Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обобщенный алгоритм методики развития быстроты сложных реакций 2 страница




6. Интервал отдыха между сериями длится в среднем 2—3 мин. Наряду
с этим целесообразно ориентироваться на субъективные ощущения готов­
ности к следующей серии реагирований.

7. Характер отдыха между сериями — активный (упражнения на рас­
слабление и умеренное растягивание мышц, которые несут основную на­
грузку в движении-ответе).

8. Выполнять реагирования из разных исходных положений.

9. Вариативно изменять продолжительность пауз между подготовитель­
ной и исполнительной командами в границах от 1 до 2—3 с (Петровский,
1978 и др.). Оптимальная продолжительность паузы между указанными ко­
мандами составляет 1,5 с.

 

10. Изменять характер сигнального раздражителя (зрительный, слухо­
вой, тактильный).

11. Изменять силу сигнального раздражителя (А.Тер-Ованесян, 1978 и
др.). Применение этого методического приема улучшает быстроту реагиро­
ваний на 5,5—11,6 % (Верхошанский, 1988).

12. Предоставлять спортсменам срочную информацию относительно
фактического времени реагирования. Сопоставление индивидуальных
ощущений более и менее удачных реагирований содействует развитию бы­
строты.



0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page

 


ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ




13. Выполнять упражнения по развитию быстроты реагирований необ­ходимо в состоянии оптимальной оперативной работоспособности, то есть непосредственно после качественной разминки.

Для физически хорошо подготовленных людей значительный трениро­вочный эффект дает повторное реагирование на слуховой, зрительный или тактильный раздражитель с преодолением дополнительного внешнего со­противления (30—40 % максимальной силы в конкретном движении). Серия состоит из 4—6 реагирований, в тренировочном задании — 2—3 серии через 4—6 мин комбинированного отдыха (Верхошанский,1988). Скорость про­стых реагирований также положительно связана со способностью человека различать микроинтервалы времени (десятые доли секунды и даже меньшие отрезки времени) и выполнять двигательные действия за обусловленное время. На основе этих закономерностей основывается 3-этапная методика развития быстроты стартовой реакции в спринтерских дисциплинах.

На первом этапе интервальным методом выполняются определенные упражнения, например, бег с ускорением на 20—40 м (методика скоростной тренировки в циклических локомоциях — далее). Средствами срочной ин­формации бегуну сообщается реальное время выполнения упражнения. Он должен сопоставлять собственные ощущения более или менее качественно выполненного упражнения с объективной информацией.

На втором этапе выполняется то же тренировочное задание. Но теперь бегун должен сначала определить время преодоления указанной дистанции на основе собственных ощущений. После этого ему немедленно сообщают объективную информацию, которая получена с помощью инструменталь­ных измерений. Бегун сопоставляет собственные ощущения времени вы­полнения упражнения с объективной информацией и вносит необходимую коррекцию. Если в большинстве случаев субъективные и объективные оценки времени соответствующего двигательного действия будут совпадать, следует переходить к третьему этапу.

На третьем этапе выполняется то же упражнение, но со строго опреде­ленной вариативной скоростью. Например, выполнить упражнение в пер­вой попытке за 4,0 с, в следующей — за 3,9 с, в третьей попытке за 4,1 си т.д. Если бегун сможет на основании собственных двигательных ощущений выполнять упражнение в большинстве попыток за точно установленное время, которое вариативно изменяется, следует применить другое упражне­ние (бег с низкого старта, "с хода" и т.п.), или то же самое упражнение, но немного большей или меньшей продолжительности. Аналогичный подход применяется и в других циклических локомоциях.

Методика развития быстроты сложных реакций. Предпосылкой развития быстроты сложных реакций есть овладение широким кругом двигательных умений и навыков (моторные компоненты), с которыми связаны эти реак­ции. А это означает, что развитие быстроты сложных реакций обеспечива­ется прежде всего путем обучения вариативным двигательным навыкам. Специфическими же средствами развития быстроты сложных двигательных реакций служат упражнения в повторном реагировании с постепенным ус­ложнением условий.



0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page

 


       
   



РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

Из общего времени реакции на движущийся объект (0,25—1,00 с) свы­ше 80 % приходится на зрительное восприятие, то есть на возбуждение в зрительном анализаторе и передачу импульсов к центральной нервной системе, и лишь 0,05 с — на формирование обратного сигнала. Поэтому на начальных этапах развития реакции на движущийся объект (РДО) основное внимание следует сосредоточивать на сокращении времени распознавания и фиксации в поле зрения объекта реагирования (мяч, шайба, партнер, со­перник и т.п.). Например, выполнение игровых упражнений с мячом с ус­тановкой на постоянную его фиксацию в поле зрения. Эту способность не­обходимо формировать в процессе овладения техникой и тактикой конкретного вида спорта, или овладения определенными профессиональ­ными навыками. За счет сокращения начальной фазы реагирования (рас­познавание сигнала-раздражителя) время РДО будет словно бы автоматиче­ски уменьшаться.

В дальнейшем развитии быстроты РДО акцент переносится на совер­шенствование пространственных и временных ощущений относительно возможных перемещений объекта в условиях дефицита пространства и вре­мени. При этом следует руководствоваться следующими положениями.

1. Изменять скорость движения объекта от умеренной до максимальной.

2. Уменьшать расстояние от реагирующего к объекту, который двигает­
ся. Чем дальше (в разумных пределах) находится движущийся объект, тем
легче на него среагировать, поскольку у человека будет больше времени на
оценку направления и скорости движения объекта и принятие верного ре­
шения относительно движения-ответа. Например, футбольному вратарю на­
много легче верно среагировать на удар с 25—30 м, чем с 10—15 м.

3. Изменять величину движущегося объекта. На меньший объект слож­
нее реагировать, чем на больший. Например, в тренировке футболистов
применяют гандбольный мяч.

4. Реагировать на объект, появляющийся неожиданно. Этого можно до­
стичь частичным ограничением поля зрения или препятствиями, которые
создаются партнерами в условиях реального выполнения упражнения. На­
пример, в хоккее — бросок по воротам "из-под защитника", в футболе —
удар через себя из положения спиной к воротам и т.п.

На третьем этапе развития быстроты РДО осуществляют комплексное усложнение условий относительно возможности верно воспринимать и оце­нивать параметры перемещений объекта. При этом следует руководство­ваться следующими методическими положениями.

1. Выполнять упражнения с партнерами в условиях вариативного пере­
мещения объекта (изменение скорости и расстояния). Например, передачи
мяча с изменением их скорости на стандартные расстояния; передачи мяча
с изменением расстояния при относительно стандартной скорости; переда­
чи мяча с одновременным изменением скорости и расстояния.

2. Выполнять групповые упражнения с высокой скоростью, в высоком
темпе и в условиях ограниченного пространства (меньшая площадка, боль­
шее количество участников и т.п.). Например, резкие передачи мяча в од­
но касание на маленькой площадке.


0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2

ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ




3. Выполнять групповые упражнения с несколькими мячами или жон­глировать несколькими предметами одновременно.

Для развития быстроты РДО могут применяться тренажеры со срочной обратной информацией, которые позволяют создавать постепенно возраста­ющие требования относительно реагирования на специфические для соот­ветствующей двигательной деятельности раздражители. Это могут быть от­носительно простые тренажеры. Например, катапульты для вариативного выбрасывания мячей или шайб, на которые необходимо реагировать. Более эффективны тренажерные комплексы с пакетом компьютерных программ разной сложности и направленности, например, как в подготовке водите­лей, пилотов, космонавтов.

При развитии быстроты реакций выбора руководствуются педагогичес­ким принципом "от простого к сложному", т.е. идут путем постепенного увеличения числа возможных изменений обстоятельств и увеличения дефи­цита времени на принятие решения и выполнение действия-ответа. Напри­мер, от альтернативы атаковать или защищаться конкретным техническим приемом атаки или защиты — к выбору наиболее адекватного для опреде­ленной ситуации технического приема атаки, защиты или контратаки. По­степенно также увеличивается скорость выполнения технико-тактических действий от медленной до оптимальной.

Второе направление в развитии быстроты реакций выбора состоит в формировании у человека способности к предугадыванию двигательных действий другого человека. Квалифицированные спортсмены достигают уровня сложных реагирований, который приближается ко времени простых реакций (см. рис. 9.6). Достигается это благодаря тому, что они реагируют не столько на само движение соперника или партнера, сколько на подгото­вительные действия к нему. В каждом движении есть две фазы: 1) позно-тоническая, что проявляется в незначительном изменении позы и тонуса мышц; 2) собственно движение — человека учат предугадывать возможное двигательное действие по изменению позы и тонуса мышц соперника или партнера. В процессе тренировки учат сначала верно реагировать на замед­ленные двигательные действия. В дальнейшем постепенно доводят скорость двигательных действий, на которые необходимо реагировать, до уровня ре­альных условий соответствующего вида двигательной деятельности. При этом необходимо научиться распознавать скрытую информацию относи­тельно возможных действий соперника или партнера, наблюдая за измене­нием тонуса его мышц и позы, подготовительными действиями, мимикой и т.п. В таком случае, по экстраполяции между определенными подготови­тельными действиями и возможными последующими действиями можно реагировать с опережением (не на само двигательное действие, а на подго­товку к нему).

Довольно эффективны для развития быстроты реакции выбора упраж­нения на тренажерах со срочной обратной информацией. Современные тре­нажеры на базе персональных компьютеров позволяют моделировать разно­образные условия профессиональной и спортивной деятельности, создавать программы разной сложности (количество альтернатив, скорость изменения



0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page

 


       
   



РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

ситуаций, разнообразие раздражителей, их сила и т.п.) и предоставлять срочную информацию относительно результатов выполнения упражнения. Это дает исполнителю возможность анализировать свои субъективные ощу­щения в более и менее удачных попытках и рациональнее реагировать в дальнейших попытках. В работе на тренажерах целесообразно также руко­водствоваться вышеизложенными методическими положениями развития быстроты реакций выбора.

1. Аналитическое овладение технико-тактическими действиями (моторный компо­
нент двигательных реакций) в соответствии с возможными вариантами сигнальных раз­
дражителей.

2. Совершенствование быстроты и адекватности восприятия сигнальных раздражи­
телей.

3. Овладение каждой возможной взаимосвязью сигнального раздражителя и мотор­
ного ответа по типу простого реагирования.

4. Совершенствование наиболее контрастных вариантов (по признаку максимальной
альтернативности) быстроты реакций выбора. Например, "атака—защита".

5. Уменьшение контрастности вариантов реакции выбора. Например, "Атака!", но
какая: "Прямой удар в туловище или прямой в голову?".

6. Увеличение числа альтернатив. Например: "Дать пас или двигаться с мячом са­
мому?", "Дать пас вперед, дать пас назад или самому двигаться вперед?".

7. Совершенствование переключений в ходе реагирования, которое уже началось, в
случае его неадекватности реальным условиям.

8. Овладение умением прекращать начатое действие-ответ в случае его неадекватно­
сти реальной ситуации.

9. Вариативное (в пространстве и времени) взаимосочетание моторного компонен­
та с разными сигнальными раздражителями:

 

• изменение скорости выполнения упражнений, передвижения объектов и т.п. (а
следовательно, и времени на реагирование);

• изменение расстояния от движущегося объекта к тому, кто реагирует на его пере­
мещение;

• изменение величины объекта, который движется.

Упражнения по развитию быстроты сложных реагирований целесооб­разно выполнять в начале основной части конкретного занятия, когда ор­ганизм находится в состоянии высокой оперативной работоспособности. При ухудшении времени или неадекватности реагирований необходимо сделать перерыв для отдыха или совсем прекратить выполнение упражне­ний.

В системе смежных занятий упражнения по развитию быстроты реаги­рований можно применять практически в любом из них.

Методика развития быстроты циклических движений. При выборе средств развития быстроты циклических движений следует учитывать, что быстрота имеет ограниченный перенос с одного упражнения на другое. По­этому основным средством развития быстроты в конкретном виде цикличе­ских локомоций будет именно то циклическое упражнение, в котором не­обходимо улучшить быстроту, т.е. в беге это будет бег, в плавании — плавание и т.д. Вместе с тем продолжительное применение одного и того


0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2

ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ




же упражнения приведет к быстрой адаптации к нему и, как следствие, ста­билизации быстроты. Чтобы этого не произошло, необходимо широко при­менять вспомогательные физические упражнения, которые подобны основ­ному упражнению по координации работы нервно-мышечного аппарата или по характеру энергообеспечения двигательной деятельности.

Тренировочные задания по развитию быстроты циклических движений выполняются преимущественно методами интервального и комбинирован­ного упражнения. Для получения устойчивого тренировочного эффекта ме­тоды строго регламентированного упражнения следует дополнять методами игрового и соревновательного упражнения. Они способствуют более высо­кой мобилизации волевых качеств, что необходимо для проявления быстро­ты. При развитии быстроты следует придерживаться следующих методиче­ских положений.

Интенсивность упражнений должна быть в диапазоне от 70 до 100 % ин­дивидуальной максимально возможной скорости. В облегченных условиях (бег или плавание на буксире и т.п.) скорость может достигать 110—120 % индивидуального максимума в обычных условиях. Более значительное по­вышение скорости в облегченных условиях, как правило, приводит к нару­шениям параметров техники выполнения упражнения (Платонов, Вайце-ховский, 1985; Зенов, Кошкин, Вайцеховский, 1986 и др.).

На начальных этапах развития скорости циклических движений основ­ную работу следует выполнять с интенсивностью 70—90 % индивидуально­го максимума. Это позволит усовершенствовать межмышечную координа­цию в соответствующих движениях и избежать скоростной напряженности мышц. В тренировке квалифицированных спортсменов, которые хорошо владеют координацией движений и мышечным расслаблением, более эф­фективна интенсивность упражнений в диапазоне 85—100 % индивидуаль­ной максимальной скорости (Платонов, Сахновский, 1988 и др.). Для мо­билизации волевых усилий целесообразно применять звуко- и светолидеры скорости передвижения и темпа движений.

Тем не менее следует помнить, что выполнение скоростных упражне­ний с интенсивностью, которая приводит к значительной скоростной на­пряженности мышц (скованность движений) — это одно из серьезных пре­пятствий развития быстроты. Поэтому упражнения следует выполнять лишь с такой скоростью, которая не вызывает чрезмерного напряжения мышц. Закрепившись на этом уровне, нужно пробовать увеличить скорость пере­движения до возникновения скоростной напряженности и снова снижать ее до уровня оптимальной скорости и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что как в одном занятии, так и в системе смежных занятий интенсивность выполнения упражнений должна быть ва­риативной. Довольно эффективно поочередное выполнение скоростных уп­ражнений в отягощенных или облегченных и обычных условиях, а также с вариативным изменением амплитуды и частоты движений. Например: 1) бег в гору; 2) бег по горизонтальной дорожке; 3) бег под гору; 4) бег по гори­зонтальной дорожке. Крутизна наклона дорожки должна быть в пределах 2—3°. Меньшая крутизна не создает существенных условий облегчения или



0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page

 


       
   



РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

осложнения, а большая — приводит к значительным нарушениям коорди­национной структуры движений.

Расширить границы адаптации к скоростным упражнениям можно так­же путем их выполнения с дополнительными отягощениями. Оптимальная величина дополнительных отягощений находится в диапазоне 5—20 % мак­симальной силы в конкретном движении (Верхошанский, 1977; Платонов, 1997 и др.). Меньшая величина дополнительного отягощения не создает ус­ловий существенного осложнения, а большая — приводит к нарушениям ко­ординационной структуры движений.

Продолжительность упражнений. Общим требованием относительно продолжительности упражнений есть возможность выполнять их с заплани­рованной интенсивностью. Хорошо тренированные люди могут поддержи­вать максимальную интенсивность циклических движений в течение 6—8 с, а чуть ниже максимальной — до 20—25 с. Начинающие — соответственно 5—6 и до 15—17 с. При выполнении локальных упражнений (например, имитация движений спринтера руками стоя на месте) продолжительность упражнения может быть немного больше. Исходя из указанного возможно­го времени работы с максимальной и субмаксимальной интенсивностью длина тренировочных отрезков в разных циклических локомоциях состав­ляет в среднем: плавания — 10—50 м; бег — 30—150 м; гребля — 50—200 м; езда на велосипеде — 200—500 м.

Таким образом, при определении продолжительности соответствующе­го упражнения следует исходить из интенсивности его выполнения и уров­ня тренированности конкретного человека.

В циклических локомоциях спринтерского характера различают три фазы: 1 — фаза ускорения; 2 — фаза передвижения с максимальной скоро­стью; 3 — фаза медленного падения скорости. Максимальной индивидуаль­ной скорости атлеты достигают на 3—5-й с. Поэтому скоростные упражне­ния продолжительностью до 2—3 с будут малоэффективными как для развития способности к ускорению, так и для развития максимальной ско­рости.

Достигнутую максимальную скорость атлеты могут удерживать 2—3 с, а дальше наступает ее постепенное снижение. Поэтому скоростные упражне­ния продолжительностью менее 4—5 с недостаточно будут способствовать развитию максимальной скорости и способности ее поддерживать. Упраж­нения, выполняемые с максимальной интенсивностью свыше 7—8 с, в боль­шей мере будут способствовать развитию не собственно скоростных ка­честв, а скоростной выносливости.

Указанные закономерности обусловлены функциональными возможно­стями креатинфосфатного механизма энергообеспечения.

Учитывая отсутствие взаимосвязи между способностью к ускорению и максимальной индивидуальной скоростью, необходимо как аналитически, так и комплексно развивать эти скоростные качества. Например, в одном тренировочном задании выполняются упражнения продолжительностью 3—5 с с установкой на достижение наибольшего ускорения в стартовом раз­гоне. В другом тренировочном задании ученик произвольно осуществляет



0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2

 


ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Работа (6-8 с) с максимальной интенсивностью

Отдых между сериями упражнений 6-8 мин


t t t





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.