КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программирование занятий в физическом воспитании
Субъективные и объективные критерии эффективности одного или нескольких занятий в самоконтроле
Программирование является одним из вариантов нормативного прогнозирования, т.к. в качестве нормы выступает цель физического воспитания — достижение оптимального состояния физического здоровья, обусловленного соответствующим уровнем функционирования систем организма. Нормативные уровни физического состояния могут быть представлены в виде моделей, характеристиками которых являются функциональные показатели сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем в покое или после выполнения физической нагрузки, физической работоспособности (мощность нагрузки, МПК), физической подготовленности (результаты в двигательных тестах) и т.п. Различные варианты моделей соответствуют возрастным нормам, должным нормам или индивидуальным нормам. Следуя основным условиям управления, необходимо измерить аналогичные характеристики у управляемого объекта (предварительный контроль), сопоставить с заданной моделью, выяснить различие между ними и степень отдаленности от целевой модели. При использовании интегральных показателей оценки физического состоя-
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ ния (индексы, баллы) возможно определение уровня физического состояния (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) с учетом возрастной группы индивида и разработка моделей-программ последовательного продвижения к цели ("ступенек") соответственно каждому уровню. Целевые модели конкретизируют педагогические задачи, позволяют подобрать средства, методы, объем и интенсивность нагрузок адекватно индивидуальным особенностям занимающегося. При этом следует учитывать причины снижения показателей — возрастные, перенесенные заболевания, влияние неблагоприятных факторов внешней среды, детренирова-нность вследствие ограничения двигательной активности. Программирование в физическом воспитании предусматривает определение рациональной совокупности и объема средств и методов физического воспитания, последовательности их использования на разных этапах оздоровительного процесса в соответствии с целями и задачами применения упражнений у людей разного возраста, с разными уровнями здоровья и тренированности В физическом воспитании программы занятий составляются для группы занимающихся однородных по выбранным признакам — возрасту, полу, уровню физического состояния и т.п. — в таких формах, как урок в школе или вузе, секционное занятие, занятие в оздоровительных группах, а также для конкретного занимающегося с учетом его индивидуальных особенностей как в рамках урочных форм в виде индивидуальных заданий, так и неурочных — организованных и самостоятельных. При составлении программ учитываются общие закономерности обучения двигательным действиям и развития физических качеств и особенности методики физического воспитания для различных возрастных контингентов населения.
Для упорядочения последовательности действий при составлении программ занятий используется алгоритм программирования: 1. Определение фактического исходного физического состояния занимающихся. 2. Определение нормативов физического развития, функционального состояния 3. Определение степени отклонения индивидуальных параметров физического раз 4. Определение эффективных способов коррекции выявленных отклонений (форм, 5. Определение рационального двигательного режима (количество занятий в неде 6. Определение предельно допустимых и оптимальных параметров физических на 7. Подбор адекватных методов педагогического контроля. 8. Коррекция программ занятия. Первые два положения мы уже рассматривали. Определение рациональных средств и методов физического воспитания, их сочетания и последовательности применения зависит от целей и задач физического воспитания у людей разного возраста. _______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ На разных этапах онтогенеза в зависимости от индивидуального уровня физического состояния применяются определенные виды направленного использования физической культуры: базовая физическая культура (кондиционная тренировка и ОФП), базовый спорт, рекреативная, реабилитационная и профессионально-прикладная физическая культура, фоновые виды (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки). Для детей школьного возраста и лиц зрелого возраста применяются практически все виды занятий — общая физическая подготовка, кондиционная тренировка, базовый спорт, профессионально-прикладная физическая подготовка, для лиц пожилого и старшего возраста — в основном занятия проводятся по типу ЛФК с применением ходьбы, плавания, гимнастики, подвижных игр, элементов спортивных игр, тренажеров, а также рекреационные формы ФК.
Выбор направлености упражнений осуществляется с учетом возраста, уровня физического состояния и задач занятий. В школьном возрасте цель физического воспитания конкретизируется следующими задачами: • Профилактика возникновения распространенных заболеваний (нарушение осан • Гармоничное развитие всех двигательных качеств с учетом сенситивных пери • Достижение должного уровня физического состояния, обеспечивающего высо Согласно этим задачам целевые модели будут иметь свои особенности. В первом случае модельные характеристики должны учитывать состояние осанки учеников (показатели плечевой дуги, формы спины, грудной клетки, геометрию масс тела и др.) и способствовать выявлению возможных нестойких нарушений. Подбор упражнений, их направленность, физическая нагрузка будет соответствовать методике проведения профилактико-оз-доровительных занятий, направленных на устранение причин, способствующих их возникновению. Решение второй задачи связано с достижением нормативного уровня физической подготовленности, выраженного в результатах двигательных тестов на силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, которые представлены в программах физического воспитания общеобразовательных школ, высших учебных заведений, системах государственных тестов. Соответственно этому будет осуществляться выбор средств и методов физического воспитания, направленных на "подтягивание" отстающих физических качеств. Методика их развития в достаточной степени разработана, индивидуализация заключается в нормировании физических нагрузок. Наиболее сложно решение третьей задачи, т.к. должные нормы физического состояния детского контингента, обеспечивающие высокий уровень физического здоровья, наименее изучены и обоснованы. Для обоснования норматива двигательного качества необходимы объективные данные,
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ подтверждающие, что ученики, выполнившие нормативы физической подготовленности, обладают более высоким уровнем здоровья, более высокой сопротивляемостью организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, чем те, которые их не выполнили. Таких исследований крайне мало, но работы в этом направлении проводятся. Достаточно убедительными являются доводы профессора Г.Апанасенко (1985, 1992, 1998) о том, что критериями совершенства роста и развития индивида является состояние его биоэнергетики. Изучая динамику функционального резерва биоэнергетики в онтогенезе, автор отмечает вариацию средней величины энерготрат в покое и существенное изменение возможности повышения этого уровня при физической работе в абсолютных показателях. В раннем детском возрасте недостаточная функциональная зрелость костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем ограничивает адаптивные возможности повышения энергетического обмена при физических нагрузках. При этом отмечается, что максимальный уровень энерготрат, производимых за счет аэробных метаболических реакций, зависит от длины, массы и поверхности тела индивида, а также от степени его физической тренированности. Этот показатель увеличивается с возрастом пропорционально длине и массе тела ребенка, достигая максимума к 18—20 годам. Таким образом, относительные (на 1 кг массы тела) показатели функций растущего организма (в покое), обеспечивающих транспорт кислорода, остаются неизменными. Г. Апанасенко (1992) считает, что именно величина МПК является критерием распределения здоровых и больных лиц на группы с различными уровнями физического здоровья, в основе которого лежит объем резервов биоэнергетики. Наиболее простыми и доступными критериями, позволяющими характеризовать резерв энергобразования, являются результаты тестирования физической работоспособности, т.к.только общая выносливость характеризует максимальные аэробные способности индивида. В качестве теста на общую выносливость автор рекомендует бег на 1500 м (табл. 12.9), а также 12-минутный тест Купера (табл.12.10). Рекомендуется создание оценочных систем, основанных на комплексе клинико-физиологических показателей и двигательных тестов, имеющих удовлетворительные корреляционные связи с максимальной аэробной работоспособностью детей. О взаимосвязи общей выносливости, основанной на функции аэробной системы, и заболеваниями (гипертония, атеросклероз, ожирение, диабет) у взрослого населения свидетельствуют многие работы (Амосов, Бендет, 1984; Пирогова, Иващенко, Страпко, 1986; и др.). Поэтому при оценке физического состояния лиц зрелого и пожилого возраста одним из основных показателей считают физическую работоспособность. Содержание оздоровительных программ направлено на повышение этого показателя (Иващенко, Страпко, 1988). Значительный вклад в обеспечение мощности работы аэробного характера вносит сила скелетных мышц, отражающая тонус и активность. _______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ТАБЛИЦА 12.9 Функциональные классы (I-V) детей 7-9 лет в зависимости от времени преодоления дистанции 1500 м (Апанасенко, 1992)
ТАБЛИЦА 12.10 Шкала оценок максимальных аэробных возможностей детей разного возраста по результатам 12-минутного теста (по Душанину и др., 1980)
Правило "скелетных мышц" И.А. Аршавского основано на выведенной физиологической закономерности — двигательная активность живой системы является фактором функциональной индукции избыточного анаболизма. Различают две формы избыточного анаболизма. Первая представлена в антенатальном и в раннем постнатальном периодах с постепенным затуханием и выражается в избыточном накоплении протоплазменной массы, что и обусловливает увеличение линейных и массовых характеристик организма. Вторая форма избыточного анаболизма проявляется в избыточном накоплении структурно-энергетических потенциалов в мышцах скелета, повышающих их рабочие возможности. В избыточном анаболизме, индуцируемом функциональной активностью, заключается ведущий механизм, лежащий в основе процессов роста и развития. Связанная с ограничением двигательной активности недостаточная стимуляция избыточного анаболизма в период роста и развития, когда от- РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ мечается наибольшая подверженность влиянию окружающей среды, способствует их ограничению и неполному использованию генетического фонда. Кроме энергетической функции, мышечная сила отражает определенное морфофункциональное состояние мышечной системы, обеспечивающей корсетную функцию, которая состоит в обеспечении достаточного мышечного тонуса, необходимого для поддержания нормальной осанки, нормального положения и функционирования внутренних органов — почек, печени, желудка, кишечника. Недостаточный тонус мышц ног ведет к развитию плоскостопия, расширению вен, осложненному тромбофлебитом. Указанные компоненты физической подготовленности являются основой для определения нормативов соответствующих двигательных тестов на силу, быстроту, выносливость,обеспечивающих стабильный или высокий уровень физического здоровья различных возрастных групп населения. Определение рационального двигательного режима при составлении программ занятий в физическом воспитании зависит от пола, возраста и уровня физического состояния индивида. При этом существуют общие подходы выбора рациональных параметров кратности, объема и интенсивности физкультурно-оздоровительных занятий, которые определяют физическую нагрузку. К внешним показателям нагрузки относятся количественные признаки выполняемой работы (мощность и объем, число повторений, скорость, темп движений, величина усилий, продолжительность и др.). Внутренние показатели характеризуют уровень мобилизации функциональных резервов организма (увеличение ЧСС, ударного объема крови, минутного объема сердца и т.п.). Кратность занятий в неделю в значительной мере зависит от цели тренировки. Норма многократных развивающих нагрузок основывается на оптимальном кумулятивном тренировочном эффекте (приросте качества). В оздоровительной тренировке для повышения физического состояния достаточно трех занятий в неделю, для поддержания на достигнутом уровне — Двух. Четырех- и пятикратное повторение одинаковых по направленности занятий лишь незначительно увеличивает КТЭ (кумулятивный тренировочный эффект), но при пятикратном и более количестве занятий в неделю с развивающим эффектом возможно перенапряжение систем вследствие недостаточного времени для восстановления. Это часто происходит при снижении скорости восстановительных процессов у ослабленных детей после перенесенного острого инфекционно-вирусного заболевания, нервного переутомления, при гиповитаминозе. При планировании количества занятий в неделю необходимо учитывать их объем и интенсивность: чем выше интенсивность, тем меньше продолжительность нагрузок и больше частота занятий и напротив, при использовании упражнений низкой интенсивности _______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ и большей продолжительности занятия должны быть не чаще, чем 2—3 раза в неделю. Это объясняется тем, что восстановление работоспособности после мышечной деятельности любой интенсивности имеет несколько фаз: пониженной работоспособности, восстановления (компенсации), сверхвосстановления (суперкомпенсации) и нормализации работоспособности. Если последующая нагрузка по срокам совпадает с фазой пониженной работоспособности, происходит усугубление этого процесса и постепенное развитие состояния перенапряжения. Оптимальный тренировочный (оздоровительный) эффект развивается при занятиях, совпадающих с фазой сверхвосстановления (суперкомпенсация). При регулярности воздействия быстрее развивается накопительная адаптация и происходит повышение физического состояния. Интенсивность нагрузок характеризуется: • величиной потребления кислорода (ПК) и его процентом от максимального (МПК); • ЧСС, уд-мин~1; • порогом анаэробного обмена (ПАНО); • показателем энергетической стоимости нагрузки к интенсивности основного Основным показателем интенсивности выполняемой работы является величина потребления кислорода. При потреблении 1 л кислорода, необходимого для мышечной работы, затрачивается приблизительно 21 кДж (5 ккал) энергии. Количественным показателем физической активности может служить анализ ЧСС во время мышечной работы. Реакция ЧСС довольно точно отражает степень нагрузки на организм и зависит от потребления кислорода. Однако интенсивность не всех нагрузок может быть выражена ЧСС, а только тех, которые длятся более 2—3 мин. Интенсивность нагрузок на выносливость. К таким нагрузкам относятся циклические упражнения, направленные на общую выносливость, оптимальная интенсивность которых для школьников находится в пределах 140-160 удПмин"1. Для определения эффективного уровня рабочей ЧСС для конкретного школьника в зависимости от возраста и ЧСС в покое американскими исследователями (Siege, 1989) предлагается такая система расчета: 220 - Возраст=ЧССмакс; (ЧССмакс - ЧССПОК) □ 0,85 + ЧССПОК = ЧССВ (ЧССмакс - ЧССПОК) □ 0,65 + ЧССПОК = ЧССН Эффективный уровень ЧСС находится между ЧССВ (верхний уровень) и ЧССН (нижний уровень). Например, у школьника 13 лет ЧСС в покое равна 82 уд □ мин"1. 220 - 13 = 207 (ЧССмакс) (207 - 82) □ 0,85 + 82 = 188 (ЧССВ) (207 - 82) □ 0,65 + 82 = 163 (ЧССН). Эффективный уровень ЧСС при выполнении цикличных нагрузок аэ- РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ таблица 12.11 робного характера для этого Классификация интенсивности нагрузок ппгптгыппгя няуппитгя r ттмяття (по набатниковой) школьника находится в диапа-
зоне от 163 до 188 удПмин '. Для суммарной характеристики интенсивности тренировочного занятия необходимы сведения об интенсивности каждой отдельной нагрузки. В литературе приводятся различные варианты классификации нагрузок. Они различаются по критериям, которые заложены в основу классификации (ЧСС, энерготраты, продолжительность выполнения нагрузки), и по величине показателей интенсивности. Одним из примеров является классификация интенсивности по величине ЧСС (табл. 12.11). В последнее время подвергается критике распределение интенсивности нагрузок в зонах мощности и за основу берутся усредненные критерии образования молочной кислоты в крови (на уровне 2, или 4 ммольПл"1) и определения индивидуальных порогов анаэробного обмена (ПАНО) (Аулик, Рубан, 1991). ПАНО обычно выражается в единицах мощности работы (Вт, ВтПкг"1), ЧСС на уровне ПАНО (ЧСС в 1 мин), концентрации молочной кислоты в крови. Нагрузки, лежащие ниже ПАНО, обеспечиваются преимущественно кислородными (аэробными) энергоисточниками и чаще применяются в качестве средств активного отдыха, а при условии использования их в большом объеме (60 мин) для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Нагрузки, интенсивность которых равна или превышает ПАНО, совершаются за счет аэробных и анаэробных источников энергообеспечения. В зависимости от их соотношения максимальная продолжительность работы колеблется от нескольких десятков минут до нескольких секунд. Учитывая комплекс показателей: время, в течение которого испытуемый способен поддерживать данную интенсивность; ЧСС, соответствующую данной интенсивности; содержание молочной кислоты в крови; потребление кислорода; энерготраты по отношению к критическому уровню (МПК), отношение к ПАНО, В.Я. Вайнбаумом (1991) были разработаны зоны интенсивности нагрузки для контингента школьников. К зоне I относятся нагрузки, интенсивность которых может поддерживаться до 10 с (бег на 60 м у школьников, на 100 м у спортсменов), энерготраты больше критического уровня (МПК) на 50 % (то есть 150 % уровня МПК, принятого за 100 %); ЧСС, потребление кислорода неинформативны; механизм энергопродукции, обеспечивающей энергией такую интенсивность — это анаэробная алактатная мощность (количество распадающе- _______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ гося креатинфосфата и аденозинтрифосфорной кислоты в секунду). К зоне II относятся нагрузки, интенсивность которых испытуемый способен поддерживать в течение 11—20 с (бег на 60—120 м для школьников и 100—200 м для спортсменов); энерготраты на 40—44 % выше критического уровня; ЧСС неинформативна; механизм энергообеспечения — анаэробная алактатная емкость (количество распадающихся фосфатов и включающийся гликолиз). Интенсивность нагрузок, относимых к зоне III, характеризуется следующими параметрами: способность поддерживать интенсивность нагрузки в течение 21—40 с; энерготраты на 20—39 % выше критического уровня, лак-тат 6—8 ммольПл"1; ЧСС неинформативна; энергообеспечение преимущественно за счет анаэробной гликолитической мощности (количество распадающегося до молочной кислоты гликогена в секунду). К зоне IV относятся нагрузки, интенсивность которых может поддерживаться от 41 с до 2 мин; ЧСС достигает величины 180 удПмин"1 и выше; лак-тат — выше 8 ммольПл"1; энерготраты выше критического уровня на 10—19 %. Количество энергии для нагрузок этой зоны зависит от анаэробной гликолитической емкости (общее количество анаэробно распадающегося гликогена) и включающегося аэробного окисления гликогена. К зоне V относятся нагрузки, интенсивность которых может поддерживаться в течение 2—5 мин; ЧСС — от 180 удПмин"1 и выше, лактат достигает самых высоких значений (больше 12 ммольПл"1); а энерготраты — критического уровня; аэробное и анаэробное производство энергии примерно равно. Преобладает аэробное окисление. Продолжительность нагрузок зоны VI может поддерживаться 6—15 мин; ЧСС — 171—180 удПмин"1; лактат крови больше 6 ммольПл"1; энерготраты — 65—85 % по отношению к критическому уровню; изменения кислотно-основного состояния крови незначительно выше уровня, соответствующего ПАНО; в энергообеспечении преобладает аэробное окисление. К зоне VII относятся нагрузки, интенсивность которых может поддерживаться примерно 16—60 мин; ЧСС — 151—170 удПмин"1; лактат крови — 4—5 ммольПл"1; энерготраты — 45—65 % критического уровня. Кислотно-основное состояние крови на уровне ПАНО; механизм энергообеспечения преимущественно аэробный. Зона VIII включает нагрузки с интенсивностью, которая может поддерживаться более 60 мин; ЧСС — 131—150 удПмин"1; лактат — 2—3 ммольПл"1; энерготраты — 40—50 % критического уровня и ниже уровня ПАНО; механизм энергообеспечения аэробный; интенсивность работы продолжительностью более 90 мин лимитируют запасы гликогена в мышцах, после истощения которых производство энергии снижается и скорость бега (передвижения на лыжах, велосипеде) падает. К зоне IX относятся нагрузки с малой интенсивностью: ЧСС — до 130 удПмин"1; лактат — 1—2 ммольПл"1; энерготраты — ниже 40 % от критического уровня и ниже ПАНО. Нагрузки подобной интенсивности в школе применяются для разминки в подготовительной части урока или для восстановления после интенсивных нагрузок. В спорте они применяются также РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ для разминки и восстановления. Точные границы между зонами по уровню отдельных показателей условны и зависят от возраста, индивидуальных особенностей, тренированности. По этой же причине довольно широк диапазон показателей внутри зон. Предложенная классификация позволяет характеризовать в большей мере интенсивность нагрузок с циклическими упражнениями, выполняемыми равномерным методом. При переменном методе, непрерывном или повторном, можно определить интенсивность нагрузок по усредненным показателям ЧСС, энерготрат и т.п. с указанием интенсивности на отрезках. Уровень ПАНО зависит от тренированности — у тренированных ПАНО выше, чем и нетренированных, от возраста — у молодых выше по сравнению с людьми более старшего возраста (Иващенко, Страпко, 1988). У нетренированных людей ПАНО колеблется в пределах 40—50 % МПК, у тренированных — превышает 60 %. Некоторые авторы, рассматривая концепцию аэробно-анаэробного перехода, выделяют границы ПАНО і и ПАНО2. ПАНО і обозначает верхнюю границу исключительно аэробной энергофункции и локализуется по первому приросту лактата в крови (при концентрации около 2 молльПл"1). Как ПАНО2 обозначается начало выраженного отклонения вверх кривой лактата крови на графике против мощности (или времени) возрастающей нагрузки. Концентрация лактата в крови в зависимости от пола, возраста и физической подготовленности колеблется в пределах от 2,6 до 4,3 ммольПл"1, а у детей и подростков в возрасте 10—16 лет равна 3,8—3,9 ммольПл"1 (Simon и соавт., 1981). В литературе приведены уровни физических показателей при аэробно-анаэробном переходе у детей различного пола и возраста. При этом большинство данных касается ПАНО і, определенного вентиляционного порога по К. Wasserman (цитир. по Аулик, Рубан, 1991) (табл. 12.12). Адаптационным возможностям детей к выполнению больших нагрузок аэробного характера способствует высокое содержание в мышцах энзимов окисления жирных кислот. По количеству митохондрий дети даже превосходят взрослых. Механизмы анаэробной продукции в детском возрасте развиты гораздо хуже. Высокая верхняя граница аэробно-анаэробного перехода (до 80 % МПК) обусловлена более низким по сравнению со взрослыми содержанием мышечных ферментов гликолиза гексокиназы и фосфофруктозы. Таким образом, детям показаны упражнения аэробного характера для увеличения кардиореспираторной выносливости, как и для взрослых. Вместе с тем увеличение МПК в результате занятий может происходить у детей, достигших половой зрелости. Однако положительное влияние аэробных упражнений на здоровье детей отмечается в любом возрасте. К таким видам непрерывной двигательной активности относятся: бег, езда на велосипеде, игра в баскетбол, футбол, теннис, а также рекреационные виды — _______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ТАБЛИЦА 12.12 Уровень минутного потребления кислорода при вентиляционном пороге (ПАНО,) у детей (по И.В. Аулик, И.Э. Рубан)
танцы, туристические походы. Рациональная интенсивность нагрузки по показателям потребления кислорода может быть выражена данными ЧСС, т.к. известно, что между ними существует линейная зависимость (Платонов, 1997) (табл. 12.13). Приведенные зависимости характерны для молодых людей в возрасте 13—29 лет, далее с возрастом в связи со снижением МПК происходит снижение показателей ЧСС примерно на 10 ударов в десятилетие (Шеффард, 1969). Пульсовые режимы рациональных тренировочных нагрузок для лиц разного возраста и уровня физического состояния представлены на рис. 12.9 (Иващенко, Круцевич, 1994). Для определения пульсового режима следует точку, соответствующую конкретной продолжительности упражнения (занятия), соединить с кривой определенного уровня физического состояния. Затем из точки соединения провести прямую влево до пересечения с вертикальной прямой, на которой указаны уровни ЧСС для данного возраста. Индивидуальный пульсовой режим находится в диапазоне величин, ограниченном конкретным и вышестоящим уровнем физического состояния. Интенсивность силовых нагрузок. Интенсивность нагрузок, направленных на максимальную силу и динамическую силовую выносливость, определяется параметрами величины сопротивления по количеству максималь- РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ таблица 12.13 но доступных повторений этого упражнения от мпк (Платонов) ния (в кг и в % максимальной массы тела);
количеством повторений в одном подходе по отношению к ПМ (например, 0,5 ПМ обозначает половину повторений из возможных); длительностью интервалов отдыха между сериями; темпом выполнения (табл. 12.14) Для развития максимальной силы используют нагрузки с предельным и околопредельным сопротивлением.
Чем меньше сопротивление, тем больше может повторяться упражнение и тем меньше воздействие оказывается на максимальную силу и возрастает воздействие на силовую выносливость.
Упражнения с сопротивлением менее 50 % максимального (ПМ более 25 раз) практически не оказывают воздействия на максимальную силу. В физическом воспитании школьников, особенно в младшем и среднем возрасте, не рекомендуется использовать нагрузки с предельным и околопредельным сопротивлением, т.к. это может негативно повлиять на формирование скелета, вызвать преждевременное окостенение ростковых зон хряща в длинных костях тела и тем самым замедлить рост, вызвать травмы суставов, мышц, сухожилий. Кроме этого, упражнения с предельными сопротивлениями требуют более длительных интервалов отдыха, чем упражнения с меньшими сопротивлениями, что приводит к большим затратам времени и затрудняет их выполнение в рамках урока физкультуры. Рациональным и эффективным является такое нормирование силовых нагрузок, которое оказывает параллельное воздействие на максимальную силу и динамическую силовую выносливость. Такими параметрами интенсивности и объема можно считать (Вайнбаум, 1991): • величину сопротивления — умеренно большая — ПМ — 8—12 раз или • количество повторений в одной серии должно быть максимально по от ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |