически хорошо подготовленных людей преимущество следует отдавать выборочному развитию определенных видов проявления быстроты в соответствии с их значением в тех или иных двигательных действиях. Факторы, обусловливающие проявление быстроты. Основными предпосылками высокого проявления быстроты являются: структура мышц, внутримышечная и межмышечная координация (Alexander, 1988; Huijing, 1992; Мак-Комас, 2001); подвижность нервных процессов, проявляющаяся в совершенстве протекания процессов возбуждения и торможения в разных отделах нервной системы, и уровень нервно-мышечной координации (Narici et al., 1989; Sale, 1992); мощность и емкость креатинфосфатного источника энергии и буферных систем организма (Коц, 1986; De Vries, Housh, 1994); уровень развития скоростно-силових качеств и гибкости (Caiozzo et al., 1981; Уилмор, Костилл, 2001); интенсивность волевых усилий (Платонов, 1986). Подвижность нервных процессов. Возбудимость двигательных центров нервной системы лимитирует преимущественно быстроту реагирований и одиночных движений. Под лабильностью нервных процессов понимается скорость перехода от возбуждения к торможению и наоборот в двигательных нервных центрах. Только при очень быстром изменении уровня возбуждения и торможения в двигательных центрах нервной системы и соответствующей регуляции нервно-мышечного аппарата может быть достигнута высокая частота движений в сочетании с оптимальным приложением силы. Наряду с этим следует учитывать, что процессы торможения протекают значительно медленнее, чем процессы возбуждения. Вследствие этого при весьма высокой частоте движений может возникать скоростная напряженность (совпадает возбуждение мышц-синергистов и антагонистов). Чтобы предупредить это отрицательное явление следует выполнять
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
скоростные упражнения с вариативной частотой движений.
Наиболее благоприятные предпосылки для совершенствования подвижности нервных процессов складываются в детском и подростковом (до 12—13 лет) возрасте во время формирования типологических свойств ЦНС (Фомин, Филин, 1972 и др.). Это свидетельствует о необходимости целенаправленного развития скоростных качеств уже в детском возрасте. Мощность и емкость креатин-фосфатного источника энергии и буферных систем организма. Наиболее подвижным энергетическим процессом является ресинтез АТФ за счет креатинфосфата (КФ). Эта реакция достигает своего максимума на 2—3-й секунде от момента начала високоин-тенсивной работы. Быстрое включение этого процесса сочетается с его большой мощностью (количество образования энергии в единицу времени), что обеспечивает возможность выполнять работу с очень высокой интенсивностью (рис. 9.8). Но емкость этого энергоисточника небольшая. Уже на 6—8-й секунде высокоинтенсивной работы скорость образования энергии начинает снижаться, а на 30-й падает почти вдвое. Вследствие высокой интенсивности скоростной работы возникает значительный кислородный долг. Он может составлять до 95 % кислородного запроса, что приводит к значительному накоплению молочной кислоты в мышцах и крови. Поэтому способность к погашению кислородного долга и мощность буферных систем также имеют важное значение для достижения высоких результатов в упражнениях скоростного характера. Для развития подвижности и мощности креатинфосфатного источника энергии и буферных систем организма следует выполнять упражнения с предельной и околопредельной интенсивностью продолжительностью от 2—3 до 6—8 с. Для расширения емкости этого же источника энергии и возможностей буферных систем организма целесообразно выполнять упражнения продолжительностью от 8—10 до 20—30 с, но с несколько меньшей интенсивностью. Уровень развития скоростной и взрывной силы. Скорость в целостных движениях зависит не только от уровня развития собственно быстроты, а и от других факторов. Например, скорость бега зависит от частоты и длины шагов. Длина шагов, в свою очередь, зависит от длины ног, силы и скорости отталкивания и амплитуды движений нижних конечностей. Поэтому методика развития быстроты должна органически включать в себя и развитие скоростно-силовых качеств. Высокий уровень взрывной силы содействует улучшению способности к быстрому началу движений, возрастанию 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2 ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ скорости в стартовом разгоне. Возрастание скоростной силы положительно влияет на частоту движений и максимальную скорость циклических ло-комоций. Уровень развития гибкости. Эластичность мышц и связок и рациональная межмышечная координация являются необходимой предпосылкой выполнения движений с большой амплитудой и меньшими затратами энергии. При недостаточном развитии гибкости и межмышечной координации не может быть достигнута необходимая амплитуда движений. Мышцы-синер-гисты вынуждены будут преодолевать чрезмерно большое сопротивление мышц-антагонистов по ходу движения и в особенности в крайних точках его амплитуды. Поэтому упражнения на растягивание и расслабление мышц, а также упражнения по совершенствованию межмышечной координации в конкретном движении должны быть органической составной частью тренировки, которая направлена на развитие быстроты. Концентрация волевых усилий. При выполнении скоростных упражнений на человека не влияет непосредственно какой-нибудь посторонний раздражитель, как, например, при поднимании тяжелой штанги (сопротивление массы штанги) или в прыжках в высоту (планка). Поэтому необходимо создавать у людей установку на сознательную концентрацию волевых усилий при выполнении скоростного упражнения с максимальной интенсивностью (Платонов, 1997). Наряду с этим целесообразно создавать специальные внешние раздражители, которые стимулируют максимальные волевые напряжения. Например, бег с гандикапом, эстафетный бег и т.п. Для повышения эмоционального фона тренировок и мобилизации волевых усилий целесообразно широко применять игровой и соревновательный методы упражнения. Возрастная динамика естественного развития быстроты. Быстрота во всех ее проявлениях прогрессирует на протяжении жизни значительно меньше и раньше подвергается возрастным инволюционным изменениям, чем другие двигательные качества, даже при условии ее специального развития. Прогрессивное естественное развитие быстроты наблюдается до 14—15 лет у девушек и до 15—16 лет у юношей. В дальнейшем скорость целостных движений у девушек даже ухудшается, а у юношей очень медленно возрастает до 17—18 лет и потом стабилизируется (Москатова, 1983; Л. Волков, 2002; и др.). Таким образом, с окончанием пубертатного периода практически прекращается и дальнейшее биологическое развитие быстроты. Это не означает, что после 15—16 лет невозможно добиться существенного улучшения быстроты за счет специализированной тренировки. Но индивидуальные достижения будут значительно выше, если начать целенаправленное развитие быстроты в период активного ее биологического развития. Возрастной период от 7—8 до 11—12 лет наиболее благоприятный для избирательного развития быстроты двигательных реакций и частоты движений. В дальнейшем темпы биологического развития быстроты реагирований и частоты движений замедляются. В 13—14-летнем возрасте показатели этих видов быстроты приближаются к величинам, характерным для взрослых
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ людей. Возрастной период от 7—8 до 11—12 лет отмечается и наивысшими в онтогенезе темпами развития координационных качеств. Поэтому именно в этом возрасте необходимо акцентировать внимание на совершенствовании межмышечной координации в скоростных движениях. В возрасте от 11—12 до 14—15 лет у девушек и до 15—16 лет у юношей наблюдаются высокие темпы прироста скорости целостных движений (максимальная скорость одиночного движения и скорость передвижений в циклических локомоциях). Исходя из биологических закономерностей развития быстроты в подростковом возрасте необходимо сосредоточить внимание на комплексном ее развитии в целостных двигательных действиях. Следует также отметить, что в этом возрасте значительно возрастает взаимосвязь быстроты в целостных двигательных действиях с уровнем развития скоростно-силовых качеств. Поэтому именно в этот период целесообразно комплексно развивать собственно скоростные и скоростно-сило-вые качества. В заключение необходимо подчеркнуть, что указанные возрастные периоды касаются не паспортного, а биологического возраста человека. Средства развития быстроты. Общим требованием относительно упражнений по развитию быстроты является возможность их выполнения с околопредельной и предельной скоростью. Поэтому эти упражнения должны быть относительно простыми по координации работы нервно-мышечного аппарата. Вместе с тем, прежде чем выполнять их с околопредельной и предельной скоростью, необходимо уделить внимание совершенствованию координации работы мышц (межмышечная координация) на умеренных и субмаксимальних скоростях. Это необходимо для того, чтобы занимающиеся сосредоточивали внимание не на способе (технике) их выполнения, а на интенсивности движений. Для избирательного развития быстроты двигательных реакций следует применять упражнения в срочном повторном реагировании на раздражители в условиях, которые моделируют реальную двигательную деятельность. Для комплексного развития двигательных реакций в сочетании с другими видами быстроты наиболее эффективны подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам и на меньших, относительно стандартных, площадках. Хороший эффект дает также выполнение циклических упражнений с резким изменением по команде темпа, направления, вида движения и т.п. Для развития быстроты ациклических одиночных движений применяют именно те упражнения, в которых необходимо улучшить быстроту, и подобные им по координации работы нервно-мышечного аппарата. Выполнять их следует с вариативной скоростью (большой, околопредельной, предельной) и в вариативных условиях (стандартных, облегченных, усложненных). Облегчение или усложнение условий (уменьшение или увеличение внешнего сопротивления) не должно приводить к нарушениям структуры движений основного упражнения. Усложнять условия выполнения упражнений целесообразно лишь в работе с физически хорошо подготовленными людьми. 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2 ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ На развитие быстроты в ациклических движениях положительно влияет развитие взрывной силы с помощью упражнений, которые подобны с основным по координации работы нервно-мышечного аппарата. Развитие быстроты в циклических локомоциях осуществляют с применением таких средств: 1. Подвижные игры. 2. Спортивные игры по упрощенным правилам и на меньших, чем 3. Эстафеты. 4. Бег, плавание с гандикапом (шансы на победу уравновешивают на 5. Имитация движений руками или ногами при беге, плавании с мак 6. Бег, плавание с максимальной или вариативной частотой движений. 7. Бег, плавание с ускорением. 8. Бег, плавание "с хода" — преодоление короткого отрезка (продолжи 9. Выполнение циклических упражнений со старта (стартовый разгон)
10. Бег, плавание с вариативной скоростью в пределах 70—100 % инди 11. Скоростной бег, езда на велосипеде по рельефной волнообразной 12. Упражнения с резким изменением темпа, длины шага и направле 13. Скоростные упражнения в облегченных относительно обычных ус 14. Скоростные упражнения в усложненных относительно обычных ус 15. Скоростные упражнения с применением дополнительных предме 16. Выполнение скоростных циклических упражнений с применением 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ 17. Скоростно-силовые упражнения: прыжки с ноги на ногу; скачки 18. Упражнения на растягивание мышц, связок и сухожилий для увели В заключение следует подчеркнуть, что для развития быстроты необходимо: 1. Применять разнообразные средства; 2. Учитывая специфичность проявления быстроты, следует подбирать 3. Развивать быстроту в комплексном сочетании с другими физичес Методика развития быстроты простых реакций. Методику развития локальных проявлений быстроты (время реагирования, одиночные движения, частота движений) и методику совершенствования комплексных скоростных качеств необходимо дифференцировать. Элементарные формы проявления быстроты лишь создают предпосылки для качественной скоростной подготовки. Поэтому работу над развитием скоростных качеств человека целесообразно разделить на два взаимосвязанных этапа: этап дифференцированного развития элементарных форм проявления быстроты и этап интегрального развития скоростных возможностей. Понятно, что это деление довольно условно, однако оно позволяет обеспечить единство и взаимосвязь аналитического и синтезирующего подходов при развитии быстроты (Платонов, 1997). На начальном этапе развития общей быстроты реагирований (как простых, так и сложных) хороший эффект дают занятия подвижными и спортивными играми. Присущие им скоростные действия на фоне повышенного эмоционального состояния способствуют развитию быстроты движений и быстроты реакций. К методическим особенностям применения спортивных игр для развития быстроты двигательных реакций относятся: 1. Небольшая продолжительность непрерывной игры (до 10—15 мин), 2. Создание условий дефицита пространства и времени (уменьшенные 3. При необходимости применяют несколько кратковременных игровых 4. Продолжительность отдыха между таймами — до полного восстанов 5. Характер отдыха — комбинированный. В качестве средств активного 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2 ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ При развитии быстроты простых реагирований стандартными движениями на стандартные раздражители следует учитывать, что перцептивные и двигательные процессы относительно независимы один от другого. А это означает, что между быстротой протекания нервных процессов, лежащих в основе распознавания сигнала и передачи нервных импульсов на исполнительную систему (соответствующие мышцы), и быстротой протекания нервных процессов, лежащих в основе двигательного действия, не существует прямой зависимости. Поэтому методика развития быстроты реакций должна базироваться на аналитическом подходе (Келлер, 1977; Келлер, Платонов, 1993 и др.). Сначала необходимо качественно выучить двигательную структуру моторного компонента реакции (техника ответного движения на раздражитель). Параллельно или после этого осуществляют развитие быстроты реагирования (улучшение латентного периода реагирования) в неспецифичных, относительно этого реагирования, условиях. Это могут быть облегченные, относительно обычных, условия реагирования (например, бег с высокого старта у спринтеров) или упражнения с применением технических устройств, которые моделируют перцептивный компонент двигательной реакции (например, спринтер нажимает ногами на выключатель хронореакци-ометра в ответ на звуковой или световой сигнал). Когда техника движения-ответа качественно усвоена и достигнут определенный успех в улучшении латентного времени реагирования путем тренировки в неспецифичных условиях, следует перейти к третьему этапу. Он состоит в совершенствовании координационного взаимодействия латентного периода реагирования и моторного компонента реакции в соответствии с условиями конкретного двигательного действия. Но следует учитывать, что чем больше мы будем выполнять это упражнение в относительно стандартных условиях, тем скорее организм к нему адаптируется и не будет отвечать адекватными приспособительными реакциями. Поэтому в дальнейшем развитие быстроты простой реакции целесообразно осуществлять в вариативных условиях пространства, времени, величины и вида раздражителя. Например, при развитии быстроты реагирования спринтера на стартовый выстрел сначала в отдельности овладевают техникой бега с низкого старта и тренируют быстроту реагирования на слуховые или зрительные раздражители в неспецифичных условиях (в занятиях подвижными и спортивными играми, на тренажерах, в беге с высокого старта и т.п.). В дальнейшем перейти к бегу с низкого старта в соответствии с правилами соревнований (совершенствование координационного взаимодействия латентного периода и моторного компонента реакции в специфических условиях). На следующем этапе тренировок применяют старты из разных исходных положений, старты с вариативной продолжительностью паузы между подготовительной и исполнительной командами, с вариативной силой стартового раздражителя и т.п. Алгоритм методики развития быстроты простых реакций должен состоять из четырех этапов. 1. Овладение структурой моторного компонента двигательной реакции-ответа (техника соответствующего упражнения), рациональным ее темпом и ритмом. 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ 2. Выполнение разнообразных упражнений (в занятиях подвижными и спортивны 3. Комплексное совершенствование быстроты латентного времени и моторного 4. Комплексное совершенствование быстроты реагирований в вариативных услови При этом следует руководствоваться такими методическими положениями. 1. Реагирование выполнять с максимально возможной быстротой. 2. Концентрировать внимание на быстром начале движения-ответа (мо 3. После подготовительной команды целесообразно немного напрячь 4. Количество реагирований в одной серии должно быть таким, чтобы 5. Количество серий реагирований зависит от состояния тренированно
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |