КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Моделирование в физическом воспитании
Одним из условий управления является оперирование моделями. Возможности создания, построения моделей обусловливается специфическими особенностями процесса физического воспитания — обучение двигательным действиям и развитие физических качеств. Педагогический процесс обучения двигательным действиям состоит из усвоения учебного материала (информации, сообщаемой учителем) и двигательного действия, выполняемого учеником. В зависимости от объема знаний, предыдущего практического опыта, физиологических, психологических и других причин, фактическое выполнение упражнений будет отличаться от "идеала". Эти отличия можно объективно зарегистрировать и измерить при помощи различных методов исследования (киносъемкой, хроноциклографией, тензометрией и т.п.) и получить количественную характеристику техники этого движения. Затем фактическую характеристику можно сопоставить с идеальной и определить степень их различий. В итоге преподаватель получает объективные количественные данные, которые характеризуют уровень овладения учеником заданным двигательным действием. Аналогичным образом можно поступить и при развитии физических качеств. Для повышения уровня физической подготовленности преподаватель применяет определенную программу воздействий (средства, методы, объем, интенсивность физических нагрузок, чередование нагрузки и отдыха и др.), которая определяется количественными параметрами. Уровень физической подготовленности может быть охарактеризован по показателям мышечной силы, быстроты, выносливости и другим, которые измеряются при помощи специальных приборов и двигательных тестов. Затем возникает та же ситуация, что и при обучении — необходимо сопоставить фактическую физическую подготовленность с запланированной, чтобы выяснить, существуют различия между ними или нет, если существуют, то наметить пути к их устранению. Таким образом, если есть два явления, которые можно объективно измерить, и связь между ними доступна количественному выражению, то это положение открывает возможности для кибернетического моделирования процессов, связанных с физическим воспитанием При моделировании сложные педагогические процессы рассматриваются в "чистом виде" путем построения абстрактных схем реальных процессов, необходимых для более глубокого проникновения в закономерности их протекания и предвидения возможных направлений развития. _______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Такой метод уже давно используется в педагогике при составлении учебных программ, планов, контрольных нормативов, ориентируясь на модель "среднего ученика". Понятие "модели". В литературе имеется несколько определений модели, но все они отражают одну и ту же сущность понятия. Под моделью понимают такую мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна заменить его. Отсюда можно говорить, что любая закономерность, существование которой твердо установлено экспериментально, любой физический закон представляет собой модель. Как упрощенное представление существенно важных характеристик реального объекта или ситуации, дает определение модели. При создании модели опускаются второстепенные, не оказывающие принципиального влияния на модель в целом условия, признаки, величины. Под моделью принято понимать образец (стандарт, эталон) в более широком смысле — любой образец (мысленный или условный) того или иного объекта, процесса или явления (Платонов, 1997). Модель не является тождеством изучаемого предмета. Она воспроизводит в определенном масштабе только некоторые свойства предмета и всегда является упрощением оригинала Модель, как указывают одни из основоположников кибернетики — У.Росс и У.Эшби (1962), не должна быть подобна оригиналу, иначе это будет не модель, а копия. В то же время, модель должна, по У.Эшби, отражать основные свойства оригинала, в противном случае различие будет большим и на основании такой модели нельзя будет открыть основные закономерности оригинала. Моделирование — процесс построения, изучения и использования моделей для определения и уточнения характеристик и оптимизации какого-либо процесса (Платонов, 1997). Система управления в физическом воспитании основана в первую очередь на оперировании моделями, а затем только — на переносе "образцов" педагогических воздействий в практику. Модель используется в качестве заменителя объекта управления с тем, чтобы получить новые сведения об объекте, изучить его функциональные характеристики. Так, изучение физического состояния человека по его антропометрическим показателям и показателям сердечно-сосудистой и дыхательной систем в покое и при выполнении физической нагрузки дает возможность составить модель его морфофункционального статуса, затем сопоставить эти характеристики с моделью должных величин для данной возрастно-половой группы, найти отличия и после этого составить модель педагогических воздействий (тренировочную программу), направленную на устранение таких отличий. Только после таких операций с моделями преподаватель должен непосредственно осуществлять педагогический процесс. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В процессе моделирования необходимо: • увязать применяемые модели с задачами оперативного, текущего и этапного • определить степень детализации модели, т.е. количество параметров, • определить время действия применяемых моделей, границы их использования, Существуют различные способы описания моделей: словесный, графический, математический, физический. Словесный способ предусматривает передачу информации системой знаков, расположенных на плоскости. Подобный код описывает структуру, функцию, качество, различные отношения между системами и элементами в пространстве и времени. Речь является универсальной системой кодирования информации, она способна передать тончайшие особенности восприятия. К сожалению, она имеет существенные недостатки. Словесные модели "оживают" только через человека, они превращаются в систему со своей структурой и функцией в коре большого мозга. Этот процесс очень субъективен, иными словами, каждый человек по одному и тому же описанию создает свои модели. Все они имеют качественный характер. Построить по словесному описанию "действующую" модель нельзя. Описание словами медленного процесса с пространственными и временными разрывами и скачками, отражающими течение мысли — переключение усиления с одних корковых моделей на другие, с конкретных образов на обобщенные модели, на качество воспоминания, предположения. Поскольку в самой коре нельзя воспроизвести сложную "действующую" модель, это нельзя сделать и в описании. К таким видам моделей можно отнести описание эталона техники выполнения движений, конспект тренировочного занятия и др. Графический способ основан на воспроизведении пространственной модели на плоскости. Здесь в большей или меньшей степени сохраняются истинные структурные отношения между элементами системы — объекта. Рисунки и чертежи содержат больший объем информации, чем описание, но они также являются статической моделью. Правда, последовательностью картин можно воспроизвести действующую модель системы, отразить в изменении формы размеров и цвета, одновременную функцию многих элементов. К графическим моделям относятся схемы, рисунки, графики. Это могут быть схемы тактических действий игроков на площадке, графики, изображающие соотношение объема и интенсивности нагрузки на тренировочном занятии и др. Примером может служить схема управления процессом физического воспитани (см. рис. 12.2). Поскольку процесс достижения цели физического воспитания — высокий уровень физического состояния (УФС) — имеет протяженность во времени, а состоянию организма на разных этапах подготовки может быть дано количественное описание, то сам процесс можно представить в виде графика. При организации управления _______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ функциями организма человека в процессе физического воспитания и спортивной тренировки следует учитывать, что наряду с управляющими воздействиями (тренировочные программы) организм подвержен воздействию ряда непредусмотренных факторов — внешних возмущающих воздействий (условия работы, быта, питания, инфекций, экологии и т.д.). Для этого необходима система контроля, достаточно и объективно отражающая изменения состояния организма во времени, для внесения коррекций в тренировочные программы. Математический способ описания модели представляет собой отражение количественных отношений условными знаками, цифрами, формулами из букв и специальных значков. Формулы отражают действия, а также качества. Если буквы заменить цифрами, получается конкретная задача, в которой воспроизведена некоторая частная, абстрагированная модель деятельности системы. Сочетания словесных описаний, рисунков, формул, цифр могут отразить с достаточной полнотой даже весьма сложные системы и позволяют создать по ним "действующие" модели или вещи. В процессе физического воспитания и в спортивной тренировке для осуществления управления необходимо иметь описание (модель) объекта управления (ученика, спортсмена) в его фактическом состоянии (на данное время), а также модель того состояния, которого нужно достигнуть. Эти модели должны давать цифровые характеристики уровней основных видов подготовленности (общей, специальной, технической и т.д.). Кроме этого, разрабатываются модели основных программ воздействия (упражнений, тренировочных уроков и циклов), система педагогического контроля, фиксирующая изменения, происходящие в организме занимающегося. Для построения обозначенных моделей необходимо набрать определенное количество информации об изучаемых системах. Однако задача заключается не только в том, чтобы набрать возможно большее количество характеристик, но и в том, чтобы выбрать из возможно большего количества данных наименьшее количество существенных показателей, характеризующих состояние объекта и обеспечивающих точность управления им. Извлечение максимума данных из минимальной информации является одной из главных задач управления. В управлении процессом физического воспитания объективно возникает необходимость в составлении нескольких видов моделей: модели физического состояния занимающегося физическими упражнениями, которые могут включать как обобщенные показатели, так и отдельные — морфо-функциональный статус, соматическое здоровье, физическую подготовленность; модели урока физического воспитания; модели процесса — программы занятий в физическом воспитании. Эти модели могут быть представлены на трех уровнях: обобщенном, групповом и индивидуальном (Платонов, 1997). Обобщенные модели отражают характеристику объекта или процесса, выделенную на основе исследования относительно большой группы лиц определенного пола, возраста. В моделях этого уровня отражены на- РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ иболее общие закономерности возрастного развития человека, адаптации к физическим нагрузкам, сезонности занятий и т.п. Например, обобщенной моделью идеальной массы тела может служить формула К.Купера: для мужчин - (рост,м/0,0254 -4 - 128) -0,453; для женщин - (рост,м/0,0254 -3,5 - 108) -0,453. Групповой уровень моделирования основывается на изучении конкретной совокупности лиц, характеризующихся специфическими признаками общности (половыми, возрастными, типологическими, региональными и т.п.). Групповая модель может представлять средневозрастные показатели темпов прироста длины тела детей в различные возрастные периоды, структуру физической подготовленности студентов, обучающихся в одном институте и имеющих различные уровни — низкий, средний, высокий (рис. 12.3). Индивидуальный уровень моделирования предусматривает длительное наблюдение за занимающимся и индивидуальное прогнозирование его состояния на протяжении занятий физическими упражнениями с целью коррекции педагогических воздействий.
Модели функционального состояния человека. В практике физического воспитания отправной точкой начала этого процесса является определение исходного состояния человека, решившего заниматься физическими упражнениями. Организм человека как сложная динамическая система может находиться в бесконечном количестве различных состояний. Можно выделить состояние сна и бодрствования, здоровья и болезни и т.п. Однако для характеристики системы и описания ее важно не то, сколько она может принять состояний, а то, сколько и какие состояния мы выделяем для ее характеристики как объекта управляющих воздействий, и какое значение она может принять в этих состояниях. Исходя из цели физического воспитания на современном этапе развития общества — достижение высокого уровня физического здоровья различных возрастных групп населения, нас будет интересовать функциональная модель состояния здоровья как эталон цели. Состояние болезни — прерогатива изучения медиков. Существуют ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ модели характерных симптомов заболеваний, классификация болезней со Под здоровьем в общем плане понимают возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической психологической и социальной сущности человека
Понятие "здоровье" в физическом смысле обычно отождествляется с понятием "норма", и как конкретное специфическое состояние означает отсутствие существенных отклонений от нормы основных жизненно важных показателей. Предполагают, что для здорового организма характерны нормальные значения температуры тела, частоты пульса, артериального давления, ударного объема, величины энергозатрат, жизненной емкости легких и др. Нередко в качестве нормы принимают среднестатистические значения отдельных показателей, характеризующих определенную совокупность людей (популяцию, микропопуляцию). Однако среднестатистическая норма тем меньше реальна, чем больше показателей учитываются (Баевский, 1979).
Понятие нормы, как и понятие здоровья, должно быть строго индивидуализированным. Э.Ульямс (1960) отмечает наличие вариаций отдельных показателей от индивида к индивиду, достигающих 800 % (для концентрации некоторых аминокислот в крови) и даже 5000 % (для уровня РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Показатели функционального состояния организма подростков г. Кива в 1983 и 1997 гг.
многих ферментов в крови). Поэтому можно утверждать, что каждый человек имеет индивидуальную норму здоровья, которая зависит от множества факторов: возраста, пола, наследственности, местожительства и т.д. Однако среди множества физиологических и биохимических показателей существует ряд таких, которые имеют однородные значения у подавляющего числа здоровых людей. К ним относятся величина артериального давления, значение рН крови, количество эритроцитов, артериовенозная разница по содержанию кислорода и др. Все эти показатели отражают сложившееся в ходе эволюции уровновешивание системы внутри организма (гомеостаз), обеспечившее выживание и развитие вида. Выход за пределы нормы этих показателей указывает на нарушение гомеостаза, т.е. на нарушение адаптационного механизма. Примером групповой модели функционального состояния могут служить показатели, представленные в таблице модели киевлян (табл. 12.1). Показатели функционального состояния организма подростков 13— 14 лет сгруппированы по региональному признаку (г. Киев) и времени проживания (1983 и 1997 гг.) и представляют собой модельные характеристики изучаемого контингента. Это дает возможность сопоставить данные количественные характеристики признаков (ЧСС, артериальное давление и др.) с общегрупповой моделью нормы для этих возрастов, а также между собой, определив различия, которые являются результатом адаптации к условиям окружающей среды, меняющейся в силу социально-экономических и экологических условий в данном регионе. Понятие гомеостаза включает не только известное постоянство различных физиологических констант организма в покое. В это понятие входят ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
таблица 12.1 процессы адаптации и коррекции физиологических процессов, обеспечивающих единство организма при меняющихся условиях среды или во время выполнения физической нагрузки. В организме как саморегулирующейся, самооптимизирующейся системе можно выделить управляющие и управляемые системы, регулирующие механизмы и регулируемые параметры. В настоящее время большое внимание уделяют гомеостазу в отдельных системах организма, например в системе кровообращения. Наиболее стабильными гемо-динамическими показателями являются ударный и минутный объем сердца, частота пульса, артериальное давление, объем циркулирующей крови. В ситеме дыхания — частота дыхания в минуту, минутный объем дыхания, потребление кислорода, ЖЕЛ, МВЛ. Адаптационные возможности организма при выполнении физических нагрузок могут характеризоваться мощностью выполняемой работы и основными показателями деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. На протяжении многих десятилетий ведется поиск возможности интегрально оценить физическое здоровье человека, сведя к минимуму количество функциональных показателей. Изучая закономерности адаптации организма на клеточном уровне авторы отмечают, что чем мощнее аппарат митохондрий, являющийся субстратом энергопотенциала клетки, тем больший диапазон внешних воздействий она способна выдержать и восстановить свою структуру (Баевский, 1979; Апанасенко, 1992). Та же закономерность отмечена и на органном уровне. Из чего следует, что измерение степени жизнеспособности, или другими словами — уровня соматического здоровья, связывается с оценкой мощности и эффективности энергообразования (Апанасенко, 1998). С физиологической точки зрения этот показатель интегрально характеризует состояние дыхательной, кровеносной и метаболической функций, с биологической — степень устойчивости (жизнеспособности) неравновесной системы живого организма. Определение мощности аэробного энергообразования (МПК) осуществляется при выполнении физических нагрузок ("до отказа") прямым путем, а также косвенным путем при выполнении непредельных физических нагрузок. Одним из самых распространенных методов непрямого определения МПК является 12-минутный бег (тест К.Купера), благодаря которому РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ можно определить функциональный класс аэробной способности. Коэффициент корреляции между расстоянием, пробегаемым за 12 мин, и МПК составляет 0,897 (табл. 12.2). Говоря о норме физического состояния человека, мы понимаем диапазон границ изменчивости и устойчивости объекта, в которых он сохраняет свою качественную определенность. Этот диапазон от нижней границы, находящейся на грани нормы и патологии, можно представить в виде частных моделей различных уровней функционального состояния В физиологической литературе в основном ограничиваются делением в пределах пяти качественных категорий — уровней физического состояния: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Модельные характеристики соответствующего уровня физического состояния сужают диапазон границ частной нормы и определяют степень близости к пороговой зоне нормы и патологии. Так, в 1988 г. Г.Л. Апанасенко определил "безопасный" уровень соматического здоровья индивида, который характеризуется максимальными возможностями аэробного энергообразования 40— 42 млПмин-'Пкг"1 (11-12 МЕТ) для мужчин и 33-35 млПмин-'ПкГ1 (10-11 МЕТ) для женщин и на этом основании разработал экспресс-оценку уровней соматического здоровья. Граница "безопасного" уровня здоровья соответствует 11 баллам и выше и начинается с IV уровня (выше среднего). Для характеристики физического состояния могут использоваться модели физического развития, физической подготовленности. Модельные характеристики физического развития возрастных групп детского контингента чаще всего основываются на количественных характеристиках длины и массы тела, обхватных размерах грудной клетки, силы сжатия кисти и ЖЕЛ. Эти модели в физическом воспитании используются для определения темпов физического развития, биологического возраста детей (ретарданты, акселераты, средний темп), что обусловливает дифференциацию подбора средств, методов и физических нагрузок в занятиях.
Признаки, связанные с фактором длины: длина тела (рост), продольные размеры тела (рост сидя, длина верхних и нижних конечностей, некоторые соотношения продольных размеров тела и отдельных сегментов); отдельные размеры тела во фронтальной плоскости (отдельные диаметры тела, а также диаметры верхних и нижних конечностей); дуговые размеры тела (некоторые обхваты тела, а также обхваты верхних и нижних конечностей); некоторые индексометрические данные и данные соматотипометрии в опреде- _______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ТАБЛИЦА 12.3 Наследуемость некоторых морфометрических признаков у человека (Шварц, 1991)
ленной мере обусловлены наследственными факторами и управляемость ими в процессе физического воспитания ограничена (табл. 12.3). Качественный уровень функционирования систем организма человека проявляется при двигательной активности и зависимости от его физической подготовленности. В физическом воспитании различных возрастных кон-тингентов населения цели физической подготовленности могут быть разные, что и определяет их модельные характеристики. Задачами общей физической подготовки в детском, подростковом и юношеском возрасте является овладение широким кругом жизненно важных двигательных умений и навыков, повышение адаптационного потенциала организма и его жизнеспособности, достижение высокого уровня соматического, психологического и социального здоровья. Модельные характеристики общей физической подготовленности могут быть представлены в виде абсолютных показателей в двигательных тестах, унифицированных в балльную систему, графиков, формул как обобщенные, групповые и индивидуальные модели Задачами профессионально-прикладной физической подготовки молодежи является обеспечение специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Моделирование физической подготовленности позволяет сопоставлять индивидуальные данные конкретного занимающегося с характеристиками модели, оценить сильные и слабые стороны его физической подготовленности и составить тренировочную программу, направленную на коррекцию его физического состояния. Например, на рис. 12.3 представлены модели физической подготовленности студентов, отнесенных к различным уровням физической подготовленности по общей сумме баллов, набранных в 10 тестах. Однако, оценивая их по каждому тесту отдельно, видна явная диспропорция в достижении нормативного результата в велоэргометрическом тестировании, что определяет направленное воздействие на развитие аэробной производительности в процессе физического воспитания. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |