КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы методики развития выносливости 2 страница
Скоростная выносливость мальчиков имеет высокие естественные темпы прироста в возрасте от 13 до 14 и от 15 до 16 лет. Средние темпы развития скоростной выносливости приходятся на возраст от 11 до 13, от 14 до 15иот 16 до 17 лет. Возрастной период от 9 до 11 характеризуется
низкими темпами естественного развития скоростной выносливости.
Динамика естественного развития общей выносливости у женщин имеет иной характер, чем у мужчин (Сухарев, 1991; Л. Волков, 2002; и др.). Высокие темпы прироста наблюдаются от 10 до 13 лет. Потом в течение двух лет общая выносливость возрастает медленно. Средние темпы ее прироста приходятся на возраст от 15 до 17 лет.
Наибольшие абсолютные величины показателей разных видов выносливости наблюдаются у людей, которые достигли биологической зрелости. Очевидно, именно поэтому
ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ высшие мировые достижения в видах спорта, которые требуют предельного проявления выносливости, приходятся преимущественно на возрастной период от 20-22 до 30-32 лет. Исходя из учения о критических периодах в развитии физических качеств (Гужаловский, 1984; Л. Волков, 2002; и др.), акцентированно развивать выносливость наиболее целесообразно в возрастные периоды ее бурного развития. Средства развития выносливости. Для развития общей выносливости могут быть применены разнообразнейшие физические упражнения и их комплексы, отвечающие таким требованиям: • относительно простая техника выполнения; • активное функционирование подавляющего большинства скелетных • повышенная активность функциональных систем, лимитирующих • возможность дозирования и регулирования тренировочной нагрузки; • возможность продолжительного выполнения (от нескольких минут до Перечисленным требованиям в наибольшей мере соответствуют циклические упражнения: ходьба, бег, плавание, бег на лыжах и т.п. Техника выполнения большинства циклических упражнений доступна практически всем людям. При их выполнении в работе принимают участие почти все скелетные мышцы и активизируется деятельность ведущих функциональных систем организма. Но основное достоинство циклических упражнений — возможность дозировать интенсивность и продолжительность нагрузки в строгом соответствии с состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности конкретного человека. К недостаткам циклических упражнений следует отнести монотонность и низкий уровень эмоционального возбуждения. Вследствие этого их нецелесообразно широко применять в работе с детьми и подростками. Положительные изменения в развитии общей выносливости, которые достигнуты с помощью циклических упражнений, благоприятно сказываются на работоспособности в разных по структуре двигательных действиях (бытовых, профессиональных, спортивных) вследствие относительно малой специфичности их вегетативных компонентов. Другими словами, в упражнениях, которые выполняются в зонах умеренной и большой физиологической мощности, наблюдается высокий перенос выносливости (Набатнико-ва, 1972; Платонов, 1997; и др.). Довольно эффективными средствами развития общей выносливости являются спортивные и подвижные игры. Повышенный эмоциональный фон игровой деятельности позволяет в течение продолжительного времени поддерживать высокую двигательную активность. Так, футболисты высокой квалификации пробегают за одну игру свыше 10 км (табл. 9.2). Спортивные и подвижные игры довольно эффективны для комплексного развития выносливости (общей, скоростной, силовой) особенно в детском и подростковом возрасте. Вместе с тем следует отметить, что сущест-
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Показатели двигательной активности футболистов в течение одного матча (Дударев, Плахтиенко, 1975) ТАБЛИЦА 9.2
венным их недостатком является невозможность строгого дозирования, регулирования и учета тренировочных нагрузок. Значительного эффекта в развития общей выносливости можно достичь также с помощью ациклических упражнений, отвечающих приведенным требованиям. Обычно их эффективность обеспечивается не столько выполнением какого-то отдельного упражнения, сколько суммарным влиянием многократного повторения разнообразных упражнений. Благодаря этому достигается необходимое влияние на ведущие функциональные системы. Для развития скоростной выносливости целесообразно применять как циклические упражнения, так и спортивные и специально подобранные подвижные игры. Например, футболисты высокой квалификации за одну игру пробегают от 1,5 до 4,5 км с высокой интенсивностью (см. табл. 9.2). Аналогичный характер двигательной активности наблюдается в баскетболе, гандболе и других спортивных играх. В качестве вспомогательных средств комплексного развития выносливости целесообразно применять дыхательные упражнения: регулированное изменение частоты, глубины и ритма дыхания; легочная гипервентиляция и нормированная задержка дыхания; синхронизация дыхания с фазами двигательных действий; выборочное применение дыхания разного типа — ротового и носового, грудного и брюшного (Михайлов, 1983). Повышению эффективности упражнений для развития выносливости способствует целенаправленное использование факторов внешней среды: температура воздуха, относительная влажность, ультрафиолетовое излучение, атмосферное давление и т.п. Любое изменение климатических условий вызовет физиологические изменения в организме независимо от того, к какому именно климату приспосабливается организм. В результате адаптации к изменению по-годно-климатических условий происходит повышение реактивности вегетативной нервной системы, стимуляция дыхания и кровообразования, усиление окислительно-восстановительных процессов и, как следствие, возрастание выносливости (Колчинская, 1990; Булатова, Платонов, 1996; 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2 ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ Saltin, 1988; Sutton, Balcomb, Killian et al, 1992; Terrados, Melichna, Sylven et al, 1998 и др.). Среди факторов окружающей среды наибольшее влияние на развитие выносливости оказывает горный климат. Это обусловливается рядом его специфических особенностей: сниженное атмосферное давление, низкое парциальное давление кислорода, повышенная активность ультрафиолетового излучения и т.п. Тренировки по развитию выносливости целесообразно проводить на высоте от 1500 до 2500 м над уровнем моря. Об этом, в частности, свидетельствуют выдающиеся достижения спортсменов — А.Бикиллы, К.Кейно, У.Кипругут, Ф.Бейи, Х.Рона, Н.Морсели, Х.Гебресиласие, Д.Ондиеки, М.Киптануи, Б.Динсамо и др., что проживали или проживают на высотах 1800—2700 м над уровнем моря. При проведении занятий на высотах до 1500 м горный климат не создает существенного дополнительного влияния на изменение адаптационных возможностей организма. Выполнение значительных физических нагрузок на высотах свыше 2500—3000 м лимитируется функциональными возможностями организма. Методика развития общей выносливости. В процессе развития общей выносливости необходимо обеспечить тренировочные воздействия на факторы, которые лимитируют ее проявление. Это требует последовательного решения таких задач: • развитие мощности функциональных систем аэробного энергообеспе • развитие емкости аэробного источника энергообеспечения. Характе • совершенствование подвижности функциональных систем аэробного • улучшение функциональной и технической экономичности. Характе • повышение мощности и емкости буферных систем организма и его Наиболее эффективно указанные задачи могут быть решены методами строго регламентированного и соревновательного упражнения. При определении длительности тренировочных заданий по развитию общей выносливости необходимо учитывать время и пути образования энергообеспечения мышечной работы (табл. 9.3). В процессе работы над повышением аэробных возможностей возникает необходимость совершенствования мощности аэробного процесса, выражаемая величинами максимального потребления кислорода и емкости аэ-
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Энергообеспечение мышечной работы ТАБЛИЦА 9.3
робного процесса, проявляющаяся в способности к длительному удержанию высоких показателей аэробной производительности, определяемой по продолжительности удержания максимально доступных для данной работы величин потребления кислорода. Многие специалисты считают порог лактата надежным показателем потенциальных возможностей человека выполнять физические нагрузки, требующие проявления выносливости (Уилмор, Костилл, 2001 и др.). Порог лактата определяют как момент начала аккумуляции лактата в крови во время физической нагрузки увеличивающейся интенсивности сверх уровней, характерных для состояния покоя. Если интенсивность мышечной деятельности небольшая или средняя, уровень лактата лишь немного превышает показатель в состоянии покоя. Увеличение интенсивности приводит к более быстрой аккумуляции лактата. По мнению некоторых исследователей (Н. Волков, Несен, Осипенко, Корсун, 1998; Мохан, Глессон, Гринхафф, 2001), порог лактата отражает значительный сдвиг в сторону анаэробного гликолиза, вследствие которого образуется лактат. Под ПАНО понимается зона интенсивности нагрузки, при которой сохраняется равновесие между образованием молочной кислоты в работающих мышцах и ее переработкой в других органах. Существуют значительные противоречия, касающиеся взаимосвязи между порогом лактата и анаэробным метаболизмом в мышце (Уилмор, Костилл, 2001). Мышцы образуют лактат еще до того, как достигается порог лактата, однако его выводят другие ткани. Кроме того, точка разрыва непрерывности не всегда очевидна. Поэтому специалисты довольно часто устанавливают произвольный показатель 2,0 или 4,0 ммоль лактата на литр потребляемого кислорода, отражающий момент начала аккумуляции лактата крови. Это — эталонный момент начала аккумуляции лактата крови, или отправной момент работы. Порог лактата обьино выражают в процентах МПК, при котором он достигается. Способность выполнять работу с высокой интенсивностью без накопления лактата имеет большое значение, поскольку образование лактата способствует утомлению. Следовательно, порог лактата при 80 % МПК 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2 ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ свидетельствует о лучшей толерантности к физическим нагрузкам по сравнению с лактатным порогом при 60 % МПК. Из двух лиц с одинаковыми МПК более высокий уровень физической деятельности, требующей проявления выносливости, будет у того, у которого выше порог лактата. В зависимости от уровня тренированности человека ПАНО находится в пределах 65—90 % МПК. Это соответствует ЧСС в диапазоне от 155 до 180 уд □ мин"1. Можно также руководствоваться показателями пороговых значений ЧСС. У физически среднеподготовленных людей ПАНО будет локализоваться на уровне ЧСС, который на 50—60 удПмин"1 ниже индивидуальной максимальной ЧСС. Например, у молодого, физически сред-неподготовленного мужчины максимальная ЧСС составляет 215 уд □ мин"1. Отсюда ЧСС ПАНО будет равна 155—165 удПмин"1. Этот режим нагрузки целесообразно применять в работе с физически средне- и хорошо подготовленными людьми, которые прошли качественную подготовку в режиме собственно аэробного энергообеспечения. Развитие общей выносливости целесообразно начинать с применения метода непрерывного стандартизированного упражнения. Оптимальная продолжительность упражнения от 20—30 мин для физически слабоподготов-ленных людей до нескольких часов для квалифицированных спортсменов, которые специализируются в видах спорта с предельным проявлением выносливости (Матвеев, 1991; Платонов, 1997 и др.). Но подходить к оптимальной продолжительности непрерывной нагрузки нужно постепенно. Следует помнить, что усталость больше зависит от интенсивности, чем от продолжительности нагрузки. Поэтому сначала необходимо достичь должной продолжительности непрерывной нагрузки на нижней границе ее действенной интенсивности. Начинать тренировки целесообразно с применения дозированной скоростной ходьбы в сочетании с бегом трусцой, отдавая преимущество ходьбе. Постепенно преимущество отдают бегу в сочетании с дозированной ходьбой. В дальнейшем доводят непрерывный бег (плавание, гребля и т.п.) до оптимальной продолжительности. Достигнув необходимой продолжительности нагрузки, постепенно повышают ее интенсивность до оптимального уровня. С точки зрения физиологии, оптимальный раздражитель — это наименьшая сила раздражителя, которая дает наибольшую реакцию ответа ткани, то есть та наименьшая интенсивность нагрузки, которая позволяет достичь наиболее высокого тренировочного эффекта. Уровень подготовленности занимающихся, специфика различных видов спорта накладывают существенный отпечаток на показатели интенсивности работы, необходимые для достижения ПАНО. Например, для лиц, не занимающихся активно спортом, нагрузка уже на уровне 40—50 % МПК при продолжительности работы 30—40 мин будет способствовать повышению емкости аэробного процесса. Для спортсменов высокого класса (бегунов на длинные дистанции, ве-логонщиков-шоссейников, лыжников) стимулирующими окажутся нагрузки продолжительностью 1—2 ч при интенсивности работы на уровне 80—85 %, а для отдельных выдающихся спортсменов — на уровне, превышающем 90 % МПК.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ Для большинства спортсменов, специализирующихся в спортивных играх, единоборствах, интенсивность работы должна быть на уровне 65—75 % максимальных показателей потребления кислорода. Следует, однако, учитывать, что не во всех случаях работа на уровне ПАНО является наиболее эффективной для повышения аэробных возможностей. Для хорошо подготовленных спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в видах спорта, требующих проявления выносливости, выполнение упражнений на уровне ПАНО уже не приносит ожидаемого эффекта. В этих случаях возможно выполнение упражнений в смешанной (анаэробногликолитической и даже преимущественно в анаэробной гликолитической) зоне. Определение рациональной интенсивности нагрузки в необходимых границах потребления кислорода можно осуществлять по показателям ЧСС, поскольку известно, что между ЧСС (в диапазоне от 120—130 до 170—180 удПмин"1) и потреблением кислорода существует линейная зависимость (табл. 9.4). Например, юным спортсменам необходимо выполнить тренировочное задание продолжительностью 30 мин с интенсивностью на уровне 50—60 % МПК. В табл. 9.4 находим, что такую работу следует выполнять при ЧСС 135—155 удПмин"1. При планировании интенсивности работы надо учитывать, что тренировочные нагрузки, которые вызовут возрастание ЧСС до 120—130 уд □ мин"1, недостаточно активизируют функции сердечно-сосудистой и других вегетативных систем, в особенности у молодых, физически хорошо подготовленных людей. Нагрузки, которые вызовут увеличение ЧСС свыше 170—180 удПмин"1, резко стимулируют механизмы анаэробного энергообмена, что не оказывает содействия развитию общей выносливости, особенно у физически слабо подготовленных людей, и может вызвать перенапряжение сердечно-сосудистой системы. В работе с физически средне и хорошо подготовленными людьми для расширения приспособительных реакций организма следует применять также методы непрерывного вариативного и прогрессирующего упражнения. Метод непрерывного вариативного упражнения позволяет эффективно решать первую, третью и пятую задачи. Благодаря многоразовому изменению интенсивности нагрузки совершенствуется подвижность функциональных систем. Выполнение значительной части тренировочного задания (40—60 % его объема) с интенсивностью, близкой по уровню ПАНО, эффективно влияет на развитие мощности функциональных систем, повышение реализационных возможностей организма. Продолжительность тренировочного задания определяется в соответствии с уровнем тренированности и целью развития выносливости (оздоровительная, подготовка к соревнованиям и др.) и может составлять от 20— 30 мин до 1—2 ч. Интенсивность нагрузки вариативно изменяется в обозначенных границах (табл. 9.5). Следует отметить, что сначала суммарная длительность фаз работы с повышенной интенсивностью составляет около 40 % продолжительности тренировочного задания. Например, бег 10 км с вариативной интенсивностью: 600 м со сниженной интенсивностью (ЧСС — 150
ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ТАБЛИЦА 9.4 Зависимость аэробной продуктивности и ЧСС (уд-мин ') у людей разного возраста, пола и подготовленности (обобщенные литературные данные)
удПмин ') + 400 м с повышенной интенсивностью (ЧСС — 170 удПмин ') + 600 м со сниженной + 400 м с повышенной интенсивностью и т.д. С ростом тренированности соотношение изменяется в пользу работы с повышенной интенсивностью. Метод непрерывного прогрессирующего упражнения позволяет эффективно решать разные задачи подготовки. Наиболее эффективно совершенствуются реализационные возможности организма благодаря неуклонному возрастанию величины нагрузки в ходе выполнения тренировочного задания. В зависимости от тренированности человека и других факторов продолжительность упражнения колеблется в широких диапазонах (от 20—30 мин до 1—2 ч). Интенсивность может возрастать плавно или скачкообразно (см. табл. 9.5, пример 10) в границах одной зоны энергообеспечения, или в границах двух сопредельных зон (см. табл. 9.3.). Этот метод целесообразно применять в подготовке спортсменов, которые специализируются в циклических видах спорта с преимущественно околопредельным и предельным проявлениями выносливости. Метод интервального стандартизированного упражнения (по Рейнделлу — Гершлеру). Его сущность состоит в выполнении строго дозированных тренировочных заданий по продолжительности и интенсивности рабочих фаз, продолжительности и характере пауз отдыха. 1. С помощью специальной разминки довести ЧСС до 120— 2. Выполнить упражнение (бег, плавание и т.п.) продолжительностью
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |