КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В управлении физическим воспитанием
Контроль Цель и виды контроля. Основным источником получения информации об управляемом объекте является контроль его состояния после выполнения управляющих команд (канал обратной связи). Требованиями к информации, согласно теории управления, являются: • достаточная частота потока информации, которая требует немедлен • периодическое сличение с заданными модельными характеристиками • достаточный объем информации, устранение избыточной информа • количественный (цифровой) характер информации. Основная цель контроля в физическом воспитании - это выявление адекватности педагогически направленных воздействий и их эффектов запланированным результатам и при возникновении несоответствия, принятие необходимых решений по коррекции управляющих воздействий Исходя из вышеуказанных положений, которые позволяют рассматривать процесс физического воспитания как управляемую систему, логично выделение нескольких видов контроля: предварительный, оперативный, текущий, этапный. Контроль со стороны преподавателя, тренера (педагога), осуществляемый соответственно его профессиональным функциям, квалификации, образованию, называется педагогическим. Контроль состояния своего организма индивидуумом как во время выполнения физических нагрузок, так и в различные периоды восстановления называется самоконтролем. Особенности предварительного педагогического контроля. Постановка задач предварительного педагогического контроля по определению исходного уровня возможностей и готовности индивидуума к занятиям физическими упражнениями трактуется следующими положениями: • необходимостью организации занимающихся в относительно одно • подбором, разработкой и конкретизацией программ физического вос Перед началом занятий с новым контингентом в дошкольных учреждениях, в школе, вузе, секции, физкультурно-оздоровительной группе необходимо, кроме медицинского обследования, которое осуществляют врачи, решая вопрос о допуске к занятиям, произвести специальное педагогическое обследование, направленное на выявление и оценку таких показателей: РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ • индивидуального физического развития для определения его темпов, • двигательного опыта и сформировавшегося на его основе фонда дви
• физической подготовленности (по результатам выполнения двига • функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной сис • мотивации и интереса к предстоящим занятиям. Для определения каждого из перечисленных видов показателей можно применить широкий круг методов, увеличивающих объем информации как о морфофункциональном статусе, так и о физической подготовленности индивида. Поэтому необходимо разделять круг решения исследовательских и практических задач в области физического воспитания. Исследовательские изыскания позволяют сузить количество измеряемых параметров, выбрав наиболее информативные из них для практического использования. Оперативный контроль в процессе физического воспитания предполагает оценку реакций организма занимающегося на физическую нагрузку в процессе занятия и после него, а также мобильные операции, принятия решений в процессе занятия, коррекцию заданий, основываясь на информации, поступающей от занимающегося (обратная связь). В процессе оперативного контроля предусматривается оценка таких показателей: 1) поведенческих реакций занимающихся на управляющие команды 2) техники выполнения упражнений. Методом визуального наблюде 3) адекватности выбранной программы поставленным задачам занятия. К субъективным критериям, свидетельствующим о достижении предельно допустимой нагрузки, относят: одышку, покраснение или по-бледнение кожных покровов, тошноту, головокружение, боль и чувство тяжести в области затылка, шум в ушах, боль за грудиной, под лопаткой, отдающая в левую руку. Появление бессоницы, беспокойства, ухудшения настроения, нежелания заниматься свидетельствуют о перенапряжении. Все это преподаватель может определить визуально или путем опроса. _______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ О положительных изменениях под влиянием занятий свидетельствует улучшение самочувствия, появление бодрости, чувства радости. К объективным критериям относят параметры морфофункцио-нального состояния физической работоспособности и подготовленности. Так, развивающееся утомление проявляется в количественных характеристиках выполняемого упражнения (скорость, частота шагов, темп, амплитуда движений, координация). Для контроля интенсивности нагрузок в физическом воспитании используют показатели ЧСС, АД, результаты ЭКГ, ориентируясь на их динамику в процессе занятия. Весьма эффективным в оценке интенсивности нагрузок является сенсорный метод, суть которого в том, что занимающийся путем сопоставления объективных (ЧСС и АД) и субъективных признаков запоминает конкретную интенсивность минимальных, рациональных и предельных нагрузок. Для этого проводится специальная тренировка в течение 3—5 занятий с применением нагрузок разной интенсивности. Педагогический контроль в процессе занятия учитывает также изменение внешних условий окружающей среды: понижение температуры воздуха, изменение направления ветра, появление дождя, снега, что приводит к необходимости внесения оперативных изменений в содержание занятий, распределение средств, методов и т.п. Обобщенный учет и анализ данных оперативного контроля связан с необходимостью фиксации этого материала (заполнение журналов, дневников самоконтроля, учетных бланков, вычерчивание графиков динамики показателей). Эти процедуры могут быть облегчены введением компьютерных средств обработки информации. Ведение учета результатов оперативного контроля занятия вызвано необходимостью его анализа, который и является основанием для принятия решения о содержании последующего занятия и системы занятий в целом. Сведения, которые необходимо зафиксировать, должны содержать как минимум следующую информацию: • заключение о реализации задач, поставленных на занятии в общем и дифферен • о выполненных (или невыполненных) упражнениях, их количестве, затратах вре • заключение о достаточности (или недостаточности) интервалов отдыха меж • заключение о недостатках в методике построения и организации занятия, ес Цель текущего педагогического контроля — оценка текущих состояний, которые являются следствием физических нагрузок в серии занятий, эффективности микроцикла занятий по физическому воспитанию и спортивной тренировке (Платонов, 1997). В литературе выделяют цикловой и этапный контроль (Матвеев, 1991; Платонов, 1997). Назначение этих видов контроля — интегрально, целостно оценить систему занятий в рамках за- РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ вершенного этапа, периода, цикла контролируемого процесса, сверить намеченное и реализованное, получить необходимую информацию для правильной ориентации последующих действий. В физическом воспитании его называют "итоговым", т.к. он проводится в конце четверти, семестра и года и связан с выставлением оценок и зачетов по дисциплине "Физическая культура" или "Физическое воспитание". В системе кондиционной тренировки проводится через 2, 4, 6 мес и более. Эффективность оценивается по субъективным и объективным показателям, которые изучались при предварительном контроле. На основе сопоставления результатов повторных исследований с первичными данными делают выводы о направленности адаптационных изменений в функциональных системах и в деятельности целостного организма под воздействием составленных программ занятий. Операции этапного контроля включают: 1) анализ данных оперативного контроля, которые накоплены в тече 2) тестирование показателей, свидетельствующих о состоянии занима 3) сопоставление полученных результатов с результатами предваритель 4) заключение об эффективности программы занятий в течение цикла; 5) принятие решения о коррекции программ в новом цикле занятий. Оценка кумулятивных изменений в состоянии занимающихся, долговременных сдвигов в уровне их тренированности и физической подготовленности может осуществляться по абсолютным и относительным показателям. Проводя тестирующие процедуры в системе текущего и этапного контроля, важно соблюдать метрологические требования, которые предусматривают стандартность измерения и условий тестирования, наличия унифицированных оценочных шкал. Контроль по абсолютным показателям предусматривает измерение результатов тестирования в естественных величинах (метрах, сантиметрах, секундах, ударах в минуту и т.д.), сопоставление с оценочными шкалами, разделенными на функциональные классы, качественные уровни (низкий, средний, высокий), констатацию уровня физической подготовленности занимающегося в конце цикла занятий (четверти, семестра). В программах по физическому воспитанию в школах эта констатация уровня физической подготовленности предусматривает выставление оценки по физическому воспитанию. Таким образом, динамика результатов определяется переходом из одного уровня, ограниченного средневозрастным диапазоном, в другой. При достаточно больших диапазонах границ, отделяющих один уровень от другого в течение двух месяцев занятий (одна четверть в школе), ученику _______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ весьма трудно улучшить свой результат до качественно более высокого уровня. Так, в нормативах физической подготовленности системы государственных тестов Украины(1995) диапазоны между баллами в беге на 1500 м составляют 30—40 с. Текущий контроль по относительным показателям предусматривает учет и оценку прироста показателей, переведенных в относительные единицы по сравнению с исходными (%).Это может быть выражено в процентном приросте показателей тестирования индивидуально каждого ученика в течение определенного цикла занятий, а также определение его рейтинга по отношению к сверстникам. Результаты всей возрастной группы занимающихся ранжируются от минимального до максимального в процентной шкале от 1 до 100. Продвижение по этой шкале вверх дает представление занимающемуся о том, насколько он увеличил свой результат, какой рейтинг он занимает среди сверстников и сколько процентов сверстников ему удалось обойти за этот период занятий. Используя систему контроля в процессе физического воспитания для управления физическим состоянием занимающегося, необходимо уточнить требования к информации в этом звене управления. Информация о состоянии объекта управления — ученика должна быть полезна не только учителю, но и ученику. Если учителю будет достаточной информация о фактическом состоянии объекта управления и его соответствии запланированным "моделям", то ученику необходима информация о степени его прогресса в результате активной деятельности (занятий физическими упражнениями). Это выдвигает необходимость разрабатывать в системе контроля более мелкие "шаги", которые будут помогать оценивать продвижение к поставленной цели и служить стимулом к повышению мотивации занятий. Используя систему балльной оценки, можно определить меру прогресса индивидуума по тестируемым качествам, используя формулу: р_ ЈNX2i - ЈNXH N где Р — прогресс физической подготовленности, определяемый по 20- или 12-балльной шкале; X! — результаты в отдельных двигательных тестах по 20-или 12-балльной шкале в начале учебного года; Х2 — результаты в отдельных двигательных тестах по 20-балльной шкале в конце учебного года; N — количество тестов. Учитывая то, что темпы прироста зависят от исходного уровня физической подготовленности, можно рекомендовать дифференцированную систему оценки прогресса достижений учащихся. Эта шкала подходит для использования меры активности учеников, посещавших 2—3 урока физкультуры в неделю и выполнявших самостоятельно домашние задания по физкультуре (табл. 12.4). Все виды педагогического контроля представляют необходимую информацию, используемую в процессе управления физическим воспитанием, позволяющую установить исходный уровень физического состояния инди- РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_____________ ТАБЛИЦА 12.4
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |