Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика форм организации занятий




Целостный процесс физического воспитания любых контин-гентов населения практически осуществляется путем последовательного проведения отдельных занятий. Каждое отдельное, относительно завершен­ное занятие физическими упражнениями является самостоятельным звеном целостного процесса и потому тесно связано с предыдущим и последующим звеньями. В целом занятия разнообразны, но все они строятся на основе некоторых общих закономерностей.

Вопросы организации занятий в педагогическом процессе физическо­го воспитания занимают важное место в теории физического воспитания и успешное их решение во многом зависит от того, как будет организован учебный процесс. Занятия физическими упражнениями проводятся с раз­личным контингентом в разных условиях и с разной направленностью. Они отличаются большим разнообразием. Знание основ организации за­нятий необходимо учителям физической культуры, тренерам по видам спорта, инструкторам, проводящим занятия в физкультурно-оздорови­тельных группах, и т.д.

Каждое занятие имеет свое содержание и форму.

Специфическим содержанием занятий в физическом воспитании явля­ется активная, направленная на физическое совершенствование, практиче­ская деятельность занимающихся, выражающаяся в выполнении физичес­ких упражнений.

Формой занятия являются сравнительно устойчивые объединения эле­ментов его содержания: длительность выполнения упражнений, количество повторений упражнений, очередность их выполнения, регламентация от­дыха, взаимоотношения занимающихся в процессе выполнения упражне­ния и т.д.

Очень важно в педагогическом отношении ясно представить диалекти­ческий фактор взаимосвязи содержания и формы.

Содержание определяется задачами, отражающими предмет и направ­ленность занятий, а также характер деятельности преподавателя и занима­ющихся. Обязательное условие качественного проведения занятий — это со­ответствие формы содержанию занятий.

Например, если занятие направлено на развитие выносливости, то не-


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

обходимо выбрать конкретные упражнения (содержание конкретного заня­тия), определить регламентацию (интенсивность, длительность, количество повторений, чередование работы и отдыха); способы организации занятий, т.е. конкретизировать форму занятий физическими упражнениями. Поэто­му выносливость нельзя развить в такой форме занятия как утренняя гиги­еническая гимнастика или физкультминутка. Необходимо, чтобы занятие было достаточно продолжительным, интенсивность нагрузки умеренная, работа прерывная или продолжительная, но с краткими интервалами отды­ха; такой формой может быть урок или учебно-тренировочное занятие.

Для решения задач, стоящих перед физическим воспитанием (оздорови­тельных, образовательных и воспитательных), применяются различные фор­мы организации занятий физическими упражнениями (прогулка, утренняя гимнастика, урок, спортивная тренировка, соревнование, физкультминутка и т.д.). По мере накопления опыта работы в области физического воспита­ния создавались и совершенствовались новые формы организации занятий. Все они имеют общие закономерности, которые следует учитывать.

Эти общие закономерности, или правила, позволяют педагогу и само­му занимающемуся в каждом конкретном случае рационально, с наиболь­шей эффективностью решать поставленные двигательные задачи.

Умелое сочетание разнообразных форм занятий позволяет педагогу бо­лее полноценно решать задачи физического воспитания и эффективно со­действовать внедрению физической культуры и спорта в повседневный быт.

Сочетание и объединение различных форм занятий физическими уп­ражнениями для физического совершенствования человека, улучшения и поддержания его здоровья и работоспособности составляет систему занятий физической культурой.

Под системой занятий в физическом воспитании понимается все их множество, объединенное такой взаимосвязью между собой, которая позво­ляет достичь поставленной цели.

Единицей системы занятий в физическом воспитании является недель­ный режим занятий. Так, в общеобразовательной школе система физичес­кого воспитания объединяет 2—3 обязательных урока в неделю, а также другие формы занятий — секционные по видам спорта, занятия в группах здоровья 2—3 раза в неделю и т.д.

Система занятий физической культурой и спортом может качественно функционировать только в том случае, если она органически связана с функционированием общей системы физического воспитания в государст­ве, регионе, учебном заведении и основана на биологических и психологи­ческих закономерностях развития личности, гомеостаза, адаптации к усло­виям физических нагрузок и т.д.

Эффективность системы физического воспитания во многом зависит от преемственности условий и содержания предыдущей работы с последующей (система физического воспитания в общеобразовательной школе и высшем учебном заведении).


ГЛАВА 10. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Теоретическое обоснование структуры занятий в физическом воспитании

Структура (построение) занятий физическими упражнениями в значительной степени определяется приспособительными (адаптационны­ми) реакциями организма человека на выполняемую нагрузку. Особенности интенсивной двигательной деятельности требуют подготовительной работы, позволяющей постепенно повышать нагрузку и способствовать врабатывае-мости организма.

По наблюдениям физиологов труда, при выполнении физической на­грузки работоспособность человека проходит 4 фазы:

1-я фаза — предрабочие сдвиги (предстартовое состояние). В этой фазе происходит общая мобилизация сил, связанная с осознанными намерения­ми выполнить работу, с психологическими переживаниями и с предметной ориентацией на предстоящую деятельность.

Функциональные сдвиги в организме в этой фазе могут быть весьма значительными. Так, ЧСС может возрасти на 10 ударов, а легочная венти­ляция увеличиться на 1 л и более, хотя человек еще не приступил к выпол­нению работы, а только настроился на ее выполнение.

2-я фаза — врабатываемость. В это время происходит перестройка физи­ологических функций, организм постепенно приспосабливается к особенно­стям выполнения работы, уровень его функциональной активности возрас­тает, налаживается взаимодействие всех органов и систем, обеспечивающих работу, при ведущей роли центральной нервной системы. Врабатываемость выражается в постепенном нахождении правильного ритма работы, согласо­ванности движений и деятельности внутренних органов и систем организма.

3-я фаза — относительно устойчивое состояние. Работоспособность, до­стигнув необходимого уровня, некоторое время удерживается на этом уров­не с относительными колебаниями, которые зависят от интенсивности вы­полняемой работы, индивидуальных особенностей занимающихся, внешних условий, регламентации работы и отдыха в процессе выполнения физичес­кой нагрузки.

4-я фаза — снижение работоспособности. Если работа достаточно интен­сивная и длительная, состояние повышенной работоспособности сменяется постепенно развивающимся утомлением. Это выражается в снижении количе­ственных и качественных показателей работоспособности. Субъективно утом­ление проявляется чувством усталости, нежеланием продолжать работу. Сте­пень общего утомления к концу занятия зависит от его конкретной направленности, особенности содержания, объема и интенсивности нагрузки.

Для абсолютного большинства занятий определенная степень утомле­ния является основным условием сверхвосстановления, необходимого для развития двигательных качеств.

Однако некоторые формы занятий, такие как утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпаузы и физкультминутки и т.д., не должны сопро­вождаться общим утомлением, иначе они не будут выполнять своего главного назначения — содействовать основной деятельности человека.


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ______________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.