КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
J K грузок, средств активного отдыха
Ю I
° см n Возраст, лет 20 40 60 80 Продолжительность, мин Рис. 12.9. Номограмма для определения пульсового режима во время выполнения упражнений конкретной продолжительности у лиц с разным уровнем физического состояния (Иващенко, Круцевич, 1994) затратах времени, прирост силы и силовой выносливости был больше, чем в группе, выполнявшей по 0,6 ПМ в одном подходе и при большем количестве серий; • длительность интервалов отдыха между подходами должна быть такова, чтобы от серии к серии возникало недовосстановление, характеризуемое второй степенью утомления. Установлено, что у школьников и студентов при выполнении упражнений, соответствующих ПМ — 8—12 раз, пауза отдыха, достаточная для того, чтобы во втором подходе выполнить то же количество повторений, что и в первом подходе, колеблется в пределах 40— 90 с в зависимости от возраста занимающихся и структуры упражнения. Чем младше возраст, тем короче пауза: у младших школьников — 30—40 с, у средних — 40—60 с, у старших — 60—90 с. Минимальная пауза, позволяющая во втором подходе повторить коли- РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ чество упражнений, выполненных в первом (т.е. 1,0—0,9 ПМ), недостаточна для восстановления, и в третьем подходе наступает вторая степень утомления (0,6—0,8 ПМ). Если паузу увеличить, то срочный тренировочный эффект (СТЭ) возникает после четвертого или пятого подхода, а если сократить, то после второго подхода. Таким образом, схема выполнения упражнения в сериях следующая: I серия — 1,0 ПМ, интервал отдыха; II серия — 1,0—0,9 ПМ, интервал отдыха; III серия — 0,6—0,8 ПМ, интервал отдыха. Общее время (объем нагрузки) на одну группу мышц около 3 мин. В физкультурно-оздоровительном занятии с детьми необходимо выполнять силовые упражнения для основных мышечных групп — плечевого пояса, спины, живота, ног с соответствующими объемом и интенсивностью, что по времени длится 13—15 мин. След от предыдущего занятия сохраняется в течение 48—72 ч, что обусловливает 3-кратные занятия в неделю при развивающем режиме. Норма поддерживающей нагрузки отличается от развивающей выполнением упражнений двумя сериями с более коротким интервалом отдыха (20 с). Во втором подходе вследствие недовосстановления наступает утомление второй степени (количество повторений снижается до 0,6—0,8 ПМ). Общее время для четырех групп мышц — 6—7 мин (на одну группу около 1 мин). Алгоритм подбора средств физической культуры и рациональных параметров физкультурно-оздоровительных занятий с учетом уровня физического состояния взрослого населения при отсутствии риска развития сердечно-сосудистых заболеваний предложен Л.Я. Иващенко (1994) (табл. 12.15, 12.16) Интенсивность рассчитывается по ЧСС: ЧСС = 82,1 + 1,2 □ N - 0,0001 - А2 □ т, где N — интенсивность нагрузки, % МПК; m — масса тела, кг; А — возраст, ТАБЛИЦА 12.15 Параметры для повышения физического состояния
ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ лет ТАБЛИЦА 1 2.16 К упражнениям общего Пульсовой режим для восстанавливающихся на-
воздействия относятся нагрузки на выносливость (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах и др.) преимущественно аэробной направленности. К упражнениям специального воздействия применительно к воздействию на коронарный кровоток отнесены нагрузки скоростного, скорост-но-силового, силового характера, со смешанной аэробно-анаэробной направленностью, которые в наибольшей степени активизируют кровообращение сердечной мышцы (Душанин, Пирогова, 1985). Режимы чередования нагрузки и отдыха в занятиях. Выбор оптимальной величины физической нагрузки зависит от целей урока — обучающих, развивающих двигательные качества или поддерживающих их на достигнутом уровне, и конкретных задач урока — какому двигательному действию обучать и какие двигательные качества развивать. В связи с этим при построении программ занятий необходимо учитывать последовательность предлагаемых средств (физических упражнений) и оптимальное чередование нагрузки и отдыха при выполнении этих упражнений, т.е. определить систему управляющих воздействий на организм занимающихся в зависимости от конкретных задач урока. Для этого вернемся к классической схеме развития процесса утомления и восстановления (рис. 12.10)
Изменения, возникающие в восстановительный период в функциональных системах человека, служат основой для выбора режимов чередования нагрузки и отдыха в занятиях физическими упражнениями, т.к. ближайшие следовой и кумулятивный эффекты упражнений зависят от величины интервала времени между окончанием предыдущего и началом последующего упражнения или между повторениями одного и того же упражнения. Воздействие очередного упражнения или повторения при различных интервалах от- дыха по-разному будет взаимодействовать со следовым эффектом и в зависимости от этого давать принципиально неоднозначные кумуля- РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ тивные результаты (Матвеев, 1991). Исследованиями физиологов и специалистов-практиков (Лейник, 1968; Фарфель, 1969; Петровский, 1972 и др.) было доказано, что в зависимости от того, в какой стадии отдыха повторяется каждое упражнение в уроке, можно выделить три доступных в практике режима чередования упражнений с отдыхом, которые условно названы А, В, D. Режим А, при котором каждое последующее упражнение в уроке повторяется через короткие интервалы отдыха в состоянии недовосстановления. При таком режиме в процессе урока всегда наблюдается снижение мышечной силы и выносливости, ухудшение проприоцептивной чувствительности и специальной работоспособности (Петровский, 1973). Повторное выполнение упражнений в стадии недовосстановления (II степень утомления — Вайнбаум, 1991; "Напряженный интервал" — Матвеев, 1991) способствует развитию силовой и скоростной выносливости. В режиме В каждое последующее упражнение повторяется в стадии суперкомпенсации через более длительные интервалы отдыха. Не все упражнения сопровождаются таким эффектом, а, очевидно, те, при выполнении которых происходит более значительная функциональная мобилизация организма, чем та, к которой он уже адаптировался. Этим обусловлена необходимость регулярного увеличения в процессе физического воспитания уровня предъявляемых функциональных нагрузок, от величины которых существенно зависит и продолжительность времени, необходимого для относительного восстановления и суперкомпенсации (Матвеев, 1991). При достаточно больших нагрузках эта фаза может наступить по истечении значительного времени (сутки, двое и более). В режиме В от повторения к повторению мышечная сила, проприоцеп-тивная чувствительность, специальная работоспособность увеличиваются, а выносливость снижается (рис. 12.11); (Петровский, 1973). Исследования показали, что после занятия эти показатели постепенно возвращались к дора-бочему уровню. Причем мышечная сила и проприоцептивная чувствительность удерживались на уровне выше исходного до 30 ч и более. По данным автора, при повторении стандартных уроков в разные стадии отдыха, уровень работоспособности при выполнении непродолжительных интенсивных упражнений изменяется направленно с мышечной силой и проприоцептивной чувствительностью, а колебание выносливости определяет
способность к многократному повторению таких упражнений. Режим D характеризуется повторением последующего упражнения в третьей стадии отдыха — стадии дорабочей возбудимости. Он соответствует поддерживающему режиму, т.к. все показатели работоспособности будут удерживаться в пределах исходного уровня. _______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Указанные режимы чередования нагрузки и отдыха при прочих равных условиях зависят от количества повторений и общей нагрузки в уроке. Так, неоднократно вводимый режим В по ходу занятий по мере накопления утомления может переходить постепенно в режим А. Сначала повторения будут происходить на стадии дорабочего состояния ("ординарный интервал", Матвеев, 1991), а затем — недовосстановления ("напряженный" интервал). При этом будет развиваться физическое качество в другом проявлении — не скорость, а скоростная выносливость, не сила, а силовая выносливость. При увеличении количества повторений упражнений в уроках с режимом А, наблюдалось снижение функциональных показателей после занятий на протяжении нескольких часов, образуя подобие "отрицательной фазы" (Петровский, 1973). После таких уроков восстановление изучаемых показателей затягивалось. Они не возвращались к исходным величинам на протяжении 70 ч и более. Количественную оценку величины двигательной активности можно проводить разными методами: по показателям энерготрат, измеряемых в килоджоулях (кДж) или относительных единицах (МЕТ) путем подсчета энергетического баланса. МЕТ — показатель отношения энергетической стоимости нагрузки к интенсивности основного обмена. 1 МЕТ соответствует уровню основного обмена и составляет 4,6—5,4 кДж, или 1,1—1,4 ккалПмин"1. Энергетическая стоимость тренировочных нагрузок строго индивидуальна и зависит от пола, возраста и уровня физического состояния, то есть при равной относительной интенсивности (выраженной, например, в % МПК) она будет выше у молодых по сравнению с лицами более старшего возраста, у тренированных по сравнению с нетренированными. Однако некоторые исследователи указывают на идивидуальные различия в расходе энергии у индивидуумов одного возраста, пола, массы тела и уровня двигательной активности, которые обусловлены генетически. Снижение недельного объема двигательной активности в подростковом и юношеском возрасте отмечается не только в наших странах, но и в странах западной Европы. В зависимости от интенсивности выделяют метабо- ТАБЛИЦА 1 2.17 Среднее количество часов относительно общего времени, затрачиваемого в неделю на двигательную активность с разными уровнями интенсивности, включая физическое воспитание в школе у голландских школьников (R. Malina, 1991), %
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Энерготраты, МЕТ
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |