КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интервалы отдыха (2-3 с) между упражнениями
T t t Рис. 9.9. Схема тренировочного задания, которое направлено на развитие быстроты путем совершенствования креатинфосфатного энергоисточника разгон с установкой выйти на максимальную скорость и поддерживать ее в течение 2—3 с. В третьем задании могут выполняться упражнения продолжительностью 6—8 с с установкой по возможности быстрее достичь максимальной скорости и поддерживать ее до конца отрезка. Количество повторений упражнений ограничивается возможностью поддерживать запланированную скорость при оптимальной продолжительности интервалов отдыха. При выполнении упражнений с максимальной и околопредельной интенсивностью уже в 4—5-м повторении оперативная работоспособность существенно снижается вследствие накопления кумулятивной усталости. Во избежание этого нежелательного явления, тренировочные задания необходимо выполнять сериями из 3—4 повторений в каждой (рис. 9.9) и более продолжительными интервалами отдыха между сериями. На начальных этапах развития быстроты целесообразно выполнять 2—3 серии скоростных упражнений. В тренировке физически хорошо подготовленных людей количество серий может быть доведено до 4—6. При интенсивности упражнений, которая ниже 90 % индивидуальной максимальной скорости, количество повторений может быть доведено до 8—10 в одной серии. Количество серий обусловливается уровнем тренированности конкретного человека. Продолжительность интервалов отдыха между отдельными упражнениями и сериями упражнений. Между отдельными упражнениями интервалы отдыха должны быть настолько продолжительными, чтобы произошло восстановление показателей работоспособности вегетативных функций и настолько короткими, чтобы не снижалась возбудимость нервно-мышечного аппарата. Если паузы будут очень короткими, то в организме человека
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ быстро будут накапливаться продукты анаэробного энергообразования, что приведет к падению оперативной работоспособности в следующих повторениях упражнений. Дальнейшее выполнение скоростной работы при этих условиях будет в большей мере способствовать развитию скоростной выносливости, чем быстроты. Если же паузы будут весьма продолжительными, то снизится возбудимость ЦНС и человек не сможет выполнить следующее упражнение с высокой интенсивностью. Требованиям оптимальности в наибольшей мере отвечает экстремальный интервал отдыха. Его реальная продолжительность будет обусловлена продолжительностью и интенсивностью упражнений, уровнем тренированности человека, качеством процессов восстановления и т.п. и будет составлять в среднем 1—4 мин. Довольно надежным критерием в определении оптимальной продолжительности отдыха может быть динамика восстановления ЧСС. Снижение ЧСС до 101—120 удПмин"1 свидетельствует о сверхвосстановлении оперативной работоспособности. Опытные спортсмены могут также руководствоваться субъективными ощущениями готовности к повторному выполнению упражнения с высокой интенсивностью. Продолжительность отдыха между сериями упражнений должна быть в 2—3 раза больше, чем между отдельными повторениями. В среднем она составляет 6—8 мин. Этого времени, как правило, бывает достаточно для восстановления оперативной работоспособности. О готовности к выполнению следующей серии упражнений будет свидетельствовать снижение ЧСС до 90—100 удПмин"1. Если же ЧСС после очередной серии упражнений за 6—8 мин не возвращается к уровню 101—110 удПмин"1, это свидетельствует о весьма большой нагрузке или плохом состоянии здоровья. Дальнейшее выполнение скоростных упражнений следует прекратить. Характер отдыха активный, что способствует ускорению восстановления и поддержанию нервно-мышечного возбуждения на достаточно высоком уровне. Для этого следует применять упражнения, похожие по координации работы мышц на тренировочные упражнения. Например, ходьба и бег трусцой в паузах между скоростным бегом. Это способствует не только ускорению восстановления оперативной работоспособности, но и поддержанию специфической психомоторной настройки на выполнение следующего упражнения. Эффективны также упражнения в умеренном растягивании мышц, несущих основную нагрузку, и упражнения на расслабление. Развитие быстроты осуществляют после тщательной разминки в начале основной части занятия. В системе смежных занятий развитие быстроты осуществляют после дня отдыха или после относительно легкого тренировочного занятия. В тренировке детей и подростков и физически слабо подготовленных взрослых людей проводят 1—2 занятия по развитию быстроты в неделю. В другие дни тренировочные занятия должны носить комплексный характер. При выполнении упражнений с субмаксимальной интенсивностью (70—90 % индивидуальной максимальной скорости) и небольшом их объеме эффективны ежедневные занятия по развитию быстроты.
ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В заключение следует подчеркнуть, что как в конкретном занятии, так и в системе смежных занятий объем упражнений, которые выполняются с предельной и околопредельной интенсивностью, должен быть небольшим, поскольку они приводят к быстрой усталости. Выполнение скоростных упражнений на фоне усталости будет оказывать содействие преобладающему развитию скоростной выносливости, а не собственно быстроты. Методика развития быстроты ациклических движений. При развитии быстроты ациклических движений следует, в основном, руководствоваться методическими положениями, которые изложены выше. Вместе с тем необходимо учитывать и особенности их выполнения. Интенсивность упражнений изменяется в широком диапазоне — от 70 до 100 % максимально возможной быстроты. При повторном выполнении ациклических движений акцент делается на преодолевающей фазе. Темп медленный. После каждого повторения — расслабление мышц. Устойчивый тренировочный эффект дает выполнение упражнений с вариативной интенсивностью и с применением облегченных или усложненных условий выполнения. Облегчение или усложнение не должно приводить к нарушению биомеханической структуры упражнения. Это составляет в среднем от 5—7 до 15—20 % величины сопротивления в обычных условиях. Для мобилизации волевых усилий следует применять дополнительные ориентиры (ставить метки, за которые необходимо метнуть снаряд, или перепрыгнуть, или достать рукой и т.п.), игровой и соревновательный методы упражнения. Количество повторений в одном подходе лимитируется временем, в течение которого человек способен выполнять упражнение с максимальной скоростью, и составляет в среднем 5—10 движений. В серии выполняется 2—4 подхода. При субмаксимальной скорости выполнения упражнений, и количество повторений в одном подходе, и количество подходов в одной серии могут быть большими. Количество серий обусловливается уровнем тренированности, качеством процессов восстановления и т.п. Критерием достаточности может служить выраженное падение скорости выполнения упражнений или нарушение их координационной структуры. Продолжительность отдыха между подходами и сериями упражнений определяется согласно общим закономерностям методики развития быстроты. Характер отдыха — активный: медленная ходьба; упражнения на расслабление; упражнения в умеренном растягивании мышц, которые несли основную нагрузку; имитация основного упражнения (например, между метаниями копья или диска в полную силу выполняется имитация соответствующих движений). Последнее способствует ускорению восстановления оперативной работоспособности, совершенствованию нервно-мышечной координации и, как следствие, скорости движений и поддержанию специфической психо-моторной настройки на следующее упражнение или серию упражнений. Методические рекомендации относительно применения упражнений в отдельном занятии и системе смежных занятий аналогичны изложенным ранее.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ Методические рекомендации по предупреждению "скоростного барьера" и его устранению. Одна из существенных проблем построения тренировочного процесса по развитию быстроты обусловлена внутренними противоречиями тренировочного эффекта скоростных упражнений. Для получения тренировочного эффекта при развитии быстроты необходимо многократно повторять движения преимущественно с околопредельной и предельной скоростью. Но функциональные возможности нервно-мышечного аппарата, от которых зависит скорость движений, возрастают значительно медленнее, чем происходит стабилизация параметров техники движений (временных, силовых, ритмических). Вследствие многократного повторения конкретного упражнения в относительно стандартных условиях (скорость движения, частота движений и их амплитуда, величина внешнего сопротивления и т.п.) формируется сначала динамический стереотип соответствующего движения, который в дальнейшем переходит в косный стереотип. При этом попытка увеличить объем скоростных тренировочных нагрузок в обычных условиях не только не приводит к возрастанию быстроты, а наоборот, способствует еще большей стабилизации параметров техники двигательного действия и, как следствие, быстроты его выполнения. Указанный парадокс тренировочного эффекта Озолин назвал "скоростным барьером". Он чаще возникает в тренировке спортсменов, которые специализируются в циклических спринтерских дисциплинах, но угроза его возникновения существует и в процессе развития быстроты в ациклических движениях. Основной причиной возникновения скоростного барьера является однообразие средств и методов упражнения и условий, в которых они выполняются. Для предупреждения появления скоростного барьера применяют разные методические подходы в соответствии с уровнем развития быстроты и стажа занятий конкретного человека. В занятиях с начинающими целесообразна возможно более поздняя узкая спортивная специализация в конкретном виде скоростных упражнений. Развитие быстроты в течение нескольких лет следует осуществлять преимущественно за счет разносторонней физической подготовки. Учитывая довольно существенный положительный перенос физических качеств у детей, подростков, физически слабо подготовленных юношей и взрослых людей, на начальных этапах тренировки необходимо гармонично развивать все физические качества. Вместе с тем для развития собственно быстроты следует применять разнообразные физические упражнения. При этом не следует спешить с выполнением упражнений с максимальной скоростью. На начальных этапах достаточный тренировочный эффект дает выполнение упражнений с интенсивностью 70—90 % индивидуального максимума. Это позволяет значительно улучшить межмышечную координацию и снизить риск возникновения скоростного барьера. Положительный эффект дает также применение игрового и соревновательного методов упражнения. Для предупреждения возникновения скоростного барьера в тренировке хорошо физически подготовленных людей и квалифицированных спортсме-
ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ нов следует систематически сочетать выполнение упражнений с околопредельной и предельной скоростью в относительно стандартных и вариативных условиях. Необходимо комплексное применение разнообразных методических подходов и приемов, способствующих вариативности выполнения скоростных упражнений (Матвеев, 1991 и др.). 1. Снижение координационной сложности двигательных действий. На 2. Применение эффекта "ускоряющего последействия". Например, для В метаниях вариативно применяются снаряды меньшей и стандартной массы. Но облегчение не должно приводить к искажению основ техники соответствующего упражнения. 3. Ограничение противодействия факторов среды. Например, бег по ве 4. Применение технических средств лидирования. Например, свето 5. Вариативное выполнение упражнения в обычных, облегченных и ус Для устранения скоростного барьера применяют преимущественно два методических приема: разрушение и угасание скоростного барьера. 1. Разрушение скоростного барьера — это искусственно созданные усло На разрушение скоростного барьера положительно влияет также вариативное выполнение скоростных упражнений в облегченных и обычных, усложненных и обычных условиях. Следует подчеркнуть, что и облегчение и усложнение должно быть таким, чтобы не приводило к искажению основ техники выполнения упражнения в обычных условиях. 2. Угасание скоростного барьера. Его сущность состоит в том, что если
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ цев) не выполнять, то происходит угасание (забывание) параметров его динамического стереотипа. Скорость их угасания разная. Так, временные, темповые, пространственно-временные и силовые параметры движения угасают быстрее, чем пространственные. Если в течение длительного времени не выполнять упражнение, в котором возник скоростной барьер, а скоростно-силовые качества развивать с помощью других упражнений, то вследствие возрастания скоростно-силового потенциала станет возможным возрастание скорости и в основном упражнении. Приступать к выполнению основного упражнения следует только после того, как будет достигнуто существенное повышение скоростно-силовых качеств.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |