Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ш. Гоуайзер, Э. Уитт Опросы и вопросы




Задавать вопросы — не в этом ли душа журналистики? Ведь вопросы — это основной инструмент репортера, добы­вающего информацию.

Точно так же вопросы жизненно важны для опросов об­щественного мнения, поскольку они составляют сущность каждого обследования.

Как это случается и у журналистов, неверно заданный вопрос в ходе опроса общественного мнения приводит к неверным ответам.

Но вопросы, задаваемые респондентам, значительно отличаются от тех вопросов, которые журналист ежедневно задает своим источникам и попу­лярным деятелям. Задавая их, журналист ищет информацию, которая позво­лила бы ему процитировать собеседника, который знает больше, чем известно газете. Часто журналист пытается получить сведения, которые его собесед­ник не желает раскрывать. Журналист формулирует свои вопросы, подстра­иваясь к ситуации, и порой задает их так и эдак, если ответ его не удовлетво­ряет. Вопросы журналиста могут быть вызывающими, дискуссионными или обманчивыми — лишь бы получить нужную информацию.

При опросах общественного мнения вопросы формулируются таким об­разом, чтобы служить нейтральным орудием получения понятных ответов на определенную тему от множества различных респондентов. Поскольку на одни и те же вопросы могут отвечать 2000 различных респондентов, эти воп­росы не могут быть рассчитаны на какой-то один тип человека. Опрос дает результаты только в том случае, когда один и тот же вопрос задается всем респондентам. Если вопрос варьируется для каждого респондента, опрос можно считать несостоявшимся. При подготовке интервьюеров для опросов общественного мнения одно из основных правил, которое они должны ус­воить, — зачитывать вопрос по тексту, не допуская малейших изменений. (Поэтому хороший журналист стал бы плохим интервьюером при опросе — журналисты всегда хотят задать вопрос в измененной формулировке.)

Необходимость сформулировать нейтральный повторяющийся вопрос — одна из самых сложных задач организации опроса общественного мнения. Фор­мулировка вопроса — это не наука, а искусство. Но, к счастью, большинство существующих в этом деле правил вполне подчиняется здравому смыслу.

Не существует единственно правильного способа задать вопрос. Но сле­дует учитывать, что формулировка может самым прямым образом повлиять на результаты опроса. Исходя из этого, оценивая формулировки вопросов, журналист должен перепроверить себя по двум позициям.

Является ли предлагаемая формулировка настолько пристрастной, одно­сторонней или сложной для понимания, что результаты опроса можно не принимать во внимание?

Если это не так, насколько формулировка вопроса могла повлиять на ре­зультаты опроса?

В любом случае журналист должен знать, как ставились вопросы, и в по­давляющем большинстве случаев дословно цитировать в своих репортажах вопросы, заданные респондентам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.