Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программирование занятий в физическом воспитании




Субъективные и объективные критерии эффективности одного или нескольких занятий в самоконтроле

 

Критерий Положительный результат Отрицательный результат
Самочувствие Хорошее Плохое
Сон Крепкий Нарушение,
    бессонница
Настроение Улучшение Ухудшение
Желание заниматься Есть Нет
Аппетит Есть Нет
Утомляемость Снижение Повышение
ЧСС утром после сна Неизменная или реже, Выше, чем накануне
  чем накануне  
АД Неизменное или нормализация, Повышение АД
  если АД выше или ниже нормы  
ЧСС после выполнения Урежение Повышение
стандартной нагрузки    
Время выполнения Уменьшение Увеличение
стандартной по объему    
работы (пробегание    
стандартной дистанции)    
Уровень физического Повышение Снижение
состояния    

Программирование является одним из вариантов нормативного прогнозирования, т.к. в качестве нормы выступает цель физического воспи­тания — достижение оптимального состояния физического здоровья, обус­ловленного соответствующим уровнем функционирования систем организ­ма. Нормативные уровни физического состояния могут быть представлены в виде моделей, характеристиками которых являются функциональные по­казатели сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем в покое или после выполнения физической нагрузки, физической работоспособности (мощность нагрузки, МПК), физической подготовленности (результаты в двигательных тестах) и т.п.

Различные варианты моделей соответствуют возрастным нормам, долж­ным нормам или индивидуальным нормам. Следуя основным условиям уп­равления, необходимо измерить аналогичные характеристики у управляемо­го объекта (предварительный контроль), сопоставить с заданной моделью, выяснить различие между ними и степень отдаленности от целевой модели. При использовании интегральных показателей оценки физического состоя-


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

ния (индексы, баллы) возможно определение уровня физического состоя­ния (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) с учетом возрастной группы индивида и разработка моделей-программ последова­тельного продвижения к цели ("ступенек") соответственно каждому уров­ню. Целевые модели конкретизируют педагогические задачи, позволяют по­добрать средства, методы, объем и интенсивность нагрузок адекватно индивидуальным особенностям занимающегося. При этом следует учиты­вать причины снижения показателей — возрастные, перенесенные заболева­ния, влияние неблагоприятных факторов внешней среды, детренирова-нность вследствие ограничения двигательной активности.

Программирование в физическом воспитании предусматривает определение ра­циональной совокупности и объема средств и методов физического воспитания, последовательности их использования на разных этапах оздоровительного про­цесса в соответствии с целями и задачами применения упражнений у людей раз­ного возраста, с разными уровнями здоровья и тренированности

В физическом воспитании программы занятий составляются для груп­пы занимающихся однородных по выбранным признакам — возрасту, полу, уровню физического состояния и т.п. — в таких формах, как урок в школе или вузе, секционное занятие, занятие в оздоровительных группах, а также для конкретного занимающегося с учетом его индивидуальных особеннос­тей как в рамках урочных форм в виде индивидуальных заданий, так и не­урочных — организованных и самостоятельных. При составлении программ учитываются общие закономерности обучения двигательным действиям и развития физических качеств и особенности методики физического воспи­тания для различных возрастных контингентов населения.

Для упорядочения последовательности действий при составлении программ занятий используется алгоритм программирования:

1. Определение фактического исходного физического состояния занимающихся.

2. Определение нормативов физического развития, функционального состояния
жизнеобеспечивающих систем, физической подготовленности для каждого занимающе­
гося (целевая модель занятий).

3. Определение степени отклонения индивидуальных параметров физического раз­
вития, функционального состояния, физической подготовленности от нормы.

4. Определение эффективных способов коррекции выявленных отклонений (форм,
средств).

5. Определение рационального двигательного режима (количество занятий в неде­
лю, длительность, объем, интенсивность).

6. Определение предельно допустимых и оптимальных параметров физических на­
грузок в занятии.

7. Подбор адекватных методов педагогического контроля.

8. Коррекция программ занятия.

Первые два положения мы уже рассматривали.

Определение рациональных средств и методов физического воспитания,

их сочетания и последовательности применения зависит от целей и задач физического воспитания у людей разного возраста.


_______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

На разных этапах онтогенеза в зависимости от индивидуального уровня физического состояния применяются определенные виды направленного ис­пользования физической культуры: базовая физическая культура (кондици­онная тренировка и ОФП), базовый спорт, рекреативная, реабилитационная и профессионально-прикладная физическая культура, фоновые виды (утрен­няя гигиеническая гимнастика, прогулки).

Для детей школьного возраста и лиц зрелого возраста применяются практически все виды занятий — общая физическая подготовка, кондицион­ная тренировка, базовый спорт, профессионально-прикладная физическая подготовка, для лиц пожилого и старшего возраста — в основном занятия проводятся по типу ЛФК с применением ходьбы, плавания, гимнастики, по­движных игр, элементов спортивных игр, тренажеров, а также рекреацион­ные формы ФК.

Выбор направлености упражнений осуществляется с учетом возраста, уровня физического состояния и задач занятий.

В школьном возрасте цель физического воспитания конкретизируется следую­щими задачами:

Профилактика возникновения распространенных заболеваний (нарушение осан­
ки, вирусно-респираторных).

Гармоничное развитие всех двигательных качеств с учетом сенситивных пери­
одов.

Достижение должного уровня физического состояния, обеспечивающего высо­
кий уровень физического здоровья

Согласно этим задачам целевые модели будут иметь свои особенности.

В первом случае модельные характеристики должны учитывать состоя­ние осанки учеников (показатели плечевой дуги, формы спины, грудной клетки, геометрию масс тела и др.) и способствовать выявлению возможных нестойких нарушений. Подбор упражнений, их направленность, физичес­кая нагрузка будет соответствовать методике проведения профилактико-оз-доровительных занятий, направленных на устранение причин, способству­ющих их возникновению.

Решение второй задачи связано с достижением нормативного уровня физической подготовленности, выраженного в результатах двигательных те­стов на силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, которые пред­ставлены в программах физического воспитания общеобразовательных школ, высших учебных заведений, системах государственных тестов. Соот­ветственно этому будет осуществляться выбор средств и методов физичес­кого воспитания, направленных на "подтягивание" отстающих физических качеств. Методика их развития в достаточной степени разработана, индиви­дуализация заключается в нормировании физических нагрузок.

Наиболее сложно решение третьей задачи, т.к. должные нормы физи­ческого состояния детского контингента, обеспечивающие высокий уровень физического здоровья, наименее изучены и обоснованы. Для обоснования норматива двигательного качества необходимы объективные данные,


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

подтверждающие, что ученики, выполнившие нормативы физической под­готовленности, обладают более высоким уровнем здоровья, более высокой сопротивляемостью организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, чем те, которые их не выполнили. Таких исследований крайне мало, но работы в этом направлении проводятся.

Достаточно убедительными являются доводы профессора Г.Апанасенко (1985, 1992, 1998) о том, что критериями совершенства роста и развития ин­дивида является состояние его биоэнергетики. Изучая динамику функцио­нального резерва биоэнергетики в онтогенезе, автор отмечает вариацию средней величины энерготрат в покое и существенное изменение возмож­ности повышения этого уровня при физической работе в абсолютных пока­зателях. В раннем детском возрасте недостаточная функциональная зре­лость костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем ограничивает адаптивные возможности повышения энергетического обмена при физических нагрузках. При этом отмечается, что максимальный уро­вень энерготрат, производимых за счет аэробных метаболических реакций, зависит от длины, массы и поверхности тела индивида, а также от степени его физической тренированности. Этот показатель увеличивается с возрас­том пропорционально длине и массе тела ребенка, достигая максимума к 18—20 годам. Таким образом, относительные (на 1 кг массы тела) показате­ли функций растущего организма (в покое), обеспечивающих транспорт кислорода, остаются неизменными. Г. Апанасенко (1992) считает, что имен­но величина МПК является критерием распределения здоровых и больных лиц на группы с различными уровнями физического здоровья, в основе ко­торого лежит объем резервов биоэнергетики.

Наиболее простыми и доступными критериями, позволяющими характе­ризовать резерв энергобразования, являются результаты тестирования физи­ческой работоспособности, т.к.только общая выносливость характеризует максимальные аэробные способности индивида. В качестве теста на общую выносливость автор рекомендует бег на 1500 м (табл. 12.9), а также 12-минут­ный тест Купера (табл.12.10).

Рекомендуется создание оценочных систем, основанных на комплексе клинико-физиологических показателей и двигательных тестов, имеющих удовлетворительные корреляционные связи с максимальной аэробной рабо­тоспособностью детей.

О взаимосвязи общей выносливости, основанной на функции аэробной системы, и заболеваниями (гипертония, атеросклероз, ожирение, диабет) у взрослого населения свидетельствуют многие работы (Амосов, Бендет, 1984; Пирогова, Иващенко, Страпко, 1986; и др.). Поэтому при оценке физичес­кого состояния лиц зрелого и пожилого возраста одним из основных пока­зателей считают физическую работоспособность. Содержание оздорови­тельных программ направлено на повышение этого показателя (Иващенко, Страпко, 1988).

Значительный вклад в обеспечение мощности работы аэробного харак­тера вносит сила скелетных мышц, отражающая тонус и активность.


_______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ТАБЛИЦА 12.9

Функциональные классы (I-V) детей 7-9 лет в зависимости от времени преодоления дистан­ции 1500 м (Апанасенко, 1992)

 

Класс Уровень аэробных возможностей     Мальчики     Девочки  
I Низкий       >11 мин 30 с     >12 мин 30 с  
II Ниже среднего   мин 31с - Пмин 30 с   мин 31 с - 12 мин 30 с
III Средний   мин 01с — 10 мин 30 с   мин 01 с- 11 мин 30 с
IV Выше среднего   мин 01 с - 9 мин 00 с   мин 01 с - 10 мин 00 с
V Высокий   3 мин 00 г и быстрее   9 мин 00 с и быстрее  

ТАБЛИЦА 12.10

Шкала оценок максимальных аэробных возможностей детей разного возраста по результатам 12-минутного теста (по Душанину и др., 1980)

 

 

 

Функ­циональ­ный класс Уровень аэробных возмож­ностей Преодоленное расстояние, м
6—8 лет 9-10лет 11-12лет 13-14лет 15-16лет
I II III IV V Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий 1000-1550 1560-1799 1800-1980 2000-2249 >2250 1100-1750 1755-1900 1960-1986 2140-2335 >2400 1126-1895 1965-2175 2192-2301 2333-2415 >2797 1401-2051 2110-2250 2360-2501 2580-2665 >2744 1976-2395 2429-2545 2590-2661 2682-2772 >2827

Правило "скелетных мышц" И.А. Аршавского основано на выведен­ной физиологической закономерности — двигательная активность живой системы является фактором функциональной индукции избыточного анаболизма.

Различают две формы избыточного анаболизма. Первая представлена в антенатальном и в раннем постнатальном периодах с постепенным зату­ханием и выражается в избыточном накоплении протоплазменной массы, что и обусловливает увеличение линейных и массовых характеристик ор­ганизма.

Вторая форма избыточного анаболизма проявляется в избыточном на­коплении структурно-энергетических потенциалов в мышцах скелета, по­вышающих их рабочие возможности.

В избыточном анаболизме, индуцируемом функциональной активнос­тью, заключается ведущий механизм, лежащий в основе процессов роста и развития.

Связанная с ограничением двигательной активности недостаточная стимуляция избыточного анаболизма в период роста и развития, когда от-


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

мечается наибольшая подверженность влиянию окружающей среды, спо­собствует их ограничению и неполному использованию генетического фонда.

Кроме энергетической функции, мышечная сила отражает определен­ное морфофункциональное состояние мышечной системы, обеспечиваю­щей корсетную функцию, которая состоит в обеспечении достаточного мы­шечного тонуса, необходимого для поддержания нормальной осанки, нормального положения и функционирования внутренних органов — почек, печени, желудка, кишечника.

Недостаточный тонус мышц ног ведет к развитию плоскостопия, рас­ширению вен, осложненному тромбофлебитом.

Указанные компоненты физической подготовленности являются ос­новой для определения нормативов соответствующих двигательных тестов на силу, быстроту, выносливость,обеспечивающих стабильный или высо­кий уровень физического здоровья различных возрастных групп населе­ния.

Определение рационального двигательного режима при составлении про­грамм занятий в физическом воспитании зависит от пола, возраста и уров­ня физического состояния индивида. При этом существуют общие подходы выбора рациональных параметров кратности, объема и интенсивности физ­культурно-оздоровительных занятий, которые определяют физическую нагрузку.

К внешним показателям нагрузки относятся количественные признаки выполняемой работы (мощность и объем, число повторений, скорость, темп движений, величина усилий, продолжительность и др.). Внутренние пока­затели характеризуют уровень мобилизации функциональных резервов ор­ганизма (увеличение ЧСС, ударного объема крови, минутного объема серд­ца и т.п.).

Кратность занятий в неделю в значительной мере зависит от цели тре­нировки.

Норма многократных развивающих нагрузок основывается на опти­мальном кумулятивном тренировочном эффекте (приросте качества). В оз­доровительной тренировке для повышения физического состояния доста­точно трех занятий в неделю, для поддержания на достигнутом уровне — Двух.

Четырех- и пятикратное повторение одинаковых по направленности за­нятий лишь незначительно увеличивает КТЭ (кумулятивный тренировоч­ный эффект), но при пятикратном и более количестве занятий в неделю с развивающим эффектом возможно перенапряжение систем вследствие не­достаточного времени для восстановления. Это часто происходит при сни­жении скорости восстановительных процессов у ослабленных детей после перенесенного острого инфекционно-вирусного заболевания, нервного пе­реутомления, при гиповитаминозе. При планировании количества занятий в неделю необходимо учитывать их объем и интенсивность: чем выше ин­тенсивность, тем меньше продолжительность нагрузок и больше частота за­нятий и напротив, при использовании упражнений низкой интенсивности


_______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

и большей продолжительности занятия должны быть не чаще, чем 2—3 раза в неделю.

Это объясняется тем, что восстановление работоспособности после мы­шечной деятельности любой интенсивности имеет несколько фаз: понижен­ной работоспособности, восстановления (компенсации), сверхвосстановле­ния (суперкомпенсации) и нормализации работоспособности.

Если последующая нагрузка по срокам совпадает с фазой пониженной работоспособности, происходит усугубление этого процесса и постепенное развитие состояния перенапряжения. Оптимальный тренировочный (оздо­ровительный) эффект развивается при занятиях, совпадающих с фазой сверхвосстановления (суперкомпенсация).

При регулярности воздействия быстрее развивается накопительная адаптация и происходит повышение физического состояния.

Интенсивность нагрузок характеризуется:

величиной потребления кислорода (ПК) и его процентом от максимального (МПК);

ЧСС, уд-мин~1;

порогом анаэробного обмена (ПАНО);

показателем энергетической стоимости нагрузки к интенсивности основного
обмена (МЕТ)

Основным показателем интенсивности выполняемой работы является величина потребления кислорода. При потреблении 1 л кислорода, необхо­димого для мышечной работы, затрачивается приблизительно 21 кДж (5 ккал) энергии. Количественным показателем физической активности мо­жет служить анализ ЧСС во время мышечной работы. Реакция ЧСС доволь­но точно отражает степень нагрузки на организм и зависит от потребления кислорода. Однако интенсивность не всех нагрузок может быть выражена ЧСС, а только тех, которые длятся более 2—3 мин.

Интенсивность нагрузок на выносливость. К таким нагрузкам относятся циклические упражнения, направленные на общую выносливость, опти­мальная интенсивность которых для школьников находится в пределах 140-160 удПмин"1.

Для определения эффективного уровня рабочей ЧСС для конкретного школьника в зависимости от возраста и ЧСС в покое американскими ис­следователями (Siege, 1989) предлагается такая система расчета:

220 - Возраст=ЧССмакс;

(ЧССмакс - ЧССПОК) □ 0,85 + ЧССПОК = ЧССВ

(ЧССмакс - ЧССПОК) □ 0,65 + ЧССПОК = ЧССН

Эффективный уровень ЧСС находится между ЧССВ (верхний уровень) и ЧССН (нижний уровень).

Например, у школьника 13 лет ЧСС в покое равна 82 уд □ мин"1.

220 - 13 = 207 (ЧССмакс)

(207 - 82) □ 0,85 + 82 = 188 (ЧССВ)

(207 - 82) □ 0,65 + 82 = 163 (ЧССН).

Эффективный уровень ЧСС при выполнении цикличных нагрузок аэ-


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


таблица 12.11 робного характера для этого

Классификация интенсивности нагрузок ппгптгыппгя няуппитгя r ттмяття

(по набатниковой) школьника находится в диапа-

 

 

Зоны интен­сивно­сти Интенсивность нагрузки Показатель ЧСС, уд-мин"1
юноши девушки
I Низкая До 130 До 135
II Средняя 131-155 136-160
III Большая 156-175 161-180
IV Высокая 176 > 181 >
V Максимальная Сверхкритическая мощность

зоне от 163 до 188 удПмин '.

Для суммарной характери­стики интенсивности трениро­вочного занятия необходимы сведения об интенсивности каждой отдельной нагрузки.

В литературе приводятся различные варианты класси­фикации нагрузок. Они разли­чаются по критериям, которые заложены в основу классифи­кации (ЧСС, энерготраты, продолжительность выполне­ния нагрузки), и по величине

показателей интенсивности. Одним из примеров является классификация интенсивности по величине ЧСС (табл. 12.11).

В последнее время подвергается критике распределение интенсивности нагрузок в зонах мощности и за основу берутся усредненные критерии об­разования молочной кислоты в крови (на уровне 2, или 4 ммольПл"1) и оп­ределения индивидуальных порогов анаэробного обмена (ПАНО) (Аулик, Рубан, 1991).

ПАНО обычно выражается в единицах мощности работы (Вт, ВтПкг"1), ЧСС на уровне ПАНО (ЧСС в 1 мин), концентрации молочной кислоты в крови. Нагрузки, лежащие ниже ПАНО, обеспечиваются преимущественно кислородными (аэробными) энергоисточниками и чаще применяются в ка­честве средств активного отдыха, а при условии использования их в боль­шом объеме (60 мин) для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Нагрузки, интенсивность которых равна или превышает ПАНО, совер­шаются за счет аэробных и анаэробных источников энергообеспечения. В зависимости от их соотношения максимальная продолжительность работы колеблется от нескольких десятков минут до нескольких секунд.

Учитывая комплекс показателей: время, в течение которого испытуе­мый способен поддерживать данную интенсивность; ЧСС, соответствую­щую данной интенсивности; содержание молочной кислоты в крови; по­требление кислорода; энерготраты по отношению к критическому уровню (МПК), отношение к ПАНО, В.Я. Вайнбаумом (1991) были разработаны зо­ны интенсивности нагрузки для контингента школьников.

К зоне I относятся нагрузки, интенсивность которых может поддержи­ваться до 10 с (бег на 60 м у школьников, на 100 м у спортсменов), энерго­траты больше критического уровня (МПК) на 50 % (то есть 150 % уровня МПК, принятого за 100 %); ЧСС, потребление кислорода неинформатив­ны; механизм энергопродукции, обеспечивающей энергией такую интен­сивность — это анаэробная алактатная мощность (количество распадающе-


_______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

гося креатинфосфата и аденозинтрифосфорной кислоты в секунду).

К зоне II относятся нагрузки, интенсивность которых испытуемый спо­собен поддерживать в течение 11—20 с (бег на 60—120 м для школьников и 100—200 м для спортсменов); энерготраты на 40—44 % выше критического уровня; ЧСС неинформативна; механизм энергообеспечения — анаэробная алактатная емкость (количество распадающихся фосфатов и включающий­ся гликолиз).

Интенсивность нагрузок, относимых к зоне III, характеризуется следу­ющими параметрами: способность поддерживать интенсивность нагрузки в течение 21—40 с; энерготраты на 20—39 % выше критического уровня, лак-тат 6—8 ммольПл"1; ЧСС неинформативна; энергообеспечение преимущест­венно за счет анаэробной гликолитической мощности (количество распада­ющегося до молочной кислоты гликогена в секунду).

К зоне IV относятся нагрузки, интенсивность которых может поддержи­ваться от 41 с до 2 мин; ЧСС достигает величины 180 удПмин"1 и выше; лак-тат — выше 8 ммольПл"1; энерготраты выше критического уровня на 10—19 %.

Количество энергии для нагрузок этой зоны зависит от анаэробной гликолитической емкости (общее количество анаэробно распадающегося гликогена) и включающегося аэробного окисления гликогена.

К зоне V относятся нагрузки, интенсивность которых может поддержи­ваться в течение 2—5 мин; ЧСС — от 180 удПмин"1 и выше, лактат достига­ет самых высоких значений (больше 12 ммольПл"1); а энерготраты — крити­ческого уровня; аэробное и анаэробное производство энергии примерно равно. Преобладает аэробное окисление.

Продолжительность нагрузок зоны VI может поддерживаться 6—15 мин; ЧСС — 171—180 удПмин"1; лактат крови больше 6 ммольПл"1; энерготраты — 65—85 % по отношению к критическому уровню; изменения кислотно-основного состояния крови незначительно выше уровня, соответствующего ПАНО; в энергообеспечении преобладает аэробное окисление.

К зоне VII относятся нагрузки, интенсивность которых может поддер­живаться примерно 16—60 мин; ЧСС — 151—170 удПмин"1; лактат крови — 4—5 ммольПл"1; энерготраты — 45—65 % критического уровня. Кислотно-основное состояние крови на уровне ПАНО; механизм энергообеспечения преимущественно аэробный.

Зона VIII включает нагрузки с интенсивностью, которая может поддер­живаться более 60 мин; ЧСС — 131—150 удПмин"1; лактат — 2—3 ммольПл"1; энерготраты — 40—50 % критического уровня и ниже уровня ПАНО; меха­низм энергообеспечения аэробный; интенсивность работы продолжительно­стью более 90 мин лимитируют запасы гликогена в мышцах, после истоще­ния которых производство энергии снижается и скорость бега (передвижения на лыжах, велосипеде) падает.

К зоне IX относятся нагрузки с малой интенсивностью: ЧСС — до 130 удПмин"1; лактат — 1—2 ммольПл"1; энерготраты — ниже 40 % от крити­ческого уровня и ниже ПАНО. Нагрузки подобной интенсивности в школе применяются для разминки в подготовительной части урока или для восста­новления после интенсивных нагрузок. В спорте они применяются также


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

для разминки и восстановления.

Точные границы между зонами по уровню отдельных показателей ус­ловны и зависят от возраста, индивидуальных особенностей, тренирован­ности. По этой же причине довольно широк диапазон показателей внутри зон.

Предложенная классификация позволяет характеризовать в большей мере интенсивность нагрузок с циклическими упражнениями, выполняе­мыми равномерным методом. При переменном методе, непрерывном или повторном, можно определить интенсивность нагрузок по усредненным показателям ЧСС, энерготрат и т.п. с указанием интенсивности на отрез­ках.

Уровень ПАНО зависит от тренированности — у тренированных ПАНО выше, чем и нетренированных, от возраста — у молодых выше по сравне­нию с людьми более старшего возраста (Иващенко, Страпко, 1988). У не­тренированных людей ПАНО колеблется в пределах 40—50 % МПК, у тре­нированных — превышает 60 %.

Некоторые авторы, рассматривая концепцию аэробно-анаэробного пе­рехода, выделяют границы ПАНО і и ПАНО2. ПАНО і обозначает верхнюю границу исключительно аэробной энергофункции и локализуется по пер­вому приросту лактата в крови (при концентрации около 2 молльПл"1). Как ПАНО2 обозначается начало выраженного отклонения вверх кривой лакта­та крови на графике против мощности (или времени) возрастающей на­грузки.

Концентрация лактата в крови в зависимости от пола, возраста и фи­зической подготовленности колеблется в пределах от 2,6 до 4,3 ммольПл"1, а у детей и подростков в возрасте 10—16 лет равна 3,8—3,9 ммольПл"1 (Simon и соавт., 1981).

В литературе приведены уровни физических показателей при аэробно-анаэробном переходе у детей различного пола и возраста. При этом боль­шинство данных касается ПАНО і, определенного вентиляционного поро­га по К. Wasserman (цитир. по Аулик, Рубан, 1991) (табл. 12.12).

Адаптационным возможностям детей к выполнению больших нагрузок аэробного характера способствует высокое содержание в мышцах энзимов окисления жирных кислот. По количеству митохондрий дети даже превос­ходят взрослых.

Механизмы анаэробной продукции в детском возрасте развиты гораздо хуже. Высокая верхняя граница аэробно-анаэробного перехода (до 80 % МПК) обусловлена более низким по сравнению со взрослыми содержани­ем мышечных ферментов гликолиза гексокиназы и фосфофруктозы.

Таким образом, детям показаны упражнения аэробного характера для увеличения кардиореспираторной выносливости, как и для взрослых. Вме­сте с тем увеличение МПК в результате занятий может происходить у де­тей, достигших половой зрелости. Однако положительное влияние аэроб­ных упражнений на здоровье детей отмечается в любом возрасте. К таким видам непрерывной двигательной активности относятся: бег, езда на вело­сипеде, игра в баскетбол, футбол, теннис, а также рекреационные виды —


_______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ТАБЛИЦА 12.12

Уровень минутного потребления кислорода при вентиляционном пороге (ПАНО,) у детей (по И.В. Аулик, И.Э. Рубан)

 

 

 

 

 

 

 

Пол Возраст, лет Способ выраженю іПАНОї Источник
ПК МПК
Л'МИН"1 МЛ'КГ 1*МИН 1 % мин"1
М 8-14 -   - - Macek, Vavra, 1969
Ж 8-14 -   - - Тоже
м 9-15 - - -   Gadhoke, Koch, 1969
м 11-13 - 24,2 - - Eriksson, Koch, 1973
м 11-12 - - 70-80 - Vanden Eynde et al., 1982
м   - -   - To же
м   0,649 30,7 64,6   Reybrouck et al., 1982
ж   0,502 25,0 69,8   Тоже
м 6-13 - 26,0     Cooper et al., 1984
ж 6-11 - 23,0   - To же
м 14-17 - 27,0   -  
ж 12-17 19,0    

танцы, туристические походы.

Рациональная интенсивность нагрузки по показателям потребления кис­лорода может быть выражена данными ЧСС, т.к. известно, что между ними существует линейная зависимость (Платонов, 1997) (табл. 12.13).

Приведенные зависимости характерны для молодых людей в возрасте 13—29 лет, далее с возрастом в связи со снижением МПК происходит сни­жение показателей ЧСС примерно на 10 ударов в десятилетие (Шеффард, 1969).

Пульсовые режимы рациональных тренировочных нагрузок для лиц разного возраста и уровня физического состояния представлены на рис. 12.9 (Иващенко, Круцевич, 1994).

Для определения пульсового режима следует точку, соответствующую конкретной продолжительности упражнения (занятия), соединить с кривой определенного уровня физического состояния. Затем из точки соединения провести прямую влево до пересечения с вертикальной прямой, на которой указаны уровни ЧСС для данного возраста. Индивидуальный пульсовой ре­жим находится в диапазоне величин, ограниченном конкретным и выше­стоящим уровнем физического состояния.

Интенсивность силовых нагрузок. Интенсивность нагрузок, направлен­ных на максимальную силу и динамическую силовую выносливость, опре­деляется параметрами величины сопротивления по количеству максималь-


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


таблица 12.13 но доступных повторений этого упражнения
сок^ащенийТзависимости (ПМ>' массой штанги или другого отягоще-

от мпк (Платонов) ния (в кг и в % максимальной массы тела);

ЧСС в1 мин МПК,%
110-130 40-45
130-150 50-55
150-170 60-65
170-180 75-85
180-190 85-90
190-210 90-100

количеством повторений в одном подходе по отношению к ПМ (например, 0,5 ПМ обо­значает половину повторений из возмож­ных); длительностью интервалов отдыха между сериями; темпом выполнения (табл. 12.14)

Для развития максимальной силы ис­пользуют нагрузки с предельным и около­предельным сопротивлением.

ТАБЛИЦА 12.14 Классификация величины сопротивления по ПМ (Вайнбаум, 1991)

Чем меньше сопротивление, тем больше может повторяться упражнение и тем мень­ше воздействие оказывается на максималь­ную силу и возрастает воздействие на сило­вую выносливость.

Величина Величина
ПМ, раз сопротивления
  Предельное
2-3 Околопредельное
4-7 Большое
8-12 Умеренно
  большое
13-19 Среднее
20-25 Малое
Более 25 Очень малое

Упражнения с сопротивлением менее 50 % максимального (ПМ более 25 раз) практически не оказывают воздействия на максимальную силу.

В физическом воспитании школьников, особенно в младшем и среднем возрасте, не рекомендуется использовать нагрузки с пре­дельным и околопредельным сопротивлени­ем, т.к. это может негативно повлиять на формирование скелета, вызвать преждевре­менное окостенение ростковых зон хряща в длинных костях тела и тем самым замедлить рост, вызвать травмы суставов, мышц, сухо­жилий. Кроме этого, упражнения с предель­ными сопротивлениями требуют более дли­тельных интервалов отдыха, чем упражнения с меньшими сопротивлениями, что приводит к большим затратам времени и затрудняет их выполнение в рамках урока физкультуры.

Рациональным и эффективным является такое нормирование силовых нагрузок, которое оказывает параллельное воздействие на максимальную силу и динамическую силовую выносливость. Такими параметрами интен­сивности и объема можно считать (Вайнбаум, 1991):

величину сопротивления — умеренно большая — ПМ — 8—12 раз или
75—85 % максимального усилия. Применяются также и средние сопротив­
ления — ПМ — 13—20 раз или 65—75 % максимального усилия;

количество повторений в одной серии должно быть максимально по от­
ношению к ПМ. Чем больше это отношение, тем сильнее воздействие на­
грузки, т.е. тренировочный эффект. Установлено, что в группе, выполняв­
шей упражнения до 1,0—0,9 ПМ при меньшем количестве серий и меньших


ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧСС,уд-мин ^2шГ) (2№)(j95) (WS) (i80)                    
  (j75) (i65) \ \                  
\                  
^Твб) (W)(i75) (jjo) у \ N                
  S 4 4              
^175) (i70)(j65) (ш)) (Тбб) Д \ s 3              
\' \                
^Тбб) (W)(^155) (i5o)   w N     ^^          
\                  
^55) (і5(Г)(і45) (i4o) (ІЗб) \   sty»   Уфе ^^ -—     -------
4 N               ------ -------
^Кб) (W)(i35) (Тзо)         Й 1/-—     ■—-—. 1------------------------ —=».
^35) (^30)(^25) (Ї20) 1 1 1 1                   ■------------------------  
                   




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.