КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прогнозирование в физическом воспитании
Управление любым процессом связано с прогнозированием как опережающим отражением будущего достижения поставленной цели. В физическом воспитании прогнозирование связано с предвидением конкретных перспектив развития того или иного процесса или явления, отражающих как задачи развития отрасли в целом, так и задачи физического совершенствования конкретного человека, группы лиц, населения страны. Задача прогнозирования сводится к выявлению вероятного развития явления, которое в наибольшей степени соответствует научным знаниям, отражает современные тенденции и в результате определяет процесс и достижение заданного эффекта (Платонов, 1997). В процессе исторического и общественного развития человек приобрел способность отражать в своем мозге будущие результаты своей деятельности. Эта способность явилась необходимой предпосылкой его адаптации, а затем и развития средств производства и форм социальной и общественной жизни. В связи с деятельностью человека, направленной в будущее, исследователи выделяют пять понятий (Лисичкин, 1972; Баевский, 1979), определяющих уровень знания будущего: предвидение, предсказание, прогноз, план и программа. Научное предвидение — это способ познания, форма конструктивной деятельности мозга, направленная на воссоздание картины эмпирически не наблюдаемых событий и явлений. Предвидение — это родовое понятие для всех понятий, обозначающих знание о будущем. Предсказание может быть как научным, так и ненаучным. Как правило, предсказание является сугубо качественной характеристикой ожидаемого события, явления. Прогнозирование — это такая ступень знания будущего, которая характеризуется некоторыми количественными параметрами в отношении времени, места и вероятности предполагаемого события, явления. Прогноз мно-говариантен и обязательно предусматривает возможность внесения корректировок. План в отличии от прогноза содержит однозначно определенные сроки и условия наступления какого-либо события и представляет собой заранее намеченную систему мероприятий. Программа является промежуточным этапом между прогнозом и планом. Остановимся на некоторых элементах теории прогнозирования для определения возможности их применения в физическом воспитании. Прогнозирование — это вид познавательной деятельности человека (субъекта), направленной на формирование прогнозов развития определенного объекта на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем. В качестве объекта прогноза могут выступить события, явления, категории науки, предметы и средства производства и др. Одним из основных объектов прогнозирования в физическом воспитании является физическое состояние _______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ человека, которое изменяется под воздействием внешних и внутренних факторов. Анализ объекта прогноза — первый этап разработки прогнозов, он заключается в определении целей и задач прогнозирования, нахождении способов адекватного описания объекта по ряду признаков и представлении его в виде модели, наиболее соответствующей задачам прогнозирования. Вслед за анализом объекта прогноза осуществляется его синтез, который направлен на определение как можно большего числа дифференциальных признаков объекта и их взаимосвязи между собой. Эти признаки могут быть выделены с помощью различных методов в физическом воспитании и спорте. Наиболее распространенными являются методы экспертных оценок, экстраполяции и математической статистики. Основная цель прогнозирования заключается в уменьшении неопределенности будущего. Вероятностное будущее предстает перед нами как некоторая сумма возможностей, реализация которых может зависеть от наших усилий и стремлений или может совершаться без нашего участия. В зависимости от указанных вариантов будущего выделяют изыскательский (исследовательский) и нормативный подходы к прогнозированию. Первый связан с прогнозированием заранее неизвестных, непланируемых событий (исследовательский прогноз), второй — с прогнозированием конкретных событий, которые мы можем предвидеть и планировать (нормативный прогноз). Исследовательское прогнозирование направлено на оценку тенденции изменения нынешнего состояния объекта в будущем. При этом будущее состояние объекта рассматривается как результат его движения по оси времени из прошлого через настоящее в будущее. Самый простой способ прогнозирования состоит в том, чтобы будущее рассматривать как продленное настоящее, однако это возможно при достаточно высокой степени детерминированности явлений. Для продления временного ряда в будущее необходимо изучать тенденции изменений исследуемого объекта и правильно выбрать описывающую эти тенденции функцию. Такой метод получил название метода экстраполяции. Экстраполяция временных рядов заключается в выборе математической модели, наиболее адекватно описывающей тенденцию исследуемого объекта в будущем. Для описания сложных изменений, связаных с темпом, предложен метод огибающих кривых (Эйрес, 1971). Огибающая кривая может быть названа макропеременной, а составляющие ее переменные — микропеременными. Р. Эйрес вводит понятие интенсивных и экстенсивных макропеременных, которые отличаются природой ограничивающих факторов. Первые подвержены ограничениям, обусловленным естественными пределами, такими, как скорость света, форма и строение человеческого тела и др. Вторые ограничены в темпах изменений другими макропеременными, например кислородной емкостью крови, аэробной производительностью и др. При использовании метода экстраполяции выделяют несколько видов временных рядов, по разному отражающих процесс развития прогнозируе- РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
130 140 150 160 170 180 Длина тела, см (Х2) Рис. 12.5. Зависимость жизненной емкости легких (Х1) от длины тела (Х2) мой величины во взаимоотношении с другими факторами по мере их увеличения или уменьшения или отдаления по времени. Это могут быть ряды: с ярко выраженной тенденцией; с проявляющейся неустойчивой тенденцией; с отсутствием тенденции (Померанцев, 1974). Методы экстраполяции можно использовать при наличии тенденции.
50 60 Масса тела, кг (ХЗ) Рис. 12.6. Зависимость жизненной емкости легких (Х1) от массы тела (ХЗ) ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 Масса тела, кг (ХЗ) Рис. 12.7. Линии постоянного уровня жизненной емкости легких (Х1) на плоскости переменных массы тела (ХЗ) и длины тела (Х2) В качестве примера приведем экстраполированную прогнозную модель жизненной емкости легких у подростков 13—14 лет в зависимости от длины и массы тела. Характер этих зависимостей приведен на рис. 12.5, 12.6. Далее на плоскости строятся линии постоянного уровня жизненной емкости легких в зависимости от переменных длины и массы тела (рис. 12.7). Изучая эти линии, можно заметить, что главное свойство описываемой модели проявляется в наличии экстремальной зависимости между соотношениями массы и длины тела для заданной жизненной емкости легких, которая описывается семейством парабол. Это дает возможность определить оптимальное сочетание длины и массы тела для максимальной величины ЖЕЛ данного контингента. Например, ЖЕЛ равная 2,4 л при минимальном росте 146 см достигается при оптимальном значении массы тела 51 кг. Линии уровня являются геометрическим местом точек, определяющим отношение между массой и длиной тела, при которых ЖЕЛ остается постоянной (Круцевич, 2002). Имея данные зависимости, можно построить в трехмерной системе ординат прогнозную экстраполированную модель (рис. 12.8), где каждому зна- РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
0,504 0,715 0,925 1,136 1,345 1,557 1,767 1,977 2,188 2,398 2,609 2,819 3,030 3,240 3,451 3,661 Рис. 12.8. Прогнозная экстраполированная модель ЖЕЛ чению длины тела соответствует оптимальное значение массы тела, обеспечивающее максимальное значение жизненной емкости легких. Фактические результаты массы тела от 35 до 70 кг, длины тела — от 145 до 175 см, ЖЕЛ — от 2 до 3,3 л исследуемого контингента были экстраполированы соответственно до 25 — 85 кг, 125 — 185 см и 1,5 — 4 л, в пределах которых действует эта тенденция распределения величин переменных. Для исследовательского прогнозирования используются методы, основанные на автокорреляционных функциях, корреляционных и регрессионных моделях. Если поведение объекта прогноза может быть описано временными рядами нескольких показателей, то открывается возможность на основе вычисления статистической связи одного показателя с другими (парная или множественная корреляция) определять наиболее вероятное значение одних показателей в зависимости от изменения других. По функции распределения выбранного показателя можно определить вероятность того или иного значения, исходя из формы распределения. Так, для нормального распределения вероятность появления события, характеризуемого показателем, лежащим в пределах Мх+1,96 Sx, достигает значения 0,95 (Баев-ский, 1979). На основе вероятностного подхода можно делать прогнозы комбинированного влияния внешних и внутренних факторов, представленных в виде формул. Приведем пример синтеза прогнозной модели П-й ступени мощности велоэргометрической нагрузки (функциональная проба PWCi7o) У подрост- _______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ков 13—14 лет. Согласно факторному анализу, показатели физической работоспособности выделились в одном факторе с показателями длины и массы тела и имеют тесную корреляционную зависимость. Учитывая нелинейный характер зависимостей длины тела (Х2), массы тела (ХЗ) и мощности II ступени нагрузки (XI3), были введены значения как самих переменных, так и их квадратов (Х22,Х32) и произведения (Х2ПХЗ). В результате расчетов была выделена прогнозная модель вида Wpr=0,769DX3 - 0,0048п(Х2)2 - 0,057п(ХЗ)2 + 0,036Х2пХЗ. Данная прогнозная модель статистически значима при доверительной вероятности 99 %. Стандартное отклонение регрессии равно 8,2 Вт. Средняя абсолютная ошибка составляет 6,13 Вт. Эти результаты позволяют применять уравнение в качестве прогнозной модели (при диапазоне изменения переменной Х13 от 30 до 85 Вт, длины тела от 130 до 180 см и массы тела от 30 до 80 кг) с приведенной погрешностью 9,5 %, что делает ее пригодной для практического применения. Согласно этой формуле определяют минимальную величину мощности велоэргометрической нагрузки, обусловленную параметрами длины и массы тела подростков, ниже которой возможны развитие эндогенных факторов риска и формирование соматических заболеваний. Варианты исследовательского прогнозирования используют для определения показателей не прямым путем. Так, определение МПК, свидетельствующего об аэробном энергопотенциале биосистемы, является весьма трудоемким процессом, поэтому многими исследователями осуществляется поиск расчетных моделей. Одна из этих формул имеет следующий вид: МПК=Р\¥С17()П1,7 + 1240. По данным автора, прогнозная величина МПК имеет ошибку, не превышающую 15 %. Нормативное прогнозирование предполагает отыскание оптимального пути достижения некоторой конечной цели. Прогнозируемый показатель определяется как норматив для будущего. Следовательно, прогноз направлен из будущего в настоящее и служит целям планирования будущего. Наиболее известными методами нормативного прогнозирования являются морфологический анализ, методы дерева целей и сценариев, аналитические методы, основанные на математическом моделировании. Морфологический анализ был разработан швейцарским астрономом Цвикки и впервые применен к анализу реактивных двигателей. Суть метода заключается в том, что для выбранного объекта прогнозирования определяют характеристики и параметры, которые, в свою очередь, разбивают на ряд свойств или состояний. Затем параметры, свойства, состояния подвергают подробной классификации по отобранным специфическим критериям. Данный метод применяется в физическом воспитании при разработке уровней физического состояния, физического здоровья, физической подготовленности. Высокий уровень определяется как цель, а более низкие — промежуточные ступени к достижению цели. Параметрический метод прогнозирования использует статистические модели связи между параметрами изучаемого объекта. Для оптимизации альтернативных возможностей, используемых для достижения цели, приме- РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ няют методы линейного, квадратического и динамического прогнозирования. Эти методы позволяют решить задачи максимизации различных критериев. Математические модели используют для определения вероятности достижения цели. Широкое распространение в различных областях науки, в том числе и в физическом воспитании имеют методы эвристического прогнозирования. Метод эвристического прогнозирования, или метод экспертных оценок, основан на получении и специализированной обработке прогнозных оценок объекта путем систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов (экспертов). В практике физического воспитания это используется при составлении программ развития отрасли, программ по физическому воспитанию в учебных заведениях, определении стратегии действий в управлении организациями и т.п. Наиболее распространенными методиками эвристического прогнозирования являются коллективные экспертные оценки и "мозговая атака". Все варианты коллективных экспертных оценок основаны на заполнении анкет. Опрос может быть личным или заочным. "Мозговая атака", или метод коллективной генерации идей, заключается в том, что группа экспертов обсуждает один достаточно хорошо сформулированный вопрос, к которому они готовились заранее. При этом создается обстановка максимальной раскованности и творческой атмосферы. Запрещается критика любых высказываний, оказывается поддержка идеям и высказываниям любого рода. Исследование эффективности "мозговых атак" показало, что групповое мышление производит на 70 % больше ценных идей, чем сумма индивидуальных мышлений. Оценка достоверности прогноза называется верификацией. При верификации не решается вопрос об истинности или ложности прогноза. Задача состоит в том, чтобы максимально повысить надежность прогноза, т.е. свести к минимуму возможность отклонения прогнозных оценок от фактических Для оценки эффективности существует два пути: априорный и апостериорный. Первый путь предполагает проверку прогноза еще до того, как прогнозируемое событие произошло. Наиболее распространенными способами являются: 1. Прямая верификация — получение того же прогноза, но при помо 2. Косвенная верификация — подтверждение прогноза со ссылкой на 3. Консекветная верификация — получение прогнозного значения пу 4. Верификация посредством "адвоката дьявола" осуществляется путем _______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Прогнозирование подразделяют на краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное. В физическом воспитании и спорте краткосрочное прогнозирование охватывает временной интервал, характеризуемый минутами, часами и несколькими днями (Запорожанов, Платонов, 1987; Платонов, 1997). Краткосрочное прогнозирование связано с решением задач одного или нескольких занятий и направлено на предвидение реакции организма на заданную программу занятий и соответствие этой программы функциональным возможностям занимающихся и вероятности решения поставленных задач занятия. Краткосрочный прогноз основывается на данных предварительного и срочного контроля, что предполагает анализ таких видов информации: • результатов врачебного осмотра перед началом занятий (выявление • уровня физического состояния (физического развития, физической • данных о течении периода врабатывания (ритм сердца, дыхания, ЭКГ характер и длительность процессов восстановления после одного упражнения, серии упражнений, урока, занятий, нескольких уроков (занятий). Так, знание возрастных функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы людей зрелого возраста позволяет прогнозировать величину предельно допустимой физической нагрузки по ЧСС, которая в возрасте до 50 лет равняется 220 — возраст, после 50 лет — 200 — возраст. Допустимая степень нагрузки по интенсивности с учетом уровня физического состояния, возраста и массы тела может быть рассчитана по прогнозной модели Л.Я. Иващенко (1994): 4CC=82,l+l,2N-0,000lDA2Dm, где N — интенсивность нагрузки, % МПК, m — масса тела, кг; А — возраст, лет; Среднесрочное прогнозирование связано с определением наиболее вероятных темпов развития тренированности, что предполагает изменение функционального состояния, физической подготовленности, показателей физического здоровья в результате применяемых средств, методов и программ, системы построения занятий, содержания этапов подготовки (четвертей, семестров, периодов). В физкультурно-оздоровительных занятиях целью среднесрочного прогноза является определение возможности выполнения занимающимися конкретного объема физических нагрузок с соответствующим их распределением во времени без неблагоприятных последствий. Источниками прогностической информации может быть срочный и текущий контроль, который должен включать получение данных об: • адекватности физических нагрузок в занятии функциональным воз РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ • цене адаптации и степени восстановления энергетических и метабо • соответствии объема, интенсивности и кратности занятий для возник Так, на основании многочисленных исследований (Амосов, Муравов, 1985; Иващенко, Страпко, 1988; Пирогова, 1989; и др.) определено, что для возникновения кумулятивного тренировочного эффекта необходимы минимум трехразовые занятия в неделю при оптимальной физической нагрузке, что приводит к повышению уровня физического состояния. Переход из одного уровня физического состояния в другой осуществляется в течение двух месяцев, что послужило основанием для определения длительности основного периода кондиционной тренировки в зависимости от исходного уровня физического состояния. Двухразовые занятия в неделю при достаточном объеме и интенсивности физической нагрузки ведут к поддерживающему эффекту. Вследствие этого можно прогнозировать, что два урока физкультуры в неделю в школе не могут привести к повышению уровня физического состояния, физической подготовленности школьников, а только лишь поддерживать его на естественном и генетически обусловленном уровне, что и подтверждено на практике. Долгосрочное прогнозирование в физическом воспитании включает несколько аспектов, таких, как прогнозирование физических возможностей человека в процессе занятий физическими упражнениями, достижение высокого уровня физического здоровья, развитие оздоровительного эффекта в профилактико-оздоровительных занятиях и снижении риска развития приоритетных заболеваний у детей (нарушение осанки, вирусные инфекции), у взрослых (сердечно-сосудистые заболевания); при экспертизе физических возможностей во время профотбора для овладения профессиями летчиков, космонавтов, моряков и т.п. Другим аспектом долгосрочного прогнозирования является развитие отрасли физического воспитания, куда входят стратегические программы развития, например комплексная программа "Физическое воспитание — здоровье нации в Украине", расчитанная на период с 1998 по 2005 гг., определение потребности отрасли в специалистах различного профиля: преподавателей физического воспитания в учебных заведениях, тренеров по видам спорта, фитнесс тренеров, реабилитологов, спортивных менеджеров, что ведет к переориентации системы высшего образования в учебно-методическом плане, материально-техническом, финансово-экономическом. Временной интервал долгосрочного прогнозирования составляет от 1 года до 5—7 лет. Чем длиннее намечаемый интервал времени, тем труднее становится предвидеть, какими будут его результаты в действительности. Прогнозирование во всех случаях является вероятностным процессом и его эффективность зависит от результатов наблюдений и экспериментов, их анализа, синтеза и теоретического обоснования 372 _______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |