КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика занятий неурочного типа
Физическое воспитание в значительной мере осуществляется в форме неурочных занятий. Так, широко распространенными являются: утренняя гимнастика, гимнастика до занятий в школе, физкультурные паузы РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ и минутки, развлечения, игры, туристские походы, соревнования и др. Эти занятия могут быть эпизодическими (например, походы, спортивные развлечения, соревнования) и систематическими (утренняя и вводная гимнастика, физкультурные минутки и паузы, прогулки и др.). Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач физического воспитания и дополняют уроки. Однако нередко они приобретают вполне самостоятельное значение, полностью обеспечивая физкультурные потребности определенных контингентов населения (например, утренняя гимнастика, терренкур, оздоровительный бег для лиц зрелого и пожилого возраста) Неурочные формы занятий являются весьма вариативными, а потому и более доступными для широких масс населения. Их могут использовать отдельные лица в виде индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также группы различной численности. Для неурочных форм занятий характерна самодеятельность и самостоятельность занимающихся. Чаще всего неурочные формы характеризуются относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой (оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультминутки и т. п.), но требуют проявления личной инициативы и самостоятельности. Основная цель таких занятий — активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение или повышение работоспособности, развитие двигательных качеств, совершенствование в спортивных движениях. Занятия неурочного типа чаще всего относятся к сфере оздоровительной физической культуры и классифицируются по определенным признакам (табл. 10.2). Занятия с общеподготовительной направленностью служат решению различных задач и подразделяются на три характерных вида (каждый со своими разновидностями). Фоновые занятия — зарядка, гигиеническая гимнастика, прогулки, бег, занятия на дорожках здоровья, купание, плавание. Все эти разновидности служат целям активизации, улучшения и поддержания на оптимальном уровне физического состояния. Второй вид неурочных занятий с общеподготовительной направленностью — занятия учебно-воспитательного характера — имеет две разновидности: • самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий педаго • репетиции к выступлениям, физкультурным праздникам, парадам. являются групповыми и даже массовыми. Третьим видом неурочных занятий с общеподготовительной направленностью являются занятия смешанного характера, то есть такие, в которых представлены и общегигиенические и учебно-воспитательные элементы. К ним относятся: ГЛАВА 10. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ТАБЛИЦА 10.2 Классификация занятий физическими упражнениями неурочного типа
• туристические прогулки выходного дня; • туристические походы; • подвижные игры рекреационного типа; • спортивные развлечения рекреационного типа. Этими занятиями достигают в основном оздоровительных целей, но большое место в них занимают также общеобразовательные и воспитательные элементы. Часть из них проводится самостоятельно, некоторые же требуют квалифицированного руководства. Индивидуальные соревнования могут проводиться под руководством педагога и самостоятельно. Занятия специалиста с отдельными лицами проводятся в фитнесс-цен-трах (персональный фитнесс-треннинг), лечебно-профилактических учреждениях (физическая реабилитация, лечебная физкультура) и др. Это дает возможность своевременно выяснять достижения и трудности, оказывать занимающемуся своевременную помощь, осуществлять контроль за реакцией организма на физические нагрузки и осуществлять коррекцию программы занятий. Индивидуальные самостоятельные занятия доступны каждому при минимальной затрате сил и времени на их организацию. Для эффективного использования индивидуальных форм занятий необходимо систематически повышать знания путем посещения лекций, консультативных пунктов, чтения специальной методической литературы. Большое значение для достижения положительных результатов от самостоятельных индивидуальных занятий имеет самоконтроль за реакцией организма на предлагаемые нагрузки. Однако наряду с достоинствами индивидуальные занятия имеют и некоторые недостатки. Это отсутствие коллектива занимающихся, который поддерживает, поощряет, дает каждому ощущение принадлежности к группе, предоставляет возможность учиться у других. Групповые занятия могут осуществляться при наличии руководителя, РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ специалиста или организации, обеспечивающей управление занятием (соревнованием). Руководство групповым занятием может осуществляться выборными или назначенными лицами. Существуют и другие классификации неурочных форм занятий: малые и крупные формы самостоятельных занятий тренировочного и физкультурно-оздоровительного характера и соревновательные формы. К малым формам относят: утреннюю гигиеническую и гимнастику до занятий, физкультпаузы и физкультминутки, микросеансы отдельных физических упражнений тренировочного характера. С учетом возрастающей популярности малых форм занятий физическими упражнениями специалистами разрабатываются и используются тренировочные программы, рассчитанные на получение кумулятивного эффекта, в частности, при использовании в домашних условиях ходьбы по лестнице, бега на месте, прыжков со скакалкой и т.д. Типичными признаками малых форм являются: • узкая направленность деятельности; • сравнительно непродолжительное время, затрачиваемое на занятия; • практически невыраженная структура; • невысокий уровень физических нагрузок.
• самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным (индиви • физкультурно-рекреативные формы занятий, имеющие характер рас Эти занятия помогают поддерживать нормальное физическое состояние организма и одновременно удовлетворять потребности в здоровом образе жизни. Условно крупными формами неурочных занятий можно назвать те, которые имеют многоминутную протяженность, относительно широкое содержание и обособленную структуру. Они дифференцируются по двум направлениям: • как формы самостоятельных (индивидуальных или групповых) трени • как формы расширенного активного отдыха, включающие моменты Соревновательная форма организации занятий в рамках общего обязательного курса физического воспитания подчиняется логике педагогического процесса улучшения его качества, решения образовательно-воспитательных задач. ГЛАВА 10. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ Важную роль неурочные формы занятий играют в последние годы. Широко используются занятия физическими упражнениями, основой которых становятся национальные виды единоборств и авторские оздоровительные системы. Появляется все больше новых видов занятий физическими упражнениями: фитбол, степ-аэробика, спинбайк-аэробика, занятия с использованием различных тренажеров и оригинального инвентаря. Задачи, содержание, а также выбор конкретной формы занятий в значительной степени определяются интересами и склонностями занимающихся. Одни и те же формы могут носить организованный или самостоятельный характер, например, утренняя гигиеническая гимнастика или зарядка, проводимая в домашних условиях, в условиях оздоровительного лагеря или дома отдыха. Некоторые виды и разновидности неурочных форм занятий имеют самостоятельное значение, другие сочетаются или же в определенной мере заменяют друг друга. При этом все они подчинены той или иной направленности физического воспитания и должны согласовываться с урочной формой, если такая имеет место в общем комплексе занятий. Тем самым неурочные формы становятся важными элементами, системы физического воспитания. Несмотря на значительные различия, занятия неурочного типа должны согласовываться с общими закономерностями и принципами построения как одного занятия, так и системы занятий физическими упражнениями. Построение неурочных занятий подчиняется общей структуре урока (первый уровень): постепенное вырабатывание, реализация основного содержания в режиме требуемых усилий, завершение занятия постепенным снижением нагрузок и, в ряде случаев, подготовка к последующей деятельности. В занятиях урочного и неурочного типа много общего: задачи, средства, методы, которые используются для достижения цели физического воспитания — повышения уровня физического состояния занимающихся, и способствуют удовлетворению потребности в двигательной активности различных возрастных групп населения. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ_____________________________ 1. Дать теоретическое обоснование структуре занятий в физическом воспитании. 2. Раскрыть взаимосвязь фаз изменения работоспособности и структуры частей 3. Охарактеризовать типовую структуру урока. 4. Что определяет последовательность решения задач в основной части урока и ка 5. Дать характеристику методам организации занимающихся в процессе проведения 6. Раскрыть требования к содержанию и методике проведения занятий урочного 7. Описать, в чем состоят особенности занятий физическими упражнениями неуроч ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНСОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ Деятельность специалистов в сфере физической культуры характеризуется разнообразным и сложным содержанием. Для достижения желаемой результативности такое содержание должно быть определенным образом систематизировано, подчинено четкой логике функционирования. В любой целенаправленной и рационально организованной деятельности можно выделить следующие взаимосвязанные между собой компоненты: планирование, реализация запланированного, контроль и учет результатов. Наличие, единство и качество функционирования этих компонентов позволяет наиболее целесообразно построить занятия физическими упражнениями, эффективно управлять педагогическим процессом и его результатами. Понятие о планировании, его виды и содержание Сущность планирования в физическом воспитании в наиболее общем представлении заключается в обосновании, разработке и документальном оформлении содержания и последовательности действий педагога (учителя, преподавателя, тренера) для решения задач обучения и воспитания занимающихся физическими упражнениями. В процессе составления плана следует соблюдать определенные требования. К ним относятся: • соответствие плана нормативным и программным документам; • учет общих принципов гармоничного физического воспитания; • реальность, конкретность и гибкость. При обосновании и разработке плана все плановые показатели (постановка конкретных задач и сроки их выполнения, выбор наиболее целесообразных средств, методов и организационных форм, материально-технических ресурсов и др.) не должны противоречить требованиям нормативных и программных документов. Они должны быть тесно увязаны с данными требованиями, как по срокам, так и по содержанию. Учет общих принципов гармоничного физического воспитания (гармонического развития человека, связи с жизнедеятельностью и оздоровительной направленности физической культуры) при планировании должен в максимальной степени отражать: • научно-обоснованные подходы к укреплению здоровья; ____________________ ГЛАВА 11. ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ... • комплексное развитие (физическое, нравственное и эстетическое) • целенаправленное развитие всех физических способностей и форми • объективные закономерности индивидуального развития человека; • последовательность решения образовательных и воспитательных за • прикладной эффект формирования физической культуры человека. учет имеющихся материально-технических, климатических и финансовых условий для осуществления процесса формирования физической культуры личности. Кроме этого следует иметь в виду уровень физической подготовленности занимающихся, их пол, возраст, состояние здоровья, а также методическую подготовленность педагогов. При этом планируемые показатели должны иметь конкретную направленность как по срокам выполнения, так и по содержанию. Гибкость планирования предполагает оперативное реагирование на изменяющиеся условия в ходе педагогического процесса, так как он не всегда совпадает с заданными контурами. Для реализации данного требования необходима регулярная коррекция плана и согласование процесса его выполнения с учетом данных контроля. Планирование — достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий высокого уровня знаний и определенных навыков в проведении плановых расчетов и их соответствующего документального оформления. Оно должно предусматривать определенную последовательность. Перед началом планирования нужно иметь определенную исходную информацию: • уровень подготовленности занимающихся к реализации целевых установок (со • климатические условия; • состояние учебно-материальной базы и инвентаря; • данные о режиме предстоящей деятельности занимающихся; • сведения о бюджете времени на занятия; • данные о календаре физкультурно-спортивных мероприятий и др. Следующий этап работы заключается в анализе полученной информации для отбора и упорядочения исходных данных, используемых в процессе обоснования планируемых показателей. При анализе оценивается точность полученных сведений, определяется степень важности и необходимости исходной информации для последующего применения. Важной функцией анализа является проверка согласованности полученных сведений от различных источников информации. После этого исходные данные обобщаются и представляются в таком виде, который удобен для последующего применения. Очередной этап наиболее важный в планировании. На основе исходных РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ теоретических положений (требований к планированию) и с учетом полученной информации составляется модель плана. В данной модели должны найти отражение целевые установки и основные задачи предстоящей работы, ее конкретное содержание и сроки выполнения, исполнители. После этого все количественные и качественные параметры модели должны быть строго скоординированы и согласованы между собой. Выполненная таким образом модель документально оформляется и приобретает графический, текстуальный или графически-текстуальный вид. В зависимости от многообразия осуществляемой работы различают два вида планирования: общее и частное. В общем плане предусматривается основное содержание физкультурно-спортивной работы. Он оформляется на календарный или учебный год. В школе общий план разрабатывает учитель физической культуры, в спортивной школе соответственно старший тренер или заместитель директора по учебно-спортивной работе. Общий план обсуждается перед началом учебного (календарного) года и утверждается руководителем учреждения. Общегодовой план по физической культуре является своеобразной программой действий для всех подразделений учебного заведения. В общем плане обычно указываются следующие виды работы: • организационная работа— комплектование учебных групп, • учебно-методическая работа— составление учебно-методи • учебно-тренировочная работа— сроки занятий по трени • физкультурно-оздоровительная работа— занятия в ре • воспитательная работа — доклады, беседы, лекции, встречи со • врачебный контроль— сроки медицинских осмотров занимаю • агитационно-пропагандистская работа— лекции и бе • хозяйственная работа— обеспечение занятий необходимым ____________________ ГЛАВА 11. ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ... При оформлении общего плана, как правило, выделяют такие разделы: • содержание работы; • сроки выполнения; • ответственные за выполнение; • отметка о выполнении. В развитие тех или иных видов работы, изложенных в общем плане, разрабатываются частные планы. Такими могут быть, например, план учебно-воспитательной работы в школе на четверть, календарный план спортивно-массовых мероприятий коллектива физической культуры и др. В частных планах предстоящая работа определяется более детально. Если содержание работы в них распределяется точно по календарным датам, то они называются календарными, если такого распределения нет — объемными. В зависимости от сроков действия существуют такие виды планирования: • перспективное (относительно долгосрочное); • текущее (среднесрочное); • оперативное (относительно краткосрочное) Перспективное планирование рассчитано в пределах от одного года до нескольких лет. Например, в спорте оно может соответствовать четырем годам — интервалу между очередными Играми Олимпиад. Перспективное планирование физической культуры в учебных заведениях приравнивается к одному учебному году и сводится к распределению программного материала по учебным периодам, четвертям, семестрам и др. В процессе перспективного планирования определяется направленность, цель, обобщенное содержание и контрольные нормативы. Планирование учебно-воспитательной работы на один год имеет существенное значение, так как является базой всех ступеней текущего планирования. В практике получили распространение различные формы годового планирования. Однако предпочтение отдается плану-графику, удовлетворяющему требованиям простоты и наглядности. Текущее планирование отличается большей конкретностью работы педагога по реализации задач и последовательностью использования средств для их решения. Сроки текущего планирования различны. Например, в школе оно предусматривает методическое раскрытие программного материала для учащихся разных классов на каждую учебную четверть. Оперативное планирование охватывает временные рамки микроцикла, тренировочного дня, одного занятия. Таким образом, научно-обоснованное планирование в физическом воспитании является одним из основных факторов успешного его функционирования. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |