Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моделирование в физическом воспитании




Одним из условий управления является оперирование моделя­ми. Возможности создания, построения моделей обусловливается специфи­ческими особенностями процесса физического воспитания — обучение дви­гательным действиям и развитие физических качеств.

Педагогический процесс обучения двигательным действиям состоит из усвоения учебного материала (информации, сообщаемой учителем) и двигательного действия, выполняемого учеником. В зависимости от объе­ма знаний, предыдущего практического опыта, физиологических, психо­логических и других причин, фактическое выполнение упражнений будет отличаться от "идеала". Эти отличия можно объективно зарегистрировать и измерить при помощи различных методов исследования (киносъемкой, хроноциклографией, тензометрией и т.п.) и получить количественную ха­рактеристику техники этого движения. Затем фактическую характеристи­ку можно сопоставить с идеальной и определить степень их различий. В итоге преподаватель получает объективные количественные данные, кото­рые характеризуют уровень овладения учеником заданным двигательным действием.

Аналогичным образом можно поступить и при развитии физических качеств. Для повышения уровня физической подготовленности преподава­тель применяет определенную программу воздействий (средства, методы, объем, интенсивность физических нагрузок, чередование нагрузки и отды­ха и др.), которая определяется количественными параметрами. Уровень физической подготовленности может быть охарактеризован по показателям мышечной силы, быстроты, выносливости и другим, которые измеряются при помощи специальных приборов и двигательных тестов. Затем возника­ет та же ситуация, что и при обучении — необходимо сопоставить фактиче­скую физическую подготовленность с запланированной, чтобы выяснить, существуют различия между ними или нет, если существуют, то наметить пути к их устранению.

Таким образом, если есть два явления, которые можно объективно измерить, и связь между ними доступна количественному выражению, то это положение от­крывает возможности для кибернетического моделирования процессов, связан­ных с физическим воспитанием

При моделировании сложные педагогические процессы рассматрива­ются в "чистом виде" путем построения абстрактных схем реальных про­цессов, необходимых для более глубокого проникновения в закономернос­ти их протекания и предвидения возможных направлений развития.


_______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Такой метод уже давно используется в педагогике при составлении учебных программ, планов, контрольных нормативов, ориентируясь на мо­дель "среднего ученика".

Понятие "модели". В литературе имеется несколько определений моде­ли, но все они отражают одну и ту же сущность понятия. Под моделью по­нимают такую мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, спо­собна заменить его. Отсюда можно говорить, что любая закономерность, су­ществование которой твердо установлено экспериментально, любой физи­ческий закон представляет собой модель.

Как упрощенное представление существенно важных характеристик ре­ального объекта или ситуации, дает определение модели. При создании мо­дели опускаются второстепенные, не оказывающие принципиального влия­ния на модель в целом условия, признаки, величины.

Под моделью принято понимать образец (стандарт, эталон) в более ши­роком смысле — любой образец (мысленный или условный) того или ино­го объекта, процесса или явления (Платонов, 1997).

Модель не является тождеством изучаемого предмета. Она воспроизводит в оп­ределенном масштабе только некоторые свойства предмета и всегда является упрощением оригинала

Модель, как указывают одни из основоположников кибернетики — У.Росс и У.Эшби (1962), не должна быть подобна оригиналу, иначе это бу­дет не модель, а копия. В то же время, модель должна, по У.Эшби, отра­жать основные свойства оригинала, в противном случае различие будет большим и на основании такой модели нельзя будет открыть основные за­кономерности оригинала.

Моделирование — процесс построения, изучения и использования моделей для определения и уточнения характеристик и оптимизации какого-либо про­цесса (Платонов, 1997).

Система управления в физическом воспитании основана в первую оче­редь на оперировании моделями, а затем только — на переносе "образцов" педагогических воздействий в практику.

Модель используется в качестве заменителя объекта управления с тем, чтобы получить новые сведения об объекте, изучить его функциональные характеристики. Так, изучение физического состояния человека по его ан­тропометрическим показателям и показателям сердечно-сосудистой и ды­хательной систем в покое и при выполнении физической нагрузки дает возможность составить модель его морфофункционального статуса, затем сопоставить эти характеристики с моделью должных величин для данной возрастно-половой группы, найти отличия и после этого составить модель педагогических воздействий (тренировочную программу), направленную на устранение таких отличий. Только после таких операций с моделями преподаватель должен непосредственно осуществлять педагогический процесс.


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В процессе моделирования необходимо:

увязать применяемые модели с задачами оперативного, текущего и этапного
контроля и управления для построения различных структурных образований
тренировочного процесса;

определить степень детализации модели, т.е. количество параметров,
включаемых в модель, характер связи между параметрами;

определить время действия применяемых моделей, границы их использования,
порядок уточнения, доработки и замены (Шустин, 1995; Платонов, 1997)

Существуют различные способы описания моделей: словесный, графи­ческий, математический, физический.

Словесный способ предусматривает передачу информации системой зна­ков, расположенных на плоскости. Подобный код описывает структуру, функцию, качество, различные отношения между системами и элементами в пространстве и времени. Речь является универсальной системой кодиро­вания информации, она способна передать тончайшие особенности воспри­ятия. К сожалению, она имеет существенные недостатки. Словесные моде­ли "оживают" только через человека, они превращаются в систему со своей структурой и функцией в коре большого мозга. Этот процесс очень субъек­тивен, иными словами, каждый человек по одному и тому же описанию со­здает свои модели. Все они имеют качественный характер. Построить по словесному описанию "действующую" модель нельзя. Описание словами медленного процесса с пространственными и временными разрывами и скачками, отражающими течение мысли — переключение усиления с одних корковых моделей на другие, с конкретных образов на обобщенные моде­ли, на качество воспоминания, предположения. Поскольку в самой коре нельзя воспроизвести сложную "действующую" модель, это нельзя сделать и в описании.

К таким видам моделей можно отнести описание эталона техники вы­полнения движений, конспект тренировочного занятия и др.

Графический способ основан на воспроизведении пространственной мо­дели на плоскости. Здесь в большей или меньшей степени сохраняются ис­тинные структурные отношения между элементами системы — объекта. Ри­сунки и чертежи содержат больший объем информации, чем описание, но они также являются статической моделью. Правда, последовательностью картин можно воспроизвести действующую модель системы, отразить в из­менении формы размеров и цвета, одновременную функцию многих эле­ментов. К графическим моделям относятся схемы, рисунки, графики. Это могут быть схемы тактических действий игроков на площадке, графики, изображающие соотношение объема и интенсивности нагрузки на трениро­вочном занятии и др. Примером может служить схема управления процес­сом физического воспитани (см. рис. 12.2). Поскольку процесс достижения цели физического воспитания — высокий уровень физического состояния (УФС) — имеет протяженность во времени, а состоянию организма на раз­ных этапах подготовки может быть дано количественное описание, то сам процесс можно представить в виде графика. При организации управления


_______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

функциями организма человека в процессе физического воспитания и спортивной тренировки следует учитывать, что наряду с управляющими воздействиями (тренировочные программы) организм подвержен воздейст­вию ряда непредусмотренных факторов — внешних возмущающих воздейст­вий (условия работы, быта, питания, инфекций, экологии и т.д.). Для это­го необходима система контроля, достаточно и объективно отражающая изменения состояния организма во времени, для внесения коррекций в тре­нировочные программы.

Математический способ описания модели представляет собой отраже­ние количественных отношений условными знаками, цифрами, формулами из букв и специальных значков. Формулы отражают действия, а также ка­чества. Если буквы заменить цифрами, получается конкретная задача, в ко­торой воспроизведена некоторая частная, абстрагированная модель деятель­ности системы.

Сочетания словесных описаний, рисунков, формул, цифр могут отра­зить с достаточной полнотой даже весьма сложные системы и позволяют создать по ним "действующие" модели или вещи.

В процессе физического воспитания и в спортивной тренировке для осуществления управления необходимо иметь описание (модель) объекта управления (ученика, спортсмена) в его фактическом состоянии (на данное время), а также модель того состояния, которого нужно достигнуть. Эти мо­дели должны давать цифровые характеристики уровней основных видов подготовленности (общей, специальной, технической и т.д.). Кроме этого, разрабатываются модели основных программ воздействия (упражнений, тренировочных уроков и циклов), система педагогического контроля, фик­сирующая изменения, происходящие в организме занимающегося. Для по­строения обозначенных моделей необходимо набрать определенное количе­ство информации об изучаемых системах.

Однако задача заключается не только в том, чтобы набрать возможно большее количество характеристик, но и в том, чтобы выбрать из возмож­но большего количества данных наименьшее количество существенных по­казателей, характеризующих состояние объекта и обеспечивающих точность управления им. Извлечение максимума данных из минимальной информации является одной из главных задач управления.

В управлении процессом физического воспитания объективно возни­кает необходимость в составлении нескольких видов моделей: модели физи­ческого состояния занимающегося физическими упражнениями, которые могут включать как обобщенные показатели, так и отдельные — морфо-функциональный статус, соматическое здоровье, физическую подготов­ленность; модели урока физического воспитания; модели процесса про­граммы занятий в физическом воспитании. Эти модели могут быть представлены на трех уровнях: обобщенном, групповом и индивидуальном (Платонов, 1997).

Обобщенные модели отражают характеристику объекта или процесса, выделенную на основе исследования относительно большой груп­пы лиц определенного пола, возраста. В моделях этого уровня отражены на-


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


иболее общие закономерности возрастного развития человека, адаптации к физическим нагрузкам, сезонности занятий и т.п.

Например, обобщенной моделью идеальной массы тела может служить формула К.Купера:

для мужчин - (рост,м/0,0254 -4 - 128) -0,453; для женщин - (рост,м/0,0254 -3,5 - 108) -0,453.

Групповой уровень моделирования основывается на изучении конкретной совокупности лиц, характеризующихся специфическими при­знаками общности (половыми, возрастными, типологическими, региональ­ными и т.п.). Групповая модель может представлять средневозрастные по­казатели темпов прироста длины тела детей в различные возрастные периоды, структуру физической подготовленности студентов, обучающихся в одном институте и имеющих различные уровни — низкий, средний, вы­сокий (рис. 12.3). Индивидуальный уровень моделирования пре­дусматривает длительное наблюдение за занимающимся и индивидуальное прогнозирование его состояния на протяжении занятий физическими уп­ражнениями с целью коррекции педагогических воздействий.

- низкий УФП - средний УФП - высокий УФП
 
Рис.12.3. Модельные характеристики уровней физической подготовленностистудентов: Двигательные тесты: 1 - равновесие "Фламинго"; 2 - скорость движения конечности; 3 - прыжок в длину с места; 4 - возврат туловища в положение сед; 5 - вис на согнутых руках; 6 - челночный бег 10x5 м; 7 - прыжок в высоту; 8 - кистевая динамометрия; 9 - бег 3000 м; 10 - PWC170

Модели функционального состояния человека. В практике физического воспитания отправной точкой начала этого процесса является определение исходного состояния человека, решившего заниматься физическими упраж­нениями. Организм человека как сложная динамическая система может находиться в бесконечном количестве различных состоя­ний. Можно выделить состояние сна и бодрствования, здоровья и болезни и т.п. Однако для харак­теристики системы и описания ее важно не то, сколько она мо­жет принять состояний, а то, сколько и какие состояния мы выделяем для ее характеристики как объекта управляющих воз­действий, и какое значение она может принять в этих состояни­ях. Исходя из цели физического воспитания на современном эта­пе развития общества — дости­жение высокого уровня физиче­ского здоровья различных возрастных групп населения, нас будет интересовать функцио­нальная модель состояния здо­ровья как эталон цели. Состоя­ние болезни — прерогатива изучения медиков. Существуют


ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

модели характерных симптомов заболеваний, классификация болезней со­
гласно нозологическим видам. Здоровье как объект исследования является
преимущественной прерогативой валеологов. Однако еще Гален указывал на
существование, кроме двух состояний организма, здоровья и болезни, треть­
его, переходного между ними. Один из крупнейших врачей древности Ави­
ценна писал о существовании шести степеней здоровья и болезни. По его
мнению, "..... бывает тело здоровое до предела, тело здоровое, но не до пре­
дела, тело не здоровое, но и не больное..., затем тело в хорошем состоянии,
быстро воспринимающем здоровье, затем тело больное легким недугом, за­
тем тело больное до предела" (Баевский, 1979). Как видно, из шести состоя­
ний организма Авиценна только два относит к болезни, а четыре к различ­
ным степеням здоровья. Обобщенные модели болезни и здоровья
Г.Апанасенко (1992) представил в виде сообщающихся сосудов: чем выше
уровень здоровья, тем меньше возможность развития и манифестации пато­
логического процесса (рис. 12.4). Теперь возникает вопрос, какими количе­
ственными характеристиками можно выразить уровень здоровья.

Под здоровьем в общем плане понимают возможность организма человека адап­тироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической психологической и социальной сущности человека


I
 

Понятие "здоровье" в физическом смысле обычно отождествляется с понятием "норма", и как конкретное специфическое состояние означает отсутствие существенных отклонений от нормы основных жизненно важ­ных показателей. Предполагают, что для здорового организма характерны нормальные значения температуры тела, частоты пульса, артериального давления, ударного объема, величи­ны энергозатрат, жизненной емкости легких и др. Нередко в качестве нор­мы принимают среднестатистичес­кие значения отдельных показателей, характеризующих определенную со­вокупность людей (популяцию, мик­ропопуляцию). Однако среднестати­стическая норма тем меньше ре­альна, чем больше показателей учи­тываются (Баевский, 1979).

Рис. 12.4.Взаимоотношения процессов здоровья (I) и болезни (II), а также состояния (1-3), определяемые этими вза­имоотношениями. Условные обозначения: 1 - здоровье; 2 - предболезнь; 3 - болезнь. Заштрихованы часть процессов и состояния, диагностируемые ортодоскональными метода­ми, (по Апанасенко, 1992)

Понятие нормы, как и понятие здоровья, должно быть строго инди­видуализированным. Э.Ульямс (1960) отмечает наличие вариаций отдель­ных показателей от индивида к инди­виду, достигающих 800 % (для кон­центрации некоторых аминокислот в крови) и даже 5000 % (для уровня


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Показатели функционального состояния организма подростков г. Кива в 1983 и 1997 гг.

 

 

Показатель 13 лет  
1983 г. (п=31) 1997 г. (п=81) Р  
ЧСС в покое, уд-мин"1 76,2±10,1 76,1+15,4 >0,05  
АДСИСТ, мм рт.ст. 104,4+6,13 118,6+14,2 <0,001  
ДДдиаст, ММ РТ.СТ. 58,3+6,1 81,5±12,4 <0,001  
Половое развитие, баллы 2,32±2,12 4,8+1,13 <0,001  
МПК, мл-мин-і-кг"1 53,6+4,4 47,5+4,2 <0,001  
Заболеваемость, дней 9,7+9,4 37,5+15 <0,001  
Заболеваемость, раз в год 1,1+0,8 7,1+3,3 <0,001  
Индекс Робинсона, усл.ед. 75,5±5,9 90,2±6,1 <0,001  
МО, с 0,79±0,13 0,72±0,1 <0,05  
АМО,с 28,2±7,9 27,0±8,4 >0,05  
АХ, с 0,33±0,14 0,24±0,12 <0,05  
АМО/2х-МО, усл.ед. 54,8±31 79,4±17,7 <0,05  

многих ферментов в крови). Поэтому можно утверждать, что каждый человек имеет индивидуальную норму здоровья, которая зависит от множества фак­торов: возраста, пола, наследственности, местожительства и т.д. Однако сре­ди множества физиологических и биохимических показателей существует ряд таких, которые имеют однородные значения у подавляющего числа здоровых людей. К ним относятся величина артериального давления, значение рН кро­ви, количество эритроцитов, артериовенозная разница по содержанию кис­лорода и др. Все эти показатели отражают сложившееся в ходе эволюции уровновешивание системы внутри организма (гомеостаз), обеспечившее вы­живание и развитие вида. Выход за пределы нормы этих показателей указы­вает на нарушение гомеостаза, т.е. на нарушение адаптационного механизма. Примером групповой модели функционального состояния могут служить по­казатели, представленные в таблице модели киевлян (табл. 12.1).

Показатели функционального состояния организма подростков 13— 14 лет сгруппированы по региональному признаку (г. Киев) и времени про­живания (1983 и 1997 гг.) и представляют собой модельные характеристики изучаемого контингента. Это дает возможность сопоставить данные количе­ственные характеристики признаков (ЧСС, артериальное давление и др.) с общегрупповой моделью нормы для этих возрастов, а также между собой, определив различия, которые являются результатом адаптации к условиям окружающей среды, меняющейся в силу социально-экономических и эко­логических условий в данном регионе.

Понятие гомеостаза включает не только известное постоянство различ­ных физиологических констант организма в покое. В это понятие входят


ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


(М±т)
  14 лет
  1983 г. (п=31) 1997 г. (п=62) Р
  73±9,9 77,6+15,3 >0,05
  105,5±7,8 121,7+11,6 <0,001
  66,3±6,9 81,6±14,4 <0,001
  4,98±1,2 5,26±1,19 >0,05
  53,6±3,9 51,2+4,0 <0,01
  11,2+8,5 39,9+14,3 <0,001
  1,4±0,9 7,1±3,0 <0,001
  72,6±6,3 94,4±7,2 <0,001
  0,82±0,16 0,73±0,13 <0,05
  32,4±9,8 28,8+11,3 >0,05
  0,26±0,1 0,21+0,11 <0,05
  76±47,8 96+34,7 <0,05

таблица 12.1 процессы адаптации и коррекции физиологических процессов, обес­печивающих единство организма при меняющихся условиях среды или во время выполнения физичес­кой нагрузки. В организме как са­морегулирующейся, самооптимизи­рующейся системе можно выделить управляющие и управляемые систе­мы, регулирующие механизмы и ре­гулируемые параметры. В настоя­щее время большое внимание уделяют гомеостазу в отдельных си­стемах организма, например в сис­теме кровообращения.

Наиболее стабильными гемо-динамическими показателями явля­ются ударный и минутный объем сердца, частота пульса, артериаль­ное давление, объем циркулирую­щей крови. В ситеме дыхания — ча­стота дыхания в минуту, минутный объем дыхания, потребление кислорода, ЖЕЛ, МВЛ.

Адаптационные возможности организма при выполнении физических нагрузок могут характеризоваться мощностью выполняемой работы и ос­новными показателями деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.

На протяжении многих десятилетий ведется поиск возможности интег­рально оценить физическое здоровье человека, сведя к минимуму количество функциональных показателей. Изучая закономерности адаптации организма на клеточном уровне авторы отмечают, что чем мощнее аппарат митохондрий, являющийся субстратом энергопотенциала клетки, тем больший диапазон внешних воздействий она способна выдержать и восстановить свою структу­ру (Баевский, 1979; Апанасенко, 1992). Та же закономерность отмечена и на органном уровне. Из чего следует, что измерение степени жизнеспособности, или другими словами — уровня соматического здоровья, связывается с оцен­кой мощности и эффективности энергообразования (Апанасенко, 1998).

С физиологической точки зрения этот показатель интегрально характе­ризует состояние дыхательной, кровеносной и метаболической функций, с биологической — степень устойчивости (жизнеспособности) неравновесной системы живого организма.

Определение мощности аэробного энергообразования (МПК) осуще­ствляется при выполнении физических нагрузок ("до отказа") прямым пу­тем, а также косвенным путем при выполнении непредельных физических нагрузок. Одним из самых распространенных методов непрямого определе­ния МПК является 12-минутный бег (тест К.Купера), благодаря которому


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

можно определить функциональный класс аэробной способности. Коэффи­циент корреляции между расстоянием, пробегаемым за 12 мин, и МПК со­ставляет 0,897 (табл. 12.2).

Говоря о норме физического состояния человека, мы понимаем диапазон границ изменчивости и устойчивости объекта, в которых он сохраняет свою качествен­ную определенность. Этот диапазон от нижней границы, находящейся на грани нормы и патологии, можно представить в виде частных моделей различных уров­ней функционального состояния


В физиологической литературе в основном ограничиваются делением в пределах пяти качественных категорий — уровней физического состояния: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Модельные ха­рактеристики соответствующего уровня физического состояния сужают ди­апазон границ частной нормы и определяют степень близости к пороговой зоне нормы и патологии. Так, в 1988 г. Г.Л. Апанасенко определил "безо­пасный" уровень соматического здоровья индивида, который характеризу­ется максимальными возможностями аэробного энергообразования 40— 42 млПмин-'Пкг"1 (11-12 МЕТ) для мужчин и 33-35 млПмин-'ПкГ1 (10-11 МЕТ) для женщин и на этом основании разработал экспресс-оценку уровней соматического здоровья. Граница "безопасного" уровня здоровья соответствует 11 баллам и выше и начинается с IV уровня (выше среднего). Для характеристики физического состояния могут использоваться мо­дели физического развития, физической подготовленности.

Модельные характеристики физического развития возрастных групп детского контингента чаще всего основываются на количественных харак­теристиках длины и массы тела, обхватных размерах грудной клетки, си­лы сжатия кисти и ЖЕЛ. Эти модели в физическом воспитании использу­ются для определения темпов физического развития, биологического возраста детей (ретарданты, акселераты, средний темп), что обусловлива­ет дифференциацию подбора средств, методов и физических нагрузок в занятиях.

ТАБЛИЦА 12.2 Модельные характеристики пробегаемого расстояния за 12 мин по максимальному потреблению кислорода (по К.Куперу, 1972)
Расстояние, км МПК, мл-мин-ї-кг"1
Менее 1,6 Менее 25,0
1,6-2,0 25,0-33,7
2,01-2,4 33,8-42,5
2,41-2,8 42,6-51,5
Более 2,8 51,6 и более

Признаки, связанные с фактором длины: длина тела (рост), продольные размеры тела (рост сидя, длина верх­них и нижних конечностей, некоторые соотношения продольных размеров те­ла и отдельных сегментов); отдельные размеры тела во фронтальной плоско­сти (отдельные диаметры тела, а также диаметры верхних и нижних конечно­стей); дуговые размеры тела (некото­рые обхваты тела, а также обхваты верхних и нижних конечностей); неко­торые индексометрические данные и данные соматотипометрии в опреде-


_______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ТАБЛИЦА 12.3 Наследуемость некоторых морфометрических признаков у человека (Шварц, 1991)

 

№п/п Морфометрический признак Наследуемость, %
1 2 3 4 5 Длина тела, длина верхних и нижних конечностей Длина туловища, плеча и предплечья, бедра и голени Масса тела, ширина таза и бедра, ширина плечевой кости и колена Ширина плеча, голени и запястья Обхват запястья, лодыжки, бедра и голени, плеча и предплечья, обхват шеи, талии, ягодиц 85-90 80-85 70-80 60-70 60 и менее

ленной мере обусловлены наследственными факторами и управляемость ими в процессе физического воспитания ограничена (табл. 12.3).

Качественный уровень функционирования систем организма человека проявляется при двигательной активности и зависимости от его физической подготовленности. В физическом воспитании различных возрастных кон-тингентов населения цели физической подготовленности могут быть раз­ные, что и определяет их модельные характеристики. Задачами общей физи­ческой подготовки в детском, подростковом и юношеском возрасте является овладение широким кругом жизненно важных двигательных умений и на­выков, повышение адаптационного потенциала организма и его жизнеспо­собности, достижение высокого уровня соматического, психологического и социального здоровья.

Модельные характеристики общей физической подготовленности могут быть представлены в виде абсолютных показателей в двигательных тестах, унифицированных в балльную систему, графиков, формул как обобщенные, груп­повые и индивидуальные модели

Задачами профессионально-прикладной физической подготовки молодежи является обеспечение специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности.

Моделирование физической подготовленности позволяет сопоставлять индивидуальные данные конкретного занимающегося с характеристиками модели, оценить сильные и слабые стороны его физической подготовлен­ности и составить тренировочную программу, направленную на коррекцию его физического состояния. Например, на рис. 12.3 представлены модели физической подготовленности студентов, отнесенных к различным уровням физической подготовленности по общей сумме баллов, набранных в 10 те­стах. Однако, оценивая их по каждому тесту отдельно, видна явная диспро­порция в достижении нормативного результата в велоэргометрическом тес­тировании, что определяет направленное воздействие на развитие аэробной производительности в процессе физического воспитания.


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.