Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

J K грузок, средств активного отдыха




Ю

I


 

Si
CM

 

° см n

Возраст, лет



20 40 60 80

Продолжительность, мин



Рис. 12.9. Номограмма для определения пульсового режима во время выполнения

упражнений конкретной продолжительности у лиц с разным уровнем физического

состояния (Иващенко, Круцевич, 1994)

затратах времени, прирост силы и силовой выносливости был больше, чем в группе, выполнявшей по 0,6 ПМ в одном подходе и при большем коли­честве серий;

длительность интервалов отдыха между подходами должна быть тако­ва, чтобы от серии к серии возникало недовосстановление, характеризуемое второй степенью утомления. Установлено, что у школьников и студентов при выполнении упражнений, соответствующих ПМ — 8—12 раз, пауза от­дыха, достаточная для того, чтобы во втором подходе выполнить то же ко­личество повторений, что и в первом подходе, колеблется в пределах 40— 90 с в зависимости от возраста занимающихся и структуры упражнения. Чем младше возраст, тем короче пауза: у младших школьников — 30—40 с, у средних — 40—60 с, у старших — 60—90 с.

Минимальная пауза, позволяющая во втором подходе повторить коли-


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

чество упражнений, выполненных в первом (т.е. 1,0—0,9 ПМ), недостаточ­на для восстановления, и в третьем подходе наступает вторая степень утом­ления (0,6—0,8 ПМ). Если паузу увеличить, то срочный тренировочный эф­фект (СТЭ) возникает после четвертого или пятого подхода, а если сократить, то после второго подхода.

Таким образом, схема выполнения упражнения в сериях следующая:

I серия — 1,0 ПМ, интервал отдыха;

II серия — 1,0—0,9 ПМ, интервал отдыха;

III серия — 0,6—0,8 ПМ, интервал отдыха.

Общее время (объем нагрузки) на одну группу мышц около 3 мин. В физкультурно-оздоровительном занятии с детьми необходимо выполнять силовые упражнения для основных мышечных групп — плечевого пояса, спины, живота, ног с соответствующими объемом и интенсивностью, что по времени длится 13—15 мин. След от предыдущего занятия сохраняется в течение 48—72 ч, что обусловливает 3-кратные занятия в неделю при разви­вающем режиме.

Норма поддерживающей нагрузки отличается от развивающей выпол­нением упражнений двумя сериями с более коротким интервалом отдыха (20 с). Во втором подходе вследствие недовосстановления наступает утом­ление второй степени (количество повторений снижается до 0,6—0,8 ПМ). Общее время для четырех групп мышц — 6—7 мин (на одну группу около 1 мин).

Алгоритм подбора средств физической культуры и рациональных параметров физкультурно-оздоровительных занятий с учетом уровня фи­зического состояния взрослого населения при отсутствии риска развития сердечно-сосудистых заболеваний предложен Л.Я. Иващенко (1994) (табл. 12.15, 12.16)

Интенсивность рассчитывается по ЧСС:

ЧСС = 82,1 + 1,2 □ N - 0,0001 - А2 □ т, где N — интенсивность нагрузки, % МПК; m — масса тела, кг; А — возраст,

ТАБЛИЦА 12.15

Параметры для повышения физического состояния

 

 

 

№ п/п Уровень физического состояния Количество занятий в неделю Продолжи­тельность занятий, мин Соотношение средств (по направленности), % Интенсивность нагрузок, % МПК
общей спец. общей спец.
3 4 Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий 3-4 3-4 3-4 3-4 2-3 40-60 40-60 30-40 20-30 20-30 60 60 50 40 40 40 50 60 40-45 45-50 50-60 60-65 65-70 80-85 80-85 85-95 90-100 90-100

ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


лет ТАБЛИЦА 1 2.16

К упражнениям общего Пульсовой режим для восстанавливающихся на-

 

Возраст, лет Уровень физического состояния
Низкий, ниже среднего УФС Средний УФС Высокий, выше среднего УФС
20-29 30-39 40-49 50-59 <120 <110 <100 <90 <130 <120 <110 <100 <140 <130 <120 <110

воздействия относятся нагруз­ки на выносливость (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах и др.) преимущественно аэроб­ной направленности.

К упражнениям специаль­ного воздействия примени­тельно к воздействию на коро­нарный кровоток отнесены на­грузки скоростного, скорост-но-силового, силового харак­тера, со смешанной аэробно-анаэробной направленностью,

которые в наибольшей степени активизируют кровообращение сердечной мышцы (Душанин, Пирогова, 1985).

Режимы чередования нагрузки и отдыха в занятиях. Выбор оптимальной величины физической нагрузки зависит от целей урока — обучающих, раз­вивающих двигательные качества или поддерживающих их на достигнутом уровне, и конкретных задач урока — какому двигательному действию обу­чать и какие двигательные качества развивать.

В связи с этим при построении программ занятий необходимо учиты­вать последовательность предлагаемых средств (физических упражнений) и оптимальное чередование нагрузки и отдыха при выполнении этих упраж­нений, т.е. определить систему управляющих воздействий на организм за­нимающихся в зависимости от конкретных задач урока.

Для этого вернемся к классической схеме развития процесса утомления и восстановления (рис. 12.10)

і УГЇПТТТк. ____
| работа
Рис. 12.10.Схема развития процесса утомления и восстановления при мышечной деятельности: 1 - утомление; 2 - восстановление; 3 - сверхвосстановление (суперкомпенсация); 4 - стабилизация

Изменения, возникающие в восстановительный период в функцио­нальных системах человека, служат основой для выбора режимов чередова­ния нагрузки и отдыха в занятиях физическими упражнениями, т.к. ближайшие следовой и кумулятив­ный эффекты упражнений зависят от величины интервала времени между окончанием предыдущего и началом последующего упражнения или между повторениями одного и того же упражнения. Воздействие очередного упражнения или повто­рения при различных интервалах от-

дыха по-разному будет взаимодейст­вовать со следовым эффектом и в зависимости от этого давать прин­ципиально неоднозначные кумуля-


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


тивные результаты (Матвеев, 1991). Исследованиями физиологов и специ­алистов-практиков (Лейник, 1968; Фарфель, 1969; Петровский, 1972 и др.) было доказано, что в зависимости от того, в какой стадии отдыха повторя­ется каждое упражнение в уроке, можно выделить три доступных в прак­тике режима чередования упражнений с отдыхом, которые условно назва­ны А, В, D.

Режим А, при котором каждое последующее упражнение в уроке повто­ряется через короткие интервалы отдыха в состоянии недовосстановления. При таком режиме в процессе урока всегда наблюдается снижение мышеч­ной силы и выносливости, ухудшение проприоцептивной чувствительности и специальной работоспособности (Петровский, 1973). Повторное выпол­нение упражнений в стадии недовосстановления (II степень утомления — Вайнбаум, 1991; "Напряженный интервал" — Матвеев, 1991) способствует развитию силовой и скоростной выносливости.

В режиме В каждое последующее упражнение повторяется в стадии су­перкомпенсации через более длительные интервалы отдыха. Не все упраж­нения сопровождаются таким эффектом, а, очевидно, те, при выполнении которых происходит более значительная функциональная мобилизация ор­ганизма, чем та, к которой он уже адаптировался. Этим обусловлена необ­ходимость регулярного увеличения в процессе физического воспитания уровня предъявляемых функциональных нагрузок, от величины которых су­щественно зависит и продолжительность времени, необходимого для отно­сительного восстановления и суперкомпенсации (Матвеев, 1991). При до­статочно больших нагрузках эта фаза может наступить по истечении значительного времени (сутки, двое и более).

В режиме В от повторения к повторению мышечная сила, проприоцеп-тивная чувствительность, специальная работоспособность увеличиваются, а выносливость снижается (рис. 12.11); (Петровский, 1973). Исследования по­казали, что после занятия эти показатели постепенно возвращались к дора-бочему уровню. Причем мышечная сила и проприоцептивная чувствитель­ность удерживались на уровне выше исходного до 30 ч и более.

По данным автора, при повторении стандартных уроков в разные стадии отдыха, уровень работоспособности при выполнении непродолжительных интенсивных упражнений изменяется направленно с мышечной силой и про­приоцептивной чувствительностью, а колебание выносливости определяет

IV
Работа
Стадии отдыха
Рис. 12.11.Стадии послерабочего отдыха. Условные обозначения: 1 - мышечная сила и возбудимость, 2 - выносливость (Петровский)

способность к многократному повторению таких упражнений. Режим D характеризуется повторением последующего упражнения в третьей стадии отдыха — стадии дорабочей возбудимости. Он соответству­ет поддерживающему режиму, т.к. все показатели работоспо­собности будут удерживаться в пределах исходного уровня.


_______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Указанные режимы чередования нагрузки и отдыха при прочих равных условиях зависят от количества повторений и общей нагрузки в уроке. Так, неоднократно вводимый режим В по ходу занятий по мере накопления утом­ления может переходить постепенно в режим А. Сначала повторения будут происходить на стадии дорабочего состояния ("ординарный интервал", Мат­веев, 1991), а затем — недовосстановления ("напряженный" интервал). При этом будет развиваться физическое качество в другом проявлении — не ско­рость, а скоростная выносливость, не сила, а силовая выносливость.

При увеличении количества повторений упражнений в уроках с режи­мом А, наблюдалось снижение функциональных показателей после занятий на протяжении нескольких часов, образуя подобие "отрицательной фазы" (Петровский, 1973). После таких уроков восстановление изучаемых показа­телей затягивалось. Они не возвращались к исходным величинам на протя­жении 70 ч и более.

Количественную оценку величины двигательной активности можно про­водить разными методами: по показателям энерготрат, измеряемых в кило­джоулях (кДж) или относительных единицах (МЕТ) путем подсчета энерге­тического баланса. МЕТпоказатель отношения энергетической стоимости нагрузки к интенсивности основного обмена. 1 МЕТ соответствует уровню ос­новного обмена и составляет 4,6—5,4 кДж, или 1,1—1,4 ккалПмин"1.

Энергетическая стоимость тренировочных нагрузок строго индивиду­альна и зависит от пола, возраста и уровня физического состояния, то есть при равной относительной интенсивности (выраженной, например, в % МПК) она будет выше у молодых по сравнению с лицами более старшего возраста, у тренированных по сравнению с нетренированными.

Однако некоторые исследователи указывают на идивидуальные разли­чия в расходе энергии у индивидуумов одного возраста, пола, массы тела и уровня двигательной активности, которые обусловлены генетически.

Снижение недельного объема двигательной активности в подростковом и юношеском возрасте отмечается не только в наших странах, но и в стра­нах западной Европы. В зависимости от интенсивности выделяют метабо-

ТАБЛИЦА 1 2.17

Среднее количество часов относительно общего времени, затрачиваемого в неделю на двигательную активность с разными уровнями интенсивности, включая физическое воспитание в школе у голландских школьников (R. Malina, 1991), %

 

 

 

 

 

Пол Возраст, лет Уровень двигательной активности
низкий (4-7 МЕТ) средний (7-10 МЕТ) высокий (10 МЕТ и более)
ч % ч % ч %
М д м д 12-13 17-18 4,5 5,0 5,0 6,0 43 5364 3,5 4,0 1,5 1,5 33 41 21 19 3,0 0,5 1,0 0,3 24 5 15 4

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Энерготраты, МЕТ



15,5 15,0 14,0
\

13,0
'h

Ьс

\\

4/,

Ъ

12,0 -
ч\

ЧУ,

г«йп

11,0 -
_|_
_|_
_|_
_1_

13-15
40-4950-59
20 40 60 Продолжительность, мин

- 15,3 - 13,5 - 11,7
- 13,6 - 12,0 - 10,4
- 11,9 - 10,5 9,1
- 10,2 - 9,0 7,9
- 8,5 - 7,5 6,6
- 6,8 - 6,0 5,3
- 5,1 - 4,5 3,9
- 3,4 - 3,0 2,6



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.