КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Насколько сбалансирован вопрос?
Доступен ли вопрос пониманию? Подобно тому, как язык журналиста должен быть понятен его аудитории, вопросы, задаваемые в ходе опросов, должны быть понятны респондентам. Прежде всего следует установить, насколько задаваемый вопрос доступен для правильного восприятия респондентом. В зависимости ог состава опрашиваемой группы допускается использование сложных специальных терминов. Точно так же, как язык медицинского журнала «Нью-Ингленд Джорнал оф Медисин» понятен его читателям, язык опросного листа должен быть понятен конкретной интервьюируемой группе, даже если он не доступен широкой публике. В подобных случаях, рассказывая с результатах даже очень удачного специального опроса, журналисту придется приложить усилия, чтобы изложить материал достаточно популярно для более широкой аудитории. Проблема формулировки вопроса возникает тогда, когда он содержи! слова, непонятные для опрашиваемой группы. Это происходит в тех случаях, когда используются отдельные слова, не являющиеся общеупотребительными, особенно если по звучанию они напоминают более знакомьп респонденту слова. Подобного рода вопросы не дают полезных результа тов, поскольку либо непонятны респондентам, либо интерпретируюта каждым респондентом по-разному. Если журналисту представляется, чтс вопросы были слишком сложны для опрашиваемой группы, требуется со блюдать особую осторожность. Можно даже попытаться задать вызываю щий сомнение вопрос на выборку нескольким людям, чтобы убедиться, xai они его понимают. Далее следует проверить, сбалансирован ли вопрос. Возможно, это еде лать несколько труднее, но опять на помощь приходит здравый смысл. Споры вокруг использования при опросах несбалансированных вопросо не утихают. Некоторые специалисты используют их для замеров крайносте] в общественном мнении. Другие задают один-два «несбалансированных вопроса, подталкивающих респондента в одну или другую сторону, чтоб! получить «сбалансированную» картину общественного мнения. Так, например, споры вокруг вопросов, задаваемых Луисом Харрисом касались вопросов следующего типа: 1.Трудно поверить, что при том, что ближайшие помощники президент Никсона замешаны в уотергейтском деле, сам президент не знал о его пла нировании и дальнейших попытках сокрытия его от общественности. 2.Он (президент Никсон) несправедливо обвиняется в действиях, кото рые совершили его подручные и о которых он ничего не знал. Такого рода прожективные вопросы, в которые заложено уже то или ино мнение, могут быть полезны для анализа. Но писать о результатах такого оп роса очень трудно. Как сопоставить ответы на такие наводящие вопросы с оЕ щественным мнением, которое проявилось бы при постановке более нейтраль ньгх вопросов? Во-первых, потенциал подобных вопросов лишь подчеркивает непреложное правило, что нельзя писать о результатах опроса, если не известно, как был сформулирован вопрос. Во-вторых, результаты опроса, в котором применялись умышленно заостренные или наводящие вопросы, должны освещаться прессой с учетом формулировки вопросов. Можно, например, сказать, что даже в условиях пристрастно сформулированных вопросов какая-то часть респондентов предпочитает признавать или отрицать вину президента Никсона. Далее можно привести точную формулировку вопроса, а также ответы на вопросы, которые были более сбалансированы. В-третьих, необходимо помнить, что общий контекст опросного листа одинаково важен и для респондентов, и для тех, для кого пишет журналист. Это значит, что несколько заостренных вопросов, поставленных перед сбалансированным, могут сказаться на общих результатах опроса. Поэтому следует соблюдать особую осторожность при освещении в прессе результатов опросов, в которых нейтральные вопросы идут вслед за односторонними. Существует еще один тип несбалансированного вопроса, совершенно бесполезного для отражения общественного мнения, который, как правило, журналисты должны игнорировать: это вопросы с нагрузкой. При их применении в анкете в целом не делается попытка уравновесить их вопросами, представляющими противоположную крайнюю точку зрения. Вопросы с нагрузкой часто используются лоббистскими группами, чтобы показать поддержку их позиции. Примеры таких вопросов приводят Брэдбери и Садмен: Хотите ли вы, чтобы руководители профсоюзов по существу решали, сколько муниципальных служащих должно содержаться за счет налогоплательщиков, т.е. за ваш счет? Будете ли вы голосовать за тех, кто вынуждает государственных служащих вступить в профсоюз под угрозой увольнения? Это, безусловно, односторонние вопросы. Их язык и структура подталкивают респондента к определенному ответу. Сами по себе они интересны для исследователей общественного мнения, поскольку демонстрируют силу формулировки вопроса. Но для журналиста такие вопросы опасны, поскольку полученные ответы преподносятся как показательные для общественного мнения. Большинство вопросов такого рода не попадут в сообщения СМИ, поскольку опросам, в которых они ставятся, присущи другие недостатки, связанные с выборками и процессом интервьюирования. Но и в нормально проведенных опросах могут попадаться подобные вопросы. Читатель обязательно должен быть предупрежден, когда респонденту задается пристрастный вопрос, и если пристрастный вопрос не может быть корректно проинтерпретирован за счет общего контекста опроса, журналисту не следует сообщать о нем.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |