Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика занятий неурочного типа




Физическое воспитание в значительной мере осуществляется в форме неурочных занятий. Так, широко распространенными являются: ут­ренняя гимнастика, гимнастика до занятий в школе, физкультурные паузы


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

и минутки, развлечения, игры, туристские походы, соревнования и др. Эти занятия могут быть эпизодическими (например, походы, спортивные раз­влечения, соревнования) и систематическими (утренняя и вводная гимнас­тика, физкультурные минутки и паузы, прогулки и др.).

Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач физического воспитания и дополняют уроки. Однако нередко они приобретают вполне само­стоятельное значение, полностью обеспечивая физкультурные потребности оп­ределенных контингентов населения (например, утренняя гимнастика, террен­кур, оздоровительный бег для лиц зрелого и пожилого возраста)

Неурочные формы занятий являются весьма вариативными, а потому и более доступными для широких масс населения. Их могут использовать от­дельные лица в виде индивидуальных самостоятельных занятий физически­ми упражнениями, а также группы различной численности.

Для неурочных форм занятий характерна самодеятельность и самосто­ятельность занимающихся.

Чаще всего неурочные формы характеризуются относительно ограни­ченным содержанием и упрощенной структурой (оздоровительный бег, ги­гиеническая гимнастика, физкультминутки и т. п.), но требуют проявления личной инициативы и самостоятельности.

Основная цель таких занятий — активный отдых, восстановление и ук­репление здоровья, сохранение или повышение работоспособности, разви­тие двигательных качеств, совершенствование в спортивных движениях.

Занятия неурочного типа чаще всего относятся к сфере оздоровитель­ной физической культуры и классифицируются по определенным признакам (табл. 10.2).

Занятия с общеподготовительной направленностью служат решению различных задач и подразделяются на три характерных вида (каждый со своими разновидностями).

Фоновые занятия зарядка, гигиеническая гимнастика, прогулки, бег, занятия на дорожках здоровья, купание, плавание. Все эти разновидности служат целям активизации, улучшения и поддержания на оптимальном уровне физического состояния.

Второй вид неурочных занятий с общеподготовительной направленно­стью занятия учебно-воспитательного характера имеет две разновидно­сти:

• самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий педаго­
га по общей физической подготовке;

• репетиции к выступлениям, физкультурным праздникам, парадам.
Первые, как правило, носят индивидуальный характер, вторые — чаще

являются групповыми и даже массовыми.

Третьим видом неурочных занятий с общеподготовительной направ­ленностью являются занятия смешанного характера, то есть такие, в кото­рых представлены и общегигиенические и учебно-воспитательные элемен­ты. К ним относятся:


ГЛАВА 10. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

ТАБЛИЦА 10.2

Классификация занятий физическими упражнениями неурочного типа

 

Признак Форма занятий
Задачи, которые должны быть решены в занятии Предметное содержание Направленность Форма руководства Численный состав занимающихся Систематичность проведения Вводные, учебные, развивающие, профилакти­ческие, контрольные Бег трусцой, атлетическая гимнастика, аэробика и т.п. Общеоздоровительные, гигиенические, спортив­ные Организованные и самостоятельные Индивидуальные (бег трусцой), групповые (клуб любителей бега), массовые ("День бегуна") Регулярные, эпизодические

• туристические прогулки выходного дня;

• туристические походы;

• подвижные игры рекреационного типа;

• спортивные развлечения рекреационного типа.

Этими занятиями достигают в основном оздоровительных целей, но большое место в них занимают также общеобразовательные и воспитатель­ные элементы. Часть из них проводится самостоятельно, некоторые же тре­буют квалифицированного руководства.

Индивидуальные соревнования могут проводиться под руководством педагога и самостоятельно.

Занятия специалиста с отдельными лицами проводятся в фитнесс-цен-трах (персональный фитнесс-треннинг), лечебно-профилактических учреж­дениях (физическая реабилитация, лечебная физкультура) и др. Это дает возможность своевременно выяснять достижения и трудности, оказывать занимающемуся своевременную помощь, осуществлять контроль за реакци­ей организма на физические нагрузки и осуществлять коррекцию програм­мы занятий.

Индивидуальные самостоятельные занятия доступны каждому при мини­мальной затрате сил и времени на их организацию. Для эффективного ис­пользования индивидуальных форм занятий необходимо систематически повышать знания путем посещения лекций, консультативных пунктов, чте­ния специальной методической литературы. Большое значение для дости­жения положительных результатов от самостоятельных индивидуальных за­нятий имеет самоконтроль за реакцией организма на предлагаемые нагрузки.

Однако наряду с достоинствами индивидуальные занятия имеют и некоторые недостатки. Это отсутствие коллектива занимающихся, который поддерживает, поощряет, дает каждому ощущение принадлежности к груп­пе, предоставляет возможность учиться у других.

Групповые занятия могут осуществляться при наличии руководителя,


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

специалиста или организации, обеспечивающей управление занятием (со­ревнованием). Руководство групповым занятием может осуществляться вы­борными или назначенными лицами.

Существуют и другие классификации неурочных форм занятий: малые и крупные формы самостоятельных занятий тренировочного и физкультур­но-оздоровительного характера и соревновательные формы.

К малым формам относят: утреннюю гигиеническую и гимнастику до занятий, физкультпаузы и физкультминутки, микросеансы отдельных фи­зических упражнений тренировочного характера. С учетом возрастающей популярности малых форм занятий физическими упражнениями специали­стами разрабатываются и используются тренировочные программы, рас­считанные на получение кумулятивного эффекта, в частности, при исполь­зовании в домашних условиях ходьбы по лестнице, бега на месте, прыжков со скакалкой и т.д.

Типичными признаками малых форм являются:

• узкая направленность деятельности;

• сравнительно непродолжительное время, затрачиваемое на занятия;

• практически невыраженная структура;

• невысокий уровень физических нагрузок.
К крупным формам относят:

 

• самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным (индиви­
дуальные и групповые). Для многих, особенно людей зрелого возраста, они
стали основной формой личной организации физического самовоспитания.
Они, чаще всего, носят характер общей физической подготовки или изби­
рательно-кондиционной тренировки. По содержанию они бывают одно-
предметными (например, быстрая ходьба или продолжительный бег, или
материал аэробно-ритмической, атлетической либо иных разновидностей
основной гимнастики) и комплексными, сочетающими упражнения гимна­
стические с циклическими;

• физкультурно-рекреативные формы занятий, имеющие характер рас­
ширенного активного отдыха.

Эти занятия помогают поддерживать нормальное физическое состоя­ние организма и одновременно удовлетворять потребности в здоровом об­разе жизни.

Условно крупными формами неурочных занятий можно назвать те, кото­рые имеют многоминутную протяженность, относительно широкое содер­жание и обособленную структуру. Они дифференцируются по двум направ­лениям:

• как формы самостоятельных (индивидуальных или групповых) трени­
ровочных занятий, подобных занятиям урочного типа;

• как формы расширенного активного отдыха, включающие моменты
тренировки, состязания, культурного общения, развлечения.

Соревновательная форма организации занятий в рамках общего обяза­тельного курса физического воспитания подчиняется логике педагогическо­го процесса улучшения его качества, решения образовательно-воспитатель­ных задач.


ГЛАВА 10. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Важную роль неурочные формы занятий играют в последние годы. Ши­роко используются занятия физическими упражнениями, основой которых становятся национальные виды единоборств и авторские оздоровительные системы. Появляется все больше новых видов занятий физическими упраж­нениями: фитбол, степ-аэробика, спинбайк-аэробика, занятия с использо­ванием различных тренажеров и оригинального инвентаря.

Задачи, содержание, а также выбор конкретной формы занятий в значи­тельной степени определяются интересами и склонностями занимающихся.

Одни и те же формы могут носить организованный или самостоятель­ный характер, например, утренняя гигиеническая гимнастика или зарядка, проводимая в домашних условиях, в условиях оздоровительного лагеря или дома отдыха.

Некоторые виды и разновидности неурочных форм занятий имеют са­мостоятельное значение, другие сочетаются или же в определенной мере за­меняют друг друга. При этом все они подчинены той или иной направлен­ности физического воспитания и должны согласовываться с урочной формой, если такая имеет место в общем комплексе занятий. Тем самым неурочные формы становятся важными элементами, системы физического воспитания.

Несмотря на значительные различия, занятия неурочного типа должны согласовываться с общими закономерностями и принципами построения как одного занятия, так и системы занятий физическими упражнениями. Построение неурочных занятий подчиняется общей структуре урока (пер­вый уровень): постепенное вырабатывание, реализация основного содержа­ния в режиме требуемых усилий, завершение занятия постепенным сниже­нием нагрузок и, в ряде случаев, подготовка к последующей деятельности.

В занятиях урочного и неурочного типа много общего: задачи, средства, методы, которые используются для достижения цели физического воспита­ния — повышения уровня физического состояния занимающихся, и способ­ствуют удовлетворению потребности в двигательной активности различных возрастных групп населения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ_____________________________

1. Дать теоретическое обоснование структуре занятий в физическом воспитании.

2. Раскрыть взаимосвязь фаз изменения работоспособности и структуры частей
занятия.

3. Охарактеризовать типовую структуру урока.

4. Что определяет последовательность решения задач в основной части урока и ка­
кова последовательность их решения?

5. Дать характеристику методам организации занимающихся в процессе проведения
урока.

6. Раскрыть требования к содержанию и методике проведения занятий урочного
типа.

7. Описать, в чем состоят особенности занятий физическими упражнениями неуроч­
ного типа и дать их классификацию.


ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНСОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Деятельность специалистов в сфере физической культуры характери­зуется разнообразным и сложным содержанием. Для достижения желае­мой результативности такое содержание должно быть определенным обра­зом систематизировано, подчинено четкой логике функционирования. В любой целенаправленной и рационально организованной деятельности можно выделить следующие взаимосвязанные между собой компоненты: планирование, реализация запланированного, контроль и учет результа­тов. Наличие, единство и качество функционирования этих компонентов позволяет наиболее целесообразно построить занятия физическими уп­ражнениями, эффективно управлять педагогическим процессом и его ре­зультатами.

Понятие о планировании, его виды и содержание

Сущность планирования в физическом воспитании в наиболее общем представлении заключается в обосновании, разработке и докумен­тальном оформлении содержания и последовательности действий педагога (учителя, преподавателя, тренера) для решения задач обучения и воспита­ния занимающихся физическими упражнениями.

В процессе составления плана следует соблюдать определенные требо­вания. К ним относятся:

• соответствие плана нормативным и программным документам;

• учет общих принципов гармоничного физического воспитания;

• реальность, конкретность и гибкость.

При обосновании и разработке плана все плановые показатели (поста­новка конкретных задач и сроки их выполнения, выбор наиболее целесооб­разных средств, методов и организационных форм, материально-техничес­ких ресурсов и др.) не должны противоречить требованиям нормативных и программных документов. Они должны быть тесно увязаны с данными тре­бованиями, как по срокам, так и по содержанию.

Учет общих принципов гармоничного физического воспитания (гармо­нического развития человека, связи с жизнедеятельностью и оздоровитель­ной направленности физической культуры) при планировании должен в максимальной степени отражать:

• научно-обоснованные подходы к укреплению здоровья;


____________________ ГЛАВА 11. ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ...

• комплексное развитие (физическое, нравственное и эстетическое)
личности;

• целенаправленное развитие всех физических способностей и форми­
рование важнейших двигательных умений и навыков;

• объективные закономерности индивидуального развития человека;

• последовательность решения образовательных и воспитательных за­
дач, определяемых полом, возрастом, особенностями жизнедеятельности и
другими факторами:

• прикладной эффект формирования физической культуры человека.
Реальность и конкретность планирования должна предусматривать

учет имеющихся материально-технических, климатических и финансовых условий для осуществления процесса формирования физической культуры личности. Кроме этого следует иметь в виду уровень физической подготов­ленности занимающихся, их пол, возраст, состояние здоровья, а также ме­тодическую подготовленность педагогов. При этом планируемые показате­ли должны иметь конкретную направленность как по срокам выполнения, так и по содержанию.

Гибкость планирования предполагает оперативное реагирование на из­меняющиеся условия в ходе педагогического процесса, так как он не всегда совпадает с заданными контурами. Для реализации данного требования не­обходима регулярная коррекция плана и согласование процесса его выпол­нения с учетом данных контроля.

Планирование — достаточно сложный и трудоемкий процесс, требую­щий высокого уровня знаний и определенных навыков в проведении пла­новых расчетов и их соответствующего документального оформления. Оно должно предусматривать определенную последовательность.

Перед началом планирования нужно иметь определенную исходную информацию:

уровень подготовленности занимающихся к реализации целевых установок (со­
стояние здоровья, уровень знаний, технической и физической подготовленнос­
ти занимающихся и т.д.);

климатические условия;

состояние учебно-материальной базы и инвентаря;

данные о режиме предстоящей деятельности занимающихся;

сведения о бюджете времени на занятия;

данные о календаре физкультурно-спортивных мероприятий и др.

Следующий этап работы заключается в анализе полученной информа­ции для отбора и упорядочения исходных данных, используемых в процессе обоснования планируемых показателей. При анализе оценивается точность полученных сведений, определяется степень важности и необходимости ис­ходной информации для последующего применения. Важной функцией ана­лиза является проверка согласованности полученных сведений от различных источников информации. После этого исходные данные обобщаются и пред­ставляются в таком виде, который удобен для последующего применения.

Очередной этап наиболее важный в планировании. На основе исходных


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

теоретических положений (требований к планированию) и с учетом полу­ченной информации составляется модель плана. В данной модели должны найти отражение целевые установки и основные задачи предстоящей рабо­ты, ее конкретное содержание и сроки выполнения, исполнители. После этого все количественные и качественные параметры модели должны быть строго скоординированы и согласованы между собой. Выполненная таким образом модель документально оформляется и приобретает графический, текстуальный или графически-текстуальный вид.

В зависимости от многообразия осуществляемой работы различают два вида планирования: общее и частное.

В общем плане предусматривается основное содержание физкультурно-спортивной работы. Он оформляется на календарный или учебный год. В школе общий план разрабатывает учитель физической культуры, в спортив­ной школе соответственно старший тренер или заместитель директора по учебно-спортивной работе. Общий план обсуждается перед началом учеб­ного (календарного) года и утверждается руководителем учреждения. Обще­годовой план по физической культуре является своеобразной программой действий для всех подразделений учебного заведения.

В общем плане обычно указываются следующие виды работы:

• организационная работа— комплектование учебных групп,
подбор преподавателей и распределение обязанностей между ними, подго­
товка актива (инструкторов-общественников, судей), проведение собраний
по организационным вопросам, отчеты;

• учебно-методическая работа— составление учебно-методи­
ческой документации и расписания, проведение мероприятий по повыше­
нию квалификации преподавателей, тренеров (открытые и показательные
уроки, взаимопосещения) и др.;

• учебно-тренировочная работа— сроки занятий по трени­
ровочным периодам, расписание по группам, календарь и положение о
спортивных соревнованиях, сроки подготовки и выполнения нормативных
требований;

• физкультурно-оздоровительная работа— занятия в ре­
жиме учебного дня (гимнастика до занятий, игры, спортивные развлечения,
прогулки), соревнования, спортивные вечера и праздники, туристские по­
ходы и др.;

• воспитательная работа — доклады, беседы, лекции, встречи со
спортсменами, заслуженными педагогами и др.;

• врачебный контроль— сроки медицинских осмотров занимаю­
щихся, участников соревнований, специальные врачебные наблюдения и
исследования, контроль за санитарным состоянием мест занятий, консуль­
тации врача;

• агитационно-пропагандистская работа— лекции и бе­
седы, показательные выступления, оформление специальных стендов и га­
зет, массовые соревнования, выступления и др.;

• хозяйственная работа— обеспечение занятий необходимым
оборудованием, инвентарем, наглядными пособиями и др.


____________________ ГЛАВА 11. ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ...

При оформлении общего плана, как правило, выделяют такие разделы:

• содержание работы;

• сроки выполнения;

• ответственные за выполнение;

• отметка о выполнении.

В развитие тех или иных видов работы, изложенных в общем плане, раз­рабатываются частные планы. Такими могут быть, например, план учебно-воспитательной работы в школе на четверть, календарный план спортивно-массовых мероприятий коллектива физической культуры и др. В частных планах предстоящая работа определяется более детально. Если содержание работы в них распределяется точно по календарным датам, то они называ­ются календарными, если такого распределения нет — объемными.

В зависимости от сроков действия существуют такие виды планирования:

перспективное (относительно долгосрочное);

текущее (среднесрочное);

оперативное (относительно краткосрочное)

Перспективное планирование рассчитано в пределах от одного года до нескольких лет. Например, в спорте оно может соответствовать четырем го­дам — интервалу между очередными Играми Олимпиад.

Перспективное планирование физической культуры в учебных заведени­ях приравнивается к одному учебному году и сводится к распределению программного материала по учебным периодам, четвертям, семестрам и др.

В процессе перспективного планирования определяется направлен­ность, цель, обобщенное содержание и контрольные нормативы.

Планирование учебно-воспитательной работы на один год имеет суще­ственное значение, так как является базой всех ступеней текущего планиро­вания. В практике получили распространение различные формы годового планирования. Однако предпочтение отдается плану-графику, удовлетворя­ющему требованиям простоты и наглядности.

Текущее планирование отличается большей конкретностью работы педа­гога по реализации задач и последовательностью использования средств для их решения. Сроки текущего планирования различны.

Например, в школе оно предусматривает методическое раскрытие про­граммного материала для учащихся разных классов на каждую учебную чет­верть.

Оперативное планирование охватывает временные рамки микроцикла, тренировочного дня, одного занятия. Таким образом, научно-обоснованное планирование в физическом воспитании является одним из основных фак­торов успешного его функционирования.


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.