КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные правила построения разминки
1. Сочетание общеразвивающих упражнений с подводящими и специальными необ 2. Разнообразие включаемых упражнений должно быть невелико, если основная 3. Разминка может быть продолжительной, если основная часть урока будет начи 4. Объем разминки зависит от уровня тренированности занимающихся, последей Продолжительность подготовительной части занятия — величина нестандартная, она зависит от особенностей контингента занимающихся, характера предстоящей деятельности в основной части, конкретных условий. Практически в уроке физического воспитания подготовительной части занятий отводят от 7—10 до 15 мин. Наиболее распространенный метод организации занимающихся в подготовительной части — фронтальный, иногда — дифференцированно-групповой. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ Одним из самых важных вопросов организации занятий в основной части является определение последовательности решения задач в уроке. Прежде всего учитывают активность, внимание и свежесть восприятия, которые необходимы для эффективного усвоения упражнений, наряду с этим необходимо учитывать, какие двигательные качества будут развиваться во время изучаемого двигательного действия. В начале урока, как правило, решают задачи, которые требуют наибольшего сосредоточения внимания, пока оно еще свежо, а восприятие не притупилось. Сюда входит обучение: а) новым двигательным действиям; б) умение применять усвоенные действия в новых соединениях, в изменяющихся условиях; в) двигательные действия, в которых допускаются неточности или ошибочные действия. Далее в уроке решаются задачи, требующие меньшего внимания (повторение для закрепления). Завершают урок повторением хорошо известных двигательных действий, применяемых для развития физических качеств. Если же в уроке решаются задачи только развития двигательных качеств, то сначала предлагаются упражнения, направленные на развитие ловкости и быстроты, потом — на развитие силы и гибкости, последними — на развитие выносливости. Определяя порядок выполнения двигательных действий на уроке физического воспитания, необходимо учитывать смену деятельности по форме и характеру усилий, а также структуре выполнения двигательных действий. Смена деятельности способствует продолжительному сохранению активности учащихся, поскольку одно действие по отношению к другому будет являться отдыхом. Особенно это необходимо в работе с детьми, т.к. от однообразных занятий они быстро устают. Например, в тренировочном занятии по легкой атлетике после изучения старта и ускорений целесообразно перейти к прыжкам в длину и барьерному бегу. Вместе с тем нецелесообразно переходить после прыжков в высоту на бег с барьерами, потому что беговой шаг и прыжок имеют существенные различия в основном механизме техники движений. В основной части урока имеют место подготовительные, основные и другие виды упражнений как средства специальной функциональной подготовки. В их проведении также нужно предусматривать определенный порядок. В основной части урока, прежде чем приступить к решению новой педагогической задачи, необходимо провести специальную разминку — для приспособления организма к новым условиям, к особенностям координационных и чувственных ощущений (чувство снаряда, снега и т.д.). Наилучшей считается следующая последовательность решения двигательных задач: специально подготовительные и подводящие упражнения, основные, усложняя и повышая требования к усилиям в видах, где нужен результат. ГЛАВА 10. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ Недостатки в развитии отдельных мышечных групп устраняются в конце основной части урока, если решение этой задачи не выносится на самостоятельные занятия в виде домашних заданий. Если перед уроком стоят и образовательные задачи и задачи повышения функциональных возможностей организма занимающихся, то в первой половине основной части занятий решаются задачи с освоением упражнений, во второй — предъявляющие высокие требования к вегетативным функциям, т.е. развитие физических качеств и применения освоенных навыков в меняющейся, незнакомой обстановке и условиях повышения физических и психических нагрузок; чередование отдельных видов многоборья в условиях соревнований (спортивная гимнастика, прыжки в воду, акробатика). Очень важное значение имеет правильное построение заключительной части урока. Важно подвести итоги: насколько удалось решить намеченные задачи и настроить учащихся на очередную деятельность. Даже при дефиците времени это должно быть сделано хотя бы в предельно сжатой форме. Обьино используется фронтальный способ организации занимающихся, иногда групповой или самостоятельный (в старших классах). При завершении урока следует учитывать характер последующей деятельности. Средства заключительной части будут зависеть от выполнения работы в основной части урока. Урок должен завершаться организованно (групповым методом или, по разрешению педагога, возможен самостоятельный уход с занятия). Продолжительность заключительной части — величина нестандартная, но обычно это 3—5 мин в 45-минутном уроке. Чем больше величина функциональных сдвигов, вызванных основной частью урока, тем в большей мере заключительная часть должна иметь восстановительную направленность. Применяемые для этого средства не должны устранить или уменьшить положительный эффект урока, с помощью которого достигаются прогрессивные изменения в состоянии занимающихся. В этом заключается особенность последней части урока. Последовательность решения задач в уроке во многом определяет эффективность педагогического процесса. Организационные аспекты проведения занятий физическими упражнениями. Четкая, грамотная, методически и научно обоснованная организация процесса физического воспитания определяет его результат. Эффективность всего процесса зависит от результативности каждого из его слагаемых. Качество урока во многом определяется тем, как педагог решает организационные задачи: 1. Обеспечение максимальной занятости занимающихся в уроке. 2. Обеспечение оптимальных условий для постоянного контроля и ре 3. Расположение отделений и групп в зале или на площадке так, чтобы 4. Использование возможно большего количества инвентаря, снарядов, РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ 5. Обеспечение страховки и помощи при выполнении физических уп 6. Обеспечение порядка и дисциплины. Реализация организационных требований к уроку для достижения его оптимальной эффективности обеспечивается важным организационным аспектом — выбором способа организации занимающихся в течение всего урока. Определяющими чертами фронтального метода организации занимающихся являются: • унифицированные задания одновременно для всех занимающихся; • синхронное выполнение этих заданий под общим руководством. Фронтальный метод позволяет педагогу: держать в поле зрения одновременно всех; без лишних трат времени управлять поведением занимающихся; исключить простои; способствовать выработке навыков коллективного поведения. Недостатком метода является то, что он не способствует осуществлению индивидуального подхода (хотя и не исключают его) и пригоден лишь в отдельных фрагментах урока. В подготовительной части урока фронтальный метод используется преимущественно в самом начале выполнения строевых и порядковых физических упражнений и в общей разминке. Специальная разминка проводится фронтальным методом при условии, если в начале основной части урока все занимающиеся будут решать одну и ту же двигательную задачу. В основной части урока фронтальный метод организации используют главным образом при решении задач относительно невысокой сложности однородным составом группы при наличии оборудования, достаточного для выполнения задания одновременно всеми занимающимися. Этим методом организации часто пользуются в младших классах при обучении двигательным действиям несложной координации. В заключительной части занятия фронтальным методом организуют подведение итогов и ориентировку учащихся на очередные задачи (домашние задания). Восстановительную же направленность этой части задания не всегда рационально проводить фронтальным способом, т.к. степень утомления учащихся зависит от их особенностей и не у всех она одинакова. Фронтальный метод организации занимающихся обеспечивает высокую моторную плотность. Определяющими чертами группового метода организации занимающихся на уроке физического воспитания являются: • неоднородность контингента по уровню подготовленности, полу; • каждое отделение получает и выполняет свое задание; • руководство отделениями осуществляет преподаватель с помощниками. В подготовительной части урока групповым методом организуется специальная разминка, готовящая каждое отделение к конкретному характеру работы в основной части урока. В основной части урока групповой метод используется: во время про- ГЛАВА 10. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ведения гимнастических упражнений на снарядах; при решении в одном занятии задач обучения одновременно новому двигательному действию и повторения ранее разученного, при условии смены мест занятий и деятельности отделений между собой; в случае нехватки инвентаря, снарядов, оборудования для всего класса. Поточный метод выполнения упражнений определяется необходимостью и возможностью учащимися выполнять изучаемые движения по очереди, один за другим, беспрерывным потоком. Потоков может быть несколько (например, выполнение упражнений на гимнастических скамейках). Преимущество этой формы выполнения упражнений в большой возможности контроля за индивидуальным выполнением движения. Индивидуальный метод организации занимающихся для выполнения физических упражнений заключается в том, что отдельным лицам предлагаются персональные задания (в устной или письменной форме), которые они выполняют самостоятельно (независимо от содержания и условий работы остальных). Как правило, индивидуальные занятия предназначены для занимающихся, значительно отличающихся от основного состава группы по своей подготовленности, особенностям и способностям, или по состоянию здоровья. Основным вариантом организации индивидуальной учебной деятельности является самостоятельное выполнение задания, но по плану педагога. Более ценными являются задания, требующие от занимающихся самостоятельной разработки и творческого выполнения плана. Руководящая деятельность педагога при организации индивидуальной работы занимающихся значительно усложняется. Требуется тщательная разработка занятий, своевременный контроль и оценка действий, корректность. Круговая форма организации деятельности занимающихся (круговой метод, круговая тренировка) характеризуется тем, что каждый ученик, обьино в составе небольшой группы, выполняет заданное количество разных упражнений, последовательно переходя как бы по кругу к специально подготовленным местам. Серия заданий, как правило, рассчитана на комплексное развитие физических качеств. Выбор метода организации определяется тем, насколько он позволяет преподавателю руководить занимающимися непосредственно или опосредованно (через помощников); в какой мере стимулирует самостоятельность занимающихся или обеспечивает исполнительский ее характер, насколько обеспечивается занятость и рациональное использование учебного времени. С этих позиций, учитывая особенности и подготовленность занимающихся, задачи, назначение и характер физических упражнений, условия работы, собственные возможности и возможности помощников, педагог должен использовать те или иные методы, их варианты и сочетания. Организация работы ответственных руководителей и исполнителей — физкультурных организаторов, дежурных, капитанов команд, судей, испол- РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ нителей разовых поручений, групповодов — имеет существенное значение в успешном проведении занятий урочного типа. Организация весьма разнообразной деятельности помощников педагога осуществляется с учетом таких общих требований: • каждый должен хорошо знать свои обязанности, способы их выпол • все ответственные лица обязаны своевременно и точно выполнять за • занимающиеся должны быть приучены к разумному подчинению от • работу помощников и ее результаты следует периодически оцени • периодически следует менять ответственных исполнителей с тем, что • не следует привлекать занимающихся к работе ответственного испол Организация присутствующих на уроке (посторонних лиц), но не участвующих в учебно-воспитательном процессе (временно освобожденных от упражнений, посетителей), необходима по следующим соображениям: важно исключить или свести к минимуму все, что может помешать работе занимающихся; присутствующие должны получить определенную пользу от занятия. Временно освобожденных необходимо включать в учебный процесс на уроке, привлекая к слушанию объяснения педагога, наблюдению выполнения упражнений, к ответам на вопросы. Часть из них способна выполнять (в стороне от общего строя) некоторые, не противопоказанные им по состоянию здоровья, физические упражнения. Участие освобожденных в общей работе исключает нарушение дисциплины и отставание в занятиях. Что касается посетителей, то прежде всего следует представить их занимающимся, организовать место для наблюдений, дать им краткую информацию или ответить на некоторые вопросы. Это будет способствовать установлению необходимого контакта между посетителями и занимающимися, сведет к минимуму отвлекающие моменты. Требования к содержанию и методике проведения занятий урочного типа: 1. Каждый урок должен служить решению конкретных задач и пред 2. Влияние каждого урока на занимающихся должно быть достаточно ГЛАВА 10. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ должны быть представлены в постоянных соотношениях. В зависимости от основных на данном этапе задач, разновидность урока и других условий любой из элементов занимает главное место. Каждый урок, независимо от решаемых специфических задач физического воспитания, подчиняется общим целям нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Учебно-воспитательный процесс на уроках физического воспитания должен оказывать положительное влияние на развитие интеллектуальных, волевых и нравственных качеств, на формирование познавательных интересов. Для этого следует активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания сути выполняемых действий, создавать условия для проявления творческой самостоятельности, личной ответственности за действия, поведение, приучать к самоконтролю, самооценке, самодисциплине, к умению владеть эмоциями. Деятельность занимающихся на протяжении урока должна быть достаточно разнообразной не только по содержанию, но и по характеру. Для этого физические, интеллектуальные и волевые усилия варьируются по напряжению, обеспечивая тем самым оптимальный уровень работоспособности. Сложные по координации действия полезно чередовать с хорошо усвоенными, творческую деятельность с исполнительской, интересные упражнения со "скучными" и т.п. Подобные контрастные переключения предупреждают утомление. Мера внесения в уроки элементов разнообразия зависит от особенностей и состояния занимающихся, вида и продолжительности урока, других факторов. 3. Деятельность занимающихся на протяжении всего урока должна 4. В процессе уроков следует использовать разнообразные методы
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |