КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обобщенный алгоритм методики развития быстроты сложных реакций 2 страница
6. Интервал отдыха между сериями длится в среднем 2—3 мин. Наряду 7. Характер отдыха между сериями — активный (упражнения на рас 8. Выполнять реагирования из разных исходных положений. 9. Вариативно изменять продолжительность пауз между подготовитель
10. Изменять характер сигнального раздражителя (зрительный, слухо 11. Изменять силу сигнального раздражителя (А.Тер-Ованесян, 1978 и 12. Предоставлять спортсменам срочную информацию относительно
ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ 13. Выполнять упражнения по развитию быстроты реагирований необходимо в состоянии оптимальной оперативной работоспособности, то есть непосредственно после качественной разминки. Для физически хорошо подготовленных людей значительный тренировочный эффект дает повторное реагирование на слуховой, зрительный или тактильный раздражитель с преодолением дополнительного внешнего сопротивления (30—40 % максимальной силы в конкретном движении). Серия состоит из 4—6 реагирований, в тренировочном задании — 2—3 серии через 4—6 мин комбинированного отдыха (Верхошанский,1988). Скорость простых реагирований также положительно связана со способностью человека различать микроинтервалы времени (десятые доли секунды и даже меньшие отрезки времени) и выполнять двигательные действия за обусловленное время. На основе этих закономерностей основывается 3-этапная методика развития быстроты стартовой реакции в спринтерских дисциплинах. На первом этапе интервальным методом выполняются определенные упражнения, например, бег с ускорением на 20—40 м (методика скоростной тренировки в циклических локомоциях — далее). Средствами срочной информации бегуну сообщается реальное время выполнения упражнения. Он должен сопоставлять собственные ощущения более или менее качественно выполненного упражнения с объективной информацией. На втором этапе выполняется то же тренировочное задание. Но теперь бегун должен сначала определить время преодоления указанной дистанции на основе собственных ощущений. После этого ему немедленно сообщают объективную информацию, которая получена с помощью инструментальных измерений. Бегун сопоставляет собственные ощущения времени выполнения упражнения с объективной информацией и вносит необходимую коррекцию. Если в большинстве случаев субъективные и объективные оценки времени соответствующего двигательного действия будут совпадать, следует переходить к третьему этапу. На третьем этапе выполняется то же упражнение, но со строго определенной вариативной скоростью. Например, выполнить упражнение в первой попытке за 4,0 с, в следующей — за 3,9 с, в третьей попытке за 4,1 си т.д. Если бегун сможет на основании собственных двигательных ощущений выполнять упражнение в большинстве попыток за точно установленное время, которое вариативно изменяется, следует применить другое упражнение (бег с низкого старта, "с хода" и т.п.), или то же самое упражнение, но немного большей или меньшей продолжительности. Аналогичный подход применяется и в других циклических локомоциях. Методика развития быстроты сложных реакций. Предпосылкой развития быстроты сложных реакций есть овладение широким кругом двигательных умений и навыков (моторные компоненты), с которыми связаны эти реакции. А это означает, что развитие быстроты сложных реакций обеспечивается прежде всего путем обучения вариативным двигательным навыкам. Специфическими же средствами развития быстроты сложных двигательных реакций служат упражнения в повторном реагировании с постепенным усложнением условий.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ Из общего времени реакции на движущийся объект (0,25—1,00 с) свыше 80 % приходится на зрительное восприятие, то есть на возбуждение в зрительном анализаторе и передачу импульсов к центральной нервной системе, и лишь 0,05 с — на формирование обратного сигнала. Поэтому на начальных этапах развития реакции на движущийся объект (РДО) основное внимание следует сосредоточивать на сокращении времени распознавания и фиксации в поле зрения объекта реагирования (мяч, шайба, партнер, соперник и т.п.). Например, выполнение игровых упражнений с мячом с установкой на постоянную его фиксацию в поле зрения. Эту способность необходимо формировать в процессе овладения техникой и тактикой конкретного вида спорта, или овладения определенными профессиональными навыками. За счет сокращения начальной фазы реагирования (распознавание сигнала-раздражителя) время РДО будет словно бы автоматически уменьшаться. В дальнейшем развитии быстроты РДО акцент переносится на совершенствование пространственных и временных ощущений относительно возможных перемещений объекта в условиях дефицита пространства и времени. При этом следует руководствоваться следующими положениями. 1. Изменять скорость движения объекта от умеренной до максимальной. 2. Уменьшать расстояние от реагирующего к объекту, который двигает 3. Изменять величину движущегося объекта. На меньший объект слож 4. Реагировать на объект, появляющийся неожиданно. Этого можно до На третьем этапе развития быстроты РДО осуществляют комплексное усложнение условий относительно возможности верно воспринимать и оценивать параметры перемещений объекта. При этом следует руководствоваться следующими методическими положениями. 1. Выполнять упражнения с партнерами в условиях вариативного пере 2. Выполнять групповые упражнения с высокой скоростью, в высоком 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2 ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ 3. Выполнять групповые упражнения с несколькими мячами или жонглировать несколькими предметами одновременно. Для развития быстроты РДО могут применяться тренажеры со срочной обратной информацией, которые позволяют создавать постепенно возрастающие требования относительно реагирования на специфические для соответствующей двигательной деятельности раздражители. Это могут быть относительно простые тренажеры. Например, катапульты для вариативного выбрасывания мячей или шайб, на которые необходимо реагировать. Более эффективны тренажерные комплексы с пакетом компьютерных программ разной сложности и направленности, например, как в подготовке водителей, пилотов, космонавтов. При развитии быстроты реакций выбора руководствуются педагогическим принципом "от простого к сложному", т.е. идут путем постепенного увеличения числа возможных изменений обстоятельств и увеличения дефицита времени на принятие решения и выполнение действия-ответа. Например, от альтернативы атаковать или защищаться конкретным техническим приемом атаки или защиты — к выбору наиболее адекватного для определенной ситуации технического приема атаки, защиты или контратаки. Постепенно также увеличивается скорость выполнения технико-тактических действий от медленной до оптимальной. Второе направление в развитии быстроты реакций выбора состоит в формировании у человека способности к предугадыванию двигательных действий другого человека. Квалифицированные спортсмены достигают уровня сложных реагирований, который приближается ко времени простых реакций (см. рис. 9.6). Достигается это благодаря тому, что они реагируют не столько на само движение соперника или партнера, сколько на подготовительные действия к нему. В каждом движении есть две фазы: 1) позно-тоническая, что проявляется в незначительном изменении позы и тонуса мышц; 2) собственно движение — человека учат предугадывать возможное двигательное действие по изменению позы и тонуса мышц соперника или партнера. В процессе тренировки учат сначала верно реагировать на замедленные двигательные действия. В дальнейшем постепенно доводят скорость двигательных действий, на которые необходимо реагировать, до уровня реальных условий соответствующего вида двигательной деятельности. При этом необходимо научиться распознавать скрытую информацию относительно возможных действий соперника или партнера, наблюдая за изменением тонуса его мышц и позы, подготовительными действиями, мимикой и т.п. В таком случае, по экстраполяции между определенными подготовительными действиями и возможными последующими действиями можно реагировать с опережением (не на само двигательное действие, а на подготовку к нему). Довольно эффективны для развития быстроты реакции выбора упражнения на тренажерах со срочной обратной информацией. Современные тренажеры на базе персональных компьютеров позволяют моделировать разнообразные условия профессиональной и спортивной деятельности, создавать программы разной сложности (количество альтернатив, скорость изменения
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ ситуаций, разнообразие раздражителей, их сила и т.п.) и предоставлять срочную информацию относительно результатов выполнения упражнения. Это дает исполнителю возможность анализировать свои субъективные ощущения в более и менее удачных попытках и рациональнее реагировать в дальнейших попытках. В работе на тренажерах целесообразно также руководствоваться вышеизложенными методическими положениями развития быстроты реакций выбора. 1. Аналитическое овладение технико-тактическими действиями (моторный компо 2. Совершенствование быстроты и адекватности восприятия сигнальных раздражи 3. Овладение каждой возможной взаимосвязью сигнального раздражителя и мотор 4. Совершенствование наиболее контрастных вариантов (по признаку максимальной 5. Уменьшение контрастности вариантов реакции выбора. Например, "Атака!", но 6. Увеличение числа альтернатив. Например: "Дать пас или двигаться с мячом са 7. Совершенствование переключений в ходе реагирования, которое уже началось, в 8. Овладение умением прекращать начатое действие-ответ в случае его неадекватно 9. Вариативное (в пространстве и времени) взаимосочетание моторного компонен
• изменение скорости выполнения упражнений, передвижения объектов и т.п. (а • изменение расстояния от движущегося объекта к тому, кто реагирует на его пере • изменение величины объекта, который движется. Упражнения по развитию быстроты сложных реагирований целесообразно выполнять в начале основной части конкретного занятия, когда организм находится в состоянии высокой оперативной работоспособности. При ухудшении времени или неадекватности реагирований необходимо сделать перерыв для отдыха или совсем прекратить выполнение упражнений. В системе смежных занятий упражнения по развитию быстроты реагирований можно применять практически в любом из них. Методика развития быстроты циклических движений. При выборе средств развития быстроты циклических движений следует учитывать, что быстрота имеет ограниченный перенос с одного упражнения на другое. Поэтому основным средством развития быстроты в конкретном виде циклических локомоций будет именно то циклическое упражнение, в котором необходимо улучшить быстроту, т.е. в беге это будет бег, в плавании — плавание и т.д. Вместе с тем продолжительное применение одного и того 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2 ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ же упражнения приведет к быстрой адаптации к нему и, как следствие, стабилизации быстроты. Чтобы этого не произошло, необходимо широко применять вспомогательные физические упражнения, которые подобны основному упражнению по координации работы нервно-мышечного аппарата или по характеру энергообеспечения двигательной деятельности. Тренировочные задания по развитию быстроты циклических движений выполняются преимущественно методами интервального и комбинированного упражнения. Для получения устойчивого тренировочного эффекта методы строго регламентированного упражнения следует дополнять методами игрового и соревновательного упражнения. Они способствуют более высокой мобилизации волевых качеств, что необходимо для проявления быстроты. При развитии быстроты следует придерживаться следующих методических положений. Интенсивность упражнений должна быть в диапазоне от 70 до 100 % индивидуальной максимально возможной скорости. В облегченных условиях (бег или плавание на буксире и т.п.) скорость может достигать 110—120 % индивидуального максимума в обычных условиях. Более значительное повышение скорости в облегченных условиях, как правило, приводит к нарушениям параметров техники выполнения упражнения (Платонов, Вайце-ховский, 1985; Зенов, Кошкин, Вайцеховский, 1986 и др.). На начальных этапах развития скорости циклических движений основную работу следует выполнять с интенсивностью 70—90 % индивидуального максимума. Это позволит усовершенствовать межмышечную координацию в соответствующих движениях и избежать скоростной напряженности мышц. В тренировке квалифицированных спортсменов, которые хорошо владеют координацией движений и мышечным расслаблением, более эффективна интенсивность упражнений в диапазоне 85—100 % индивидуальной максимальной скорости (Платонов, Сахновский, 1988 и др.). Для мобилизации волевых усилий целесообразно применять звуко- и светолидеры скорости передвижения и темпа движений. Тем не менее следует помнить, что выполнение скоростных упражнений с интенсивностью, которая приводит к значительной скоростной напряженности мышц (скованность движений) — это одно из серьезных препятствий развития быстроты. Поэтому упражнения следует выполнять лишь с такой скоростью, которая не вызывает чрезмерного напряжения мышц. Закрепившись на этом уровне, нужно пробовать увеличить скорость передвижения до возникновения скоростной напряженности и снова снижать ее до уровня оптимальной скорости и т.д. Необходимо подчеркнуть, что как в одном занятии, так и в системе смежных занятий интенсивность выполнения упражнений должна быть вариативной. Довольно эффективно поочередное выполнение скоростных упражнений в отягощенных или облегченных и обычных условиях, а также с вариативным изменением амплитуды и частоты движений. Например: 1) бег в гору; 2) бег по горизонтальной дорожке; 3) бег под гору; 4) бег по горизонтальной дорожке. Крутизна наклона дорожки должна быть в пределах 2—3°. Меньшая крутизна не создает существенных условий облегчения или
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ осложнения, а большая — приводит к значительным нарушениям координационной структуры движений. Расширить границы адаптации к скоростным упражнениям можно также путем их выполнения с дополнительными отягощениями. Оптимальная величина дополнительных отягощений находится в диапазоне 5—20 % максимальной силы в конкретном движении (Верхошанский, 1977; Платонов, 1997 и др.). Меньшая величина дополнительного отягощения не создает условий существенного осложнения, а большая — приводит к нарушениям координационной структуры движений. Продолжительность упражнений. Общим требованием относительно продолжительности упражнений есть возможность выполнять их с запланированной интенсивностью. Хорошо тренированные люди могут поддерживать максимальную интенсивность циклических движений в течение 6—8 с, а чуть ниже максимальной — до 20—25 с. Начинающие — соответственно 5—6 и до 15—17 с. При выполнении локальных упражнений (например, имитация движений спринтера руками стоя на месте) продолжительность упражнения может быть немного больше. Исходя из указанного возможного времени работы с максимальной и субмаксимальной интенсивностью длина тренировочных отрезков в разных циклических локомоциях составляет в среднем: плавания — 10—50 м; бег — 30—150 м; гребля — 50—200 м; езда на велосипеде — 200—500 м. Таким образом, при определении продолжительности соответствующего упражнения следует исходить из интенсивности его выполнения и уровня тренированности конкретного человека. В циклических локомоциях спринтерского характера различают три фазы: 1 — фаза ускорения; 2 — фаза передвижения с максимальной скоростью; 3 — фаза медленного падения скорости. Максимальной индивидуальной скорости атлеты достигают на 3—5-й с. Поэтому скоростные упражнения продолжительностью до 2—3 с будут малоэффективными как для развития способности к ускорению, так и для развития максимальной скорости. Достигнутую максимальную скорость атлеты могут удерживать 2—3 с, а дальше наступает ее постепенное снижение. Поэтому скоростные упражнения продолжительностью менее 4—5 с недостаточно будут способствовать развитию максимальной скорости и способности ее поддерживать. Упражнения, выполняемые с максимальной интенсивностью свыше 7—8 с, в большей мере будут способствовать развитию не собственно скоростных качеств, а скоростной выносливости. Указанные закономерности обусловлены функциональными возможностями креатинфосфатного механизма энергообеспечения. Учитывая отсутствие взаимосвязи между способностью к ускорению и максимальной индивидуальной скоростью, необходимо как аналитически, так и комплексно развивать эти скоростные качества. Например, в одном тренировочном задании выполняются упражнения продолжительностью 3—5 с с установкой на достижение наибольшего ускорения в стартовом разгоне. В другом тренировочном задании ученик произвольно осуществляет
ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ Работа (6-8 с) с максимальной интенсивностью Отдых между сериями упражнений 6-8 мин t t t
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |