КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дифференцированная система оценки прогресса (Р по 12-балльной шкале) физической подготовленности на протяжении учебного года в зависимости от исходного уровня
вида и контролировать динамику результирующих показателей тренировочных воздействий в процессе занятий. Подбор адекватных управленческих воздействий связан с процедурой программирования занятий на основе данных педагогического контроля. Контроль за темпами прироста результатов, определяемых в различных тестах и унифицированных системой в баллах, может быть представлен графически, что дает представление об индивидуальном профиле физической подготовленности и помогает корректировать управляющие воздействия. Общий положительный оздоровительный эффект в процессе физического воспитания оценивается повышением уровня индивидуального физического здоровья, критериями которого могут быть: • уменьшение количества острых повторных заболеваний, обострений • снижение выраженности факторов риска развития сердечно-сосудис • снижение ЧСС в состоянии покоя, после сна и при стандартных фи • улучшение результатов в двигательных тестах; • повышение уровня физического состояния; • повышение мотивации к занятиям. Повышение уровня физического состояния служит основой для внесения коррекций в параметры оздоровительных программ в соответствии с возрастным уровнем физического состояния. Самоконтроль в физическом воспитании. Человек как саморегулируемая система, при выполнении двигательной деятельности, ощущает результат ее воздействия и может сопоставлять реакции своего организма с внешними ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ параметрами нагрузки, оценивая их адекватность или неадекватность собственным функциональным возможностям. Субъективные положительные ощущения после небольшого количества занятий возникают раньше, чем выявится кумулятивный тренировочный эффект, что определяет мотивацию занятий. Под самоконтролем в процессе физического воспитания подразумевается совокупность операций (самонаблюдение, анализ, оценка своего состояния, поведения, реагирования), осуществляемых индивидуально как в процессе занятий физическими упражнениями, так и в общем режиме жизни В интервалах между занятиями самоконтроль ориентирован также на оценку восстановительных процессов, анализ общего самочувствия, определения статуса организма и настроенности на предстоящее занятие. Методы самоконтроля можно разделить на три группы: самооценки физического состояния, контроля адекватности и интенсивности нагрузок и эффективности занятий. К первой группе относятся нетрудоемкие способы целостной оценки физического состояния организма, основанные на самотестировании, использовании расчетных формул и сводных шкал балльной (очковой) самооценки индивидуального состояния. Это общеизвестный тест Купера (12-минутный бег). Для людей зрелого возраста предлагается тест Ювяскюля (Финляндия), который заключается в оценке результатов максимальной скорости преодоления дистанции 2000 м и реакции сердечно-сосудистой системы по ЧСС. ИУФП^К+Вп^-^ПІг+тПІз+ЧССпЦ+МТ/РпІз), где ИУФП — индекс уровня физической подготовленности; К, 1Х—15 ~~ постоянные величины и индексы, которые приведены в табл. 12.5; В — возраст, полных лет; Т — количество полных минут, затраченных на преодоление дистанции 2 км; т — количество секунд сверх полных минут, затраченных на преодоление 2 км; ЧСС — сразу после прохождения дистанции (учитывается в первые 15 с, ум-
ТАБЛИЦА 12.5 Цифровые значения постоянных величин
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ таблица 12.6 гаемая дистанция, км (от 1 до 20 Шкала оценки результатов тестирования (тест rm); t средний темп бега ■ивяскюля/ _
(мин П км) — определяется по формуле = T/S, где Т — время пробегания всей дистанции в минутах. Оценка "К" производится в соответствии со шкалой (табл. 12.7). Приведенные методы оценки физического состояния могут быть не безупречны с точки зрения информативности, но общее представление о функциональном состоянии организма в рамках самоконтроля получить можно. Ко второй группе методов контроля интенсивности и адекватности нагрузок в занятиях оздоровительной направленности относят субъективные критерии (одышка, боль за грудиной, под лопаткой, отдающая в левую руку, чувство давления в затылке, шум в ушах) — признаки достижения предельного уровня нагрузок. Для самоконтроля за интенсивностью нагрузки во время бега рекомендуют использовать разговорный тест (Иващенко, 1988). Весьма информативным является соотношение частоты шагов и дыхания во время бега. Скорость бега, при которой вдох на четыре шага сочетается с выдохом на четыре шага (4:4), относится к невысокой. Соотношения ритма дыхания и количества шагов 3:3 характеризует бег средней, а 2:2 — высокой интенсивности. К объективным критериям относят измерение ЧСС во время и после выполнения упражнений. При определении тренировочного пульсового режима можно воспользоваться формулой Л.Я.Иващенко (1988): ЧСС = (195 + 5N) - (А + t), где N — порядковый номер физического состояния (1 — низкий, 2 — ниже среднего, 3 — средний, 4 — выше среднего, 5 — высокий); А — возраст, полных лет при условии:
20 < А < 60; t — длительность циклического упражнения, при условии, что 10 < t < 40 мин.
Третья группа методов включает самоконтроль эффективности занятий. Сюда также относятся объективные и субъективные критерии, которые представлены в табл. 12.8. _______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ТАБЛИЦА 12.8
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |