КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предпосылки к управлению
Специфика физического воспитания состоит в том, что осознанная информация становится мотивированным побудителем к выполнению физических упражнений, использованию естественных факторов природы и формированию такого образа жизни, который способствует достижению как личных, так и общественных целей. В физическом воспитании под управлением понимают процесс направленного, контролируемого и регулируемого изменения физических и духовных возможностей человека в соответствии с поставленной целью Критерием эффективности этого процесса является уровень здоровья населения, уровень физической работоспособности и социальной дееспособности. Главным компонентом физического воспитания являются занятия физическими упражнениями, в основе которых лежат целенаправленные движения (Бальсевич, Запорожанов, 1987). Движения - продукт организованной мышечной деятельности, регулируемой физиологическими механизмами и обеспеченной многочисленными морфологическими и функциональными системами организма. Целенаправленность движений определяется срочными, текущими и долгосрочными целями физического воспитания Длительные занятия физическими упражнениями, объединенные в серии, комплексы, формы, регламентируемые параметрами физических нагрузок и отдыха, представляют собой систему занятий и способствуют повышению уровня физического потенциала человека, формированию здоровья, воспитанию упорства, трудолюбия, самодисциплины и других морально-волевых качеств личности. Достижение цели физического воспитания обусловливается рядом обстоятельств, которые находятся в причинно-следственных связях, а также подверженностью влияния случайных факторов. Так, при акцентированном внимании общества на укрепление здоровья молодежи, отмечается неадекватность ее реализации — здоровье значительно ухудшилось. _______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ При анализе этого процесса выделяют ряд факторов, от которых зависит оздоровительная эффективность физического воспитания: биологических — морфофункциональные различия отдельных возрастно-половых групп, индивидуальные особенности организма и их детерминация наследственностью; педагогических — правильность выбора средств и методов обучения, профессиональная компетентность преподавателя (тренера); социальных — доступность занятий физкультурой и спортом, программно-нормативные основы, организация системы физического воспитания в школе, вузе; личностных — мотивированное поведение занимающихся и их отношение к существующим гигиеническим рекомендациям по режиму дня, двигательной активности, питанию. Такая многофакторная зависимость создает некоторую ненадежность системы физического воспитания, так как при условии выпадения или ослабления хотя бы одной составляющей система не приводит к достижению цели. Эффективность управления процессом физического воспитания зависит от уровня познания законов, которые лежат в его основе. Понятие "управление", которое прочно вошло в педагогику, биологию, физическую культуру, является кибернетическим термином. Изучением системы управления занимается кибернетика. Для того чтобы лучше понять, как кибернетические методы находят свое применение в физическом воспитании, необходимо разобраться, что же является предметом изучения кибернетики. Предметом изучения кибернетики являются информационные процессы, описывающие поведение сложных динамических систем. Они присущи различным системам, следовательно, кибернетика изучает общие свойства, которые не зависят от материальной основы системы. Они могут проявляться в живой и неживой природе, а также человеческом обществе. Это понятие складывается из представления о том, что объект управления любой природы имеет управляющее устройство (человеческий организм и головной мозг, руль и колеса в автомобиле и т.д.). Объект управления и управляющее устройство обменивается между собой осведомительной и управляющей информацией. Повсюду процесс управления сопряжен с передачей, накоплением, хранением и переработкой информации, которая характеризует управляемый объект, ход процесса, внешние условия, программу и т.д. Характеристика понятия "система". В современном мире слово "система" используется для обозначения различных понятий. В самом общем понимании система — объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знания о природе и обществе. Система в целом приобретает новые свойства сравнительно с составляющими ее подсистемами, например, при занятии физическими упражнениями организм человека приобретает такие свойства, как устойчивость к простудным заболеваниям, гипоксии, повышенную физическую и умственную работоспособность, устойчивость к стрессам и т.п. 349 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ Объектами изучения в кибернетике служат системы, состоящие из огромного числа элементов и подсистем, взаимодействующих друг с другом по различным закономерностям (сложные системы); системы, изменяющиеся во времени и пространстве (динамические системы); системы, в которых ответную реакцию и конечный результат можно предсказать только с небольшой вероятностью, которая тем больше, чем лучше известны механизмы связей и взаимодействий ее элементов (вероятностные системы). Физическое воспитание имеет множество признаков, присущих процессам управления сложными системами, и с кибернетических позиций его можно рассматривать как управление физическим состоянием человека. Человека можно изучать с позиций различных областей знаний: анатомии, физиологии, психологии, социологии, философии и т.п. Один аспект изучения не исключает, а дополняет другой. С интересующей нас точки зрения (т.е. управления процессом физического воспитания — ФВ) человека, в дополнении к другим аспектам, целесообразно рассматривать интегрально: как сложную, кибернетическую, динамическую, саморегулирующуюся, вероятностную систему. Сложную потому, что человек состоит из ряда функционально взаимосвязанных частей — подсистем. Возможности и состояние физического здоровья системы (человека) в целом зависят от состояния составляющих ее подсистем. Поэтому процесс ФВ должен включать средства и методы, обеспечивающие развитие функциональных возможностей всех подсистем до оптимального уровня, обеспечивающего возможности системы в целом. Кибернетическую — поскольку она в своем составе имеет управляющую и управляемые части. Особенностью является то, что мы в процессе ФВ управляем смысловой программой поведения занимающихся, а адаптивные (приспособительные) изменения в подсистемах (физиологическая, биокини-ческая, психологическая) осуществляются за счет саморегуляции организма. Саморегулирующуюся — способную целесообразно изменять функционирование отдельных подсистем и организма в целом соответственно характеру и силе внешних воздействий. Вероятностную — отвечающую на внешние воздействия одним из возможных вариантов приспособительных изменений. Это выдвигает необходимость педагогического контроля и коррекции процесса. Динамическую — обладающую свойством целесообразно изменять характер функционирования на основе свойств саморегуляции и адаптации организма и психорегуляции. Особенности системы тренер—спортсмен. В процессе физического воспитания и спортивной тренировки управление осуществляется извне хорошо организованной и саморегулируемой системой — человеком. Вероятность поведения человеческого организма заключается в том, что: 1) он, в зависимости от исходного уровня и особенностей состояния, на одинаковые виды определяемых тренером (учителем) форм поведения может ответить одной из возможных для него приспособительных реакций. Например, выбор одной из программ и подавление других. Это касается как дея- ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Существенное отличие системы тренер-спортсмен, учитель-ученик заключается в том, что управляющее звено (тренер, учитель) не руководит непосредственно функциями организма, как это происходит в системах типа водитель-автомобиль, а осуществляется управление смысловой программой поведения. Учитель подбирает программу поведения (упражнения или их сочетание, формы занятий физическими упражнениям и т.д.), которая с той или иной степенью вероятности будет вызывать нужные приспособительные изменения в деятельности организма тельности внутренних органов, так и формы и характера выполнения заданий учителя. 2) в то же время человек является саморегулирующейся системой не 3) программа тренировочного воздействия, определяемая учителем (тре Помехи Модель поведения, V 7 Модель поведения, заданная тренером \ /воспринятая спортсменом
Спортсмен Модель состояния, / \ Фактическое состояние воспринятая тренером [__ ^ спортсмена Помехи Рис. 12.1. Возможное искажение информации по линии прямой и обратной связи РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ нии обратной связи, тренер может ошибаться в оценке состояния спортсмена или правильности выполнения заданного упражнения и на основании искаженной информации выдать ошибочные управляющие команды. Обобщая сказанное выше, можно выделить такие особенности системы взаимодействия управляющего (учитель, тренер) и управляемого (ученик, спортсмен) звена в процессе физического воспитания и спортивной тренировки: 1. Воздействие учителя на ученика (тренера на спортсмена) осуществляется не • искажения информации при передаче заданий (команд и действий) - неправиль • неправильного выполнения задания в силу его самокоррекции на основе само Это требует контроля и коррекции восприятия (понимания) содержания команд и коррекции выполнения задания со стороны учителя, а также повышения информативности педагогического контроля для самого ученика с точки зрения меры его прогресса в результате его физической активности. 2. В системе учитель-ученик одна мыслящая личность управляет другой, что • правового характера, т.к. управление может осуществляться только с со • этико-методическим: этика отношений, формирование у занимающихся гума • управление носит дискретный (прерывистый) характер, а процессы приспо Структура управления физическим воспитанием. Изучение системообразующих факторов управления в биологии, экономике, педагогике позволяет выделить общие необходимые условия, при которых оно осуществимо, а именно: 1. Наличие управляемой и управляющей частей (тренер—спортсмен 2. Наличие канала прямой связи, по которой перемещаются команды к 3. Наличие обратной связи, по которой проходит информация о том, в 4. Достаточная для осуществления управления частота потока инфор ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5. Количественный (цифровой) характер информации. Такие характе 6. Наличие цели — описание (модели) состояния, в которое нужно при 7. Критерии эффективности процесса. Для физического воспитания и 8. Система анализа, оценки информации и выработки регулирующих В наиболее общем виде физическое воспитание можно представить как процесс управления адаптивным функционированием организма здорового человека (рис. 12.2). Необходимыми условиями управления такой системой являются:
1. Наличие исходной информации об управляемом объекте, которым 2. Наличие качественной и количественной модели — цели физическо (периоды тренировки, четверти учебного года).
3. График предполагаемых 4. Выбор адекватных средств и 5. Получение объективной
6. Внесение коррекций в про 7. Учет внешних факторов, РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ 8. Учет внутренних факторов — мотивации к занятиям, желание, заин 9. Наличие системы анализа, оценки информации и выработки управ
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |