Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последовательность вопросов




Порядок ответов

Порядок перечисления возможных ответов на вопрос также может создать некоторые проблемы. Чаще всего это случается, когда респонденту предла­гается длинный перечень ответов, из которых он должен выбрать только один, например, самую важную из десяти задач, стоящих перед страной. Проблема возникает в связи с тем, что респонденту трудно удержать в уме этот длинный список и затем сделать свой выбор. Подобно тому, как канди­дат, которому в избирательном бюллетене досталось место в начале списка, имеет преимущество, порядок возможных ответов, предлагаемых респонден­ту, может исказить результаты опроса.

При проведении интервью с помощью компьютера этот недостаток мож­но частично преодолеть, чередуя порядок предлагаемых ответов. Таким об­разом, одинаковому числу респондентов предлагается перечень ответов, в котором на первое место выносятся по очереди все варианты.

Но такая ротация не всегда возможна. В качестве примера еще одного способа уменьшения погрешностей, происходящих от порядка перечисления возможных ответов, можно привести опрос на выходе из избирательных уча­стков, проведенный в 1992 г. организацией «Вотер Рисерч Сэрвейз» по зака­зу телевизионных сетей. Респондентам был задан вопрос: «Назовите одну-две проблемы, которые оказали наибольшее влияние на ваше решение, за кого голосовать». Для сведения к минимуму погрешностей из-за порядка перечисления возможных ответов использовались две анкеты, белая и жел­тая, причем на желтой варианты были перечислены в обратном порядке. Результаты опроса выглядели следующим образом:

 

  Белая анкета Желтая анкета в обратном порядке Разница
Здравоохранение      
Дефицит федерального бюджета      
Аборты      
Образование     -1
Экономика/работа     -3
Окружающая среда     -3
Налоги     -5
Внешняя политика     -2
Семейные ценности     -10

Как можно убедиться, ответ «экономика/работа» был выбран большин­ством опрошенных в обоих случаях. Но «дефицит федерального бюджета» и «здравоохранение» заняли второе и третье место в белых анкетах, а «семей­ные ценности», «налоги» и «дефицит» — в желтых.

Специалист по опросам Питер Харт считает, что «расположение вопро­сов может во многом определять результаты, получаемые при ответах на них». Так, во многих случаях вопросы о слабостях того или иного кандидата пред­шествуют вопросу о гипотетическом голосовании и тем самым существенно снижают уровень поддержки кандидата.

То же самое относится и к другим ситуациям. Например, на уровне пре­зидентской популярности может сказаться заданный непосредственно перед этим вопрос об экономической ситуации. Во времена хорошей экономичес­кой конъюнктуры популярность президента при этом пойдет вверх, а в тя­желые времена — вниз.

Влияние последовательности вопросов нередко бывает и более тонким. Если вопросник составлен так, что главному вопросу о выборе предшеству­ет серия вопросов о конкретном кандидате, это может искажать результат в ту или иную сторону в зависимости от создаваемого этими вопросами впе­чатления. Иногда один и тот же вопрос может усиливать поддержку со сто­роны одной группы и ослаблять ее со стороны другой.

Здесь единственное простое решение для вас — это просмотреть исполь­зуемый вопросник, чтобы определить, не могут ли предварительно задавае­мые вопросы повлиять на сообщаемый вами конечный результат. Если это так, то вам следует ввести в репортаж оговорку об этих вопросах.

Возможно, организаторы опроса не предоставят вам полного вопросни­ка. Зачастую это оправдано, поскольку вопросник может содержать вопро­сы от нескольких клиентов, часть которых может быть против разглашения своих вопросов даже без приведения результатов. Если организация доста­точно солидная, то она может дать вам просмотреть соответствующие воп­росы при условии, что вы не будете о них писать. В ином случае ее эксперт может рассказать вам о содержании этих вопросов, не раскрывая их форму­лировок. Тогда вам самому придется решать, как подавать эту ситуацию в вашем материале. Обычно, если нет оснований подозревать, что воздействие последовательности вопросов будет серьезным, знания их общего содержа­ния бывает достаточно.

Сокращено по источнику: Гоуайзер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М.: Вагриус, 1997. С. 96—122.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.