КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика форм организации занятий
Целостный процесс физического воспитания любых контин-гентов населения практически осуществляется путем последовательного проведения отдельных занятий. Каждое отдельное, относительно завершенное занятие физическими упражнениями является самостоятельным звеном целостного процесса и потому тесно связано с предыдущим и последующим звеньями. В целом занятия разнообразны, но все они строятся на основе некоторых общих закономерностей. Вопросы организации занятий в педагогическом процессе физического воспитания занимают важное место в теории физического воспитания и успешное их решение во многом зависит от того, как будет организован учебный процесс. Занятия физическими упражнениями проводятся с различным контингентом в разных условиях и с разной направленностью. Они отличаются большим разнообразием. Знание основ организации занятий необходимо учителям физической культуры, тренерам по видам спорта, инструкторам, проводящим занятия в физкультурно-оздоровительных группах, и т.д. Каждое занятие имеет свое содержание и форму. Специфическим содержанием занятий в физическом воспитании является активная, направленная на физическое совершенствование, практическая деятельность занимающихся, выражающаяся в выполнении физических упражнений. Формой занятия являются сравнительно устойчивые объединения элементов его содержания: длительность выполнения упражнений, количество повторений упражнений, очередность их выполнения, регламентация отдыха, взаимоотношения занимающихся в процессе выполнения упражнения и т.д. Очень важно в педагогическом отношении ясно представить диалектический фактор взаимосвязи содержания и формы. Содержание определяется задачами, отражающими предмет и направленность занятий, а также характер деятельности преподавателя и занимающихся. Обязательное условие качественного проведения занятий — это соответствие формы содержанию занятий. Например, если занятие направлено на развитие выносливости, то не- РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ обходимо выбрать конкретные упражнения (содержание конкретного занятия), определить регламентацию (интенсивность, длительность, количество повторений, чередование работы и отдыха); способы организации занятий, т.е. конкретизировать форму занятий физическими упражнениями. Поэтому выносливость нельзя развить в такой форме занятия как утренняя гигиеническая гимнастика или физкультминутка. Необходимо, чтобы занятие было достаточно продолжительным, интенсивность нагрузки умеренная, работа прерывная или продолжительная, но с краткими интервалами отдыха; такой формой может быть урок или учебно-тренировочное занятие. Для решения задач, стоящих перед физическим воспитанием (оздоровительных, образовательных и воспитательных), применяются различные формы организации занятий физическими упражнениями (прогулка, утренняя гимнастика, урок, спортивная тренировка, соревнование, физкультминутка и т.д.). По мере накопления опыта работы в области физического воспитания создавались и совершенствовались новые формы организации занятий. Все они имеют общие закономерности, которые следует учитывать. Эти общие закономерности, или правила, позволяют педагогу и самому занимающемуся в каждом конкретном случае рационально, с наибольшей эффективностью решать поставленные двигательные задачи. Умелое сочетание разнообразных форм занятий позволяет педагогу более полноценно решать задачи физического воспитания и эффективно содействовать внедрению физической культуры и спорта в повседневный быт. Сочетание и объединение различных форм занятий физическими упражнениями для физического совершенствования человека, улучшения и поддержания его здоровья и работоспособности составляет систему занятий физической культурой. Под системой занятий в физическом воспитании понимается все их множество, объединенное такой взаимосвязью между собой, которая позволяет достичь поставленной цели. Единицей системы занятий в физическом воспитании является недельный режим занятий. Так, в общеобразовательной школе система физического воспитания объединяет 2—3 обязательных урока в неделю, а также другие формы занятий — секционные по видам спорта, занятия в группах здоровья 2—3 раза в неделю и т.д. Система занятий физической культурой и спортом может качественно функционировать только в том случае, если она органически связана с функционированием общей системы физического воспитания в государстве, регионе, учебном заведении и основана на биологических и психологических закономерностях развития личности, гомеостаза, адаптации к условиям физических нагрузок и т.д. Эффективность системы физического воспитания во многом зависит от преемственности условий и содержания предыдущей работы с последующей (система физического воспитания в общеобразовательной школе и высшем учебном заведении). ГЛАВА 10. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ Теоретическое обоснование структуры занятий в физическом воспитании Структура (построение) занятий физическими упражнениями в значительной степени определяется приспособительными (адаптационными) реакциями организма человека на выполняемую нагрузку. Особенности интенсивной двигательной деятельности требуют подготовительной работы, позволяющей постепенно повышать нагрузку и способствовать врабатывае-мости организма. По наблюдениям физиологов труда, при выполнении физической нагрузки работоспособность человека проходит 4 фазы: 1-я фаза — предрабочие сдвиги (предстартовое состояние). В этой фазе происходит общая мобилизация сил, связанная с осознанными намерениями выполнить работу, с психологическими переживаниями и с предметной ориентацией на предстоящую деятельность. Функциональные сдвиги в организме в этой фазе могут быть весьма значительными. Так, ЧСС может возрасти на 10 ударов, а легочная вентиляция увеличиться на 1 л и более, хотя человек еще не приступил к выполнению работы, а только настроился на ее выполнение. 2-я фаза — врабатываемость. В это время происходит перестройка физиологических функций, организм постепенно приспосабливается к особенностям выполнения работы, уровень его функциональной активности возрастает, налаживается взаимодействие всех органов и систем, обеспечивающих работу, при ведущей роли центральной нервной системы. Врабатываемость выражается в постепенном нахождении правильного ритма работы, согласованности движений и деятельности внутренних органов и систем организма. 3-я фаза — относительно устойчивое состояние. Работоспособность, достигнув необходимого уровня, некоторое время удерживается на этом уровне с относительными колебаниями, которые зависят от интенсивности выполняемой работы, индивидуальных особенностей занимающихся, внешних условий, регламентации работы и отдыха в процессе выполнения физической нагрузки. 4-я фаза — снижение работоспособности. Если работа достаточно интенсивная и длительная, состояние повышенной работоспособности сменяется постепенно развивающимся утомлением. Это выражается в снижении количественных и качественных показателей работоспособности. Субъективно утомление проявляется чувством усталости, нежеланием продолжать работу. Степень общего утомления к концу занятия зависит от его конкретной направленности, особенности содержания, объема и интенсивности нагрузки. Для абсолютного большинства занятий определенная степень утомления является основным условием сверхвосстановления, необходимого для развития двигательных качеств. Однако некоторые формы занятий, такие как утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпаузы и физкультминутки и т.д., не должны сопровождаться общим утомлением, иначе они не будут выполнять своего главного назначения — содействовать основной деятельности человека. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ______________
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |